Заседание № 59
О проекте федерального закона № 281698-3 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" (в части уменьшения ставок платы за пользование водными объектами для целей гидроэнергетики; принят в первом чтении 4 апреля 2003 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению законопроектов, принятых в первом чтении и предлагаемых к отклонению. Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Натальи Викторовны Бурыкиной. Пожалуйста, Наталья Викторовна. БУРЫКИНА Н. В., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, законопроект был внесен Правительством Российской Федерации, касается уточнения ставок платы за пользование водными объектами, внесения изменения в статью 4 закона "О плате за пользование водными объектами". К данному законопроекту были поданы поправки, которые комитетом были отклонены. Данный законопроект утратил актуальность в связи с тем, что мы с вами приняли главу "Водный налог", поэтому предложение комитета: таблицу поправок отклонить, законопроект вернуть в первое чтение и отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас сейчас есть другая немного процедура по отклоненным законам. Есть ли вопросы у представителя президента, представителя правительства по данному законопроекту? Есть ли вопросы у депутатов? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета и отклонить данный законопроект? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 39 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6% Результат: принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 231
О проекте федерального закона № 281698-3 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" (в части уменьшения ставок платы за пользование водными объектами для целей гидроэнергетики).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
БЕЛЯКОВ А. С., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, фракция "Единство". Геннадий Николаевич, по вопросу 5 содокладчиком от нашего комитета будет выступать депутат Лемешов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто? БЕЛЯКОВ А. С. Лемешов.
Уважаемые депутаты, пункт 4 мы перенесли, поэтому переходим к пункту 5 повестки дня: "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами". Доклад Сергея Дмитриевича Шаталова. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - первый заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Правительством вносится законопроект "О внесении изменения в статью 4 закона "О плате за пользование водными объектами". Этот вопрос посвящен изменению ставок за пользование водными объектами для целей гидроэнергетики. В чем здесь дело? С 1 января 1999 года действуют ставки платы за пользование водными объектами для целей гидроэнергетики, которые устанавливаются на федеральном уровне в размере минимальных и максимальных значений, конкретные ставки за каждую тысячу киловатт-часов произведенной электроэнергии устанавливаются непосредственно на уровне субъектов Федерации. Эти ставки достаточно долго не индексировались, и к 2001 году эти ставки уже были очевидно заниженными. Правительство вышло с предложением в 2001 году увеличить эти ставки примерно в два раза, и тогда же Государственная Дума приняла более радикальное решение, в соответствии с которым эти ставки были значительно увеличены: минимальная ставка была увеличена в восемь раз, а максимальная ставка увеличилась в четыре раза. В среднем произошло увеличение платежей за пользование водными объектами для целей гидроэнергетики в 6,3 раза, в некоторых регионах - в двадцать и более раз. Конечно, никто не спорит с тем, что пользование водными объектами должно быть платным, это важный природный ресурс, и, разумеется, за его использование следует платить. Однако такая плата должна быть экономически обоснованной. А повышение ставок платы в таких размерах, в которых произошло в 2002 году, привело к тому, что целый ряд гидроэлектростанций оказался убыточным. Убыточным не потому, что их электроэнергия не находит потребителя или что тарифы, по которым эта электроэнергия приобретается потребителями, слишком низкие, - это специфика рынка, специфика, связанная с тем, каким образом формируется цена на электроэнергию. Дело в том, что все электростанции - гидроэлектростанции, атомные электростанции и тепловые электростанции - имеют разную себестоимость производимой ими электроэнергии и по разной цене продают эту электроэнергию на ФОРЭМе. В частности, гидроэлектростанции продают свою электроэнергию в среднем по 7,8 копейки за 1 киловатт-час, атомные электростанции - примерно по 18 копеек, а тепловые электростанции - по 40 копеек. Вклад этих электростанций составляет соответственно: гидроэнергетика - примерно 18 процентов, атомные электростанции - 16 процентов и примерно 66-67 процентов электроэнергии производится тепловыми электростанциями. А с ФОРЭМа электроэнергия потребителям продается уже по одной цене, и эта средняя цена - 35 копеек. Если бы плату за воду, которую вносит электростанция, сравнивать с 35 копейками, она была бы не очень большой. Но когда ее сравнивают с 7,8 копейки - для некоторых электростанций это и еще меньше, - то получается, что целый ряд электростанций оказался в ситуации, когда, производя электроэнергию, они работают себе в убыток и, соответственно, не только не имеют прибыли, но имеют плановые убытки. При этом они платят налоги, налоги за пользование водными объектами, и, естественно, не имеют никаких инвестиционных возможностей, не имеют возможности для поддержания в исправном состоянии своих мощностей. В связи с этим Правительство предлагает внести уточнения и несколько снизить те минимальные и максимальные значения ставок платы за воду именно для целей гидроэлектроэнергетики, причем начиная с 1 января 2003 года. Сразу же хочу сказать, что это решение, если оно будет принято, должно носить очень локальный характер по времени - только на один год, - потому что начиная с 2004 года предполагается действие нового закона о водном налоге, который уже внесен Правительством в Государственную Думу и который будет рассматриваться в первом чтении на следующей неделе. Поэтому речь идет только о проблеме одного-единственного, 2003 года. Мы предусматриваем и возможности компенсации регионам снижения ставки налога, поскольку эти средства, которые собираются в виде этого налога, поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации. Статья 57 закона "О федеральном бюджете на 2003 год" позволяет Правительству из тех 4 миллиардов, которые зарезервированы специально для того, чтобы компенсировать регионам изменения, связанные с бюджетным и налоговым законодательством, произвести необходимую компенсацию. Закон очень подробно и очень заинтересованно обсуждался в бюджетном комитете Государственной Думы, его рассматривал и комитет по природным ресурсам. И с учетом этого обсуждения мы полагаем, что ко второму чтению вполне возможно принять ряд принципиальных решений, которые могут снизить негативные последствия от решений, которые здесь принимаются, в том числе и для субъектов Российской Федерации. А о каких компромиссах и доработках ко второму чтению здесь может идти речь? Во-первых, вместо 8 рублей в качестве максимальной ставки платы за пользование водными объектами для целей гидроэнергетики можно рассмотреть и несколько более высокую ставку. Непринципиальной является минимальная ставка, которую предлагает Правительство, и ее тоже можно значительно повысить. Кроме того, вполне возможно, как это предполагается и в проекте закона о водном налоге, в соответствующей главе Налогового кодекса установить дифференцированные ставки платы по бассейнам. Всё это позволит не снижать ставки налога для тех субъектов Российской Федерации, для тех бассейнов и электростанций, где эти электростанции работают с прибылью, и сосредоточиться прежде всего только на Поволжском каскаде гидроэлектростанций, где эта проблема является наиболее актуальной. Отдельного обсуждения заслуживает также проблема, связанная с Саяно-Шушенской электростанцией, где установлены самые низкие тарифы, по которым продается эта электроэнергия. И я думаю, что ко второму чтению эту проблему тоже можно попытаться решить. Правительство просит поддержать этот законопроект в первом чтении, с тем чтобы с учетом всех этих дополнительных обсуждений и предложений, доработать его ко второму чтению и найти разумное решение. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич. Присаживайтесь. С содокладом по данному законопроекту выступает депутат Государственной Думы Лемешов Геннадий Владимирович. Пожалуйста, Геннадий Владимирович. ЛЕМЕШОВ Г. В., фракция "Единство". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию рассмотрел предлагаемый вашему вниманию законопроект и принял решение рекомендовать Государственной Думе данный законопроект отклонить по следующим основаниям. Сегодняшние проблемы, стоящие перед водным хозяйством страны, достигли критической отметки. По данным Министерства природных ресурсов, сегодня гидротехнические сооружения, часть из них, а именно около 30 тысяч только крупных гидротехнических сооружений, находятся в аварийном состоянии, не говоря о том, что около 20 процентов всех гидротехнических сооружений нуждается в капитальном ремонте. Техническое состояние гидротехнических сооружений требует принятия безотлагательных мер по их реконструкции, капитальному и текущему ремонту, развитию и укреплению эксплуатационных служб. По экспертной оценке Министерства природных ресурсов Российской Федерации, для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений из всех источников необходимо около 20 миллиардов рублей ежегодно. Отсутствие у владельцев гидротехнических сооружений необходимых средств не позволяет сегодня поддерживать в надлежащем состоянии такие объекты. В связи с этим предлагаемое снижение ставки платы за пользование водными объектами для целей гидроэнергетики может привести к еще большему усугублению сложившейся ситуации. Кроме всего прочего, этот закон нельзя применять огульно по всем субъектам гидротехники, во всех субъектах Федерации, поскольку существует практика, можно даже сказать, порочная практика, такая, как, например, на Саяно-Шушенской ГЭС, где при постоянных ссылках на убыточность гидроэлектростанции электроэнергия продается конечному потребителю по той же цене, по которой она и производится, по себестоимости. В то же время по стране для других потребителей, и в том числе для населения, конечно, цена гораздо выше. И кстати говоря, как может отразиться снижение ставок налогов на потребителей, в частности на населении? Речь идет всего-навсего об 0,01 копейки за один киловатт-час. Эти обстоятельства послужили поводом для принятия решения Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию рекомендовать Государственной Думе указанный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Владимирович. Присаживайтесь. И еще один содоклад по данному законопроекту - Николая Авксентьевича Сухого, члена Комитета по бюджету и налогам. Пожалуйста, Николай Авксентьевич. СУХОЙ Н. А., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Бюджетный комитет 12 марта рассмотрел на своем заседании проект закона "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами". При рассмотрении указанного законопроекта у членов бюджетного комитета, безусловно, возникло очень много вопросов по содержательной части этого проекта закона. Во-первых, утверждение Правительства о том, что были увеличены радикальным образом, как было сказано, ставки действующего водного налога с 1 января 2002 года, как бы нелогично. Я хочу это оспорить, потому что ставки были утверждены этим законом в начале 1988 года, в апреле. После этого, как вы знаете, произошел известный всем финансовый кризис в августе 1998 года. И если просуммировать сложившийся дефлятор за период с 1998 по 2003 год, то как раз получается увеличение этих ставок на эту величину. Это первое. Что касается сути изменений, предложенных Правительством. Во-первых, закон, который сегодня действует, дает право Правительству устанавливать своим постановлением ставки по разным регионам, по разным бассейнам в зависимости от условий, то есть устанавливать нормы платы за воду в пределах от 4 до 20 рублей. Правительство предлагает установить ставки в пределах 8 рублей, 7-8 и так далее по бассейнам. То есть даже без этого закона Правительство имеет возможность установить те ставки по бассейнам, которые оно сегодня предлагает этим законом. То есть эта прерогатива им дана действующим уже сегодня законом. По этому поводу возникли вопросы, и мы на них, по сути дела, ответа не получили. Что касается изменения ставок. Действительно, бюджетный комитет рассмотрел проект закона о внесении поправок в статью 29 Налогового кодекса, и мы на следующей неделе вынесем на ваше рассмотрение проект этого закона. Там будут рассматриваться ставки платы за воду, не только идущую на выработку электроэнергии на гидроэлектростанциях, но и по всем видам потребителей. И мы, конечно, внимательно посмотрим, как эти ставки сегодня действуют, в каком состоянии находится экономика всех водопотребителей. Конечно, будем очень дифференцированно подходить к этому. И конечно, можно было бы предложения, которые вносятся в этом проекте закона, совместить с предложениями указанного законопроекта и как раз в том проекте закона их и решить. Почему? Потому, что, безусловно, сейчас задним числом придется вносить поправки - с 1 января 2003 года - в действующие бюджеты регионов, а нам придется, если мы примем сегодня этот закон, пересмотреть бюджеты в тридцати девяти регионах Российской Федерации. Безусловно, это потребует решения очень многих вопросов в регионах. Это первое. Второе. Нужно учесть, что это местный налог, мы его отнесли к категории местных. Плата за воду поступает в местные бюджеты, и согласно Водному кодексу и закону о плате за водные ресурсы не менее 50 процентов поступающих средств должно направляться на восстановление водных объектов, на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. Вы же видите, что сейчас начались паводки, ситуация сегодня на юге развивается, но так же опасно она складывается и в других бассейнах, в том числе и на Волге, и на сибирских реках и так далее. И приостановить сегодня этот небольшой источник финансирования было бы, на наш взгляд, не совсем правильно. И нам нужно внимательно к этому подойти. И нужно, безусловно, дифференцированно подходить, потому что ставки налога в Сибири, где водохранилища находятся либо в глубоких каньонах, либо расположены на малозаселенных территориях, должны быть одни, а вот что касается, допустим, бассейна Волги, Дона, где есть очень серьезные проблемы в зоне водохранилищ, конечно, там эти ставки должны быть несколько другими. Поэтому, конечно, последствия принятия этого закона серьезные, и мы должны серьезно к ним подойти. Что касается компенсации выпадающих доходов регионам, если этот закон будет принят. Да, регионы потеряют от 600 до 800 миллионов рублей доходов. Мы должны найти механизм компенсирования этих потерь. Пока Правительство не предложило этот механизм. В утвержденном на 2003 год федеральном бюджете у нас имеется около 4 миллиардов рублей, они прописаны в статье 57 и предназначены на компенсацию возможных выпадающих доходов, но эти средства были сориентированы, как это записано в бюджете, на повышение заработной платы в бюджетной сфере с 1 октября. И вот из этих 4 миллионов нам придется направить в регионы средства на компенсацию вот этих выпадающих доходов. По этому вопросу еще четкой позиции и четкой, так сказать, системы Правительством пока не предложено. Вот примерно перечень тех вопросов, которые возникли в бюджетном комитете при рассмотрении проекта этого закона. Но я хочу сказать, что бюджетный комитет рекомендовал все-таки принять этот законопроект в первом чтении и внимательно посмотреть все эти проблемы, о которых я сейчас вам говорю, при подготовке его ко второму чтению. Вот таково решение бюджетного комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Авксентьевич. Уважаемые коллеги, у кого есть вопросы докладчику и содокладчикам, прошу вас записаться. Покажите список. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Николай Авксентьевич, конечно, любое снижение налогов мы поддерживаем. Но, с другой стороны, мы очень обеспокоены тем, что действительно регионы потеряют большие деньги, а так как в основном на эти деньги регионы содержат социальную сферу, вот у меня сейчас противоречивое чувство - голосовать за или против. Вот вы уже этот факт отметили в своем выступлении и сказали, что во втором чтении мы это поправим. Если у Правительства не будет твердого решения о компенсации этих выпадающих доходов регионам, то во втором чтении, мне кажется, нам нужно тогда принимать решение о снятии законопроекта с рассмотрения. Как вы думаете? СУХОЙ Н. А. Ну, я хочу поддержать вашу мысль. Я действительно сказал, что одним из условий, которое поставил бюджетный комитет при рекомендации этого проекта закона к принятию в первом чтении, было условие, чтобы Правительство дало внятное предложение о механизме компенсации выпадающих доходов регионам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грешневиков, пожалуйста, ваш вопрос. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Спасибо. У меня вопрос к Шаталову. Уменьшение ставок платы за пользование водными объектами для целей гидроэнергетики возможно в нескольких случаях. Это когда высвободившиеся средства позволят решить проблемы экологической безопасности гидросооружений, первое. Второе - когда уменьшится плата за электроэнергию вообще, то есть отмена налогов повлияет так, что уменьшится плата за электроэнергию. И третье - когда, естественно, будет какая-то компенсация потерь местным бюджетам. Каким образом вот эти проблемы будут решены? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ответьте на вопрос. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Уважаемые депутаты, мне хотелось бы сразу же сказать, что на тарифы это не повлияет. Это решение, если оно будет принято, позволит просто тем электростанциям, которые сегодня работают в убыток, получить минимальную прибыль и тем самым получить возможность для проведения и экологических, и других работ. Кроме того, поддержание электростанций в соответствующем состоянии позволит снизить возможную аварийность электростанций, и с этой точки зрения это очень важное решение. Если мы не принимаем это решение, то у Правительства остается единственная возможность: повышать тарифы для потребителей, чтобы решить проблемы, связанные непосредственно с электростанциями. А вопрос о компенсациях регионам, конечно же, очень важный, один из центральных вопросов. Я уже говорил, что, внося этот законопроект, Правительство было озабочено тем, чтобы такие компенсации были. Мы говорим о механизме, это статья 57 закона о федеральном бюджете. Мы готовы рассмотреть, как я уже говорил, ко второму чтению и дополнительные предложения, связанные с тем, чтобы не по всем регионам проводить снижение, что позволит по тем регионам, где эти электростанции работают нормально, прибыльно, не снижать тарифы и не изымать из бюджетов этих регионов соответствующие средства. Мы говорим о том, что вполне возможно принять это решение и снизить эти ставки только по отдельным бассейнам. И прежде всего речь идет о Поволжском бассейне, где эта проблема стоит наиболее остро. Тогда нам придется искать возможность компенсации уже не 650-800 миллионов, а, как я полагаю, примерно 200 миллионов, и тот резерв, который имеется у Правительства в соответствии с законом о бюджете - четыре с небольшим миллиарда рублей, вполне может быть направлен на эти цели. Но мы готовы при подготовке ко второму чтению конкретные механизмы тоже рассмотреть, как это сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексеев Алексей Алексеевич, ваш вопрос. АЛЕКСЕЕВ А. А., фракция "Единство". У меня вопрос к Шаталову. Уважаемый Сергей Дмитриевич, как сказал представитель комитета по природным ресурсам, после принятия закона уменьшатся средства, направляемые на поддержание безопасного состояния гидротехнических сооружений, а следовательно, в конечном итоге снизится и безопасность жителей. В связи с этим: о какой сумме выпадающих денежных средств идет речь и каков источник их пополнения? Спасибо. ШАТАЛОВ С. Д. Здесь уже назывались цифры - от 650 до 800 миллионов рублей, если законопроект принимается в том виде, в котором он есть сейчас. Если мы ко второму чтению дорабатываем его в том направлении, о котором я говорил, в том числе с дифференциацией по бассейнам, сумма резко сокращается: речь идет, я напоминаю, о 200-300 миллионах рублей. При этом мы предполагаем компенсацию регионам плюс у электростанций появится прибыль, с которой они тоже будут платить налоги, прежде всего в региональные бюджеты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Штогрин Сергей Иванович, ваш вопрос. ШТОГРИН С. И., Агропромышленная депутатская группа. Николай Авксентьевич, мы получили, наверное, большое количество откликов от субъектов Федерации, законодательных органов, исполнительных. Не могли бы вы сказать, какое количество их мы получили и какие субъекты, или сколько, поддерживают законопроект, какие не поддерживают и как это выглядит в долях там, в процентах? У нас же законопроект по предмету совместного ведения. СУХОЙ Н. А. Да, действительно, есть целый ряд отзывов на этот проект закона от субъектов Федерации, и, если мы примем решение о принятии, мы опять направим его в регионы, чтобы внимательно всё посчитать и посмотреть. Но по поступившим отзывам я хочу сказать, что предложения и оценки совершенно различные. Из большинства регионов, где имеются крупные гидроэлектростанции, и особенно крупные водохранилища, с обеспечением безопасности которых очень много проблем, безусловно, от этих территорий поступили отрицательные отзывы в связи с тем, что снижаются ставки платы за водные ресурсы. Ряд регионов поддержал этот проект закона, в частности Чувашская Республика. Там недостроена Чебоксарская ГЭС, она работает в режиме обеспечения региона электроэнергией и формирует ставки, тарифы, так сказать, по согласованию с Правительством. Оттуда поступил положительный отзыв на этот законопроект. То есть разные оценки. Но многие субъекты Российской Федерации, еще раз повторяю, где крупные гидротехнические сооружения, гидроэлектростанции, так сказать, осторожно подходят к этому закону. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Резник Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М., фракция "Единство". У меня вопрос к Сергею Дмитриевичу. Глубокоуважаемый Сергей Дмитриевич, скажите, пожалуйста, во-первых, принятие данного закона приведет ли к снижению тарифов на электроэнергию, поскольку мы снижаем налог для станций? Это первый вопрос. И второй вопрос. Правда ли, что у нас основная проблема связана как с Поволжским бассейном, так и с Саяно-Шушенской гидростанцией, где на самом деле ситуация выглядит следующим образом (хотел бы уточнить, правда ли это): себестоимость электроэнергии - 2,6 копейки, по этой цене энергия продается на ФОРЭМ; с ФОРЭМа - а это 24,4 миллиарда киловатт-часов в год - всё это продается "Хакасэнерго", которое в свою очередь 97,3 процента этой энергии продает Саянскому алюминиевому заводу, остальная - менее 3 процентов - энергия идет... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд. Но я всех предупреждаю: одна минута на вопрос. РЕЗНИК В. М. ...оставшиеся менее чем 3 процента идут остальным потребителям, включая население, и население платит значительно больше, чем этот алюминиевый завод? ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. На первый вопрос я уже отвечал. Конечно же, к снижению тарифов принятие этого закона не приведет, оно позволит остановить повышение тарифов, что является очень важной и экономической, и социальной задачей Правительства в том числе. А что касается Саяно-Шушенской ГЭС, то вы абсолютно правы, ситуация выглядит именно таким образом. Это обусловлено тем, каким образом проводилась приватизация, и теми условиями, на которых эта ГЭС вынуждена поставлять электроэнергию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Косачёв Константин Иосифович, пожалуйста, ваш вопрос. КОСАЧЁВ К. И. Уважаемый Сергей Дмитриевич, к вам вопросы, если позволите. Вы не могли бы назвать те субъекты Федерации, что называется, в убывающем порядке, которые в первую очередь будут затронуты действием этого закона, если он будет принят в нынешнем виде? И соответственно, были ли уже на предварительном этапе, перед первым чтением, какие-то консультации с этими субъектами, был ли им разъяснен тот механизм компенсации выпадающих доходов, который вот вы сейчас в теоретическом плане пока обозначаете, и была ли какая-то предварительная реакция? Спасибо. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопросы. Действительно консультации с регионами проводились. Отношение регионов неоднозначное, есть как позитивные, так и негативные мнения, есть регионы, безусловно, озабоченные потенциальным выпадением доходов, причем уже в течение этого года, и механизмом компенсации. Еще раз хочу подчеркнуть, что после обсуждений, очень подробных и детальных обсуждений в Государственной Думе и в бюджетном комитете, мы готовы пойти на принципиальные изменения в плане снижения этого налога и решить этот вопрос по отдельным бассейнам. Для многих регионов, в частности для Иркутской области, которая озабочена тем, что там высокие тарифы и принятие соответствующего решения приведет к большому выпадению доходов, можно эти тарифы не менять. У многих регионов выпадающих доходов не будет. Если будет найдено ко второму чтению разумное решение, а я не сомневаюсь, что оно будет найдено, то это будет означать, что три, четыре, может быть, пять регионов будут иметь потери. Это будет иметь отношение прежде всего к Поволжью, и именно по Поволжью мы предусмотрим механизм компенсации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Майтаков, ваш вопрос. МАЙТАКОВ Г. Г., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые депутаты, в докладе представителя комитета по природным ресурсам, а также в докладе депутата Резника было много сказано о Саяно-Шушенской ГЭС, о "Хакасэнерго" и так далее, о том, что цены там не соответствуют. Так вот у меня вопрос к представителю комитета по природным ресурсам: скажите, пожалуйста, и объясните депутатам, что вы знаете об акционировании Саяно-Шушенской ГЭС? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Об акционировании Саяно-Шушенской ГЭС. СУХОЙ Н. А. Уважаемый коллега, наверное, нужно здесь таким образом ответить: данный закон не рассматривает проблемы, связанные с акционированием ГЭС, мы рассматриваем лишь изменения ставок водного налога вне зависимости от формы собственности на существующих гидроэлектростанция. Поэтому я думаю, что эта тема не может рассматриваться данным законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Георгий Иванович Тихонов, ваш вопрос. ТИХОНОВ Г. И., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые коллеги, в 90-м году гидроэлектростанции дали чистой прибыли 3,5 миллиарда долларов (извините, что я называю сумму в долларах). Чтобы сделать гидроэлектростанцию убыточной, надо обладать незаурядным умом. У меня вопрос к представителю Правительства: какие же гидростанции сегодня сумели сделать убыточными? Назовите хотя бы одну-две станции. Это первое. И второе: какая все-таки суммарная прибыль достигнута энергетиками за счет гидростанций? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Дмитриевич, к вам вопрос. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо. Я думаю, что сюда нужно было бы, конечно, представителя Минэнерго, как профессионала, пригласить, для того чтобы ответить на вопросы о развитии гидроэнергетики, о том, что было сделано за прошедшие годы, какие планы на следующие годы. Боюсь, что этот вопрос не совсем по адресу. Мы действительно сегодня обсуждаем вопросы, связанные с тем, каким образом следует организовать рационально плату за водные объекты. И позвольте мне еще ответить на предыдущий вопрос, об акционировании Саяно-Шушенской ГЭС. Станция входит в систему РАО "ЕЭС...", которое является главным акционером этой электростанции, но они не имеют права и не имеют возможности увеличивать те тарифы, которые были им установлены, - это 2,6 копейки за один киловатт-час. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Георгию Ивановичу Тихонову еще раз микрофон включите. Сергей Дмитриевич, он хочет уточнить вопрос. ТИХОНОВ Г. И. Нет, вопрос-то точный, я прошу представителя Правительства ответить на него. Но если вы не можете ответить на эти вопросы, зачем вы представляете этот закон? Тогда берите с собой представителя РАО энергетики или кого угодно. Вы не ответили на мой вопрос. Назовите хоть одну-две убыточные станции и назовите общую прибыль или убытки, которые дает гидроэнергетика. Это основополагающий вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Дмитриевич, можете ответить на этот вопрос. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Да, конечно. Убыточные станции я назвать могу. Буквально 30 секунд мне надо для того, чтобы поднять информацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, но у нас будет уже следующий вопрос, Сергей Дмитриевич. Никитчук Иван Игнатьевич. К кому вопрос, Иван Игнатьевич? НИКИТЧУК И. И. Спасибо... ШАТАЛОВ С. Д. Всё, я готов назвать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шаталов Сергей Дмитриевич. ШАТАЛОВ С. Д. Волжская электростанция, Нижегородская электростанция, Волжская в городе Жигулёвске, Саратовская, Воткинская, Камская, Саяно-Шушенская, Зейская, "Сулакэнерго", Зеленчукские - всего одиннадцать электростанций. Это убыточные электростанции, причем убыточные в связи с тем, что были установлены высокие ставки платы за воду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Игнатьевич Никитчук, ваш вопрос. НИКИТЧУК И. И. У меня вопрос к Сергею Дмитриевичу. Сергей Дмитриевич, вы всегда производили впечатление человека объективного. Я попрошу вас ответить честно. Вот до недавнего времени, когда не проходили законы Чубайса по электроэнергетике, Правительство молчало. Как только законы приняли, вдруг спохватились, что много берем денег за воду. Не в этом ли, так сказать, причина - теперь приватизируются электростанции и новым хозяевам нужно установить льготные тарифы? И второй момент. Правительство имеет возможность и сегодня регулировать размер платы за воду. Зачем вы обращаетесь в Государственную Думу, пытаетесь переложить ответственность на плечи депутатов Государственной Думы за то, что многие регионы недополучат финансов? ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопросы. Очень важные вопросы. Отвечу на них предельно откровенно. Принадлежат или не принадлежат РАО "ЕЭС..." эти электростанции, имеет к ним отношение Чубайс или не имеет - для Правительства был вопрос непринципиальный. Парадоксальна ситуация, когда гидроэнергетика работает с убытком. Вот этого не должно быть в принципе. Эта ситуация возникает как раз из-за того, что гидроэлектростанции продают свою электроэнергию не непосредственно покупателю, а на ФОРЭМ. На ФОРЭМе эта электроэнергия смешивается и продается потом уже непосредственно потребителям. Здесь есть, конечно, своего рода перекрестное субсидирование, потому что дорогую электроэнергию от тепловых электростанций приобретают по цене выше себестоимости и выше тех тарифов, по которым потребители потом приобретают эту электроэнергию. Соответственно, искусственно снижается та плата, которую получают гидроэлектростанции. И вот здесь, естественно, для них увеличение тарифа за пользование водой принципиально важно, потому что для них этот тариф составляет примерно 25 процентов себестоимости продукции. Увеличение или уменьшение этого тарифа серьезно влияет на экономические показатели. Эти экономические показатели, конечно же, должны быть положительными. Теперь что касается вопроса о регулировании. Правительство, к сожалению, не имеет возможности в полной мере урегулировать эти вопросы, несмотря на то что оно своим постановлением устанавливает значения минимальные и максимальные по отдельным бассейнам, потому что по некоторым электростанциям нужно устанавливать тариф, который находится ниже тех предельных минимальных значений, которые установлены законом. И именно поэтому Правительство вышло в Государственную Думу, чтобы получить поддержку и, соответственно, на легальных основаниях принять соответствующее решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Виктор Андреевич, ваш вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Вопрос к Сергею Дмитриевичу. Почему Правительство, как автор этого законопроекта, так не доверяет субъектам Федерации? Ведь действующая ставка достаточно гибкая - от 4 до 20 рублей. Субъекты Федерации тоже заинтересованы в том, чтобы гидроэлектростанции работали не в убыток. Вот три-четыре субъекта Федерации. Вело ли Правительство переговоры с этими субъектами Федерации, чтобы они спокойно привели ставки в нормальное состояние? Это первый вопрос. И второй вопрос: а почему до начала финансового года нельзя было внести этот законопроект, если он так важен? Спасибо. ШАТАЛОВ С. Д. Начну с конца. Этот законопроект был внесен в Государственную Думу еще в прошлом году, но до его обсуждения как-то мы не доходили. Поэтому сейчас мы вынуждены его рассматривать, когда уже начался апрель, и принимать решение, если это будет принято, задним числом, что, впрочем, налоговым законодательством допускается, поскольку это решение будет в пользу налогоплательщиков. О договоренности с субъектами. Даже субъекты в рамках того закона, который действует, не могут принять решение о снижении ставки ниже того уровня, который установлен законом, при всей их доброй воле и при желании, скажем, поддержать электростанции. Другое дело, что и даже здесь не все субъекты приняли решение о том, чтобы установить эти тарифы на минимальном уровне. И здесь субъекты тоже можно понять: они заинтересованы еще и в том, чтобы получить дополнительные средства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Присаживайтесь, Николай Авксентьевич. По ведению - депутат Майтаков. МАЙТАКОВ Г. Г. Я задавал вопрос представителю комитета по природным ресурсам, а депутат Сухой, будучи представителем другого комитета, увел вопрос в сторону. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тихонов Георгий Иванович, по ведению. Нет Георгия Ивановича? ТИХОНОВ Г. И. Уважаемые коллеги, я вопросы задал короткие, поэтому выступление мое тоже будет очень коротким. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не выступление. Это по ведению была запись. Я пока не проводила, Георгий Иванович, запись на выступления. ТИХОНОВ Г. И. Извините, я уже по ведению сказал. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юдин, пожалуйста. По ведению. ИВАНОВА В. Н., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". По карточке Юдина - Иванова Валентина Николаевна. У меня, к сожалению, не сработала карточка, когда я хотела задать вопрос, очень короткий, уточняющий вопрос, связанный со следующим. Сергей Дмитриевич, у меня к вам просьба, если можно, ответьте на следующий вопрос. Задолженность по заработной плате бюджетников в настоящее время составляет уже около 2 миллиардов рублей. Как вы помните, в постановлении Государственной Думы при третьем чтении бюджета было принято, что те резервные деньги, о которых вы говорили, 4 миллиарда рублей, зарезервированы на компенсацию именно задолженности по заработной плате, на повышение в 1,33 раза зарплаты, которое будет идти с 1 октября. При встрече с Президентом Российской Федерации лидеров центристских фракций было... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентина Николаевна, к этому законопроекту ваш вопрос отношения, к сожалению, не имеет. ИВАНОВА В. Н. Нет, имеет, Любовь Константиновна, я прошу меня не перебивать. Имеет отношение, потому что из этих 4 миллиардов уже... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд Ивановой. ИВАНОВА В. Н. Из этих 4 миллиардов уже планируется изъять 900 миллионов. А мы ведь эти деньги решением Государственной Думы запланировали в совершенно других целях использовать. Поэтому я хотела бы просить ответить на этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Дмитриевич, пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Я уже говорил о том, что сумма эта будет существенно снижена за счет того, что будут приняты во втором чтении поправки, которые позволят дифференцировать эти ставки по отдельным бассейнам и, соответственно, минимизировать эти потери. Статья 57 закона о федеральном бюджете - напомню, там действительно 4 с небольшим миллиарда рублей - предполагает компенсацию регионам по решению Правительства, как раз компенсацию по тем решениям, которые связаны с изменением бюджетного и налогового законодательства. Я полагаю, расчет мы проведем еще дополнительно, что 200-300 миллионов - это будет цена вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лемешов Геннадий Владимирович, по ведению. ЛЕМЕШОВ Г. В. Уважаемая Любовь Константиновна, я хотел бы прокомментировать реплику депутата Майтакова в том смысле, что он действительно обращался ко мне с вопросом. Но дело в том, что действительно его вопрос не имеет отношения к рассматриваемому законопроекту и другого ответа не может быть здесь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления. Мы еще пока не голосуем за закон, Константин Иосифович. У нас еще выступления, заключительное слово представителей Правительства и Президента. И только потом, перед голосованием, - поправки в постановление. Покажите список, пожалуйста. Рыжков Николай Иванович. РЫЖКОВ Н. И., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, я считаю, что этот законопроект принимать нельзя по следующим причинам. Чисто формальная сторона вопроса: у нас сейчас Сергей Дмитриевич, когда отвечал на вопросы и очень много говорил о втором чтении, сказал, что ко второму чтению проект закона будет изменен, в него будут внесены принципиальные изменения. Вы знаете, что первое чтение - это как раз концепция закона, и принципиальных изменений во втором чтении не может быть. Теперь по существу вопроса. Мне кажется, что принимать этот законопроект нельзя по двум, по крайней мере, причинам. Первая причина. Мы три года занимаемся только паводком, решением всевозможных водных проблем. Кстати сказать, я несколько удивлен, что Николай Авксентьевич Сухой докладывал и рекомендовал нам принять этот законопроект. Мы с ним три года занимаемся этим вопросом, мы писали в Правительство, мы организовывали парламентские запросы с тем, чтобы в конце концов навести порядок в водном хозяйстве страны. Сегодня назывались цифры: 20 процентов гидросооружений вышло из строя, на самом деле есть данные (кстати, Правительство об этом говорило), что на 40 процентах гидросооружений потеряна даже техдокументация! Значит, там положение тяжелейшее. Вы посмотрите, начиная с наводнения в Ленске каждый год мы занимаемся этими проблемами. Сегодня вносится предложение, чтобы 50-процентные отчисления от платы за пользование водными ресурсами были уменьшены. То есть регионы не в состоянии будут совершенно решать свои проблемы по гидротехническим сооружениям. Как же мы можем в такой момент, когда мы ежедневно видим, как катастрофа наступает в регионах, принимать подобные решения?! Я не понимаю, как могло Правительство выйти с подобным предложением в этот момент! Вы хоть переждите паводки, после этого вносите этот законопроект, как наши комитеты рекомендуют. И второе. Если бы сегодня Правительство сказало: уважаемые депутаты, мы вас просим поддержать это предложение, в этом случае не 14 процентов будет увеличение тарифов на электроэнергию в этом году, а, допустим, 10 процентов. А нам говорят: да ничего подобного, это всего лишь на ноль целых одну тысячную или одну сотую будет влиять на тарифы. Тогда во имя чего мы это всё делаем? Во имя того, чтобы некоторые гидростанции, которые находятся в частных практически руках, получали огромнейшую прибыль на этом деле?! Я не знаю, когда принимали законы по энергетике, очень дружно все голосовали, все говорили: пусть слабый погибнет, сильный будет жить. Так почему вы сегодня изменили свою позицию? Не успели мы принять те законы, как вы сегодня требуете, чтобы мы приняли вот такое предложение. Я понимаю, если бы вы предложили сегодня уменьшение тарифов - да, надо поддержать, но когда вы никакой гарантии не даете, а даете возможность кому-то заработать на этом законе, - я считаю, это недопустимо. Вы сами сказали, что в конечном итоге электроэнергия смешивается в ФОРЭМе. Вы смотрите, какие там прибыли. Это же практически перекрестное субсидирование! Пожалуйста, и решайте тогда вопрос с этими одиннадцатью электростанциями. А вы хотите их вытащить, но ничего не сделать в целом для страны, для народа и для предприятий. Я считаю, даже по этим двум причинам данный законопроект принимать нельзя. Подработайте проект, Сергей Дмитриевич, а потом приходите опять, мы тогда посмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Штогрин Сергей Иванович. Пожалуйста. ШТОГРИН С. И. Уважаемые коллеги, внесение данного законопроекта вызывает по меньшей мере недоумение. Например, Правительство не озаботилось высокими налогами, акцизами на дизельное топливо, на низкооктановые бензины, которые с 1 января увеличились на 45 процентов, и произошел серьезный скачок цен на бензин, на основные нефтепродукты и скачок цен в целом в народном хозяйстве. Если бы было предложение понизить эти акцизы, я думаю, что, наверное, в Думе это решение было бы поддержано единодушно. Законопроект вызывает недоумение еще и потому, что, по сути дела, эту проблему Правительство может решить само. Механизм принятия конкретных ставок следующий. Мы принимаем федеральный закон, утверждаем минимальную и максимальную ставки, после этого Правительство своим постановлением утверждает минимальную и максимальную ставки по каждому бассейну. А после этого еще субъект Федерации исходя из постановления Правительства принимает решение. Так почему Правительство не хочет просто изменить свое решение, которое принято по бассейнам, и ввести другие ставки, а обращается в Государственную Думу, причем задним числом просит принять решение? Когда мы не успели рассмотреть на позапрошлой неделе этот законопроект, я раздавал в зале табличку, справку (может быть, ее успеют даже раздать сейчас) о том, как мы изменили ставки основных налогов с 1998 года. Так вот, хочу сказать, что земельный налог мы увеличили в 7,6 раза, и в принципе все землепользователи, я извиняюсь за выражение, уже пищат от высокой арендной платы за землю, особенно малый бизнес. Это Правительство тоже не волнует. Мы повысили акцизы на низкооктановый бензин почти в 6,3 раза. И вообще, инфляция за это время составила 2,24 раза. И по идее, мы должны хотя бы ставки налога, принятые в 1998 году, сделать в размере 12, 13, 14 рублей. Правительство вносит 8 рублей - то есть предлагает вернуть их на уровень 1998 года. Это вообще какой-то непонятный эксклюзив! Вторая проблема, связанная со статьей 2 этого законопроекта. Записано: выделить 600 миллионов субъектам. Вы понимаете, за семь лет работы в Думе я сталкиваюсь в первый раз с таким феноменом, когда проектом закона о конкретном налоге меняется федеральный закон о бюджете. Причем меняется, я извиняюсь, в таком бездарном виде, что принимать его просто нельзя! Мы делим тысячи рублей для каждого субъекта по направлениям: на детские пособия каждому субъекту столько-то дать, на помощь инвалидам из этого закона - столько-то, а тут - 600 миллионов Правительству, чтобы оно само решало, что и как кому делить! И вообще, принимая закон, мы должны представлять себе, что мы порождаем, какую волну законотворчества и принятия документов порождаем. Мы должны рассмотреть его три раза в палате, разослать на месяц в субъекты Федерации, потом Совет Федерации должен рассмотреть, потом Президент подписать, после этого должно выйти постановление Правительства, а потом 39 субъектов Федерации должны поменять свои законы о бюджете и поменять свои законы о плате за водные объекты. Так не проще ли из бюджета выделить РАО "ЕЭС России" 600 миллионов рублей дотации безвозвратной и решить проблему с убыточными электростанциями?! Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Мяки Артур Элденович. МЯКИ А. Э. Уважаемые коллеги, действительно, электроэнергия, произведенная гидроэлектростанцией, является одним из самых дешевых источников энергии. Но давайте посмотрим на эту ситуацию со следующей стороны. Почти все электростанции, подавляющее большинство, построены двадцать, тридцать, пятьдесят лет назад, и уже многие из них нуждаются в реконструкции. Если взять, например, нас, Республику Карелия, то строительство Белопорожской ГЭС, о которой говорится уже в течение пятнадцати - двадцати лет, до сих пор даже не начато именно из-за того, что не было инвестиций в данную область. Сегодня с принятием нашего закона о реформировании гидроэнергетики появляется такая возможность. И уже есть интерес со стороны инвесторов строить, например, эту электростанцию. Но если вся гидроэнергетика буквально встала на сегодняшний день и стала нерентабельной, то кто будет вкладывать деньги в строительство новых объектов? А согласитесь, что это действительно необходимо, потому что, во-первых, вода - это возобновляемый источник энергии, причем выгодный, он гораздо меньше вреда приносит окружающей среде, чем атомные станции, теплоэлектростанции. При современных технологиях сегодня даже вывод для рыбы делают, чтобы рыба могла нереститься у нас, в северных реках, там, где нужно, и гидроэлектростанции ей не мешают. Поэтому я просил бы все-таки поддержать данный законопроект. Хотя согласен со многими выступавшими в том, что это действительно подрубает бюджеты субъектов Федерации. И я считаю, нельзя принимать данный законопроект во втором чтении без финансово-экономического обоснования, без изменений в Бюджетный кодекс. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Кравец Александр Алексеевич. ПОНОМАРЁВ А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Пономарёв по карточке Кравца. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Алексеевич. ПОНОМАРЁВ А. А. Уважаемые коллеги, я разделяю беспокойство российских промышленников, предпринимателей относительно неоправданно высоких цен на электроэнергию. Большая часть отечественных предприятий использует энергоемкое производство, и любое увеличение тарифа на электроэнергию самым негативным образом отражается на стоимости и конкурентоспособности их продукции. В 2002 году ставки платежей за пользование водными объектами для целей гидроэнергетики были увеличены в среднем, как уже было сказано, в восемь раз по сравнению со ставками, действующими в 2001 году. Поскольку данные платежи учитываются при утверждении тарифа, получается, что в конечном итоге по завышенным ставкам платят потребители электроэнергии. Наиболее негативное влияние это оказывает на крупные энергоемкие промышленные предприятия, которые зачастую являются градообразующими. Предлагаемое указанным законопроектом снижение максимальной ставки платежей за пользование водными объектами для целей гидроэнергетики позволит сдержать рост тарифов на электроэнергию. Кроме того, законопроект предусматривает, что выпадающие доходы местных бюджетов будут возмещаться из федерального бюджета в соответствии с принятым законом "О федеральном бюджете на 2003 год". Уважаемые коллеги, я, например, к рассмотрению данного законопроекта подхожу следующим образом. Сергей Дмитриевич Шаталов, докладчик, заместитель министра финансов, сказал о том, что ко второму чтению этот законопроект коренным образом может быть пересмотрен. В каком плане? Конечно, концепция не изменится, здесь Николай Иванович Рыжков правильно сказал. Но тем не менее я считаю, что, ежели подойти персонифицированно к каждой из девяти гидроэлектростанций, которые работают с убытками, и именно о них речь будем вести, тогда вопрос другой. Я, например, считаю, что в первом чтении этот законопроект можно принять, но если то, о чем говорил здесь заместитель министра финансов Шаталов, мы не предусмотрим ко второму чтению, тогда принимать его будет потом не нужно. А сейчас в первом чтении его можно принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые коллеги, но ведь сегодня же очевидно, что стоимость электроэнергии, вырабатываемой на гидроэлектростанциях, значительно ниже той, которая вырабатывается на тепловых станциях, и принятие этого закона, как уже представитель Правительства подтвердил, не приведет к снижению стоимости электроэнергии, а приведет к увеличению прибыли тех компаний, в собственности которых находятся вот эти гидроэлектростанции. Сегодня привели перечень гидроэлектростанций, которые якобы убыточные. Но убыточные они за счет того, что они принадлежат аффилированной группе лиц, предприятиям которых они потом по себестоимости и отдают электроэнергию. И сегодня речь идет о том, что если мы примем этот закон, то фактически из федерального бюджета профинансируем частные компании, далеко не самые бедные. Если у Правительства есть дополнительные деньги, давайте их направим на повышение заработной платы бюджетникам, а не на поддержку наших не самых бедных частных компаний. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Резник Владислав Матусович, пожалуйста. РЕЗНИК В. М. Предыдущий выступавший, коллега Гартунг, во многом как бы предвосхитил часть моего выступления, поскольку остановился на том конкретном примере по тому вопросу, который я задавал представителю Правительства уважаемому Сергею Дмитриевичу в отношении Саяно-Шушенской ГЭС. Коллеги, я призываю вас обратить внимание на эти цифры. 2,6 копейки себестоимость электроэнергии, по этой цене она продается на ФОРЭМ, Хакасская энергосистема покупает ее по себестоимости и продает одному заводу 90,7 процента энергии. То есть фактически вся прибыль, которая могла бы оставаться на этой станции, - и нам не надо было бы снижать налог - достается заводу. То есть мы дотируем производство алюминия на саянском заводе действительно за счет тех расходов, потерь, которые понесут регионы, и за счет тех денег, которые мы могли бы заплатить бюджетникам. Что же мы делаем?! Поэтому у меня вопрос к Сергею Дмитриевичу: если, не дай бог, этот законопроект будет принят в первом чтении сейчас, сможем ли мы ко второму чтению сделать так, чтобы не допустить подобного субсидирования за счет тех средств, которые мы могли бы направить на решение совершенно других, социально важных проблем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На этот вопрос он ответит в заключительном слове. РЕЗНИК В. М. Да, конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все записавшиеся выступили, поэтому предоставляем заключительное слово докладчикам. Шаталов Сергей Дмитриевич. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемые депутаты, обсуждение показывает, насколько это острый и принципиальный вопрос, и позвольте мне сказать буквально несколько слов, для того чтобы ответить на те претензии или тезисы, которые прозвучали в предыдущих выступлениях. Вот Николай Иванович Рыжков, например, сказал, что ко второму чтению изменится концепция. Нет, речь идет не об изменении концепции, а о некоторых принципиальных изменениях, которые вполне можно внести ко второму чтению, для того чтобы минимизировать те потери, которые могут возникнуть в том случае, если будет принято универсальное решение, которое будет распространяться сразу на все субъекты Российской Федерации. А отвечая Резнику, я хочу сказать: да, давайте вместе поищем такое решение конкретно по Саяно-Шушенской ГЭС. И мы открыты для того, чтобы искать совместно такое решение, которое бы не привело к субсидированию предприятий отдельных отраслей экономики и не привело бы к потерям в бюджетах соответствующего уровня. Вот это, пожалуй, и всё, что мне хотелось бы сказать. А по записке, которую распространил Сергей Иванович Штогрин, скажу, что эта записка как раз, по-моему, является ярким подтверждением того, что этот законопроект принимать надо. Поскольку здесь четко показано, что по сравнению со всеми другими налогами ставки этого налога возросли в разы, в некоторых случаях - в 6,3 раза, в отдельных регионах - в 20 и более раз. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Пожалуйста, Лемешов Геннадий Владимирович, ваше заключительное слово. ЛЕМЕШОВ Г. В. Уважаемые коллеги, Комитет по природным ресурсам и природопользованию подтверждает свою позицию: просит Государственную Думу отклонить законопроект, рассматриваемый сейчас. И хочу обратить ваше внимание на три момента. Во-первых, статью 3 предлагаемого законопроекта необходимо исключить, поскольку она противоречит статье 5 Налогового кодекса, которая гласит, что все законодательные акты, акты законодательства о налогах, вступают в силу не ранее чем через один месяц со дня их официального опубликования. И иначе такой законопроект принимать нельзя. Во-вторых, по оценке нашего комитета, все-таки сумма выпадающих налогов составляет не 600-700 миллионов, как было сказано Сергеем Дмитриевичем, а 1 миллиард 300 миллионов. И в-третьих, в ответах на вопросы у Сергея Дмитриевича прозвучала такая фраза, что в случае непринятия этого законопроекта Правительство будет вынуждено идти на меры, повышающие тарифы для потребителей. Но почему так ставится вопрос, а не иначе? Почему нельзя пойти другим путем и рентабельность тех гидроэлектростанций, о которых сегодня идет речь, повысить не за счет потребителей, не за счет населения, а за счет той разницы, которая сегодня... за счет той сверхприбыли, которую сегодня получают - бессовестным образом получают! - те посредники, о которых мы все с вами знаем? Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию просит депутатов отклонить рассматриваемый законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Сухой Николай Авксентьевич. Заключительное слово. СУХОЙ Н. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Да, действительно, мы будем настаивать на том, чтобы все-таки Правительство, если законопроект будет принят в первом чтении, представило ко второму чтению внятную информацию о том, как именно посчитана убыточность этих электростанций, почему они вдруг оказались убыточными. Тем более, что было названо большое количество электростанций, которые сегодня, оказывается, работают с убытком, вырабатывая, кстати, почти самую дешевую электроэнергию в мире. Это один из серьезных вопросов. И второй вопрос, который сегодня прозвучал уже в выступлениях. Нам хотелось бы услышать от Правительства, что оно планирует в части обеспечения безопасности гидроэлектростанций, особенно на равнинных реках. Потому что если сегодня сами электростанции приватизированы, то водохранилища и огромный комплекс сооружений, защитных сооружений, которые находятся сегодня в тяжелейшем положении, никем не финансируются. Они отданы на откуп регионам, и, естественно, в регионах сегодня никаких средств для проведения там мероприятий нет. И нашим энергетикам надо бы серьезно подумать, добиваясь снижения этих ставок: мы рубим сук, на котором сами сидим, придет время, и, если мы не будем вкладывать в безопасность гидротехнических сооружений, нам придется остановить электростанции, опорожнить водохранилища, ибо на многих территориях, особенно на средней Волге, сложилась критическая ситуация на сегодня. Поэтому мы хотели бы, чтобы Правительство ответило и на эти вопросы: за счет каких средств, кто конкретно будет осуществлять эти мероприятия? Ну, и по части проекта постановления, Геннадий Николаевич. Есть поправка руководителей четырех фракций о том, что при подготовке законопроекта ко второму чтению нам надо бы согласовать позицию о механизме компенсации выпадающих доходов с большинством регионов, в которых находятся крупные электростанции. Я просил бы при голосовании проекта постановления также учесть эту поправку. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Президента хотел бы выступить? Нет. Коллеги, тогда мы с вами приступаем к голосованию, имея в виду, что, голосуя законопроект в первом чтении, проект постановления мы принимаем за основу, поскольку есть поправка. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять за основу проект постановления? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 27 сек.) Проголосовало за 322 чел. 71,6% Проголосовало против 25 чел. 5,6% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел. 22,2% Результат: принято Принимается. Коллеги, по поправке Володина, Райкова, Морозова и Пехтина поручено выступить Константину Иосифовичу Косачёву. Пожалуйста. КОСАЧЁВ К. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Наша фракция голосовала за принятие этого проекта закона в первом чтении, потому что мы разделяем ту концепцию реформы, которая предложена Правительством. Вместе с тем обсуждение показало, что проблема выпадения доходов субъектов Федерации и местных бюджетов, которая возникает в связи с принятием данного законопроекта, пока Правительством не урегулирована и просматривается, скажем так, только в каких-то теоретических рамках. Звучат фразы в отношении того, что мы предусматриваем соответствующий механизм, что статья 57 Бюджетного кодекса позволяет это делать, что компенсации регионам будут производиться по решениям Правительства, но не совсем понятно, в каком формате эти решения будут приниматься. И самое главное, отвечая на мой вопрос, Сергей Дмитриевич подтвердил нашу озабоченность тем, что многие регионы этот механизм компенсации выпадающих доходов не понимают, они в него не верят и именно в этой связи не поддерживают концептуально данный закон. Они боятся того, что вновь проблемы страны будут решаться за счет регионов. Мы, безусловно, против такой концепции. И в этой связи мы предлагаем внести в проект постановления поправку, в которой предлагалось бы Правительству Российской Федерации до рассмотрения данного законопроекта во втором чтении провести консультации с руководством соответствующих субъектов Федерации с целью определения порядка возмещения выпадающих доходов в связи с принятием указанного законопроекта. Только в случае, если мы убедимся, что ко второму чтению эти консультации состоялись, что регионы поняли соответствующий механизм, убедились в том, что их интересы, интересы людей в результате принятия этого закона не пострадают, мы сможем поддержать соответствующий законопроект во втором чтении. Если такие консультации по тем или иным причинам не состоятся или если в результате этих консультаций, что называется, доброе согласие с соответствующими регионами не будет найдено, нам, безусловно, будет очень трудно повторить голосование, проголосовать так, как мы проголосуем сегодня. Поэтому мы просим поддержать данную поправку, и мы будем ждать от Правительства конкретных действий, с тем чтобы ко второму чтению мы имели четкую, однозначную позицию регионов в поддержку данной реформы, действий, позволяющих избежать выпадения соответствующих доходов регионов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Нет. По мотивам голосования по поправке? Пожалуйста, Олег Викторович Морозов. МОРОЗОВ О. В., председатель депутатской группы "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Я один из авторов этой поправки. Я тоже хотел бы просто объяснить, что та часть группы "Регионы России...", которая поддерживает эту поправку, снимет голоса во втором чтении, если мы получим, так сказать, виртуальные заверения Правительства, а не четкую позицию, четкую концепцию того, как будут компенсироваться выпадающие доходы регионов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данную поправку принять? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 06 сек.) Проголосовало за 295 чел. 65,6% Проголосовало против 4 чел. 0,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел. 33,6% Результат: принято Принимается. Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование: принять постановление в целом с учетом новой поправки в пункте 1, принять законопроект в первом чтении. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 47 сек.) Проголосовало за 324 чел. 72,0% Проголосовало против 20 чел. 4,4% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел. 23,1% Результат: принято С учетом поправки в постановлении законопроект принимается в первом чтении.