Заседание № 34
О проекте федерального закона № 28408-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения обязательств по государственным гарантиям субъектов Российской Федерации и муниципальным гарантиям в составе государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга в целях установления единого правового регулирования данных вопросов для всех уровней бюджетов бюджетной системы).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Докладывает Валентина Николаевна Артамонова. АРТАМОНОВА В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Проект подготовлен к принятию во втором чтении. Напомню, что в первом чтении мы приняли его 18 января текущего года. Данным законопроектом предлагается внести в Бюджетный кодекс поправки в части включения в состав государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга обязательств, вытекающих из государственных гарантий, не в сумме предела государственных гарантий, а по фактической задолженности. Аналогичная норма действует с 2018 года в отношении федерального бюджета. Данными поправками предлагается более объективно и реально отражать объём государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга. Положения, предлагаемые поправками, предлагается распространить с 1 января 2022 года. Поправки к проекту закона отсутствуют, поэтому комитет по бюджету предлагает принять закон во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, поправок ко второму чтению нет, поэтому законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 53 мин. 22 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Валентина Николаевна. АРТАМОНОВА В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету предлагает рассмотреть законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Желающие выступить по мотивам будут? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 54 мин. 00 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 24
О проекте федерального закона № 28408-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения обязательств по государственным гарантиям субъектов Российской Федерации и муниципальным гарантиям в составе государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга в целях установления единого правового регулирования данных вопросов для всех уровней бюджетов бюджетной системы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра финансов Тимур Игоревич Максимов. МАКСИМОВ Т. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! На рассмотрение в Государственную Думу внесён законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс...", целью которого является унификация подходов к учёту обязательств по государственным гарантиям субъектов Российской Федерации и муниципальным гарантиям в соответствии с подходом, который применяется на федеральном уровне с 2018 года. Данный подход заключается во включении в состав государственного долга субъектов и муниципальных образований обязательств по госгарантии не в сумме предела ответственности по ней, а только в сумме фактически имеющихся у принципала обязательств, обеспеченных государственной гарантией. Распространение данного подхода на все уровни бюджетов бюджетной системы позволит, во-первых, установить единое регулирование, а во-вторых, избежать необоснованного завышения объёма государственного долга субъектов Российской Федерации. По нашей оценке, применение данного подхода позволит высвободить примерно на 14 процентов (это 8 миллиардов) долг в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тимур Игоревич. Присаживайтесь. С содокладом выступает Валентина Николаевна Артамонова. АРТАМОНОВА В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам рассмотрел данный проект закона и поддерживает его принятие. Тимур Игоревич достаточно подробно рассказал об изменениях, предлагаемых в Бюджетный кодекс Российской Федерации. Данным законопроектом предлагается внести поправки в Бюджетный кодекс в части включения в состав государственного долга субъектов Российской Федерации (муниципального долга) обязательств, вытекающих из государственной (муниципальной) гарантии, не в сумме предела ответственности гаранта, а в сумме фактически имеющейся задолженности. Данный подход уже применяется в отношении федерального бюджета с 2018 года и позволяет избегать необоснованного завышения объёма государственного долга Российской Федерации. Подход, предлагаемый в данном законопроекте, упростит регионам соблюдение условий соглашений по бюджетным кредитам в части неповышения объёма государственного долга. Положения законопроекта предлагается применять к правоотношениям, возникающим с 1 января 2022 года. Счётная палата Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам поддерживают концепцию данного законопроекта. Комитет по бюджету и налогам рекомендует принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна. Вопросы есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Бессонов Евгений Иванович. БЕССОНОВ Е. И. Тимур Игоревич, госдолг регионов более 2,6 триллиона рублей. Насколько снизится госдолг в результате принятия этого закона? И основой-то всё равно являются бюджетные и коммерческие кредиты. Федеральный бюджет 2022 года профицитный, Фонд национального благосостояния - в районе 14 триллионов рублей. Почему бы не рассмотреть решение проблемы госдолга регионов через изменение распределения налогов в пользу регионов или через погашение этих кредитов за счёт средств Фонда национального благосостояния? Хотя бы коммерческие кредиты замените бюджетными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МАКСИМОВ Т. И. Спасибо, Евгений Иванович, за вопрос. Ну, на первую часть я ответил в своём выступлении. Принятие данного закона позволит правильно учесть долг субъектов и снизить объём госдолга на 8 миллиардов - это оценка того объёма госдолга, который фактически принят под госгарантии субъектов и муниципальных образований. Что касается второй части вопроса, то она носит комплексный характер. Вы знаете, что правительством, президентом регулярно принимаются решения по облегчению долгового бремени субъектов, по предоставлению бюджетных кредитов на льготных условиях, по рассрочке, по созданию новых форм финансовой поддержки субъектов. Строго говоря, это не является предметом данного законопроекта, но правительство регулярно в работе с Государственной Думой занимается решением этого вопроса, это такая длящаяся история. Мы, конечно же, готовы вместе с депутатами и в дальнейшем активно решать проблему государственного долга, используя разные инструменты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Тимур Игоревич, я всё-таки вас верну к теме госдолга в более широком смысле. Вы знаете, что у нас идёт поэтапное увеличение госдолга, и к 2023 году он составит уже 18 триллионов, это почти равно нынешней доходной части. Наверное, всё-таки 8 миллиардов в объёме 20 триллионов вообще незаметная сумма. Может быть, более фундаментально посмотреть, как исправить ошибку, заложенную Минфином в законе № 184-ФЗ, когда вы передали значительную часть полномочий, около двухсот, на уровень субъектов и всего треть обеспечили финансовыми мандатами? Когда вы собираетесь тот закон... Может быть, поправками ко второму чтению, как вы это часто делаете, в этом законопроекте вы исправите эту несправедливость? МАКСИМОВ Т. И. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Да, это актуальная задача. Я в предыдущем ответе сказал, что мы регулярно работаем над системой межбюджетных отношений, полномочиями, финансовым обеспечением полномочий регионов, - здесь, к сожалению, не имеется такого простого, линейного решения, это система, постоянно находящаяся в движении. Понятно, что 8 миллиардов, как вы сказали, в масштабах всего государственного долга капля в море, но это разные уровни бюджетной системы: вы говорите о государственном долге Российской Федерации, а мы данным законопроектом пытались решить техническую проблему, которая возникла у субъектов Российской Федерации, в связи с тем что сегодня они, в силу особенностей законодательства, вынуждены завышать в учёте свой государственный долг, просто потому, что они по выданным госгарантиям должны показывать объём номинала гарантий, а не объём фактически принятых обязательств под госгарантию. Мы говорим, что этим законопроектом мы высвободим немножко определённого бюджетного пространства с точки зрения возможности реализации своей экономической политики. Но безусловно, большой вопрос, о котором вы сказали, остаётся в повестке. И мы продолжим вместе с парламентом находить способы его решения. Но так просто и однократно, к сожалению, он не решается, и опыт всех стран показывает, что простых решений здесь нет, это система, которая постоянно должна донастраиваться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тимур Игоревич. Валентина Николаевна, спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 43 мин. 16 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.