Заседание № 32
О проекте федерального закона № 281337-4 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" и статью 16 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (о возложении на государственные внебюджетные фонды функции по отбору на конкурсной основе кредитных организаций, в которых открываются счета для хранения денежных средств обязательного социального страхования и обязательного пенсионного страхования, в соответствии с действующим законодательством в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Вопрос 10. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" и статью 16 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. Пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В установленном порядке законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. Замечаний к нему не имеется. И в случае принятия закон устанавливает, что денежные средства обязательного социального и пенсионного страхования хранятся на счетах, открываемых соответствующими социальными фондами в учреждениях Центрального банка, а при отсутствии последних - на счетах, открываемых в кредитных учреждениях, отбираемых на конкурсной основе в соответствии с двумя законами - о размещении заказов для государственных нужд и "О защите конкуренции". Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний по докладу? Нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" и статью 16 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 08 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 30
О проекте федерального закона № 281337-4 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" и статью 16 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (о возложении на государственные внебюджетные фонды функции по отбору на конкурсной основе кредитных организаций, в которых открываются счета для хранения денежных средств обязательного социального страхования и обязательного пенсионного страхования, в соответствии с действующим законодательством в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые коллеги, рассматривается пункт 21 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" и статью 16 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Комитет по труду и социальной политике в соответствии с Регламентом рассмотрел обозначенный законопроект. Он предполагает право хранить денежные средства государственных внебюджетных фондов в учреждениях Центрального банка, а при отсутствии последних - в кредитных организациях, которые будут определяться на конкурсной основе внебюджетными государственными фондами. У нас было: в порядке, определяемом правительством. Сейчас мы конкретизируем: в порядке, определяемом Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом "О защите конкуренции". В установленном порядке вашему вниманию представлены две таблицы поправок, рекомендованных соответственно к принятию и к отклонению. Прошу их рассмотреть и поддержать позицию комитета - принять данный законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, вашему вниманию предложены поправки из таблицы 1. Есть ли замечания по поправкам, которые рекомендуются к принятию? Нет замечаний. Ставятся на голосование поправки из таблицы 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 47 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7% Результат: принято Принято. Уважаемые депутаты, таблица поправок 2. Есть ли вопросы по таблице 2? Нет вопросов. Ставятся на голосование поправки из таблицы 2, предложенные комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 35 сек.) Проголосовало за 314 чел.69,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2% Результат: принято Принято. Уважаемые коллеги, мы с вами приняли таблицу 1 с двумя поправками и семь поправок отклонили - это таблица 2. Ставится на голосование законопроект "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" и статью 16 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 25 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 180
О проекте федерального закона № 281337-4 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" и статью 16 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (о возложении на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации функции по определению порядка отбора на конкурсной основе кредитных организаций, в которых открываются счета для хранения денежных средств обязательного социального страхования и обязательного пенсионного страхования, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, у нас на фиксированное время поставлен пункт 14 порядка работы, поэтому я приглашаю на трибуну официального представителя Правительства Российской Федерации председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации Геннадия Николаевича Батанова. Мы рассматриваем проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" и статью 16 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Пожалуйста. БАТАНОВ Г. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство Российской Федерации представляет проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" и статью 16 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Прежде чем его представить, докладываю вам, что проект закона прошёл согласования во всех министерствах и ведомствах и правительством рекомендован к принятию Государственной Думой. В Государственной Думе проект федерального закона, представляемый вам, прошёл обсуждение в Комитете по труду и социальной политике, в Комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам, в Совете Федерации - в Комитете по социальной политике, есть отзыв Центробанка. Суть вопроса. В соответствии со статьёй 23 Федерального закона № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации. Пункт 4 статьи 16 Федерального закона № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" воспроизводит вышеуказанное положение федерального закона номер 165 применительно к средствам обязательного пенсионного страхования. До настоящего времени механизм реализации вышеуказанной нормы в части определения кредитных организаций, в которых открываются счета внебюджетных фондов в отсутствие учреждения Центрального банка Российской Федерации, не определён, на что неоднократно указывали органы, осуществляющие контроль за использованием средств Пенсионного фонда Российской Федерации, - это Счётная палата Российской Федерации и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. При этом следует учитывать, что учреждения Центрального банка Российской Федерации открыты не во всех городах и районах, где созданы территориальные органы государственных внебюджетных фондов. Так, в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации имеет место следующая ситуация. Свою деятельность на территории Российской Федерации Пенсионный фонд осуществляет через восемьдесят шесть региональных отделений, в состав которых входят две тысячи сто девяносто пять территориальных - районных, городских органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Наши отделения в регионах открыли в территориальных учреждениях Банка России счета для учёта всех поступивших в бюджет ПФР средств обязательного пенсионного страхования, за исключением отделения в Эвенкийском автономном округе, где отсутствует учреждение Банка России, там счёт открыт в отделении Сбербанка России. Данные счета выполняют исключительно функцию аккумулирования и хранения указанных средств. Для обслуживания процесса финансирования выплаты пенсий открываются счета для учёта средств, направляемых на выплату пенсий. Суммы средств на этих счетах предназначены к доставке пенсионерам и соответствуют суммам начисленных пенсий на определённый выплатной период. Поступающие на выплатные счета территориальных органов Пенсионного фонда денежные средства должны перечисляться на счета организаций федеральной почтовой связи для доставки пенсий пенсионерам по месту их жительства, выдаваться наличными подразделению ПФР, если оно осуществляет доставку, а также иным доставочным организациям или могут перечисляться на счета пенсионеров, которые открываются по их заявлению в кредитных организациях. В настоящее время Банк России продолжает осуществлять процесс ликвидации расчётно-кассовых центров в соответствии с ранее принятым решением Совета директоров Банка России о сокращении расчётной сети банка. По информации банка, в период с 2004 по 2005 год ликвидировано сто девяносто девять РКЦ. По состоянию на 12 сентября этого года в Российской Федерации действует девятьсот тридцать один РКЦ Банка России. В то же время действует почти две тысячи двести территориальных - районных, городских органов Пенсионного фонда, производящих выплату пенсий и иных выплат. Учитывая, что Пенсионный фонд Российской Федерации должен обеспечивать выплату пенсий, пособий, иных выплат на всей территории Российской Федерации независимо от наличия учреждений Банка России, Пенсионный фонд осуществляет сотрудничество с кредитными организациями, что способствует оптимизации процесса назначения, выплаты и доставки пенсий и социальных выплат. Для осуществления указанной деятельности привлечены кредитные организации, чьё финансовое состояние не вызывает сомнения, - это Сбербанк России, Банк Москвы, "Уралсиб", "МДМ-Банк", "Петрокоммерц", Внешторгбанк и Акибанк в Татарстане, с которыми мы сотрудничаем по выплате пенсий. Выплатные счета открыты: в учреждениях Банка России - девятьсот сорок два счёта, в подразделениях Сбербанка России - семьсот сорок семь счетов, в других коммерческих кредитных организациях - триста восемьдесят три счёта. Таким образом, существует объективная необходимость определения кредитных организаций, на счетах которых могут храниться средства обязательного пенсионного страхования. В рамках проекта федерального закона о внесении изменений в статью 23 и в статью 16 федеральных законов, названных мною, предполагается закрепить функции по определению порядка отбора на конкурсной основе кредитных организаций, в которых могут храниться денежные средства обязательного социального страхования, включая денежные средства обязательного пенсионного страхования, за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере обязательного социального страхования. Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утверждённого постановлением правительства № 321 от 30 июня 2004 года, Министерство здравоохранения и социального развития является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, пенсионного обеспечения, социального страхования. Кроме того, в соответствии с пунктом 2 названного положения Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов - Пенсионного, Фонда социального страхования и фонда обязательного медицинского страхования. Уважаемые депутаты, в заключениях, данных комитетами при рассмотрении проекта федерального закона, имеются замечания, предложения по дополнительному регулированию этих правоотношений. Полагаю, что если мы - а такая возможность, я думаю, имеется - примем законопроект в первом чтении, то при доработке его ко второму чтению можно было бы в виде поправок эти замечания и предложения учесть и внести в данный проект федерального закона. Правительство Российской Федерации просит принять рассматриваемый проект федерального закона в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Геннадий Николаевич. Для содоклада включите микрофон члену Комитета по труду и социальной политике Фариде Исмагиловне Гайнуллиной. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Выступление Геннадия Николаевича Батанова избавляет меня от изложения сути законопроекта. Но я хотела бы изложить мнение комитета по ряду позиций законопроекта, которые потребуют уточнения ко второму чтению. Действительно, надо будет привести в соответствие данный законопроект одному из положений закона "О банках и банковской деятельности", так как данный вид операций не включён в перечень банковских операций. Это одно. Второе. Надо будет уточнить позиции, связанные со 111-м законом - это "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации", ибо порядок отбора кредитных организаций для хранения денежных средств должен определяться непосредственно Правительством Российской Федерации. На это же указывает и Правовое управление Аппарата Государственной Думы. Далее. Надо будет посмотреть, насколько данный законопроект соответствует и 94-му Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Действительно, это должно определять Минздравсоцразвития путём проведения открытого конкурса, однако в пояснительной записке к данному законопроекту говорится о том, что оно же, Минздравсоцразвития, будет ещё и определять уполномоченный орган по проведению закрытого конкурса. Поэтому с доброго согласия всех сторон, думается, ко второму чтению можно устранить эти противоречия, которые существуют, к сожалению, в данном законопроекте. Комитет, рассмотрев ещё раз законопроект в установленном порядке, просит вас принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Фарида Исмагиловна. Уважаемые коллеги, процедура первого чтения. Какие есть вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопросы? От ЛДПР нет. Фракция КПРФ - Плетнёва, фракция "Народная Воля" - Глотов. От "Единой России" нет никого. Пожалуйста, Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопросы к Геннадию Николаевичу. Геннадий Николаевич, вот вы назвали перечень банков, которые будут проводить эти операции с фондами. Скажите, пожалуйста, не лучше было бы сначала в закон о банках внести положение, что они вообще имеют право это делать? А то непонятно: банки не имеют право делать - мы принимаем такой закон. Это первый вопрос. И второй. Почему фонд пенсионного обеспечения тоже, так сказать, передаётся организациям, определяемым Министерством здравоохранения и социального развития, Зурабовым? Я, например, считаю, что это ещё одна лишняя кормушка. БАТАНОВ Г. Н. Тамара Васильевна, перечень банков, который я назвал... мы в этих банках средства не храним. Я перед этим сказал, где мы храним средства: мы храним средства исключительно в региональных учреждениях Центрального банка, за исключением Эвенкии. Есть другие средства, так называемые транзитные средства, которые не хранятся, а транзитом передаются на выплату пенсий. Так вот, для этого транзита мы сотрудничаем с этими банками. Центральный банк говорит нам, что не совсем это, скажем так, законно, что ли, или правильно. Ну вот меня спрашивают: "Почему именно Банк Москвы?" Я задаю вопрос: "А почему Сбербанк России?" В законе не определено, что должен быть именно Сбербанк России. В то же время многие органы, в том числе пенсионного обеспечения, через этот банк производят выплату пенсий, так называемые транзитные средства. Поэтому я очень прошу депутатов принять этот закон. Нам нужно нормальное, хорошее правовое регулирование этого вопроса. То, которое сейчас существует, не даёт ни механизмов... ничего не даёт. Второй вопрос я не помню, Тамара Васильевна. Что минздрав и Пенсионный фонд?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Плетнёвой. ПЛЕТНЁВА Т. В. В законопроекте фонд пенсионного страхования предлагается передать учреждениям, а Министерство здравоохранения и социального развития будет определять порядок отбора на конкурсной основе этих учреждений. Понимаете? Почему пенсионное страхование теперь тоже отдаётся на откуп Министерству здравоохранения и социального развития, Зурабову? БАТАНОВ Г. Н. Я, Тамара Васильевна, хочу ответить на этот вопрос так. Эти вещи может осуществлять правовой регулятор, каковым в данном случае является орган исполнительной власти. Он у нас является правовым регулятором - в соответствии со всеми документами - в области пенсионного, социального страхования, здравоохранения и так далее, в области труда и занятости. Поэтому этому правовому регулятору - Минздравсоцразвития - и даются такие полномочия этим законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен ответ. Пожалуйста, депутат Глотов. Вы хотели ответить, Фарида Исмагиловна Гайнуллина? Пожалуйста, по этому же вопросу прокомментируйте. С места. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемая Тамара Васильевна, дело в том, что порядок уже предусмотрен федеральным законом, который мы с вами приняли в 2001 году: действительно, при отсутствии счетов центральных банков в регионах мы предоставляем это право другим кредитным организациям. Но не было у нас с вами механизма определения этих других банков. Поэтому этот законопроект не заново устанавливает, даёт возможность, право размещать средства Пенсионного фонда в банках, а определяет механизм отбора организаций. А если мы внимательно слушали Геннадия Николаевича, то слышали, что он сказал, почему Минздравсоцразвития: потому что в соответствии с положением о правительстве Минздравсоцразвития действительно является координатором, выполняет функции правового регулирования в сфере труда, трудовых отношений и социального обеспечения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Глотов. Ваш вопрос, пожалуйста, и скажите кому. ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! На протяжении всех этих лет работы четвёртой Государственной Думы фракция "Родина" (Народная Воля - СЕПР)" поддерживает деятельность Пенсионного фонда, правда, при этом всякий раз мы задаём один и тот же вопрос, который и сегодня я задам Фариде Исмагиловне: когда же он перестанет быть дотационным по нашей вине, по вине законодателя? Итак, вопросы следующие. Геннадий Николаевич, вы сказали, что число отделений Пенсионного фонда составляет две тысячи двести по стране. Намерены ли вы дальше развивать эту сеть отделений, поскольку Пенсионный фонд - одна из немногих структур, которые сегодня доходят до районного уровня и ниже в нашей стране? И, Фарида Исмагиловна, пожалуйста, скажите: намерена ли всё-таки "Единая Россия" выплавить закон таким образом, чтобы Пенсионный фонд у нас не был дотационным, и интересовался ли Комитет по труду и социальной политике, почему Центральный банк сокращает свою корсеть? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Геннадий Николаевич, вы сначала. БАТАНОВ Г. Н. Спасибо. Сергей Александрович, сегодня сеть Пенсионного фонда развита таким образом, что наши органы управления есть во всех районах и городах, во всех, стопроцентно. В некоторых местах есть межрайонные органы управления, но их единицы, это там, где совсем малая численность. Мы, наоборот, сейчас сеть свою несколько сокращаем: допустим, в столичных городах субъектов Российской Федерации создаём один орган управления, а в районах этих городов оставляем только службы по приёму посетителей и приёму документов. Я хочу сказать, что мы не предполагаем развиваться дальше в отношении увеличения штатной численности этих органов. У нас сейчас достаточно большая численность, и я не думаю, что мы будем дальше развиваться в отношении увеличения численности органов, эти органы обеспечивают выплату пенсий сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Гайнуллина. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемые коллеги, я просто повторю то, что, думаю, вы знаете. По инициативе "Единой России" сформирована межфракционная группа, даже более того, сформирована комиссия под председательством Олега Викторовича Морозова. Мы работаем над комплексом вопросов по совершенствованию законодательства не столько в сфере пенсионного обеспечения, сколько в сфере социального страхования. Действительно, Комитет по труду и социальной политике разделяет вашу озабоченность по поводу несбалансированности бюджета Пенсионного фонда, всё большей его зависимости от федерального бюджета и потери страховых принципов страхования. И действительно думается, что мы должны двигаться более последовательно в этом направлении. Что касается функций Центробанка, свёртывания так называемой корреспондентской деятельности Центробанка, то это тоже проводится в соответствии с законом "О Центральном банке...", который принят Государственной Думой. Центральный банк прежде всего отвечает за формирование, реализацию, контроль и надзор в области денежно-кредитной политики в стране, поэтому, вероятно, вполне логично, что другие операции, другие функции банка сокращаются. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, вопросы мы закончили задавать. Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет. Настаивает ли докладчик на заключительном слове? Нет. Настаивает ли содокладчик? Представитель президента? Представитель правительства? Уже высказались. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" и статью 16 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Первое чтение. Комитет просит поддержать. Включите режим голосования. Кто без карточки? Нет. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 13 сек.) Проголосовало за 371 чел.82,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6% Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.