Заседание № 66
О проекте федерального конституционного закона № 280713-3 "О внесении дополнения в статью 5 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации" (по вопросу о размещении Государственного герба Российской Федерации на фасадах зданий законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; принят в первом чтении 14 апреля 2004 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
31-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении дополнения в статью 5 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации". Законопроект, принятый в первом чтении, предлагается к отклонению. Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, очень коротко. Ровно десять лет назад был внесён данный законопроект в Государственную Думу. Суть его такова: государственный герб размещается также и на зданиях, которые занимают органы государственной власти субъектов Федерации. Мы его приняли в первом чтении в 2004 году, но была допущена неточность: законопроект предусматривает, что государственный герб может быть размещён на зданиях, которые они занимают, по решению органов госвласти. Это противоречит принципу прямого действия федеральных конституционных законов: в соответствии с законом о гербе государственный герб размещается в обязательном порядке в соответствующих местах, и даётся перечень мест. Именно по этому основанию мы не можем поддержать законопроект и предлагаем вам отклонить его в первом чтении... вернее, ну, исправить ситуацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По Регламенту при обсуждении таких вопросов могут выступить представители президента и правительства. Есть желание? Нет. Выносим на "час голосования".
Далее. Законопроект, который ранее был принят в первом чтении и предлагается к отклонению, 31-й пункт, проект федерального конституционного закона "О внесении дополнения в статью 5 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 36 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 241 чел. Не голосовало 209 чел.46,4 % Результат: принято Законопроект отклонён.
Заседание № 18
О проекте федерального конституционного закона № 280713-3 "О внесении дополнения в статью 5 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации" (по вопросу о помещении Государственного герба Российской Федерации на фасадах зданий законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении. 14-й вопрос. О проекте Федерального конституционного закона "О внесении дополнения в статью 5 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации" Самарская Губернская Дума доверила доложить Александру Николаевичу Белоусову. Пожалуйста, Александр Николаевич. БЕЛОУСОВ А. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Самарская Губернская Дума предлагает внести дополнение в статью 5 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации". Суть этой поправки заключается в следующем. Самарская Губернская Дума выходит с инициативой, чтобы Государственный герб Российской Федерации мог помещаться на фасадах зданий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В Федеральном конституционном законе "О Государственном гербе Российской Федерации" устанавливаются места и условия размещения Государственного герба Российской Федерации. Вместе с тем в указанном законе имеется существенный пробел. В нем не предусматривается возможность помещения Государственного герба Российской Федерации на фасадах зданий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в то время как субъекты Российской Федерации являются составной частью Российской Федерации и принятие решений их государственными органами должно отражать интересы не только данных субъектов Российской Федерации, но и всей Федерации в целом. Символичным выражением этого принципа должно служить помещение на фасадах зданий органов государственной власти субъектов Российской Федерации государственных символов Российской Федерации. На данный законопроект получено положительное решение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Вместе с тем комитет отмечает, что вопросы финансирования расходов по изготовлению и размещению Государственного герба Российской Федерации не являются предметом регулирования конституционного законодательства. И такой же позиции придерживается Правительство Российской Федерации, которое тоже дало положительный отзыв на данный законопроект, внесенный Самарской Губернской Думой. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, присаживайтесь. Есть предложение дать слово содокладчику, заместителю председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александру Аровичу Орголайнену. Пожалуйста. ОРГОЛАЙНЕН А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Комитет предлагаемый законопроект рассмотрел и рекомендует его к принятию. Комитет согласен с предложением инициаторов о размещении Государственного герба Российской Федерации на фасадах зданий законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На взгляд членов комитета, принятие этого предложения будет способствовать укреплению единства и территориальной целостности Российской Федерации, а также повышению престижа органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в ходе обсуждения на заседании комитета был высказан ряд замечаний и предложений. Так, предложение о наделении органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом самостоятельно принимать решение о размещении Государственного герба Российской Федерации представляется противоречащим принципу прямого действия федеральных конституционных законов. В соответствии с этим принципом действие федерального конституционного закона, устанавливающего порядок официального использования государственной символики Российской Федерации, не может зависеть от усмотрения органов власти субъектов Российской Федерации, правило о размещении Государственного герба Российской Федерации на фасадах зданий органов государственной власти субъектов Российской Федерации должно быть императивным. В этой связи мы предлагаем эту норму из законопроекта исключить. Излишней является норма законопроекта в части финансирования расходов по изготовлению и размещению Государственного герба Российской Федерации, что Александр Николаевич Белоусов в своем выступлении отмечал, поскольку вопросы финансирования указанных расходов не относятся к предмету правового регулирования Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации". Поэтому эту норму мы также предлагаем из данного законопроекта исключить. И последнее. Нуждается в дополнительном обсуждении перечень органов, на фасадах зданий которых размещается изображение Государственного герба Российской Федерации. На наш взгляд, в указанный перечень наряду с органами государственной власти субъектов Федерации следует включить также и федеральные суды, вплоть до районных, являющиеся в соответствии с Конституцией федеральными органами государственной власти. При обсуждении законодательной инициативы Калининградской областной Думы прозвучало предложение также о размещении Государственного герба Российской Федерации на зданиях органов местного самоуправления. Этот вопрос при втором чтении также можно было бы учесть. Комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект во втором чтении с учетом высказанных замечаний. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Арович. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Так, три вопроса, четыре. Тогда, наверное, надо записываться. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. У меня вопрос к обоим докладчикам. А что на этот счет думают сами субъекты Федерации, которые также наверняка давали отклики на этот законопроект? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос к докладчику? Белоусову Александру Николаевичу, пожалуйста, включите микрофон. БЕЛОУСОВ А. Н. Поскольку этот вопрос является вопросом совместного ведения, то в соответствии с Регламентом данный законопроект был разослан субъектам Российской Федерации. Комитет, во всяком случае, считает, что основная масса поступивших откликов на этот законопроект - положительные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. У меня, вообще, вопрос к обоим - к докладчику и содокладчику. Известно, что по Конституции, по уставам и по конституциям субъектов Российской Федерации у них у всех есть собственный герб. Так вот, уважаемые коллеги, скажите: где будет располагаться собственный герб? Кто эти вопросы будет решать: где собственный герб, где федеральный, справа, слева, выше, ниже, сбоку, с торца? И кто эти вопросы будет решать? В этом случае мы подставляем как раз Герб Российской Федерации, ставим в условия, когда будет определять местная власть, и она поставит там, где ей захочется, а кто-то и не решит этот вопрос. И мы по всей России где навешаем герб, где нет, где каким образом - по решениям и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Александр Арович, пожалуйста. ОРГОЛАЙНЕН А. А. В действующем законе "О Государственном гербе..." прописано, что Герб Российской Федерации располагается в таких случаях выше герба субъекта Российской Федерации. Такой порядок и будет сохранен. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ОРГОЛАЙНЕН А. А. Но вы понимаете, что речь идет не о... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, есть возможность ко второму чтению подумать. Так, следующий вопрос. Пожалуйста, Кибирев Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо, Борис Вячеславович. У меня вопрос к основному докладчику. Уважаемый Александр Николаевич, имеется два обстоятельства. Во-первых, в реальных условиях есть здания, в которых размещаются органы власти субъектов, на фасадах которых уже имеются Герб СССР, Герб Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, как свидетельство той исторической эпохи, когда эти гербы действовали. Вот что с ними делать - сбивать их? Второй вопрос. Есть здания, являющиеся историческими памятниками, на фасадах которых, в общем-то, размещать ничего не положено, потому что при этом меняется их исторический облик. В этом случае как поступать? Что авторы думают по этому вопросу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Белоусову Александру Николаевичу включите микрофон. БЕЛОУСОВ А. Н. Значит, если вы внимательно почитаете формулировку этой поправки, она звучит следующим образом: "Государственный герб Российской Федерации может помещаться..." Подчеркиваю: может помещаться. Этот закон не носит обязательного характера, и в тех случаях, когда здание относится к памятникам историческим, по решению исполнительного органа там этот герб может не размещаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Борис Григорьевич задал, по сути дела, мой вопрос. Я тоже выражаю сомнения насчет вот этого тезиса о сплоченности общества. Когда начнут чистить советскую символику, вряд ли это будет способствовать сплоченности, о которой здесь говорили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы исчерпаны. Александр Николаевич, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Нет желающих... Есть желающие: один, два. Два желающих. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, я, вообще, немножко поражаюсь, каким вопросам мы сейчас уделяем внимание большое, полагая, что тем самым укрепляем государство и федерализм в стране. Конечно, можно на фасадах всех органов власти субъектов Федерации поместить Герб Российской Федерации, но при этом параллельно почему-то отклонять подавляющее большинство тех законодательных инициатив, которые исходят от территорий, при этом игнорировать мнение страны, когда субъекты Федерации согласны с законопроектами, которые предлагаются Государственной Думе, носящими социальный характер, но наш российский парламент, наше правительство эти социальные законы принимать не хотят, устанавливая при этом размер детского пособия в 70 рублей и отнимая накопительную пенсию у людей среднего возраста. То есть я просто хочу обратить внимание на следующее обстоятельство: мы сейчас обсуждаем вопрос о том, как обустроить фасады административных зданий в стране, считая, что более важной проблемы нет у Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, будем гордиться тем, как мы укрепляем федерализм, и еще наверняка во втором чтении примем решение, куда конкретно этот герб вешать - слева, справа, выше или ниже местного герба. Так вот, мне кажется, большего, если не издевательства, то по крайней мере большей иронии над смыслом работы государственных органов власти, наверное, не может быть, потому что от нас субъекты Федерации ждут совершенно других решений: о перераспределении налогов, чтобы налоги распределялись хотя бы 50 на 50 между территориями и федеральным бюджетом, о финансировании социальных расходов, в том числе в области здравоохранения и пенсионного обеспечения, о принятии тех предложений, которые исходят от территорий в плане налогового и социального законодательства, - так нет, мы вместо этого сейчас принимаем решение про герб! Поэтому я сейчас, собственно, взял слово, чтобы как представитель именно регионов, как одномандатник, который от Астраханской области уже второй созыв работает в Государственной Думе, обратить внимание нашего парламента на то, что, как мне кажется, мы не о том заботимся применительно к субъектам Федерации, о чем заботиться необходимо. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Романов Валентин Степанович. Просьба: не более трех минут. РОМАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты, мои мысли примерно те же, что и у депутата Шеина. 27 миллионов человек - за чертой прожиточного минимума. По критериям ООН, бедность - это 2 доллара в день на человека, нищета - доллар. На этом фоне как живет наш народ... Конечно, надо было бы энергию нашу мобилизовать на более масштабные, более социально важные вещи. Но я понимаю, что происходит в нашем зале, не сомневаюсь, что "Единая Россия" проголосует за данный законопроект, и в этой связи полагаю, что если так произойдет, то во втором чтении, безусловно, должна быть внесена норма о том, что там, где на зданиях - вот таких, как здание Госплана СССР, где мы сидим, - уже имеется изображение герба державы, эти изображения не могут быть устранены. А историческая достоверность, соотношение разных исторических эпох и такт... Вопрос, конечно, должен решаться с учетом всех обстоятельств и с учетом мнения специалистов и в области геральдики, и в области градостроительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово требуется? Нет. Спасибо. Ставится на голосование в первом чтении внесенный Самарской Губернской Думой проект федерального конституционного закона "О внесении дополнения в статью 5 Федерального конституционного закона "О Государственном гербе Российской Федерации". Напоминаю, что закон конституционный, необходимо 300 голосов для принятия. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 44 мин. 06 сек.) Проголосовало за 365 чел.81,1% Проголосовало против 47 чел.10,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 412 чел. Не голосовало 38 чел.8,4% Результат: принято Принимается.