Заседание № 125

20.11.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 281035-5 "О ратификации Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3411 по 3638 из 7198
Пункты 19 и 20, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о          
правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" и проект             
федерального закона "О ратификации Соглашения о порядке введения и применения   
мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории   
в отношении третьих стран". Советом Госдумы также было принято решение          
доложить эти два вопроса вместе и содоклад по ним тоже сделать вместе. Доклад   
делает официальный представитель Правительства Российской Федерации             
статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Российской     
Федерации Наумов Станислав Александрович.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Станислав Александрович.                                            
                                                                                
НАУМОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, оба соглашения были подписаны в        
рамках заседания Межгосударственного Совета Евразийского экономического         
сообщества 9 июня этого года в Москве. Они подписаны в целях унификации         
нормативно-правовой базы государств - участников таможенного союза в первом     
случае в части выдачи лицензий и разрешений на экспорт или импорт товаров,      
перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, а во втором случае в   
части применения запретов и ограничений при перемещении отдельных категорий     
товаров через таможенную границу таможенного союза. Собственно говоря, они      
дополняют в рамках пакетного подхода те механизмы, о которых сказал             
предыдущий докладчик.                                                           
                                                                                
Первое соглашение определяет порядок выдачи лицензий на импорт и экспорт        
товаров, включённых в единый перечень товаров, к которым применяются            
ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в   
торговле с третьими странами. При этом действие соглашения не                   
распространяется на экспорт или импорт товаров, подлежащих экспортному          
контролю, на экспорт и импорт вооружений и военной техники, а также иной        
продукции военного назначения.                                                  
                                                                                
Второе соглашение определяет порядок введения и применения на единой            
таможенной территории в отношении третьих стран единых мер нетарифного          
регулирования, мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя   
из национальных интересов государств-участников, а также особых видов           
запретов и ограничений внешней торговли товарами. При этом товары, в            
отношении которых применяются меры регулирования, включаются в единый           
перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или     
вывоз государствами - участниками таможенного союза.                            
                                                                                
Соглашения предусматривают юридическую обязательность решений комиссии          
таможенного союза для Российской Федерации и не требуют дополнительных          
расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Станислав Александрович.                            
                                                                                
Содоклад по данной теме от комитета сделает председатель комитета по делам      
Содружества Независимых Государств Алексей Владимирович Островский.             
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Глубокоуважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги!     
Настоящие федеральные законы о ратификации межправительственных соглашений,     
связанных с нетарифным регулированием в отношении третьих стран, также          
входят, как уже сказал официальный представитель правительства, в основной      
пакет нормативно-правовой базы функционирования таможенного союза.              
Ратификация предлагаемых соглашений особенно актуальна, как и в случае с        
предыдущим пакетом, в условиях мирового финансового кризиса, в результате       
которого конъюнктура мирового рынка потребовала от государств                   
скоординированных действий и более эффективных подходов к защите рыночного      
пространства. Россия, Белоруссия и Казахстан пришли к единому пониманию в       
создании упрощённых международно-правовых условий для взаимной торговли и       
проведении согласованной торгово-экономической политики наших государств. На    
этом пути стороны уже подписали и мы с вами, уважаемые коллеги, уже             
ратифицировали одиннадцать международных договоров по созданию единой           
таможенной территории и формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС -       
одной из наиболее действенных и, возможно, перспективных форм экономической     
интеграции на постсоветском пространстве. Только что рассмотренные нами для     
ратификации соглашение и три протокола касаются вопросов тарифного              
регулирования, эти же два документа создают международно-правовую основу для    
принятия таможенным союзом мер нетарифного регулирования в отношении третьих    
стран.                                                                          
                                                                                
В дополнение к выступлению основного докладчика хочу отметить следующее.        
Регулирование применения на единой таможенной территории мер нетарифного        
регулирования, единых подходов в экспортно-импортной политике государств -      
участников таможенного союза в отношении третьих стран имеет исключительное     
значение и в определённой степени является фундаментом внешнеторговой           
деятельности наших государств. Эта деятельность, как известно, осуществляется   
на основе лицензирования, выдачи разрешений, других мер нетарифного             
регулирования, которые приняты в международной торговой практике. Согласно      
положениям документов достаточно детально и чётко прописаны механизмы прежде    
всего реагирования участников таможенного союза на возможные ухищрения и        
действия в обход правовых норм в вопросах экспорта и импорта различных          
товаров. Для этих целей создаётся комиссия таможенного союза как                
надгосударственный орган, которому вменяются в компетенцию вопросы пресечения   
и недопущения подобных фактов.                                                  
                                                                                
В процессе торговли с третьими странами экспорт и импорт наиболее важных        
товаров осуществляется не только с учётом вводимых комиссией экспортных и       
импортных квот, но и посредством контроля уполномоченными органами государств   
- участников таможенного союза за движением товаров. При этом необходимо        
заметить, что это осуществляется в случае экспорта только в отношении           
товаров, происходящих с единой таможенной территории, а при импорте - только    
в отношении товаров, происходящих из третьих стран. Перечень наиболее           
значимых товаров формируется по предложению сторон и утверждается комиссией с   
последующим распределением экспортных и импортных квот между государствами.     
При этом их объёмы распределяются на основе равноправия участников              
внешнеторговой деятельности. Это также исходит из задач, связанных с            
введением количественных ограничений и объёмами производства и потребления      
товаров в каждом государстве. Параллельно с этим соглашением по решению         
комиссии предусматривается предоставление сторонам исключительного права на     
экспорт и импорт отдельных товаров. Осуществляется это на принципах             
недискриминации, а также исходя из коммерческой целесообразности                
предоставления организациям других сторон равнозначных возможностей.            
                                                                                
Разработанные в рамках настоящего соглашения организационно-правовые меры       
позволяют государствам - участникам таможенного союза наиболее эффективно       
обеспечить общий экономический интерес, консолидировать усилия в достижении     
каждой из сторон наибольшей экономической выгоды, снизить политические и        
экономические риски и тем самым, уважаемые коллеги, обеспечить защиту единого   
таможенного пространства от современных вызовов и угроз, негативных             
проявлений мировой экономики.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет на своём заседании рассмотрел данные законопроекты   
и рекомендует Государственной Думе ратифицировать упомянутое соглашение.        
Комитеты-соисполнители также поддерживают данную ратификацию. Ратификация       
настоящих соглашений отвечает как политическим, так и экономическим             
интересам, потребностям национальной безопасности Российской Федерации и        
будет способствовать укреплению добрососедских отношений между Россией,         
Белоруссией и Казахстаном, а также другими государствами Евразийского           
экономического сообщества. От имени членов комитета прошу вас поддержать        
данную ратификацию.                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
Есть ли вопросы? Один вопрос - у депутата Федоткина. Пожалуйста.                
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Станислав Александрович, вы несколько раз касались перечня       
товаров, на которые действуют ограничения и которые разрешены для ввоза и       
вывоза. Вообще, это очень интересная вещь в последние годы у нас. Не            
располагаете ли вы данными (вот коль перечень, то это не в рублях, а в          
каких-то количественных единицах), сколько включает в себя этот перечень        
единиц товаров, разрешённых для ввоза в Россию, и сколько - разрешённых к       
вывозу? Я вот перечисляю то, что на вывоз: нефть, газ, газ, нефть - и вроде     
бы всё в основном. А ввозимые - ну уж сколько угодно могу перечислять. Вот      
каково количественное соотношение, не подскажете?                               
                                                                                
НАУМОВ С. А. Что касается единого перечня товаров, в отношении которых          
действует запрет на ввоз и вывоз, то это семь позиций, и те, в отношении        
которых предусмотрены ограничения на ввоз и вывоз, - это ещё двадцать семь      
позиций, которые согласованы между тремя странами. И это соответствует          
международным принятым обязательствам по запрету либо по ограничениям,          
которые действуют в настоящее время, и мы просто, так сказать,                  
синхронизируем, вырабатываем единую политику на будущее.                        
                                                                                
Что касается вопроса о номенклатуре внешнеэкономической деятельности, она,      
конечно же, насчитывает гораздо большее количество позиций и является единой    
как для экспорта, так и для импорта.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Один.                                               
                                                                                
Депутат Федоткин, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я не случайно задал этот вопрос, у меня       
будет небольшое выступление.                                                    
                                                                                
Вот у меня в руках, скажем, две авторучки, одна относительно хорошая ручка, а   
другая стоит три рубля, очень жирно, хорошо пишет. Я смотрю и на ту, и на       
другую ручку, ценовой диапазон между ними большой, и обе не наши. Наверное,     
надо их ввозить, потому что в России уже скоро нечем будет писать. И            
карандаши тоже не наши. Вот ластик, стёрочка обычная, со слоном - смотрю,       
тоже не наша. Наверное, надо их тоже ввозить, потому что мы ничего не можем     
сделать, а наше образование без этого ластика просто рухнет. А когда мы         
смотрим на товары вывозимые, то проблема возникает. Как поедет наш              
председатель правительства Владимир Владимирович Путин, лидер "ЕДИНОЙ           
РОССИИ", на восток - так восточный поток пошёл, газовый, нефтяной, поедет на    
юг - так "Южный поток" - газовый, нефтяной, поедет на запад - значит,           
западный поток, газовый, нефтяной, недавно был на севере, в Норвегии, Швеции,   
Финляндии, - значит, "Северный поток". Одни потоки на вывоз! Смотришь: газ -    
нефть, нефть - газ, и больше ничего, и больше ничего мы не можем! Вот эти       
вопросы лицензирования, наверное, должны учитывать наши внутренние интересы,    
чтобы мы могли больше сами производить, больше вывозить конечных товаров, а     
не так: отдавать то, что дано России от Бога, а забирать у них, покупать,       
даже резинки, карандаши и элементарные ручки за 3 рубля.                        
                                                                                
И второй момент. Я не случайно спросил про ввоз, про вывоз. Сегодня коллега     
наш, товарищ Локоть показал пакетик практически с наркотиком, который открыто   
распространяется в России, который ежедневно мы видим на экранах телевизоров:   
вот им торгуют, вот конкретное место, вот конкретный покупатель, вот от него    
вред. Тем не менее он завозится, тем не менее уничтожается целое поколение      
нашей молодёжи! Вот как, будет лицензироваться завоз этого наркотика или без    
лицензии? То есть погибать молодёжь будет как - по лицензии или без лицензии?   
                                                                                
Я не услышал, к сожалению, ни от того, ни от другого докладчика, как этот наш   
законопроект о лицензировании ввоза-вывоза укрепит наш рынок, переориентирует   
его, как говорил президент, с сырьевого на элементарные ручки и резинки, я не   
говорю уже о более современных товарах. Вы посмотрите: у вас в кабинете         
ничего нет российского! Столы, стулья, телевизоры, всё, что у нас есть, - всё   
завезено из-за границы. Только, может быть, сам депутат российский, а           
остальное всё заграничное. Не услышал, что надо, чтобы отсечь эти пакетики,     
из-за которых через несколько лет в России ни одного нормального, здорового     
не только физически, но и нравственно человека не останется. Я хотел об этой    
стороне этого закона услышать, когда выступали докладчики, но не услышал. И     
очень боюсь, что принятие закона - наверное, это надо, безусловно, это надо     
делать - послужит в итоге не оздоровлению российской экономики, а ухудшению     
положения, если мы действительно глубоко не будем смотреть, не оздоровлению     
нации, а её уничтожению. Не хотелось бы, чтобы эти последствия оставались за    
пределами закона. Закон нужен, но нужно не просто количество, а нужно           
качество.                                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание высказаться у докладчика, содокладчика?   
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НАУМОВ С. А. Большое спасибо.                                                   
                                                                                
Я согласен с подходом, который указывает на необходимость комплексного          
решения всех вопросов, связанных с регулированием внешнеэкономической           
деятельности. И хочу просто ещё раз подчеркнуть, призывая ратифицировать        
данные соглашения, что именно благодаря порядку лицензирования мы сможем        
ограничить существенным образом ввоз тех опасных товаров, о которых шла речь    
в докладе уважаемого депутата, и сделать это не только в отношении Российской   
Федерации, но и в отношении наших союзников - Казахстана и Белоруссии.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Владимирович не желает высказаться? Нет.                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4449 по 4481 из 7198
Пункт 19, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о правилах       
лицензирования в сфере внешней торговли товарами". Кто за принятие данного      
законопроекта? Прошу проголосовать.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 11 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              410 чел.91,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пункт 20, проект федерального закона "О ратификации Соглашения о порядке        
введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой   
таможенной территории в отношении третьих стран". Кто за принятие данного       
законопроекта? Прошу проголосовать.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 12 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              410 чел.91,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.