Заседание № 137
22.01.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 281808-5 "О ратификации Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1133 по 1377 из 6045
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". 4-й вопрос. О проекте федерального закона "О ратификации Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра транспорта Российской Федерации Сергея Алексеевича Аристова. Пожалуйста. АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа подписана десятью государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Россией, и направлена на развитие международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа между государствами - участниками СНГ. Неотъемлемой частью конвенции являются правила перевозок пассажиров и багажа, которые определяют основные условия выполнения договора перевозок, в том числе порядок и последовательность действий перевозчиков и компетентных органов при открытии маршрута регулярных перевозок, условия продажи билетов и необходимые реквизиты в них, сдачи и выдачи багажа, единые требования по бесплатному льготному провозу детей, обязанности и права перевозчиков, водителей и пассажиров. На территории Российской Федерации международные автомобильные перевозки пассажиров и багажа осуществляются в настоящее время в соответствии с двусторонними международными договорами. Ратификация конвенции позволяет распространить правила перевозки на многосторонней основе, независимо от страны регистрации автобуса и регулировать вопросы, возникающие при осуществлении регулярных автобусных сообщений между государствами - участниками СНГ, когда перевозка осуществляется по территории не менее двух государств. На момент подписания конвенции о международных автомобильных перевозках между Россией и странами СНГ действовало только порядка тридцати регулярных автобусных маршрутов. В 2006-2007 годах регулярное автобусное сообщение между государствами стало приобретать массовый характер. В настоящее время количество маршрутов возросло в разы и составляет более трёхсот, перевозится порядка четырёх миллионов пассажиров. Это и послужило основанием для начала работы по ратификации. Вместе с тем ратификация конвенции возможна с учётом двух заявлений. Первое заявление касается подпункта "в" пункта 3 статьи 1 конвенции, которым предусмотрено, что автобусом является автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, имеющий не менее семи мест для сидения, не считая места водителя. Между тем действующее законодательство Российской Федерации во всех нормативных законодательных актах относит к автобусам автомобильный транспорт, оборудованный для перевозки более восьми пассажиров. В частности, это предусмотрено Правилами дорожного движения, законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и другими актами, в том числе в области технического регулирования. Пересмотр национальной правовой базы не является в этом случае целесообразным. Более того, сама конвенция по ряду позиций - в частности, это касается регистрационных документов на транспортные средства, водительского удостоверения - отсылает к международной Конвенции о дорожном движении 1968 года, а эта конвенция как раз и относит автомобиль, имеющий более восьми сидячих мест, к категории автобуса. Второе заявление относится к подпункту "а" и подпункту "б" пункта 30 правил, которые в числе предъявляемых к водителю автобуса требований при пересечении границы содержит такое требование, как предъявление лицензии. То есть российскому водителю необходимо было бы теперь иметь две лицензии: лицензию на собственно перевозку пассажиров в регулярном сообщении и на пересечение государственной границы. В Российской Федерации в соответствии с нормативными актами правительства утверждён упрощённый допуск российских перевозчиков к осуществлению международной деятельности и пересечению границы, который состоит в специальном допуске для перевозчика и карточке допуска на транспортное средство. Чтобы не создавать дополнительных барьеров для наших перевозчиков, предлагается оставить существующую у нас систему допуска к международным перевозкам. Конвенция подлежит ратификации в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" и на основании статьи 21 самой конвенции, поскольку стороны условились о её ратификации. Ратификация конвенции не повлечёт дополнительных расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по транспорту Сергея Николаевича Шишкарёва. Пожалуйста. ШИШКАРЁВ С. Н., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Существо вопросов, связанных с ратификацией Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, обстоятельно изложил в своём докладе официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации Сергей Алексеевич Аристов. Учитывая совпадение позиций по данному вопросу, не вижу смысла повторяться. Хочу добавить, что на данный законопроект получено заключение Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, который поддерживает этот законопроект. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний по указанному законопроекту не имеет. В связи с изложенным комитет на своём заседании 14 января принял решение рекомендовать Государственной Думе ратифицировать данную конвенцию. Прошу вас поддержать это решение. Доклад закончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть вопросы. Локоть, Плетнёва, Драганов. Никого не забыл? Депутат Локоть, пожалуйста, ваш вопрос. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Сергей Алексеевич, вообще, известно, что во всех странах СНГ транспортные перевозки лицензионные, там действует закон о лицензиях. Мы же со своим лицензированием весьма лихо расправились, о чём сами сожалеем: у нас много внутренних проблем в связи с этим. Нет ли здесь разногласий и не попадём ли мы в серьёзную коллизию, когда наши партнёры, подписывающие эту конвенцию, реализующие эту конвенцию у себя, будут предъявлять нам претензии в связи с тем, что у нас нет лицензирования и что мы не соблюдаем определённые правила? АРИСТОВ С. А. У нас регулярные перевозки пассажиров, то есть на маршрутах, лицензируются, не лицензируются перевозки для собственных нужд, когда, например, руководитель предприятия осуществляет автобусные перевозки своих работников, и не лицензируются грузовые перевозки. Но данная конвенция не распространяется на грузовые перевозки. То есть то, что регулирует данная конвенция, у нас тоже лицензируется. Я почему и сказал: чтобы у нас не появилось две лицензии при пересечении границы... Конвенция предполагает лицензию на перевозку и лицензию на пересечение границы. Поэтому никаких противоречий у нас не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Сергею Алексеевичу. Уважаемый Сергей Алексеевич, в последние годы очень часто средства массовой информации показывают нам, какие страшные аварии бывают в связи с перевозками, особенно международными, в странах СНГ да и внутри страны. Скажите, пожалуйста, предусматривает ли конвенция, которую мы сейчас будем ратифицировать, ужесточение требований к водителям (я имею в виду опыт работы, какие-то, может быть, новые требования к стажу и так далее), потому что зачастую водители - главные виновники, или всё остаётся, как было раньше? АРИСТОВ С. А. Спасибо за вопрос, уважаемая Тамара Васильевна. Данная конвенция регулирует несколько другие вопросы, поскольку она касается требований к условиям перевозки и предоставлению услуги. Прямых требований непосредственно к водителю, как к лицу, управляющему транспортным средством, она не содержит. Но вопрос вами поставлен абсолютно правильно, потому что действительно были и остаются пока аварии, которые связаны с автобусными средствами, они продолжаются, к сожалению. Но ещё осенью прошлого года президентом был принят ряд решений и был дан ряд поручений, касающихся ужесточения национального законодательства, связанного с допуском транспортных средств на маршруты, требованиями к водителям, необходимостью введения цифровых топографов и ещё с рядом системных мер, которые как раз направлены на решение этой задачи, которую вы поставили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Драганов, пожалуйста. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Я тоже к Сергею Алексеевичу хочу обратиться... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда Сергей Николаевич может присаживаться. Пожалуйста. ДРАГАНОВ В. Г. Уважаемый Сергей Алексеевич, как вы оцениваете уровень взаимодействия, с одной стороны, перевозчиков и, с другой стороны, многочисленных служб, надзорных, правоохранительных, контрольных и иных, по осуществлению обслуживания международных автомобильных перевозок? Я настаиваю на слове "обслуживание". АРИСТОВ С. А. Спасибо за вопрос. Вопрос довольно злободневный, потому что мы как транспортники, в общем-то, рассчитываем на минимизацию барьеров при перевозках. У нас доставка что на автобусах, что на ином транспорте задерживается именно потому, что это обслуживание, как вы подчеркнули (я так же назову), достаточно бессистемное и зачастую не связано с необходимостью выполнения задач по обеспечению безопасности или экономической безопасности. Поэтому здесь есть ещё предметные вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Драганов. Всё, да? Одно выступление. С места, Валерий Гаврилович? С места. Включите микрофон. ДРАГАНОВ В. Г. Скорее, это будет реплика. Я благодарю Сергея Алексеевича за откровенность и обращаю ваше внимание на то, что в ответе представителя правительства содержится тревога, я бы сказал, как и у многих депутатов, я думаю, у подавляющего большинства депутатов, в связи с тем, что и существующая инфраструктура, и качество кадров упомянутых служб, и законодательная база, к сожалению, по-прежнему отстают от требований снижения издержек для бизнеса и бережливого отношения ко времени, которое затрачивает каждый пересекающий границу или проезжающий где бы то ни было пассажир. Одним словом, понятия "администрирование", "контроль", "надзирание" уже давно должны быть перемещены в сферу понятия "обслуживание". Обслуживание - это главная задача государства, в том числе его правоохранительных, надзорных, контрольных и административных служб. Я думаю, что в самое ближайшее время депутаты внесут, Сергей Алексеевич, предложения правительству по целому ряду правовых, технологических и других проблем, существующих сегодня в связи с осуществлением международных автомобильных перевозок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Не просят слова. Ставится на голосование... Сначала мы объявляем "час голосования". В рамках "часа голосования" ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 12 сек.) Проголосовало за 428 чел.95,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 428 чел. Не голосовало 22 чел.4,9% Результат: принято Принято.