Заседание № 242
О проекте федерального закона № 282499-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" (новая редакция статьи 4 закона).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
8-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл необходимые экспертизы, заключения получены, замечаний нет, просим принять в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам?.. Есть желающие. Напомните фамилию. Пономарёв. Спасибо. Выносим 8-й вопрос на "час голосования".
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных". Пономарёв по мотивам от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ПОНОМАРЁВ И. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Дорогие коллеги, закон "О персональных данных" - это, наверное, один из самых неудачных и одиозных законов, которые принимались Государственной Думой. С 2006 года тянется водевиль на фоне, в общем, нескончаемых протестов участников рынка. Причём цель этого закона абсолютно понятна: хотелось создать принципиально новый сектор услуг, прежде всего для бывших сотрудников силовых структур. В то же самое время то направление, по которому этот закон больше всего бьёт, это ровно то направление, которое мы с вами пытаемся больше всего развивать, - высокотехнологичные компании. Компании, которые подпадают под сферу действия этого закона, это такие уже известные имена, как "Яндекс", "Mail.ru", "ВКонтакте", "Одноклассники", для всех этих компаний стоимость ведения бизнеса в России намного вырастет. Причём что получается? Сначала мы создали невыполнимые условия в принятом в 2006 году законе - весь рынок испугался, напрягся, но не стал его выполнять, потому что его выполнять было нельзя. Потом мы стали переносить сроки введения этого закона в полную силу, потому что, собственно, этот закон был абсолютно неработоспособным с первого дня своего принятия, перенесли на год, потом перенесли ещё на год, потом перенесли ещё на полгода. Складывается такое впечатление, что сейчас, когда он с 1 июля начал действовать в полную силу, его прочли первый раз, и регулятор схватился за голову - что же мы делаем?! - и послал в прорыв Владислава Матусовича срочно вносить те поправки, которые мы с вами сегодня рассматриваем. Опять получается скандал: мы дискредитируем крайне важную идею, которая в принципе должна быть, ведь защита персональных данных - это действительно важная вещь: преследуется всё, связанное с информационными технологиями, и очень долго, и непрерывно, и все страны с этим борются. Давайте посмотрим опять-таки на российскую практику, на то, откуда прежде всего идёт утечка персональных данных. Прежде всего, это государственные структуры и государственные же компании. На "Горбушке" легко можно купить базы ГИБДД, различных госструктур, но где у нас на "Горбушке" продаются данные частных компаний? Частные компании и без этого закона замечательно справляются с обязанностями по защите своих пользователей. Те поправки, которые мы с вами сегодня рассматриваем, конечно, улучшают тот закон, который принят, потому что они его смягчают, но в целом это поправки в очень плохой закон, и ничто не говорит о том, что нам нужно за эти поправки голосовать. Мы по-прежнему придерживаемся той точки зрения, что закон надо этот отменить и переписать полностью, заново. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет голосовать за эти поправки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Владимир Иванович по мотивам от фракции КПРФ. КАШИН В. И. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Компартия Российской Федерации с первого дня поступления в Государственную Думу базового закона "О персональных данных" неоднократно жёстко высказывалась против него. Наши мотивы основывались на базовых статьях Конституции. Это статья 24, часть 1, в которой говорится о недопустимости хранения и использования персональных данных каждого из нас без нашего согласия. Статья 55, часть 3, открывает в этом плане некоторые возможности, но только когда речь идёт об обработке и использовании персональных данных в целях защиты конституционного строя государства, обеспечения безопасности страны и оборонной безопасности, ничего другого Конституция не определила в плане неприкосновенности личных, персональных данных человек, его прав и свобод. И в связи с этим исходный материал базового закона, который мы приняли, носит абсолютно антиконституционный характер. Что предлагается этими поправками? Этими поправками предлагается, по большому счёту, дальнейшая либерализация в плане хранения, обработки, использования персональных данных. Речь не идёт о возвращении к конституционным нормам, наоборот, определяется позиция, которая даже не предусматривает согласие субъекта на хранение его персональных данных, не нужно его личное согласие. Этот законопроект в противоречие Конституции позволяет в этом направлении действовать более активно. А также речь в данном случае идёт ещё о неком новом понятийном аппарате в плане удовлетворения собственных потребностей. Но в самой сути этих собственных потребностей заложено, что опять-таки должно быть согласование с субъектом - носителем этих персональных данных. Мы ещё и ещё раз говорим о том, что эти поправки способствуют дальнейшей либерализации этого закона, который позволяет недопустимо использовать персональные данные. Мы с вами в 2000 году приняли Доктрину информационной безопасности Российской Федерации, и в отношении неё тоже сплошные нарушения. По большому счёту, речь идёт об электронном ГУЛАГе, радиочастотной идентификации. Мы категорически не можем двигаться дальше... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Коллеги, ставится на голосование обсуждаемый законопроект в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 19 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 32 чел.7,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Принято.
Заседание № 241
О проекте федерального закона № 282499-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" (новая редакция статьи 4 закона).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 47, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных". Также Александр Петрович Москалец докладывает. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, ну, авторов поправок здесь всего только трое, поэтому и работа проведена объективная, и абсолютное большинство поправок - сорок одну из пятидесяти - мы поддерживаем. Просим утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не понял: как одну? У вас сорок одна поправка на принятие и девять на отклонение. МОСКАЛЕЦ А. П. Да, я и сказал: сорок одну из пятидесяти мы поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, понятно, а мне показалось: только одну. Сорок одна поправка в таблице 1. Есть замечания? Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 27 мин. 26 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Принимается. Таблица 2, здесь девять поправок. Есть замечания? Ставится на голосование вторая таблица. Голосуйте. Включайте строку после моих слов: ставится на голосование... А то я уже устал выговаривать: "Включите режим голосования". Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 28 мин. 12 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 90 чел.20,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Принято. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 28 мин. 12 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 90 чел.20,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 160
О проекте федерального закона № 282499-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" (новая редакция статьи 4 закона).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Вернёмся к пункту 11. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных". Докладывает Владислав Матусович Резник. РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемые коллеги, статья 2 Федерального закона "О персональных данных" (далее буду называть его просто федеральным законом) устанавливает, что целью настоящего федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В основе федерального закона лежат конституционные положения, гарантирующие защиту прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни любого лица без его согласия. Предусматривается обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, право свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом, а также определяется допустимость ограничения названных конституционных прав граждан нормами федеральных законов. Вместе с тем практика реализации принятого нами федерального закона позволяет сделать вывод о недостижении цели его принятия и создаёт предпосылки для уточнения его отдельных положений. Следуя логике построения законодательного регулирования, которая определена частью 3 статьи 55 Конституции, и принципу, определённому частью 1 статьи 24 Конституции, в соответствии с которыми сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, законопроектом предлагается определить исчерпывающий перечень случаев обработки персональных данных, а также систему их нормативно-правового регулирования. Концепцией проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", о котором я вам сейчас докладываю, является уточнение отдельных положений федерального закона, принятого нами ранее, определяющих правовые основы обработки персональных данных, систему нормативно-правового регулирования правоотношений в области персональных данных, а также создание правовых условий, необходимых для реализации продекларированной цели того закона, который мы с вами ранее принимали, соответственно, реализации очень хорошей цели этого закона. В частности, законопроектом, который мы сейчас рассматриваем, предлагается определить, что обработка персональных данных может осуществляться оператором только в следующих случаях: первое - установление или реализация договорных отношений, предполагающих обработку персональных данных; второе - выполнение требований федеральных законов, определяющих случаи обязательной обработки персональных данных и (или) особенностей обработки персональных данных; третье - удовлетворение собственных потребностей, предполагающее обработку персональных данных при условии, что при этом не нарушаются права субъекта персональных данных. В зависимости от конкретного случая обработки персональных данных законопроектом предлагается установить соответствующую систему нормативно-правового регулирования, отвечающую требованиям баланса интересов, с одной стороны, государства, с другой стороны, гражданина и оператора, обрабатывающего его, этого гражданина, персональные данные. Подход к регулированию правоотношений в области персональных данных, предложенный в законопроекте, был основан на рекомендациях тех парламентских слушаний, которые прошли у нас в Думе 20 октября 2009 года, они назывались "Актуальные вопросы развития и применения законодательства о защите прав граждан при обработке персональных данных". После этого началась подготовка данного законопроекта, вот по её результатам я вам его и представил. Спасибо, глубокоуважаемые коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад от комитета делает Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я займу на несколько минут ваше внимание, поскольку законопроект представляется исключительно важным и актуальным. Рассматриваемый законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон "О персональных данных", масштабных изменений, направленных на уточнение правовых основ обработки персональных данных и изменение системы правового регулирования в области обработки персональных данных. 7 ноября 2005 года Российская Федерация подписала Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, возложив на себя обязательства по приведению в соответствие с нормами европейского законодательства деятельности в области защиты прав граждан при обработке их персональных данных. 19 декабря 2005 года федеральный закон о ратификации конвенции был подписан Президентом Российской Федерации. Создание в России соответствующей европейским стандартам системы защиты прав граждан при обработке персональных данных существенно упростит международное сотрудничество с европейскими государствами. Признание России страной, обеспечивающей адекватную защиту персональных данных, создаст дополнительные конкурентные преимущества, в частности, для организаций финансового сектора, транспортного комплекса, компаний, работающих в сфере информационных технологий, туристических компаний. Первым шагом к реализации вытекающих из конвенции обязательств стало принятие Федерального закона от 27 июля 2006 года "О персональных данных". Сфера защиты прав граждан при обработке персональных данных оказалась в значительной степени новой для нашей правовой системы и недостаточно разработанной в нашей юридической науке соответственно. Достаточно, кстати, отметить, что ключевое слово для определения регулирования в англосаксонских странах - слово "privacy" - не имеет точного перевода на русский язык. Указанное понятие подразумевает право лица самостоятельно определять, какие сведения о нём составляют его личную тайну, а также каким образом она должна быть защищена, эта тайна, и кому она может быть открыта. Федеральный закон установил правовые основы обработки персональных данных государственными и муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами. Перечень исключений из сферы регулирования включает в себя, в частности, случаи обработки данных гражданами для личных и семейных нужд. Целью федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод гражданина и человека при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. В целом сформулированная на основе федерального закона система правового регулирования закрепила именно приоритет прав и свобод гражданина - субъекта персональных данных, что отражало существующий на момент принятия закона уровень понимания проблемы. Но вместе с тем, уважаемые коллеги, - на это я хотел бы обратить внимание - характерная для закона абсолютизация интересов субъектов персональных данных встречается на ранних стадиях формирования системы правового регулирования в сфере обработки персональных данных и в других зарубежных государствах. Однако по мере того как складывается практика применения федерального закона, отчётливо проявляется необходимость более полного учёта законных интересов лиц, обрабатывающих персональные данные, операторов, а также третьих лиц. Вот эта проблема абсолютизации и необходимости защиты других интересов, собственно говоря, и решается законопроектом, который предложен нашим уважаемым коллегой Владиславом Матусовичем Резником. Гражданин имеет право на получение необходимой для принятия решения информации о том, с кем он имеет дело. То же можно сказать и о гражданах и организациях, выполняющих те или иные специальные функции: это работодатели, финансовые организации, банки, страховые компании, организации транспортного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства. Мы, кстати, в течение последнего периода неоднократно вносили изменения в законодательство, регулирующее деятельность конкретных организаций. Например, будут в скором времени вами рассматриваться предложения по регулированию прав и деятельности в этой области службы судебных приставов Российской Федерации. Таким образом, не менее важным, чем право на неприкосновенность частной жизни, сохранение тайны, является право на получение необходимой информации. Эти права отнесены к числу конституционных прав граждан и закреплены соответственно статьями 23, 24 и 29 (часть 4) Конституции России. Поиск баланса прав, баланса законных интересов субъекта персональных данных, оператора и третьих лиц - важнейшая задача при построении системы правового регулирования отношений в области обработки персональных данных. Уважаемые коллеги, с моей точки зрения, крайне интересные документы, которые были приняты по результатам парламентских слушаний, избавляют меня от необходимости дополнительного перечисления тех проблем, которые были связаны с принятием закона, с абсолютизацией защиты данных, нарушением баланса интересов, и поэтому я на этом более предметно останавливаться не буду, но хотел бы подчеркнуть ещё одну очень важную вещь. Зачастую требования по защите устанавливаются в отрыве от целей закона, вследствие чего имеет место применение затратных и трудоёмких мер по достижению целей закона, обеспечению повышения уровня защиты частной жизни. Таким образом, нам представляется, что вот эта излишняя детализация, технологизация требования применения специальных защитных средств в целом ряде случаев не вызывается необходимостью. Нам представляется, что конфиденциальность персональных данных может быть обеспечена уже в рамках имеющихся режимов, например банковской тайны, врачебной тайны. Следует использовать именно эти возможности, а не дублировать систему защиты информации. Комитет полагает, что принятие законопроекта позволит устранить избыточные, нереализуемые требования, снизит нагрузку на операторов, их издержки, избавит от необходимости ломать отлаженные бизнес-процессы, снизит административную и финансовую нагрузку на предприятия. Кстати, хотел бы подчеркнуть, что одной из причин перенесения срока вступления в силу закона было именно то, что в условиях, в частности, складывающегося финансового кризиса в случае реализации в полном объёме... или трактовки реализации в полном объёме отдельных положений закона это потребовало бы многомиллиардных неоправданных расходов, что вызвало бы возмущение. И это касалось бы всех лиц, занимающихся частной практикой, это касалось бы и тех, кто занимается бизнесом, то есть это то, что мы возложили на этих участников процесса. Поэтому мы полагаем, что необходимо в этом направлении дорабатывать законопроект. В то же время при всём уважении к автору, несмотря на проработанность проблемы и тому подобное, комитет представил достаточно подробные замечания к законопроекту. Необходимо определиться, например, допустима ли и насколько должна быть урегулирована ситуация, которая обозначена в законопроекте, с точки зрения повышения роли договорного регулирования. И вот эта проблема договорного регулирования в области защиты персональных данных, думаю, требует дополнительного обсуждения, и, наверное, автор с нами здесь согласится. Таким образом, мы полагаем, что само по себе принятие законопроекта сыграет позитивную роль. И я должен обратить ваше внимание на то, что у нас имеются расширенные заключения Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи (они у вас есть в пакете документов), а также Комитета Государственной Думы по безопасности. Собственно говоря, на базе этих комитетов, на базе нашего комитета уже может быть фактически создана рабочая группа, мы будем готовы продолжить работу над законопроектом. Хочу обратить внимание, что в том случае если эта работа окажется неуспешной, если мы не решим эти вопросы в рамках рабочей группы, то те цели, которые нами ставились при перенесении срока вступления закона в силу, потребуют дополнительного решения уже применительно к изменению даты 1 января 2011 года, что, с моей точки зрения, создаёт правовую неопределённость, поэтому эти вопросы должны быть решены в этом году. Законопроект, может быть, кажется теоретизированным, те вещи, о которых я говорю, но тем не менее они абсолютно прагматичные и очень конкретные и касаются многих и многих наших избирателей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть. Коломейцев, Останина - подводим черту. Я думаю, нам надо попытаться закончить рассмотрение этого вопроса до перерыва. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Ни автор законопроекта, ни представитель комитета вообще не упомянули о том, что выступавший у нас на парламентских слушаниях руководитель статистического агентства прямо заявил, что принятие этого законопроекта фактически ставит крест на возможности представлять полную, нормальную статистику. Почему? Потому что ограничения, введённые в этот закон, в принципе дали право многим организациям не представлять необходимую информацию для статистики. И он заявил, что якобы в вашем комитете, Владимир Николаевич, уже длительное время лежат поправки, которые могли бы позволить нормально и качественно провести предполагаемую перепись населения. Скажите, пожалуйста, этот законопроект учитывает пожелания агентства по статистике или в принципе вы не реагируете на него? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Николай Васильевич, прежде всего, мы постоянно реагируем на все те вопросы, которые возникают. Первый вопрос. Вопрос второй. Это не совсем имеет отношение к тому законопроекту, который мы рассматриваем в настоящее время, это имеет отношение к базовому закону о защите персональных данных. Вопрос третий. Не так давно... Действительно, у нас в комитете рассматриваются проблемы, которые связаны с возможной переписью. Следующий момент применительно к переписи. Я не хотел бы вдаваться в столь серьёзную проблему, как проблема возможности обработки данных о принадлежности к определённой нации в частности, которая останется в другом законе. Я предлагаю обсуждать это не в рамках данного законопроекта. Что касается законопроекта, предложенного коллегой Резником, то ограничений для обработки данных в сфере статистики законопроект не создаёт, то есть это относится к другой компетенции. Что касается того, что вы обратили внимание на необходимость защиты надлежащим образом статистической базы России, - я с этим согласен, это необходимо делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина, пожалуйста, ваш вопрос. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Владимир Николаевич, вы сказали, что законопроект, наверное, кажется теоретизированным. Это действительно так, потому что заявленные цели - защита прав и свобод и права человека на информацию, - они, к сожалению, никак не корреспондируются с практикой применения этого закона. Я приведу собственный пример. На заседании комиссии по этике рассматривалась очередная жалоба таких, как Копылов и прочие, в мой адрес, и при этом члены комиссии по этике допустили оскорбительные, вообще вульгарные высказывания - депутат Леонтьев, депутат Фокин. И я захотела познакомиться со стенограммой, с тем чтобы всё-таки обратиться в суд по поводу оскорблений в свой адрес. Я получила отказ по причине того, что в соответствии с законом "О персональных данных" комиссия по этике не имеет права выдать мне эту стенограмму. Скажите, что на этот счёт говорит закон "О персональных данных"? ПЛИГИН В. Н. Нина Александровна, никакого отношения к закону "О персональных данных", к рассматриваемому вопросу это не имеет, совершенно никакого отношения. Хотел бы обратить внимание на то, что в самом законе "О персональных данных", может быть, в избыточной степени, но действительно ставится вопрос защиты персональных данных - фамилия, имя, отчество, место рождения, место проживания, определённые предпочтения, - совершенно оправданно ставится вопрос врачебной тайны, адвокатской тайны, но что касается публичных обсуждений - а, насколько я понимаю, заседания комиссии по этике являются публичными обсуждениями, не знаю, что там происходило, не хочу комментировать эту ситуацию - это несколько другая проблема, не проблема закона "О персональных данных". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владимир Николаевич. Настаивает ли кто-то на выступлении? Есть одно выступление: Владимир Иванович Кашин. Владимир Иванович, я прошу уложиться в семь минут, потому что у нас заканчивается время. Постарайтесь это сделать. КАШИН В. И. Хорошо, Олег Викторович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В режиме пятиминутном, тогда мы успеем. КАШИН В. И. Всё сделаем. Уважаемые товарищи, приятно было слушать обоих наших докладчиков. Как можно понять из их выступлений, авторы законопроекта и комитет обеспокоены сохранением персональных данных субъекта интеллектуальной собственности, но, кроме этого хорошего посыла, ничего нет. Как только мы открываем статьи законопроекта, допустим, статьи 2, 8 и 10, то видим совершенно противоположные этим высказываниям практические пункты этих статей. Речь идёт, наоборот, о либерализации того закона "О персональных данных", который был взрывным. Я хотел бы напомнить, как непросто он рождался, сколько было обсуждений, сколько было всевозможных "круглых столов", парламентских слушаний, обращений к президенту. Я хотел бы напомнить, что нам тогда всем вместе, вместе с президентом всё-таки удалось и статью 24, и статью 25 отстоять, локализировать, по большому счёту, электронный ГУЛАГ и всеобщую, как говорится, микрочипизацию, которая сегодня преподносится как радиочастотная идентификация, наноинструментарий. В данном случае ещё раз хочу сказать, со всех точек зрения этот законопроект облегчает, снимает введённые ограничения: в статье 1 (пункт 2) упрощается сама система предоставления персональных данных узкому кругу людей, допустим, вместо письменного согласия - устное согласие. Когда смотрим, то ничего нет с точки зрения того, что действительно укрепляло бы каким-то образом те статьи Конституции, о которых здесь говорили, статьи 2, 28 и 29, которые касаются сохранения тайны персональных данных и соблюдения интеллектуальных прав субъекта этих персональных данных. В данном случае этот законопроект, наоборот, раскрывает, упрощает, либерализирует всё, что касается закона "О персональных данных", и открывает хороший тракт, хорошую дорогу для подготовки и осуществления тех программ, которые приняты с точки зрения организации и проведения в жизнь закона о платных услугах государственных и муниципальных систем и дальнейшего продвижения программы радиочастотной идентификации как переходного этапа, а по большому счёту, микрочипизации через наноустройства, которыми нас хотят окольцевать. Я хочу ещё раз сказать: не надо отрывать этот перечень, эту группу законов, закон "О персональных данных" от международных соглашений, а сегодняшние поправки от тех законов, о которых я уже сказал. Я хотел бы предостеречь авторов законопроекта и всех, кто спешит сегодня всех нас загнать в этот электронный учёт: мы должны с вами ещё раз вспомнить об элементных базах, о чёрных ящиках, о тех, кто создал сегодня эту систему учёта, о том, кто ею будет управлять. Мы должны понимать: вопросы национальной безопасности сегодня граничат с утечкой информации на каждого из нас, а по большому счёту, на главную интеллектуальную собственность нашего государства - человека. Мы сегодня говорим: давайте в этом направлении соблюдать баланс интересов не так, как здесь было сказано, - чтобы учесть интересы и того, кто обрабатывает данные, и того, кто их использует, - а давайте учитывать баланс интересов в первую очередь исходя из статей Конституции и права носителей интеллектуальной собственности, персональных данных. А то почему-то упростили: теперь устное заявление вместо письменного. И вторая часть вот в этом вопросе должна быть главной: никакого насилия, человек должен сам определять и решать, как он хочет использовать свои персональные данные, нельзя загонять его в этот электронный ГУЛАГ, надо дать возможность этой системе сегодня пробить себе дорогу исходя из желания каждого человека. Те, кто поспешил... Южная Корея - пожалуйста, сегодня утечка сведений о двадцати миллионах носителей персональных данных уже стала взрывом бомбы. Мы сегодня видим, какое движение в тех же Соединённых Штатах Америки поднялось против этой электронизации, против всеобщей мобилизации под этот самый микрочип. Я считаю, Олег Викторович, и вам хочу это сказать: вот мне лично думается, что здесь сегодня, по большому счёту, сговор идёт политический. Речь идёт об управлении биообъектом, каждым из нас в перспективе, и впереди паровоза бежит бизнес, который уже начал, как говорится, штамповать для осуществления программы всеобщей электронизации и идентификации эти микрочипы, а, как мы посчитали, рядовой микрочип будет стоить не меньше 400 долларов, и мы можем посчитать, на сто пятьдесят миллионов... Здесь речь идёт, по большому счёту, не о защите персональных данных каждого из нас, а о большом бизнесе, о большой политике, и это граничит с национальными интересами нашей России. Мы категорически против этого законопроекта. Мы за то, чтобы развивать науку, мы за то, чтобы на этом направлении всё делать для того, чтобы каждый человек чувствовал себя достаточно оснащённым в сфере использования персональных данных, но мог быть уверенным в том, что эти данные действительно защищены и не могут быть использованы недобросовестными элементами внутри страны, я уже не говорю о международном электронном терроризме. Мы ещё и ещё раз хотим сказать: не спешите, господа, у нас с вами много дел, давайте решать текущие дела. Мы направили вам предложение Жореса Алфёрова по нанотехнологиям, давайте решим вопросы микроэлектроники, давайте создавать свои уникальные элементные базы, всё сделаем для того, чтобы у нас действительно была система и внутри страны мы могли управлять этими процессами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Истекло время у нас, Владимир Иванович. КАШИН В. И. Ещё раз, завершая, хочу сказать: мы категорически против любого совершенствования... в данном случае не идёт речь об улучшении закона "О персональных данных" с точки зрения защиты интеллектуальной собственности каждого из нас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, время 12.00. Я обращаюсь к присутствующим: я предлагаю завершить рассмотрение данного вопроса. Уже у нас выступления закончились, я спрашиваю теперь представителей президента, правительства. Нет, не настаивают. Докладчик, содокладчик? Не настаивают. Ставится на голосование законопроект под пунктом 11 в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 00 мин. 40 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 88 чел.19,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4% Результат: принято Принято.
Заседание № 157
О проекте федерального закона № 282499-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" (новая редакция статьи 4 закона).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! 23-й вопрос просим поставить на 5 мая. Спасибо.
Законопроект из пункта 23 профильный комитет просит перенести на 5 мая. Нет необходимости голосовать? Нет. Переносим.