Заседание № 204
10.04.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 282954-7 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в статью 26.3 Федерального закона "О политических партиях" (в части, касающейся порядка избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3295 по 4002 из 4652
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в статью 26.3 Федерального закона "О политических партиях". Доклад Сергея Владимировича Иванова. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, оставшиеся в зале, а также граждане России! Не прошло и двух лет с того момента, как данный законопроект был внесён для рассмотрения депутатами Государственной Думы, - те цифры, которые вы, может быть, прочитали в пояснительной записке, уже немножко устарели, поскольку, ещё раз говорю, внесён законопроект был аж в 2017 году. Как нам говорил комитет, якобы велись какие-то консультации, и пресса даже думала, что в России снова могут отменить выборы губернаторов. Ну, не знаю, с кем велись консультации два года, а результат, как вы видите, такой, что сегодня мы с вами рассматриваем законопроект и решение у вас в шпаргалках уже написано. Для граждан России, которые смотрят наше заседание, я расскажу суть предложений ЛДПР и начну с главного: мы не за то, чтобы граждане России не выбирали главу субъекта, в котором они проживают, мы за то, чтобы они его выбирали, но мы за то, чтобы это были действительно выборы. Любая власть в России формируется на основе выборов, прямых тайных честных выборов. Вот теперь давайте посмотрим, можно ли назвать выборами ту процедуру, в соответствии с которой в последнее время у нас в стране проходят выборы высшего должностного лица. Как правило, всё начинается с досрочной отставки руководителя: примерно за год до выборов он уходит в отставку, потому что уже устал, и подбирается новая кандидатура. Целый год эта кандидатура раскручивается во всех средствах массовой информации, пиарится, извините за такое слово, везде, где только можно, - на телевидении, на радио, ездит на встречи, рассказывает, как всё будет хорошо, то есть ведёт полноценную предвыборную кампанию. Вот годик проходит, и начинает подходить время выборов. После этого что делается? Как вы знаете, у нас есть так называемый муниципальный фильтр - от 5 до 10 процентов местных депутатов, которые, разумеется, подписи ставят только тем, кому им разрешили поставить подписи (это опять же похоже на так называемые договорные матчи). Политическая партия имеет право на своём съезде выдвинуть кандидата в президенты, а вот в губернаторы - нет, то есть вы это полностью монополизировали. Ну и соответственно, после того как подобрали "достойных" кандидатов в соперники этому исполняющему обязанности, происходит так называемое голосование. Граждане России, разумеется, не дураки, они всю эту профанацию видят, и результатом становится что? Разумеется, низкая, очень низкая явка на выборы - в среднем 30 процентов. Так что это сложно назвать полноценными выборами, и этот термин, "абсентеизм", о чём я уже говорил, происходит не от слова "абсент", а от латинского слова, означающего "отсутствующий", - люди не доверяют. Вряд ли легитимными могут считаться такие выборы, когда за руководителя голосует всего-навсего 30 процентов жителей региона. Правда, в последнее время наметилась тенденция, когда избиратели, видя всё это, уже пришли к выводу: голосуй хоть за чёрта лысого, хоть за клоуна, как на Украине, лишь бы не за представителя партии власти. Но ЛДПР - партия государственников, и мы абсолютно не за то, чтобы в результате вот такого протестного голосования к власти приходили клоуны. Вот, уважаемые коллеги, ситуация такая. А кроме того, уважаемые коллеги, есть ещё один нюанс. Вот вся эта процедура, именуемая, с позволения сказать, выборами, - это ведь ещё и очень дорогая процедура. В любом субъекте затраты на выборную кампанию, на организацию самого процесса выборов составляют очень ощутимую сумму, порядка сотен миллионов рублей. Одни выборы мэра Москвы обошлись московскому бюджету (конечно, он несопоставим с бюджетами других субъектов) почти в 100 миллиардов. Вы знаете, что, допустим, когда проходили выборы президента, наша Центральная избирательная комиссия умудрилась потратить почти 100 миллионов рублей на вот этот логотипчик: "2018МАРТА ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ". Представляете, какие затраты?! И всё это опять же ложится на бюджеты субъектов Федерации, а в случае выборов президента - на бюджет страны. Так что выборы - это очень дорогая процедура вне зависимости от того, сколько людей на них приходит. Уважаемые граждане России, мы, ЛДПР, предлагаем следующий вариант. Поскольку всё это выборами назвать ну никак нельзя, до тех пор пока мы не придём к нормальной процедуре выборов, мы предлагаем делать просто, дёшево и сердито: кандидатуру для наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта страны вносит президент по представлению политических партий, которые представляют избирателей в региональном парламенте. Такая процедура не нова, она уже апробирована в некоторых наших субъектах, и это практически беззатратно, то есть при этой технологии по крайней мере мы избегаем ненужных трат, не объявляем выборами то, что выборами на самом деле не является, но в какой-то степени, так скажем, кандидаты принимают участие: они могут выступить перед депутатами, изложить свою программу и так далее и тому подобное, то есть какое-то подобие выборного процесса, так скажем, обеспечивается. То, что сейчас происходит, - это просто позор для мирового сообщества, мы на фоне всего этого, ещё раз говорю, выглядим очень и очень бледно, несмотря на то что сами ругаем ту же самую Украину за то, что они там выборы проводят не так, как, мы считаем, в соответствии с демократическими канонами их надо проводить. Вот вкратце такое предложение. А сейчас представитель от "ЕДИНОЙ РОССИИ" объяснит вам, уважаемые граждане России, и депутатам, оставшимся в зале, почему они с этим не согласны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Виктора Николаевича Карамышева, члена Комитета по контролю и Регламенту. Пожалуйста. КАРАМЫШЕВ В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Комитет по контролю и Регламенту рассмотрел проект федерального закона, который предусматривает изменение правового регулирования порядка замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, установленного Федеральным законом № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом № 95-ФЗ "О политических партиях". В эволюции правового регулирования порядка замещения должности высшего должностного лица за последние годы было множество изменений. Федеральный закон в первоначальном варианте предусматривал прямые выборы высшего должностного лица субъекта. Затем, с внесением изменений в 2004 году, осуществлялось наделение полномочиями высшего должностного лица субъекта по представлению президента депутатами законодательного собрания региона. В 2012 году снова были возвращены прямые выборы высшего должностного лица субъекта. В 2013 году предоставили право законодательным собраниям вносить изменения в устав и предусмотрели два варианта: либо прямые выборы высшего должностного лица субъекта, либо избрание его депутатами законодательного собрания из числа кандидатур, представленных Президентом Российской Федерации. Данный законопроект предусматривает отказ от дискреционных полномочий регионального законодателя в решении вопроса о способах замещения должности высшего должностного лица субъекта. В соответствии с положениями законопроекта глава субъекта Российской Федерации избирается депутатами законодательного собрания из числа кандидатур, представленных Президентом Российской Федерации по предложениям политических партий, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в законодательном собрании либо в Государственной Думе по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы. Автор законопроекта называет процедуру замещения должности главы региона путём его избрания населением на прямых выборах нелегитимной и создающей неравные условия для кандидатов. Комитет обращает внимание на то, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на право федерального законодателя предусмотреть специальные предварительные условия, несоблюдение которых позволит исключить из избирательного процесса лиц, не имеющих достаточной поддержки избирателей. К таким условиям относится необходимость сбора подписей в поддержку кандидата на выборную должность. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации установленное федеральным законом требование получения поддержки со стороны депутатов представительных органов муниципальных образований и глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации, с учётом того что эта поддержка должна составлять от 5 до 10 процентов от общего объёма поддержи кандидата, не является избыточным в действующем механизме выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Кроме того, выражение и учёт мнения муниципального сообщества относительно кандидатов на должность главы субъекта Российской Федерации создаёт дополнительные условия для надлежащего гарантирования прав граждан, проживающих на соответствующей территории, прав местного самоуправления, одновременно повышает интерес к муниципальным выборам и стимулирует укрепление демократических основ российской государственности. Конституционный Суд подтвердил также возможность законодательного установления различных способов замещения должности высшего должностного лица, в том числе в зависимости от социально-исторического контекста, и, соответственно, возможность применения различных форм участия в этой процедуре как субъектов публичной власти, в частности Президента Российской Федерации и законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, так и граждан Российской Федерации. С учётом изложенного комитет считает, что действующее на сегодняшний день правовое регулирование является наиболее сбалансированным и эффективным. Оно расширяет возможности реализации конституционных принципов федерализма и демократических основ государства, способствует наиболее полной реализации избирательных прав граждан. Важно отметить, что в большинстве субъектов Российской Федерации применяется процедура прямых выборов. Правительство Российской Федерации, а также Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления законопроект не поддерживают. Правовое управление Аппарата Государственной Думы отмечает несоответствие ряда положений законопроекта 67-му закону. С учётом изложенного комитет не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Вопрос докладчику. Уважаемый Сергей Владимирович, вы аргументируете необходимость отказа от прямых губернаторских выборов тем, что в результате применения муниципального фильтра на практике итоги выборов не достигают легитимности. Но, предлагая процедуру избрания глав регионов депутатами заксобраний, вы, думается, не повышаете уровень легитимности, а как раз снижаете его. Нет ли здесь противоречия? И не лучше ли в борьбе с холодами теплее одеваться, а не отмораживать уши? ИВАНОВ С. В. Спасибо, Николай Иванович. Насчёт ушей не знаю, вам виднее. Что касается вашего вопроса. Я не говорю, что это тождественно. Я указываю на то, что процедура, которая существует сейчас, не может называться выборами. Даже исходя, так скажем, из чисто экономических соображений, чтобы не тратить довольно большие средства бюджета субъекта на процедуру, которая, я ещё раз говорю, не является выборами ни при каком рассмотрении, и предлагаются изменения. А так, как ни крути, депутаты вроде как были избраны населением (конечно, есть вопросы к тому, как они были избраны), и поэтому опосредованно они представляют волю избирателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Тоже такой, может быть, философский вопрос. Сергей Владимирович, фатализмом немного попахивает от обоснования: мы все умрём, поэтому давайте заранее купим гроб и будем к этому готовиться. Может быть, всё-таки саму процедуру, про которую мы говорим, - выборы - сделать более прозрачной? Да, это тяжело, это и запрет применения административного ресурса в виде вот этих назначений, переназначений непосредственно перед выборами, и необходимость убрать этот пресловутый фильтр, и необходимость, может быть, ограничить фонды кандидатов или как-то уравнять их финансовые возможности, а не фактическое отрубание или создание вообще декоративного процесса избрания губернатора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванову включите микрофон. ИВАНОВ С. В. Алексей Владимирович, я ещё раз говорю, что никакого фатализма здесь нет. Я в самом начале сказал, что мы за то, чтобы у нас были действительно прямые, честные, равные и так далее выборы, мы только за. Вы же прекрасно знаете, что в этом зале было огромное количество попыток сделать так, чтобы избирательный процесс был действительно открытым, чтобы ни у кого не было ни к кому претензий ни по агитационной работе, ни по подсчёту голосов и так далее. Мы миллион раз вносили подобные предложения. Тот же самый несчастный пресловутый муниципальный фильтр, вы сами посмотрите: сейчас его хотят снизить до 5 процентов. Но даже если это сделают, то всё равно ни у одной политической партии, может быть за редким исключением в каком-то регионе, не будет возможности собрать эти подписи, чтобы выдвинуть своего кандидата. Разве можно этот процесс называть выборами? Вот давайте честно скажем: ребята, нет у нас выборов, давайте отменим пока это дело, раз "ЕДИНАЯ РОССИЯ" боится открытой и честной конкуренции. Какой здесь фатализм-то? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Виктор Николаевич, мне кажется, вы некорректно ссылаетесь на решение Конституционного Суда, потому что решения Конституционного Суда в последнее время девальвировались, в том числе из-за того, что данное решение принималось по собранным 96 депутатами запросам, а представителей депутатов даже не пригласили. Но вопрос у меня в другом. Вы считаете, что президентские выборы - это менее ответственное дело, чем выборы губернатора? Почему парламентская партия, имеющая право выдвигать кандидата в президенты на съезде, лишена права выдвигать кандидатов в губернаторы? В этом плане Сергей Владимирович прав, хотя, мне кажется, для того чтобы подстричься, не обязательно отрезать голову. КАРАМЫШЕВ В. Н. Спасибо за вопрос. Я излагаю решение комитета и ссылаюсь на постановление Конституционного Суда от 24 декабря 2012 года, где чётко и ясно прописано то, о чём я уже сказал. Кандидатов на должность президента избирает партия на своём съезде. Насколько я знаю, также кандидатов в главы субъектов Российской Федерации политические партии избирают на соответствующих региональных конференциях - аналогия прямая. А вообще-то, я уже упоминал про эволюцию данного законодательства, и каждый раз при его обсуждении вспоминается фраза из песни: "А мне всегда чего-то не хватает: зимою - лета, осенью - весны". Когда убрали прямые выборы - все выступали: верните прямые выборы! Выборы вернули - опять что-то не то: давайте менять! Ну, сказали: давайте каждому региону предоставим право самому определять в своих уставах, как поступать, предоставили и возможность прямого выбора, и возможность наделения полномочиями главы высшего должного лица по представлению президента. Ещё раз говорю: есть разные возможности, каждый регион выбирает для себя сам, и на местах, наверное, виднее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Виктор Николаевич, правильно ли я понимаю, что комитет выступает за сохранение муниципального фильтра, в соответствии с которым на выборы губернатора могут пойти только наиболее достойные и заслуженные люди? У меня только в этой части вопрос. КАРАМЫШЕВ В. Н. Спасибо. Комитет данный вопрос - о сохранении фильтра - не рассматривал. Комитет рассматривал тот законопроект, который был внесён. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Вопрос Сергею Владимировичу. Вы, конечно, меня очень удивили своим законопроектом, потому что практически ваш законопроект предоставляет исключительное право выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации партии власти - "ЕДИНОЙ РОССИИ", потому что ни у вас, ни у нас нет большинства в законодательных собраниях субъектов Федерации. Ну и другой вопрос: а не считаете ли вы, что это приведёт к коррупционной составляющей, поскольку депутатов в собраниях сегодня 30-50 человек и подкупить их в пользу какого-то одного кандидата не представляет никакой сложности? ИВАНОВ С. В. Как говорится, всё возможно, нет ничего невозможного у нас в стране. Вы же знаете о примерах, есть губернаторы, представляющие КПРФ, ЛДПР, "ЕДИНУЮ РОССИЮ", и если бы была процедура, так скажем, которую я предлагаю, то, наверное, вы со мной не будете спорить: если бы кандидатуру на должность губернатора Орловской области внёс на рассмотрение президент (а это кандидатура вашего коллеги), то депутаты от "ЕДИНОЙ РОССИИ", я так думаю, обязательно поддержали бы её, поэтому тут не только от них зависит, но ещё и от президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Виктор Николаевич, вы, зачитывая решение Конституционного Суда, сказали, что муниципальный фильтр нацелен на то, чтобы отсеять от выборного процесса лиц, которые не имеют достаточной поддержки населения. Вы знаете ведь, что критерием истины является практика, и я вам просто приведу в пример выборы в Приморском крае: человек сначала прошёл муниципальный фильтр, в первом туре практически выиграл выборы, во втором туре тоже выиграл выборы на пост высшего должностного лица, а потом, когда это всё непонятным образом признали не соответствующим действительности, он даже не смог опять пройти муниципальный фильтр. Не кажется ли вам, что здесь какое-то несоответствие, то есть население его поддержало, а местные депутаты отказали в доверии? КАРАМЫШЕВ В. Н. Ну, Сергей Владимирович, я с удовольствием готов с вами в свободное время подискутировать, в данный момент я докладываю о решении комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. От фракции. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, больше всего меня, конечно, удивило такое огромное количество скептических вопросов от фракции КПРФ. Коллеги, вы, наверное, понимаете, что, после того как фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет отклонена эта инициатива, с помощью которой наш коллега Сергей Владимирович Иванов предлагает избавить людей от этого цирка, в котором мы вынуждены принимать участие, и перейти фактически к прямому назначению губернаторов через региональный парламент, то есть теми людьми, которым избиратели на предыдущих выборах уже доверили право распоряжаться судьбой региона... И когда нам говорят, что необходимо оставить прежнюю систему, при которой кандидатом на пост губернатора может стать только тот, кто прошёл муниципальный фильтр депутатов, которым якобы доверили до этого избиратели, это в принципе упрощает процедуру, делает её действительно честной и прозрачной, с наименьшими бюджетными затратами... Но если "ЕДИНАЯ РОССИЯ" эту инициативу отклоняет, они, соответственно, обязаны будут принять следующую инициативу, в соответствии с которой мы, представители парламентских партий, имеем право потребовать снятия муниципального фильтра для кандидатов на пост губернатора, которые выдвинуты парламентскими партиями. Мы здесь друг другу честно смотрим в глаза, говорим, что мы одна команда, что мы работаем в интересах нашего государства, что мы строим конкурентоспособную, политически уравновешенную систему, при этом наши коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ" очень хотят, чтобы кандидаты от других парламентских партий проходили муниципальный фильтр. И в Липецкой области тоже будут выборы в воскресенье в сентябре, но там 94 процента муниципальных депутатов - представители "ЕДИНОЙ РОССИИ". Я хочу, коллеги, напомнить, что буквально в 2017 году состоялись выборы губернатора Рязанской области, в которых я имел честь принимать участие, и там сложилась такая ситуация. Вы знаете, что некоторое время губернатором, вернее, главой администрации Рязанской области был коммунист Любимов, у него есть сын, которого региональное отделение партии КПРФ выдвинуло на своём собрании на пост губернатора Рязанской области, но почему-то это было признано недействительным, потом выдвинули Федоткина Владимира Николаевича, вашего коллегу, и Федоткин принял участие в этих выборах. Я думаю, что ваши коллеги в Рязанской области понимали, что кандидат в губернаторы от КПРФ с такой фамилией, как у кандидата в губернаторы от "ЕДИНОЙ РОССИИ", вряд ли получит возможность принимать участие в честных и прозрачных выборах. И коллега Иванов говорит: давайте мы уберём всё это неприятное действо, в котором мы с вами, представители иных парламентских партий, должны быть изначально назначены лузерами, то есть мы должны проиграть кандидату от всемогущей партии власти, кандидату, которому президент доверил быть исполняющим обязанности, мы должны принять участие в этой массовке, чтобы потом все журналисты писали о том, что кандидаты от иной партии просто не способны, им просто избиратели не доверяют. Вы говорите, что муниципальный фильтр могут пройти только заслуженные, уважаемые люди. Тогда у меня возникает второй вопрос: Герой России Голубятников (абсолютно без какой-либо поддержки) не прошёл необходимый муниципальный фильтр для того, чтобы принять участие в выборах губернатора Рязанской области, - вы хотите сказать, что муниципальные депутаты в Рязанской области посчитали героя, который получил высшее в стране звание, недостойным быть кандидатом в губернаторы? Тоже какая-то несуразица. Коллеги, давайте сделаем для себя чёткий вывод: либо мы проводим выборы губернатора с участием представителей парламентских партий без муниципального фильтра и у президента есть право в связи с утратой доверия убрать этого губернатора... Соответственно, если у президента есть такое право, то у президента должно быть право вносить эту кандидатуру в региональный парламент, где депутаты от конкретной парламентской партии, которые представляют большинство, примут решение. Коллега, выступавший с докладом от комитета, говорил о том, что мы отдали на откуп региональным парламентам в своих уставах определение того, каким образом избирается глава, - я вам благодарен за такую демократичность: вы знаете, у нас, у ЛДПР, в Рязанской областной Думе есть целый депутат, один, и от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" есть один депутат, а от КПРФ есть аж два депутата, а все остальные от партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - ну такое будет беспристрастное решение в этом парламенте, конечно, они примут абсолютно объективное решение, адекватное! Коллега Иванов предлагает прозрачный механизм без того варианта, в котором нам надо будет вываляться в смоле, в петушиных перьях и представляться перед депутатами местных парламентов, которые вообще являются представителями "ЕДИНОЙ РОССИИ", и на коленях умолять их сдать эти подписи для муниципального фильтра. Муниципальный фильтр был сделан для того, чтобы нас унижать, для того, чтобы нас выставлять на потеху и чтобы получить не настоящего победителя, не того, кто в честной, конкурентной борьбе стал губернатором, а того, которого при административном ресурсе федеральных СМИ, региональных СМИ, при огромном административном, финансовом ресурсе выдвинули на позиции победителя, чтобы представители всех остальных политических партий выглядели невзрачненькими. Это же только на Украине бардак: у них выборы президента в два тура проходят, а действующий вообще проигрывает, у него в 2 раза меньше голосов, чем у победившего в первом туре. В Израиле тоже бардак: у них две партии получили на прошедших парламентских выборах одинаковое количество голосов. У нас в России всё в порядке, у нас чётко, конкретно и ясно практически за полгода: если человек приехал в администрацию, ему пожали руку, назначили исполняющим обязанности, то все остальные - не дёргайтесь! А если ты будешь чересчур бойко себя вести, то помни, что тебе ещё надо муниципальный фильтр пройти. Мы предлагаем сэкономить деньги наших налогоплательщиков: не принимать участия в таком унизительном и лицемерном процессе, как сбор подписей для прохождения муниципального фильтра у депутатов партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которые должны их сдать за представителей других политических партий, а просто честно сказать, мол, вот кандидат от нашей партии. Президент будет принимать решение, какую кандидатуру внести в региональный парламент, этот парламент проголосует, и этот парламент потом будет нести ответственность за этого губернатора. А сейчас, если губернатора увозят в кандалах, но почему-то не сажают вместе с ним депутатов, которые за него сдавали подписи, для прохождения муниципального фильтра... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич - от фракции. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Николаевич, вы, получается, сами себя высекли. Если получается, что в Рязанской области депутатов от "ЕДИНОЙ РОССИИ" подавляющее большинство, как и в значительной части других субъектов, то скажите, пожалуйста, что вы предлагаете: чтобы "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не выдвигала своего кандидата? И как вы считаете, если "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и другие партии выдвинут кандидата в президенты, то чей кандидат должен получить приоритет? В данной ситуации, мне кажется, вы как раз предлагаете отменить выборы, разрешения которых с таким трудом добивались. Да, мы с вами согласны всемерно по поводу неконституционности и коррупционности муниципального фильтра. Почему? Потому что, ну, у нас разделённая власть и на самом деле по нашей Конституции губернатор является заключительным звеном государственной власти. У нас есть 131-й закон, в котором говорится, что местное самоуправление отделено от государственного управления, и в такой ситуации, если бы Конституционный Суд рассматривал непредвзято и с правовой точки зрения, то первый аргумент, который он должен был бы написать, - неконституционность применения муниципального фильтра для выдвижения кандидата. Мы с вами всемерно согласны, что выборы президента ещё более ответственное дело, потому что у нас губернаторов - восемьдесят пять, а президент - один, и по нашей Конституции президент обладает огромными полномочиями, и он уже сегодня перегружен. Если вы вчера смотрели телетрансляции с арктического форума, то видели, насколько утомлён президент, - он же перегружен, понимаете? Ну повстречайтесь вы с десятью главами государств только за один день: там же не просто представительство - там надо готовиться, там надо позицию держать, там надо лицо держать. А вы предлагаете на него ещё перебросить, чтобы он вместо партий занимался ещё и выдвижением кандидатов. Это в корне неправильно! Мы вносили законопроекты, и сейчас они есть: мы категорически настаиваем на том, чтобы избирательный процесс сделать избирательным процессом, ввести уголовную ответственность за фальсификацию выборов. Как вы помните, за число голосов избирателей, полученных на выборах, партии получают бюджетные средства - если голоса приписаны, это уже можно квалифицировать как незаконное обогащение политической партии, понимаете? Это первое. Второе. Посмотрите, нонсенсы какие у нас сегодня. Вот в городе Таганроге, в Ростовской области, дважды избраны коммунисты - и по партийному списку, и по одномандатному округу - в Законодательное Собрание. Что делает областная избирательная комиссия? Предлагает председателем территориальной комиссии дважды осуждённого! Как вы считаете, она, вообще, авторитет власти поднимает таким предложением? ИЗ ЗАЛА. От какой партии? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вы меня послушайте. Он же утверждён был и потом снят, но проблема-то в чём заключается? Проблема заключается в том, что, по нашему мнению, избирательная система должна быть вообще независима от политических партий, потому что данная ситуация, когда "сам пью, сам гуляю, сам стелюся, сам лягаю", приводит к отрицательным последствиям, ведь фальсификация на выборах - это не секрет - у нас достигла фантастических размеров. И даже не потому, что наверху этого хотят, а потому, что любой глава, даже сельского поселения, вызывается в соответствующий кабинет, и ему говорят: вот если ты не обеспечишь, то тебя завтра не будет, а возможно, уже и дела, ранее возбуждённые, будут подняты. Это не метод политического формирования власти! И в данной ситуации именно это способствует тому, что действительно интерес избирателей к выборам на значительной части территории сегодня очень невелик, потому что люди не верят в институт выборов, и это является предтечей больших потрясений - это уже не мы с трибуны вам говорим, а один известный политолог в очень известной, но, может быть, не всеми уважаемой газете "Московский комсомолец", номер за 5 апреля рекомендую почитать депутатам. В принципе уже видна обеспокоенность определённой части элиты происходящими процессами, в том числе и выборными, и возможными сценариями развития в нашей стране - не на Украине, не в Сирии. В данной ситуации мы считаем, что даже ограниченная муниципальным фильтром демократия - это лучше, чем её отмена. Мы же с тобой, Сергей Владимирович, дорогой, знаем, что в Ростовской области не избираются главы городов и районов, знаем, как процесс происходит с посадкой сити-менеджеров и их заместителей, да? Предполагаем почему, или можем констатировать: из-за расцветающей коррупции. Это вот лишний раз говорит о том, что нельзя чисто к назначению переходить, тем более законодательными собраниями, в которых приоритет одной партии над другими колоссален. Мы считаем, что по-хорошему, если мы обеспокоены судьбой страны, нам, вообще-то, не надо корректировать избирательный закон к каждой избирательной кампании. Избирательный закон должен быть понятен каждому гражданину, там должна быть прописана неконъюнктурная ответственность всех субъектов избирательного процесса, в комиссии должны назначаться люди, над которыми не должна довлеть партийная принадлежность, понимаете? Они должны чётко знать... Ведь посмотрите, скажем, в той же Франции - у них выборы проводит Министерство внутренних дел. То есть у нас сегодня, к сожалению, произошёл перекос, и административная вертикаль задавила всё. У нас в том числе и Дума сегодня не в полной мере независима. Ну, вы сами перед собой будьте честными: вы же некоторые решения принимать не хотите, но вынуждены в силу партийной дисциплины. Этот законопроект мы, Сергей Владимирович, - извини, дорогой, - не будем поддерживать, потому что мы считаем, что выборы нельзя отменять. Вы же сегодня трёх губернаторов имеете только за счёт закона, а так бы даже не имели совсем. Ну а избирательные законы - мы с вами согласны - требуют кардинальной переделки. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, ну, автор законопроекта в самом начале нам сообщил, что законопроекту больше двух лет, и хотелось бы обратить внимание на то, что за эти два года поменялась ситуация в стране. Поменялась ситуация очень просто: вот в этот котёл народного недовольства постоянно добавлялись градусы - добавлялись градусы пенсионной реформы, мусорной реформы, повышения налогов и ещё много чего. Градус очень сильно повысился, и жидкость из этого сосуда начала растекаться, куда только может, - вот в ближайшие какие-то маленькие сосуды она начала растекаться. Это я о чём? Это я о том, что с того момента, как внесли законопроект, в процессе выборов губернаторов произошли определённые изменения: начали побеждать протестные кандидаты. Причём нельзя сказать, что они всегда лучше будут управлять регионом, но вот народ требует, он уже не может. Это протест против того самого валяния в перьях, о котором говорил коллега Шерин, протест против карнавализации выборов, когда на самом деле уже заранее известен победитель, а вокруг действительно делают карнавал. И сейчас говорить о том, что, мол, давайте отменим выборы, неправильно, у народа другой запрос: они этим протестным голосованием показывают, что у них есть запрос на нормальные, честные выборы, причём на всех уровнях власти - не только на губернаторском, но и на муниципальном. Помните, в этом зале несколько лет назад, по сути, убили местное самоуправление, когда исключили открытое голосование за глав, сделали так, чтобы их якобы избирала Дума? Но мы все знаем, как это происходит в любом регионе: мэр назначается в кабинете замгубернатора по внутренней политике, туда сплошь и рядом приходят какие-то проходимцы, непонятные люди. Качественный состав муниципального корпуса испортился категорически. Вспомните по своим регионам, какие несколько лет назад были мэры: на местах были настоящие глыбы, матёрые, которые прошли через выборы и которые могли прийти к губернатору и потребовать для своего муниципалитета то, что там действительно требуется. А сейчас они есть? Да единичные случаи, и те скоро в тюрьму уедут при таком подходе, потому что нет выборов на муниципальном уровне! На губернаторском уровне то же самое: осталось мало тех людей, которые могут с Москвой вести реальный диалог в интересах своего региона. И здесь нам не надо отменять, нас с вами не поймут. Я понимаю, что это такой тонкий троллинг с вашей стороны про отмену муниципального фильтра, чтобы достучаться до коллег из "ЕДИНОЙ РОССИИ", мол, ах, вы не хотите, тогда давайте вообще отменим! Но вы знаете, эта позиция похожа на то, как если бы какой-то оппозиционный депутат во время обсуждения пенсионной реформы, выступая против повышения пенсионного возраста, вышел бы и сказал, мол, тогда давайте вообще отменим выход на пенсию, отменим пенсии - его бы не поняли, мягко скажу, как не поймут и то, что сейчас предлагается. Задача другая: задача - объединиться оппозиционным партиям, оппозиционным движениям, всем здравым конструктивным силам в России и добиваться возвращения прямых, открытых губернаторских выборов, без муниципальных фильтров и других ухищрений. А этот законопроект поддерживать не надо. Но сигнал, я думаю, всем понятен, и не только в этом зале, но и всей стране. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ламейкин Дмитрий Викторович. ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, очень жаркие дискуссии, и действительно вот в этих обсуждениях мы, по сути, отошли от той инициативы, которая была внесена автором. А если мы посмотрим внимательно, то увидим: ведь речь идёт об отмене прямых выборов. Давайте посмотрим, что же сегодня фигурирует в нашем федеральном законодательстве: а там как раз есть вариативность - как одна, так и другая форма выбора главы региона, но почему-то этот момент мы в дискуссии, к сожалению, опустили. Если мы посмотрим, что происходит сегодня в регионах, то увидим: подавляющее большинство регионов через своих депутатов приняло решение сохранить прямые выборы, уйти от формы, которая предложена автором. Коллеги, в выступлении от комитета очень подробно прозвучала история эволюции выборного процесса, которую мы прошли за эти годы, выстрадали и пришли к той форме, которая есть сегодня. На мой взгляд, эта форма действительно оптимальна, она даёт возможность людям выразить своё мнение. При этом много говорилось о муниципальном фильтре, и в пояснительной записке как раз делается акцент на том, что муниципальный фильтр якобы является неким барьером для партий, для кандидатов, но, когда мы говорим о партиях, мы должны понимать, что партии - это люди, и люди не только в федеральном центре, но и люди в регионах, люди на местах. Давайте проанализируем, как некоторые партии работают на муниципальных выборах, насколько активно выдвигаются кандидаты, насколько активно в принципе вовлекаются люди в партийную работу, и, может быть, когда мы говорим о муниципальном фильтре, нам необходимо посмотреть на активизацию партийной жизни ряда коллег на местах, поэтому, друзья, мне верится, что это обсуждение подтолкнёт к анализу партийной работы и напомнит, что партии в первую очередь должны работать с территориями, должны работать с муниципалитетами и должны вовлекать людей в общественно-политическую жизнь. Коллеги, Сергей Владимирович в своём выступлении сказал, что за эти годы произошли изменения, - может быть, действительно те изменения, которые закладывались, произошли? Партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что мы с вами не имеем ни морального, ни какого-то ещё права сужать и ограничивать права наших граждан, наших избирателей, мы должны их слышать, мы должны их поддерживать. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект поддерживать не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все желающие уже выступили. Представители президента и правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Большое спасибо, коллеги, за дискуссию (дежурная фраза). Вы знаете, Николай Васильевич, извиняться даже не надо - я, честно говоря, рад, что ни КПРФ, ни "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", ни, разумеется, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" наш законопроект не поддержат. Это даст мне возможность говорить, что только ЛДПР выступает против той профанации, которая у нас происходит, профанации под названием "выборы". Вы говорите: давайте оставим и будем бороться. Вы думаете, что, после того как они проиграли чуть ли не манекенам, они теперь будут допускать нормальных кандидатов через этот муниципальный фильтр? Да вы там вообще близко не появитесь! Но дело-то даже не в этом, уважаемые коллеги! Мне, как человеку, честно говоря, ближе ситуация, когда регионом руководит человек, которого не выбирают, а которого назначили, потому что он прошёл все ступеньки - от главы местного самоуправления до главы крупнейшего города в этом субъекте, потом стал управлять уже этим регионом. Это моё сугубо личное мнение: нужен специалист. Когда в Курскую область пришёл Александр Владимирович Руцкой - а он выиграл выборы практически за три дня, он прекрасно выступал, он раздолбал в пух и прах всё, он пообещал сделать всё, и его выбрали, - извините, от Курской области осталась дырка от бублика, после его "чуткого" руководства, к сожалению. Мы не хотим, чтобы были такие выборы, ещё раз говорю: мы за то, чтобы была здоровая, нормальная конкуренция! Вот помяните моё слово: сейчас муниципальный фильтр будут проходить только такие люди, которые вообще никакой конкуренции действующему товарищу, назначенному исполняющим обязанности, не составят, а это значит, что в отсутствие конкуренции он сформирует себе команду, которая будет всё время кивать, лизать одно место, и регион придёт в упадок, и всё закончится тем, что его, как правильно сказал Александр Николаевич, в кандалах куда-нибудь опять отправят. Мы против этого выступаем! Не льстите себе, что мы не хотим выборы... Мы за выборы, но когда они вернутся?! Мы сколько лет в этом зале пытаемся сделать, чтобы были действительно честные и нормальные выборы, - они идут на это, им это выгодно?! Нам говорят: народ так решил... Что вы мне сказки рассказываете? Формирование по этой схеме у вас происходит только в южных регионах, в регионах Южного федерального округа, где вы не контролируете ситуацию, где вы просто не можете надавить на этих людей в силу их восточного менталитета, а все остальные действуют так, как вы им говорите. Не надо сказки рассказывать, коллеги! Ещё раз говорю: мне без разницы, к какой партии будет принадлежать выбранный руководитель, главное, чтобы это был хороший специалист. Вот для этого наш законопроект, именно для этого! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в статью 26.3 Федерального закона "О политических партиях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 25 сек.) Проголосовало за 36 чел.8,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 37 чел. Не голосовало 413 чел.91,8 % Результат: не принято Не принимается.