Заседание № 159
О проекте федерального закона № 281708-6 "Об оплате труда, выплате вознаграждений и компенсаций руководителям, их заместителям, членам коллегиальных органов (наблюдательных советов, советов директоров) государственных корпораций, государственных компаний, организаций, созданных на основании федеральных законов, а также публичных акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности" (внесён депутатами Государственной Думы Г. А. Зюгановым, И. И. Мельниковым, В. И. Кашиным, С. Н. Решульским, Н. В. Коломейцевым, А. Е. Локотем, Б. О. Комоцким, Н. В. Арефьевым, В. И. Бессоновым, В. А. Коломейцевым, В. С. Романовым, А. А. Андреевым, А. В. Корниенко, С. П. Обуховым, В. Ф. Рашкиным, Д. Н. Вороненковым, Б. В. Иванюженковым, а также С. И. Штогриным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "Об оплате труда, выплате вознаграждений и компенсаций руководителям, их заместителям, членам коллегиальных органов... государственных корпораций, государственных компаний, организаций, созданных на основании федеральных законов, а также публичных акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности". Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Наш законопроект, о котором я по поручению коллег докладываю, внесённый год назад, и предыдущие законопроекты, Иванова и тот, который вне очереди рассмотрели, правительственный, - они на одну и ту же тему, но обидно, что в нарушение нашего Регламента мы, когда надо большинству, рассматриваем какие-то законопроекты как альтернативные, а когда надо воспользоваться чужой идеей, то вне очереди пропускаем то, что выгодно, а всё остальное - когда придётся! (Шум в зале.) Безусловно, развитие любого государства зависит от справедливости законов и от мотивации к труду. Известный классик, не всеми уважаемый нынче, ещё в ХIХ веке дал следующее определение: несоразмерно низкая зарплата делает человека жалким и нищим, несоразмерно большая - наглым и самоуверенным, и только умеренная зарплата делает человека человеком. С моей точки зрения, в этой формулировке прежде всего наставление для всех государевых людей. А что происходит у нас? Мы с вами напринимали кучу законов, создали 69 предприятий - только тех, которые указаны в постановлении правительства, по которому руководители, так называемые топ-менеджеры, обязаны заполнять декларации, но что получается на практике? Они их или забывают написать, или пишут с большим опозданием, или пишут совсем неточно. Но ещё обиднее и циничнее, когда госкомпания со стопроцентным участием государства в пять раз уменьшает прибыль, а менеджмент умудряется в три раза больше заплатить себе дивидендов. Если вы посмотрите размер зарплат... Вот совсем недавно одна корпорация объявила о снижении зарплаты - ну, по несчастью или по счастью, это в моём округе, и я поддерживаю связь и с локомотивным, и с вагонным депо, и с товарной станцией, встречи с людьми провожу, и они говорят, что все начальники как получали, так и получают, а им, машинистам электровозов, всему персоналу вагонного депо, и прежде всего рабочим, урезали, и в результате те, кто жировал, ещё больше жирует, а те, кто пахал, ещё больше пашут! Но страшно то, что наша с вами безопасность, тех, кто ездит на электропоездах и на поездах дальнего следования, сегодня вообще под большим вопросом, потому что произошло сокращение персонала. Я изучил материалы аварии в Белой Калитве, где, как вы помните, химические реагенты взорвались из-за того, что поезд сошёл с рельс: переутомлённый машинист не увидел склон и не снизил скорость, - так вот разбирательство показало, что машинист был совсем из другого места и не должен был там быть, на этом месте, что машинист перерабатывал, чего в принципе по правилам, по железнодорожному уставу быть не должно. Ну, надо отдать должное, компания быстро исправила ситуацию, всё восстановила, но только жизни людей не восстановишь... Примеры можно продолжать. Вот сегодня с утра задавали вопрос о Чубайсе - разве это правильно, что человеку, который в принципе нанёс Российскому государству огромный ущерб... Я читал непрозвучавший доклад бывшего председателя Счётной палаты Степашина - вы почитайте, что он там написал! Только за то, о чём там написано, несколько пожизненных давать надо или на электрический стул сажать, как в Америке, а у нас что? Мы этому человеку даём 237 миллиардов рублей бюджетных денег, государством гарантированных, на какие-то нанотехнологии, а проверка Счётной палаты показывает, что 47 миллиардов из них выведено в оффшорные зоны, колоссальные деньги тратятся на персонал, средняя зарплата в этой компании - 436 тысяч рублей. Неслабо! А где, я вас спрашиваю, нанотехнологии?! Зато зарплата у топ-менеджмента этой компании в несколько раз выше, чем у Президента Российской Федерации! Мы, дабы избежать вот тех пассажей о муниципальных учреждениях, которые здесь звучали, написали законопроект, касающийся только государственных корпораций, предприятий, учреждений и организаций, созданных государством, и тех, в которых не менее 25 процентов акций государства. Ведь когда проталкивали идею ваучеризации и приватизации, нам говорили, что государство - плохой собственник, неэффективный, не умеет управлять, а вот когда приватизируем, появится настоящий собственник и как начнёт двигать Россию вперёд - не будем знать, куда девать богатства! Но что получилось? Действительно, триста тысяч отъехавших в Лондон и ездящих сюда на шабашку не знают, куда девать богатства, ещё несколько сот тысяч отъехали в другие страны, но большая-то часть людей... Вот я специально посмотрел проблемы занятости: у нас на последнюю декаду января из 74 миллионов экономически активного населения было занято только 64 миллиона, а в нашем правительстве есть головы, которым мигрантов не хватает! Только они забыли, что на территории Российской Федерации, по разным оценкам, находится от 12 до 16 миллионов мигрантов. Я посмотрел внимательно: сегодня есть квота на 1,5 миллиона, за прошлый год, на 1 января этого года квота использована всего на 1 миллион 109 тысяч, ещё 257 тысяч взяли патенты для работы у индивидуальных предпринимателей. Я у вас спрашиваю: а где ещё тринадцать с половиной миллионов мигрантов? Ну а первому вице-премьеру это непонятно, ему надо ещё поменять ситуацию, ещё сюда мигрантов ввезти! У нас сегодня 35 процентов безработных - Вдумайтесь! - молодые люди в возрасте до тридцати лет, это возраст тех, кто стоял на майдане с автоматами, тех, кто был на Болотной, и если мы своих тридцатилетних не научим, не займём, то они неизвестно где, а ещё хуже - у нас будут устраивать майданы, понимаете?! Я посмотрел структуру миграции: а завозят-то к нам кого? 50,4 процента въехавших из Узбекистана (первое место Узбекистан сегодня занимает по миграции) не имеют образования и не говорят по-русски, а тех, кто относится к категории высококвалифицированных специалистов, всего 0,9 процента. Ну вы ведь подумайте, как же мы будем проводить модернизацию, внедрять инновации, если у нас слово "инженер" матерное и мы завозим только копачей? Ну это же неправильно, вы понимаете, по сути неправильно! И в то же время, посмотрите, у Сберегательного банка (я рад за Сберегательный банк - это лучший банк!) прибыль за прошлый год составила, если я не ошибаюсь, 464 миллиарда рублей, у руководителя заработная плата, если верить финансовым журналам, 25 миллионов долларов. Скажите, он что, такой великий, гениальный, в Сберегательном банке, кому достались эти активы?! Но если у Сбербанка прибыль 464 миллиарда, то у сельского хозяйства, как все вы знаете, за прошлый год минус 500 миллиардов и 2 триллиона долг - зачем же нам банк, который богатеет, убивая остатки того, на чём живёт страна?! Сельское хозяйство - это фундамент страны! Поймите, быстрее любых идей майдан организуют люди, которые перекроют крантики по поставке 60 процентов продовольствия! (Шум в зале.) Но самое главное заключается в следующем: принятые нами законы совершенно не регламентируют размер и условия оплаты труда в этих самых госкорпорациях. Вот я вам зачитываю: "Вопросы оплаты труда руководителей, членов коллегиальных органов (наблюдательных советов, советов директоров, правлений) и работников государственных корпораций, государственных компаний, организаций, созданных на основании федеральных законов для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также созданных в форме акционерных обществ, акции которых принадлежат государству, в основном регулируются внутренними нормативными актами..." Как в украинской песне: "Сам пью, сам гуляю, сам стелюся, сам лягаю..." - и сам назначаю себе зарплату, какую хочу! Мы, авторы, обеспокоенные такой несправедливостью, предлагаем вам всё-таки привязать, учитывая, что у нас государство... его тут сравнивали с заводом, с хорошим, мощным заводом, а я вам напомню: на заводе "Ростсельмаш", на котором я двадцать три года отработал в разных должностях, непосредственно работало 110 тысяч человек, а косвенно было завязано 5 миллионов (это пять тысяч предприятий в шести отраслях), которые производили продукцию, получали зарплату, платили налоги, строили жильё, создавали семьи и так далее, понимаете? В данной ситуации мы считаем правильным размер заработной платы руководителя ограничить восьмикратной средней зарплатой. Здесь говорили о том, много это или мало, мы считаем, что средняя заработная плата высшего персонала должна превосходить среднюю по заводу или по корпорации, государственной корпорации, не более чем в восемь раз - это уже ограничение. Это первое. Второе. Здесь много раз звучало, и мы с вами были очень удивлены: были случаи, когда увольняющиеся генеральные директора государственных корпораций получали выходные пособия более 200 миллионов рублей - неслабо, да? Поэтому мы считаем, что необходимо ограничить выходное пособие тремя средними заработными платами, а если уж имеются особые заслуги, то дать право президенту увеличить до шести, но не более. Кроме того, мы считаем, что необходимо разобраться с акционерной собственностью. Вот я пытался проанализировать, сколько же государство получает в бюджет от акций, которыми оно владеет, - к сожалению, вы этой цифры не найдёте, только одна организация - "Вьетсовпетро", которую много раз пытались приватизировать, отнять, - напрямую вносит в государственный бюджет деньги, у всех остальных всё покрыто мраком. Мы считаем, что это неправильно. В заключении комитета сказано, что поступило два положительных отзыва от органов госвласти субъектов Федерации, остальные мнение не выразили, - я вас уверяю, все субъекты Российской Федерации согласны с тем, что необходимо ограничить аппетиты "жирных котов", владеющих государственными ресурсами и получающих неадекватные вознаграждения. Третье. Меня удивляет позиция объединений профсоюзов: кто, как не профсоюз, должен заботиться о зарплате работников и кто, как не профсоюз, должен ограничивать как раз аппетиты топ-менеджеров? Нет, оказывается, нынешние профсоюзы против! И ещё. Мы всё-таки считаем, что государству необходимо провести ревизию. Вы ссылаетесь на то, что у нас написано, что дополнительных денег не потребуется и что нами упоминается уполномоченный орган. Я вам напомню, что президент три года назад, наверное, предчувствуя, что произойдёт, предписал всем чиновникам заполнять декларации, и были созданы структуры, которые обязаны проверять эти декларации, так вот мы не предлагаем создавать новую структуру, мы предлагаем: пусть уполномоченный федеральный орган проверяет исполнение закона, чтобы упорядочить заработные платы, - я считаю, что аппарат для этого совершенно достаточен. И мы убеждены, что принятие нашего закона как раз позволит восстановить справедливость, хотите вы или нет. Вот здесь говорили с этой трибуны... Неправда, что председатель облисполкома получал меньше председателя колхоза, - не назовёте ни одного! Первый секретарь - да, а председатель облисполкома - это хозяйственная должность, и он получал больше, чем первый секретарь, если говорить о том времени. Ответственность президента, председателя правительства, любого федерального министра на порядок выше, поэтому их решения на порядок сильнее воздействуют на ситуацию в отрасли, чем решения руководителя любой госкорпорации. Давайте попробуем поменять местами: пойдут топ-менеджеры госкорпораций, даже самых эффективных, работать министрами?! Ну вы с логикой-то начинайте дружить - ну кто ж пойдёт себе в ущерб?! Поэтому мы считаем, что всё должно быть привязано к заработной плате президента: президент - высшее должностное лицо, и неправильно, когда президент "Роснефти" 2,6 процента от чистой прибыли, не им, вообще-то, заработанной, отдаёт на премию топ-менеджменту, как и руководитель "Газпрома", который 2 процента отдаёт, - досталось по наследству, а теперь он распределяет и сам себя награждает! Мы считаем, что этим должны заниматься президент и правительство - своими нормативными актами, об этом в законопроекте и написано! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну, здесь уже назывались все четыре законопроекта, поэтому я тоже на них сошлюсь и скажу, что из четырёх законопроектов, направленных на ограничение максимального уровня заработной платы и других доходов руководителей организаций, имеющих отношение к государству, этот законопроект наиболее сбалансирован, концептуально целен, и нельзя не признать, что он весьма аргументирован, что и подчёркивалось на заседании Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. Но вместе с тем есть также несколько принципиальных, концептуальных позиций, которые комитет не счёл возможным поддержать: это прежде всего привязка зарплаты руководителей предприятий и других перечисленных в названии законопроекта лиц к заработной плате федерального министра, а также создание нового федерального органа, который будет контролировать решение этих вопросов по всей стране. На рассматриваемый законопроект поступили положительные отзывы от органов государственной власти двух субъектов Федерации, мнение органов государственной власти других двадцати восьми субъектов Федерации следует считать невыраженным. Концепцию законопроекта не поддерживает Комитет Совета Федерации по социальной политике и все три стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект данного федерального закона и предлагает его отклонить при рассмотрении в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Михаилу Васильевичу. Михаил Васильевич, вот сижу слушаю и думаю: в чём-то все законопроекты, конечно, несовершенны, и наш законопроект тоже, думаю, следует кое в чём подправить, - но тема-то очень важная! Что-нибудь комитет по социальной политике предлагает сделать вот с этим безобразием, когда работники государственных бюджетных учреждений получают такие суммы и бонусы, что весь народ ну просто возмущается?! Это всё отклонили - а что будем делать? ТАРАСЕНКО М. В. Тамара Васильевна, что касается непосредственно организаций, которые финансируются из бюджета, решение уже принято - этот вопрос отдан на усмотрение правительства. Есть соответствующее постановление, по которому отношение уровня средней заработной платы работников к заработной плате руководителя не должно превышать одного к восьми, что, кстати говоря, первоначально и было записано в законопроекте, который мы рассматриваем, я не исключаю и того, что правительство этим воспользовалось. Конечно, проблема реально существует, но не организаций, финансируемых из бюджета, а организаций, которые приносят деньги в бюджет и учредителем которых является государство, однако меры, предложенные в настоящее время во всех трёх законопроектах, - я позволю себе сказать достаточно жёстко - очень легко можно обойти, понимаете? Сегодня это всё красиво, популистски звучит, а завтра эти меры начнут обходить, поэтому, безусловно, лучше использовать методы, которые уже отработаны в других странах, хотя там тоже не всё идеально. Вот когда я готовился к обсуждению этого вопроса, я прочитал, что годовой доход одного из руководителей не самой известной в мире корпорации - 425 миллионов долларов, эта корпорация работает во всех странах, там тоже есть большие проблемы, но в мире в целом выработаны подходы для ограничений, чтобы не было вот такой несправедливости, - через экономические рычаги, через систему прогрессивной шкалы налогообложения. Я знаю, что эта тема в правительстве непопулярна, но если мы действительно хотим эту проблему решить, то моё предложение - оптимальный путь, и на заседании комитета представители всех фракций согласились с тем, что это наиболее правильный, наиболее эффективный путь. В данной ситуации комитет взял на себя инициативу обратиться по этому вопросу к правительству, чтобы начать переговоры и попытаться сдвинуть эту проблему с места, но вы сами понимаете, что комитет не имеет права принимать такие решения, поэтому я могу сказать одно: если здесь не будет найден общий язык... я надеюсь, что он будет найден, но если всё-таки общий язык не будет найден, придётся возвращаться к другим мерам, которые условно можно назвать административными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Михаил Васильевич, я даже сожалею, что вы стоите на трибуне, поскольку полагаю, что субъективно вы многое понимаете верно, но вы ведь представитель не только комитета, но и фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". С чего начался взрыв на Украине? С того, что при нищете населения Украина заняла первое место в мире по числу долларовых миллиардеров в расчёте на 100 миллионов ВВП. На втором месте после Украины по такому же срезу, по данным доктора наук Нигматулина, Россия - 5,4 человека, то есть разрыв между богатыми и бедными чудовищный! Вопрос уже не как к члену комитета, а как к члену фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ": ведь вы законы по госкорпорациям провели, ведь вы торпедировали закон о прогрессивном подоходном налоге - когда же "ЕДИНАЯ РОССИЯ" обретёт внутреннюю уверенность и мужество наконец начать действовать, а не только фиксировать?! ТАРАСЕНКО М. В. Валентин Степанович, я согласен с большинством тех тезисов, которые вы высказали, я их разделяю, более того, это мои убеждения, но вот что касается прогрессивной шкалы налогообложения, я здесь могу лишь объяснить причину, которой руководствовалась фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ": она руководствовалась тем, что в стране, где очень часто меняется налоговое законодательство, не создаётся, так скажем, уверенности, и поэтому необходима стабильность налогового законодательства, не должно быть популистских шараханий в угоду конъюнктуре в конкретный момент, в кризис, в предкризис. И эта стабильность, в общем-то, сыграла определённую роль в том, что налоговое законодательство сегодня в Российской Федерации всеми субъектами предпринимательства, гражданами воспринимается позитивно. Но стоять на месте нельзя, и мы видим, что проблема обозначена сегодня в четырёх законопроектах, это говорит о том, что она назрела, и решение, конечно, должно быть найдено, лучше всего - экономическими методами: это легко контролируется, легко проверяется, и на это работает вся созданная в стране система, которая позволит достаточно чётко расставить все акценты. Административные меры менее эффективны, но, если здесь мы не найдём общего языка, я думаю, может быть, наш комитет внесёт соответствующий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Николай Васильевич, вы обозначили разрыв по средней заработной плате в корпорации Чубайса - восьмикратный, но вы прекрасно знаете, что у Чубайса в среднем заработная плата в корпорации более 500 тысяч рублей, если на восемь умножить, то сумасшедшая цифра получается! Как вы это планируете регулировать? Я имею в виду то, что вообще зарплата у работников корпораций не должна быть сумасшедше высокой. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо за вопрос, Николай Фёдорович. Ну, я вам сказал, что главная идея - плясать не от зарплаты Чубайса и средней по "Роснано", а от заработной платы президента, то есть оклад руководителя госкорпорации не может превышать оклад президента и председателя правительства, оклад заместителей - на 20-30 процентов ниже, а вот отсюда уже в восемь раз ниже, а не от зарплаты Чубайса и не от средней зарплаты - вот в этом-то суть, основной смысл и концепция закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. У меня вопрос к Михаилу Васильевичу. Михаил Васильевич, авторы законопроекта один раз попытались ограничить доходы с помощью прогрессивного налогообложения, и это было плохо воспринято фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сейчас, в общем-то, повторно пытаются ввести ограничения, и по вашим ответам на вопросы видно, что внутренне вы боретесь с собой, ведь сегодня узаконена несправедливость, фактически поставлена в ранг закона преступная разница между, допустим, средними доходами в промышленности и доходами топ-менеджеров в государственных компаниях - она преступна, но законна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Васильевич, пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В. В принципе, когда я давал ответ на предыдущий вопрос, я обозначил свою позицию: я действительно считаю, что экономические методы будут более эффективными, чем административные, - и объяснил почему. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" подходила к этой позиции и ещё будет подходить, я не хочу утверждать, что это уже консолидированное мнение. И я хотел бы напомнить факт из нашей истории - вспомните лозунг новой экономической политики: "Богатейте!". Не хотелось бы, чтобы этот период закончился у нас так же, как закончился НЭП. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к докладчику, к коллеге Коломейцеву. Уважаемый Николай Васильевич, знакомясь с материалами по данному законопроекту, я так же как и вы, обратил внимание на отрицательное заключение профсоюзов на ваш законопроект. Вот вы - заместитель председателя комитета, насколько я помню... Понятно, почему правительство против, понятно, почему работодатели против, но не очень понятно, почему наши славные российские профсоюзы против этой меры. Как они это аргументируют, поясните, пожалуйста. Спасибо. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Если судить по тому, о чём мы говорили в комитете... Я там слышал представителей профсоюзов - они ссылаются на международную практику, в соответствии с которой нельзя ограничивать уровень заработной платы, хотя, я подчёркиваю, законопроектом предлагается размер оклада руководителя ограничить прежде всего размером заработной платы федерального министра (я оговорился, отвечая на предыдущий вопрос), от этого плясать. И в данной ситуации, мне кажется, здесь просто корпоративная связь... ну, скорее даже корпоративный сговор, потому что издавна, ещё с советских времён, заработная плата председателя профсоюза привязывалась к заработной плате генерального директора предприятия. Вот, может быть, поэтому... Я думаю, что, возможно, в этом причина такой позиции профсоюзов, хотя я знаю, что у Михаила Васильевича, хорошо знающего профсоюзное движение, несколько другая позиция. Профсоюзы, они разные по своей сути, но у тех, кто входит в трёхстороннюю комиссию, такая позиция. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Николай Васильевич, в последнее время ректоры российских вузов оказались в ситуации неклассического треугольника. Во-первых, учредители - в основном Министерство образования и науки и другие министерства - установили им очень высокую заработную плату. Во-вторых, их обязали эту заработную плату и все доходы декларировать, что вызывает дополнительное социальное напряжение в коллективах. В-третьих, когда мы говорим, скажем, представителям Минфина о том, что в вузах очень низкая зарплата у профессоров, они отвечают: пусть ректор уменьшит себе заработную плату, - хотя ректор её себе не устанавливал. Вопрос: ваш законопроект в этом виде либо после доработки ко второму чтению может помочь выйти из этого неклассического треугольника? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Олег Николаевич, к сожалению, о зарплате ректоров в этом законопроекте мы ничего не говорили. Мы в статье 2 законопроекта указали весь перечень предприятий, организаций, учреждений: во-первых, государственные корпорации; во-вторых, унитарные предприятия, казённые; в-третьих, акционерные общества, не менее 25 процентов акций которых находится в собственности государства, - вот только эти категории. Но я думаю, что если поработать, то можно выйти на принятие таких-то решений, чтобы федеральный министр, министр образования и науки, тоже каким-то образом влиял, потому что, я думаю, зарплата в полтора миллиона - это многовато для ректора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Романович Родин. РОДИН В. Р., фракция КПРФ. Спасибо. Мне кажется, совершенно не случайно, что в недрах нашего органа - Государственной Думы - рождается подобный законопроект, поскольку прежде всего законодатель должен прислушиваться к настроениям в обществе, а все мы с вами знаем, какое напряжение и возмущение у наших избирателей, у граждан, у россиян, вызывает информация о зарплатах топ-менеджеров. Я услышал, Михаил Васильевич, от вас, что есть отрицательное заключение профильного комитета верхней палаты - я хотел бы понять их мотивацию, узнать, почему профильный комитет верхней палаты дал отрицательное заключение, каковы мотивы. Можно их аргументы воспроизвести хотя бы вкратце? ТАРАСЕНКО М. В. У профильного комитета верхней палаты такие же мотивы, как и у профильного комитета нижней палаты, то есть это неприятие подходов, связанных с привязкой заработной платы руководителей к заработной плате федерального министра и с созданием нового органа. Я не буду останавливаться на технических моментах, которые указаны и в том, и в другом заключении, вот на этом завершу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Восемь депутатов записались. Давайте по одному выступлению от фракций. Нет возражений? От фракции КПРФ выступает Владимир Иванович Кашин. Пожалуйста. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я, как один из авторов этого законопроекта, хочу ещё раз обратить внимание на аргументацию в отношении концепции законопроекта, который мы сегодня рассматриваем. Речь идёт, по большому счёту, о том, чтобы мы с вами в конце концов, как и весь мир, обратили внимание на заработную плату, на то, что все эти двадцать лет в рамках действующих законодательных актов абсолютное большинство населения нищает, при этом формируется достаточно большая даже по мировым оценкам группа так называемых олигархов, которые, в общем-то, не перетрудились, но имеют подобные доходы. Если вспомнить, то, конечно, за этот небольшой отрезок времени от фракций вносилось много подобных законопроектов, касающихся мер по ограничению сверхдоходов, - и о прогрессивном налоге, и о налоге на акции, которые даже до 13 процентов не доходят, а только до 9 процентов, и так далее, и так далее - но всё это не имело успеха. Ну и теперь вот предлагается решение, очевидно связанное с тем, чтобы в рамках государственной системы заработная плата в конце концов не давала вот этих выбросов, вот этих диких фонтанов, которые возмущают всех и вся! Посмотрите, у нас сегодня децильный коэффициент официально равен 16, то есть соотношение 1 к 16! Весь мир вздрагивает, когда децильный коэффициент, этот коэффициент революции, достигает 6 или 5, - собираются конгрессы, парламенты, сразу дорабатывается законодательная база, с тем чтобы исправить эту структуру, эту управленческую составляющую. Ну почему вот хотя бы с этого не начать - я не понимаю! Я не понимаю, почему сегодня в комитете повторяют слова "учителей" - так называемых рыночников, которые никогда не имели понятия о рынке. Скажите, в какой стране в обозримой истории мы видели нерегулируемый рынок?! Может, при каком-то первобытнообщинном строе, и то он регулировался. Ну, возьмите, допустим, нашу финансово-кредитную систему, возьмите рубль, его курс, курс любой другой валюты - разве он не регулируется? Возьмите цену на нефть - разве она не регулируется? Почему к доходам у нас такое непонятное отношение? Это антирыночники выступают как раз за сохранение этого цинизма, этих издержек истинного рынка, связанных со сговором картелей, с монополией на рынок, с бандитизмом, с воровством и так далее, и так далее. И мы ещё раз обращаем внимание, что надо в любом случае прийти к тому, что необходимо уважать человека труда. Посмотрите, как сегодня Путин ведёт себя: он одно, второе, третье потихоньку в жизнь внедряет... Вспомним советскую власть: я двадцать пять лет отработал первым руководителем выдающегося хозяйства, и была у меня зарплата 910 рублей, но и в коллективе средняя зарплата была 700 рублей. Вот, пожалуйста, и в советский период были и щёкинский эксперимент, и другие, это рыночные как раз элементы были, а не антирыночные, которые сегодня проповедуются. Мы обязаны реагировать на те издержки, на те извращения, которые сегодня несёт в себе этот нерегулируемый рынок, и все эти законопроекты, которые сегодня мы обсуждали, концептуально несут в себе заряд справедливости, нормального отношения к процессу регулирования хотя бы на государственном уровне системы доходов, системы заработных плат. Привязка здесь может быть разная, но давайте согласимся с тем, что необходимо это регулировать, а при подготовке ко второму чтению можно будет более системно посмотреть и исправить все те недочёты, те недостатки, на которые укажут правительство, общественные организации, - мы вместе всё проработаем. Мы ещё раз убедительно просим наших коллег поддержать тот законопроект, который комитет считает более сбалансированным, концепцию которого может поддержать абсолютное большинство депутатов, готовых решать эту назревшую проблему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Семь минут на выступления от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Начинает Оксана Генриховна Дмитриева. Александр Георгиевич, приготовьтесь, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо большое. Если можно, через три с половиной минуты отключите микрофон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Три с половиной минуты поставьте сразу, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо. Я полагаю, что данный законопроект действительно достаточно хорошо проработан. Во-первых, поименованы очень грамотно все учреждения с долей государственной собственности или в полном объёме, или частично, с контрольным пакетом. Во-вторых, очень чётко и проработаны, и поименованы все виды вознаграждений, опционов, бонусов и выплат, которые получает топ-менеджмент этих учреждений, этих предприятий. Что хотелось бы сказать? Казалось бы, бессмысленное реформирование, которое имело место в последние годы, когда госорганы превращались в госкорпорации, госкорпорации потом акционировались, акционерные общества частично приватизировались, продавались пакеты акций, имело один-единственный смысл - вывести менеджмент из системы оплаты труда государственных служащих и перевести на совершенно другие принципы оплаты труда, которые действуют в госкорпорациях и в акционерных обществах. Вот это был единственный смысл многочисленных реформ, с которыми мы с вами сталкивались! И ещё. Заработная плата сверхвысокая, сверхизбыточная, в тысячи раз больше очень часто, чем зарплата госслужащих аналогичного статуса, является не только причиной вопиющего социального неравенства, но она является причиной вопиющих, сверхвысоких издержек в естественных монополиях, потому что большинство естественных монополий - это госкорпорации либо предприятия с контрольным пакетом государства. И получается, что вот эти сверхизбыточные издержки наше население оплачивает за счёт сверхвысоких тарифов. И, ограничивая заработную плату здесь, мы решим и второй вопрос, который так долго не можем решить, - это замораживание тарифов естественных монополий. И последний момент, на который хотелось бы обратить внимание. Вначале практика сверхвысоких зарплат топ-менеджмента была в акционерных обществах, потом она перешла в госкорпорации и государственные унитарные предприятия казённые, а теперь она постепенно заимствуется бюджетными учреждениями, где тоже невозможно уже справиться со сверхвысокими зарплатами руководства, поэтому нужно здесь, безусловно, наводить порядок. Это приведёт не только к благоприятным социальным результатам, но и к вполне объективным экономическим позитивным результатам в виде ограничения тарифов естественных монополий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемые коллеги, в продолжение к уже сказанному не могу не добавить, что как в предыдущем, так и в этом законопроекте речь идёт о компаниях с госучастием, либо о государственных, либо о тех, где контрольный пакет принадлежит государству. Мы сейчас говорим о законодательных ограничениях, но мне представляется, что вопрос мог бы быть решён и проще, но для этого нужна политическая воля, потому что на самом деле у сегодняшнего российского правительства есть полный инструментарий для того, чтобы ограничить зарплату топ-менеджерам этих компаний, но этого не делается. Возникает вопрос - почему? Мы не слышим мотивацию, не слышим почему, мы слышим лишь некоторые уклончивые ответы и то, что желательно было бы сделать, но почему они против ограничений, мы не понимаем, мы можем только догадываться. Но даже если этот законопроект не будет принят, мы должны от правительства получить соответствующий ответ, поскольку у нас нет уверенности в том, что высокая зарплата топ-менеджеров позволяет им максимально эффективно работать. Более того, как нам кажется, эта высокая или сверхвысокая зарплата развращает наш менеджмент и наносит существенный вред нашей стране, существенно усиливает социальное расслоение в стране, что недопустимо, и коллеги сейчас об этом говорили. Позиция нашей фракции, фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", максимально близка к той, которую изложили коллеги из фракции КПРФ, и мы данный законопроект поддерживаем. Мы полагаем, что, конечно, было бы неплохо ввести прогрессивную шкалу налогообложения, о чём мы говорим в последние годы, но официальный ответ таков: в ближайшее время прогрессивная шкала налогообложения принята не будет. Остаются два средства, которые необходимо внедрить в нашу практику: первое, ещё раз повторю, - держать разумное соотношение между зарплатой руководителя и средней зарплатой по компании; второе, что, наверное, достаточно оригинально с точки зрения мировой практики, - вводить ограничения на сверхдоходы топ-менеджеров. Ну раз нет прогрессивной шкалы налогообложения, то, видимо, по этому пути придётся идти, другого мы не знаем, либо мы дождёмся политической воли правительства, которая будет реализовываться без принятия законодательных мер, но пока из правительства сигналов по этому поводу не поступает. Мы поддержим данный законопроект, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! От имени авторов я благодарю всех за конструктивное обсуждение данного вопроса. Мы почувствовали, что тема действительно правильная и что вы согласны с решением проблемы. Мы не претендуем на истину в последней инстанции, поэтому предлагаем принять в первом чтении, а ко второму чтению, как это у нас не раз было, доработать. Для большей аргументации своих предложений я хотел бы привести несколько цифр. Вот обратите внимание, после кризиса 2008 года рост зарплаты в госкорпорациях составил от 53 процентов в 2009 году до 199 процентов - можете себе представить?! То есть увеличена заработная плата топ-менеджменту, и расходы на содержание персонала госкорпораций зачастую выросли в два с половиной - три раза - ни одна коммерческая структура такого себе в условиях кризиса позволить не может! Поэтому призываю всех поддержать в первом чтении законопроект и предлагаю конструктивно доработать его при подготовке ко второму чтению. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Васильевич, будете выступать? Нет. Выносим на "час голосования".
15-й вопрос, проект федерального закона "Об оплате труда, выплате вознаграждений и компенсаций руководителям, их заместителям, членам коллегиальных органов... государственных корпораций, государственных компаний, организаций, созданных на основании федеральных законов...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 34 сек.) Проголосовало за 208 чел.46,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 208 чел. Не голосовало 242 чел.53,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён.