Заседание № 125

20.11.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 284822-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (в целях своевременной реализации мер по поддержке финансового рынка, рынка труда, отраслей экономики и по социальному обеспечению населения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4500 по 5190 из 7198
Кворум есть, продолжаем нашу работу. Коллеги, мы с вами в фиксированное время   
сегодня рассматриваем пункт 26, законопроект первого чтения - проект            
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном    
бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Доклад             
официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя       
министра финансов Российской Федерации Нестеренко Татьяны Геннадьевны.          
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г., официальный представитель Правительства Российской            
Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации.                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, на ваше рассмотрение представлен законопроект "О внесении   
изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на           
плановый период...", который регулирует вопросы, связанные с реализацией в      
текущем году мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей         
экономики Российской Федерации, а также мер по социальному обеспечению          
населения и других мер социальной политики.                                     
                                                                                
Главное в содержании данного законопроекта заключается в том, что               
правительство просит внести изменения в закон, которые позволяли бы             
ассигнования, предусмотренные на капитализацию банков, - 150 миллиардов         
рублей - направлять при необходимости на поддержку отраслей экономики, в        
социальную сферу и так далее, на так называемые антикризисные мероприятия.      
Данное предложение было сформулировано в связи со следующим. Действительно,     
тот объём прав - 450 миллиардов рублей, который парламент предоставил           
правительству, - достаточно широкий объём ассигнований для мер оперативного     
реагирования. Но даже по отчёту правительства о реализации антикризисных мер,   
который в соответствии с законом был представлен в парламент, видно, что уже    
все решения антикризисные, которые приняты, в принципе привели к тому, что      
этот объём прав - 450 миллиардов рублей - исчерпан, включая направление         
занятости, включая направления автомобильной промышленности, авиационной        
промышленности, сельское хозяйство. И по остальным направлениям - отчёт, ещё    
раз говорю, представлен вам - в целом решения приняты.                          
                                                                                
Однако правительство полагает (и уже сейчас мы имеем информацию, что            
существует напряжение в некоторых сферах), до конца года действительно нужно    
продолжать принимать меры, в том числе в автомобильной промышленности, но       
прежде всего на повестке дня стоит вопрос о поддержке, выделении                
дополнительных ассигнований Фонду социального страхования. Ситуация с Фондом    
социального страхования в текущем году действительно очень напряжённая, объём   
платежей в Фонд соцстраха в связи опять же с кризисными ситуациями у            
плательщиков не позволяет в полном объёме покрыть те расходы, которые           
складываются вследствие необходимости оплаты больничных листов, а также         
выплат пособий по беременности и родам и по уходу за ребёнком до полутора       
лет. Есть ожидаемая оценка, что до конца года для сбалансированности фонду не   
хватит 15 миллиардов рублей, 15,4 миллиарда. Проект постановления               
правительства о выделении этих ассигнований подготовлен, правительство          
исходит из того, что нельзя допустить каких-то задержек с оплатой больничных    
листов. Но прав у правительства, то есть антикризисного фонда, в пределах       
которого можно было бы принять это решение, уже нет, резерв уже исчерпан.       
                                                                                
Такое право, ещё раз говорю, - это не перенос ассигнований, это право           
правительства в пределах тех ассигнований, которые предусмотрены на             
капитализацию банковской системы, направлять ресурсы на антикризисные           
мероприятия. Вот это право закреплено в том законопроекте, который вам          
представлен.                                                                    
                                                                                
Следующее направление связано с предыдущей темой. В связи с изменением          
направлений использования этих 150 миллиардов рублей, а также с учётом тех      
замечаний, которые были высказаны при рассмотрении законопроекта по 2009        
году, мы уточняем программу заимствований, куда включаем эти 150 миллиардов     
рублей как возможность заимствований на финансовом рынке. Соответственно это    
взаимосвязанные поправки.                                                       
                                                                                
Следующая поправка - это предложение внести изменения в программу               
государственных гарантий. То же самое: в бюджете предусмотрено 300 миллиардов   
рублей на предоставление гарантий, из них 200 миллиардов рублей -               
предприятиям гражданских отраслей, 100 миллиардов - предприятиям оборонной      
промышленности. На сегодняшний день, вы знаете, существуют две комиссии,        
которые рассматривают заявки предприятий, и вот та комиссия, которая            
рассматривает заявки предприятий гражданских отраслей, уже получила заявок      
больше, чем на 200 миллиардов рублей. Предлагается на эти цели 25 миллиардов    
рублей перенести из того объёма гарантий, которые планировалось предоставить    
предприятиям оборонной промышленности.                                          
                                                                                
Следующая поправка - предложение о внесении изменений в направление             
межбюджетных трансфертов. По ожидаемой оценке, объём субвенций, которые мы      
предоставляем субъектам Российской Федерации на федеральные мандаты в части     
оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданам - федеральным льготникам, на 10,7   
миллиарда рублей будет сэкономлен. Во-первых, фактические данные                
подтверждают, что на 1,6 миллиона человек граждан этой категории станет         
меньше, чем закладывалось при планировании бюджета, а также объём расходов,     
который идёт на эту категорию граждан, опять же по отчётам субъектов, говорит   
о том, что в принципе складывается экономия по данному виду межбюджетных        
трансфертов в 10,7 миллиарда рублей. Отчётность подтверждена. При этом никто    
не ставит под сомнение, что федеральные расходные обязательства по всем         
предъявленным выплатам будут обеспечены.                                        
                                                                                
Мы обращаемся в парламент - законопроектом эта норма как раз зафиксирована -    
с предложением из этих 10,7 миллиарда 10,5 миллиарда направить на дотацию по    
обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов, при этом 200 миллионов       
оставить на всякий случай как резерв именно вот в этом направлении - на         
субвенции по ЖКХ. Таким образом, с одной стороны, полностью закрываются наши    
обязательства по оплате услуг ЖКХ этой категории граждан и на 10,5 миллиарда    
рублей увеличивается фонд сбалансированности бюджетов субъектов.                
                                                                                
На какие цели? Мы тоже обсуждали эти вопросы. Две цели. Это, конечно, не        
вопрос законопроекта, в законопроекте не расписывается, на какие цели идёт      
дотация на сбалансированность, но, предвидя вопросы, сразу хочу сказать, что    
действительно рассматриваются также и направления использования этих дотаций.   
Правительство предполагает направить 8 миллиардов 250 миллионов городу Москве   
для компенсации выпадающих доходов в связи с изменением распределения           
акцизов. Вы знаете, что от изменения акцизов больше всего доходов уменьшилось   
в Москве, и в конечном счёте было принято решение всё-таки сделать такую        
постепенную компенсацию этих выпадающих доходов.                                
                                                                                
Остальную сумму - около 2 миллиардов - планируется, предполагается направить    
Краснодарскому краю, для того чтобы были обеспечены именно субъектовые          
объекты, ремонт и строительство тех объектов, которые относятся к субъекту и    
которые были исключены из плана "Олимпстроя" по подготовке к Олимпиаде,         
поскольку эти объекты были признаны не относящимися непосредственно к           
Олимпиаде, а относящимися к полномочиям субъекта Российской Федерации,          
который тем не менее должен быть готов отремонтировать коммунальные сети и      
так далее. То есть мы сумму 5 миллиардов недодали в следующем году в качестве   
взноса в "Олимпстрой". Часть вопросов с Краснодарским краем у нас уже была      
урегулирована, и вот нынешнее положение, вот эта экономия позволяет             
урегулировать остальные и полностью обеспечить финансовыми ресурсами            
Краснодарский край, чтобы он тоже в своей части был готов к проведению          
Олимпиады.                                                                      
                                                                                
И последняя, абсолютно техническая поправка. Она приводит приложение по         
субвенциям на занятость в то состояние, которое было изначально в законе о      
бюджете - в объёме, равном тем ассигнованиям, которые есть в ведомственной      
структуре бюджета, поскольку дополнительные 34 миллиарда рублей были выделены   
решением правительства и включение их в октябре в состав бюджета технически     
привело фактически к удвоению суммы. Это просто приведение в исходное           
состояние, не меняющее общих объёмов распределения ассигнований.                
                                                                                
Просим поддержать. А с учётом первой позиции, о которой я сказала, -            
сложностей, возникающих сейчас в Фонде социального страхования, -               
правительство обращается в парламент с просьбой принять законопроект в первом   
чтении и в целом.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Геннадьевна.                             
                                                                                
Содоклад от Комитета по бюджету и налогам сделает первый заместитель            
председателя комитета Виталий Борисович Шуба.                                   
                                                                                
Пожалуйста, Виталий Борисович.                                                  
                                                                                
ШУБА В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                            
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Правительство Российской    
Федерации внесло в Государственную Думу законопроект "О внесении изменений в    
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период       
2010 и 2011 годов". Объём представленных материалов соответствует статье 212    
Бюджетного кодекса Российской Федерации. Татьяна Геннадьевна подробно           
изложила суть внесённого законопроекта. Я ещё раз обозначу его ключевые         
пункты.                                                                         
                                                                                
Первое. Предлагается снять сумму средств в объёме 150 миллиардов рублей с       
капитализации банков. Это как раз и ответ оппонентам, которые говорили, что     
мы заложили чрезмерную сумму, направляемую на капитализацию банков. Это был     
некий резерв, который позволяет нам до конца года решить серьёзные социальные   
проблемы, и прежде всего в связи с дефицитом средств в Фонде социального        
страхования. Эту задачу необходимо решать, как необходимо решать и задачу,      
связанную с социальной сферой Волжского автомобильного завода. Но для того      
чтобы изменения прошли правильно, вносятся поправки и в ряд приложений.         
                                                                                
Вторая тема - это дополнительная поддержка субъектов Российской Федерации в     
объёме 10,5 миллиарда рублей. Источником для решения этой задачи являются       
средства, которые сэкономлены по федеральным мандатам в части оплаты            
жилищно-коммунальных услуг. Возможно, будет вопрос, я сразу же проинформирую    
вас, что сегодня этой суммы достаточно. Комитет очень внимательно подошёл к     
обсуждению этой темы, понимая, насколько социально важна эта статья. Сегодня    
в остатках на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации находится 22       
миллиарда рублей, они просто не востребованы, поэтому правительство выходит с   
предложением часть средств поднять на федеральный уровень и направить затем     
уже в субъекты Российской Федерации в виде дотаций.                             
                                                                                
Третья часть законопроекта касается государственных гарантий. Правительство     
Российской Федерации предлагает увеличить госгарантии для гражданского          
сектора нашей промышленности на 25 миллиардов рублей и ровно на столько же      
снизить сумму гарантий, которые, возможно, будут направлены на поддержку        
оборонного комплекса.                                                           
                                                                                
Комитет по бюджету, рассмотрев законопроект, предлагает Государственной Думе    
принять его в первом чтении и в целом.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виталий Борисович.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Запишитесь, пожалуйста.                               
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич.                                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо.                                                       
                                                                                
У меня к Татьяне Геннадьевне вопрос.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемая Татьяна Геннадьевна! Сорок семь дней назад был     
принят закон № 230-ФЗ о внесении изменений в действующий бюджет. Я как раз по   
последней части вашей информации, таблица 19 приложения 19. Наверное, так же    
читали наши депутаты, как и сейчас читают: ни у одного на столе этого бюджета   
нет и никто и в глаза изменения не видел, кроме, может, пятидесяти человек в    
бюджетном комитете. Так вот, в этой таблице с подачи правительства мы           
утвердили сумму 77,5 миллиарда рублей, точнее, 77 миллиардов 490 миллионов      
рублей. Сегодня вы предлагаете пересмотреть её и сделать 43 миллиарда 462       
миллиона. 34 миллиарда - где они? Куда делись деньги? Это первое. Это не        
техническая... (Микрофон отключён.)                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна.                          
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Да, Сергей Николаевич, я как раз в своём выступлении           
сказала, что мы впервые столкнулись с таким моментом.                           
                                                                                
Первое. Действительно, в бюджете было сначала 44 миллиарда рублей. Есть         
статья закона о бюджете, которая даёт правительству право направлять из 450     
миллиардов рублей средства на антикризисные мероприятия, включая фонды          
занятости, то есть субвенции на полномочия в области содействия занятости. С    
одной стороны, 450 миллиардов рублей стоят у нас в базе, и есть                 
делегированное право правительства осуществлять эти выплаты, но было уже        
принято решение о распределении 34 миллиардов рублей, и при подготовке          
бюджета ассигнования, которые были в бюджете, плюс 34 миллиарда, по которым     
было распоряжение правительства, были загружены автоматически машинами в        
приложение к закону. Таким образом получилось, что, с одной стороны, есть       
законодательный акт, который теперь у нас стал на 34 миллиарда больше, с        
другой стороны, есть ещё и постановление правительства на 34 миллиарда, то      
есть прошло удвоение. У нас то, что сделано в соответствии с правом,            
делегированным правительством, не должно повторяться в законе. Ещё раз          
говорю, это была техническая ошибка при выводе приложений. Это ошибка           
правительства, я признаю её и говорю, что нам необходимо её исправить.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемая Татьяна Геннадьевна, я прошу прощения, если я ошибся в   
цифрах, но, по-моему, вы сказали, что ожидается создание резерва в размере      
чуть ли не 10,7 миллиарда рублей в связи с тем, что один миллион шестьсот или   
один миллион восемьсот тысяч граждан не будут нуждаться в мерах социальной      
поддержки по оплате услуг ЖКХ, в льготе. Я правильно цифры назвал? То есть      
это значит, что за 2010-2011 год только этих граждан из жизни уйдёт один        
миллион восемьсот тысяч, да?                                                    
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Я сказала о том, что объём субвенций, который                  
предоставляется субъектам Российской Федерации на реализацию федеральных        
полномочий по оплате жилищно-коммунальных услуг федеральным категориям          
граждан, по ожидаемой оценке, будет по факту меньше на 10,7 миллиарда рублей.   
                                                                                
Какие причины? Я не могу сказать, меньше физически людей стало или, может       
быть, эта цифра меньше из-за того, что они переехали. Не могу пока назвать      
причины, но субъекты Российской Федерации представили нам отчёт, в              
соответствии с которым фактическое количество граждан в этой категории на       
один миллион шестьсот тысяч меньше, чем было при заявке, при формировании       
бюджета. Является это следствием переезда в другую местность, где нет таких     
льгот, которые оплачиваются (например, горячее водоснабжение), или это          
физическое выбытие - разобраться и сказать о конкретных причинах, наверное,     
мы сможем попозже.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виталий Борисович, пожалуйста, добавьте, если хотите.     
                                                                                
ШУБА В. Б. Сергей Владимирович, я в своём выступлении обозначил эту тему. Ещё   
раз говорю: комитет очень внимательно подошёл к рассмотрению законопроекта,     
особенно в этой части, понимая социальную важность той субвенции, которая       
выделяется нашим гражданам. Если говорить в цифрах, мы приняли решение, мы,     
Государственная Дума, разрешили правительству перенести с прошлого года         
остатки в объёме 15 миллиардов рублей на 2009 год, затем в бюджете определили   
ещё 75 миллиардов рублей. Вот столько суммарно на эти цели в нынешнем году      
выделено средств на решение вопроса оплаты услуг жилищно-коммунального          
хозяйства. На 1 октября текущего года на счетах уже в субъектах Российской      
Федерации свободные остатки 22 миллиарда рублей.                                
                                                                                
Причины? Ну, причин может быть несколько, Татьяна Геннадьевна часть из них      
обозначила. И наверное, есть ещё... Так скажем, это не точный счёт, а мы        
перезаложились, понимая, что сбоя в оплате жилищно-коммунальных услуг, в        
предоставлении льготы не должно быть.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Виталий Борисович, первый вопрос.                                
                                                                                
Ну, мы в седьмой раз пересматриваем бюджет за этот год, а говорим, что он       
хороший. Президент и правительство говорят, что ситуация улучшается, а мы всё   
отнимаем и отнимаем. Я не очень верю в то, что у нас экономия. У нас число      
инвалидов увеличивается, тарифы растут, а появляется экономия. Странно:         
откуда?                                                                         
                                                                                
Скажите, пожалуйста, в том году, когда мы принимали бюджет, наш комитет         
утверждал, что он хорошо проработан и сбалансирован. Седьмой раз мы к нему      
возвращаемся. Почему?                                                           
                                                                                
И если можно, вопрос вам, Татьяна Геннадьевна. Вы говорили, что помощь          
Москве, бюджету. Я знаю, Лужков постоянно строит жильё то в Севастополе, то     
на Украине, то под Москвой, всем оказывает помощь за счёт бюджета Москвы, а     
мы ему помогаем. Как вот это увязать: он на стороне строит за счёт бюджета      
Москвы, а мы помогаем после этого ему? Как-то не вяжется.                       
                                                                                
ШУБА В. Б. Уважаемый Владимир Николаевич, ну, во-первых, не седьмой раз мы      
пересматриваем бюджет. То, что бюджет был сбалансирован, - это факт, и время    
это показало. Мы принимали бюджет в условиях нарастающего кризиса, и,           
конечно, приоритеты были расставлены следующим образом. Первое - преодолеть     
кризисную ситуацию, профинансировать все социальные обязательства               
государства. Экономика стала восстанавливаться, и по этой причине сегодня нет   
необходимости держать средства на выполнение антикризисных мероприятий. Ну и    
жизнь - она несколько корректирует вот те решения, которые мы приняли. Никто    
не ожидал, что, допустим, в Фонде социального страхования возникнет дефицит.    
Это, видимо, и эпидемия гриппа, и ряд других причин, которые сегодня            
заставляют нас покрыть дефицит Фонда социального страхования за счёт средств    
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Я в добавление хотела бы сказать, что, когда мы                
рассматривали бюджет на 2009 год, одна из причин, в связи с которой была        
критика, - это то, что в бюджете были заложены - я почти цитирую -              
беспрецедентные полномочия Правительства Российской Федерации по исполнению     
бюджета. Так вот, тот факт, что правительство не может этими беспрецедентными   
возможностями воспользоваться и каждый раз приходит в парламент и говорит,      
что нужно изменить... Мы обращаемся в парламент: ситуация такова, что нужно     
изменить. Если бы у нас были такие полномочия, ну что, мы и семь, и даже        
десять раз ходили бы? А на самом деле хорошо это или плохо? Мне кажется,        
лучше прийти в парламент, пусть даже десять раз, но прийти и обсуждать          
вопросы. Лучше оперативно реагировать, но вместе с парламентом рассматривая     
этот вопрос. Я к тому, что полномочий таких - самостоятельно распоряжаться      
бюджетом - у правительства нет, и мы идём в парламент. Знаете, действительно    
мы уже даже смеёмся, как дежавю: и опять мы, и опять мы у вас, хотя, конечно,   
рады видеть.                                                                    
                                                                                
Что касается Москвы. Да, 16 миллиардов выпадающих доходов. Можно много          
говорить об объёмах расходных обязательств, которые принимает Москва, можно     
спорить по этому поводу, я не хочу сейчас углубляться в этот спор, одно         
очевидно: какие бы обязательства ни были, важные или неважные, выходить из      
них нужно постепенно. Нельзя резко из любых обязательств выходить - то ли       
дома, то ли выплаты, - нужно дать возможность, чтобы власти любые, Москвы ли,   
Тывы ли, смогли адаптировать бюджет под новую финансовую ситуацию. Поэтому      
правительство... (Микрофон отключён.)                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Геннадьевна.                             
                                                                                
Зубов Валерий Михайлович.                                                       
                                                                                
ЗУБОВ В. М. Виталий Борисович, я, конечно, в отличие от вас пользуюсь только    
информацией Роскомстата, а он, к сожалению, не свидетельствует о выходе из      
кризиса: в октябре опять падение промышленного производства. Так что здесь      
вопрос, скажем так, остаётся там, где есть.                                     
                                                                                
Вопрос у меня к Татьяне Геннадьевне. Татьяна Геннадьевна, правильно ли я        
понимаю, что правительство поняло, наконец, что бессмысленно через банковскую   
систему деньги вливать в экономику, они всё равно не идут, не идут, потому      
что там нечего кредитовать, только пролонгировать можно? В связи с этим хотел   
бы сказать. Не знаю, пять раз или семь раз, со счёту сбились, сколько           
корректировали, вас видеть мы всегда рады в Госдуме, но когда вы придёте не с   
тем, чтобы субсидировать, а с тем, чтобы новым производствам помочь, дать       
импульс в виде финансовых ресурсов новым видам бизнеса, финансирование          
которых является единственным способом выхода из кризиса?                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна.                          
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Валерий Михайлович, не будем обмениваться любезностями, хотя   
я тоже могу много хороших слов сейчас сказать, в том числе в ваш адрес.         
                                                                                
Что касается воздействия правительства на бизнес, инструментов воздействия      
правительства на бизнес, то поверьте: бюджет в объёмах этих инструментов - не   
самый главный, важны вопросы денежно-кредитной политики, вопросы инфляции,      
вопросы в конце концов налогов, администрирования, судебной системы, не буду    
сейчас даже это перечислять. Поэтому в части, касающейся бюджета, -             
правительство приходит и обсуждает, и денежно-кредитную политику                
правительство, когда приходит, обсуждает, это, несомненно, тоже бывает.         
                                                                                
Что касается вопросов банковской системы, хочу сказать следующее. Поправка      
звучит следующим образом: предоставить правительству право в пределах объёмов   
ассигнований, предусмотренных на капитализацию банков, направлять средства на   
антикризисные мероприятия. Что это означает? Если вдруг потребуется провести    
операцию, которую необходимо, - не деньгами, не деньгами, а вхождением          
Российской Федерации в капитал банков через акции, на привилегированные акции   
поменять облигации государства, - если потребуется, это будет сделано.          
Надеемся, и сейчас ситуация так складывается (я слушала доклад, который у вас   
здесь делали от Центрального банка), что это не нужно будет, но норма закона    
даёт право войти в капитал, при необходимости поддержать именно систему         
расчётов. И правительство всегда считает, что банковская система - одно из      
приоритетных направлений.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Геннадьевна.                             
                                                                                
Следующий вопрос. Гостев Руслан Георгиевич, пожалуйста.                         
                                                                                
ГОСТЕВ Р. Г. Спасибо.                                                           
                                                                                
Я согласен с тем, что беспрецедентные возможности нашего правительства должны   
находиться под жесточайшим контролем Государственной Думы, и поэтому            
правильно, что, если проводятся крупные операции, они приходят сюда,            
докладывают, и мы должны вносить соответствующие изменения.                     
                                                                                
Вместе с тем по телевидению можно наблюдать исключительно эффектные сцены,      
когда Председатель Правительства Российской Федерации, находясь в очередной     
поездке по весям нашей великой России, может сообщить в ходе беседы, в ходе     
общения с людьми о том, что для поддержки, скажем, АвтоВАЗа правительство,      
государство выделяет 20 миллиардов рублей или на проведение конкурса среди      
учителей - 1 миллиард рублей. Вопрос: каким образом все эти эффектные           
обещания соизмеряются, корреспондируются с бюджетом, и особенно текущего        
года? Я понимаю, что 1 миллиард на будущий год пообещать, - это можно внести,   
через Госдуму провести и так далее... (Микрофон отключён.)                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна.                          
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Такая импровизация невозможна как раз потому, что это было     
бы нарушением бюджета. Такая импровизация невозможна. И председатель            
правительства, если и говорил о поощрении учителей, о конкурсе учителей, он     
говорил как раз о тех ассигнованиях, которые буквально сегодня вы в третьем     
чтении утвердили, в том числе на обеспечение проведения конкурса на звание      
лучшего учителя.                                                                
                                                                                
Что касается выделения АвтоВАЗу 25 миллиардов рублей, председатель              
правительства действовал исключительно в рамках полномочий, предоставленных в   
пределах тех 450 миллиардов, которые дало правительство, только в пределах      
этого объёма, по которому правительство в лице вице-премьера Шувалова здесь     
отчитывалось. И очередной отчёт уже находится в Думе.                           
                                                                                
Поэтому таких заявлений не может быть. Я согласна с вами, что таких не может    
быть заявлений.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кашин Владимир Иванович...                                                      
                                                                                
А, вы хотите добавить? Пожалуйста.                                              
                                                                                
ШУБА В. Б. Уважаемый Руслан Георгиевич, у нас есть мощный инструмент контроля   
- это Счётная палата. Мы буквально через несколько недель будем рассматривать   
отчёт по бюджету 2008 года. Можно ровно такой же вопрос задать: насколько       
правительство исполняет бюджет, действуя в рамках действующего бюджетного       
законодательства?                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кашин Владимир Иванович.                                                        
                                                                                
КАШИН В. И. Татьяна Геннадьевна, насчёт эффективного инструмента контроля.      
Полтора месяца назад Счётная палата говорила о необходимости своевременной      
подготовки тех подзаконных актов, отсутствие которых мешает, по большому        
счёту, выполнять бюджетные полномочия и территориям, и федеральному центру. В   
этой связи вопрос: сумеем ли за оставшийся месяц выполнить всё, что связано с   
намеченными в данном законопроекте мероприятиями, и что у нас происходит с      
подготовкой, то есть приняты ли те подзаконные акты, за которые критиковали     
министерства, в том числе и ваше?                                               
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Владимир Иванович, абсолютно корректный вопрос. Это очень      
больная тема для правительства.                                                 
                                                                                
Если вы обратили внимание, впервые законопроект о бюджете 2010 года был         
внесён правительством в Думу вместе с перечнем нормативных актов, которые       
необходимо будет принять для его реализации. Впервые! Поверьте (я отвечаю за    
этот вопрос в Минфине), еженедельно проводится мониторинг, еженедельно          
вызываем министерства. Вы можете, если будет возможность, в любой момент        
прийти и посмотреть, что у нас происходит. Каждый день мы отслеживаем, как      
идёт обеспечение нормативной базы, которая позволила бы беспрепятственно        
принимать бюджет. Более того, могу сказать, что после принятия сегодня          
бюджета в третьем чтении в рабочем порядке все министерства в понедельник       
получат цифры (пока ещё, конечно, не на уровне закона), чтобы они могли уже     
планировать свои действия и начинать их осуществлять с момента подписания       
закона. Конечно, делаем всё... Если у вас есть какие-то новеллы, предложения,   
которые могли бы улучшить этот процесс, то я бы просто была вам благодарна.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виталий Борисович хотел бы добавить.                      
                                                                                
ШУБА В. Б. Владимир Иванович, я немного добавлю к тому, что сказала Татьяна     
Геннадьевна.                                                                    
                                                                                
Впервые, принимая федеральный закон о бюджете, мы в постановлении записали:     
правительству в течение первого месяца - в течение одного месяца - со дня       
вступления закона в силу принять все нормативные акты. Впервые мы это           
записали.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ненашев Михаил Петрович, ваш вопрос.                                            
                                                                                
НЕНАШЕВ М. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемая Татьяна Геннадьевна, сегодня в Государственной Думе мы                
рассматриваем расходы государственного бюджета на оставшееся до окончания       
2009 года время. В связи с этим прошу вас рассмотреть критическую ситуацию,     
сложившуюся с уже имеющимися долгами Министерства обороны России перед шестью   
мурманскими строительно-ремонтными организациями, известными как УНРы,          
которые в своё время выполнили государственный заказ для Северного флота, но    
не получили расчёт.                                                             
                                                                                
Ранее неоднократно на заседаниях Комитета по обороне мы обсуждали эту острую    
проблему, и высокопоставленный представитель Минфина обещал решить этот         
вопрос при подготовке к принятию бюджета на 2010 год. Многие мои избиратели -   
работники этих предприятий имеют огромные долги по квартплате, коммунальным     
платежам, другие острейшие проблемы, они обращались за помощью в общественную   
приёмную Владимира Владимировича Путина.                                        
                                                                                
Поэтому убедительно прошу и предлагаю Министерству финансов изыскать            
возможности для погашения долгов перед трудовыми коллективами. Они              
добросовестно выполнили свою работу, теперь необходимо выполнить свою работу    
Министерству финансов и Министерству обороны, хотя это надо было сделать        
давно.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ответьте, пожалуйста, Татьяна Геннадьевна.                                      
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Михаил Петрович, я впервые слышу эту тему. Может быть, это     
не делает нам чести, что мы не знаем об этих темах, но если такой вопрос        
поставлен, то в рамках антикризисных полномочий, если эта ситуация              
рассматривается как кризисная, комиссия, которая её рассмотрит, примет          
решение.                                                                        
                                                                                
Я возьму стенограмму вашего выступления и донесу её обязательно до тех, кто     
принимает решения по антикризисным мероприятиям.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кашин Борис Сергеевич, ваш вопрос.                                              
                                                                                
КАШИН Б. С. Виталий Борисович, я хотел бы внести ясность. Вы сказали, что       
изменение позиции по докапитализации банков - это наш ответ оппонентам.         
Правильно ли я вас понимаю, что это признание справедливости нашей позиции?     
                                                                                
И, Татьяна Геннадьевна, вопрос к вам. Тут предлагается освободившиеся           
средства исходя из этих 150 миллиардов использовать для поддержки финансового   
рынка, рынка труда, отраслей экономики, социального обеспечения и, грубо        
говоря, всего чего угодно. Есть ли у нас гарантия, что опять акции не           
закупите?                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виталий Борисович.                            
                                                                                
ШУБА В. Б. Нет, вы не правы, бюджет действительно был просчитан исходя из       
ситуации 2008 года. Бюджет исполняется прозрачно, и, если есть резервы и нет    
необходимости докапитализировать банки, они направляются в другой сектор        
экономики или для решения определённых социальных задач.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Татьяна Геннадьевна.                                                
                                                                                
НЕСТЕРЕНКО Т. Г. Что касается формулировок. Это не означает направление, так    
называется статья в законе о бюджете, это указание текстовой статьи, так она    
называется: на финансовые рынки, на рынки труда, на социальные... Вот ровно     
то, что прописано, по-моему, в пункте 6 статьи 25, но нужно уточнить в тексте   
закона, наименование этого направления.                                         
                                                                                
Нет, не планируется направлять на фондовые и финансовые рынки.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы закончились. Присаживайтесь, Виталий Борисович.                         
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Один желающий - Владимир Иванович Кашин.            
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАШИН В. И. Спасибо, Любовь Константиновна.                                     
                                                                                
Я хотел бы в начале своего выступления поддержать депутата Ненашева по поводу   
тяжелейшей ситуации, которая сложилась в строительных бригадах Министерства     
обороны, известных как УНРы.                                                    
                                                                                
У меня был буквально неделю назад генерал-лейтенант Завьялов (это последний     
начальник, заместитель министра по строительству, который руководил всеми       
трудовыми ресурсами в министерстве вот на этом направлении) с большой группой   
руководителей, и вот он рассказывал о сложнейшей ситуации. Есть                 
подразделения, которые восемь - десять месяцев не получали зарплату за          
выполненные работы, в том числе за строительство жилья для офицеров и так       
далее, и тому подобное. Кстати, вчера один из каналов телевидения подробно      
показал вот эту ситуацию.                                                       
                                                                                
Поэтому, Татьяна Геннадьевна, большая просьба к вам лично взять под свой        
контроль эту ситуацию, потому что... ну судить надо тех людей, кто это          
допустил. У нас по закону, если больше трёх месяцев человек не получает         
зарплату... А там - годами! Полковники, офицеры, капитаны говорили с экранов    
телевизоров об этом безобразии. И вот эта группа была на приёме у нас здесь,    
в Государственной Думе.                                                         
                                                                                
Теперь что касается закона. Ну, безусловно, можно дать только положительную     
оценку с точки зрения того, что правительство и Министерство финансов           
всё-таки снимают эту сумму денег, 150 миллиардов рублей, для того чтобы         
освободить от этого бремени наши банки. Они уже столько получили этих денег,    
они уже столько чудес проявили, в том числе и воровского плана, и через         
бонусы, и через другие дела, что, видимо, просто уже не в состоянии             
переварить эту массу денег, и, наверное, поэтому они дали добро на то, чтобы    
направить эти средства территориям, но не на социальное страхование. Кстати,    
когда мы рассматривали в среду во втором чтении бюджет, мы в очередной раз      
предлагали в бюджет Фонда социального страхования добавить денег. И вы,         
кстати, снова проголосовали против того, чтобы деньги направить в этот          
бюджет, и, видимо, в следующем году будете снова из-за такого некачественного   
планирования перекраивать, кроить десятки раз бюджет 2010 года.                 
                                                                                
Сколько бы мы сегодня ни говорили, что мы что-то сбалансировали, что-то         
просчитали, применили антикризисные меры, сегодняшние подходы в этом            
законопроекте свидетельствуют, говорят о том, что как раз не применили, как     
раз не сбалансировали. Если бы мы их применили и что-то сбалансировали, если    
бы реальный сектор стал двигаться вперёд, как здесь нам говорят, тогда бы       
сократилась безработица, тогда бы не потребовалось давать дополнительно 40-50   
миллиардов рублей регионам, для того чтобы решить проблему занятости. Она       
комом в зимние месяцы будет накатываться на всех, в том числе и на              
Государственную Думу, на депутатов. Эта проблема сегодня есть в каждом          
регионе.                                                                        
                                                                                
И мы не видим никакого роста экономики в отличие от тех, кто пытается нам       
виртуально доказать, что какой-то рост есть. Вот несколько дней назад           
проводили мы "круглый стол", Малый зал Государственной Думы был полон,          
выступали генеральные директора оборонных предприятий, представители            
обрабатывающей промышленности, и все в один голос говорили, что они вынуждены   
закрывать технологические линии, даже прорывные, конкурентоспособные, в том     
числе производящие, допустим, ту же мебель.                                     
                                                                                
И я к вам ещё дополнительно, Татьяна Геннадьевна, хочу обратиться, речь идёт    
о моногороде. Вот у нас есть предприятие градообразующее -                      
"Электрогорскмебель", несколько тысяч человек там работает, готовый стоит       
завод, апробированный, мебель эконом-класса производит, а финансирование        
сегодня прекращено. Пришли новые управляющие из того же Сбербанка, который      
ведёт финансирование, риски подняли в три раза, изъяли 480 миллионов живых      
денег с оборотных средств, вместо того чтобы запустить этот завод, и всё        
стоит. Поэтому мы ещё раз говорим: нам сегодня нужны не виртуальные, а          
реальные доказательства того, что растёт экономика. Поскольку есть              
безработица и необходимость в доплачивании средств, значит, нет этого роста,    
как нет и сбалансированности. Раз мы направляем дотации регионам, - это         
правильно, что даём деньги, но мы это несвоевременно делаем... И первое, и      
второе мы несвоевременно делаем. Давайте не будем выдавать чёрное за белое,     
давайте прямо скажем, что ошиблись, недосмотрели, не просчитали (в условиях     
кризиса трудно), что исполнительская дисциплина в регионах тоже плохая, что     
мы развалили эту систему, в том числе и статистику, к сожалению, поэтому и      
отчётность сегодня у нас тоже виртуальная. Например, захотел начальник          
областного управления... или губернатор ему сказал: "Сосед вот 2 миллиона       
тонн зерна собрал, а мы почему меньше? Давай мы цифру "2,1" напишем". И         
рисуется вот эта самая бумага, не имеющая ничего общего с реальностью.          
                                                                                
Нас также волнует вопрос гарантий гражданским предприятиям. Извините, почему    
мы должны сегодня снимать с оборонного комплекса эти 25 миллиардов? Они, я      
полагаю, по большому счёту, не решают проблему в целом, они решают другой       
вопрос - кого по вашему списку поддержать, кому помочь, за кого долги           
заплатить. Это тоже большой вопрос, и требует он более серьёзной, более         
аргументированной доказательной базы, в том числе для депутатов. И тогда уже    
по конкретике надо идти, вот как, допустим, в первом варианте мы говорили о     
сбалансированности бюджетов или о занятости, хотя при контроле... Мы            
убеждены, это ещё и не сработает до конца года, в связи с тем что возникнет     
проблема, связанная с нашей бюрократической волокитой, с неповоротливостью      
администраций на местах, с раздутым чиновничьим аппаратом, и ничего не дойдёт   
для снятия системной проблемы, а дойдёт только до единичных случаев             
погашения, решения проблем, где есть какая-то выгода, о которой мы привыкли     
говорить как о махровой, расцветшей коррумпированной составляющей.              
                                                                                
Я ещё раз хочу сказать: в целом наша фракция понимает, что появилась какая-то   
нормальная тенденция к тому... Мы убеждены, что таких бонусов и других          
подобных явлений не будет в банках после этого миллиардного расхищения,         
как-то, наверное, поскромнее будут вести себя банки, что-то, может быть,        
достанется и производству. Но ещё раз хочу сказать: это всё поздно, это всё     
не решает проблемы. Давайте вместе разрабатывать более серьёзные подходы к      
бюджетной политике. Надо менять ситуацию в отношении любимых наших банков и     
всё делать для того, чтобы реальный сектор производства развивался, чтобы       
социальные вопросы решались, социальные проблемы не росли комом, а, наоборот,   
разрешались.                                                                    
                                                                                
Вот сегодня ещё один из законов конституционного переворота будете предлагать   
- чтобы каждую государственную или муниципальную услугу сделать платной. Это    
вообще уже будет кощунством и цинизмом беспредельным!                           
                                                                                
Мы понимаем Минфин, в том числе докладчика, с точки зрения необходимости        
решения этого вопроса, однако, оценивая в целом ситуацию, мы не можем           
голосовать сегодня за это предложение.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание высказаться у представителя правительства и представителя       
комитета? Нет? Спасибо. Кто за то, чтобы принять в первом чтении данный         
законопроект? Прошу определиться голосованием.                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 45 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против           53 чел.11,8%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    368 чел.                                          
Не голосовало                  82 чел.18,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, у нас есть предложение проголосовать сегодня за данный закон в         
целом. Нет возражений у представителя президента? У представителей              
депутатских объединений? Кто за то, чтобы в рамках "часа голосования" принять   
данный закон в целом? Прошу проголосовать.                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 45 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              319 чел.70,9%                                     
Проголосовало против           57 чел.12,7%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    376 чел.                                          
Не голосовало                  74 чел.16,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5727 по 5735 из 7198
ЯКИМОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Я тоже для протокола: по вопросу 26 депутаты Дедов, Никонов, Яхихажиев и        
Зырянов голосовали за.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.