Заседание № 147
О проекте федерального закона № 280828-5 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся порядка и условий отбывания наказания осуждёнными, содержащимися в колониях-поселениях).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Вопрос 6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по безопасности Владимира Ильича Колесникова. Пожалуйста. КОЛЕСНИКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект внесён Правительством Российской Федерации, направлен на совершенствование порядка и условий отбытия наказания осуждёнными, содержащимися в колониях-поселениях. Он принят Государственной Думой во втором чтении 10 марта текущего года. По законопроекту, представленному в третьем чтении, Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний не имеет. Нет замечаний и юридико-технического характера. Комитет Государственной Думы по безопасности предлагает Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович на выступление по мотивам записался. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
По 6-му вопросу по мотивам выступает Иванов Сергей Владимирович. Пожалуйста, включите микрофон. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, после принятия данного законопроекта преступникам, которые находились в бегах, не смогут зачислить это время в срок отбывания наказания. Прекрасное новшество, которое мы с вами сейчас введём, конечно, поможет делу отправления правосудия и наказания преступников. То есть подобные вещи... я ещё, когда в первом чтении обсуждали данный законопроект, спросил, был ли хоть один такой случай, когда человек ударился в бега, а ему это время засчитали в срок отбывания наказания. Мне таких примеров никто не привёл. Поэтому как тут не вспомнить старину Бисмарка, который говорил, что при плохих законах, но с хорошими чиновниками вполне возможно управлять государством. У нас ситуация, видимо, практически патовая, потому что и законы у нас далеки от совершенства, да ещё и чиновники... Вдумайтесь: внести такой законопроект, потому что кто-то посчитал, что такое может быть - кому-то придёт в голову засчитать этот срок в срок отбытия наказания... Данный законопроект, конечно, является вершиной нашего законотворчества, поэтому желаю вам удачно за него проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 08 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 146
О проекте федерального закона № 280828-5 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся порядка и условий отбывания наказания осуждёнными, содержащимися в колониях-поселениях).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 12. Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя Комитета по безопасности Владимир Ильич Колесников. КОЛЕСНИКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Данный законопроект внесён Правительством Российской Федерации и направлен на совершенствование порядка и условий отбывания наказания осуждёнными, содержащимися в колониях-поселениях, и принят Государственной Думой в первом чтении 13 января текущего года. В таблице поправок 1, рекомендуемых комитетом к принятию, одна поправка. Внесение поправки обусловлено тем, что согласно части второй статьи 129 Уголовно-исполнительного кодекса России осуждённым, отбывающим лишение свободы в колониях-поселениях, запрещается приносить в общежитие, использовать и хранить в общежитии предметы и вещества, перечень которых установлен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Исходя из буквального толкования указанной нормы запрет на хранение предметов, включённых в перечень, распространяется лишь на общежитие, что позволяет указанной категории лиц хранить и использовать запрещённые предметы на иных объектах, в том числе на рабочих местах, расположенных на предприятиях, и так далее. Поскольку законопроект направлен на совершенствование порядка и условий отбывания наказания осуждёнными, содержащимися в колониях-поселениях, такая поправка является уместной и не выходит за рамки концепции законопроекта. Ко второму чтению Правовое управление замечаний по законопроекту не имеет. Комитет Государственной Думы по безопасности предлагает Государственной Думе утвердить таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, и принять законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, таблица единственная, она с одной поправкой, которую комитет поддержал. Есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 05 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1% Результат: принято Таблица принята. Ставится на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 36 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 134
О проекте федерального закона № 280828-5 "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся порядка и условий отбывания наказания осуждёнными, содержащимися в колониях-поселениях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 6. Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации Дмитрий Вячеславович Костенников. КОСТЕННИКОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемые депутаты, проект федерального закона разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 25 февраля 2009 года № Пр-444. Законопроект направлен на совершенствование порядка и условий отбывания наказания осуждёнными, содержащимися в колониях-поселениях, а также на уточнение отдельных положений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. Проектом федерального закона предлагается уточнить положение части седьмой статьи 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которому в срок отбывания наказания засчитывается время нахождения осуждённого, получившего разрешение на выезд за пределы исправительного учреждения, что позволит избежать двойного толкования данной нормы и обеспечить единообразие в применяемой терминологии. Одним из основных принципов уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания. Статья 80 Уголовно-исполнительного кодекса развивает и конкретизирует указанный принцип, устанавливая требование раздельного содержания в исправительных учреждениях различных категорий осуждённых к лишению свободы. В связи с этим предлагаются изменения в статью 128 Уголовно-исполнительного кодекса, которые предусматривают, что в колониях-поселениях лица, ранее не отбывавшие наказание в виде лишения свободы, осуждённые за преступления, совершенные по неосторожности, а также лица, осуждённые за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, отбывают наказание отдельно от лиц, осуждённых за преступления, совершённые по неосторожности, которые уже ранее отбывали лишение свободы, и положительно характеризующихся осуждённых, переведённых из колоний общего и строгого режима в порядке, предусмотренном статьёй 78 Уголовно-исполнительного кодекса. Таким образом, в целях оптимизации размещения осуждённых в колониях-поселениях предлагается предусмотреть раздельное содержание лиц, ранее не отбывавших наказание в виде лишения свободы, и лиц, ранее содержавшихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Законопроектом предлагается внести изменение в статью 129 Уголовно-исполнительного кодекса, в соответствии с которым проживание осуждённых со своими семьями за пределами колонии-поселения будет разрешено в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение. Одновременно законопроектом приводится терминология статьи 129 Уголовно-исполнительного кодекса в соответствие с понятийным аппаратом, используемым Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Законопроект прошел все необходимые согласования, получил заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Положения проекта федерального закона соответствуют Конституции, общепринятым нормам и принципам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а также юридической практике. Реализация законопроекта не потребует привлечения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета. С учётом изложенного предлагается поддержать проект представляемого федерального закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Дмитрий Вячеславович. Владимир Ильич Колесников от Комитета по безопасности делает содоклад. КОЛЕСНИКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Дмитрий Вячеславович Костенников подробно рассказал о законопроекте. Концепция данного законопроекта сомнений у Комитета Государственной Думы по безопасности не вызывает, однако ко второму чтению, на наш взгляд, следовало бы внести в него изменение. Оно касается части четвёртой статьи 129 "Условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях", которую Правительство Российской Федерации фактически предлагает изложить в следующей редакции: "Осуждённым разрешается заочно обучаться в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах муниципального образования, на территории которого расположена колония-поселение". Получается, что возможность заочного обучения осуждённого в связи с этой поправкой практически сводится к нулю, поскольку серьёзные образовательные учреждения, имеющие заочную форму обучения, как правило, расположены в крупных городах, а не в муниципальных образованиях, на территории которых расположена колония-поселение. Надо подумать и внести в законопроект соответствующую поправку ко второму чтению, чтобы не ограничивать возможность осуждённых, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, получить полноценное профессиональное образование, которое поможет им в дальнейшем, после освобождения, вернуться к полноценной, законопослушной жизни. У Правового управления Аппарата Государственной Думы имеется по законопроекту замечание юридико-технического характера, но совершенно незначительное, которое будет устранено при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет Государственной Думы по безопасности рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Ильич. Задержитесь на трибуне, есть вопросы. Я вижу: депутаты Федоткин, Рохмистров, Иванов. Никого не упустил? Нет. Три вопроса. Пожалуйста, Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Дмитрий Вячеславович, вот о каком количестве людей идёт речь, сколько у нас осуждённых в поселениях? И заодно скажите, сколько вообще у нас в стране осуждённых? Хотя бы как-то округлённо назовите две цифры эти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Вячеславович. КОСТЕННИКОВ Д. В. Сколько вообще осуждённых, точную цифру не скажу, но по состоянию на 1 января 2010 года в колониях-поселениях отбывали наказание 52,5 тысячи человек, среди них 3,5 тысячи - осуждённые за преступления, совершённые по неосторожности, 33,1 тысячи - осуждённые за совершённые умышленные преступления и около шестнадцати тысяч - те, кто переведён за положительное поведение в соответствии с частью второй статьи 78 Уголовно-исполнительного кодекса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рохмистров, ваш вопрос. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к Дмитрию Вячеславовичу. Дмитрий Вячеславович, то, что необходимо пересматривать концептуально всю систему исполнения наказаний, это уже стало ясно всем. И те кадровые изменения, которые там происходят в последнее время, говорят о том, что данная тема серьёзно волнует руководство нашей страны. И вот у меня вопрос: заказано ли министерством в каком-либо научном учреждении полноценное социологическое исследование с применением современных методов моделирования ситуации, с тем чтобы понять, в какую сторону надо идти, либо по-прежнему вот такими штрихами, мазками ведущий специалист и руководитель департамента будут нам вкидывать какие-то небольшие изменения, обозначая, что мы кардинально меняем систему исполнения наказания в нашей стране? Может быть, это уже пора сделать как-то? КОСТЕННИКОВ Д. В. В настоящее время действительно ведётся большая организационная работа по подготовке реформы уголовно-исполнительной системы. В связи с этим, естественно, необходимо проведение комплексных научных исследований и формирование на их основе федеральной целевой программы, может быть, даже не одной. В связи с тем что пока, так сказать, на проведение этой работы подготовительной дан определённый срок, в том числе и на подготовку предложений по формированию федеральных целевых программ, в настоящее время разрабатывается план, по которому будет реализовываться, в частности, и эта задача по сбору необходимой информации, по её анализу, в том числе с привлечением научно-исследовательских учреждений. Пока конкретные научно-исследовательские учреждения в этой части не определены. Будет объявлен соответствующий конкурс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. У меня, если можно, вопрос к обоим докладчикам, потому что вносило данный законопроект правительство, а Владимир Ильич, так скажем, имеет большой опыт в данной сфере. Вот тут в пояснительной записке указано, что может трактоваться как нахождение за пределами исправительного учреждения, которое зачисляется в срок отбывания, и время побега осуждённого из мест лишения свободы, а также уклонение осуждённого, получившего разрешение на выезд, от возвращения. А что, были такие случаи, когда человек ушёл в бега, а ему это время засчитали как срок отбытия наказания? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Вячеславович, сначала вы. КОСТЕННИКОВ Д. В. В данном случае изменения вносятся с тем, чтобы таких коллизий просто не возникало и чтобы не было необходимости спорить на эту тему. Речь может вестись не только о том, что данный конкретный осуждённый находился в бегах, естественно, ему это время засчитывается, такие случаи мне не известны, но бывают также случаи, когда такой осуждённый возвращается не вовремя, то есть не в то время, до которого он получил разрешение. Те дни, на которые он просрочил это возвращение, они, в общем, так сказать, не относятся... нельзя ещё сказать, что он собирался уклониться, сбежать, но оснований зачислять, скажем, вот эти дни в срок исполнения наказания, в общем, тоже нет. И для того чтобы этих коллизий не было, вносятся указанные изменения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Ильич. КОЛЕСНИКОВ В. И. Полностью поддерживаю логику Дмитрия Вячеславовича. Со своей стороны хочу сказать, что эта норма несёт очень серьёзные ограничительные и воспитательные функции. Лицо, которое помышляет изменить, нарушить предписание, должно понимать, что, в общем-то, санкции будут соответствующие. Поэтому, я считаю, это серьёзная норма воспитательного порядка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Коллеги, настаивает ли кто-то на выступлении? Да, Селезнёв от фракции ЛДПР. Других рук я не вижу, подводим черту. Пожалуйста, депутат Селезнёв. Включите микрофон. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Спасибо. Коллеги, мне хотелось бы немножечко вернуться в недавнюю историю. 16 ноября Сергей Магнитский скончался после одиннадцатимесячных мучений в Бутырке, и это послужило неким сигналом к тому, чтобы педалировать реформирование уголовно-исполнительной системы. Соответствующие медведевские репрессии - в хорошем смысле этого слова - были проведены в Федеральной службе исполнения наказаний, там было отстранено порядка двадцати высших исполнительных лиц. Непонятно, почему там осталось первое лицо, но надеемся, что и его тоже отстранят. И была провозглашена необходимость реформирования уголовно-исполнительной системы в целом. Сегодняшний законопроект, который нам предлагается рассмотреть в первом чтении, напоминает по своему стилю и содержанию затыкание дыр, потому что он практически ничего не решает, просто якобы разделяет в одной и той же территории местонахождение уголовников-рецидивистов и тех, кто отбывает наказание за кражу булочек или мешка картошки, также решает проблему, каким образом более качественно считать время, которое идёт в зачёт исполнения наказания. О чём хотелось бы сказать? Этот законопроект мы, безусловно, будем поддерживать в связи с тем, что он в любом случае делает очередной шаг для послабления тех неимоверно тяжёлых условий, в которых находятся наши осуждённые, тем более осуждённые, которые сидят в колониях, порой попадают туда просто по недоразумению. Мы будем голосовать за этот законопроект, но в целом он ничего абсолютно не решает. Отечественная тюремная исправительная система в своей основе была рождена в сталинских лагерях, и карательное начало является её существенным признаком, который остаётся. Он начисто отметает сострадание к человеку, снисхождение к его слабостям, более того, выражает отношение к тем, кто оступился, как к недочеловекам, которые утратили право на уважение личности и признание достоинства. Те, кто прошёл через горнило колоний, тюрем и СИЗО, буквально искалечены в личностном и духовном смысле, а количество людей, пропущенных через уголовно-исполнительную систему, просто потрясает. Вот здесь мы услышали цифры, я ещё раз эти цифры озвучу: на 1 ноября 2009 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы России находились порядка восьмисот семидесяти шести тысяч человек, в том числе в семистах пятидесяти пяти исправительных колониях отбывали наказание семьсот тридцать одна тысяча человек, в семи тюрьмах - три тысячи человек, в шестидесяти двух воспитательных колониях для несовершеннолетних находились шесть тысяч человек, в двухсот двадцати пяти следственных изоляторах содержались сто тридцать пять тысяч человек. Если всё это просуммировать, получится более миллиона человек. Гуманизация тюремно-исправительной системы в нашей стране является одной из важнейших национальных задач, решение которой, я ещё раз повторю, вроде бы сдвинулось с мёртвой точки благодаря вынужденной политической воле Президента России Дмитрия Медведева. И важнейшим шагом на пути либерализации этой системы явился президентский закон, который с 10 января вступил в силу. Новый вид наказания, введённый этим законом, получивший в народе название домашнего ареста, будет назначаться на срок от двух месяцев до четырёх лет в качестве основного вида наказания за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания за совершение отдельных тяжких и особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь человека, общественную безопасность, основы конституционного строя и безопасности государства. То есть в качестве основного наказания домашний арест будет назначаться за совершение преступлений, по которым до настоящего времени назначалось лишение свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении как минимум. С учётом этого у нашей фракции есть вопрос: а не стоит ли предусмотреть замену отбывания наказания в колонии-поселении, которое было назначено до введения нового вида наказания, до вступления в силу этого закона, на домашний арест для тех заключённых, которые отбывают наказание в первый раз и сразу же получили не тяжёлую, а наиболее лёгкую форму наказания - отбывание в колонии-поселении? Иначе будет несправедливо: те, кому сейчас назначили или назначат наказание в виде домашнего ареста за те же преступления, будут отбывать его у себя дома, а те люди, которые чуть раньше совершили такое же преступление... Надо бы рассмотреть этот вопрос. Во-вторых, с учётом проводимой реформы судебной системы и системы исполнения наказаний необходимо либерализовать все формы отбывания наказания в виде лишения свободы. В отношении колоний-поселений необходимо предусмотреть возможность осуждённого свободно передвигаться по территории муниципального образования, в котором находится колония-поселение. Сейчас это предусмотрено только в связи с обучением или если этого требует характер выполняемых осуждённым работ. В завершение хочу отметить, что предлагаемые меры - это лишь те, которые непосредственно связаны с рассматриваемым законопроектом. В отношении же уголовно-исполнительной системы в целом требуются системные меры, которые превратили бы её из монстра, наводящего ужас на всех абсолютно граждан нашей страны, в оплот правопорядка, действительно исправительно-воспитательный институт, защищающий мирную жизнь людей и способствующий возвращению к нормальной жизни тех, кто уже отбыл наказание. Вряд ли в Соединённых Штатах Америки есть в народе такая пословица, которую у нас знают все, допустим: от сумы и от тюрьмы не зарекайся. Это народная пословица, которая рождена тем ужасом, который наводит наша судебно-исправительная система. Также хотелось бы отметить ещё одно обстоятельство, которое лишь подчёркивает то, что к этому законопроекту подошли весьма формально: инициатива законопроекта принадлежит Правительству Российской Федерации, комитет, который рассматривал этот законопроект, - это Комитет по безопасности. Каким образом такого рода законопроект может рассматриваться без участия Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству? Никаких заключений от этого комитета и комментариев по данному законопроекту не поступало. Хотелось бы, чтобы вот это всё было учтено в дальнейшем при прохождении законопроектом процедур второго и третьего чтений. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства? Ну, представитель правительства уже выступил. Представитель президента не настаивает на участии в дискуссии? Нет. Пожалуйста, докладчик, есть ли у вас желание выступить с заключительным словом? Нет. Содокладчик? Не настаивает. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 50 сек.) Проголосовало за 447 чел.99,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 447 чел. Не голосовало 3 чел.0,7% Результат: принято Принимается.