Заседание № 121
О проекте федерального закона № 284222-6 "О приостановлении действия статей 13-1, 13-3, 18 и 18-1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (о приостановлении на пять лет выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства, не являющимся высококвалифицированными специалистами, разрешений на работу в Российской Федерации и патентов на право осуществления трудовой деятельности у физических лиц).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О приостановлении действия статей 13-1, 13-3, 18 и 18-1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Докладывает Сергей Владимирович Иванов. (Шум в зале.) ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Добрый день, уважаемые коллеги! (Шум в зале.) Ну, вообще, Сергей Евгеньевич, не хватает, чтобы кто-нибудь вязал кофточку, то-то там где-нибудь в шахматы играл, - вообще была бы полная иллюзия того, что парламент работает над законопроектами! (Шум в зале.) Ирина Константиновна, начните! Итак, коллеги, я очень коротко. Смысл такой. Как вы знаете, к нам в страну прибывает очень много мигрантов. Это дешёвая рабочая сила, все доходы от использования которой оседают в карманах тех, кто её сюда приглашает. Сами понимаете, ни один нормальный человек не поедет за тридевять земель, если он не будет знать, что здесь ему обеспечены по крайней мере рабочее место и пусть даже и не очень хорошие бытовые условия. Это многомиллиардный бизнес, которым занимаются в основном в крупных городах, их не очень много. Что касается моей родной Курской области, могу сказать, что у нас этой проблемы нет, как, наверное, и в других небольших областях, в основном это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, может быть, Свердловск на Урале... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИВАНОВ С. В. Наверное, Владивосток тоже, потому что, когда там ещё строился мост на остров Русский, я видел как раз гастарбайтеров не из Китая, как нас пугали, говоря, что китайцы там всё захватят, а именно из Узбекистана. Уважаемые коллеги, мы, фракция ЛДПР, предлагаем полностью запретить на пять лет выдачу разрешений на работу и патентов. Мигранты приезжают сюда по нескольким основаниям. Во-первых, это безвизовый режим... (Шум в зале.) Ольга Юрьевна, будьте любезны, потише, вы очень громко говорите! Извините, пожалуйста, что я вам помешал. Во-вторых, это безвизовый режим: из тех стран, в отношении которых у нас не предусмотрены визы, люди приезжают сюда и ищут себе работу. Если они собираются работать у физических лиц, они обязаны купить патент, он стоит тысячу рублей и действует от трёх месяцев до года, то есть проблем нет - покупай и иди работай. Второе и третье - это приглашение либо квота; они у нас утверждаются, а потом некоторыми нечистоплотными компаниями, которые имеют, так скажем, доступ к телу, перепродаются. Приезжают лица из тех стран, к которым мы не очень хорошо относимся в связи с тем, что они не очень хорошо относятся к нам; вот таких у нас около двух с половиной миллиона. Мы предлагаем на пять лет всё это закрыть полностью. Что нам это даст? Это нам даст то, что у этих граждан не будет возможности устроиться на работу, а раз не будет возможности устроиться на работу, стало быть, они подумают, а стоит ли ютиться в этом подвале с блохами, клопами и прочим всем остальным или всё-таки лучше жить у себя, пусть бедненько, но чистенько, в своём собственном доме, в своей родной республике из числа тех, которые с таким восторгом в своё время убежали из нашей любимой страны - Союза Советских Социалистических Республик. Какие возражения? Нам говорят, что, как только они все уедут, тут нам с вами крышка, извините. Ну, можно подумать, что Москву, Ленинград, Екатеринбург построили именно они! Я, честно говоря, в этом сильно сомневаюсь: эти города были построены ещё до того, как эти товарищи приехали сюда. Аргумент номер два. Как бы то ни было, их присутствие на нашем рынке никак не сказалось на возможности наших граждан, даже таких обеспеченных, как депутаты, например, как говорят в народе, могут себе позволить купить квартиру в Москве или в Ленинграде - ну не могут они себе позволить такого, потому что, несмотря на то что рабский труд используется, цены на квартиры никак не падают! То же самое и во всех остальных отраслях, где они работают: всю прибыль эти "жирные коты" себе забирают, а гражданам не остаётся ничего. Третий момент очень плохой. Вот сейчас Владимир Николаевич будет выступать... так вот в заключении комитета сказано, что, по данным "некоторых экспертов"... Я, вообще-то, не понимаю, как наш уважаемый комитет может использовать такую формулировку - "некоторые эксперты", это кто такие? Так вот, по данным "некоторых экспертов", у нас, оказывается, уже около 40 процентов всех работников, занятых по трудовым специальностям (представляете - 40 процентов, по данным "некоторых экспертов"!), составляют мигранты. Вы представляете, чем это грозит?! Вот Япония, например, имеет возможность брать и покупать дешёвый китайский рис, потому в Китае люди живут на 1 доллар в день, я к примеру говорю, а в Японии - на 100 долларов, это ну очень обеспеченная страна, но японские парламентарии в отличие от наших думают о японцах, они хотят, чтобы японские крестьяне, которые рис выращивают, не спивались, а воспитывали бы своих детей, платили налоги, покупали продукцию японского машиностроения, использовали высокие технологии... Наши так не думают - наши думают, что лучше завезти сюда энное количество гастарбайтеров, а люди пусть пьют и вспоминают, как хорошо им было жить двадцать лет назад, к примеру. Уважаемые коллеги, не надо бояться, ничего ужасного без мигрантов у нас не случится! Раньше мы сами строили дома, убирали во дворах, вывозили мусор, работали на предприятиях, санитарами в больницах и так далее, и тому подобное - всё сами делали, и ничего ужасного не случалось, и притом, заметьте, получали высокую заработную плату. Сейчас у нас нет ни достойной заработной платы, ни рабочих мест, ни хорошего настроения, как вы понимаете - всё почему? Потому что все только обещают разобраться с мигрантами, но ничего не делают: миллиарды на кону! Тот, кто думает о русском народе, о России, в конце концов... У нас, кстати, и на Кавказе бешеная безработица - почему же мы тогда не с Северного Кавказа привозим сюда людей, а из Средней Азии? Так вот тот, кто думает о нашей стране, сейчас проголосует за данный законопроект без всяких отговорок, кто не думает об этом - пожалуйста, давайте снова говорить о том, что идея заслуживает оценки, применения, размышления, но пока пускай мигранты работают, пока пускай устраивают нам нездоровую общественно-политическую и социальную обстановку, ну а мы потом раз год, а может быть, и чаще (хотелось бы, конечно, пореже) будем приглашать министра внутренних дел, сотрудников миграционной службы и выяснять, а как же мы до такого докатились, уважаемые коллеги! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я думаю, что два законопроекта, этот и следующий, которые мы обсуждаем на сегодняшнем заседании Государственной Думы, - это одни из самых сложных. Уважаемые коллеги, познакомьтесь с теми предложениями, которые высказывались вчера в начале заседания Государственной Думы, с теми, которые сегодня были опубликованы в прессе. Собственно говоря, и выступление Сергея Владимировича Иванова, к сожалению, отличалось этим - тем, что мы примитивизируем очень многие оценки и примитивизируем очень многие процессы. Вот вы употребляете слово "сами", но если рассматривать Российское государство на протяжении всего его существования - а это, на всякий случай напомню, более 1150 лет, - то история у него, конечно, богатая, в ней встречаются разные народы, многие из которых, кстати, внесли очень большой вклад в строительство Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Это что касается местоимения "сами", это первый момент. Второй момент. Я с этой трибуны уже несколько раз говорил о том, что мы совсем незначительный в истории страны период представляли собой единый народ. Может быть, это всё идеалистические вещи, о чём я сейчас говорю, но нужно и с прагматической точки зрения думать об этом - при отстаивании интересов Российской Федерации. И предлагая кого-то изолировать, нужно рассуждать именно прагматично и с точки зрения возможностей, а самое главное - с точки зрения последствий. Субъекты Российской Федерации, которые оценивали данный законопроект, отмечают, что он не соответствует нынешним принципам и критериям управления трудовой миграцией в Российской Федерации, а также ресурсному обеспечению функционирования российской экономики. Кстати, обратите внимание на концепции, которые утверждены Правительством Российской Федерации, в этой области. Третий момент, уважаемые коллеги. Объективно эти меры не позволяют воспрепятствовать развитию тех неблагоприятных или вовсе негативных социально-экономических тенденций, которые в настоящее время, конечно, действительно могут давать отрицательный эффект. Вместе с тем шаги, которые вы предлагаете, скорее, превратят миграцию в нелегальную - таким образом, мы столкнёмся с новой формой этого сложно управляемого явления, организовать управление которым мы пытались в течение последних лет. С моей точки зрения, мы должны работать над выстраиванием концепции сближения с государствами, граждане которых въезжают на территорию Российской Федерации, выстраивать этот процесс частично за счёт перемещения разрешительных процедур на территорию тех стран, из которых к нам приезжают мигранты, в частности регистрационные процедуры, процедуры дактилоскопии, возможно, и медицинские процедуры должны быть перенесены на территорию этих стран. С моей точки зрения, именно этому соответствуют и те договорённости, которые были достигнуты Председателем Государственной Думы во время его встреч в Таджикистане и в Киргизии. Четвёртый момент. Обратите внимание, пожалуйста, на статистику, касающуюся населения тех стран - я продолжу об этом говорить и в следующем выступлении, - мигранты из которых оказываются на нашей территории. Важнейшим обстоятельством является налаживание деятельности российских государственных органов, обеспечение прозрачности этой деятельности и надлежащего исполнения обязанностей - в этом случае мы сумеем контролировать процессы. Нереалистичные решения кажутся красивыми, но давайте подумаем об их последствиях и о том, на какое количество людей, оценивающих Россию положительно, эти нереалистические решения оказывают в настоящее время отрицательное воздействие. Давайте будем реалистами, давайте уважать свои национальные интересы, но каждый раз, когда мы говорим об этих вопросах применительно и к зарубежным странам, и, что тоже очень важно, к нашим собственным гражданам - а вчера прозвучали оскорбительные высказывания и в отношении их, - мы должны относиться к этим вещам крайне осторожно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться на вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Михаил Юрьевич Маркелов, пожалуйста. МАРКЕЛОВ М. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Владимирович, не обольщайтесь, никто никуда не уедет, будут работать не как нанятые рабочие, а как, например, волонтёры. И вот знаете, я вам скажу такую парадоксальную вещь: сегодня миграция внутренняя гораздо опаснее и имеет гораздо более уродливые формы, чем миграция внешняя, - к сожалению, это так. У меня такой вопрос: когда вы говорите о специалистах, которые определяют общественное мнение... вы сами на что опирались, когда устанавливали срок пять лет? Вы заявляете, что таким образом можно решить этот вопрос, но вы подумали, во сколько обойдётся государству выдворение всех мигрантов? На какие статистические данные вы опирались, когда делали такие выкладки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо за вопрос, Михаил Юрьевич. Я, наверное, не очень правильно объяснял, но основная задача данного законопроекта не то, чтобы те, кто уже находится здесь, уехали, а чтобы не приехали те, кто приезжает каждый год в огромном количестве, - вот для них этим законопроектом предлагается запретить выдачу приглашений, квот и разрешений на работу, это первое и главное. Что касается статистических данных, то я мог бы, как Владимир Николаевич, сослаться на "некоторых экспертов", не указывая конкретно на кого, как в заключении комитета, но я этого не сделаю. Я опираюсь просто на жизненный опыт. Люди приезжают, работают год-два, а потом неизбежно уезжают к семье, а вот разрешение приехать обратно мы им уже не дадим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Владимир Николаевич, просьба ответить коротко - да или нет: как вы думаете, то, что произошло в последние дни в Бирюлёве, - это результат спайки мигрантов с коррумпированными чиновниками на местах и правоохранителями или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну почти ультиматум: да или нет... Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Мы находимся в зале Государственной Думы и готовимся к празднованию 20-летия Конституции Российской Федерации, которая подразумевает свободу слова, в данном случае - в пределах Регламента Государственной Думы. И что касается той ситуации, которую мы будем анализировать не только сегодня, но и завтра, я не могу ответить вам "да" или "нет". Почему? Потому что в этой ситуации возникает очень много проблем и аспектов, которые относятся к конкретному преступному деянию, к той трагедии, которую пережила семья жертвы. На подобные вопросы "да" или "нет" не отвечают, такого рода примитивизация ответов на эти вопросы совершенно недопустима! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Владимир Николаевич, вот вы упомянули наши обязательства по международным договорам как одну из причин того, почему мы не можем поступать резко, что называется, вытащив шпагу. Не считаете ли вы, что настало время нам этот вопрос обсудить и всё-таки понять?.. Многие депутаты, и в том числе я, не понимают таких договоров, когда мы защищаем наших соседей, дружественные нам страны, братские страны с помощью своих баз, своей армии и за это ещё должны, что называется, горячий чай, радушие и много чего ещё. Таких примеров достаточно - та же любимая наша Белоруссия говорит: мы защищаем вас от западных агрессоров - подайте, пожалуйста, "Кемску волость"!.. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Анатольевич, для того чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе либо на экране, либо на стене Государственной Думы карту нашу, представьте себе её образно, и я думаю, что, если вы эту карту представите, со всеми особенностями наших границ, вы получите ответы на многие вопросы. С моей точки зрения, мы недостаточно представлены в странах исхода, в странах, из которых мигранты к нам приезжают, мы недостаточно предпринимаем усилий на поддержание "мягкой силой", в частности, на образование людей, на образование представителей этих народов, по сравнению с той большой работой, которая ранее делалась, поэтому необходимы, несомненно, требовательность, несомненно, борьба с преступностью, но одновременно и очень рациональное, прагматичное понимание интересов Российской Федерации - мы помним известное выражение о стеклянном доме и о кидании камнями! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Сергей Владимирович, прежде чем задать вам вопрос, отвечу коллеге Свинцову, который сказал про кухарок и управление. Ну, правильно надо трактовать: мы все рождаемся даже не кухарками, а безграмотными, и Ленин имел в виду, что надо научить кухарку управлять. Что касается конкретно законопроекта. Сергей Владимирович, а как определить квалификацию, о которой вы говорите? Вот гражданин - бетонщик третьего разряда, штукатур, плотник третьего разряда, кто будет устанавливать, квалифицированный он или не квалифицированный? И вы говорите про лиц без гражданства - я думаю, все мигранты, которые приезжают из других стран, не являются гражданами Российской Федерации, так что, наверное, эта норма вообще излишняя. В общем-то, в целом благое намерение - принять этот закон, но он крайне сырой и действительно неработоспособный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Ну, Николай Фёдорович, разумеется, бетонщик третьего, четвёртого, пятого разряда, как и токарь шестого разряда (мне токарное дело ближе), являются высококлассными специалистами именно в своей сфере, но они не являются высококвалифицированными специалистами с точки зрения российского законодательства. А высококвалифицированных специалистов, откуда бы они ни приезжали, данный законопроект абсолютно не касается. Вы не думайте, мы абсолютно не покушаемся на дружбу народов и на всё, что вам так дорого, - пожалуйста, но мы говорим так: давайте сначала своих обеспечим работой, а потом уже, если что-то останется, поделимся с другими. В противном случае это выглядит как-то нелогично: своих детей не кормим, но подаём детям с соседнего двора - не по-людски это как-то! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Григорьевна Драпеко. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Владимирович, я не знаю, как насчёт бетонщиков, но под действие вашего закона подпадают не только иностранные граждане из стран СНГ, но и граждане из дальнего зарубежья: подпадают, например, артисты эстрады, приезжающие на гастроли, операторы, режиссёры, художники в кино и на телевидении, которые работают у нас по программе даже внутри нашего национального кино, артисты театра, инструменталисты и дирижёры, работающие в наших симфонических оркестрах, в том числе за Уральским хребтом (у нас не хватает своих квалифицированных кадров), архитекторы, художники, которых приглашают наши фирмы и музеи, - они должны получать сегодня рабочую визу, так как не признаются нашим законодательством высококвалифицированными специалистами, и я считаю, что ваш законопроект, если исходить из интересов культуры, принесёт нам только вред. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Григорьевна, вопроса не было? Это утверждение? Спасибо. Виталий Сергеевич Золочевский. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Спасибо. Сергею Владимировичу Иванову вопрос. Сергей Владимирович, а вот если ваш закон будет принят, то правильно ли я понимаю, что это будет в итоге способствовать развитию и становлению какой-то всероссийской биржи труда в связи с миграцией нашего населения внутри страны, - как вы видите эту ситуацию? ИВАНОВ С. В. Ну, насчёт всероссийской биржи труда здесь, конечно, ни слова не сказано, но поймите правильно: рынок есть рынок, и, если мы работодателей лишим этой практически бесплатной рабочей силы, это значит, что они будут уже конкурировать за рабочую силу, которая находится внутри нашей страны, а это значит, что наши рабочие будут получать более высокую зарплату, у нас будет заинтересованность развивать среднее образование, среднее техническое образование, которое сейчас полностью практически утрачено, и это, разумеется, приведёт к тому, что мы наконец-то будем возрождать те азы, без которых общество не в состоянии само себя обеспечивать. Ведь мы дожили до того, что у нас, в той же самой Москве например, уборка и вывоз мусора полностью монополизированы не буду говорить какой национальностью! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кирилл Игоревич Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Владимиру Николаевичу Плигину. Владимир Николаевич, вы абсолютно правильно ссылаетесь на более чем тысячелетнюю историю, но мы очень часто используем международный опыт: посмотрите опыт Германии с турецким населением - насколько глубоко этот вопрос немцы прорабатывали, как много было дискуссий внутри страны и как они заключали в том числе межправительственные соглашения; посмотрите опыт Франции, которая полностью здесь упустила свои возможности, - это другой совершенно опыт, и ситуация, которая сегодня там сложилась (я имею в виду то, что они теряют просто свои города), статистика, прогнозы говорят о том, что через какое-то время они потеряют Францию. С другой стороны, есть опыт Арабских Эмиратов и других арабских стран, которые используют жёсткое национальное законодательство, с тем чтобы рабочие приезжали, работали и уезжали, ни в коем случае не ассимилировались. А у нас в Бирюлёве ситуация уже такова - мы это по телевизору видели, - что в съёмных квартирах живут женщины и много-много детей, понятно, что абсолютно нерусской наружности. Но вы отвергаете наш законопроект и ничего не предлагаете... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Кирилл Игоревич, несомненно, комитет постоянно занимается вопросами миграционной политики, и если вы отслеживаете эти вопросы, то знаете, что целые блоки регулирования предлагались и что они работают достаточно эффективно. Именно эти блоки регулирования, которые мы предложили, в своё время способствовали введению патентной системы, а значит, выстраиванию легализации значительного числа людей, проживающих на территории Российской Федерации. Именно это законодательство позволило к десяткам тысяч незаконно находящихся лиц применить процедуры выдворения с российской территории или запрещения въезда на территорию Российской Федерации. Мы не можем походя говорить об этих проблемах, мы не можем сравнивать себя с Арабскими Эмиратами и предлагать те решения, которые существуют на этих территориях. Мы не можем сравнивать страны с гомогенным населением и Российскую Федерацию, имеющую совершенно другую этническую, религиозную и этнокультурную историю. Эти вопросы находятся в центре внимания комитета, и в настоящее время рассматривается около двадцати законопроектов, из которых пять или шесть могут быть приняты, но в целях защиты населения нашей страны - подчёркиваю: защиты, а не формирования неправильных отношений - мы предлагаем быть рациональными, разумными, конечно же ставя во главу угла национальные интересы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Сергеевич Шурчанов. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемые Сергей Владимирович, Владимир Николаевич, у меня есть вопрос, не знаю, кто из вас ответит: в чём притягательность привлечения мигрантов, зарубежной рабочей силы для наших работодателей? Вот конкретный вопрос: они платят у нас обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования, в фонд медицинского страхования? Если платят, то куда платят и кому платят? А если они не платят, тогда, может быть, вся причина в том, что они более выгодны, чем внутренние наши рабочие? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Сергеевич, кому всё-таки вопрос? ШУРЧАНОВ В. С. Не знаю, кто из них ответит... ну, комитет, наверное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Валентин Сергеевич, вы затронули действительно одну из очень принципиальных вещей, это принципиальная вещь для формирования конкурентного рынка, для конкурентного предложения трудовой силы: необходимо, чтобы права всех категорий лиц относительно равно защищались с точки зрения внесения страховых взносов, с точки зрения медицинского страхования, обеспечения и так далее, чтобы это не создавало преимущества для определённых категорий занятых. Действительно, в этой области нужно навести порядок, и тогда в той или иной мере, может быть, произойдёт замена лиц, которые осуществляют ту или иную трудовую деятельность, допустим в строительной области. Над этим мы тоже достаточно предметно работаем, в частности, нами были установлены штрафы до 800 тысяч рублей за привлечение незаконным образом работника на российское предприятие в тех случаях, когда необходимо получение патента, но я согласен с вами в том, что значительная часть трудовых отношений ещё не урегулирована. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Сергей Владимирович, я очень часто поддерживаю ваши предложения, но сегодня, как мне кажется, это чисто популистский закон - это то же самое, что покричать на выборах: "Мы за русских, мы за бедных!" А вопрос мой следующий. Ну, миграция приобрела уже мировое значение, и вы знаете, что и из нашей страны очень многие уезжают на высокооплачиваемую, но неквалифицированную работу за рубеж. И мне кажется, одним запретом, конечно, ничего не решишь, а этот важнейший вопрос - тем более. Вы пишете, что высококвалифицированные рабочие - пожалуйста, а вот низкоквалифицированные - нет. Не кажется ли вам, что в нашей стране сегодня требуются как раз неквалифицированные рабочие, вот те, которые улицы убирают, для низкооплачиваемой и сложной работы у нас как раз и не хватает людей. Как вам кажется? Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Тамара Васильевна, не совсем понял, каких рабочих нам не хватает - низкоквалифицированных или высококвалифицированных? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИВАНОВ С. В. А, нам дворников, вы считаете, не хватает, да? Тамара Васильевна, а раньше хватало? Раньше вроде как другие работали дворниками - и ничего, всё было нормально. И почему вы решили, что это популизм? Ваш кандидат в мэры города Москвы, по-моему, эту проблему тоже поднимал, да и все кандидаты, по-моему, обсуждали эту проблему, и все сошлись на том, что это очень актуальная для города Москвы проблема, - какой же здесь популизм? Законопроект внесён очень-очень давно, это просто так совпало, что мы его сегодня обсуждаем, и я, конечно, не знал, что случится вот такая ситуация в Бирюлёве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Казаков Алексей Валерьевич. КАЗАКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, о Бирюлёве говорят часто, говорят все, говорят много, но не говорят по существу. В кои-то веки впервые после наших половинчатых, четвертинчатых законопроектов, иногда отдалённо напоминающих суть вопроса, появился законопроект, нацеленный на достижение конкретного результата, - и что слышу я в ответ в процессе обсуждения? «А у нас, наверное, не получится, миграция станет "чёрной"». Простите, коллеги, у нас огромный штат полиции, миграционной службы, и если мы так открыто признаём, что они не справятся, то, может, нам следует подумать о других направлениях работы? Сегодня говорится о том, что у нас не хватает профессионалов в работе низкого уровня. Мне хочется напомнить совершенно недавнюю историю Англии, Франции, Германии, задыхающихся сегодня от тех людей, которые ещё вчера были мигрантами, занимали какие-то низкие должности, а сегодня половина из них в принципе работать не хочет, желает получать пособие, а другая половина выступает и отстаивает свои права, и это никак не связано с многонациональностью или мононациональностью государства - посмотрите, что сегодня происходит в этих странах! Впервые появился серьёзный законопроект, нацеленный на достижение результата, и мне кажется, что сегодня его обязательно нужно принимать! Может, есть какие-то тонкости со стороны культуры, может быть, стоит что-то доработать, может, стоит о чём-то поговорить, но, коллеги, вопрос давным-давно не только назрел - он перезрел, и нам необходимо наконец-то сделать серьёзный шаг и вспомнить, что ответственность за те события, которые происходят на улицах, должна выражаться не только в публичных выступлениях, но и в конкретных действиях. И вот сегодня, когда у нас есть законопроект, которым, кстати говоря, так совпало, стимулируется и развитие профессионально-технического образования, которое в нашей стране стремительно идёт под откос - нам ещё года три его "пореформировать", и у нас действительно не останется ни одного специалиста: ни токарей, ни бетонщиков никаких разрядов, ни первых, ни пятых... так вот сегодня, когда нам предлагается сделать серьёзный, кардинальный шаг, находится куча околовопросных, околозаконных отговорок, что, мол, давайте подождём, давайте не будем, отойдём в сторону... Я считаю, данный законопроект обязательно надо принимать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич. Поневежский Владимир Александрович. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Отмечая в целом, что концепция и содержательная направленность представленного законопроекта не соответствуют нынешним принципам и критериям управления трудовой миграцией в Российской Федерации, ресурсного обеспечения функционирования российской экономики и при сохраняющемся режиме безвизового въезда в Российскую Федерацию для граждан большинства государств СНГ объективно не позволят воспрепятствовать развитию негативных социально-экономических тенденций, но напротив, превратят их миграцию на территорию России в нелегальную, и вместе с тем признавая необходимость качественной корректировки и более основательного системного изменения существующих подходов к привлечению иностранных работников и использованию их на территории России, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает принятие данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Золочевский Виталий Сергеевич. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С. Вот второй раз уже слышу эту формулировку: "ресурсное обеспечение функционирования российской экономики" - звучит внушительно, но о чём речь? Другими словами, уважаемые представители профильного комитета хотят сказать нам о том, что если все мигранты от нас уедут, то мы не справимся - не сможем мы подмести наши дворы, построить наши дома, выкопать ямы, карьеры и всё прочее. Я не случайно задал вопрос Сергею Владимировичу Иванову о биржах труда, я спросил потому, что было ещё старое предложение ЛДПР о создании всероссийской биржи труда, где каждый человек смог бы встать на учёт, но не так, как сейчас это происходит, - по территориальному признаку и когда нет никакой общей сетки, а чтобы действительно у человека была возможность переехать в другой регион трудиться по своей профессии, если у него есть желание. Ведь многие люди не боятся этого, поверьте, они мечтают уехать в любой регион страны, чтобы получать достойную зарплату, и их не держит в их регионах практически ничего; они готовы сдать свою квартиру, а на новом месте им предоставили бы какое-то служебное жильё, достойную зарплату, и они были бы гораздо более счастливы и чувствовали бы себя намного лучше. Вы же понимаете, что у мигрантов в нашей стране очень низкий уровень защищённости прав, и, когда мигранта останавливает сотрудник полиции, он его очень легко, простите, "отоваривает", потому что мигрант никогда не пойдёт жаловаться, не пойдёт писать жалобы в полицию, в прокуратуру, в другие органы на того сотрудника, который его пытается "отоварить", потому что там его "отоварят" повторно, и он это понимает, ему проще дать взятку, а в результате, к сожалению, складывается система, которая удобна всем контролирующим органам, и это является основанием для развития коррупции, коррумпированного государственного механизма. Но если сотрудник полиции остановит русского человека из Владимирской, из Рязанской, из любой другой области, то тот может возмутиться, пойдёт и пожалуется на него, и сотрудника полиции привлекут к ответственности, и нарушение не будет допущено. К примеру, в Италии очень большое количество мигрантов, в основном афроамериканцы, они торгуют - ходят по пляжам, по городам с зонтиками, перчатками, какими-то контрафактными изделиями, которые иностранцы, в том числе и наши люди, иногда с удовольствием приобретают, - и делают ошибку, потому что штраф за покупку с рук составляет там 400 евро. Очень мало не знающих об этом людей, которые приобретают у них эту продукцию... (Микрофон отключён.) Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Вы знаете, в Интернете есть такая картинка, гуляет по Сети, там изображены американские индейцы и написано: "Они не смогли вовремя ограничить иммиграцию и теперь живут в резервациях". Ну, это так, некое лирическое отступление. Мы иногда обижаемся на комитет по конституционному законодательству из-за того, что он не поддерживает наши инициативы, иногда нам не нравится стиль ответов уважаемого депутата Владимира Николаевича Плигина, который уводит в философское русло ответ на любой вопрос, а с другой стороны, ведь по-другому ему просто неудобно говорить, находясь на посту руководителя такого комитета, хотя в душе, может быть, он и сам участвовал бы в каких-то протестных акциях - в том же Бирюлёве или на площади около метро "Пражская". Ну, так как Владимиру Николаевичу неудобно говорить, мы скажем сами тогда. Мы говорим: да, проблема сегодня в том, что произошло сращивание нелегальной миграции и коррумпированной властной структуры на местах, сотрудников полиции, прежде всего участковых. Об этом сегодня открыто пишут в газете "Комсомольская правда": местный житель говорит о том, что просто достало, достало нахождение и хамское поведение в Бирюлёве этих товарищей, которые себя считают хозяевами жизни; жалуются молодые девушки - говорят, что к ним постоянно пристают, трогают, могут посадить в машину и увезти... Любые жалобы в правоохранительные органы сопровождаются отписками, даже на наши депутатские запросы мы уже устали отписки получать! У нас в стране никогда не было рабовладельческого строя, но сегодня он есть - сегодня выгодно держать вот этих нелегальных мигрантов-рабов, а пока это будет выгодно, экономически выгодно, вопрос нелегальной миграции мы до конца не решим. Вчера фракция ЛДПР предложила направить соответствующее предложение в наше правительство. Нам необходимо бороться с нелегальной миграцией также и экономическими мерами: мы считаем, надо наложить мораторий, временно запретить любые денежные переводы в адрес физических лиц со стороны как граждан, так и неграждан Российской Федерации в те страны Средней Азии, откуда у нас больше всего нелегальных мигрантов: таким образом, нелегальные мигранты не смогут снабжать свои семьи заработанными деньгами, а в этом их главная цель приезда в Россию и трудоустройства. Мы считаем, что необходимо обратить внимание на транспортное обслуживание. Я, как депутат, курирующий Калининградскую область, не понимаю, почему мы не можем обеспечить приезд в Калининград наших граждан из разных городов, за исключением Санкт-Петербурга и Москвы, зато три раза в неделю летают в Калининград самолёты из Средней Азии, привозя туда понятно кого и для чего, а потом Федеральная миграционная служба на местах не может посчитать, где, кто и куда делся, пропал. Мы считаем, что необходимо провести полную санацию, проверить все бытовки, чердаки, крыши, подвалы, где... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. НИЛОВ Я. Е. ...где сегодня проживают нелегальные мигранты. Причём все участковые всё знают и этим кормятся, пользуясь тем, что эта информация у них имеется. Таким образом, мы считаем, что надо принимать действенные меры, надо принять те предложения, которые фракция ЛДПР внесла уже давно. И я надеюсь, что Владимир Николаевич в своём заключительном слове от комитета всё-таки напомнит нам, что случилось с законопроектом, который внесла фракция ЛДПР, о борьбе с "резиновыми квартирами", и что случилось с законопроектом, внесённым президентом, который уже более полугода лежит после принятия в первом чтении (хотя тот законопроект мы не поддерживали, исходя из того что он ударит прежде всего по российским гражданам). ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Игорьевич Афонский. АФОНСКИЙ В. И. Сергей Владимирович, глубоко уважаю ваше мнение, признаю, что вы политик-интеллектуал, и тем не менее - просьба. Вы не первый раз в своих выступлениях говорите о том, что - даже записываю за вами - "кто думает о стране, тот проголосует за"... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) АФОНСКИЙ В. И. Сергей Владимирович, вы обращаете внимание, когда вас не слушают коллеги, поэтому у меня просьба: все, кто рядом с вами, думают о стране в первую очередь - не делайте, пожалуйста, таких заявлений! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Думают о стране, только, извините, о какой стране? Некоторые так и говорят - "в этой стране", а мы всегда говорим "в нашей стране"! Уважаемая Елена Григорьевна, вам хочу сказать: наш законопроект ни в коей мере не касается работников культуры. Обычно все эти товарищи приезжают к нам по приглашениям, я сомневаюсь, что кто-либо из мировых звёзд приедет работать к нам, как работает жена моего брата, за 5 тысяч рублей в месяц, - ну не приедут! А вот по приглашению - пожалуйста, и наш законопроект этого не касается, на здоровье! Вам, уважаемые коллеги, хочу сказать следующее. Они никаких налогов вообще не платят, они работают как рабы - без паспорта, без трудового контракта, без ничего! Более того, развивается целый, так сказать, больничный туризм, то есть к нам приезжают рожать, подлечиться, и наша скорая помощь их забирает, отвозит в роддом, в больницу, и там их лечат без всяких страховых полисов, не имея права отказать, а мы всё это оплачиваем! Уважаемые коллеги, ровно двадцать лет назад мы летали на собственных самолётах, пахали на собственных тракторах, у нас было много чего своего, в том числе и текстильная промышленность. Потом в угоду "жирным котам" - извините, несмотря на то что президент просит так их не называть, я буду их так называть - мы пожертвовали и собственным самолётостроением, - где теперь наши гражданские самолёты? - и всем остальным нашим мы пожертвовали, потому что было экономически выгодно покупать ту, дешёвую продукцию, и теперь наши ребята спились и ушли на тот свет. Я прекрасно помню, как в Севастополе со слезами на глазах смотрел на женщину - доктора технических наук, которая сидела и деньги собирала за вход в туалет, - вот чем обернулись "незалежность" и прочий парад суверенитетов! То же самое сейчас происходит и у нас! Коллеги, вы извините, какая нормальная мать, пусть она хорошая, добрая женщина, плюнет на своих детей и будет кормить чужих? Я не понимаю такого. Если раньше нужно было в каждом дворе иметь лошадь, чтобы пахать свой надел, то теперь один трактор и один комбайн делают работу за десятки тысяч крестьян, и потому в том числе наше село вымирает. И вот они там сидят и спиваются самогонкой от безысходности, и вешаются, и стреляются, и режут друг друга. О них никто не думает, зато нам говорят: мы же живём в стеклянном доме! Да они уже двадцать лет назад свой выбор сделали, а мы теперь боимся, что, если мы закроем границы, они к нам полезут и устроят нам здесь... кузькину мать будут показывать? Нет уж, извините, я не хочу! Меня там считали оккупантом, теперь здесь меня будут считать неизвестно кем?! Я считаю, уважаемые коллеги, что мы в первую очередь должны позаботиться о своих гражданах: пока все они не будут трудоустроены, ни о какой трудовой миграции речи быть не может! И нам, извините за выражение, неважно, что какой-то товарищ потеряет свои миллиарды, - мы должны думать о своей стране, о своих гражданах! У нас и так напряжённая обстановка, потому что менталитеты разные у жителей Юга и жителей Севера, а мы ещё добавляем жителей Востока, у которых тоже другой менталитет по отношению к нам, - зачем мы это делаем? И вы нам сейчас говорите, что мы не сможем без этого! Уважаемые коллеги, ещё раз говорю: вот это всё напоминает ситуацию с Януковичем и прочими украинскими президентами. Когда надо избраться, они говорят: мы с Россией! Как только выборы заканчиваются, они моментально об этом забывают и смотрят в сторону Европы: там куски жирнее. Имейте в виду, уважаемые коллеги (вы часто говорите, что готовы принять на себя ответственность): ответственность - это принятие решений, а вы пока решения не принимаете. Тот дядя, который командует, завтра сделает ручкой и будет жить за рубежом со своими миллиардами и всем остальным, а мы останемся в стране с огромными проблемами. Подумайте об этом! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Прежде всего и самое главное - я бы не присваивал себе право заботы о национальных интересах и о гражданах страны. Несомненно, что мы все разделяем... Мы анализируем ситуацию и пытаемся достигнуть результата в рамках защиты национальных интересов. Совершенно другое дело, что примитивно понимать эти национальные интересы очень опасно, этого допускать нельзя, потому что именно примитивное понимание национальных интересов, к сожалению, может привести к драмам, к огромным трагедиям. С моей точки зрения, примитивно понимать национальные интересы - это в настоящих условиях требовать закрытия границ, устанавливать неоправданные нормы, исключающие возможность привлечения иностранных работников. Проанализируйте, пожалуйста, мировые тенденции, и после этого можно будет делать выводы. Вместе с тем я должен сказать, что я поддерживаю некоторые предложения, которые были сделаны Ярославом Евгеньевичем Ниловым. Мы действительно должны систематизировать работу службы участковых, вполне возможно, разгрузив, освободив их от примитивной, ненужной работы, написания огромного количества различного рода ненужных документов. Несколько раньше, готовясь к сегодняшнему выступлению, я провёл целый ряд встреч с участковыми, и поэтому понимаю примерно, что можно сделать в этой области. Несомненно, денежные переводы должны проходить по легальным каналам, однако ни в коем случае я не останавливался бы на том, чтобы в принципе закрыть возможности для такого рода легальных денежных переводов. Речь идёт о сохранении многих семей, многих людей, которые совсем недавно представляли собой единый народ - советский народ. И ещё один момент. Одной из главных опасностей в современном мире являются слабые государства. Не дай нам бог по нашим границам иметь слабые государства! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
10-й вопрос, проект федерального закона "О приостановлении действия статей 13-1, 13-3, 18 и 18-1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 35 сек.) Проголосовало за 70 чел.15,6 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 76 чел. Не голосовало 374 чел.83,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.