Заседание № 105

10.06.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 284605-3 "Об изменении подследственности и подсудности уголовных дел о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, административных дел о правонарушениях, совершенных военнослужащими, и гражданских дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих" (внесен депутатами Государственной Думы третьего созыва А. Г. Арбатовым, И. Ю. Артемьевым и С. В. Иваненко).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2973 по 3093 из 4697
Вопрос 14, о проекте федерального закона "Об изменении подследственности и      
подсудности уголовных дел о преступлениях, совершенных военнослужащими и        
гражданами, проходящими военные сборы, административных дел о                   
правонарушениях, совершенных военнослужащими, и гражданских дел о защите        
нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов         
военнослужащих". Доклад заместителя председателя Комитета по гражданскому,      
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимира           
Сергеевича Груздева. Пожалуйста.                                                
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Борис Вячеславович.                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, Комитетом Государственной Думы по гражданскому,             
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рассмотрен проект   
федерального закона "Об изменении подследственности и подсудности уголовных     
дел о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими      
военные сборы, административных дел о правонарушениях, совершенных              
военнослужащими, и гражданских дел о защите нарушенных или оспариваемых прав,   
свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих". Названным                
законопроектом вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской   
Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального    
кодекса Российской Федерации", Гражданский процессуальный кодекс, федеральные   
законы "О прокуратуре Российской Федерации", "О судебных приставах" и Закон     
Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих       
права и свободы граждан", предусматривающие упразднение военных судов,          
органов военной прокуратуры, включая следственные подразделения, и в связи с    
этим изменение подследственности уголовных дел, совершенных военнослужащими,    
отнесение к подсудности судов общей юрисдикции уголовных и гражданских дел, а   
также дел об административных правонарушениях, рассматриваемых военными         
судами.                                                                         
                                                                                
Авторы законопроекта, ссылаясь на часть 3 статьи 118 Конституции Российской     
Федерации, считают, что наделение военных судов полномочиями рассматривать      
уголовные и гражданские дела представляет собой завуалированное создание        
чрезвычайных судов. Кроме того, по мнению авторов, это также противоречит       
части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой    
никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем       
судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Однако, по мнению           
комитета, положение части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации          
никакого отношения к созданию органов военной юстиции не имеет и говорит лишь   
о том, что для обеспечения независимости и беспристрастности суда при           
осуществлении правосудия необходимо прямое и четкое определение законом круга   
дел, которые подлежат рассмотрению тем или иным судом. Именно благодаря этому   
у человека и появляется возможность заранее знать, где и каким судом будет      
рассмотрено его дело.                                                           
                                                                                
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона    
"О военных судах Российской Федерации" военные суды Российской Федерации        
входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами    
общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах             
Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных      
органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена      
военная служба, и, естественно, никак не могут считаться чрезвычайными          
судами. Более того, процедура назначения военных судов такая же, как и          
процедура назначения судов и судей других судов.                                
                                                                                
Таким образом, наличие системы военных судов части 3 статьи 118 Конституции     
Российской Федерации не противоречит. Более того, Конституция Российской        
Федерации прямо предоставляет законодателю возможность создавать различные      
специализированные системы судов, в том числе и систему военных судов. Так, в   
соответствии с частью 3 статьи 128 Конституции Российской Федерации             
полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда            
Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего             
Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов                 
устанавливаются федеральным конституционным законом.                            
                                                                                
Комитет считает необходимым отметить также и тот факт, что представленный       
законопроект противоречит федеральным конституционным законам "О судебной       
системе Российской Федерации" и "О военных судах Российской Федерации",         
предусматривающим порядок образования и деятельности военных судов, их место    
в системе судов общей юрисдикции, подсудность дел военным судам, особенности    
статуса военных судей и ряд других вопросов организации военной юстиции.        
                                                                                
В связи с вышеизложенным Комитет Государственной Думы по гражданскому,          
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует         
Государственной Думе отклонить вышеуказанный законопроект.                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику? Не вижу. Нет вопросов. Есть ли желающие           
выступить?                                                                      
                                                                                
Макашов Альберт Михайлович, пожалуйста.                                         
                                                                                
МАКАШОВ А. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Как только началась эта перестройка, перетряска, так появилось желание всё      
сменить, всё уничтожить. Во всем мире, во всех армиях есть военные суды,        
военная прокуратура. У нас вот кому-то очень нужно что-то изменить.             
                                                                                
По своему опыту я скажу: повлиять командиру на решение судьи невозможно. Они    
совершенно независимые, и это действительно так - что в советское время, что    
сейчас.                                                                         
                                                                                
Так что правильно сделали, что отклонили. И пожелание, чтобы унялись те,        
которым хочется всё изменить, перестроить и разрушить.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента,          
полномочному представителю правительства? Нет. Ставится на голосование в        
первом чтении проект федерального закона, обозначенный в пункте 14 порядка      
работы. Кто за? Прошу проголосовать.                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0%                                      
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                      1 чел.                                          
Не голосовало                 449 чел.99,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.