Заседание № 118
09.10.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 281482-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности лиц, не достигших 21 года, за приобретение алкогольной продукции).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4814 по 4920 из 6430
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладчик - Антон Владимирович Беляков. Антон Владимирович, за пять минут доложите или вам побольше нужно времени? БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Большое спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Я постараюсь ещё быстрее доложить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. БЕЛЯКОВ А. В. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, название которого уже озвучено. Кратко остановлюсь на сути этого вопроса. Вы все знаете, как много в этом зале вносилось законодательных инициатив - многие из них стали законами, - предполагающих разного рода ограничения, направленные на то, чтобы сократить потребление алкоголя в нашей стране. Нам с вами общими усилиями удалось приравнять пиво к алкоголю, покончить с пресловутым законом о пиве, нам удалось ограничить рекламу алкоголя, ввести ограничения, связанные с торговыми точками, где может продаваться алкоголь, ужесточить очень многие нормы. Особенно было важно - и это подчёркивалось во многих выступлениях в этом зале, с этой трибуны - оградить от употребления алкоголя подростков. И в связи с этим мы с вами ужесточили административный кодекс, ввели поправки в Уголовный кодекс, приняли целый ряд мер. Но вот ведь какая незадача: получается, что когда продавец по недоразумению, в случае если подросток - акселерат и выглядит старше своего возраста либо если его умышленно ввели в заблуждение, продаёт подросткам алкоголь, то вот подростку-то как раз, который накинул себе годик-другой или подумал, что, мол, ничего страшного, можно попробовать купить алкоголь, - ему ничего не будет. Мы знаем, что сегодня существует помимо принципа справедливости ещё и принцип равенства субъектов права: когда один даёт взятку, а второй берёт взятку, несут уголовную ответственность оба. А вот в случае продажи алкоголя мы привыкли - почему-то именно такой уклон имеет наше законодательство - привлекать к ответственности исключительно продавца, даже когда он был заведомо введён в заблуждение подростком. А подростку, повторяю, ничего не будет, в худшем случае его обман раскусят и алкоголь ему не продадут, то есть ответственности никакой нет. Для того чтобы устранить этот пробел, предлагается законопроект, который предусматривает, что, если лицо, не достигшее возраста, с которого можно приобретать алкоголь, предпримет попытку приобретения и приобретёт его, оно будет привлечено к наложению административного штрафа в размере от 500 рублей до 1 тысячи рублей; если это будет с предъявлением подложных документов, мы предлагаем ввести наказание в виде обязательных работ на срок до десяти часов; если это произойдёт повторно, мы предлагаем привлекать к обязательным работам на срок от десяти до пятидесяти часов. Когда вносился законопроект, я вместе с соавтором рассчитывал на то, что он будет рассмотрен одновременно с законопроектом о повышении возраста, с которого можно приобретать алкоголь (восемнадцать лет сейчас), до двадцати одного года. С учётом того что эта инициатива была поддержана лидером партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" председателем правительства Дмитрием Медведевым, мы рассчитывали, что поднимем возраст, с которого можно продавать алкоголь, до двадцати одного года и соответственно введём административную ответственность для тех, кто пытается незаконно купить алкоголь с подложными документами или вводя в заблуждение продавца. Но поскольку данный проект закона рассматривается отдельно и возраст, с которого разрешено приобретение алкоголя, не увеличился, я предложил бы всё-таки принять законопроект в первом чтении, а ко второму чтению изменить текст, так как здесь указывается лицо, не достигшее двадцати одного года, и написать про возраст восемнадцать лет, как сейчас, потому что законодательная проблема всё же остаётся. Итак, уважаемые коллеги, заканчивая своё выступление, я попросил бы вас поддержать законопроект, который приравнивает ответственность... нет, даже не приравнивает, потому что продавец, который продаёт подростку алкоголь, рискует лицензией, рискует штрафом в размере 300-500 тысяч рублей, а подросток, который подаёт поддельные документы, вводит в заблуждение, не рискует ничем. Это противоречит принципам законодательства, это противоречит общей логике, это противоречит принципу справедливости. Просил бы принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин, содоклад. А после этого мы приступим к голосованию. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В заключении комитета подробно изложены аргументы, которыми мы руководствовались, вынося суждение о том, чтобы рекомендовать отклонить указанный законопроект. Остановлюсь лишь на некоторых, с правовой точки зрения достаточно важных. Прежде всего я напомню, что административная ответственность устанавливается только в том случае, если существуют соответствующие корреспондирующие нормы материального права. Антон Владимирович правильно сказал, что до сих пор в законе "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" предусмотрено, что возраст, с которого допускается продажа лицу алкогольной продукции, - это восемнадцать лет, ответственность наступает за продажу алкогольной продукции лицу, не достигшему совершеннолетия, то бишь восемнадцати лет. Для того чтобы изменить возраст совершеннолетия, надо вносить, соответственно, изменения в Гражданский кодекс, гражданское законодательство, для того чтобы установить ответственность хоть для продавца, хоть для того, кто приобретает алкоголь, для лица, которое не достигло возраста двадцати одного года, надо вносить соответствующие изменения в закон, о котором я уже говорил, то есть менять норму материального права. Не вдаваясь в дискуссию, насколько необходимо увеличение вот этого возраста лица, которому продают алкоголь, - до двадцати одного года, а может быть, ещё больше, до двадцати пяти лет и так далее, тем не менее, руководствуясь именно правовыми основаниями и аргументами, комитет посчитал, что принимать в таком виде законопроект невозможно. Мы рекомендуем его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Давайте прервёмся и продолжим обсуждение этого законопроекта несколько позже.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5157 по 5522 из 6430
Продолжаем обсуждение 16-го вопроса повестки. Кто хотел бы задать вопросы докладчику? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Дмитрий Фёдорович, вы попытались объяснить нам, почему нельзя поднять возраст до двадцати одного года, но, честно говоря, я не понял почему, какое-то материальное право... Поясните, пожалуйста, ещё разочек. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин. Микрофон на месте включите. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Фёдорович, в том-то всё и дело, что я вам не объяснял и комитет как раз таки не аргументировал свою позицию, почему нельзя поднять возраст продажи алкоголя до двадцати одного года, мы эту проблему не рассматривали. Я вам объяснял, что для того, чтобы установить ответственность, как предлагается в законопроекте, сначала надо поменять базовый закон, на который я ссылался, и там записать, что запрещается продавать алкоголь лицам, не достигшим двадцати одного года, и запрещается приобретать алкоголь лицам, не достигшим двадцати одного года, в том числе используя поддельные документы, и за это можно установить ответственность. Вот и всё, никаких проблем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Фёдоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Антону Владимировичу. Вот вы сказали, что, если будет зафиксировано, что покупает водку, алкоголь несовершеннолетний, вы предлагаете его штрафовать на 500 рублей. А он скажет, что у него денег нет, - кто должен платить за него, родители? Или будут какие-то альтернативные методы воздействия на него, или перенесётся штраф на будущий год, когда он начнёт зарабатывать деньги? Как этот штраф потом с него взять-то? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Владимирович Беляков. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо, уважаемый Владимир Николаевич, за вопрос. Если позволите, сначала краткий комментарий по предыдущему вопросу. Сейчас в комитете находится законопроект о повышении возраста до двадцати одного года, и мне кажется странным, что Дмитрий Фёдорович сказал, что его даже не рассматривали в комитете. Мы с соавтором как раз и рассчитывали, что одновременно будут рассмотрены два законопроекта, но так произошло, что вырван этот законопроект из контекста. Вы знаете, очень просто: у нас в административном кодексе уже написано: если лицу семнадцать, восемнадцать или девятнадцать лет, составляется протокол об административном правонарушении, и, собственно говоря, штрафы собираются, существует система. Либо действительно родители платят, если это подросток двенадцати-тринадцатилетний, дальше они уже находят возможность объяснить ему, что хорошо и что плохо. Либо, если молодой человек в шестнадцать лет, в семнадцать лет какие-то деньги зарабатывает или стипендию в институте получает, он платит из стипендии. Очень просто всё, эта система сегодня и так работает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Сергеевич Кропачев. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Спасибо. Вопрос докладчику. Антон Владимирович, скажите, а чисто технически вы как-то согласовывали, может, с правоохранительными органами, каким образом будет происходить вот это задержание? Если мы говорим о выявлении недобросовестных продавцов, то, как правило, это делается через контрольную закупку, а каким образом здесь будет? Также будет какой-то подсадной продавец, так скажем, являющийся сотрудником, или каким-то другим образом? Вот как именно технически будет происходить это действо - задержание и привлечение несовершеннолетнего? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Владимирович Беляков. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо, уважаемый Александр Сергеевич, за вопрос. Вы знаете, подобная правоприменительная практика существует во многих странах мира. Скажем, если в Соединённых Штатах Америки молодой человек, не достигший двадцати одного года, пытается приобрести алкоголь, его почему-то лишают прав на вождение автомобиля, даже если он не был за рулём, вот там существует такой метод наказания. Всё очень просто: человек подходит к прилавку или заказывает алкоголь в ресторане, и если у продавца, официанта или администратора возникает вопрос о его возрасте, ему приносят этот алкоголь, берут чек, а дальше составляется протокол об административном правонарушении. Он может в разных странах по-разному составляться, у нас это могут делать правоохранительные органы, могут делать многие фискальные проверяющие организации, которые могут фиксировать эти случаи с участием просто свидетелей и понятых, затем составляется протокол, устанавливается личность и привлекается к административной ответственности. Есть видеоматериалы: деньги положил на прилавок, документ какой-то дал, но если сомневается продавец, видит, что это поддельный документ, например поддельные права или студенческий билет, он его забирает и вызывает представителя правоохранительных органов. Эта система отлажена, повторяю, во многих странах и в России тоже возможна. Задокументировать не представляет никакой сложности, благо видеокамеры сейчас уже стоят везде: и в магазинах, и в ресторанах, повсюду, так что это несложно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Игнатьевич Никитчук. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемый Антон Владимирович, к вам вопрос. Вот мне кажется, что ваш закон напоминает меры 85-го года, когда тоже боролись с пьянством всякими запретами и так далее. Понимаете, мы и так уже нашего гражданина обложили всякими штрафами, а вы предлагаете ещё и детей штрафовать. Ну я понимаю наказать продавца, который не может отличить, человеку восемнадцать лет или двадцать лет, но ребёнка-то зачем травмировать? Я думаю, что надо обратить внимание на воспитание прежде всего, только воспитанием можно добиться того, чтобы человек сам принял решение, употреблять ему алкоголь или не употреблять, а штрафами мы с вами ничего не добьёмся. Поэтому мне кажется, что ваш закон контрпродуктивен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Владимирович Беляков. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо, глубокоуважаемый Иван Игнатьевич. Готов расписаться под каждым вашим словом, когда вы говорите о том, что одними запретами, штрафами и угрозами нельзя решить проблему алкоголизма вообще и детского в частности. Однако ещё раз обращаю ваше внимание: при незаконной сделке, а мы говорим именно о незаконной сделке, в ней участвуют две стороны. Например, дача взятки: один даёт взятку, понимая, что нарушает закон, второй берёт, понимая, что тоже нарушает закон, - у них одинаковая ответственность. В данном случае получается, что есть молодой человек, который, заведомо понимая, что нарушает закон, идёт покупать алкоголь и при этом предъявляет, например, поддельный документ, где завышен возраст. Так вот, по законодательству, если придёт полиция и окажется, что это молодой человек, не достигший минимально разрешённого возраста, который ввёл в заблуждение продавца, то продавец заплатит штраф 300 тысяч рублей, потеряет лицензию, а его торговая точка может быть закрыта, хотя, повторяю, он был введён в заблуждение. Молодой человек отделается лёгким испугом, он уйдёт и подумает: ладно, завтра купить водку у меня получится. Поэтому речь не идёт ни о какой угрозе, но с юридической точки зрения это нонсенс, который должен быть устранён. И моё, повторяю, мнение такое: мы можем сейчас принять законопроект в первом чтении, а ко второму чтению исправить двадцать один год на восемнадцать лет, как сегодня в законе, а если ко второму чтению будет принят наш законопроект о повышении возраста до двадцати одного года, то, таким образом, и этот казус будет устранён. Раз уж мы не рассматриваем вместе законопроекты о повышении возраста и об ответственности для тех, кто вводит в заблуждение, приобретая алкоголь, не достигнув минимально разрешённого возраста, давайте тогда этот вопрос решать вот так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Указанным законопроектом предлагается дополнить главу 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьёй 6.10-1, устанавливающей ответственность за приобретение алкогольной продукции лицами, не достигшими двадцати одного года. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает принятие данного законопроекта, так как согласно действующему Федеральному закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" возрастные ограничения при продаже алкогольной продукции касаются только несовершеннолетних, то есть лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Соответственно, пунктом 2-1 статьи 14.16 кодекса предусмотрена административная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объёме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения не согласуются с нормами гражданского законодательства и требуют комплексного подхода с одновременным внесением изменений в соответствующие нормативные правовые акты. У меня всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я хочу поддержать своего коллегу и обратиться к другим коллегам. Сегодня мы рассматриваем законопроекты, говорим красиво, языком законов и так далее, но Антон Владимирович объяснил, почему этот законопроект был создан: он был создан в пару к законопроекту, который он готовил, о повышении возраста до двадцати одного года. Просто получается ситуация, что превентивных мер к тем же подросткам мы не применяем и не предупреждаем их. Мы взрослые люди, мы говорим о каких-то законах... А скажите, пожалуйста, кто, кроме нас, эти законы знает? Знают ли о них молодые люди, ведётся ли данная работа с ними и так далее? Вот я наблюдал картину, допустим, в курортном городе Анапе, когда продавщица продала группе пятнадцатилетних, наверное, подростков несколько бутылок пива, и они сидели распивали их в общественном месте, в кафе. Мы сделали замечания продавщице, пригласили наряд полиции. Подростки убежали просто, а никаких мер к той продавщице применено не было, потому что там все друг друга знают, это курортный город и так далее. А если бы подростки понимали, что за распитие спиртных напитков в общественном месте и за покупку их, соответственно, они или их родители понесут какое-то наказание, если бы родители ими занимались... Мы опять, что называется, детей бросаем под поезд и говорим: разбирайтесь сами, есть законы, которые взрослые дяди придумали, и мы не дадим вас наказывать. Да мы не наказываем их, поверьте, мы принимаем превентивные меры! Я, по-моему, как-то уже приводил такой пример. На Западе висят страшные предупреждающие объявления, что за распитие алкоголя в общественном месте штраф, допустим, 500 евро или 500 фунтов - никто там не нарушает закон. Все идут пить в рестораны, в кафе и так далее, а владельцы ресторанов, кафе знают прекрасно: продашь подростку спиртной напиток, значит, лишишься лицензии, и никто не продаёт. А у нас - в магазинах продают, в универсамах, в гипермаркетах, сигареты везде продают и так далее - губим нацию! Давайте губить дальше, давайте будем бояться того, что кого-то оштрафуют, каких-то родителей неправильных! Подростки спиваются, скуриваются и так далее, нация деградирует - давайте дальше применять такие законы умные и считать, что мы самые грамотные, будем принимать законы, которые никто не читает и никто не будет исполнять! Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. Обращаясь к коллеге Белякову, я хотел бы сказать следующее. При инициации таких законопроектов очень важно понимать, что права гражданина Российской Федерации, в том числе и несовершеннолетнего, должны быть незыблемыми. Создание какого-либо закона, когда лицо, не обладающее публичными правами, а именно какой-то продавец, будет задерживать ребёнка в связи с теми или иными обстоятельствами, представляется недопустимым. У нас правом ограничивать перемещения граждан, задерживать их обладают только сотрудники полиции, и то в отношении круга лиц, которых можно подозревать в совершении правонарушений или совершающих правонарушения. Таким образом, наделение публичными полномочиями продавцов, которые заинтересованы именно в продаже и получении дохода от реализации запрещённых для продажи несовершеннолетним предметов, и перекладывание наказания на детей создают правовую коллизию. По сути дела, в каждом магазине охранники в сговоре с продавцами, они будут вымогать деньги у несовершеннолетних, которые там окажутся, и будут их провоцировать на совершение тех или иных действий, и мы получим многочисленные конфликтные ситуации. Теперь о сути наказания. Наказываются, в том числе и штрафом, общественно опасные деяния. Вот коллега Руденко говорил, что, безусловно, распитие спиртных напитков в публичном месте должно наказываться, но за это в Российской Федерации и так предусмотрена ответственность независимо от того, какого возраста лицо публично распивает спиртные напитки. А приобретение спиртного напитка в соответствии с законодательством Российской Федерации не является правонарушением, и, даже если вдруг по какой-то причине несовершеннолетнее лицо приобрело подобное, так сказать, запрещённое вещество, оно не является в этот момент лицом, получившим доход от приобретения. По аналогии: когда мы разрешаем наркозависимым лицам приобретать незначительное количество наркотических веществ, мы не привлекаем наркозависимых людей к уголовной ответственности за наличие однократной дозы, мы считаем допустимым, если это без цели последующей перепродажи. Мы наказываем именно продавцов за то, что они совершают опасное правонарушение, продавая детям запрещённые алкогольные напитки. Мы должны защищать права детей, но ни в коем случае не подменять это политикой третирования детей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Сергеевич Кропачев, пожалуйста. КРОПАЧЕВ А. С. Я поддержу своего коллегу Максима Андреевича: безусловно, необходимо ограждать детей от пагубных привычек и влияния, которое оказывает сегодня реклама, - со всех сторон баннеры с сигаретами, алкоголем, пивом и прочим. Мы знаем, что многие продавцы в погоне за прибылью, выручкой нарушают закон - продают детям алкоголь, но вопрос опять-таки в чём? Вот Максим Андреевич уже сказал, что продавцы не имеют права задерживать ребёнка, - хорошо, давайте посмотрим. В первую очередь продавец должен убедиться, что покупателю исполнилось восемнадцать лет или исполнился двадцать один год, неважно, значит, он должен проверить у него документы. Если он проверил документы и убедился, что соответствующий возраст не наступил, но всё же продаёт алкоголь, то получается, что тогда уже он нарушает закон. Будет ли он сообщать в полицию либо куда-нибудь ещё, чтобы подростка также привлекли к ответственности? Это первое. Второе. Если он сообщил в полицию, предположим, то дети, подростки полицию ждать не будут. Что, он скажет им: стойте и ждите, сейчас приедут сотрудники полиции и вас оштрафуют?! Понятно, что это из области фантастики. Далее. Если каким-то образом сотрудники полиции задержали покупателя и выяснилось, что двадцать один год ему всё-таки есть, вернее, восемнадцать лет, то, соответственно, в дальнейшем этот гражданин может подать в суд на продавца. Будет ли в такой ситуации кто-либо из продавцов действовать подобным образом, чтобы пресечь незаконные действия? Наверное, всё-таки нужно ужесточать ответственность как продавцов, так и хозяев, владельцев магазинов, торговых точек, потому что если не будут несовершеннолетним продавать, то, соответственно, они не будут и покупать, хотя сегодня легко обойти закон, чтобы купить алкоголь: попросил доброго дядю - дядя за определённый магарыч пошёл и купил группе подростков алкоголь. Поэтому здесь, наверное, нужно подходить всё-таки с другой позиции - с позиции ужесточения и контроля за продажей алкоголя, а также табачных изделий, причём любого алкоголя, будь то пиво, слабоалкогольные напитки, энергетики и прочее, и прочее. Предлагаемая норма не будет работать абсолютно, и это не выход из ситуации - нужно подходить к решению проблемы более глобально и продуктивно, поэтому фракция ЛДПР этот законопроект в данном виде поддерживать не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Владимирович Беляков, пожалуйста. БЕЛЯКОВ А. В. Уважаемые коллеги, спасибо за состоявшуюся дискуссию. Скажу только по поводу заявления, что эта норма не будет работать: она существует в законодательстве подавляющего большинства стран мира, в том числе стран, которые уж точно заботятся о правах своих детей не меньше, чем в России, - во Франции, в Германии, Великобритании, Соединённых Штатах Америки, Скандинавии (Финляндия, Норвегия, Швеция), Италии, - и ваши выводы о том, что она не будет работать, простите, разбиваются о многолетнюю юридическую практику всех этих стран. Что касается разговоров о том, что продавцы будут задерживать детей, - я не знаю, откуда вы это взяли. Я повторяю, если у продавца возникает подозрение, что возраст молодого человека завышен, он всего-навсего инициирует появление представителей правоохранительных органов и составление административного протокола. К сожалению, я не был услышан, за что прошу меня простить. Всё-таки, уважаемые коллеги, повторяю: с учётом того что единственная сейчас претензия комитета к законопроекту заключается в том, что там указан возраст двадцать один год, а не восемнадцать лет, я бы предложил принять законопроект в первом чтении, а ко второму чтению либо будет рассмотрен и принят наш законопроект о повышении возраста и мы оставим двадцать один год, либо мы во втором чтении устраним юридическую коллизию и изменим двадцать один год на восемнадцать лет. Повторяю: эта юридическая норма работает по всему миру, и сейчас это просто нонсенс, когда один - продавец - наказывается, а второй - тот, кто заведомо нарушает закон, - уходит от ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование в рамках "часа голосования". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 50 сек.) Проголосовало за 60 чел.13,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 60 чел. Не голосовало 390 чел.86,7 % Результат: не принято Законопроект отклонён.