Заседание № 192
17.10.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 28346-6 "О строительных сберегательных кассах".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4890 по 5072 из 5996
26-й вопрос, проект федерального закона "О строительных сберегательных кассах". Докладывает Иван Дмитриевич Грачёв. ГРАЧЁВ И. Д., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я так быстро, как выступившие докладчики, наверное, не смогу. Прежде всего я хотел бы поблагодарить коллегу Бурыкину за то, что она с огромным терпением отнеслась к законопроекту "О строительных сберегательных кассах" и не отправила его, так сказать, сразу на уничтожение, я-то абсолютно уверен, что он нужен и нужен на данный момент позарез! Мы говорим так, на птичьем языке, о драйверах роста экономики, всё ищем драйверы, а этот закон позволяет порядка 3-4 триллионов рублей в год в кратчайшие сроки привлечь в жилищное строительство, то есть это не какие-то фантастические цифры, их легко получить. Вот ипотека: с ней проблем хватает, тем не менее примерно 1,5 триллиона рублей в год она собирает, и в основном эти средства идут прямо или косвенно на жилищное строительство. В России, в стране достаточно бедной, с таким дифференцированным уровнем доходов населения, людей, которые годятся для ипотеки, примерно в три-пять раз меньше, чем тех, которые годятся для схем с предварительным накоплением, то есть для схем строительных сберегательных касс. Что касается людей, то, наверное, к каждому из вас продолжают приходить обманутые дольщики, и их число - это субъективно, по моим оценкам, - никак не уменьшается. Почему так получается, почему люди идут в эту схему? Если не вдаваться в детали, то за счёт того, что десять человек, собравшись вместе, уменьшают среднее время накопления денег, и если вот у него накапливается только 10 процентов от суммы в год, то так - вдвое больше по сравнению с индивидуальным накоплением, и это такая мотивация, что обязательно в эти схемы люди будут идти. И если мы ответственные законодатели, мы должны здесь придумать какую-то железную схему, так сказать, а не искать, как административными методами зажать кривую схему, принципиально не очень хорошую схему - схему долевого строительства. А она чем нехороша? Тем, что огромные финансовые потоки идут без банковского контроля, без контроля Центробанка. Весь мир давным-давно придумал, как это сделать: для относительно бедной страны схемы с предварительным накоплением - это железно, надёжно. Понятно, что надо финансовую часть этих схем отдать банкам, сказать: мы создадим специальный институт сбора денег, который ничего строить не будет, будет вначале накапливать деньги на жилищное строительство, а потом выдавать кредиты на строительство. Мы абсолютно уверены, что надёжность такого банка будет не ниже, чем у обыкновенного банка, то есть гарантированная надёжность этих схем станет равна банковской надёжности. Но если мы хотим, чтобы они были ещё надёжнее, поскольку средства для жилищного строительства, которые идут от населения, - это деньги, оторванные с трудом, то тогда этот банк надо сделать специализированным, с тем чтобы он не мог заниматься спекулятивными операциями, а занимался исключительно сбором денег на жилищное строительство, на улучшение жилищных условий, а также выдачей кредитов на эти цели. Тогда что же дальше осталось концептуально прописать в законе? Записали, что это будет банк, записали, что Центробанк будет его контролировать, записали, что это будет специализированный банк без права заниматься спекулятивными операциями. Понятно, что в этой истории надо обязательно запараллелить кредитный договор и договор накопления, с тем чтобы людей никак не могли обмануть: накапливал, накапливал, а потом раз - и ему кредит не дали. Значит, в законе надо железно прописать разницу между процентом кредита и процентом накопления, и тогда эта норма позволит строить независимо от инфляции низкопроцентные схемы кредитования, а также будет исключена возможность обмана людей в этой части, когда человек накапливал, а потом вдруг ему не дали кредит. И следующее, что здесь важно, - это, конечно, государственная поддержка. Мы говорим, что если деньги, которые собираются в этой специализированной системе, в специализированном банке, идут исключительно на жилищные цели, на строительство и ремонт жилья, то в бюджет гарантированно идёт налог, и эти деньги нельзя взять и вывести, к примеру, на покупку "Челси" или ещё чего-то, то есть это деньги, которые по закону идут железно на жилищное строительство. В этом случае как минимум 20 процентов будет возвращаться в федеральный бюджет, и, таким образом, появляется возможность дать господдержку: если деньги в виде господдержки поступили, то через жилищное строительство они немедленно вернутся в бюджет в виде налога, нет господдержки - значит, и нет поступлений. Вот, собственно, базовые положения этого закона. Ну и ещё одна важная вещь. Конечно, если мы говорим, что человек в среднем сокращает время накопления, то важно, чтобы кто-то не оказывался всегда последним, должна быть совершенно чёткая процедура установления очереди, чтобы человека, который, допустим, два или три года вкладывал деньги в эту строительную сберегательную кассу, нельзя было подвинуть в очереди в пользу человека, прибежавшего в данный момент и внёсшего примерно ту же сумму. Это просто требует в законе чёткого описания так называемого накопительного показателя, который конкретно указывает, что очередь устанавливается в соответствии с теми деньгами, которые внёс, и тем временем, которые они лежали. Ну, детали, я думаю, не важны для аудитории сегодня. Вот суть, концепция этого закона. Ещё раз подчёркиваю: я абсолютно уверен, что если мы хотим за короткие сроки увеличить объёмы жилищного строительства в полтора раза, то надо вовлекать большее количество людей. Ипотека сегодня тает, слой людей, которые способны участвовать в ипотеке, - это примерно 10 процентов населения страны - в основном исчерпан, то есть там мы выходим в режим насыщения. Если мы хотим, чтобы всё-таки... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наталья Викторовна Бурыкина. БУРЫКИНА Н. В., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Коллега Грачёв достаточно интересно представил свой законопроект. Я сразу скажу, что подобного рода законопроекты уже несколько раз вносились в Государственную Думу, сегодня это уже четвёртая попытка принять такого рода инициативу в первом чтении. На сегодняшний момент количество финансовых посредников, предоставляющих услуги населению, то есть кредиты для решения жилищных проблем, достаточно велико. Ссылаясь на выступление коллеги Грачёва, скажу, что, по данным Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, статистика 2014 года свидетельствует о развитии рынка ипотеки опережающими темпами: в первом полугодии 2014 года было выдано 450 тысяч ипотечных кредитов на общую сумму более 740 миллиардов рублей, что на 30 и 40 процентов соответственно превышает соответствующий показатель того же периода 2013 года; суммарный ипотечный портфель на балансах банка по состоянию на 1 июля 2014 года составил 3 триллиона рублей, что на 33 процента превышает уровень июля 2013 года. Таким образом, мы понимаем, что количество кредитов и количество денег, которое привлечено на развитие рынка строительства жилья, достаточно большое и ещё какие-то стимулирующие инструменты, в том числе создание специализированных банков, на сегодняшний день, по нашему мнению, избыточны. Более того, хотелось бы также сказать о том, что в этой конструкции предлагается софинансирование за счёт средств бюджетов различных уровней. В данном случае предлагается за счёт средств федерального бюджета, но такой подход может также затрагивать и средства региональных и муниципальных бюджетов. Ну, сегодня уже идёт бюджетный процесс, такие ресурсы у нас не предусмотрены, а с учётом тех цифр, которые называл коллега Грачёв, я так понимаю, может быть задействована для развития этого института сумма не меньше 1 триллиона рублей. С учётом изложенного, а также того, что сама структура законопроекта как бы предполагает некий особенный механизм этого инструмента (а мы полагаем, что если какие-то меры поддержки могут быть введены, то они должны присутствовать и в других базовых законах), комитет рекомендует данный законопроект не поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, какие есть вопросы? Дмитрий Иванович Савельев, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Наталья Викторовна, всё это хорошо - вот вы сказали о том, что ипотека растёт бодрыми темпами, - но то, о чём говорил Иван Дмитриевич, также имеет место: только примерно 10 процентов населения России имеют возможность воспользоваться ипотечными программами. Почему? Потому что у нас в стране нет длинных и дешёвых денег, кои есть в той же Европе, то есть там молодая семья может взять ипотечный кредит под несколько процентов годовых сроком на тридцать лет, и таким образом молодая семья обеспечена жильём сразу же, как только создаётся. У нас таких инструментов нет, и автор предлагает действенный механизм, который может изменить ситуацию кардинально, - так зачем же рубить сходу? Тем более что в ближайшие три года ожидаются крайне негативные явления и в области строительства, и в части предоставления ипотечных программ. Ну давайте доработаем его и всё-таки предоставим возможность этому институту... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наталья Викторовна, пожалуйста. БУРЫКИНА Н. В. Ну, я так поняла, что это было всё-таки выступление. Вопрос? Я не поняла, в чём суть вопроса. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БУРЫКИНА Н. В. В данном случае инструмента длинных денег мы там не увидели. Не понятно, как это будет индексироваться при нашем уровне инфляции и кто будет покрывать инфляционные издержки, разницу в инфляционных издержках. Повторяю: инструмента длинных денег в такой системе софинансирования, в том числе за счёт средств федерального бюджета, я не увидела, тем более что специфика самого федерального бюджета такова, что длинных денег там не бывает, потому что всё тратится ежегодно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Давайте сначала проголосуем, а потом вернёмся к обсуждению. Объявляю "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5529 по 5742 из 5996
Мы продолжаем обсуждение 26-го вопроса повестки дня. Выступает Андрей Дмитриевич Крутов. Микрофон включите, пожалуйста. КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня от фракции выступление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Семь минут поставьте. КРУТОВ А. Д. Уважаемые коллеги, ну, прежде чем принимать окончательное решение по таким важным инфраструктурным законопроектам, конечно, надо определиться с тем, в каком состоянии сейчас находится наша экономика и в каком состоянии она будет находиться в ближайшие годы. Совершено очевидно, нужно признать, что против России сейчас ведётся война и экономическая, и торговая, и финансовая, и надо относиться к этому без иллюзий, без надежд, что всё само собой рассосётся. Наши конкуренты действуют в этом плане вполне последовательно и методично, и важный итог, касающийся в том числе рассматриваемого законопроекта, - это, во-первых, отрезание наших крупнейших финансовых институтов от западных финансовых рынков, по сути, это уже произошло, а во-вторых, это, конечно, попытки сократить доходную часть нашего бюджета и доходы наших граждан через создание препятствий на пути наших основных экспортных товаров - речь идёт о газе прежде всего, - попытки сбить цену на нефть, обусловленные политическими причинами. Всё это, ещё раз повторю, снижает и расходы страны в целом, и расходы наших граждан, вынуждает нас, по сути, перейти в режим мобилизационной экономики. Но если мы действуем в режиме мобилизационной экономики, то очень важно понять, какие сектора мы можем развивать внутри нашей страны, задействуя собственные, что называется, ресурсы. Внутри страны таким сектором, такой опорной точкой может стать именно рынок недвижимости: ну, совершенно очевидно, что, развивая рынок недвижимости, прежде всего жилой недвижимости, мы развиваем отечественную строительную промышленность, мы создаём рабочие места на территории России, мы, в конце концов, деньги внутри страны оставляем и вкладываем, мы закладываем основы социально-политической стабильности. Таким образом, для того, чтобы рынок недвижимости в эти непростые кризисные годы функционировал, с одной стороны, в режиме тихой гавани для наших граждан и, с другой стороны, работал как локомотив для роста экономики, нужны две вещи: первая - это инвестиционно-финансовые ресурсы, желательно длинные и желательно дешёвые; и второе - это платёжеспособный спрос со стороны населения. И вот законопроект, который предложен группой депутатов из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", позволяет обе эти проблемы решить: с одной стороны, привнести в эту систему необходимые финансовые ресурсы; с другой стороны, обеспечить эту систему платёжеспособным спросом. Ну, совершенно очевидно, - можно последовательно проанализировать два этих направления, - что в нынешней ситуации, если мы ничего делать не будем, то... Платёжеспособный спрос критически сжимается, и это, конечно, является результатом непродуманной государственной политики по многим направлениям: в частности, это и рост тарифной нагрузки на граждан, и рост налогов, в том числе на недвижимость, и повышение объёма платных услуг для населения по всем направлениям, включая здравоохранение и образование, и чрезмерная закредитованность населения, особенно в части необеспеченных потребительских кредитов, в то время как сокращаются рабочие места, особенно в сфере малого бизнеса. Всё это приводит к совершенно банальным последствиям: у граждан нет денег не то что на покупку жилья за полную стоимость - у них нет денег ни на накопление первоначального взноса, ни на текущие платежи по ипотеке. И именно наш законопроект позволяет решить эту проблему, потому что работа в режиме строительной сберегательной кассы, работа в режиме индивидуального накопительного плана, плюс низкий процент, по которому вкладчики строительной сберегательной кассы получают кредиты, плюс дополнительная помощь государства проблему отсутствия платёжеспособного спроса со стороны 25-35 процентов наших граждан, по сути, закрывают. Теперь что касается второй проблемы - проблемы длинных денег, которые нужны сектору недвижимости, сектору жилищного строительства для развития. Очевидно, что в условиях отсутствия внешнего финансирования мы испытываем большие проблемы. Запад фактически закрыт для длинных и дешёвых денег, с Востоком предстоит ещё долго и вдумчиво разбираться, в то же время наблюдается крайне негативная тенденция, которая связана с сокращением депозитов граждан, а наши граждане используют простую тактику: они забирают свои рублёвые депозиты, обращают их в валюту, а валюту кладут под матрац. В результате банки становятся нетто-кредиторами населения, то есть объём вкладов наших граждан не покрывает объём кредитов, которые выдают гражданам наши банки, и этот разрыв становится опасным, особенно в кризисных условиях, - по сути, это потенциальная дыра в банковских балансах, и закрыть её можно либо государственными деньгами, либо, собственно, деньгами самих граждан, работающими в системе строительных накоплений. Кстати говоря, для того чтобы привлечь дополнительно вкладчиков, в нынешних условиях банки вынуждены повышать проценты по депозитам, и таким образом мы попадаем в порочный круг: банки повышают проценты по депозитам, а вслед за тем повышаются процентные ставки по кредитам, в том числе и по ипотеке. То есть, по сути, ипотека в нынешней экономической ситуации работает плохо. Что касается прогнозов развития ипотечного кредитования, то все банковские аналитики сходятся в одном: в ближайшие три-четыре года ипотечный рынок ждёт кризис. И именно поэтому наш закон "О строительных сберегательных кассах" может стать спасением, что ли, для рынка недвижимости, для рынка накоплений и для рынка жилья. Мы предлагаем вам его поддержать. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" законопроект поддержит. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Абалаков Александр Николаевич, пожалуйста. АБАЛАКОВ А. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Идея законопроекта уже давно известна, она не нова. Мы все помним, что в своё время существовало две концепции реализации жилищной политики: концепция стройсберкасс и концепция ипотечного кредитования, и победило в итоге ипотечное кредитование. Сегодня все мы понимаем, что ипотека - это способ заработать деньги банку, но никак не способ обеспечить наших граждан жильём. Этот законопроект, конечно, задаёт движение в верном направлении, и наша фракция, поддерживая саму концепцию этого законопроекта, его поддержит, но ежели бы авторы законопроекта при разработке обратились, например, к Коммунистической партии Российской Федерации, это позволило бы, во-первых, объединить наши усилия для улучшения этого законопроекта, а во-вторых, сделать его более социально ориентированным. На наш взгляд, сечас в законопроекте есть несколько таких - ну, я не буду говорить, что это чёрные дыры, - лазеек, через которые деньги могут быть уведены. Например, там почему-то присутствует норма, устанавливающая, что стройсберкассы могут размещать временно свободные средства в государственные ценные бумаги развитых государств. Только что вы сами говорили о сложившейся внешнеполитической ситуации, только что мы говорили о том, что, вообще говоря, мы лишены источников заимствований, но вы в законопроекте почему-то предлагаете временно свободные средства граждан, которые положили деньги в банк, копят на улучшение жилищных условий, размещать в ценные бумаги развитых государств, и это вызывает у нас законное удивление. Тем не менее, я считаю, сама концепция хорошая. Мне кажется, что нам необходимо просто объединить наши усилия и разработать хороший законопроект, который позволит создать что-то среднее между той идеей, которая сегодня имеет место, - это жилищные накопительные кооперативы - и ипотекой, то есть то, что позволит реально привлекать средства, увеличить количество форм привлечения денег в строительство и сделает реальной социальную задачу, о которой всегда говорит КПРФ, - задачу обеспечения доступным жильём каждой советской... каждой российской семьи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С советскими опоздали немножко. Селиванов Юрий Алексеевич. СЕЛИВАНОВ Ю. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые депутаты, мне приходилось в своей практике организовывать несколько видов кооперативов: это ЖСК (жилищно-строительные), это МЖК (молодёжные кооперативы), это кредитные потребительские кооперативы, и это жилищный накопительный кооператив, последний который я организовал. На протяжении пятнадцати лет шла эта работа, и всё это время, я вам скажу, все пайщики ждали одного - поддержки в виде какой-нибудь премии, как это сейчас отражено в сегодняшнем законопроекте о стройсберкассах. Когда мы создавали самый большой жилищный накопительный кооператив в период кризиса пять лет назад, люди, желающие вступить туда, задавали вот такой вопрос: будет ли поддержка государства? И мы, конечно, надеясь на приоритетный национальный проект, на мощную программу доступного жилья, обещали им это, во всяком случае, выражали надежду на то, что будет поддержка. И в первый же год в кооператив вступило около пяти тысяч человек, но после того как национальный приоритетный проект начал затухать и в конце концов сошёл на нет, люди начали выходить из кооператива. А, вообще-то, статистика такая: чтобы нашей стране выйти на уровень западноевропейских стран, необходимо построить 1,5 миллиарда квадратных метров жилья и чтобы были вклады населения в банках на сумму около 17 триллионов рублей - вот тот огромный источник, который мог бы увеличить объём строительства жилья и снять с газовой иглы экономику России! Я вам хочу сказать, что мы осуществляем мониторинг ситуации, и сейчас, когда начался спад в экономике и меньшее количество людей вступает в кооперативы любого вида, мы продолжаем проводить мониторинг источников, откуда люди деньги берут. Так вот, 50 процентов, первое вложение, - это... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции уже было выступление. Так, пожалуйста, автор, Грачёв Иван Дмитриевич. Включите микрофон. ГРАЧЁВ И. Д. Прежде всего скажу в связи с предложением коммунистов: дело всегда важнее партийной принадлежности, поэтому уверен, что мы ещё вернёмся к этому законопроекту и вместе его доработаем. Если кто-то из "единороссов" захочет присоединиться, мы обязательно и их подключим. Я думаю, что мы вернёмся к этому обязательно, потому что система ипотеки в банках начнёт задыхаться и они сами придут к нам с предложениями продвинуть этот закон. В части господдержки - это очень важный момент - я ещё раз подчеркну, что и на практике, и в теории вся господдержка немедленно окупается возвратом через налоги, через строительство, поэтому тут проблем никаких нет. Ну, надеюсь, что мы хотя бы голосов двести наберём. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик будет выступать? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 46 сек.) Проголосовало за 191 чел.42,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 192 чел. Не голосовало 258 чел.57,3 % Результат: не принято Законопроект не принимается.
Заседание № 189
10.10.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 28346-6 "О строительных сберегательных кассах".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1297 по 1304 из 6804
КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Просьба перенести на следующую неделю рассмотрение 38-го вопроса повестки дня и по возможности сразу сделать замену основного докладчика - доложит Иван Дмитриевич Грачёв. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.