Заседание № 144

24.02.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 282781-5 "О внесении изменения в статью 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части передачи федерального имущества в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1616 по 1786 из 3971
Пункт 12, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 154         
Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в    
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу          
некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием        
федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон      
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и            
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"   
и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской          
Федерации". Олег Поликарпович Ткач, член Совета Федерации, просит рассмотреть   
данный вопрос без своего участия. Содоклад от комитета также сделает Евгений    
Исаакович Богомольный.                                                          
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В               
соответствии с действующим федеральным законом находящееся в федеральной        
собственности имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность         
субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если            
указанное имущество используется органами государственной власти субъектов      
Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и      
муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными      
учреждениями в целях реализации публичных функций, в том числе для оказания     
публичных услуг. То есть указан ясный критерий передачи имущества - факт        
использования. Законопроектом же предлагается заменить понятие "используется"   
на "необходимо и испрашивается".                                                
                                                                                
Комитет по собственности полагает, что принятие законопроекта повлечёт за       
собой возможность передачи из федеральной собственности в собственность         
субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность практически        
любого имущества, независимо от его функционального назначения, поскольку       
предлагаемые основания такой передачи - "необходимо и испрашивается" -          
являются исключительно неопределёнными, размытыми.                              
                                                                                
В законопроекте также не прописаны порядок и критерии определения так           
называемой необходимости конкретного имущественного объекта для исполнения      
конкретных функций и полномочий соответствующим органом власти субъекта         
Российской Федерации или органом местного самоуправления. На практике часто     
встречаются случаи, когда одно и то же здание используется одновременно         
органами публичной власти различных уровней или унитарными предприятиями        
различных форм - государственной или муниципальной - собственности. В           
законопроекте не определено, каким образом и в какую собственность должны       
передаваться такие здания. В этой связи принятие законопроекта может привести   
к многочисленным спорам между органами власти и различными публично-правовыми   
образованиями в отношении имущественных объектов.                               
                                                                                
По мнению Комитета по собственности, в законопроекте не учтён ещё один          
важный, определяющий целесообразность нахождения имущества в собственности      
субъекта Российской Федерации фактор - возможность обеспечить должное           
содержание имущества, которая определяется наличием дополнительных финансовых   
ресурсов у того или иного публично-правового образования.                       
                                                                                
Правительством Российской Федерации дано отрицательное заключение.              
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по собственности рекомендует Государственной       
Думе отклонить указанный законопроект.                                          
                                                                                
Доклад окончен.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, настаивает ли кто-то на обсуждении? Да, вопрос есть у       
депутата Рохмистрова. Других рук я не вижу.                                     
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Евгений Исаакович, вы знаете, наверное, по региону, что        
проблема по использованию федерального имущества стоит достаточно остро.        
Зачастую многие объекты федеральной собственности в регионах находятся - я не   
говорю о Москве, Санкт-Петербурге, это исключения - в таком состоянии, что      
постепенно разрушаются, так как у Российской Федерации ни денег нет, ни руки    
не доходят до этих объектов. А вопрос передачи этих объектов всегда в таком     
странном состоянии - то ли будет, то ли нет. Особенно это касается бывших       
ведомственных детских садов, образовательных школ, домов отдыха,                
пионерлагерей. Эта проблема сегодня существует. Возможно ли во втором чтении    
в настоящем законопроекте прописать конкретные основания и перечень, с тем      
чтобы устранить вот те недостатки, которые вы обозначили в своём докладе?       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Уважаемый Максим Станиславович, поднятый вами вопрос,         
безусловно, правильный и важный, но если мы будем работать над тем, что вы      
сказали, совершенно поменяется концепция законопроекта, потому что здесь        
предполагается только замена действующего термина на "необходимо и              
испрашивается" - это совсем разные вещи. Поддерживаем важность того вопроса,    
который вы подняли, но в данном законопроекте мы это сделать не можем,          
поэтому предлагаем его отклонить.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Евгений Исаакович.               
                                                                                
Максим Станиславович Рохмистров хотел бы выступить. Других рук я не вижу.       
Одно выступление.                                                               
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Рохмистрову.                                      
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У фракции ЛДПР другое мнение: в настоящем законопроекте        
возможно во втором чтении прописать это. К сожалению, проблема заключается в    
том... Она касается большого количества детских дошкольных учреждений,          
большого количества бывших пионерлагерей и другого имущества. Мне могут,        
конечно, сказать, что у нас есть ряд документов, постановлений правительства,   
которые запрещают перевод, запрещают использование, но мне вряд ли кто-то       
здесь будет оппонировать в том плане, что у нас существует разница в            
реестрах. Если мы возьмём субъектовые муниципальные реестры имущества, там      
прописывается: детское дошкольное учреждение, детский садик, пионерский         
лагерь. Если мы возьмём федеральный реестр, то там это не прописано, у них      
есть градация на жилое либо нежилое административное помещение.                 
                                                                                
В связи с этим вопрос передачи детских садов, детских дошкольных учреждений,    
которые находились в федеральной собственности, - это бывшие ведомственные      
сады, наследство из СССР, - в собственность субъекта Российской Федерации       
либо муниципальных организаций крайне затруднён. Зачастую мы видим, что         
бывшие детские пионерские лагеря сегодня приватизированы, и это дома отдыха     
либо коттеджные посёлки, и проблема детского отдыха у нас с каждым годом        
решается всё сложнее и сложнее. Очереди на детские сады у нас, к сожалению,     
только растут, что является существенным тормозом в решении демографической     
проблемы: сегодня молодые семьи, зная ситуацию, что им придётся стоять на       
детские сады в очереди вплоть до совершеннолетия своего ребёнка, вряд ли        
будут заводить детей, потому что в этом случае зарплаты не хватит, чтобы        
как-то решать это самостоятельно, маме придётся превращаться в домохозяйку.     
Как правило, у нас всё-таки молодые семьи - это работающие и отец, и мать, и    
жить на пособие, которое положено у нас сегодня на ребёнка, к сожалению, не     
представляется возможным.                                                       
                                                                                
Я считаю, что этот законопроект с детальной проработкой во втором чтении        
помог бы решить эту проблему. Хотя вопрос о разграничении имущества на          
собственность субъекта и муниципальную, наверное, стоит очень остро, потому     
что в этом перечне мы руководствуемся актом № 3020-1, ещё 1991 года,            
фактически разграничение продолжается до сих пор, потому что там огромное       
количество приложений безадресных, а просто называются признаки того или        
иного помещения. Мы зачастую сталкиваемся с тем, что используется федеральное   
помещение муниципалитетами либо субъектами и из бюджета субъекта платится       
арендная плата, как, впрочем, и наоборот, когда зачастую за изначально          
собственность федеральную, где находилось всегда федеральное учреждение, из     
бюджета России платится в собственность субъекта. Ну, в эту сторону             
осуществляется только в двух городах - Москве и Санкт-Петербурге. Здесь         
примеры есть, это Баррикадная, дом 2, далеко ходить не надо. Там всегда         
находилось медицинское образовательное учреждение, но почему-то в своё время    
Москва зарегистрировала своё право собственности, и теперь из федерального      
бюджета Москве платят арендную плату за то помещение, которое изначально        
находилось в собственности федеральной у федерального института                 
образовательного.                                                               
                                                                                
К сожалению, проблема такая есть, её надо решать. Мне кажется, что настоящий    
законопроект, хотя он и затрагивает половину проблемы, можно принять и          
поддержать в первом чтении, с тем чтобы во втором чтении дополнить              
необходимыми критериями и признаками и хотя бы попробовать решить важнейший     
вопрос о безусловной передаче в собственность муниципалитетов и субъектов       
Российской Федерации хотя бы детских учреждений, которые, к сожалению, в        
федеральном реестре таковыми не значатся.                                       
                                                                                
Поэтому фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства не настаивают на выступлении. Если я   
не ошибаюсь, докладчик не настаивает на заключительном слове.                   
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона с длинным названием из       
пункта 12.                                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за               17 чел.3,8%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     17 чел.                                          
Не голосовало                 433 чел.96,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.