Заседание № 73
13.02.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 28462-5 "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5984 по 6436 из 6631
Пункт 24, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает представитель Государственной Думы Астраханской области Александр Давыдович Башкин. БАШКИН А. Д., представитель Государственной Думы Астраханской области. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым предлагается ужесточить наказание за ненадлежащее исполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав несовершеннолетних. Нам известно мнение профильного комитета. Многолетний опыт представления законодательных инициатив, как положительный, так и отрицательный, позволяет предполагать, что результат голосования, ну, как бы известен. Однако высокий статус этой трибуны свидетельствует о том, что предложения, с неё звучащие, всегда становятся объектом пристального внимания и изучения как для депутатов, так и для средств массовой информации, а в дальнейшем в конечном счёте всё равно служат формированию общественного мнения, становятся основой для совершенствования правового поля как федерального, так и регионального. Дело в том, что действующее законодательство предполагает наложение на родителей и лиц, их замещающих, наказания в размере от 100 до 500 рублей. Данным законопроектом предлагается, не изменяя диспозицию, изменить санкцию, увеличить её - от 500 до 1000 рублей. На представленный проект закона имеется три заключения. Государственно-правовое управление замечаний концептуального характера не имеет. Проект закона был рассмотрен двумя комитетами палаты, из имеющихся у нас документов следует, что концептуальных замечаний нет. Более того, Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, поддерживая концепцию законопроекта, отмечает (цитирую): "Такие ничтожно малые санкции, применяемые к родителям и замещающим их лицам, зачастую несоразмерны объёму причиняемого их действиями вреда. Вместе с тем предлагаемое изменение размера указанных штрафных санкций (от 500 до 1000 рублей) также не может рассматриваться как достаточное в современных условиях". Принимая во внимание данное замечание, мы отмечаем: указанное замечание может быть учтено при рассмотрении законопроекта во втором чтении. Мы, разработчики, саму цифру штрафа не рассматриваем как концептуальную, концепцией является в данной ситуации лишь усиление ответственности. Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству в своём заключении предлагает палате отклонить данный законопроект по причине отсутствия данных правоприменительной практики, свидетельствующих о неэффективности имеющихся мер административного воздействия. Это справедливое замечание нами учтено. Мы устраняем его, доводя до вашего сведения несложную и убедительную информацию по правоприменительной практике. Одним из наиболее веских доводов в пользу утверждения о неэффективности применяемого наказания является вытекающее из правоприменительной практики число лиц, повторно привлекающихся к ответственности. Астраханская область по показателям уголовных и административных правонарушений является средней среди субъектов Российской Федерации, поэтому данные по ней можно рассматривать как усреднённые российские. По Астраханской области повторное привлечение граждан по статье 5.35 превышает 50 процентов. Для примера приведу цифровую информацию по двум районам города Астрахани. В Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Кировского района города Астрахани в 2008 году поступило триста шестьдесят пять административных материалов по статье 5.35, из них двести - повторно. В отношении ста двух родителей материалы рассмотрены не были в связи с неявкой, и семьдесят материалов направлено в службу судебных приставов для взимания штрафов, так как родители от уплаты отказались. В Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Советского района поступило четыреста двадцать административных материалов по статье 5.35, из них двести пятнадцать - повторно. Незначительный размер штрафа не является для нарушителя сдерживающим фактором. Несущественное наказание приводит к повторным правовым нарушениям, в результате чего страдают интересы детей. Более того, несущественные размеры штрафов не впечатляют судебных приставов, которые в силу своей загруженности стараются взыскивать более серьёзные штрафы по другим составам. Анализ показывает, что число административных протоколов по статье 5.35 не отражает реальную картину наложения на родителей административного взыскания, что нарушает принцип неотвратимости наказания за содеянное. Норма есть, а санкция работает слабо. Одной из главных причин является низкий уровень ответственности. Более того, ещё одна очень важная деталь. Вот эта санкция осталась в наследство от сторублёвого МРОТ, ей больше десяти лет, от одного до пяти МРОТ тогда была санкция. Инфляция уже просто съела значимость и понимание вот этого размера. В заключение, перед тем как обратиться к вам с просьбой поддержать законопроект, хочется сказать, что депутаты законодательных органов субъектов Российской Федерации оказываются в схожем положении, когда к ним с законодательными инициативами обращаются представители органов местного самоуправления. Часть законодательных инициатив, как недостаточно проработанные в нашем понимании, мы отклоняем, но в то же самое время работа по ним может быть продолжена. Хотел бы обратиться с просьбой, в случае если сегодня предложенный законопроект не наберёт нужного количества голосов, не оставлять эту тему и продолжить вместе работу, для того чтобы этот закон стал эффективным и работоспособным в вашем понимании. Но всё же прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Давыдович. В качестве информации могу сказать, что мы в предварительном порядке многие законодательные инициативы субъектов Федерации рассматриваем в комитетах, в Правовом управлении и пытаемся сделать их такими, чтобы они могли быть в итоге приняты. Сейчас для содоклада на трибуну приглашается Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Рассматриваемый по инициативе Государственной Думы Астраханской области вопрос таков, что лучше всего начать содоклад с представленной авторами пояснительной записки. Я просто прочитаю дословно: "Действующим административным законодательством на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за неисполнение обязанностей по их содержанию и воспитанию может быть наложен административный штраф в размере от ста до пятисот рублей, что в настоящее время является явно недостаточным наказанием". Вот и всё. По сути, это вся содержательная часть доводов и обоснований, так как остальные три абзаца записки лишь обусловливают этот тезис, причём ну никак не информируя нас о том, почему всё-таки является неэффективной существующая норма права. Кстати, сразу проинформирую вас, уважаемые коллеги, что предложенный законопроект весьма лаконичен, так как предлагает штраф в размере от 100 до 500 рублей заменить на штраф от 500 до 1000 рублей. Мы же полагаем, что всё-таки вопрос воспитания детей - это не тот случай, когда главным является административное воздействие. Абсолютно уверен, что и вы, уважаемые депутаты, согласитесь с тем, что для решения вопросов физического, духовного и нравственного развития детей в первую очередь нужно создавать благоприятные условия для деятельности организаций культуры, а также организаций, предназначенных для образования, воспитания, развития и оздоровления детей, для детского и семейного отдыха. Нужно, чтобы лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию детей, способствовали физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, а органы государственной власти в соответствии со своей компетенцией оказывали содействие этим лицам. Конечно, мы не отрицаем необходимости ответственности за действия нерадивых родителей и воспитателей, и эта ответственность сегодня имеется. И кстати, она имеется и в Кодексе об административных правонарушениях, и в Уголовном кодексе, вплоть до лишения свободы на срок до трёх лет или штрафа до 40 тысяч рублей. Таким образом, рассматриваемое законодательное предложение, по сути, лишается смысла. Кроме того, напомню, уважаемые депутаты, что по инициативе Президента Российской Федерации мы с вами совершенно недавно рассмотрели и приняли в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и, как вы помните, поддержали норму о том, что к компетенции субъектов - подчёркиваю, к компетенции субъектов - относится решение как вопросов, касающихся предупреждения и причинения вреда физическому, духовному, нравственному воспитанию детей, так и вопросов административной ответственности за несоблюдение установленных требований. С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует вам, уважаемые коллеги, рассматриваемый законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы. Депутаты Федоткин, Лебедев, Шлегель и Лекарева. Ну, видите, какой интерес вызвал законопроект. Пожалуйста, депутат Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Александру Давыдовичу. Вопрос очень интересный. Вот у нас как-то традиционно 95 процентов законопроектов, внесённых с мест, отклоняется. В вашей Думе, наверное, тоже самые разные депутаты есть - коммунисты, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", ЛДПР, - то есть разных политических взглядов, подходов. А как они голосовали в целом вот за это предложение? Может, тоже половина против была? Как было у вас? БАШКИН А. Д. За поддержку данного предложения Государственная Дума Астраханской области голосовала единогласно. Более того, мы получили положительные отзывы от субъектов Федерации, и Южно-Российская парламентская ассоциация на своём заседании также единогласно попросила Госдуму поддержать данный законопроект. Мы не предлагаем просто механически в два раза увеличить, мы предлагаем усилить ответственность, а правило законотворческой техники требует цифру указать - мы указали такую. Если посчитают нужным указать другую, можно её изменить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Для справки: не вводите в заблуждение парламент и наших гостей. Более 90 процентов, вернее, менее 90 процентов отклоняется законопроектов, а с учётом тех законопроектов, которые в ходе обсуждения в комитетах отзываются субъектами Федерации, эта цифра будет ещё более высокой. Пожалуйста, депутат Лебедев. ЛЕБЕДЕВ И. В. У меня вопрос к авторам законопроекта. Вот вы в пояснительной записке абсолютно правильно указываете: основное количество преступлений совершается подростками в вечернее и ночное время, что является прямым попустительством со стороны семьи, родителей. Но при этом вы, наверное, понимаете, что в основном здесь речь идёт о неблагополучных семьях, для которых действующее административное наказание за это и так является довольно серьёзным. Не считаете ли вы, что предлагаемое вами усиление ответственности может дать обратный эффект и, наоборот, сказаться на ухудшении материального положения несовершеннолетних, а также затруднит взыскание более серьёзного штрафа? БАШКИН А. Д. Абсолютное следование логике вопроса, конечно, предполагало бы полную отмену ответственности за это, для того чтобы защитить малоимущие семьи нарушителей. Это первое. Второе. Дело в том, что существующая ныне норма, невысокий штраф, не останавливает правонарушителя даже из малоимущей семьи, правоприменительная практика (во всяком случае, об этом свидетельствует та статистика, которой мы владеем, я не могу, конечно, говорить о других субъектах Федерации) показывает, что именно такая категория граждан повторно привлекается по этой же статье. В уголовной практике это называется рецидивом, в административной я не знаю как. Усиление ответственности может быть в нашем понимании сдерживающим фактором, необязательно доводить до неё. То есть граждане, зная, что им придётся достаточно приличную сумму выложить за это нарушение, может быть, будут более внимательно относиться к своим детям. Хотя я согласен, главное, конечно, не штрафы, главное - это создание условий для того, чтобы родители любили своих детей и заботились о них, а насильно, конечно, рублём не заставишь любить детей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шлегель. ШЛЕГЕЛЬ Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Александру Петровичу. Вот он сейчас как раз делал содоклад по этому законопроекту, говорил о том, что слабое обоснование и так далее. Но вот здесь в документах я вижу положительный отзыв Комитета по вопросам семьи, женщин и детей. Не кажется ли вам, что этот вопрос больше к этому комитету имеет отношение? Опять же когда вы делали содоклад, помимо того, что вы говорили о пояснительной записке, вы говорили о воспитании детей. Наверное, комитет по делам женщин и детей лучше знает проблемы, связанные с воспитанием детей, чем комитет по конституционному законодательству. То есть, может быть, логичнее было бы, если бы их представитель был содокладчиком по этому законопроекту? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Роберт Александрович, судя по вашему вопросу... Я, вообще-то, искренне рад, что этот законопроект всё-таки достался нашему комитету, а не комитету по делам женщин и детей. Вы знаете, всё-таки нужно признать, что, если пойти по этому пути, кроме эскалации жестокости, ничего не будет. Ну наказали мы этого родителя, он пошёл и выпорол этого ребёнка, как всегда бывает, потом следующий рецидив. И это бесконечно. То есть дубинку здесь утяжелять, как говорится, совершенно неуместно. Я предлагаю всё-таки обратить внимание на тот законопроект, который мы с вами рассмотрели по инициативе президента, он предусматривает скорее превентивные меры. Да, он говорит: субъекты Российской Федерации, устанавливайте ответственность, вам там ближе, вы ближе к семье и детям, решайте вопросы. И в нём не исключается административная ответственность. Но давайте не будем к воспитанию детей подходить так, как проще. Проще-то, вообще, их всех порасстрелять, и проблемы не будет, но это не выход. У нас будущее за ними, и мы должны с ними заниматься терпеливо и находить всё время способы сделать так, чтобы они подчинялись, чтобы они исполняли действующие сегодня законы, а не воздействовать бездумно на родителей и воспитателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лекарева. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович. Александр Петрович, у меня к вам вопрос. Вас не устроила содержательная часть доводов законодателей Государственной Думы Астраханской области. Я постараюсь её дополнить. У меня вопрос вот какой. Недавно в Архангельске наградили медалью "За спасение погибавших" Наталью Скакалину, она спасла, вытащила из огня двоих детей, полутора лет и четырёх лет, оставленных без присмотра нерадивыми родителями. В Новосибирске трёхлетний мальчик долгое время находился на цепи, пока не погиб, трёхлетний! Вот не кажется ли вам, Александр Петрович, что невнимание федеральной власти приводит к вот такому халатному отношению родителей к своим детям? И не рассматривали ли вы возможность последовать примеру Соединённых Штатов Америки, где принят федеральный закон Мегана, согласно которому лица, совершившие преступления в отношении детей, после освобождения сразу регистрируются полицией, их фотографии везде развешиваются, и общественность знает, кого им опасаться? Вот скажите, какие меры будут... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос, Вера Александровна. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Вера Александровна, меня не устроила не содержательная часть, я к ней отношусь достаточно спокойно, я бы даже сказал, безразлично, меня не устраивает подход. Вот вы знаете, мне пришлось руководить спасательной операцией в Ледовитом океане, когда утонул "Ми-8" диксонского авиаотряда. Пятнадцать человек там погибло. Вот я прилетел. Мы его вытащили из океана и на внешней подвеске потом везли 300 километров в аэропорт Диксона. Ну, представьте, что это для Диксона - пятнадцать человек. Естественно, собрались женщины, дети. Вы знаете, я стоял на аэродроме и плакал, глядя на реакцию детей. Они ведут себя не так, как ведут себя взрослые, они просто потеряны, они не понимают, не понимают, почему так ведут себя взрослые. А мы хотим к ним подойти с точки зрения административного кодекса: давайте сегодня нажмём на их психику, на их отношение... Ну, вы знаете, вы можете меня убивать на этой трибуне, но я никогда не соглашусь с тем, что мы детей должны приравнивать к взрослым, что они правосубъектность должны иметь такую же, как мы, и почти такую же дееспособность. Ничего подобного! Давайте подумаем о детях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Александр Петрович. Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивают. Раз, два, три. Мы уже выходим из графика. Двое желают выступить по ведению. Хорошо. Депутат Осадчий, по ведению. ОСАДЧИЙ С. Ю. Коллеги, я считаю, что рассмотрение этого вопроса нам надо закончить, только ограничить время выступлений, пройти протокольные и на этом завершить наше заседание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гайнуллина. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Викторович, уважаемые коллеги! У меня есть предложение только завершить рассмотрение вот этого вопроса и на этом закончить сегодня заседание. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если настаивает депутат Осадчий... Он предлагает ещё и протокольные поручения рассмотреть, у нас их семь штук. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Снимает депутат? Не настаивает. Тогда выступления по полторы минуты, три выступления, чтобы уложиться. Депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо за такое "богатое" время. Александр Петрович, расстреливать, конечно, не будем, а на логику вашу я всё-таки хотел бы обратить внимание. Некоторое время назад по поводу нескольких законопроектов вы довольно толково, на мой взгляд, выступали, защищали предложения о повышении штрафов и ответственности за нарушения правил дорожного движения. И при этом резонно, на мой взгляд, отвечали депутату на вопрос о детском кресле в "Жигулях". Почему резонно? Потому что вы сказали, что это касается будущего, это касается детей. Так данный вопрос - это вопрос не финансовый, повышение штрафов - это повышение ответственности. Это вопрос не сбора денег, конечно, это забота о детях, о подрастающем поколении. Наказывают не детей, и даже сама угроза наказания - это мера профилактики, это действительно так. Мне кажется, сейчас в выступлении вашем вот эта логика, на мой взгляд, была потеряна. Именно потому, что это забота о детях, именно потому, что это профилактическая мера, мы считаем, что надо поддержать инициативу астраханских законодателей, они понимают, о чём говорят. Мы будем голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконизм. Депутат Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Мы не согласны с мнением предыдущего выступавшего. Мы считаем, что нельзя увеличивать штрафы, накладываемые на родителей, потому что, как здесь было сказано, в первую очередь это неблагополучные семьи, для которых и 500 рублей - серьёзная сумма. Что касается содержания, то никакой профилактической меры в этом, наверное, нет. Я думаю, было бы более актуально ограничить тот поток насилия, что валится на наших детей с экранов телевизоров, и, может быть, поставить задачу добиться активной работы тех органов, которые у нас сегодня в недостаточной мере занимаются этими семьями, не занимаются профилактикой. На сегодняшний день у нас слабо работают и органы опеки, слабо работают и детские комнаты милиции, и фактически отсутствует такое поле, как организация досуга детей. Здесь имеется в виду и работа спортивных секций. Надо так загрузить детей, чтобы у них не было ни желания, ни сил заниматься безобразиями на улице в ночное время. Если ребёнок не найдёт себе занятия днём, естественно, у него останется энергия, которую он будет пытаться выплеснуть. И выплёскиваться она будет исходя из того, что он видит по телевизору. А по телевизору у нас демонстрируется, наверное, самый большой поток насилия, насколько это возможно. У нас не действуют те нормы, которые в цивилизованных странах уже введены, где осуществляется общественный контроль за... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время для завершения. Завершайте, Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Поэтому здесь, я считаю, надо направить законотворческую деятельность в сторону ограничения вот этого потока насилия, на профилактические меры, на работу тех органов, которые государством определены, и принять, может быть, дополнительные какие-то решения, с тем чтобы создать государственно-регулируемый досуг детей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Лекарева Вера Александровна. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые депутаты, фракция "Справедливая Россия" приняла решение поддержать законопроект, разработанный астраханскими коллегами. Дело в том, что в этом зале многие депутаты прежних созывов слышали откровенные доклады представителей Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, министерства здравоохранения, министерства образования и других чиновников о систематическом нарушении законных интересов и прав ребёнка в Российской Федерации. Могу вам сказать, что благодаря поддержке депутатов был создан Госнаркоконтроль, а с 2000 года в посланиях президента достаточно чётко звучит требование покончить с таким позорным явлением, как насилие над детьми в Российской Федерации. Было также поручение президента, напоминаю депутатам, о разработке Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2010 года. Можно много перечислять задуманного хорошего в России, но у нас всегда от сказанного до сделанного - расстояние в десятки лет. Мы уже потеряли целое поколение детей. "Справедливая Россия" давно поставила диагноз семейным проблемам в Российской Федерации и твёрдо уверена, что необходимо на ранней стадии выявлять неблагополучие в семье. И усилить ответственность родителей за воспитание, образование, нравственность и здоровье ребёнка - наша прямая обязанность. Я обращаю ваше внимание, что 12 февраля на пресс-конференции глава Федеральной службы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Завершайте, пожалуйста, ваше выступление. ЛЕКАРЕВА В. А. Глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Петрович Иванов сказал о том, что в России эпидемия наркомании, и привёл ужасные цифры. У нас каждый день, уважаемые коллеги, погибает восемьдесят человек от наркотиков, двести пятьдесят человек ежедневно подсаживаются на наркотики, а семьсот тридцать тысяч официально зарегистрированы как люди, употребляющие наркотики. Это только официальные цифры, их можно смело увеличивать в пять раз. Поэтому я напоминаю, что депутаты Государственной Думы должны взять на себя социальную ответственность за будущее нашей страны. И, завершая своё выступление, скажу, что Дмитрий Сергеевич Лихачёв мечтал создать историю человеческой совести. Очень хочется, чтобы эта история началась с пятой Думы. Фракция будет голосовать за предложенный законопроект и предлагает последовать нашему примеру. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, настаивает ли кто на заключительном слове? Разработчики? Не настаивают. Содокладчик? Нет. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 01 мин. 37 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 101 чел. Не голосовало 349 чел.77,6% Результат: не принято Не принято.