Заседание № 70
О проекте федерального закона № 284132-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 25 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части продления срока деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
7-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 25 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Галина Петровна Хованская, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Законопроект готов ко второму чтению, поправок к нему не поступило. Все соответствующие заключения имеются. Прошу поставить на голосование законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 16 мин. 40 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Документ прошёл всё необходимые экспертизы, замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера по проекту федерального закона не имеется. Я прошу поставить на голосование законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы договорились на заседании Совета Думы поставить его на голосование в 12.30, после "часа заявлений".
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы договаривались сразу после выступлений по просьбе Галины Петровны Хованской рассмотреть законопроект в третьем чтении под пунктом 7, поэтому я по проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 25 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предоставляю слово Галине Петровне Хованской. Пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Документ полностью подготовлен к третьему чтению, замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера по проекту федерального закона наше Правовое управление не имеет, поэтому я вас прошу поддержать законопроект и проголосовать за него в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Натаров Сергей Васильевич, пожалуйста. НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, в рамках обсуждения этого законопроекта я хотел бы ещё раз обратить внимание, что 185-м законом все субъекты Федерации на ближайший, 2018 год будут лишены софинансирования по двум серьёзным направлениям - по аварийному жилью и капитальному ремонту. Также хотел бы обратить внимание, что даже с учётом принятия этого закона при рассмотрении законопроекта о бюджете к этой теме нужно будет вернуться, потому что сами субъекты это не потянут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Качкаев Павел Рюрикович, пожалуйста. С места. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Программа капитального ремонта на сегодня пока ещё действует всего в 10 субъектах, это то, что осталось реализовать по 185-му федеральному закону. Все вы знаете, что на втором этапе (мы уже в третий раз продлеваем срок действия этого закона) по 185-му федеральному закону капитальный ремонт не основная работа фонда, основная работа фонда - это снос аварийного жилья, во-первых, и модернизация коммунальной инфраструктуры, во-вторых, именно на это направлена работа фонда. Почему работу фонда нужно продлевать? Потому что, об этом уже говорилось позавчера, 15 субъектов Российской Федерации, к сожалению, отстают в выполнении программы сноса аварийного жилья, этих 10,5 миллиона квадратных метров, и если мы сегодня не продлим работу фонда, то завтра субъектам придётся те деньги, которые на сегодня не использованы и не подтверждены актами ввода жилья в эксплуатацию и актами переселения жителей, вернуть в бюджет Российской Федерации. Это первый момент. И второй момент. У фонда очень серьёзная информационная система, которая позволяет нам найти в Интернете практически каждый дом и посмотреть его паспорт, год постройки, программу по капитальному ремонту, то есть это прообраз нашей системы ГИС ЖКХ, которая, к сожалению, на сегодня ещё в полном объёме не работает. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 25 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 35 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 69
О проекте федерального закона № 284132-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 25 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в части продления срока деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 3-му вопросу повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 25 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Доклад Александра Геннадьевича Сидякина. Законопроект у нас поставлен на фиксированное время, обращаю ваше внимание. Пожалуйста, Александр Геннадьевич. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы вернуть вас в 2008 год - это год, когда появился Фонд содействия реформированию ЖКХ, и первый имущественный взнос, вы помните, деньги "ЮКОСа", 380 миллиардов, был впервые направлен на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства и на расселение аварийного жилья. До этого мы вообще никогда системно не занимались ни одним, ни вторым вопросом, и в этом смысле то, что мы тогда делали и все эти годы делаем, - это новое для современной России. Программа по аварийному жилью работает с 2008 года, и в сентябре этого года в городе Дегтярск Свердловской области был переселён миллионный житель. На самом деле миллион - подумайте! - это население мегаполиса, большой город за девять лет был просто переселён. Таких экспериментов в современной истории я не знаю, и мне кажется, в этом смысле то, что сделано, уникально. Программа идёт с 2008 года, подкреплена она была указом президента № 600, майским, в котором были определены целевые показатели - 10,8 миллиона квадратных метров жилья, и на сегодняшний день почти в шестидесяти регионах программа выполнена на сто процентов. Я прямо сейчас уточнял цифры, буквально по состоянию на утро: нам осталось расселить 34 тысячи человек, то есть можно считать, что программа подходит к своему логическому завершению, указ президента будет выполнен. Мы понимаем, что фонд как институт развития в сфере жилищно-коммунального хозяйства себя зарекомендовал хорошо, но он должен завершить то, что осталось, подбить хвосты - у нас порядка 15 регионов программу не выполнили, и этим должен кто-то заниматься. Фонд выполняет у нас теперь ещё и функцию института развития, он субсидирует кредиты, которые получают концессионеры, поэтому логично, что в бюджете заложено 5 миллиардов рублей как имущественный взнос на деятельность фонда, но по 185-му закону у нас деятельность фонда ограничена 1 января 2018 года, в связи с этим законопроект, который мы сейчас рассматриваем, призван продлить деятельность фонда как минимум на год. Конечно, у всех здесь возникает вопрос: что делать дальше с аварийным фондом жилья и какова судьба Фонда содействия реформированию ЖКХ в целом? Ну, по фонду содействия я уже ответил: его деятельность продлевается ровно на тот период, на который есть имущественный взнос, потому что сам фонд, вы знаете, функционирует на федеральные деньги, то есть мы сейчас в бюджете выделяем деньги и продлеваем его деятельность до 1 января 2019 года. Что делать с тем жильём, которое признано аварийным? Ну, мы расселили с 2008 года 16 миллионов квадратных метров, но ещё остаётся большое, значительное количество такого жилья, и президентом страны дано поручение до 1 июля 2018 года внести предложение, как запустить механизм по расселению того жилья, которое признано аварийным после 1 января 2012 года. Такие предложения сейчас в правительстве готовятся, общественное обсуждение проходит, и Общественная палата, и эксперты вовлечены в обсуждение. Будет выработан и предложен какой-то механизм, соответственно, это будет программа, которая будет запущена в следующем году. По фонду. Понятно, что аварийное жильё, которое надо сейчас расселить, он расселит, по тому, которое ещё предстоит расселить, видимо, будет выработано решение. А пока... 5 миллиардов, которые заложены в бюджет фонда, конечно, это немного, скажу вам честно, отрасль жилищно-коммунального хозяйства нуждается, по самым скромным, минимальным подсчётам, в 500 миллиардах рублей инвестиций, потому что изношенность сетей составляет от 40 процентов по водоснабжению до 55 процентов по теплоснабжению. Там скрыт и резерв энергоэффективности - порядка 40 процентов, и, конечно, если мы хотим эту энергоэффективность получить без роста тарифов, нужно использовать государственные деньги, без них не обойтись. Вот 5 миллиардов рублей заложено в бюджете на этот год - с ними, понятно, будем работать. Мы с вами вместе прилагали определённые усилия и в сфере нормативного регулирования: мы запустили долгосрочное тарифное регулирование, мы запустили метод эталонных затрат, мы разрешили использовать деньги негосударственных пенсионных фондов для вложения в жилищно-коммунальное хозяйство. Вот сейчас 5 миллиардов рублей, которые есть в фонде ЖКХ, будут использованы на субсидирование процентной ставки для концессионеров. 2 тысячи концессий заключено за последние четыре-пять лет, в принципе показатель неплохой, единственный минус - большинство из этих концессий стоимостью меньше 100 миллионов рублей. Задач у фонда, конечно, очень много. Надо разработать чёткую методику, чтобы инвесторы активнее приходили в такую форму государственно-частного партнёрства. Надо обязательно выработать коробочные решения, чтобы банки, условно, штамповали решения о кредитовании, поскольку есть субсидирование этого кредита, - сейчас такое коробочное решение осваивает только Сбербанк. Нам необходимо внедрять цифровые технологии в нашу отрасль, в том числе блокчейн и другие возможности искусственного интеллекта - я имею в виду и расщепление платежей, - этим всем может заниматься фонд, как институт развития. Конечно же, это и развитие рынка инфраструктурных облигаций, о котором говорил на питерском форуме президент страны: надо и выпускать эти облигации, и работать с ними. Нужно развивать кредитование, потому что денег, которые даёт государство, естественно, недостаточно: надо, чтобы на 1 государственный рубль получалось 10 частных рублей. Мне кажется, со всем этим должен справляться и должен работать какой-то единый институт развития - в жилищной сфере есть АИЖК, такой должен быть и здесь. Таким образом, коллеги, продление срока деятельности фонда - это наша общая задача, прошу вас поддержать законопроект, который внесён коллегами по комитету. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Галины Петровны Хованской. Пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Документ технический, о нём не надо долго говорить, мы просто сегодня должны выполнить поручение президента, который нам сказал, что до 1 ноября нужно продлить срок жизни фонда на год, - вот и всё, это всё, что предлагается в документе. Поэтому я предлагаю - и прошу председательствующего об этом - в соответствии со статьёй 119 Регламента принять его в первом чтении и принять его в целом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Согласен, об этом законопроекте долго говорить не надо, он носит технический характер - продлеваем. Тем не менее есть вопрос. В докладе было сказано, что мы выделяем на деятельность этого фонда деньги. Я правильно понимаю, что в момент создания фонда мы единовременно выделили 380 миллиардов рублей и за счёт этих денег он работал? Сейчас на год продлеваем - а каков остаток денежных средств в этом фонде, с которым он будет работать в следующем году? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сидякину включите микрофон. СИДЯКИН А. Г. Я могу сказать, что за период деятельности фонда он сам путём размещения временно свободных средств на счетах банков заработал 32 миллиарда рублей, это деньги, которыми он вот сейчас оперирует. Что касается денег, которые направлялись ему в качестве имущественного взноса на решение проблем аварийного жилья и капремонта, - можно уточнить это на сайте фонда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Веллер Алексей Борисович. ВЕЛЛЕР А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, ну, вопрос о продлении срока деятельности фонда действительно не вызывает сомнений, но у меня есть два вопроса - пожалуй, к Александру Геннадьевичу. Александр Геннадьевич, важнейшая функция фонда всё-таки переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Мы понимаем, что ждём новых вариантов программы, но не целесообразно ли продолжить использовать фонд в качестве главного оператора этой программы? И второй вопрос, из этого вытекающий: не считаете ли вы лучшим вариантом продлить более чем на год жизнь фонда? Хотелось бы услышать ваше мнение. СИДЯКИН А. Г. Я считаю, что главной задачей фонда является модернизация жилищно-коммунального хозяйства страны, в том числе модернизация инфраструктуры и расселение аварийного жилья. С этими задачами фонд работал девять лет и будет продолжать работать, надеюсь, в дальнейшем, также осуществляя и иные компетенции, о которых я в своём докладе сказал. Что касается продления деятельности фонда на более долгий срок, мы технически не можем это сделать, потому что в бюджете заложены деньги только на 2018 год. Будут заложены деньги на больший срок - продлим на больший. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Александр Геннадьевич, вопрос вам. Я так думаю, что были консультации с правительством, - какие функции (предположительно или уже чётко) будет выполнять фонд в следующем году помимо расселения аварийного жилья? На нём было много функций, помните? И моногорода, и модернизация коммунальной инфраструктуры, и что только на него не вешали периодически. Что конкретно будет делать фонд в 2018 году? СИДЯКИН А. Г. Я уже сказал, что есть порядка 15 проблемных регионов, где процент граждан, переселённых из аварийного жилья, ниже 100, - это и Карелия, и Тыва, и Забайкальский край. Мы все были свидетелями кадровых решений президента, в том числе в связи с этими вопросами, и, конечно, надо добивать эту программу, тем более на неё деньги не нужны, нужно просто справиться со всеми административными издержками в регионах. Что касается задач на будущее. 5 миллиардов выделено на реализацию программы улучшения качества жилищных условий граждан, в качестве KPI указаны два показателя - снижение аварийности и удовлетворённость граждан оказываемыми услугами. Вот на эти два индикатора фонд и будет работать, распределяя 5 миллиардов в качестве субсидий по кредитам, которые получают концессионеры, взявшие в концессию предприятия жилищно-коммунального хозяйства, - это основная функция института развития. Но я в своём выступлении говорил о том, что нужно насытить фонд большими компетенциями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Галина Петровна, в заключении указывается, что за время работы фонда из аварийного жилья переселено 860 тысяч человек. Что этому больше способствовало: работа фонда или взносы граждан за капремонт? ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо за вопрос. Взносы граждан на капремонт тут совершенно ни при чём, потому что речь идёт исключительно об аварийном жилищном фонде, признанном таковым до 2012 года, понимаете? Вот об этом фонде идёт речь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пятикоп Александр Иванович. ПЯТИКОП А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Галина Петровна, а как так получилось, что проводили большое количество "круглых столов", проблема эта обсуждалась, и у нас провал - как минимум, первая половина 2018 года, а то и весь 2018 год - для тех домов, которые были признаны аварийными после 1 января 2012 года? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Дело в том, что на самом деле у нас действительно остались регионы, которые не справляются по разным причинам - объективным, субъективным - с этой программой, поэтому надо эту программу завершить. Это наш национальный позор, с этим надо заканчивать, вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Все вопросы заданы. Есть ли желающие выступить? Есть. Коллеги, тогда запишемся и я объявлю перерыв. Включите режим записи. Покажите список. Спасибо.
Возвращаемся к обсуждению 3-го вопроса. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 25 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Мы провели запись на выступления. Первым выступит Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, мы возвращаемся к важному, на мой взгляд, особенно важному вопросу, касающемуся нашей реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. В данном случае Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства являлся государственным инструментом, который на протяжении всех лет своего существования... были разные моменты, были определённые сложности, но в любом случае он состоялся как инструмент, и понятно, что продлить срок его деятельности необходимо, и не только на один год, как сегодня предлагают авторы, но и, безусловно, на долгие-долгие годы. Исходя из чего я это говорю? Среди целей и задач данного фонда, которые неоднократно формулировались, есть две, и главный момент это, конечно, не 5 миллиардов рублей, про которые здесь говорил докладчик, которые надо как-то пристроить в следующем году и гонять со счёта на счёт, прикрывать проценты. Основная задача этого фонда, на мой взгляд и на взгляд нашей фракции, - решить две важнейшие проблемы, стоящие перед государством и перед жителями: проблему аварийного жилья и проблему капитального ремонта. И то, и другое на этот фонд так или иначе функционально завязано. Начну с программы капитального ремонта. Кто должен осуществлять капитальный ремонт? Долгий, конечно, вышел спор, должно ли государство участвовать или не должно, но вроде как суд ответил однозначно: должно участвовать, хотя бы по отношению к старому фонду. Элементарные расчёты, которые были проведены в комитете, тоже показывают, что должно, потому что той суммы, которая сегодня собирается с граждан Российской Федерации в рамках реализации региональных программ капитального ремонта, недостаточно, она покрывает всего лишь половину возможных и необходимых затрат на то, чтобы наш жилищный фонд привести в нормальное состояние. Это тоже понятно, так что либо мы сейчас в 2 раза повышаем соответствующую плату, в среднем в 2 раза, либо государство всё-таки участвует, участвует хотя бы в решении самых проблемных вопросов. Вопросы лифтового хозяйства - вы знаете, что именно лифты, так сказать, выбивают сейчас программу, дебалансируют региональные программы. Это первое. Второе - это жильё высокой степени износа, небольшое жильё. Да, в Жилищном кодексе дано право регионам, если жильё с износом более 70 процентов, не включать его в программу регионального капремонта при условии, что регион возьмёт на себя обязательства что-то с ним делать дальше - реконструировать либо переселять и сносить. Но ни один регион - это так, для информации - подобной программы не принял и ни один регион не исключил из программы дома с высокой степенью износа, а ведь они потянут за собой дополнительные расходы и разбалансировку системы. И наконец, третий вопрос, весьма важный, каким образом сегодня вот эту обязанность государства, зафиксированную в том числе и в решениях Конституционного Суда и верховных судов, в региональные программы капитального ремонта вставить. Я от фракции, прошу добавить время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КУРИННЫЙ А. В. К большому сожалению, пока в том варианте, который во втором чтении проходит через комитет и на сегодняшний день проголосован, вообще предлагается ликвидировать обязательства государства - мы ещё вернёмся к этому законопроекту - полностью, то есть забыть про то, что государство должно сделать, про то, что было предусмотрено и соответствующим законом о внесении изменений в Жилищный кодекс, про то, что было предусмотрено Законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", но это другой вопрос. Теперь вторая проблема, весьма важная, - это проблема аварийного жилья. Да, 148 миллиардов из федерального бюджета потрачено, да, миллион, по некоторым данным чуть меньше, жителей переселено. Но что делать дальше? За эти годы, начиная с 2012 года, сформировано приблизительно такое же количество аварийного фонда, пришло в негодность такое же количество жилья, как и за все предыдущие годы. Естественно, регионы не потянут эту программу сами, они это прекрасно понимают, и то, что мы их опять оставили один на один с их проблемами, совершенно неправильно! Понятно, что лучше проводить благоустройство - красиво, понятно людям, вроде как электорально перспективно, но от аварийных домов всё равно никуда не уйдёшь, и если мы сегодня не заложим эти деньги и через фонд не доведём их до регионов, по старому ли механизму, либо по новому механизму, то эта проблема будет только усугубляться. Более того, регионы сегодня знают, что это их обязанность, и муниципалитеты категорически не желают признавать дома аварийными, даже если они таковыми являются, идут на всякие, скажем так, уловки, для того чтобы этого не делать, благо 47-е постановление правительства им это позволяет. Я думаю, цифра, которую сегодня назвали, отличается от реальной минимум в 2 раза. А к чему это приводит? Это приводит к тому, что фактически аварийные дома, изношенные дома сегодня начинают капитально ремонтировать. Вот мы на последнем заседании комитета обсуждали, что приходят запросы нашего министерства строительства: а можно ли на средства капитального ремонта ремонтировать выгребные ямы? Вы представляете уровень?! Региональная программа капитального ремонта идёт не по пути улучшения жилищных условий для граждан, а по пути ремонта выгребных ям, по пути, скажем так, обивки сайдингом бараков, которые стоят уже по сто с лишним лет. Вот снаружи их обили сайдингом, крышу вроде заменили - и пусть люди живут, но неизвестно, во что это потом превратится. К вопросу о реновации. Вот в Москве мы признали, что хрущёвки бесперспективно ремонтировать, - в одной Москве, а в остальных городах, точнее, в остальных регионах мы этого не предусмотрели, там можно. Давайте ремонтировать, вкладывать деньги в старые бараки, вкладывать деньги в хрущёвки, которые не подлежат ремонту, чтобы через пять, десять, пятнадцать лет прийти к тому, что они будут в аварийном состоянии, и констатировать, что мы потратили миллиарды рублей, в том числе уже денег граждан, впустую. Так что программа реновации - конечно, не в таком жирном варианте, как в Москве, а в варианте софинансирования через этот фонд - должна точно так же быть туда включена, в виде государственной поддержки. Это позволит, кстати, снизить и государственные издержки, потому что привлечёт частный бизнес к выкупу площадок. Это позволит сохранить федеральные средства, региональные средства и переселить граждан из реально аварийных или крайне изношенных на сегодня домов. Всё это тоже должно делаться в рамках, ещё раз повторяю, вот этого единого сформированного, пусть с недостатками, института развития. Фракция КПРФ, безусловно, поддерживает продление срока деятельности фонда, считает, что он должен действовать и дальше. Перекладывать на граждан всю тяжесть содержания их жилья, в том числе прежние обязательства государства, неправильно и неверно. К сожалению, это находит отражение в ряде законов, которые уже приняты, и законопроектов, которые будут приняты в ближайшее время. Я напомню, закон "О теплоснабжении" заложил расходы на модернизацию старых тепловых сетей в тарифы, а в итоге фактически переложили всё бремя на граждан и на соответствующие бюджетные учреждения в том числе; закон "О водоснабжении и водоотведении" сегодня расходы на постройку и функционирование очистных сооружений закладывает в тариф и опять же перекладывает на население. Это неправильно. Государство в нашей холодной, в нашей огромной стране должно участвовать в решении этих проблем: и в решении проблемы накопленного аварийного жилья, и в решении проблемы капитального ремонта, которую, ещё раз повторяю, формально вроде бы вычеркнули, но эта региональная программа разбалансирована. Эти проблемы в ближайшее время дадут о себе знать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Наша фракция, естественно, поддерживает данный текст. Хотелось бы просто предельно лаконично обратить внимание на несколько очень важных позиций. Первое. На самом деле объёмы финансирования предполагают, что даже те дома, что были признаны аварийными до 2012 года, далеко не все могут быть снесены, поскольку речь идёт не о том, чтобы добавить некие средства из федерального бюджета при перераспределении переходящих остатков, и сумма, которая здесь звучала, 5 миллиардов рублей, очевидно, не может рассматриваться как реально решающая задачу. Второй момент. Надо иметь в виду, что ряд объектов после 2012 года также были признаны аварийными: где-то на основании обращений самих собственников в проектные бюро, проводившие технические заключения (до 2012 года эти дома не были учтены в силу разных политических причин и желания в рамках отчётности показать, что в регионе всё исключительно хорошо), где-то дома просто пришли в аварийное состояние по ходу развития событий - и эти объекты сейчас в принципе за пределами регулирования закона № 185-ФЗ. Есть судебная практика, я сам за последние четыре года лично принял участие более чем в пятидесяти судебных заседаниях (мне интересно сохранять навыки непосредственного участия в судебных процессах): по статье 57 Жилищного кодекса, по статье 89 власти обязаны предоставлять людям вместо аварийного жилья иное жильё, если они находятся в очереди как собственники либо проживают в неприватизированной квартире; по статье 32 Жилищного кодекса назначается выкупная цена. Однако надо понимать, что ответчиками по данной категории дел являются не субъекты Федерации, а муниципальные образования. Если речь идёт о более или менее крупных поселениях, скажем региональных столицах, у них в бюджете эти возможности есть, если же речь идёт о малых городах и особенно о сёлах и посёлках, то данные судебные решения подвисают, и люди, имеющие по закону право на получение иного жилья, таким правом воспользоваться не могут. Соответственно, очевидно, что в повестке стоит вопрос об увеличении финансирования. По поводу продления сроков. Несколько дней назад были продлены сроки действия для особой экономической зоны в Калининградской области, для отдельных предприятий, до 2095 года. С нашей точки зрения, нет никаких причин точно так же не продлить - с таким же бюджетным финансированием, какое представляют собой налоговые льготы по бизнесу, это одно и то же, - нет никаких оснований не продлить и данную программу, учитывая реальные вызовы, которые у нас есть в стране, учитывая невозможность для, подчеркну, муниципальных органов власти в рамках своих бюджетов в значительной доле случаев самостоятельно с этим справляться. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Натаров Сергей Васильевич, пожалуйста. НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, практически всё мои коллеги до меня высказали. У фракции ЛДПР такая же позиция: мы поддержим законопроект. Но он не технический, он совсем не технический, и вопросы, которые поднимали мои коллеги, в рамках финансирования, которое приостановлено... Приостановлено оно, по моему мнению, по одной причине: министерство, которое отвечает за этот вопрос, слишком поздно подняло этот разговор и не довело его до конца. 4 мая на заседании Госсовета при президенте оно не смогло сформулировать правильную позицию, что делать дальше, и две темы - аварийное жильё и капитальный ремонт - остались без финансирования и весь 2018 год будут без финансирования. Сегодня мы поддерживаем этот технический законопроект и, я думаю, в рамках обсуждения бюджета вернёмся ко всем этим вопросам. Фракция ЛДПР поддержит законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Докладчик? Да. Сидякину включите микрофон. СИДЯКИН А. Г. Я согласен с Сергеем Васильевичем, это далеко не технический вопрос, и желание побыстрее уйти на обед ни в коем случае не должно довлеть над полнотой и качеством обсуждения этого вопроса в Государственной Думе, потому что судьбы людей, наших избирателей, судьбы программ по аварийному жилью в наших регионах связаны с вопросами продления срока деятельности фонда. Это не просто перестановка цифр в законе, мы вели такие же дискуссии, когда переносили сроки приватизации, и так далее. Совершенно очевидно, что срок деятельности фонда должен быть продлён, и ни у кого не возникает вопросов по поводу того, что надо заниматься жильём, которое признано аварийным после 1 января 2012 года, его около 11,5 миллиона квадратных метров, почти столько же расселили по указу президента, и решение до 1 июля 2018 года обязательно будет выработано. Единственное, о чём я хотел попросить, коллеги. Александр Дмитриевич, мы договаривались, что мы никогда не будем принимать законопроекты сразу, поэтому я вношу предложение установить срок внесения поправок до пятницы, хотя поправок мы не ожидаем, но его следует установить формально, чтобы развести процедуру первого, второго и третьего чтений, а, когда мы утром проголосуем по поправкам во втором чтении, соответственно, после 12.30 рассмотреть законопроект в третьем чтении - тогда мы соблюдём процедуру, которую сами же для себя установили, и это будет правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, содокладчик, председатель комитета. Хованской включите микрофон. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, есть решение комитета, и это предложение было озвучено на заседании Совета Думы, оно заключается в том, что мы сегодня продлим срок деятельности фонда, на следующей неделе Совет Федерации сможет одобрить этот закон, таким образом, мы выполним поручение президента. Совет Думы поддержал это предложение, поэтому я ещё раз прошу сегодня документ принять в первом чтении и в целом. Дальше будет процедура рассмотрения всяких финансовых моментов, этот документ мы сможем рассматривать после 26 октября, тогда уже можно будет развернуть серьёзную дискуссию по финансированию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Галина Петровна, Совет Думы, по-моему, решения такого не принимал, этот вопрос не обсуждался. Для комитета есть какая-то принципиальная разница: принять сегодня или в пятницу этот закон? Хованской включите микрофон. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, если мы будем затягивать этот процесс, мы просто можем не успеть к 1 ноября и не выполнить поручение президента - вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Коллеги, предложение было такое: принять сейчас законопроект в первом чтении, далее, если будут какие-то поправки (но, похоже, их не должно быть, потому что законопроект абсолютно ясный, из одного пункта), завтра комитет их рассмотрит, и можно включить законопроект в повестку для рассмотрения во втором чтении на пятницу, если нет возражений. Коллеги, прозвучали два предложения, по порядку поступления я поставлю их на голосование. Кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 25 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 22 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принят в первом чтении. Галина Петровна, я прошу вас не настаивать, просто результат голосования может быть... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но сейчас проголосуют против, и что будет... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зачем? Коллеги, кто за то, чтобы включить в повестку нашего заседания на пятницу рассмотрение данного законопроекта во втором чтении? Включите режим голосования. Давайте проголосуем, чтобы не было разночтений. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 09 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Решение принято.