Заседание № 234
11.04.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 282158-3 "О внесении изменений и дополнения в статью 3 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" (в части уточнения понятия "преступление террористического характера").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3887 по 4031 из 6353
Коллеги, переходим к обсуждению пункта 22 повестки дня. Здесь у нас докладчики, да? Аслаханов здесь, и Илюхин здесь. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статью 3 Федерального закона "О борьбе с терроризмом". Пожалуйста, Асламбек Ахмедович Аслаханов. Коллеги, пожалуйста, присаживайтесь и послушайте докладчика. АСЛАХАНОВ А. А., фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Вам роздан законопроект о внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", принятие которого, с нашей точки зрения, преследует одну цель - повышение эффективности этого закона. Первое: устранить возникшее при нашем с вами участии противоречие между Уголовным кодексом и законом "О борьбе с терроризмом". Это противоречие порождает неуверенность спецслужб и правоохранительных органов при проведении контртеррористической операции в случае угона воздушного судна, судна водного транспорта или железнодорожного подвижного состава. Суть противоречия состоит в том, что включенная в Уголовный кодекс федеральным законом от 24 июля 2002 года статья 205-1 относит угон указанных транспортных средств к преступлениям террористического характера, а статья 3 закона "О борьбе с терроризмом" - нет. То есть здесь возникает противоречие. Второе: устранить возникшее при нашем с вами же участии противоречие в определении понятия террористической акции, которое дано в той же статье 3 закона "О борьбе с терроризмом" и в новой редакции статьи 205 "Терроризм" Уголовного кодекса Российской Федерации. Смысл этого противоречия состоит в том, что в новой редакции статьи 205 УК (от 9 февраля 1999 года) устанавливается повышенная ответственность за терроризм, сопряженный с посягательством на объекты атомной энергии либо с использованием ядерных материалов или источников радиоактивного излучения. А в действующей редакции статьи 3 закона "О борьбе с терроризмом" речь идет лишь о ядерных взрывных устройствах, что также создает опасность для правоприменения и конфликт законов. Третье. Нам предлагается упорядочить в соответствии с Уголовным кодексом перечень веществ, материалов и предметов, которые могут быть предметами террористической акции. На наш взгляд, принимая закон "О борьбе с терроризмом", законодатель несколько поторопился или погорячился, а вернее, перестарался, отнеся к предмету террористической акции любые так называемые биологические вещества. Вы сами понимаете, сколько биологических веществ мы, люди, ежедневно производим. Мы считали полезным устранить компрометирующее закон обилие не имеющих смысла или дублирующих друг друга терминов, которые создают лишь иллюзию всеохватности, а на деле вносят сумятицу в головы перегруженных текучкой правоприменителей. Эти доводы, на наш взгляд, не требовали специальных комментариев, пояснительной записки. Возможно, поэтому эксперты из ряда ведомств посчитали, что наши предложения необоснованны и даже вредны. Единственное замечание поступило из Верховного Суда, и аналогичное замечание содержится в официальном отзыве Правительства, где сказано, что из закона "О борьбе с терроризмом" нельзя убирать "химические, биологические, взрывчатые, токсические, отравляющие вещества" якобы потому, что эти термины упоминаются в статье 355 УК. Откройте статью 355 УК и вы в ней найдете, что речь там идет не о веществах, а о видах оружия массового поражения. И наверное, школьник даже ответит вам на вопрос, есть ли разница между понятиями "биологическое оружие" и "биологическое вещество". То есть совершенно разные понятия. Следует также принять во внимание и то обстоятельство, что в статье 355 УК упоминаются вовсе не токсические вещества, а токсинное оружие. Тоже очень большая разница между понятиями. Приведенные выше доводы не позволяют нам принимать замечания моих коллег из Комитета по делам национальностей, которые возражают против отнесения угона воздушного судна к преступлениям террористического характера. Мы это уже сделали, и есть указ Президента от 24 июля прошлого года. Нужно просто устранить нам противоречия здесь. Не могу также не сказать несколько слов об отзыве, который прислан нашей коллегой из Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. В этом отзыве не содержится ни одного конкретного и даже неконкретного замечания, но при этом делается безапелляционный вывод о том, что принятие предлагаемых поправок вызовет серьезные трудности в процессе доказывания виновности лиц в совершении преступлений террористического характера. Это мне, откровенно говоря, напоминает закон "О борьбе с коррупцией", который был принят в 1993 году в трех чтениях, направлен Президенту на подпись и на который мы получили такое же заключение, которое ни о чем не говорило и в котором не было ни одного конкретного предложения по улучшению закона или конкретного предложения для того, чтобы закон мог быть принят. Принимая во внимание вышеуказанные доводы, а также положительное заключение на проект Правового управления Аппарата Государственной Думы, прошу коллег поддержать законопроект, который вынесен на ваше рассмотрение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Виктор Иванович Илюхин. Николай Васильевич Коломейцев, давайте попросите членов кружка присесть, потому что все спинами стоят к докладчику. ИЛЮХИН В. И. Уважаемые коллеги, Комитет по безопасности внимательно изучил законодательную инициативу нашего коллеги, депутата Аслаханова, и тем не менее предлагает данную инициативу не поддерживать. Комитет по безопасности исходит из того, что законопроект, предложенный нашим коллегой, не содержит какой-либо принципиальной новизны, меняющей концепцию закона, которая бы действительно эффективно содействовала противодействию экстремизму. Наоборот, как мы считаем, концепция данного законопроекта сужает понятие "преступление террористического характера". Данная концепция не охватывает действия террористического характера, связанные с угрозой применения ядерных взрывчатых устройств. Относительно заявлений о том, что не учитывается действующим законом практика уничтожения, повреждения или захвата воздушных судов с целью совершения теракта. Я считаю, что подобное утверждение не является обоснованным, ибо в данном законе, где раскрывается понятие "террористическая акция", прямо записано: "...уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов". Делать подробную детализацию определения транспортных средств, тем более биологических веществ, как мы считаем, в данном законе неуместно. На законопроект поступили заключения от Правительства Российской Федерации, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Комитета по делам национальностей, Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности. Суть этих заключений сводится к тому, что он не находит понимания и поддержки у этих законодателей, точнее, органов, наделенных правом законодательной инициативы, и они соглашаются с той мотивировкой, которая мною доложена. Комитет предлагает данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Иванович, оставайтесь на трибуне. Коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Нет. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 21 сек.) Проголосовало за 19 чел. 4,2% Проголосовало против 47 чел. 10,4% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 67 чел. Не голосовало 383 чел. 85,1% Результат: не принято Не принимается.