Заседание № 136
О проекте федерального закона № 28410-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о расширении перечня лиц, имеющих право на материнский (семейный) капитал; принят в первом чтении 15 марта 2023 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Докладывает Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В декабре 2021 года правительство внесло в Государственную Думу законопроект. Речь идёт о поправках в базовый закон, который назвал Иван Иванович, и смысл их состоит в расширении числа получателей материнского капитала. Разрабатывался этот законопроект министерством труда, которое исполняло в свою очередь постановление Конституционного Суда от 29 июня 2021 года. В Конституционный Суд обратился Конаковский городской суд Тверской области, который принял решение о несоответствии Конституции базовой статьи базового закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". В свою очередь в Конаковский городской суд обращался некий гражданин Т., отец двоих детей, которых он получил от суррогатной матери. В свидетельстве о рождении в графе "отец" указан сам этот гражданин Т., а в графе "мать" стоит пропуск. Пенсионный фонд на этом основании отказал данному отцу в получении средств материнского капитала - это, собственно, послужило поводом для его обращения в суд. Ну и, исполняя постановление Конституционного Суда, правительство вносит данный законопроект. Я просто напомню основания, по которым семьи имеют право на получение маткапитала. Прежде всего, право на получение материнского капитала, первичное право по принятому Государственной Думой закону имеет женщина, право мужчины на получение материнского капитала производное, и оно может быть реализовано только в двух случаях: первое, в случае смерти матери ребёнка, даже если она гражданка иностранного государства в том числе, второе, если мужчина является единственным усыновителем ребёнка или детей. То есть своим постановлением, по сути дела, Конституционный Суд уравнял, или приравнял, детей, рождённых от суррогатной матери, к усыновлённым детям. Объяснить решение Конституционного Суда, конечно, можно только заботой о детях и приоритетом их интересов, но реализация постановления Конституционного Суда правительством вызвала категорические возражения нашего комитета, ну, как минимум по двум основаниям: первое - юридическое, второе - морально-этическое. Ну, с точки зрения закона Конституционный Суд руководствовался нормой закона от 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", потому что в этом законе норма до декабря 2022 года формулировалась так: право на применение вспомогательных репродуктивных технологий имеют мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, и одинокая женщина. Но для того, чтобы избежать двойного толкования этой нормы, в декабре прошлого года Государственная Дума приняла единогласно поправки в этот же базовый федеральный закон, по которым право на применение вспомогательных репродуктивных технологий имеет только семейная пара. Поэтому... Аргументы эти мы изложили в заключении нашего комитета - можете ознакомиться с ним. Что касается второй нашей позиции. Дело в том, что мы не можем согласиться с позицией профильного министерства, потому что принятие этого закона противоречит нашим традиционным взглядам на семью. Всё-таки семья - это для нас союз, вернее, в основе семьи брак, который представляет собой союз мужчины и женщины. Мы закрепили это в Конституции, проголосовали за это. Кстати, этого нет в конституциях других государств. Кроме того, есть указ президента о сохранении традиционных нравственных ценностей, они должны быть положены в основу государственной семейной политики. В этой части мы сочли возможным, или сочли нужным, не согласиться с позицией правительства. Что мы предложили? Мы предложили свою формулировку: если мужчина, который усыновил детей от суррогатной матери, впоследствии вступает в брак и его жена усыновляет этих детей, то семья получает право на получение маткапитала. На рабочем заседании комитета Минтруд с нами соглашается, говорит, что да, вносите в такой формулировке. Внесли, направили - получаем от ГПУ положительное заключение, а от профильного министерства снова отрицательное заключение. Сам Конституционный Суд в рабочем порядке направил нам письмо, что это не противоречит его постановлению. Поэтому, уважаемые коллеги, социальная значимость этого законопроекта утратила силу. Он касается только 19 мужчин на всю территорию Российской Федерации. Более того, они реализовали уже своё право на получение маткапитала, потому что было соответствующее постановление Конституционного Суда. Что касается новых случаев, у нас имеются все основания полагать, что законодательство не позволит, чтобы в будущем возникли подобные ситуации. То есть мы с отклонением этого законопроекта последовательно движемся по пути оздоровления нашего семейного законодательства. Полгода назад, я уже говорила, мы приняли закон о запрете суррогатного материнства иностранными гражданами. Более того, мы тогда в этом зале откровенно говорили, что это не что иное, как торговля детьми. В этой части думаю, что впереди ещё одно важное решение: мы должны вообще поставить точку и для себя, и в законе в этом вопросе и запретить внутри страны суррогатное материнство, если уж мы считаем, что это торговля детьми. Сегодняшнее обсуждение законопроекта тоже демонстрирует нашу готовность к решительным шагам по пути защиты традиций нашей российской семьи. Мы предлагаем отклонить принятый в первом чтении законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Коллеги, будут ли от фракций выступления по мотивам? Нет. Прошу проголосовать: кто за то, чтобы отклонить принятый в первом чтении законопроект? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 25 мин. 21 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8 % Проголосовало против 20 чел.4,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 106
О проекте федерального закона № 28410-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о расширении перечня лиц, имеющих право на материнский (семейный) капитал).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Тогда пункт 21, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Доклад официального представителя правительства заместителя министра труда и социальной защиты Алексея Витальевича Вовченко. Пожалуйста. ВОВЧЕНКО А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона разработан во исполнение постановления Конституционного Суда. Законопроектом расширяется круг лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала. Предлагается предоставить право на материнский капитал мужчинам, признанным в установленном порядке в качестве единственных родителей отцами детей, рождённых в результате использования суррогатного материнства. Важно, что право на материнский капитал у мужчины - единственного родителя возникает только в том случае, если этот мужчина вступил в брак и воспитывает детей совместно с супругой, которая их усыновила. Выделение дополнительных средств в данном случае не потребуется. Реализация закона будет осуществляться в пределах тех средств, которые предусмотрены в бюджете Социального фонда России, ввиду малочисленности такой категории. Мы реагируем на постановление Конституционного Суда и приводим норму в соответствие с его решением. Просим поддержать. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Витальевич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Буцкая Татьяна Викторовна. БУЦКАЯ Т. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей внимательно рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Законопроект был внесён Правительством Российской Федерации и разработан в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 июня 2021 года. Он касается возникновения права на материнский (семейный) капитал у мужчин, которые являются единственными родителями ребёнка или детей, рождённых в результате использования суррогатного материнства, только в случаях вступления впоследствии такого мужчины в брак и воспитания им ребёнка или детей совместно с усыновившей его супругой (его или, если несколько детей, их). Кроме того, законопроектом предусматривается переход права на материнский капитал супруге указанного мужчины или ребёнку (детям) в равных долях в случае смерти мужчины или в иных случаях. Мнение нашего комитета изложено в заключении, с которым можно ознакомиться в СОЗД, я же хочу вот на чём остановиться. Наш комитет отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" устанавливает меры государственной поддержки семей с детьми и с учётом особой, связанной с материнством социальной роли в обществе предусматривает приоритетное право женщин на их получение. Таким образом, согласно действующим нормам федерального закона первичное право на дополнительные меры государственной поддержки должно, как правило, возникать у женщины. Право мужчины на такие меры в значительной степени является производным от права женщины и может быть реализовано в случае, когда возникшее у женщины право прекратилось по основаниям, установленным законом. Право переходит к мужчине, например, если женщина погибла или была лишена родительских прав. Мужчина также может иметь право на материнский (семейный) капитал, в случае если он является единственным родителем или усыновителем ребёнка. Согласно представленному финансово-экономическому обоснованию на реализацию закона потребуется около 10,5 миллиона рублей, поскольку, по данным Пенсионного фонда России, за прошлый год было отказано в получении сертификата на материнский капитал всего 19 мужчинам, имеющим детей от суррогатных матерей. Учитывая индексацию материнского капитала, эта сумма после принятия закона будет несколько больше. Законопроект поддерживают ГПУ президента, Счётная палата Российской Федерации, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Правовое управление Аппарата Государственной Думы и все органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые успели отправить нам свои отзывы, - это 40 законодательных и 16 исполнительных региональных органов власти. Вместе с тем по данному законопроекту у нашего комитета возникли вопросы, также есть вопросы у Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. В частности, одним из замечаний по законопроекту является то, что он фактически касается тех случаев, когда отцовство одинокого мужчины в отношении детей, рождённых с помощью суррогатного материнства, имеет место вопреки действующему законодательству. Высказывались опасения, что дальнейшее развитие законодательства на основе данного закона фактически легитимирует нарушение законодательных норм в части реализации программ суррогатного материнства. Имея намерение в полном объёме исполнить постановление Конституционного Суда Российской Федерации и одновременно не выходить за рамки его правовой позиции, высказанной ранее в отношении права женщин и мужчин на материнский (семейный) капитал, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей предлагает в случае принятия законопроекта в первом чтении рассмотреть ко второму чтению вопрос о внесении в текст законопроекта редакционных изменений, распространив его действие в первую очередь на женщин, вступивших в брак. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей предлагает Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Викторовна. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня два вопроса. Первый - представителю комитета. Вы предлагаете поправку ко второму чтению, чтобы не мужчине, у которого дети появились в результате суррогатного материнства, а той женщине, которая усыновит этих детей, этот капитал выдавать? Я правильно понял? Это вам вопрос. И вопрос Алексею Витальевичу. Алексей Витальевич, не пора ли всё-таки перестать закрывать разного рода лакуны? Я напомню вам, что до этого мы дали возможность законному супругу - гражданину России получать материнский капитал в случае смерти жены-иностранки, сейчас Конституционный Суд ещё одну группу... Не пора ли уравнять в правах отца и мать? Ну, условно уравнять, предусмотрев, что мать в первую очередь имеет право на получение этого капитала, ну а если по каким-то причинам она его не получает, тогда отец - гражданин Российской Федерации должен получать этот капитал автоматически, без всяких дополнительных связей: суррогатный ребёнок, потом ещё он женился, потом вот эта новая мама, мачеха по сути, усыновила - вот очень сложная конструкция. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Викторовна, начните вы, пожалуйста. БУЦКАЯ Т. В. Ну, мой ответ будет коротким. Мы предлагаем установить справедливость: каждая семья, где есть дети, которым положен материнский капитал, должна его получать, поэтому при любых конструкциях, которые возможны в рамках законодательства, - а в рамках законодательства у нас есть суррогатное материнство - дети, конечно, должны иметь тот самый материнский капитал. Да, прописано у нас, что приоритет - материнство, поэтому мы будем делать на нём акцент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Витальевич, пожалуйста, ответьте на вашу часть вопроса. ВОВЧЕНКО А. В. Абсолютно правильный вопрос, и это действительно подчёркивает концепцию закона. У нас именно мать имеет право прежде всего, все остальные категории, остальные случаи уже производные, если мать физически не сможет своим правом воспользоваться. Но и другое важно: материнский капитал, каким бы он ни был, на любые цели, - это меры дополнительной поддержки всё-таки в отношении именно ребёнка, мы всегда, в каждом законе транслируем, что в отношении ребёнка, и это абсолютная аксиома во всех наших поправках, которые мы принимали к закону о дополнительных мерах поддержки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Ну, первая часть вопроса. Я так и не понял: будет ли иметь обратную силу закон, то есть действовать в отношении тех детей, которые уже давно рождены таким способом, после выполнения условий закона они будут иметь право на материнский капитал? Но главное, суть моего предложения... Я не понимаю, почему сохраняется вот эта схема: одинокий отец заводит суррогатного ребёнка, а потом ищет себе пару - и он имеет право претендовать на материнский (или отцовский) капитал. Давайте напишем прямо и конкретно: сначала свадьба, потом, если вы не можете иметь своего ребёнка по документам соответствующим, идёте к суррогатной матери. Давайте так напишем! Что вы тут ходите какими-то кругами... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Витальевич, начните вы, а если будет необходимость, председатель комитета добавит. Пожалуйста. ВОВЧЕНКО А. В. Олег Анатольевич, согласен абсолютно. Дело в том, что совсем недавно само понятие "суррогатное материнство" было очень серьёзно конкретизировано в законе об основах здравоохранения. Именно туда эта норма уже внесена: только в браке - сначала брак, а потом только вообще в принципе возможно суррогатное материнство как такая вспомогательная форма. В данном случае речь всё-таки не о понятии "суррогатное материнство", а о материнском капитале, мы несколько другие основы затрагиваем - именно способ его получения. И сразу в двух законах у нас получается такой блок. То есть здесь мы всё равно пишем, что в браке, ну, транслируем ту же норму из закона об основах здравоохранения. Что касается обратной силы, да, будет, безусловно. Люди же обращаются, им отказывали, вот в чём дело. Такие случаи есть физически, сейчас они будут этим условиям соответствовать - и будет рассматриваться вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, ну, сегодня есть одно решение Конституционного Суда, которое вот узкую группу затрагивает, завтра будет другое решение Конституционного Суда, которое точно так же будет вставать на сторону прежде всего детей. Нам говорят: главное - дети, дети - это потребители в будущем этого материнского капитала, всё делается для них. Но к большому сожалению, та конструкция, которая сегодня прописана в соответствующем законе, выводя на первое место закономерно женщину... И это правильно: есть мама, значит, мама получает материнский капитал. В последующем он всё равно будет разделён, если они приобретают жильё на всех членов семьи, в том числе на детей, это всё понятно, но есть ситуации (в прошлый раз я не зря вспомнил тот случай), когда мама - иностранка, гражданка другого государства, папа - гражданин России, дети - граждане России, но ни отец, ни дети не имеют права получения материнского капитала. Только в одном случае они получат: если мама - гражданка иностранного государства либо лицо без гражданства умрёт. Вот тогда, да, им "повезёт", тогда они получат материнский капитал. Что мы предлагаем и, видимо, в рамках поправок ко второму чтению сделаем? Всё-таки, если мама по каким-то причинам (в том числе если она является иностранкой, гражданкой другого государства) не может претендовать на материнский капитал - ну, в силу того что мы стимулируем получение гражданства Российской Федерации, стимулируем образование полной семьи из граждан Российской Федерации, - тогда такое право должно распространяться и на отца, и, самое главное, на детей. За что мы их наказываем? Вот за что мы их наказываем в ситуации, когда сейчас заставляем... Не зря Олег Анатольевич спросил, нужно ли вступать в брак, - да, нужно, вроде как это такая поправка: человек сначала родил детей от суррогатной матери, потом женился, потом эта мама, ну, мачеха по сути, усыновила их, и только после этого он приобретает право на соответствующий материнский капитал. А если не женился? А если не усыновила мама? Страдают-то в итоге дети, которые рождены не по своей вине неестественным образом. Мы об этом уже говорили. Стоит рассмотреть вопрос о сквозном предоставлении материнского капитала: в первую очередь - мама, если мама по каким-то причинам не может его получить, тогда этот капитал (без её, возможно, участия, без включения её в состав получателей) распространялся бы на отца - гражданина Российской Федерации и на детей - граждан Российской Федерации. В противном случае сегодня мы эту категорию наказываем: они не имеют права ни на какие-то дополнительные меры в части приобретения жилья (ну вот потому что так получилось), ни на дополнительные меры, связанные с образованием, ни на дополнительные меры, связанные с лечением, - на то, на что сегодня можно расходовать материнский капитал. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КУРИННЫЙ А. В. Понятно - слушайте, голосуйте, тогда поправки представим ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Витальевич, пожалуйста, заключительное слово, если есть необходимость. Пожалуйста. ВОВЧЕНКО А. В. Готовы отрабатывать. В комитете очень пристально рассматривался этот законопроект, равно как и в других комитетах. Готовы сотрудничать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Буцкая Татьяна Викторовна - заключительное слово и выступление от фракции. Пожалуйста. БУЦКАЯ Т. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ещё раз хочу сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Во-первых, он исполняет предписания Конституционного Суда, а во-вторых, он про справедливость, потому что есть семьи с детьми, им положен материнский капитал, а есть другие семьи с таким же первым или вторым ребёнком, которым тоже положен материнский капитал... Вот мы просто должны восстановить эту справедливость. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект, рекомендует принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 00 мин. 16 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.