Заседание № 145
О проекте федерального закона № 281056-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (об уточнении полномочий руководителя следственного органа, следователя и прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу, а также порядка задержания подозреваемого; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 162 и 226 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 37, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад Ирины Александровны Панькиной. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен комитетом к рассмотрению во втором чтении. Всего семь поправок, все они рекомендованы комитетом к принятию. Просьба поддержать таблицу поправок и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 27 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 52 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Включите микрофон на трибуне. Пожалуйста. ПАНЬКИНА И. А. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении - проведены все необходимые экспертизы, замечаний нет. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений - рассмотреть в третьем чтении? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении законопроект, пункт 37. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 40 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 132
О проекте федерального закона № 281056-8 "О внесении изменений в статьи 162 и 226 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (об уточнении полномочий руководителя следственного органа, следователя и прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 162 и 226 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад Эрнеста Абдуловича Валеева. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Одна из самых острых проблем современного уголовного правосудия в том, что не соблюдаются разумные сроки уголовного судопроизводства. Концепция предлагаемого законопроекта и направлена на уточнение полномочий руководителя следственного органа, следователя и прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу, с тем чтобы в определённой мере обеспечить соблюдение этих сроков. По имеющейся информации, на сегодняшний день участились случаи увеличения сроков предварительного расследования свыше двух месяцев, установленных законом, и не во всех случаях продление этих сроков связано с объективной необходимостью, чаще это следствие волокиты. Так, ежегодно свыше, дольше двухмесячного срока, установленного законом, расследуется более 40 процентов уголовных дел. Конечно же, проявлять терпимость к такому положению дел нельзя, мы рассматриваем частные случаи. Порядка 400 тысяч уголовных дел возвращается прокурорами для дополнительного расследования в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела, в связи с отменой постановления о приостановлении уголовного дела, возвращаются уголовные дела, поступившие с обвинительным заключением. Это, повторяю, порядка 400 тысяч уголовных дел. При этом в действующем процессуальном законе не установлены сроки, в течение которых следователь должен принять такое дело к своему производству. И, используя вот этот законодательный пробел, следователи не принимают дело к производству в течение длительного времени - как установлено практикой, иногда до полугода. В связи с этим предлагается установить срок, внести в статью 162 Уголовно-процессуального кодекса положение, по которому руководитель следственного отдела незамедлительно должен поручить следователю и следователь должен незамедлительно принять уголовное дело к своему производству. Таким образом мы устраняем в этой части возможную волокиту. Кроме того, предлагается дополнить статью 162 положением о том, что срок предварительного следствия по делам, прекращённым в связи с применением судебного штрафа, определяется с момента направления дела в суд. И наконец, предлагается увеличить с двух до пяти суток время, которое даётся прокурору на ознакомление с уголовным делом, поступившим с обвинительным актом. Вот в этом суть законопроекта. Он будет способствовать устранению волокиты вот в этих случаях. Прошу поддержать и принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ирины Александровны Панькиной. ПАНЬКИНА И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект, как уже подробно рассказал докладчик, направлен на уточнение полномочий руководителя следственного органа и прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу. Действительно, практика применения норм уголовно-процессуального законодательства на стадии предварительного расследования показывает, что зачастую нарушаются, затягиваются разумные сроки уголовного судопроизводства, в частности отмечается длительное непринятие следователями к производству уголовных дел после возвращения их прокурором в следственные органы по тем или иным основаниям. Авторами законопроекта приведены конкретные статистические данные, свидетельствующие о том, что нарушения есть и уже в таком масштабе, что нам это нужно законодательно править. Комитет поддерживает концепцию законопроекта, при этом есть замечания, которые ко второму чтению необходимо будет учесть, в части дополнения конкретного перечня следственных действий, которые в этом разрезе необходимо будет применять. Повторю, комитет поддерживает концепцию. Просьба поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Эрнест Абдулович, у меня вопрос по формулировкам. Согласно поправкам к статье 162 УПК, руководитель следственного органа с момента поступления уголовного дела в следственный орган незамедлительно поручает производство предварительного следствия следователю, который незамедлительно принимает уголовное дело к своему производству. Вызывает сомнение формулировка "незамедлительно", учитывая реалии практики. Может быть, нам установить конкретный краткий срок, например сутки или двое, чтобы избежать злоупотреблений и неопределённости? Как вы относитесь к этому предложению? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон депутату Валееву. ВАЛЕЕВ Э. А. Авторы законопроекта сочли предлагаемый термин вполне определённым, не допускающим двойного толкования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спиридонов Александр Юрьевич. СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Замечательная инициатива по сокращению срока! Тут были, правда, замечания по перечню следственных действий, но я так понимаю, что ко второму чтению они будут проработаны. Остаётся такой вопрос: речь идёт о сокращении срока, тем не менее при поступлении обвинительного акта от дознавателя срок рассмотрения прокурором увеличивается с двух до пяти суток - для понимания, с чем это связано? Были обращения прокуратуры, прокуроров, в связи с тем что им не хватает времени на рассмотрение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валееву включите микрофон. ВАЛЕЕВ Э. А. Это связано с большим количеством уголовных дел, которые поступают прокурору с обвинительным актом. Увеличение срока направлено на повышение качества изучения уголовного дела прокурором. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сухарев Иван Константинович. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, это нужный законопроект. Здесь прозвучало слово "волокита". К сожалению, волокита действительно имеет место, и она влечёт за собой освобождение от ответственности в связи с истечением срока давности, ну и зачастую, я считаю, такое затягивание носит коррупционный характер, но всё это надо доказывать. Как вы относитесь к введению ответственности за так называемую волокиту - такой более серьёзной, настоящей ответственности? И почему срок рассмотрения прокурором уголовного дела, поступившего от дознавателя с обвинительным актом, увеличен с двух суток до пяти - не до шести, не до трёх? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валееву включите микрофон. ВАЛЕЕВ Э. А. Дознание, вообще, представляет уголовное дело прокурору или с обвинительным актом, или с обвинительным постановлением. В первом случае это дела с упрощённым производством, вторая категория - это более сложные дела. В связи с этим с учётом объёма представляемых уголовных дел и предлагается пятисуточный срок, а не трёхдневный, как по делам с обвинительным постановлением. А что касается вопроса об ответственности за волокиту, это не предмет этого законопроекта, но в принципе вопрос об ответственности за те или иные нарушения уголовно-процессуального закона можно рассматривать отдельно - готов с вами обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 162 и 226 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", пункт 20. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 33 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.