Заседание № 142
13.09.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 283020-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" в части установления предельного уровня допустимых расходов гражданина на оплату жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2122 по 2790 из 4360
Коллеги, переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" в части установления предельного уровня допустимых расходов гражданина на оплату жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств". Доклад Олега Анатольевича Нилова. Олег Анатольевич, вы не сходите с трибуны, мы ваши законодательные инициативы второй день рассматриваем. НИЛОВ О. А. Я недолго, Вячеслав Викторович. Понимаю, что тяжёлый осадок остаётся от решений, которые мы принимаем, но вот Татьяна Алексеевна нам сказала, что Пенсионный фонд не наполняется должным образом, поэтому и пенсии 10-11 тысяч. А почему он не наполняется? Вот об этом надо говорить в первую очередь! Серые зарплаты почему существуют? Почему никто не отвечает за то, что десятки миллионов граждан России вообще не платят взносов в Пенсионный фонд? Давайте с них спросим в уголовном порядке, и, может быть, тогда не нужно будет других решений принимать! Итак, уважаемые коллеги, вы все сталкивались на своих приёмах с ситуациями, когда наши уважаемые труженики, наши граждане, особенно пожилого возраста, приходят со своими в прямом смысле болячками и говорят: "Господин депутат, товарищ депутат, что делать? Вот рецепт, если хочу ещё пожить, необходимо принимать вот такие-то и такие-то лекарства. Вот цены на них". И лекарства эти стоят тысячи, понимаете? Это если простая болячка типа гипертонии или сахарного диабета, но даже на лекарства для их лечения, которые необходимо принимать каждый день, гражданину нужны тысячи (вы все это, наверное, и сами прекрасно знаете), а если это онкология? Уважаемые коллеги, вы прекрасно понимаете, знаете, что происходит сейчас с нашей бесплатной медициной, особенно с оплатой вот таких дорогостоящих препаратов для лечения тяжёлых заболеваний. Что делать, как отвечать этим гражданам? Да, мы пишем письма, обращаемся в комитет, в соответствующие министерства. Да, удаётся помочь отдельным гражданам, но основная масса до нас даже не доходит, они просто бегут в аптеку и относят туда всю пенсию, кто-то, может быть, ещё и последние сбережения тратит на это, кто-то продаёт имущество и так далее. Разве эта ситуация не массовая? У нас 23 миллиона граждан находятся за чертой бедности! О чём это говорит? О том, что у них нет доходов даже на оплату, извините, медицинских препаратов от давления или от каких-то простых заболеваний. Вот этих денег не заложено. Кем не заложено? Господином Топилиным, который уже даже не приходит к нам сюда, а должен был прийти ещё 12 декабря. Вячеслав Викторович, я много раз говорил о том, что 12 декабря потребительская корзина должна была быть пересмотрена (Татьяна Алексеевна ушла, а хорошо было бы, если бы и она это услышала). Почему не пересматривается потребительская корзина? Почему там не заложены средства на лекарства для граждан, тем более когда речь идёт об особо тяжёлых, особо сложных заболеваниях, смертельно опасных? Ведь если деньги не закладываются ни в зарплату, ни в МРОТ, ни в минимальную пенсию, понятно, что их негде взять. Да, есть дети, есть возможность обратиться в какие-то фонды и так далее, но это же исключение из правил! А правило должно быть такое: надо, чтобы и трудящийся человек, и пенсионер имели необходимые средства на жизненно важные лекарства. Мы видим каждый день на экранах телевизоров обращения разных каналов, фондов: граждане, давайте спасём смертельно больного ребёнка, гражданина и так далее, сбросимся по копеечке - эта ситуация недопустима! Да, хорошо, что есть люди, готовые помочь, хорошо, что есть такие фонды, но нельзя как правило решать таким образом ситуацию. Где государственный поход, где государственное решение?! Вот о чём это короткое предложение: 10 процентов собственных доходов гражданин может и должен потратить на оплату жизненно важных лекарств; если такие лекарства, выписанные врачом, стоят гораздо больше, то государство должно взять на себя ответственность и либо бесплатно предоставить эти лекарства, либо выделить деньги на их покупку, ну в крайнем случае - если гражданин сам нашёл возможность купить лекарства - выплатить компенсацию за расходы, которые свыше 10 процентов доходов гражданина. Вот в чём идея! Вы скажете: ну да, очень хорошо, но денег нет, - так давайте искать деньги, уважаемые коллеги, это совсем другая история. Я предлагаю не говорить о том, что это благое намерение, но у нас не хватает денег, давайте говорить в принципе, тем более что мы заботимся о пожилых гражданах, у которых, как правило, уже целый букет хронических заболеваний и мизерные доходы. Есть масса источников. Например, я считаю, многочисленные эфиры на государственных телеканалах, где наши звёзды, не знаю, шоу-бизнеса, спорта бесконечно рекламируют себя. Ну если спортсмены действительно несут в массы очень важную ценность - здоровый образ жизни, тяжёлый труд, то эти многочисленные ток-шоу, где одна звезда сменяет другую... Что они несут, эти ток-шоу? Посмотрите, там сплошные смертные грехи! Звёзды пиарятся, на это огромные средства телевидение тратит и получает средства от рекламы - вот один из источников! Далее, есть огромное количество различных легионеров, звёзд разных видов спорта с многомиллионными и многомиллиардными зарплатами - почему бы им на зарплаты, премии, бонусы не собирать средства среди фанатов этих клубов, не знаю, команд? Пусть болельщики соберут деньги, и, если они соберут достаточные средства, будем этого футболиста выкупать, содержать и так далее. Но на детей собирать деньги - это позор! Уважаемые коллеги, пенсионная проблема связана ещё и с тем, что кроме как из пенсионных денег нашим ветеранам негде было взять средства на жизненно важные лекарства, а теперь... (Микрофон отключён.) Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. С содокладом выступает Александр Петрович Петров, член Комитета по охране здоровья. ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы на заседании Комитета по охране здоровья рассмотрели этот законопроект и можем отметить, что проектом федерального закона предлагается дополнить Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств", добавить туда новую статью - 63-1, в которой предусмотреть предоставление гражданам субсидий на оплату жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в случае, если их расходы на приобретение лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно важных, будут превышать 10 процентов их совокупного дохода от трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Идея здравая, это ещё один инструмент поддержки граждан, а сам по себе любой вопрос, который касается поддержки малообеспеченных граждан, - это правильный вопрос. Мы только хотим обратить внимание на то, что вопросы предоставления гражданам субсидий на оплату лекарственных препаратов, а также установления предельных допустимых расходов на их приобретение не относятся к предмету регулирования 61-го федерального закона. Этот закон регулирует совсем другие отношения, он регулирует обращение лекарственных препаратов, то есть в данном законе прописано всё, что касается лекарств, но никак не вопросы денег. Если хотите, я расшифрую, но на это минут пять уйдёт. Ну понятно, что такое обращение лекарственных препаратов: это и хранение, и производство, и разработка, и клинические исследования - но не деньги. И конечно, удивляет, что это надо вставить в 61-й закон, он и так довольно сложный. Также в законопроекте предлагается установить, что субсидии на оплату лекарственных препаратов будут предоставляться органом исполнительной власти субъекта за счёт бюджета субъекта Российской Федерации. Данная проектируемая норма ну никак не соотносится с пунктом 4 статьи 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому перечень полномочий органов государственной власти субъекта по предметам совместного ведения, осуществляемых за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменён иначе как путём внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 этой статьи, то есть надо было рассматривать, вообще-то, пункт 2 в данной статье этого закона. Кроме того, в законопроекте устанавливаются фактически новые расходные обязательства субъектов Российской Федерации, однако проект федерального закона не содержит положений, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств. Сегодня мы услышали об одном из источников, который можно предложить субъектам, - за счёт рекламы спортсменов, их зарплат, доходов. Ну, странный источник, мы всё-таки должны быть аккуратнее в своих высказываниях. Не надо смотреть, какая зарплата у спортсменов, это их зарплата, надо свои карманы проверять! Стоит отметить: в статье 31 Бюджетного кодекса установлен принцип самостоятельности бюджетов, что даёт право органам государственной власти и органам местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета. Это их право, наверное, мы что-то только рекомендовать им там можем. На законопроект получены отрицательные заключения Правительства Российской Федерации, Счётной палаты, Комитета Совета Федерации по социальной политике и 45 органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Положительных заключений нет. По проекту федерального закона имеются существенные замечания у Правового управления Аппарата Государственной Думы. Безусловно, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" всегда заявляет о себе как о партии, которая борется за права малообеспеченных, но не только "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" этим занимается. Шаг за шагом, я думаю, здесь все наши коллеги, все вместе занимаются данным вопросом. И я предлагаю, если мы действительно хотим поработать над этой темой, посмотреть источники, направления, в какой закон вносить изменения, создать рабочую группу и вместе со "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ" поработать. А в таком виде законопроект принимать нельзя, извините, пожалуйста, господа авторы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Задержитесь, пожалуйста, на трибуне. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Александр Петрович, вы говорили много, эмоционально, вот первый аргумент, по 61-му закону... Правильно ли я понимаю, если перевнести законопроект в связи с тем, что вы его, не дай бог, отклоните сейчас с учётом ваших комментариев, дескать, изменения не совсем в тот закон и не областной бюджет, а федеральный должен финансировать, то у законопроекта будут все шансы быть принятым? Ведь исключительно формальные подходы, исключительно формальные аргументы. ПЕТРОВ А. П. Нет, не формальные. Источники средств - это что, формально?! Если авторы действительно хотели подготовить законопроект, они проработали бы вопрос об источниках финансирования, если им сложно было его проработать - такого... ну, сомнительного свойства источники были названы с трибуны одним из авторов, - то мы вместе должны были это сделать. Почему нельзя было отработать этот вопрос? Вопрос финансовых источников базовый, поэтому говорить, что это формальные признаки, нельзя. Государственная Дума может принять что угодно, безусловно, но все мы должны быть ответственны за то, чтобы не было нарушений правового поля, чтобы мы вносили законопроекты об изменениях в законодательство, соответствующие профилю. А просто так взять и в 61-й закон, над совершенствованием которого мы трудимся постоянно, внести финансовые вопросы, причём в таком виде, - ну, я считаю, это крайне сомнительно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня тоже вопросы к Александру Петровичу. Александр Петрович, ответьте, в какой закон тогда нужно вносить подобные изменения, раз комитет прорабатывал? И когда на уровне комитета будет создана рабочая группа по подготовке соответствующего законопроекта, потому что речь идёт фактически об одном из вариантов лекарственного страхования? ПЕТРОВ А. П. Я предлагаю насчёт рабочей группы подумать авторам, если им действительно эта тема близка и они считают, что её необходимо прорабатывать, а в принципе нам нужно готовиться к другому решению. Это один из элементов лекарственного страхования, вот о чём нам надо говорить сегодня - не об этом кусочке в таком виде, а о лекарственном страховании, нам надо рассчитывать финансы по лекарственному страхованию, смотреть, сколько не хватает, и вместе двигаться к решению этого вопроса. Мы всё равно к нему придём, это вопрос базовый. А создавать рабочую группу по этому законопроекту... Конечно, какие-то вопросы в виде предложений субъектам Российской Федерации можно проработать, но в другом виде я его не создавал бы, если бы я был автором. Я не готов сегодня сказать, в какой закон нужно вносить изменения, думаю, что тут не один закон надо смотреть, сказать с ходу я не могу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Торощин Игорь Андреевич. ТОРОЩИН И. А. У меня вопросы к Олегу Анатольевичу. Предлагаемый законопроект, несомненно, нужен нашему обществу, он поможет повысить уровень жизни в стране. Однако коллега Петров в своём выступлении сказал, что из ряда субъектов Российской Федерации поступили отрицательные заключения. Скажите, пожалуйста, имеются ли у вас заключения субъектов Российской Федерации положительные? И также меня интересует, какие варианты по реализации данной законодательной инициативы предусмотрены для дотационных субъектов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Я отвечу и вам на ваш вопрос, и коллегам, которые оппонируют мне сейчас. Мы прекрасно знаем, что в каждом субъекте, даже дотационном, фармацевтическая отрасль, торговля лекарствами действительно являются очень доходным бизнесом, и как раз несоответствие между ценами на дорогостоящие лекарства и возможностями граждан является причиной появления этой законодательной инициативы. Пожалуйста, пусть тогда местные власти, как могут, ограничивают вот этот действительно спекулятивный рост цен, в десятки раз превышающий себестоимость. Пусть местные власти поработают, тогда в регионах не будет такого колоссального несоответствия между доходами граждан и ценами на лекарства. А если невозможно ограничить цены, пусть власти в регионах с помощью налоговых органов соберут с этих сверхнаценок сверхналоги и эти сверхналоги пустят на компенсацию затрат на лекарства, особенно для малоимущих граждан, а те, у кого есть сверхдоходы, богатое меньшинство, пусть покупают по любым ценам. Осуществлять такое перераспределение - это и есть основная задача в том числе местных властей, и вот вам источник. А если не ставить такой задачи, то какое же мы социальное государство, какая же у нас забота о малоимущих?! А что касается вашего предложения страховым способом решать проблему - вы что, хотите с 23 миллионов нищих людей страховые взносы собрать и наполнить какой-то фонд для решения этих вопросов? Это лукавство, честно говоря. Вы отвечайте на вопрос: как решать проблему, где людям брать деньги, для того чтобы выживать, если у них 10 тысяч в кармане, а на лекарства уходит 3, 5, 10 тысяч в месяц? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня к Александру Петровичу Петрову вопрос. Вы раскритиковали законопроект, дескать, не в ту статью внесли изменения, источники не указали и так далее, но давайте не забывать, что это первое чтение. Мы рассматривали законопроекты - и вот только что рассмотрели, - к которым было гораздо больше вопросов в первом чтении, и тем не менее концептуально мы их поддержали. Скажите, пожалуйста, саму идею о том, что если у гражданина нет денег на жизненно необходимые лекарства, то государство должно ему с их приобретением помогать - неважно, за счёт регионального или федерального бюджета, это вопрос дискуссионный, его можно решить, - вы поддерживаете концептуально или нет? Как комитет к этому относится? ПЕТРОВ А. П. Я хочу ещё раз сказать следующее: в данном виде законопроект принимать нельзя, - а мы сейчас обсуждаем именно законопроект. Все другие вопросы - куда что вносить, в каком виде принимать - мы готовы обсуждать, готовы вести дискуссию в комитете. Мы абсолютно открыты, приходите к нам, мы готовы прорабатывать эти вопросы. На заседаниях комитета решается масса вопросов о дополнительном финансировании малообеспеченных граждан - масса! - есть соответствующие финансовые инструменты, не один, и комитет поднимает вопрос о лекарственном страховании. Олег Анатольевич, я готов вам рассказать, что такое лекарственное страхование. Вы заблуждаетесь на этот счёт, как заблуждаетесь и на счёт того, что цены растут в десятки и сотни раз. Я каждый день занимаюсь вопросами, касающимися лекарств, мы рост на доли процента отслеживаем. А цены на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших контролируются государством, и я ответственно заявляю, что цены каждый год поднимаются не выше чем на уровень инфляции - не выше, Олег Анатольевич! О чём вы говорите, о каких десятках раз? Не надо вводить в заблуждение депутатов! Я каждый день этим занимаюсь и готов вам дать официальную справку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Представитель комитета уже сказал, что субъекты не поддерживают данную законодательную инициативу, кроме того, не определены источники. Олег Анатольевич, у меня к вам простой, банальный вопрос. Я сейчас бегло просмотрел ваш законопроект и не нашёл никаких расчётов. Есть ли у вас вообще расчёты, во сколько это обойдётся субъектам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Вы знаете, это может ни во сколько не обойтись, а может составить действительно очень значительную сумму. Ещё раз скажу, что субъект сможет решить эту проблему, как это уже делают отдельные субъекты, методом существенных инвестиций в фармацевтическую отрасль, в производство собственных лекарств, а не в закупку лекарств, иногда с десятикратной накруткой. Вы молодцы, что отслеживаете инфляцию, но того, что уже произошло пять - десять лет назад, когда эти препараты сюда пришли, вы не отслеживаете и сверхналогов не собираете. Отвечу, что всё зависит от того, как субъект захочет решать эту проблему. Субъект может решать её, так сказать, натуральным образом: пусть производит, закупает по минимальным ценам и снабжает всех своих больных лекарствами, не выплачивая им ни копейки. Но решать эту проблему надо. Это проблема не моя и не нашей фракции, уважаемые коллеги, это проблема вашего комитета. Для того чтобы это понять, я думаю, вы просто должны получать тысячи писем с просьбами, с требованиями объяснить, как жить, как выживать. Вот это мы можем вам организовать, чтобы вы поняли, что это не просто какая-то очередная блажь фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", - ничего подобного! - а требование миллионов граждан обеспечить их жизненно важные потребности. Это первая проблема, с которой сталкиваются граждане: они сначала идут в аптеку, относят туда половину своей пенсии или зарплаты, потом платят за услуги ЖКХ, а потом всё, что остаётся, тратят на продукты. Так что решайте проблему! Не нравятся шашечки - согласен, покажите тогда вы, как надо ехать, но везите этих людей к жизни, тем более что перед каждым субъектом поставлена задача в первую очередь сбережения и приумножения нашего народа. Вот за это надо спрашивать с чиновников, с губернаторов, с властей, которые пишут отрицательные отзывы. Я уверен, что, когда с них будут спрашивать в первую очередь за это, у них сразу и деньги найдутся, и другие способы решать эту проблему. Сегодня за это, к сожалению, пока спроса нет - спрашивают за всё что угодно, за результаты выборов, тонны, километры, а вот за сбережение жизни людей спроса нет, а он должен быть! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. Валерий Карлович, от фракции? Да. Семь минут поставьте, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Давайте по порядку. Откуда вообще появился этот законопроект? Напоминаю вам - те, кто давно работает, это знают, - что в этом зале был принят закон об отмене натуральных льгот, закон № 122-ФЗ. Раньше регионы не то что имели право - они обязаны были предоставлять льготы, в том числе на лекарственное обеспечение, потом эти льготы заменили, скажем так, на денежные выплаты, потом их не индексировали, в итоге их размер свёлся вообще к статистической погрешности относительно расходов гражданина на здравоохранение, на лекарства. И вы, наверное, видите, к вам в приёмную наверняка приходят граждане, жалуются, что не могут купить лекарства. Посмотрите, Интернет пестрит объявлениями, они появляются одно за другим: недостаёт денег на лекарство, недостаёт денег на лекарство... Поэтому и родилась наша инициатива: давайте-ка мы сделаем по аналогии с Жилищным кодексом. Нам тут говорят, мол, вы не в тот закон это вносите - напоминаю, что ограничение расходов гражданина на оплату услуг ЖКХ записано как раз в Жилищном кодексе, и там написано, что субъектом Федерации принимаются соответствующие законы, это обязательство субъекта Федерации. Правда, не все субъекты Федерации этим пользуются, скажем так, но у нас есть федеральное ограничение, есть федеральный стандарт: не более 22 процентов своего дохода, совокупного дохода семьи гражданин должен тратить на услуги ЖКХ. То же самое мы предлагаем сделать и в отношении лекарств. Давайте посмотрим, на что больше всего денег тратят малоимущие: если Бог здоровье дал, то на услуги ЖКХ, а если нет, особенно в предпенсионном возрасте (а сейчас будет гораздо больше людей, которым здоровье уже не позволяет работать), то больше всего денег тратится на лекарства, да практически все деньги будут уходить на лекарства. Вот эту проблему мы сейчас пытаемся решить. Тем более надо бы, вообще-то, если вы заботитесь о людях старшего поколения, принимать закон не о введении уголовной ответственности за необоснованный отказ в приёме на работу, а об ограничении расходов гражданина на его лекарственное обеспечение - вот что нужно делать! Вот этот законопроект как раз и позволит решить проблему, его нужно пускать в пакете с законопроектом о повышении пенсионного возраста, и как раз удачно, что мы это обсуждаем в один день, ведь прежде всего люди предпенсионного возраста и пенсионного возраста с этой проблемой сталкиваются. Ещё раз хочу сказать по поводу ссылки на то, что мы, дескать, не в тот закон вносим, - коллеги, ну скажите, в какой закон надо внести! Можно и в этот, мы никакой проблемы не видим в том, что это будет в профильном законе, в законе о лекарственном обеспечении. Напоминаю, что это по аналогии с Жилищным кодексом, там ведь у нас тоже ограничение расходов на оплату услуг ЖКХ есть, это тоже финансовые обязательства, но они прописаны в специальном законе, в Жилищном кодексе, и никаких проблем нет. Если вы считаете, что не в ту статью внесено или надо как-то по-другому, - хорошо, ко второму чтению мы готовы доработать. Пусть это будет не императивная норма, не так, что субъект Федерации обязан, пусть, например, будет написано, что субъект Федерации принимает решение своим региональным законом и определяет этот размер, но надо указать, что этот размер должен быть не больше такого-то. Не нравится 10 процентов - поставьте 20 процентов, но не более 20. Надо указать, что субъекты Федерации могут этот процент расходов делать меньше, но больше - не могут (по аналогии с Жилищным кодексом, где такая императивная норма есть), и затем все эти расходы ложатся на субъект Федерации. Дальше. Если у субъекта Федерации не хватает денег на то, чтобы обеспечить эту норму по установленному федеральному стандарту... Мы ведь о чём говорим? О том, что эту обязанность нужно устанавливать в федеральном законе, потому что ни один субъект Федерации добровольно на себя не возьмёт дополнительные обязательства, большинство субъектов и так дотационные. Вы мне говорите, что, дескать, субъекты Федерации присылают отрицательные заключения, - ну они же понимают, что у них даже на имеющиеся обязательства нет денег, они даже сейчас указы президента не могут выполнить, а вы ещё хотите на них повесить дополнительные обязательства. Конечно же, придётся помогать из федерального бюджета - безусловно! Где взять деньги в федеральном бюджете? Ну, я не буду вас утомлять, я с этой трибуны раз пятнадцать, наверное, уже приводил вам примеры, и наши законопроекты, фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", лежат в Государственной Думе, и скоро до них дойдём, я думаю, мы будем их рассматривать, может быть на следующей неделе или в следующем месяце, мы обязательно будем их рассматривать, по каждому из наших предложений мы пройдёмся, и я хочу послушать ваши доводы, почему вы не хотите их принимать. Там речь идёт о триллионах рублей дополнительных доходов, здесь же речь идёт о сумме в 100 раз меньше - в 100 раз меньше! Поэтому говорить о том, что у нас нет источников доходов, - ну, коллеги, вы знаете, вспоминаются слова из басни "ты виноват уж тем, что хочется мне кушать", остальные доводы излишни. Коллеги, мы предлагаем поддержать наш законопроект. Люди ждут этого, причём, мало того, для многих людей вопрос стоит иначе: доживут они до пенсионного возраста или не доживут - вот в чём даже вопрос, понимаете? Мы предлагаем принять законопроект в первом чтении, внести поправки, о которых вы говорите, и принять сопутствующий закон. Ещё раз по поводу того, что, как вы говорите, нет источников финансирования. Напоминаю, с одной стороны, согласно Бюджетному кодексу мы не можем в федеральном бюджете определять источники финансирования в соответствии с нормами, которых нет в законодательстве, с другой стороны, мы не можем принимать законы, которые не подкреплены источниками финансирования, - замкнутый круг! Однако, когда закон нужен правительству, когда автор - правительство или самая крупная фракция, у нас всё сходится, мы и источники находим (которых пока нет), а вот когда законопроект вносит фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" или, например, какой-то субъект Федерации - сразу же нет источников финансирования! Коллеги, я думаю, что это лукавство. Я задал вопрос представителю комитета: вы принципиально согласны с тем, что эту проблему нужно решить? Ответа не получил. Это о чём говорит? О том, что вы в принципе не хотите, чтобы люди имели гарантированное право на лекарственное обеспечение, вы в принципе об этом не думаете! Мы предлагаем проголосовать за нашу инициативу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Косяненко Евгений Викторович. Выступление от фракции. КОСЯНЕНКО Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Позвольте высказать позицию фракции по этому вопросу. Мой коллега, представитель комитета Петров Александр Петрович, выступая здесь, чётко всё сказал, но, наверное, не захотели услышать либо не услышали, на мой взгляд, основное: установление предельного уровня допустимых расходов гражданина и субсидий - это предмет правового регулирования другого закона, но никак не закона "Об обращении лекарственных средств". Это первое. Второе. Уважаемые коллеги сейчас говорят: давайте мы примем законопроект в первом чтении, а потом будем рассматривать внесение изменений в другой закон. Но если мы рассматриваем законопроект в первом чтении и понимаем, что это совсем другой вопрос, не по этому закону, то, конечно, можно его в первом чтении принять, только как мы потом будем во втором чтении рассматривать внесение изменений в совершенно другой закон? На мой взгляд, это не совсем правильно. Следующий момент. В проекте закона предполагается финансирование за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, но этих средств на сегодня нет, они должны появиться. При появлении новых расходных обязательств субъекта нужно руководствоваться пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса, согласно которому если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств, то он должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых расходных обязательств, которых в настоящее время нет, но в законопроекте они не предложены. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. Выступление от фракции. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, все вы так или иначе сталкиваетесь с проблемами лекарственного обеспечения. Самый простой пример: ну, наверное, у всех вас или у многих есть родители, пожилые люди, сегодня средний пакет лекарственного обеспечения, я сужу по своим родителям, обходится им в 4-4,5 тысячи рублей в месяц. Понятно, что при средней пенсии в 12-14 тысяч рублей это довольно существенная сумма, размер которой, естественно, влияет на и без того не совсем, мягко говоря, комфортное положение пенсионеров, поэтому не стоит говорить, что проблема не важна, что проблема где-то там, на периферии. Комитет, на мой взгляд, должен принять решение и создать рабочую группу по обсуждению вопроса о лекарственном обеспечении нуждающихся лиц, тем более что вопрос лекарственного обеспечения напрямую связан и с решением демографической задачи, поставленной в послании президента. Никогда не будет к 2034 году средняя продолжительность жизни превышать 80 лет, если мы не наладим сегодня нормального лекарственного обеспечения, потому что демографические успехи большинства европейских и других развитых стран связаны именно с лекарственным обеспечением, с современной фармакологией. Я неоднократно приводил цифры: сейчас даже при лечении гипертонической болезни или ишемической болезни, достаточно распространённых заболеваний, современную эффективную лекарственную терапию может себе позволить один из десяти или один из восьми пациентов, по данным разных источников, безусловно, это отражается и на продолжительности жизни, и на качестве жизни. Далее. Если говорить о мерах, которые существуют в России в части лекарственного обеспечения, льготного лекарственного обеспечения, то надо сказать, что большое количество нормативных актов предоставляют и пенсионерам, и другим категориям граждан, нуждающимся в лекарственном обеспечении, право и возможность получать лекарства бесплатно. Это и известный 178-й закон, которым это право предоставляется инвалидам и ветеранам, это и 890-е постановление Правительства Российской Федерации, где перечислено огромное количество разного рода категорий, это и 323-й федеральный закон, в соответствии с которым чётко пронумерованы орфанные заболевания. Таким образом, имеется большое количество разного рода нормативных актов, которыми тем или иным группам предоставляется возможность получения бесплатных лекарств. В каких-то случаях с их получением всё относительно удовлетворительно - когда от обеспечения лекарствами зависит жизнь (я надеюсь, с орфанниками, с больными сахарным диабетом ситуация тоже наладится), а в каких-то лекарства получить практически нереально, невозможно. И ладно бы, если речь шла только о качестве жизни, но для многих больных получение лекарств - это вопрос жизни и смерти. Ставить обеспечение необходимыми лекарственными препаратами в зависимость от финансовых возможностей регионов - это, на наш взгляд, на взгляд нашей фракции, неправильно. Это действительно должно быть федеральное полномочие, а никак не региональное. Может быть, так, через регионы, было проще провести законопроект, написав в финансово-экономическом обосновании, что затрат из федерального бюджета не потребуется, это позволило избежать получения заключения правительства и соответствующих финансово-экономических расчётов. Что касается расчётов, они приводились уже неоднократно. Для того чтобы ввести на территории Российской Федерации лекарственное страхование по одному из механизмов, в том числе по такому, который предлагается, необходимо дополнительно порядка 80-90 миллиардов рублей к тем деньгам, которые сегодня тратятся на бесплатное лекарственное обеспечение тех групп граждан, о которых я говорил. Получается примерно 215-220 миллиардов - это то, что сегодня тратится, а если к ним добавить ещё 80-90 миллиардов, мы сможем, по большому счёту, перейти на эту самую модель, довольно жёсткую, но, на наш взгляд, необходимую с учётом ситуации, которую требуется сейчас в Российской Федерации разрешить. Говорим мы об этом уже долго, ну, по-моему, как только мы пришли в Государственную Думу, так сразу и заговорили о лекарственном страховании, но движения в этом направлении, реального движения, к сожалению, нет. Непосредственно о предложениях, которые представлены в законопроекте. Безусловно, вносить изменения в 61-й закон - это, может быть, и не лучший вариант, надо вносить, скорее всего, в 323-й федеральный закон. Это первое. Второе. Перекладывать нагрузку на регионы - это, ну, совершенно невозможно в силу их финансовых возможностей. Отрицательные заключения поступили именно по этой причине: ни один регион не готов сегодня взять на себя вот эту мощную дополнительную финансовую нагрузку. Это, безусловно, федеральные полномочия, и реализовывать их надо на федеральном уровне. Судя по ответам Александра Петровича, я всё-таки надеюсь, что при Комитете Государственной Думы по охране здоровья соответствующая рабочая группа будет сформирована и через два года мы начнём уже конкретно, системно обсуждать этот вопрос, и не просто обсуждать. В Правительстве Российской Федерации, в Министерстве здравоохранения Российской Федерации уже проведена предварительная работа - мы ознакомились с её результатом, и необходимо довести её уже до окончательной, финальной стадии, это во-первых. И во-вторых, надо проявить политическую волю на уровне Правительства Российской Федерации и, безусловно, на уровне депутатов Государственной Думы, то есть надо выразить позицию всей Государственной Думы. Это крайне необходимая мера с учётом многих показателей, особенно если мы хотим считать или считаем Российскую Федерацию современным и цивилизованным государством. Вопрос лекарственного страхования решён практически во всех современных странах, решён в разных формах - в форме компенсаций, в форме полного освобождения от оплаты, - но возможность обеспечения необходимыми лекарственными препаратами не должна зависеть от финансовых возможностей того или иного человека, той или иной семьи. И если жизнь человека определяется возможностью получить то или иное лекарство, а зачастую именно так и бывает, и это берётся государством под контроль (это должно быть сделано!), то только тогда можно говорить, что Российская Федерация действительно выполняет перед своими гражданами необходимые обязательства, что Российская Федерация - это та страна, где жизнь человека, возможность получения жизненно необходимых лекарственных препаратов не зависят от его материального положения, не зависят от его места проживания. Сейчас, к сожалению, разрыв сохраняется: если Москва, Петербург худо-бедно свои обязательства по существующим правовым нормам исполняют, то во многих регионах ситуация катастрофическая, плачевная, по-другому её назвать нельзя. Фракция КПРФ поддержит данный вариант, конечно, несовершенного, конечно, не выверенного полностью законопроекта, и, несмотря на то что он будет отклонён, мы настаиваем на создании в ближайшее время рабочей группы по подготовке законопроекта о лекарственном страховании с привлечением всех заинтересованных лиц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Олег Анатольевич, заключительное слово. НИЛОВ О. А. Благодарю всех коллег. Мы продолжим в обязательном порядке этот разговор. Мы вынуждены будем решать задачу, поставленную президентом, - ещё раз вам, уважаемые коллеги, напоминаю: необходимо обеспечить, чтобы продолжительность жизни граждан России к 2034 году составляла 80 лет, представив соответствующий план, соответствующие законы, соответствующие бюджетные траты и "дорожные карты". И ни у губернаторов, ни у министров уйти от ответа не получится. Каким способом будет решаться задача? Кто будет контролировать ежегодный прирост на полгода, на год продолжительности жизни? Без решения поставленного вопроса - я согласен с уважаемыми коллегами - решить задачу не получится, потому что это первое, с чего нужно начинать работу по увеличению продолжительности жизни в России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Петрович? Депутату Петрову включите микрофон. ПЕТРОВ А. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очевидно, что в таком виде данный законопроект принимать нельзя. Я понимаю, что для фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" это приоритетный законопроект, но те правовые плюхи, которые допущены, очевидны, и огромный перечень юридических вопросов, безусловно, требует от нас ответственного отношения и отклонения данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 49 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1 % Результат: не принято Законопроект не принимается.