Заседание № 48
21.09.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 282757-5 "Технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" (принят в первом чтении 19 марта 2010 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5244 по 5289 из 7940
Рассматриваем пункт 15 повестки дня, это законопроект, принятый в первом чтении и предлагаемый к отклонению. О проекте федерального закона "Технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением". Доклад депутата Собко. Пожалуйста. СОБКО С. В., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич. Предлагаемый законопроект был принят в первом чтении ещё в марте 2010 года. Комитет по промышленности одним из основных направлений своей работы считал разработку технических регламентов по целому ряду важнейших областей промышленности, и в том числе это технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением. Однако за время с марта 2010 года по нынешний день произошло много интересных событий, в том числе сформировано Единое экономическое пространство. 18 ноября 2010 года подписано Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, которым предусмотрены переход на единую систему технического регулирования, а также передача полномочий по принятию технических регламентов Комиссии Таможенного союза. В связи с этим комитет отмечает, что в соответствии со статьёй 5 соглашения со дня вступления в силу технического регламента Таможенного союза на территориях государств - членов Таможенного союза соответствующие обязательства по применению национальных технических регламентов не применяются. Кроме того, 20 сентября 2010 года комиссией принято решение рекомендовать сторонам приостановить вступление в силу национальных технических регламентов, объекты регулирования которых совпадают с объектами технических регламентов Таможенного союза. С учётом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по промышленности рекомендует Государственной Думе отклонить рассматриваемый законопроект, не рассматривать его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Васильевич. Есть ли какие-то вопросы к докладчику? Вопросов нет. Законопроект выносится на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6581 по 6598 из 7940
Пункт 15 повестки дня, проект федерального закона "Технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением". Кто за то, чтобы отклонить законопроект? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 22 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Решение об отклонении законопроекта принято.
Заседание № 149
19.03.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 282757-5 "Технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3471 по 3876 из 6505
Переходим к пункту 17, потому что у нас фиксированное время. О проекте федерального закона "Технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" докладывает официальный представитель правительства руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Николай Георгиевич Кутьин. КУТЬИН Н. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации, руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "Технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" разработан во исполнение Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии с которым данный технический регламент включён в перечень первоочередных технических регламентов. Проект "Технического регламента о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" не противоречит нормам международного законодательства. При его разработке проанализированы все нормативные правовые акты и нормативно-технические документы, в которых установлены требования безопасности для всех жизненных циклов оборудования, работающего под избыточным давлением, и исключены дублирующие, не влияющие на состояние безопасности указанного оборудования нормы. Требования, предъявляемые техническим регламентом, основаны в том числе и на Европейской Директиве 97/23/ЕС в отношении оборудования, работающего под давлением, вступившей в силу 29 ноября 1999 года. "Технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" направлен на реализацию Федерального закона "О техническом регулировании" и не дублирует требования, установленные иными федеральными законами, такими как Градостроительный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", которые должны соблюдаться в соответствии с действующим законодательством. Разработанный технический регламент содержит минимально необходимые требования безопасности к оборудованию, работающему под избыточным давлением, его характеристикам, и не содержит требования к конструкции оборудования, что соответствует концепции технического регулирования. Технический регламент разработан для повышения эффективности государственного нормативного регулирования в области безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением свыше 0,07 мегапаскалей или при температуре нагрева воды свыше 115 градусов по Цельсию, и в соответствии с практикой взаимоотношений в данной сфере и международным законодательством регулирует отношения, возникающие при применении и исполнении обязательных требований к оборудованию и (или) связанным с этими требованиями процессам проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации. Основными целями технического регламента являются защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технический регламент распространяется на следующее оборудование: сосуды, баллоны, барокамеры, бочки, передвижные цистерны, трубопроводы, предназначенные для газов, в том числе сжиженных и растворённых под давлением пара, а также для жидких сред, в том числе котлы водогрейные и паровые, автоклавы, представляющие опасность перегрева. С момента введения в действие технического регламента и впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим техническим регламентом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации будут применяться в части, не противоречащей ему. Принятие данного технического регламента позволит скорректировать формы государственного вмешательства в экономику в части отказа от избыточного регулирования и повышения эффективности действий государственной власти в сфере обеспечения безопасности функционирования опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением. При этом государство добровольно сокращает количество разрешительных процедур, что снизит бремя административного воздействия на предпринимателей и будет способствовать созданию благоприятного предпринимательского климата в России. В предлагаемом проекте технического регламента исключены такая существующая на текущий момент государственная функция, как регистрация технических устройств, а также норма о необходимости получения разрешения на эксплуатацию оборудования в органах Ростехнадзора, они заменяются на учёт информации об эксплуатирующей организации в целом. Принятие и реализация "Технического регламента о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" не приведут к увеличению расходных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Николай Георгиевич. Валерий Гаврилович Драганов делает содоклад от комитета. Пожалуйста. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Благодарю вас. Уважаемый Олег Викторович, уважаемый Николай Георгиевич, гости из правительства, уважаемые коллеги-депутаты! Очевидна актуальность предложенного правительством законопроекта, Николай Георгиевич аргументированно это осветил. Я хотел бы обратить внимание на ряд особенностей, точнее, преимуществ, которые сулит закон в случае его принятия и дальнейшей реализации. Во-первых, мы в этом случае переводим в плоскость технического регулирования обязательные требования безопасности по целому перечню видов производственного оборудования и тем самым устраняем, ну, я бы даже позволил себе сказать, неразбериху в правилах безопасности, которая долгие годы существовала и была связана с различными регламентами гостехнадзора, ГОСТами, СНиПами, ведомственными нормами эксплуатации оборудования и так далее. Во-вторых, конечно же, наличие чётких требований позволит чётко контролировать их исполнение, а следовательно, повысить уровень промышленной безопасности, к чему мы, собственно, и стремимся. Говорить о рисках для людей, создаваемых работой оборудования под избыточным давлением, конечно же, излишне. Остаётся удивляться, почему до сих пор у нас нет законодательства, но мы, слава богу, дошли до его рассмотрения. Нам кажется, что этот законопроект серьёзно снижает излишние административные барьеры для допуска на рынок и запуска в эксплуатацию производственного оборудования. В конечном счёте, я думаю, это означает и прямое снижение административных барьеров во внешней торговле в крайне важной для нас сфере, то есть, я бы сказал, это создаёт прямую поддержку экспортёрам, например, тех же энергетических котлов и труб. Своевременность и экономическая целесообразность принятия законопроекта подтверждаются отзывами. Мы очень тесно работали с экспертными сообществами. Я хочу, Николай Георгиевич, поблагодарить ваших сотрудников, которые находили время и были хорошими посредниками в нашей работе с самым широким кругом экспертных сообществ. И это при том, что у нас в комитете вполне приличный экспертный совет и мы привлекали для этой работы не только его формальных членов, но и всех, кто был компетентен и имел возможность и желание высказаться. В результате состоялись, на мой взгляд, очень качественные слушания, которые прошли недавно в Государственной Думе и из которых мы почерпнули много нового, что позволит нам доработать законопроект во втором чтении, значительно его улучшить. Несколько слов об этом я ещё скажу. Тем не менее я хочу напомнить, хотя правительство знает об этом, мы об этом говорили на заседании комитета, я с этой трибуны хочу вам, уважаемые депутаты, сказать, что у нас есть ряд замечаний, которые, конечно же, во втором чтении будут учтены, ибо они не затрагивают концепцию законопроекта, что позволяет нам принять его в первом чтении. Например, необходимо, на наш взгляд, чётко прописать процедуры идентификации оборудования государственного надзора за соблюдением требований технического регламента. Без этого законом прямого действия он стать никак не сможет, а мы к этому стремимся. А производители и эксплуатанты будут и дальше тонуть, извините за резкость, в ворохе ведомственных инструкций. Законопроект необходимо, на наш взгляд, дополнить положениями, определяющими правила признания иностранных сертификатов соответствия в том случае (заостряю ваше внимание), если есть международное соглашение или соглашение уполномоченных органов государственной власти России и стран-партнёров на принципах взаимности, то есть если признаётся наша квалификация, требования, сертификат, то мы на условиях взаимности можем тоже на это пойти. Мы начинаем жить в таможенном союзе, стремимся к дальнейшему расширению поля экономической интеграции, снижению технических барьеров во внешней торговле. Это тоже надо учитывать. На наш взгляд, содержание ряда положений законопроекта раскрыто в приложениях к тексту, и некоторые из них требуется исправить, о чём я говорил, ко второму чтению. Все эти и другие моменты отражены в заключениях комитетов, Правового управления, профильного комитета Совета Федерации, они не относятся к концепции законопроекта, как я уже сказал, и могут быть учтены ко второму чтению. Особая просьба к членам комитета, к экспертам, к вам, Николай Георгиевич, и вашим сотрудникам уйти от общих слов, то есть строго прописать качественные характеристики и уйти от слов, позволяющих расширительное толкование той или иной правовой нормы. Предлагаю принять законопроект в первом чтении. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь... Нет, секундочку, задержитесь пока на трибуне, потому что, я вижу, есть вопросы у депутатов Коломейцева, Романова и Селезнёва. Пожалуйста, депутат Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Николай Георгиевич, понятно, что вы, наверное, чаще других бываете на всех авариях, которые происходят в нашей стране, вместе с МЧС. Скажите, пожалуйста, вот насколько принятие данного технического регламента облегчит или утяжелит жизнь тех, кто работает как раз с сосудами под давлением и другими системами? Не кажется ли вам, что в законопроекте нечётко прописаны как раз функции государства, потому что, с моей точки зрения, сегодня у нас многие функции как раз и переданы, скажем, вашим коммерческим структурам. Они не подчиняются вам, но, как правило, прямо связаны с вами, и без их экспертизы нельзя ни аттестоваться, ни запустить в действие технологический цикл. Не считаете ли вы правильным вообще отказаться... Вот я слышу, вы всё время говорите о том, что функции государства надо убирать. Да вы должны... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, Николай Георгиевич. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё уже... Пожалуйста. КУТЬИН Н. Г. Что касается ответа на этот вопрос. Вопрос достаточно серьёзный, поскольку на сегодняшний день в этой области мы, как орган федерального надзора, руководствуемся приблизительно ста нормативными документами. В первую очередь это, конечно, правила безопасности, ещё в своё время утверждённые Госгортехнадзором: Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов и так далее, большой перечень документов. Этот законопроект позволяет объединить в одном нормативном правовом акте все требования к этой группе оборудования. Таким образом, это облегчит жизнь и производителя, и потребителя и позволит органам надзора обеспечивать безопасность эксплуатации оборудования и безопасность граждан при использовании данного оборудования. Что касается следующего вопроса - о предприятиях, как мы говорим иногда, технической поддержки, которые создавались начиная с 1997 года после принятия закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", - то как раз принятие этого закона позволит уйти от получения разрешений. Для получения разрешений на сегодняшний день мы требуем провести сначала экспертизу промышленной безопасности, а затем испытания каждого вида оборудования при согласовании программы и методики таких испытаний. Таким образом, создана целая бюрократическая цепь, которая приводит фактически к одному - к изъятию из оборота денежных средств и удорожанию этого оборудования. Плюс она позволяет каждый раз к одному и тому же оборудованию предъявлять новые требования на каждом производственном объекте в отдельности, то есть вы применяете стандартизованное фактически оборудование, но на каждом производственном объекте к вам может прийти инспектор и спросить: где разрешение на применение этого оборудования именно на этом опасном производственном объекте? Таким образом, технический регламент даёт возможность избежать вот этих негативных последствий и прекратить изъятие из оборота предпринимателей вот этих фактически ненужных средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драганов хотел бы добавить. Осталось тридцать секунд до завершения времени на ответ. ДРАГАНОВ В. Г. Спасибо. Николай Васильевич, хотел бы вам тоже ответить. Я думаю, что не умаляется роль государства в этом, как, впрочем, и в других регламентах, хотя бы потому, что мы стремимся уйти от атавизма прошлого и конкретизировать правовые нормы. Я приведу пример. Такие фразы и словосочетания, понятия, имеющие правовое значение по замыслу авторов, как, например, "как можно ближе" (то есть стоять там котлу или нет), "свести к минимуму", "необходимое количество", "надёжное отключение", мы с вами ко второму чтению конкретизируем, и тогда толкование закона и бизнесом, и потребителями, и чиновником будет одинаковым, к чему мы, собственно, и стремимся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Николай Георгиевич, мой вопрос перекликается с тем, что говорил сейчас Николай Васильевич. Когда говорят о рынке, мы понимаем, законы конкуренции, игра спроса-предложения - это всё понятно, но в данном случае мы говорим о предмете регулирования - где здесь конкуренция, между кем и кем? Между бизнесменом и металловедением? Между температурой и сверхдавлением? К слову сказать, интересно, сколько среди шестидесяти девяти долларовых миллиардеров России имеют инженерное образование и кто из них хотя бы мастером был на производстве? Я поддерживаю тезис, хотел ваше мнение услышать. Вы - выразитель государственных интересов, моё мнение, что вы должны более отчётливо ко второму чтению провести линию на жёсткий государственный подход. Интересы бизнеса есть кому защищать, и выразителей их интересов множество. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это не столько вопрос, сколько пожелание, я вижу, кивает представитель правительства. Пожалуйста, Николай Георгиевич. КУТЬИН Н. Г. Безусловно, всё, что сказано, соответствует тем задачам, которые перед нами стоят. Мы заинтересованы в принятии технического регламента, чтобы выполнять надзорно-контрольные функции в строгом соответствии с законом и обеспечивать, таким образом, безопасность работы граждан и оборудования. Для нас принятие такого закона очень важно именно с точки зрения выполнения такой важной функции, как функция, касающаяся исполнения норм безопасности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драганов хотел что-то добавить. ДРАГАНОВ В. Г. Валентин Степанович, мы с вами тоже в известной степени выразители государственных интересов, и, чтобы Николая Георгиевича не смутило, что он от вас индульгенцию получил в единственном числе как выразитель государственных интересов в исполнительной власти, я думаю, что и правительство, и члены комитета, и депутаты постараются ко второму чтению все эти недостатки устранить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Селезнёв, пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Николай Георгиевич, законопроектом предлагается отменить осуществляемые в настоящее время органами Ростехнадзора функции регистрации технических устройств и выдачи разрешений на эксплуатацию оборудования, тем самым устанавливается презумпция соответствия требованиям законопроекта оборудования, произведённого с применением национальных стандартов и сводов правил. С чем связано такое доверие после многочисленных техногенных катастроф и аварий? И второй вопрос. Объясните мне, как депутату от Приморья, каким образом вы с четырьмя специалистами стройнадзора контролируете многомиллиардную стройку для саммита АТЭС во Владивостоке? До каких пор там будет надзорный беспредел, поощряемый находящимся за тысячу километров в городе Хабаровске управлением и связывающий по рукам и ногам великолепных специалистов на местах? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Георгиевич. Валерий Гаврилович, можете присаживаться. КУТЬИН Н. Г. Отвечая на первую часть вопроса Валерия Сергеевича, хочу сказать, что мы как раз формализуем все требования, которые раньше были изложены почти в ста документах, в едином техническом регламенте, и это позволит нам получать для опасных производственных объектов оборудование, соответствующее тем нормам безопасности, которые закладываются. Что касается второй части вопроса. Действительно, - и все это знают - у нас проводились мероприятия по чистке органа от коррупционной составляющей, вследствие чего мы достаточно большое количество специалистов потеряли. Плюс к этому практически за шесть лет существования нашего органа нам было добавлено большое количество функций. В настоящий момент определена равномерная нагрузка на одного инспектора на всей территории Российской Федерации, в том числе и в Приморье, мы говорим о количестве объектов надзора, в том числе и строительного надзора, и их объёме. Конечно, для нас и саммит АТЭС, и "Сочи-2014" являются одними из важнейших мероприятий, мы стараемся туда подобрать максимальное количество персонала, но вместе с тем мы осуществляем на такие объекты и выездные инспекции с участием центрального аппарата. Поэтому говорить о том, что только четыре человека находятся в Приморье и осуществляют надзор за этими объектами, не совсем верно, поскольку за этими объектами осуществляется надзор в том числе и привлечёнными специалистами из других территорий, и центральным аппаратом. Но кадровая проблема, безусловно, существует, как и у всех. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Настаивает кто-то на выступлении, коллеги? Нет. Представители президента и правительства? Также не настаивают. Ставится на голосование... Нет, есть рука. Тарасюк хотел бы выступить. Одно выступление. Пожалуйста, депутат Тарасюк. ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР. Вы знаете, Николай Георгиевич, в общем-то, законопроект правильный, но его надо было принять ещё двадцать лет тому назад. Мы, когда у нас случились всякие аварии, увидели, что творится в России, и мы поняли, что надо принимать такие законы. Хорошо ответил здесь и Валерий Гаврилович, сказавший, что законопроект немножко слабенький. Слабенький, ещё не описано то, что должно быть. Я просто приведу пример. В своё время я работал в Западной Сибири - друзья, которые здесь есть в зале, наверное, знают, - и во Владивосток, когда город замерзал, нефтяники Западной Сибири послали людей, чтобы всё это ликвидировать. Это я делал. Почему я это говорю? Потому что здесь говорится о том, что оборудование должно быть прочное и так далее. У нас сейчас в России до 70 процентов оборудования на износе. Вот в Кагалыме - есть такой город, и некоторые депутаты, которые в этом зале находятся, может быть, были в этом городе - мы взяли и поставили пластмассовые трубы. Почему? Потому что знаем, что в 42 градуса мороза это действует как положено. И почему я начал об этом рассказывать? Потому что до того Евгений Алексеевич Фёдоров - а мы принимали вместе не один закон - мне говорит: "Нет ребят, которые понимают в рынке". Есть ребята, которые понимают в рынке, есть! Они есть, они даже здесь находятся, прошли большую школу, не надо россиян так обижать, они есть. То, что мы этот закон принимаем, конечно, хорошо, но опаздываем. Почему опаздываем? Потому что раньше уже надо было подумать, а мы начали думать об этом законе, когда рванула Саяно-Шушенская ГЭС. Очень много здесь нужно делать поправок, и наша фракция внесёт эти поправки. Мы понимаем, что закон нужен. Наша фракция проголосует за этот закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, состоялось обсуждение, и я обращаюсь к Николаю Георгиевичу: есть необходимость выступить с заключительным словом? Нет. Валерий Гаврилович? Я не вижу... Нет, также нет. Тогда я ставлю на голосование в первом чтении проект федерального закона "Технический регламент о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 34 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8% Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.