Заседание № 189

31.01.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 281874-8 "О деофшоризации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3454 по 4222 из 4395
11-й пункт, проект федерального закона "О деофшоризации". Доклад Михаила        
Геннадьевича Делягина.                                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые друзья! Почти два       
года Россия ведёт боевые действия, но во многих сферах государство не просто    
не стремится к повышению эффективности, а, напротив, как будто пытается жить    
по-старому, как будто ничего не происходит, как будто мы вот-вот откажемся от   
суверенитета, передадим его Западу, вернёмся в кровавые для народа и            
благословенные для наших врагов 90-е годы. В частности, огромная часть          
крупного российского бизнеса, имеющего в России активы, работающего и           
получающего прибыль здесь, по-прежнему зарегистрирована в офшорах.              
                                                                                
Правительство Мишустина, администрация президента, мы с вами сделали очень      
многое, всемерно облегчив перерегистрацию российского бизнеса из офшоров в      
Россию, но значительная часть активов крупного частного капитала, в частности   
почти весь ретейл, остаётся в офшорах - уже не потому, что не могут, а          
потому, что не хотят, не желают возвращаться на свою Родину, к источнику        
своих прибылей. Регистрация действующего в России бизнеса в офшорах лишает      
бюджет по-прежнему колоссальных доходов, способствует выводу из страны          
колоссальных средств, в том числе под видом завышенных роялти и платежей за     
юридические услуги. Но главная беда - это искажение мотивации и самой           
идентичности крупных частных капиталов, которые работают на территории нашей    
Родины. Зарегистрированные в офшорах, они объективно воспринимают Россию как    
нечто постороннее, как объект эксплуатации, служащий только выкачиванию из      
него прибыли, поэтому офшорные активы, работающие в России, составляющие        
основу ряда её отраслей, вне зависимости от воли их владельцев управляются на   
основе интересов, чуждых интересам нашей Родины, а во многом и враждебных им,   
ведь большинство офшорных зон контролируется спецслужбами США и Англии и        
прозрачно для них. Это объективно делает офшорные капиталы России зависимыми    
от враждебных спецслужб, а их владельцев способными в любой момент стать        
агентами, нацеленными на нанесение нашей Родине вреда.                          
                                                                                
Представьте, что вся розничная торговля, кроме одного госретейлера, в один      
день закрывается под благовидными предлогами, строго в рамках бесспорных        
корпоративных процедур. Кстати, ничего необычного, у нас уже закрывались        
разом НПЗ на ремонт, причём прямо перед организованным Минфином топливным       
кризисом, усиливая его, у нас уже ликвидировали птицефабрики разом, и прямо     
перед яичным кризисом, тоже усиливая его. Подобные механизмы уже отработаны,    
как мы видим, в российской экономике и могут быть просто в больших масштабах    
и под внешним управлением. Это делает необходимой принудительную                
деофшоризацию, поскольку возможности добровольной очевидным образом             
исчерпаны.                                                                      
                                                                                
Закон очень простой: все активы, расположенные в России и до сих пор            
находящиеся в собственности либо в управлении офшорных компаний, передаются в   
управление Росимуществу. Все решения собственников в их отношении должны        
утверждаться последним. Активы, не перерегистрированные в России за полгода,    
должны быть конфискованы - разумеется, по решению суда.                         
                                                                                
Пора признать стандарт отношения к частной собственности, закреплённый в        
Основном законе Германии, по которому частная собственность священна и          
неприкосновенна, лишь пока она служит интересам Германии. Российские            
предприниматели, чьи активы были конфискованы, ощутили, что это не              
риторическое положение, а эффективно действующая правовая норма.                
                                                                                
После возврата в нашу юрисдикцию активы не только станут объектами              
налогообложения, но и будут управляться в интересах, связанных с нашими. Да,    
конечно, это потребует изменения государственной политики. Когда энергия        
капитала будет направлена внутрь России, а не вовне, уже не удастся             
продолжать душить страну искусственно созданным денежным голодом и поощряемым   
тотальным произволом монополий. Но это будет следующий, почти автоматический    
этап. Сейчас же офшорная аристократия делает всё, чтобы этого не допустить.     
Представители Минэкономразвития, гордо отчитываясь чуть ли не по каждой         
вернувшейся в Россию из офшора фирмы, впадают в ступор при вопросе хотя бы о    
численности офшорных компаний, которые по-прежнему владеют офшорными            
активами, хотя вопрос элементарен.                                              
                                                                                
Поддержав или отвергнув этот законопроект, вы тем самым ответите на вопрос,     
что вам лично важнее - жизни наших сограждан или сверхприбыли олигархии,        
которая через офшорную систему способствует убийству наших солдат, офицеров и   
мирных жителей далеко не только в Донецке и Белгороде. Фундаментальным          
возражением со стороны сторонников подхода (я позволю себе процитировать        
близко к тексту): "Мы должны поставлять убийцам наших сограждан всё             
необходимое, чтобы на их деньги лечить тех наших сограждан, которые выживут",   
- вот фундаментальным возражением сторонников этого подхода является            
утверждение, что офшоры якобы используются не для вывода капитала сейчас при    
помощи эффективных платежей за юридические услуги и интеллектуальную            
собственность, не для неуплаты налогов, хотя оценка доли "Shell" в              
"Сахалин-2" оказалась при её выходе затруднена именно из-за кратного            
занижения её прибыли при помощи офшоров, а, как писали либералы в 93-м году,    
для привлечения иностранных инвестиций в Россию.                                
                                                                                
Мне в нашем здании совершенно нормальные люди, не под наркотиками,              
рассказывали, что, например, шведские банки свой же шведский бизнес кредитуют   
только под залог и под высокие проценты по требованиям Базеля. А вот стоит      
российскому бизнесмену зарегистрировать офшорку на Карибах, как эти же          
шведские банки немедленно, чихая на санкции, бросаются кредитовать его без      
всяких залогов под 2 процента годовых, что в 2 раза ниже ставки центробанка     
Швеции, и бизнесмены, естественно, на эти кредиты дешёвые развивают Россию.     
Это не издевательство, это реальные представления, на которых у нас здесь, в    
России, строится государственная политика.                                      
                                                                                
Возражения правительства, которые легли в основу позиции комитета, столь же     
оригинальны, остроумны и адекватны. В частности, утверждается, что              
законопроект противоречит Конституции, так как собственности можно лишать       
только по решению суда. Простите, пожалуйста, это элементарно! В Уголовном      
кодексе тоже не написано в каждой статье, что она действует только по решению   
суда, но из этого не следует, что Уголовный кодекс у нас применяется            
бессудно.                                                                       
                                                                                
Правительство ссылается на несоответствие законопроекта порядку отчуждения      
имущества для госнужд - с таким же успехом можно сослаться на порядок           
отчуждения для выплаты алиментов: это тоже не имеет отношения к тексту          
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Конституция указывает, что по закону гражданские права могут быть ограничены    
только для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья,       
прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны и безопасности.              
Регистрация российских активов в офшорах создала предпосылки для вывода         
капитала, уклонения от уплаты налогов, просто диверсий - значит, это            
полностью соответствует перечню этих ограничений. Непонятно, почему             
правительство считает это возражением против законопроекта, в то время как      
это аргумент в его пользу.                                                      
                                                                                
Правительство считает, что законопроект противоречит положениям Гражданского    
кодекса...                                                                      
                                                                                
Если можно, добавьте чуть-чуть.                                                 
                                                                                
...так как собственность якобы не может быть изъята у собственника, при этом    
правительство прямо ссылается на статью Гражданского кодекса о конфискации,     
которая прямо указывает, что конфискация производится в случаях,                
установленных законом. Почему указания на нормы Гражданского кодекса,           
подтверждающие предлагаемый законопроект... (Микрофон отключён.)                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. ...трактуются правительством как противоречащие ему, вопрос,      
как говорится, к искусственному интеллекту.                                     
                                                                                
Правительство ссылается на постановление Конституционного Суда, который         
запрещает произвольно прекращать право частной собственности. Простите, по      
закону - это не произвольно! Я понимаю, что исполнительной властью то, что мы   
с вами здесь принимаем какие-то законы, может восприниматься как произвол, но   
почему мы с вами, точнее, комитет поддерживает этот подход, я не очень          
понимаю.                                                                        
                                                                                
По мнению правительства, введение деофшоризации может вызвать санкции в         
отношении России. Это говорится на исходе десятого года беспрецедентной         
санкционной войны против нас, после того, как у нас 300 миллиардов долларов     
заморозили! Невольно Некрасова вспоминаешь: "Чем тяжелей наказания, / Тем им    
милей господа".                                                                 
                                                                                
На законопроект до такой степени нечего возразить, что правительство            
указывает на отсутствие в нём порядка оформления права собственности на         
активы и состава документов, необходимых для процедуры оформления права         
собственности.                                                                  
                                                                                
Позволю себе напомнить забывчивой части присутствующих, что мы только что под   
всеобщие аплодисменты приняли закон, позволяющий прекращать право               
собственности за клевету на нашу армию. Все перечисленные возражения            
правительства и нашего же комитета мы принятием этого закона уже отвергли. Мы   
зафиксировали, что жизнь наших солдат для нас дороже прибыли наших врагов. Но   
сегодня своим голосованием нам ещё раз придётся давать ответ на этот вопрос.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Максима Анатольевича Топилина.                   
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!                
Действительно, сегодня Михаил Геннадьевич попытался рассказать и про свою       
позицию, и про законопроект, и про то, почему правительство не право в своём    
заключении и почему комитет что-то не так понял или что-то не так изложил.      
Сейчас коллеги из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" Олега               
Анатольевича Нилова нет, а он правильно сказал, что мы сегодня рассматриваем    
все вопросы про яйца и прочие помидоры, вот так было сказано. Вот этот          
законопроект, наверное, приблизительно из той же серии, что мы рассматривали    
перед этим: попытка вмешаться в стандартные правоотношения путём изложения      
ряда чисто таких демагогических норм на одной страничке. Ну можете себе         
представить, что юридическое оформление процедур, связанных с изменением        
базовых отношений собственности, на что указывает правительство, ссылаясь и     
на 55-ю статью Конституции, и на Гражданский кодекс, умещается на одной         
страничке?!                                                                     
                                                                                
Ну, законопроект - я не буду его зачитывать, Михаил Геннадьевич зачитал -       
приблизительно о следующем. Все активы, которые находятся в нашей стране,       
если есть офшорный след, даже не взять и поделить, а просто отдать какому-то    
государственному органу, образованному, который что-то с этим будет делать.     
Поэтому, наверное, и у комитета, и у правительства возникли вопросы,            
связанные прежде всего с реализацией данных норм, даже если и предположить...   
действительно с трибуны Государственной Думы в последние годы много раз         
звучал тезис о том, что необходимо предложить максимальные условия и            
возможности для того капитала, который оформлен в офшорных зонах, чтобы         
вернуть его в Российскую Федерацию.                                             
                                                                                
Если вы помните, мы с вами неоднократно обсуждали эти вопросы вместе с          
представителями исполнительной власти и принимали, голосовали за законы,        
которые очень тонко, юридически безупречно выстраивают конструкцию прежде       
всего помощи нашему бизнесу, который по тем или иным условиям, причинам... А    
я напомню, что буквально два года назад мы не запрещали держать активы в        
офшорных зонах, в этом не было ничего предосудительного, действовали законы     
об освобождении от двойного налогообложения. Мы с вами понимали, что это        
связано в том числе с определённым международным разделением труда, с           
определённым вложением нашего капитала в другие юрисдикции, с работой с         
внешнеторговыми партнёрами. Так работают все страны. Да, так случилось, что     
по отношению к нам были объявлены санкции. И вы, все, кто этим занимался, кто   
во многом, наверное, работает с представителями российского бизнеса, знаете     
об огромных сложностях, которые создают, о препонах, которые выставляют         
представители недружественных стран именно при выходе офшорных компаний, при    
выходе капитала из офшорных зон, именно это и было всегда предметом нашего с    
вами рассмотрения. Мы приняли большое количество поправок, упрощающих переход   
компаний под российскую юрисдикцию. И это происходит, Михаил Геннадьевич        
правильно об этом сказал, просто можно топором и дубиной по голове, а можно     
действовать аккуратно, скрупулёзно со всех точек зрения, прежде всего с         
юридической. Ведь мы остаёмся в мировом пространстве, мы работаем в             
соответствии с международным правом, мы защищаем многие наши интересы, в том    
числе используя нормы ВТО, - те, кто этим интересуется и кто с этим работает,   
очень хорошо это знают.                                                         
                                                                                
Можно излагать много аргументов в связи с этим законопроектом. К сожалению,     
он не отвечает никаким требованиям ни с экономической, ни с юридической, ни с   
правовой, ни с международной точки зрения, это попытка просто фактически        
некой национализации определённого количества активов. Кстати, Михаил           
Геннадьевич ничего не сказал по поводу того, какие же компании он конкретно     
имеет в виду, никаких цифр к законопроекту тоже не прилагается. Комитет по      
экономической политике рекомендует законопроект отклонить.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Да.                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Максиму Анатольевичу.                                     
                                                                                
Уважаемый Максим Анатольевич, правильно ли мы понимаем, что действие норм       
Конституции, в частности части 3 статьи 55, Гражданского кодекса, которые       
были упомянуты и вами, и докладчиком, распространяется всё-таки только на       
граждан Российской Федерации? В данном случае в законопроекте, предлагаемом     
Михаилом Геннадьевичем, речь идёт только о тех юридических лицах, которые не    
прошли перерегистрацию, на остальных же действие вносимых норм законопроекта    
не распространяется. Вы говорите о том, что это не соответствует юридическим    
актам более высокой юридической силы. Скажите, пожалуйста, а какие такие акты   
более высокой юридической силы заставляют нас идти навстречу юридическим        
лицам, пусть и не названы они сегодня в докладе, в пояснительной записке, не    
желающим принимать нормы, которые соответствовали бы нашему законодательству,   
в частности пройти перерегистрацию?                                             
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Я постараюсь коротко, потому что...                               
                                                                                
Давайте прочитаем первую страничку. Статья 1: "Все активы, находящиеся на       
территории Российской Федерации..." - мы о каких активах говорим? Я не          
ответил на вопрос? "Все активы, находящиеся на территории Российской            
Федерации".                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Нет, ещё раз, почитайте: "...передаются в управление... органу    
власти", какому-то учреждению.                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Ещё раз: "Все активы, находящиеся на территории Российской        
Федерации" - это какое законодательство?                                        
                                                                                
Мне кажется, я ответил на вопрос.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.                       
                                                                                
НИЛОВ О. А. Максим Анатольевич, вот, затрагивая цели законопроекта, вы          
говорили: "Ну, какая цель там? Не экономическая, не международная, не           
какая-то другая". Я вам скажу, какая цель, - государственная безопасность.      
Когда мы говорили про 300 и больше миллиардов долларов наших резервов, мы       
тоже говорили: "Верните деньги" - с точки зрения соблюдения интересов           
государственной безопасности, государства в первую очередь. Какая               
безопасность? Я вам приведу примеры. Табачный бизнес - сколько процентов        
табачного бизнеса зарегистрировано на территории России и платит здесь          
налоги, может быть, вы знаете? Ну, почти нисколько. Ретейл - я думаю, тоже 90   
процентов офшорные компании, и их также можно выключить, как нам выключили по   
международному или по какому-то ещё праву возможность пользоваться нашими       
резервами. Что тогда будем... (Микрофон отключён.)                              
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. На самом деле, Олег Анатольевич, я вопроса не услышал. Если мы    
с вами хотим посмотреть, какую долю прибыли (смотря какой прибыли) платят       
ретейл или табачные компании, давайте в этом отдельно разберёмся. Всё в         
нюансах. Что смотреть? То, что является заработанной здесь прибылью, - вы       
хотите сказать, что с неё не платятся табачными компаниями налоги, если здесь   
заработаны эти средства? Вы ошибаетесь.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Максим Анатольевич, ну, два года, как идёт СВО, но   
президент об этом сказал пять посланий назад - о необходимости деофшоризации    
экономики. Почему комитет за это время не внёс ни одного законопроекта по       
деофшоризации? Причём, я вам говорил, у меня есть документ, подписанный         
Минфином: 5 триллионов 300 миллиардов только дивидендов уходило и уходит в      
офшоры. Вы, как специалист, знаете, какие банки обслуживают офшоры в основном   
- британские, американские. Какие активы? Вот у нас сидит уважаемый бывший      
руководитель Госкомимущества. Вы что, не знаете, кто государственным            
имуществом руководит? Вопрос-то очень простой. У нас шахты, рудники,            
алюминиевые заводы - они, кроме зарплаты, почти ничего здесь не платят...       
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Николай Васильевич, я правильно понимаю вопрос: когда комитет     
начнёт работать на страну?                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Я отвечаю вам на этот вопрос, Николай Васильевич. (Оживление в    
зале.) Если вы помните, когда решаются конкретные какие-то разумные             
истории... наверное, вы тоже должны это помнить, мы, как комитет, готовили      
законопроект, который определённым, здравым образом ограничивает участие        
офшорных компаний в концессиях в тепло- и водоснабжении. Если вы об этом не     
помните, то вот я вам напоминаю.                                                
                                                                                
Мы исходим из того, что меры по деофшоризации, безусловно, в той парадигме,     
которую в качестве задачи поставил президент, решаются теми способами, о        
которых я сказал, я их попытался перечислить. Это достаточно большое            
количество принятых нами законов, связанных с упрощением редомициляции, с       
работой по перерегистрации компаний в российской юрисдикции, это ослабление     
требований к переводу капиталов, которое мы можем прописать в своём             
законодательстве и реализовать, и на практике это работает. Вместе с тем        
какие-то компании, безусловно, остаются в офшорах, скажем так, соблюдая         
законодательство. Но вы глубоко заблуждаетесь, если действительно считаете,     
что эти компании платят здесь только заработную плату и больше ничего. Это не   
соответствует действительности.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Налоги-то где они платят, по-вашему?                      
                                                                                
Соболев Виктор Иванович.                                                        
                                                                                
СОБОЛЕВ В. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Я вот в продолжение вопроса Николая Васильевича. Два года уже скоро будет,      
как идёт война, против нас ввели массу санкций, все действия в отношении        
России основываются не на международном праве, а на правилах, установленных     
недружественными странами. А вы тут что-то говорите о каком-то международном    
праве, о том, что вы цивилизованно что-то решаете. Да ничего вы не решаете!     
Какие результаты? Сколько компаний вышло из офшоров и какая от этого России     
польза? А сколько осталось? И почему они остались? И почему вы ничего не        
делаете, чтобы их там не было?!                                                 
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Спасибо за вопросы. Я глубоко убеждён в том, что мы, и фракция    
"ЕДИНАЯ РОССИЯ", и комитет, как раз занимаемся именно этим вопросом очень       
досконально вместе с комитетом по вопросам собственности, председателем         
которого является член вашей фракции. Он вам может рассказать детально,         
сколько законов и по каким направлениям в этой части принято. Можно их          
перечислить, но это займёт довольно много времени...                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Я вас не перебивал.                                               
                                                                                
Что касается международного права, да, действительно, наша позиция              
заключается в том, что мы должны соблюдать международное право. Мы не           
отказываемся ни от каких международных контактов, мы работаем с огромным        
количеством стран по правилам в том числе Всемирной торговой организации. Это   
нормальная, понятная позиция страны и экономических структур страны, которая    
говорит о том, что, да, мы работаем по правилам, мы правила эти не отменяли и   
не хотим отменять. В этом заключается наша позиция. А вы всё время хотите       
работать без правил, и вот этот законопроект о работе без правил - о            
национализации.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна.                              
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.          
                                                                                
Спасибо большое. Максиму Анатольевичу вопросы.                                  
                                                                                
Ну вот вы ведёте этот вопрос, скажите, пожалуйста, как идёт процесс             
редомициляции? Всё-таки сколько процентов активов, которые были в иностранных   
юрисдикциях, в том числе в офшорах, перерегистрировано и перешло в российскую   
юрисдикцию? Ну, в процентном отношении или по объёму.                           
                                                                                
Второй вам вопрос: скажите, пожалуйста, какие последние разбирательства в       
ВТО, по нормам ВТО, по запросам Российской Федерации были проведены и каков     
их результат?                                                                   
                                                                                
И вопрос Михаилу Геннадьевичу по поводу того, какие вот реально, физически      
активы можно конфисковать или передать в управление... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Спасибо за вопросы, Оксана Генриховна.                            
                                                                                
В абсолютных цифрах: в 2022 году 83 компании перерегистрировались в САРах в     
Калининградской области и на Дальнем Востоке, в 2023 году ещё 200 компаний.     
Таким образом, общая цифра - почти 300 компаний перерегистрировалось в этом     
режиме. Но это не означает, что только они перевели активы в Российскую         
Федерацию, не по правилам САРов компании тоже перерегистрируются, просто их     
учёта у нас нет. По доле не скажу, думаю, что никто не ответит на этот          
вопрос.                                                                         
                                                                                
Что касается последних споров в ВТО, ну, на самом деле, как мне кажется, этот   
вопрос не имеет отношения к данному законопроекту. А если вам это интересно,    
я попрошу у коллег в Минэкономразвития и представлю вам отдельную справку, я    
просто не готовился к этому вопросу.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягину включите микрофон.                               
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемая Оксана Генриховна, я вам очень благодарен за вопрос,    
потому что у меня сложилось ощущение, что законопроект такой понятный, что ко   
мне вопросов нет.                                                               
                                                                                
Значит, я напоминаю, что в первом чтении мы принимаем или не принимаем          
концепцию законопроекта, поэтому уточнения могут быть любыми, так как           
написано: любой актив, используемый для извлечения прибыли, хоть квартира. Я    
знаю много, несколько квартир в Москве, собственники которых сдают их в         
аренду и на эти деньги финансируют вооружённые силы Украины. Это явление        
отнюдь не такое нераспространённое, как может кому-то показаться. Между         
прочим, одна из этих квартир через офшорку, если я правильно понимаю.           
                                                                                
Так вот, захотим - выведем квартиры, захотим - выведем малые предприятия,       
потому что речь о командных высотах российской экономики. Тот же самый          
ретейл. Я напомню, что речь идёт не о конфискации и не о национализации, речь   
идёт о том, чтобы добросовестные собственники перерегистрировались сюда, в      
Россию. Очень распространённое явление, вот я знаю одного из ретейлеров, у      
них миноритарный акционер - нормальный человек, патриот, хочет вернуться в      
Россию, а мажоритарный акционер говорит: "Нет, ты знаешь, я вот тут живу в      
Лондоне..." - и дальше очень подробное описание того, что он думает про         
Российскую Федерацию. Если поставить его перед угрозой конфискации, он          
вернётся в Россию - но мы этого не хотим делать, это же противоречит не         
существующему с 99-го года международному праву.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Максим Анатольевич, стратегический вопрос. Если        
раньше офшоры мы понимали как такие как бы точки, откуда приходят инвестиции,   
деньги в страну, грубо говоря, ну и за это частично закрывали глаза на уплату   
налогов (то, что они платят меньше, чем наши граждане, или это позволяет им,    
скажем так, уменьшать свои затраты, мы прекрасно понимаем), то в настоящих      
условиях, когда международные связи прерваны, когда никаких инвестиций из-за    
границы у нас нет и в ближайшее время, похоже, не будет, какой смысл вообще     
носит вот это всё - офшорные организации - и почему мы не можем сделать         
простой и понятный механизм? Никто же ничего не отнимает - пожалуйста,          
регистрируй свои активы на территории Российской Федерации, показывай, кто ты   
есть, и работай. Соответственно, тогда уже будет понятно и нашим органам        
соответствующим, помогаешь ты или не помогаешь, вредишь или всё-таки реально    
зарабатываешь и правильно ведёшь бизнес на территории Российской Федерации.     
Нет здесь никакой национализации, которой нас всех пугают, тем более            
конфискации - нормальные, открытые и честные правила. В чём сегодня смысл       
существования и защиты вот этих?.. (Микрофон отключён.)                         
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Алексей Владимирович, мы ведь конкретный законопроект обсуждаем, в нём          
написано то, что я сказал: забрать и даже не делить, а отдать какому-то         
органу исполнительной власти. Мы рассматриваем конкретный законопроект.         
                                                                                
Что касается деофшоризации. Ещё раз повторю, что огромное количество мер        
принимается для того, чтобы создать условия, чтобы российские юридические       
лица смогли капиталы, размещённые в офшорных зонах, перевести в Российскую      
Федерацию. Это сейчас остаётся очень непростым явлением - как вы понимаете,     
та сторона создаёт в отдельных случаях, в большинстве случаев огромное          
количество препятствий юридического и такого чисто технического характера: вы   
просто документы не можете забрать, вы ничего не можете там проголосовать...    
Ну это же понятно.                                                              
                                                                                
Что касается инвестиций, что у нас их нет из-за границы. Не знаю, может, у      
вас нет - у нас есть.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прокофьев Артём Вячеславович.                             
                                                                                
ПРОКОФЬЕВ А. В. У меня вопрос к Михаилу Геннадьевичу.                           
                                                                                
Ну вот порочность компрадорского капитализма стала очевидна сегодня,            
наверное, уже всем, а не только честным и дальновидным экономистам. Мы          
увидели, как разрывают контакты, прекращают обслуживание оборудования,          
останавливают заводы, отключают дистанционно устройства. Разве правительство    
не должно было этим озаботиться, этими рисками? Вам указывают, что              
недостаточно основательно сформулированы нормы, нет всех расчётов, но разве     
это не была задача номер один для правительства? Почему, по вашему мнению, в    
правительстве не занимаются этим вопросом, жизненно важным для нашей страны?    
Ответьте, пожалуйста.                                                           
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Я, вообще, против такого вот подхода - компрадорский капитал и    
так далее - это не законодательный язык, потому что очень многие люди,          
которые грабят и разрушают страну, делают это просто от отчаяния, это нужно     
понимать.                                                                       
                                                                                
Что касается аргументов, почему правительство не хочет этого делать, то мне     
кажется, что Максим Анатольевич обнажил эти аргументы и описал их с             
предельной чёткостью, ясностью и понятностью. Вот поэтому и не хочет: зачем     
ссориться с Западом? Ну и что, что он против нас войну ведёт, зачем ссориться   
с Западом, вдруг что-нибудь как-нибудь когда-нибудь рассосётся и будет всё      
хорошо - и ВТО начнёт работать, не работающая с 2016 года, и международное      
право восстановится, отменённое в 1999 году? Знаете, у нас довольно много       
людей, которым ставят диагноз "онкология", не идут к врачу просто потому, что   
не хотят думать о плохом - это есть такой статистически значимый феномен, - и   
погибают потом, естественно. Вот мне кажется, что в нашем правительстве есть    
не только прямые политические представители офшорной аристократии, о которой    
я сказал в своём выступлении, но есть довольно большое количество людей,        
которые просто стараются не думать о плохом: ну вот не убили сегодня моих       
близких - ну и хорошо, живём дальше, всё в порядке, как-нибудь когда-нибудь,    
само собой разумеется... Я думаю, что у американских индейцев тоже была         
когда-то высокая культура, тоже были представления о своей исторической роли    
в мире, - это никому из них не помогло.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросов нет больше?                                      
                                                                                
Михаил Геннадьевич, у меня вопрос. Скажите, а ведь в офшорах могут быть         
зарегистрированы не только российские физические или юридические лица, но и     
иностранные, которые точно так же владеют собственностью на территории          
Российской Федерации, - они тоже должны в России все зарегистрироваться?        
                                                                                
Делягину включите микрофон.                                                     
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, мы сейчас, ещё раз повторю, в     
первом чтении принимаем концепцию законопроекта. Мы хотим провести              
деофшоризацию или мы хотим провести деофшоризацию таким образом, чтобы, упаси   
боже, никакой деофшоризации не случилось? Да, это интересный, хороший вопрос.   
Я считаю, что, если кто-то владеет командными высотами российской экономики,    
он должен быть зарегистрирован в понятной стране: в США - пожалуйста, в         
России - пожалуйста, но не в офшорке, где непонятно, чьё это вообще, потому     
что значительная часть офшоров сделана именно для того, чтобы в целях           
уклонения от наследных дел не было ясно, кто собственник, с кем разбираться.    
                                                                                
Вот, грубо говоря, завтра у нас - я не утрирую! - встанет ретейл продуктовый,   
кроме одного государственного ретейлера, и это в рамках безупречных             
корпоративных процедур, никакой суд ни к чему не придерётся. Совет директоров   
собрался, принял решение - всё, это решение исполнено и так далее. Мы будем,    
так сказать, принимать в трёх чтениях корректировку закона или мы полицию       
пошлём нарушить корпоративные процедуры?                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы предлагаете иностранной компании, которая на   
Багамских или на Виргинских островах зарегистрирована, перерегистрироваться в   
Соединённых Штатах Америки, и тогда всё будет нормально - так, что ли?          
(Оживление в зале.) Ну, это, видимо, поправка ко второму чтению будет.          
                                                                                
Коллеги, пожалуйста, кто-то хочет выступить? Да.                                
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, я поддерживаю данный законопроект, и даже    
не потому, что тут есть реальные механизмы деофшоризации, их практически...     
то есть вопросов больше, чем ответов. Но, как писали об "Анне Карениной" и о    
"Войне и мире", там не решён ни один вопрос, но эти книги читать надо хотя бы   
из-за того, что эти вопросы правильно поставлены. И этот законопроект нужно     
принимать хотя бы из-за того, что вопрос поставлен правильно. Другое дело,      
что на самом деле деофшоризация гораздо шире, чем то, что здесь затронуто.      
                                                                                
Ну, первое. Первым шагом деофшоризации является отмена договоров об избежании   
двойного налогообложения. У нас с самого начала, с самых первых лет             
функционирования этого парламента были подписаны и приняты, ратифицированы      
все договоры со всеми офшорами об избежании двойного налогообложения - вот      
нужно их инвентаризировать и, на мой взгляд, это самое первое, нужно их         
отменить.                                                                       
                                                                                
Второе. Надо осуществить инвентаризацию: где ещё есть регистрация у дочек, у    
аффилированных лиц компаний с госучастием, которые по-прежнему                  
зарегистрированы в офшорных юрисдикциях.                                        
                                                                                
Ну и третье. Вот сомнения возникли у Александра Дмитриевича: а чем, вообще,     
иностранная юрисдикция, любая другая - Соединённые Штаты или Германия, -        
лучше офшорной юрисдикции? Там ещё больше политического давления и              
политического элемента. Так что деофшоризация - это правильная постановка       
вопроса, но здесь вопрос и об иностранных юрисдикциях.                          
                                                                                
Теперь самый принципиальный вопрос. Ну, вот санкции - как можно действовать,    
оперировать активами и какими активами? Если это имущественный комплекс,        
расположенный на территории Российской Федерации, шахты, ретейл в смысле        
магазинов, складов и так далее, это понятно, а как можно оперировать            
активами, которые имеют виртуальный характер? Ну вот титулы собственности,      
акции и, собственно говоря, денежные средства - у них нет как бы                
географического размещения применительно к Российской Федерации. То есть        
очень много вопросов, но тем не менее они должны хотя бы частично, пусть не     
все, но всё-таки разрешаться.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максимов Александр Александрович, пожалуйста.                                   
                                                                                
Коллеги, я прошу в три минуты укладываться.                                     
                                                                                
МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Конечно.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы выступить,        
обращаясь именно к членам фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я не буду говорить о сути    
поступивших предложений, буду говорить об их идеологии и смысле.                
                                                                                
К чему сегодня нас призывают? Нас призывают к реализации новой                  
коллективизации, к новому расказачиванию. И кто призывает? Призывают            
представители социал-демократии. Я внимательно прочитал многие работы           
уважаемого профессора Делягина, с карандашом в руке, особенно посвящённые       
кризисным явлениям в России и тому, почему мы выживем в этих кризисных          
явлениях. И в этих книгах очень точно и метко подмечена правильность того       
пути, по которому мы идём сегодня. А сегодня тот же самый профессор призывает   
нас к огульной деофшоризации, которая представляет собой, ну, некий новый       
репрессивный элемент в нашей экономике, - зачем?                                
                                                                                
Задумайтесь на секундочку, вот мы все с вами сначала робко, а потом более       
смело и гордо стали говорить: а ведь экономика-то наша выжила, несмотря на      
санкции. А почему? Какая экономика? А это та экономика, которую сегодня хотят   
прирезать, как ту курицу, которая несёт золотые яйца. В офшоры попали           
предприятия, потому что были такие экономические условия на определённом        
этапе развития экономики нашей страны, - цитирую господина Делягина, - это      
были конкретные исторические и экономические условия, и мы их здесь, в          
Государственной Думе, узаконили. Предприятия нарушили законы, попав в офшор?    
Нет. Офшоры легальны, это была форма работы, форма получения дополнительной     
прибыли - кем? Собственниками этих предприятий. Нет более неэффективного        
собственника, чем государство. Мы что, снова хотим вернуть в государственные    
руки и разрушить эту экономику, которая создавалась вот так, по крохам? И она   
показала свою эффективность, потому что только частное управление позволяет     
рождать частное предпринимательство, частную инициативу. Мы много на эту тему   
говорили. Это противоречит основным положениям Лассаля, который был             
основоположником социал-демократии, - откройте, Михаил Геннадьевич. Чёрным по   
белому: никаких резких, экстремистских мер, только демократический подход!      
                                                                                
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" сегодня является залогом стабильности. Мы не должны снова       
позволить свалить нашу экономику и страну в раздор, в коллективизацию и         
ликвидацию частной собственности. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддержит данный           
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич.                            
                                                                                
Николай Васильевич, в три минуты уложитесь? Пожалуйста.                         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!             
Предыдущий коллега путает коллективизацию и национализацию. Для справки         
говорю: в Конституции Соединённых Штатов Америки, ныне наших главных            
недругов, конституции Германии, Конституции Франции, в законах                  
Великобритании, у которой нет конституции, национализация записана как один     
из факторов оздоровления экономики. А частное управление доведёт шахты до       
ручки, их национализируют, за счёт бюджетных средств восстанавливают и опять    
отдают в рынок, понимаете?                                                      
                                                                                
Проблема в чём? Вот вы, вероятно, не читаете новости. Вчера совет министров     
иностранных дел ЕС одобрил концепцию реквизирования наших активов. Вы что, об   
этом не слышали? Вы что, не знаете, что все офшоры обслуживаются в              
американских и британских банках? Вы что, не знаете, что американцы в           
принципе сегодня вторичные, третичные санкции вводят, для того чтобы нас        
остановить? Коллеге Максимову говорю: выжили не те, кто в офшорах, и рост       
нашей экономики - это ОПК, в который не благодаря банковской системе, а         
вопреки влили 8 триллионов рублей, именно он дал 3,5 процента роста             
экономики.                                                                      
                                                                                
Ну вы поймите, что такое офшор и для чего. Кто попал в офшоры? Те, кто за       
шапку сухарей взял триллионное состояние при искусственно сделанной,            
неэффективной банковской системе. Там кредиты было получить значительно проще   
и дешевле, поэтому первичные активы вывели туда, брали там кредиты, то есть     
всё плохое здесь - минимальная зарплата, порча экологии и истощение основных    
средств, а прибыли - себе. Правильно тут кто-то сказал: создано для             
обогащения узкой группы ограниченных людей. А как же страна? Вы поймите, если   
нас третичными санкциями остановят, вы тогда увидите... Эффективнее             
государства вообще не может быть собственника! Так вот, сначала провели сюда    
своих людей, написали и провели законы об исключении двойного налогообложения   
(шесть из них отменили, те, кто там прищучивал близких к определённым лицам).   
                                                                                
Уважаемые коллеги, знаете, что меня удручает? Я согласен с вами, что            
законопроекты о банковской системе, о национализации, деофшоризации, может,     
отчасти носят некомплексный характер, но для этого есть комитет с               
правительством, понимаете, да? Президент вам говорит... Он же собирал богатых   
людей, президент собирал и собирает 60 главных собственников страны раз в       
полгода.                                                                        
                                                                                
Я от фракции - поставьте время.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. И что он им говорил ещё четыре года назад? Переводите сюда     
деньги, иначе замучаетесь пыль глотать. Разве я это сказал? Это сказал          
Президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович. Ну, если люди не    
слушают президента, а комитет и правительство тоже игнорируют его               
поручения... Я вам специально принесу послания президента, я их перечитываю и   
подчёркиваю, что он когда поручал, где финансовые центры создать, где биржу     
торговли нефтепродуктами, где сырьём. Если бы мы не игнорировали, мы были бы    
в значительно лучшей ситуации.                                                  
                                                                                
А неэффективность государства создают офшородержатели, понимаете, да? Если      
государственный интерес на первом месте, это интерес народа. Эффективнее        
государства вообще никого нет, и нет большего доступа, чем у государства, к     
финансовым ресурсам и к ресурсам вообще. Поэтому я предлагаю в первом чтении    
принять несовершенный законопроект, а во втором доработать, ведь мы зачастую    
проект в 4 раза больше делаем, получается фактически другой закон. Могу вам     
перечень принести и сказать, сколько таких законов... (Микрофон отключён.)      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик - заключительное        
слово? Заключительное слово докладчика.                                         
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемые коллеги, я по доброй традиции обращаюсь к коллегам из   
"ЕДИНОЙ РОССИИ". Как справедливо сказал Александр Александрович Максимов...     
знаете, это очень верно не говорить о сути рассматриваемого законопроекта при   
его обсуждении. Мне кажется, что, в общем, эта формула исключает дальнейшие     
детали, потому что всё понятно. И у меня ещё один добрый совет. Пожалуйста,     
не говорите людям, что именно вы являетесь залогом той стабильности, в          
которой мы сегодня находимся: не из каждой аудитории (скажу по своему опыту)    
можно после этого ноги унести.                                                  
                                                                                
Книги мои посвящены критике воровского пути, по которому ведут нашу             
экономику, включая офшоры, но я, вероятно, действительно очень плохо излагаю    
свои мысли. Коллеги, формула, что государственная собственность всегда          
неэффективна, - заблуждения 90-х годов, которые были развеяны тогда же. В       
1997 году соратник Чубайса, по-моему, Пётр Петрович Карпов сделал огромную      
работу, которая уже тогда показала, что это неправда. Какой самый эффективный   
банк в Российской Федерации, не напомните? Государственный "Сбер". В нефтяной   
сфере кто? "Роснефть", тоже вроде с огромным государственным пакетом. У нас в   
информационной сфере про частный "Интерфакс" уже, по-моему, все забыли - МИА    
"Россия сегодня". И так далее! Здесь не вопрос формы собственности, вопрос      
формы собственности на уровне сапожной мастерской.                              
                                                                                
Дальше. Я понимаю, что трудно прочитать законопроект и даже трудно              
пересчитать странички. В порядке уточнения: он на двух страничках, а не на      
одной страничке. Там говорится не про офшорный след, это не выброс              
углекислого газа, это собственность, она юридически зарегистрирована. Отдать    
не какому-то никому не известному органу, а уполномоченному органу              
федеральной власти - сегодня это Росимущество. И не ограбить, не отнять, не     
конфисковать, а вернуть собственность добросовестным собственникам, которые     
захотят перерегистрироваться в России. Я повторюсь, возьмём германский опыт:    
конфискация российского имущества в Германии - это международная норма, мы      
против этого не возражаем; конфискация бесхозных активов, собственник которых   
не хочет объявиться даже, - это национализация, коллективизация, беспредел,     
недопустимо и так далее. Причём это, как я показал в своём выступлении,         
полностью соответствует действующему законодательству и Конституции. Мы         
ссылаемся на ВТО: "Дорогие друзья, ВТО защищает наши права!" Она, правда, с     
2016 года не работает, но это мелочи. И сегодня Лавров сказал, что она не       
работает с 2016 года. И говорить о том, что ВТО защищает наши права...          
Министерство иностранных дел зафиксировало, что нельзя.                         
                                                                                
У меня действительно нет цифр в законопроекте - по очень простой причине: у     
нас статистику собирает Росстат, Росстат подчиняется Минэкономразвития,         
Минэкономразвития неинтересно, сколько у нас объектов в собственности           
выведено в офшоры. Я их спросил, они поразились самому вопросу такому.          
                                                                                
Вот, дорогие друзья, и, понимаете, я вынужден напомнить ещё раз, что мы         
приняли закон, позволяющий прекращать право собственности и проводить           
конфискацию за клевету на нашу армию. Никакие разговоры про международное       
право, про ВТО, про, прости господи, коллективизацию не звучали при принятии    
этого закона. Мы с вами здесь сегодня зафиксировали, что жизни наших солдат     
для нас дороже прибыли наших врагов. Почему же сегодня не хотят признать это    
в отношении потенциально значительно более опасной деятельности, чем клевета,   
деятельности, которая реально грозит блокированием работы всей российской       
экономики, причём всего нашего общества? Не только в силу нашей                 
интеллектуальной инерции. Действительно, для критически значимой части          
бюрократии ситуация обратная: для неё, наоборот, прибыль наших врагов дороже    
жизни наших солдат и нормальной жизни всей России в целом, у меня такое         
ощущение возникает. Но так это или не так, мы сейчас увидим в процессе          
голосования, когда вам закричат: "Не голосовать!" Мы же услышим, мы же          
увидим, как мы с вами, дорогие коллеги, здесь и сейчас ответим на этот очень    
неудобный для кого-то из нас вопрос.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик, заключительное слово?                        
                                                                                
Топилину включите микрофон.                                                     
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Буквально один комментарий: я признаю, что законопроект состоит   
не из одной страницы, а из двух, но на второй всего половинка.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование проект федерального      
закона "О деофшоризации", пункт 11.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 10 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за               98 чел.21,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     98 чел.                                          
Не голосовало                 352 чел.78,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.