Заседание № 53
22.06.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 28059-8 "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 525 по 531 из 4982
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Викторович, есть предложение: 19-й и 20-й вопросы рассмотреть с одним докладом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3677 по 4627 из 4982
Теперь, коллеги, 19-й и 20-й пункты нашей повестки, рассматриваемые с одним докладом и с одним содокладом. 19-й вопрос, проект федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", и 20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". Доклад Андрея Анатольевича Кузнецова. Пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, данные законопроекты касаются социальной политики в нашей стране. У нас с вами должна быть идеология в социальной политике, но на сегодняшний момент она не просматривается. Мы уже говорили об этом на встрече фракции с Татьяной Алексеевной Голиковой, и с министром социальной защиты мы этот вопрос обсуждали, и, знаете, недопонимание возникло принципиальное, идеологическое. Речь шла о том, как мы с вами рассчитываем минимальный размер оплаты труда (говоря "мы с вами", я имею в виду государство). По вашему голосованию, которое прошло в декабре 2020 года, применили новую систему расчёта. Значит, что происходит? Медианный расчёт минимального размера оплаты труда - это на самом деле отказ от управления социальной политикой в нашей стране. И когда я об этом сказал Татьяне Алексеевне, она сказала, мол, вы не правы, мы регулируем медианный расчёт: берём, например, 40 процентов или 45, можем 60 процентов взять, и мы будем постепенно двигаться и увеличивать минимальный размер оплаты труда. Но на самом деле, коллеги, это говорит о жесточайшем непонимании того, каким образом происходит управление социальной политикой в нашей стране. Я вам приведу сравнение, которое, наверное, будет понятно всем. Сегодня наша социальная политика - это автомобиль, государство в нём - водитель, и в этом автомобиле государство завязало себе глаза, убрало руки от руля, от коробки передач, жмёт на педаль газа и думает, что куда-то приедет. Куда приедет этот автомобиль? Он приедет к краху. Точно так же приведёт к краху та социальная система, политика, а вернее, её отсутствие, что мы сегодня наблюдаем. Так в чём же причина? Что даёт медианный расчёт минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума исходя из этого? Он даёт среднюю температуру по больнице, то есть работодатели по всей стране договорились с работниками, что они им будут платить вот такую-то заработную плату, и мы это берём за основу при расчёте наших социальных гарантий. Только вдумайтесь в это! Вы понимаете, о чём речь? Мы с вами не участвуем, мы не устанавливаем никаких стандартов! Раньше у нас была потребительская корзина. Эта потребительская корзина показывала, насколько человек может себя обеспечить на свой заработок, то есть потребительская корзина - инструмент и стандарт, ниже которого работодатель не имеет права платить, - была элементом управления социальной политикой. Уже второй год мы существуем без этого элемента, без ключевого элемента социальной политики. И в наших законопроектах мы предлагаем вернуться к расчёту минимальной потребительской корзины как основного элемента социальных гарантий в нашей стране, чтобы именно от минимальной потребительской корзины рассчитывался минимальный размер оплаты труда, чтобы мы с вами не наблюдали, как работодатели обдирают работников или наоборот, что бывает гораздо реже, а ставили стандарты в том числе и государству, ведь государство является сегодня крупнейшим работодателем. Вот мы с вами при рассмотрении предыдущего вопроса спорили, как платить нашим врачам, сколько платить, что справедливо, что не справедливо. Так вот вам показатель! Я вам про Новую Лялю говорил, что там, ну, 30 тысяч рублей получает фельдшер, - давайте рассчитаем минимальную потребительскую корзину, рассчитаем, что он может позволить себе на эти 30 тысяч, и вы увидите, что это никакая не социальная гарантия. Просто мы бросили людей на произвол судьбы, мол, вот так государство решило, и ничего ты на эти деньги не купишь, и ничего ты с этим не поделаешь. Поэтому, уважаемые коллеги, предлагается внести изменения - вернуть потребительскую корзину. В приложении к этому законопроекту мы предлагаем расчёты, которые были сделаны ещё в 2019 году с участием Российской академии наук. На заседании комитета по социальной политике мы это всё разбирали, смотрели. Почему этот законопроект, несмотря на расчёты 2019 года, до сих пор актуален? Да потому, что минимальный размер оплаты труда, который показывает ваш медианный расчёт сегодня, в 3 раза ниже того, что было рассчитано в декабре 2019 года, то есть отставание в части социальных гарантий, нормальных социальных стандартов - уже более чем в 3 раза, а с учётом инфляции, которая у нас в этом году, ну, это совсем ни в какие ворота не лезет! Коллеги, я ещё раз подчёркиваю, чтобы всем было понятно: сегодня инфляция может быть большой и цены могут расти по той социальной системе, которую мы сейчас имеем, но заработная плата будет стоять на месте, потому что работодатели так решили, потому что у нас, например, профсоюзы не выполняют ту роль, которую должны выполнять, или ещё по каким-то другим причинам. Зарплата не меняется, и в данном случае человек становится уязвимым, то есть падает его уровень жизни. Но в статистике, которую мы получаем в результате этого медианного расчёта, это не отражается. В конце концов, давайте будем честными: для чего вводили-то этот медианный расчёт? Да для того чтобы лёгким движением руки количество бедных в стране стало меньше! Ну так же? Ввели - и раз, у нас на 5 миллионов меньше бедных стало, но на бумаге, коллеги, а в жизни-то их не стало меньше! Так вот, если с закрытыми глазами ехать (а медианная заработная плата - это как с закрытыми глазами ехать в экономике и в социальной политике), мы приедем к социальному конфликту, потому что уже сегодня мы отрываемся от реальности. "Мы" - я имею в виду государство, понимаете? И если мы этого не сделаем, то люди заставят нас это сделать. Мы с вами придём к социальному конфликту - ну зачем нам это сегодня? Коллеги, прошу очень внимательно отнестись к этому предложению. Конечно, здесь тоже есть определённые несовершенства. Законопроект лежал достаточно долго - там написано, например, что он вступает в силу с 1 января 2022 года. Ну, во втором чтении мы с вами можем это поправить, коллеги, точно так же, как и учесть ряд других замечаний, которые есть у правительства, есть и у комитетов. Поэтому призываю вас отнестись ответственно и вернуть государству в нашей стране руль управления социальной политикой. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад также по 19-му и 20-му пунктам Екатерины Петровны Стенякиной. Пожалуйста. СТЕНЯКИНА Е. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Члены Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов также обеспокоены положением социально незащищённых групп наших граждан, но давайте вернёмся к сути законопроекта. Авторы законопроекта предлагают вернуть расчёт прожиточного минимума, как это существовало на территории нашей страны до 2013 года, исходя из натурального состава потребительской корзины. Авторы законопроекта предлагают потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения устанавливать не реже одного раза в пять лет. Я хотела бы акцентировать на это внимание, потому что чуть позже я ещё вернусь к этой цифре. В настоящее время - да, справедливо замечено - величина прожиточного минимума на душу населения рассчитывается исходя из величины медианного среднедушевого дохода. И данная схема, уважаемые коллеги, у нас начала работать после принятия закона 29 декабря 2020 года, то есть с 1 января 2021 года. Давайте судить объективно - давать какую-то оценку эффективности или неэффективности данной меры, данного расчёта абсолютно преждевременно. Эта мера была принята прежде всего в связи с изменяющимися социально-экономическими условиями и сокращением региональной дифференциации в установлении прожиточного минимума, которая у нас существовала в связи с натуральной потребительской корзиной. Мы с вами помним, как до 2013 года очень несправедливо иногда в отношении некоторых регионов рассчитывался прожиточный минимум. Отдельный вопрос к авторам законопроекта связан с набором продовольственных и непродовольственных товаров и их количеством, который точно так же приложен к законопроекту, и услуг, которые включены в натуральную потребительскую корзину. Объективность и достаточность этого набора точно так же необходимо оценить, и каких-либо заключений по этому поводу нет. Необходимо отметить, что в сопроводительных документах к законопроекту отсутствуют какие-либо объективные данные по результатам правоприменения действующего алгоритма расчёта величины прожиточного минимума, отсутствуют любые статистические, социологические и какие-либо иные исследования, свидетельствующие о необходимости возврата к ранее действующему подходу, а именно к потребительской корзине. Принимая во внимание, что с момента введения новой модели расчёта величины прожиточного минимума времени прошло слишком мало, говорить о её несовершенстве тоже преждевременно. И кстати, я хотела бы напомнить, что в прошлом созыве членом Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов был член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Олег Шеин, который, между прочим, был одним из самых главных лоббистов перехода к медианному подходу и считал его максимально справедливым. В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту для реализации предлагаемых норм только в 2022 году нужно дополнительно 38,5 миллиарда рублей, при этом не указаны источники, откуда данное финансирование будет производиться. Хочу обратить внимание на заключение Счётной палаты Российской Федерации: Счётная палата отмечает, что рассмотрение вопроса о необходимости отмены введённого с 2021 года нового механизма установления величины прожиточного минимума преждевременное и неэффективное. Комитет Совета Федерации данное предложение не поддерживает. И что самое главное, уважаемые коллеги, мы в комитете получили 11 заключений от субъектов Российской Федерации: ни один из них не поддержал переход к потребительской корзине. Все остальные свои мнения не выразили. Таким образом, что касается потребительской корзины, я ситуацию объяснила. Что касается второго законопроекта. Здесь авторы входят сами с собой в конфликт и предлагают определять потребительскую корзину субъектов уже не реже одного раза в год, хотя в предыдущем законопроекте - не реже одного раза в пять лет. А также предлагается с 1 января 2022 года изменить размер минимального размера оплаты труда - увеличить до 31 тысячи рублей, связав это с потребительской корзиной. Напоминаю, что в настоящее время минимальный размер оплаты труда рассчитывается исходя из медианной заработной платы. Авторы законопроекта уверяют нас, что увеличение размера МРОТ никак не повлечёт за собой дополнительных расходов из бюджета, - уважаемые коллеги, объективно могу сказать, что повлечёт. Мы прекрасно знаем, что увеличение МРОТ повлечёт за собой обязательства на разных уровнях - и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном, - это касается заработной платы и врачей, и учителей, и так далее. Так вот, источники финансирования при этом не определены. Точно так же по второму законопроекту имеются отрицательные заключения от субъектов Российской Федерации, из Совета Федерации. Уважаемые коллеги, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает оба законопроекта отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Екатерине Петровне вопрос. Екатерина Петровна, вас в прошлом созыве не было, к сожалению, а может быть, и не к сожалению, поэтому вы не знаете, что по этой теме по заявке, по заказу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" производилась экспертно-научная работа - несколько миллионов рублей Государственная Дума потратила на то, чтобы эти социологические и статистические исследования были проведены. Вы об этом знаете? Вы только что сказали, что нет этих данных, не производились эти исследования. Что, получается, вы лукавите или не знаете?! Отвечайте тогда. А я вам говорю, что есть не просто заключение социологического института РАН, есть заключение президента Российской академии наук - вы его читали? По этому законопроекту, по этой потребительской корзине! Оно положительное. Вам президент РАН не указ?! СТЕНЯКИНА Е. П. Олег Анатольевич, помимо президента РАН есть ещё ряд структур, которые точно так же проводят социологические исследования, в том числе экономические исследования. Так вот, в тех положениях, которые указаны в проекте закона, каких-либо обоснований, объективных обоснований того, что мы должны отказаться от медианного подхода расчёта прожиточного минимума, нет. За год нельзя оценить, правильно работает новый механизм или неправильно, все ошибки даже на уровне статистики будут глобальными. У нас прошёл ровно год - вы предлагаете от всего отказаться. Ну как?.. Тем более если член вашей фракции активно это лоббировал и голосовал в комитете за введение медианного расчёта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемая Екатерина Петровна, вы говорите, что закон о расчёте прожиточного минимума в долях от медианного дохода ещё мало работает и, дескать, нужно ещё время. А каких результатов вы ждёте от этого? Что вы считаете последствиями? Мне хотелось бы понимать, чего вы ждёте. Вот прошёл год, ещё год пройдёт - вы какие результаты хотите получить? Какие вам нужны результаты? Чего вам не хватает? СТЕНЯКИНА Е. П. Я скажу, что нам всего хватает. И в настоящее время благодаря медианному подходу - именно благодаря медианному подходу - у нас есть возможность оказывать социальную поддержку более адресно. В развитие этого закона принят ещё ряд законов, и мы с вами голосовали за них совсем недавно: это автоматическая оценка материального имущественного дохода, проактивное информирование наших граждан о тех мерах социальной поддержки, которые им необходимы. У нас должна быть стройная система, а метаться каждый год - сначала мы работали так, а теперь мы будем работать вот так - абсолютно неразумно. С другой стороны, уважаемые коллеги, вы хотите сказать, что до 2013 года это было очень эффективно? Уровень бедности был гораздо выше, а вот этот разрыв при определении прожиточного минимума в разных субъектах исходя из потребительской корзины был очень несправедлив. Поэтому этот переход был абсолютно обоснованным, он был в интересах регионов и граждан, которые проживают на территории всей нашей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Екатерина Петровна, вы, может быть, так вот случайно проговорились, но именно снижение на бумаге уровня бедности и было основной причиной отрыва фактически прожиточного минимума от реальных затрат гражданина, даже минимальных реальных затрат. Что касается объективности и непросчитанности. Есть специальные санитарно-гигиенические нормативы, сколько человек должен есть, сколько он должен потреблять, чтобы себя чувствовать нормально и быть здоровым, сколько он должен получать тех или иных услуг, сколько стоит ЖКХ. Вот как раз по тому подходу, о котором мы говорили сегодня, идёт большинство развитых стран мира, и только некоторые из них, к сожалению, выбрали медианный подход, причём у нас он урезанный, когда подогнали под нужный процент имеющиеся цифры. И Олег Шеин действительно голосовал, но он за другую цифру голосовал: не менее 50 процентов от медианного дохода. В итоге же у нас получилось совершенно по-другому. Так что здесь тоже немножечко надо быть корректным. Вы считаете, что оторваны от реальности... Чисто механический подход, который позволяет власти делать вид, что она снижает бедность, более объективен, чем реальный подход с опорой на стоимость?.. (Микрофон отключён.) СТЕНЯКИНА Е. П. Я считаю, что мы с вами можем продолжить дискуссию именно о соотношении медианного дохода граждан и прожиточного минимума и обсуждать это далее, вы абсолютно разумные вещи говорите. Что касается потребительской корзины, я ещё раз повторю: уважаемые коллеги, до 2013 года мы с вами жили с потребительской корзиной - и что? Мы с вами смогли преодолеть бедность? Мы довели до того, что доходы наших граждан по регионам были абсолютно разные и очень часто несправедливые. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Екатерина Петровна, статистически бедность практически не растёт - на 1,3 процента в 2022 году, а на практике и по ощущениям граждан ситуация, конечно, другая. Скажите, каким вы видите решение проблемы бедности в условиях роста потребительских цен, роста цен на продукты питания и в условиях падения реальных доходов россиян в этом году на 6,8 процента, по текущим оценкам Центробанка? СТЕНЯКИНА Е. П. Спасибо за вопрос, Яна Валерьевна. Мы с вами, уважаемые коллеги, совсем недавно в рамках противодействия санкциям приняли решение и передали Правительству Российской Федерации часть полномочий, в том числе в части установления МРОТ, прожиточного минимума. Мы видим, что с 1 июня у нас и МРОТ, и ПМ уже значительно повысились. Вместе с тем я ещё раз напомню, что мы с вами приняли совсем недавно закон о введении автоматической системы оценки имущественного и материального дохода наших граждан, чтобы их проактивно информировать, какие ещё меры поддержки, федеральные и региональные, им положены. Наш комитет вместе с министерством труда постоянно ведёт дополнительную работу над тем, какую ещё адресную социальную поддержку можно оказывать нашим гражданам. Если у вас есть заинтересованность в этом - пожалуйста, приходите в наш комитет, готовы работать с вами вместе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич. МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ. У меня к Андрею Анатольевичу вопрос. Я согласен с тем, что натуральный подход более правильный, чем медианный. У нас коллеги в регионах не раз сравнивали цифры, которые в потребительской корзине существуют, с пайком немецкого военнопленного 41-го года. И у вас в Свердловске, и у нас в Самаре такие дискуссии были. Вот я сейчас посмотрел: вы предлагаете хлеба в 2 раза меньше, рыбы в 2 раза меньше, чем получал немецкий военнопленный в 41-м году. Это с чем связано? Ну, хлеба, наверное, есть надо меньше, может быть, а рыбы-то почему меньше? Какая методика была по конкретным цифрам - рекомендации Минздрава или что? Откуда эти цифры взялись, конкретные цифры? Если наши избиратели начнут считать, они будут задавать вопросы: почему столько хлеба, почему столько овощей, почему столько мяса? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецову включите микрофон. КУЗНЕЦОВ А. А. Ну, уже об этом было сказано, расчёты производились, понятно, не депутатами "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ...", а Российской академией наук, это их исследование. Есть соотношения, там целые таблицы - посмотрите, в зависимости от трудоспособности, какой труд, тяжёлый или лёгкий. Там всё очень подробно расписано, поэтому вот такие установлены параметры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемая Екатерина Петровна, уважаемый Андрей Анатольевич! Вопрос обоим докладчикам. Не надо быть академиком, чтобы понимать: при медианном подходе, если доходы граждан растут, растёт и медиана, если доходы граждан падают, падает и медиана. Как член президиума Вольного экономического общества, я постоянно слышу крупнейших академиков, которые говорят, что с 2014 года доходы граждан падают. По данным Росстата, на конец 2021 года, по-моему, падение составило чуть больше 8 процентов. Вопрос: не для того ли вводили медианный подход, чтобы при падающих доходах граждан у нас сокращалась, формально сокращалась бедность? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов сначала или с трибуны? Кто? СТЕНЯКИНА Е. П. Я отвечу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте. СТЕНЯКИНА Е. П. Спасибо большое за вопрос. На самом деле когда мы рассчитывали медианный доход на душу населения, я ещё раз вам это хотела сказать, мы уходили от дифференциации доходов наших граждан в разных субъектах. Вместе с тем, уважаемые коллеги, когда нам приходят данные статистики по расчёту медианного дохода и когда мы понимаем, каков наш прожиточный минимум, мы с вами его утверждаем, и никто не мешает нам вносить корректировки. Я напомню, что в начале этого года мы увеличивали его исходя из поправок Президента Российской Федерации, и с 1 июня исходя из новой экономической ситуации он точно так же увеличен. Мы должны сделать так, чтобы граждане нашей страны на территории всей нашей страны чувствовали себя комфортно, мы не должны возвращаться к тому, когда у нас была абсолютно разрозненная система поддержки граждан в разных субъектах нашей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецову включите микрофон. КУЗНЕЦОВ А. А. Олег Николаевич, ну, конечно, вы правы, я в своём выступлении сказал об этом: именно для того и был введён принцип медианного расчёта, чтобы на бумаге у нас бедность сократилась, и количество бедных действительно сократилось более чем на 5 миллионов. Здесь абсолютное лукавство, и я об этом сказал. Именно поэтому мы предлагаем наш законопроект - чтобы с открытыми глазами смотреть и на бедность, и на доходы граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемая Екатерина Петровна, рассматриваемые законопроекты предусматривают вернуть самому понятию "прожиточный минимум" его фактический смысл, чтобы было понятно, что человек действительно может прожить на этот минимум, что эта цифра берётся не с потолка, не из статистических галлюцинаций, ну и, самое главное, чтобы прекратить чудовищное занижение прожиточного минимума, которое фактически лишает граждан Российской Федерации конституционного права на жизнь. Потому что сегодня мы с вами, признавая заведомо заниженный в 2 раза относительно научных исследований прожиточный минимум, на который никто из нас не проживёт никогда, мы с вами отрицаем право граждан Российской Федерации на жизнь. У меня вопрос: проводились ли вашим комитетом исследования, какая часть, желательно в сотнях тысяч людей, из умерших, скажем, в прошлом году, там, естественная убыль более миллиона человек, убита, погибла досрочно "благодаря" отрицанию права на жизнь со стороны родного Российского государства? Спасибо большое. СТЕНЯКИНА Е. П. Михаил Геннадьевич, я считаю, что этот вопрос не по сути законопроекта, во-первых. А во-вторых, я не думаю, что депутаты Государственной Думы могут так оскорблять труд нашего Росстата, называя их работу и работу министерства труда и министерства экономики статистическими галлюцинациями. Давайте к тем людям, которые работают вместе с нами и действительно готовят, помогают нам готовить проекты федеральных законов в интересах наших граждан, будем относиться точно так же - с уважением. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Екатерина Петровна уважаемая, вот у нас Александр Дмитриевич, первый заместитель, ведёт в том числе раздел экспертно-аналитических работ - рекомендую: в библиотеке на эту тему есть три экспертно-аналитические работы ведущих вузов нашей страны, о необходимости поднятия - они обосновывают - прожиточного минимума в 3 раза. Лаборатория академии госслужбы и народного хозяйства при президенте делает такое исследование ежегодно - тоже можно почитать. Здесь просто надо понимать, апеллируя к 2013 году, что в Европе считалось 505 наименований, в США - 725, а в России - 19. Вот в чём проблема, а не в медианной или не медианной... То есть у нас нет желания заняться реально проблемой бедности и проблемой поднятия экономики!.. (Микрофон отключён.) СТЕНЯКИНА Е. П. Николай Васильевич, суть вопроса я хотела бы вернуть к следующему. Если мы посмотрим в законопроекте ту потребительскую корзину, которую предлагают наши коллеги, за которую они нам предлагают проголосовать, то к набору натуральных продуктов и услуг, конечно же, появятся вопросы, вы со мной здесь согласитесь, такие вопросы есть и у членов вашей фракции. Я точно так же сказала, что возвращаться к вопросу о процентном соотношении медианного уровня доходов наших граждан и прожиточного минимума необходимо, и здесь мы с вами на одной поляне, точно так же готовы рассматривать это на площадке нашего комитета и в дискуссии с министерством труда. И никто не отказывается работать над тем, чтобы максимальное количество наших граждан преодолели черту бедности, не ждали социальной поддержки от государства. Мы готовы это делать вместе с вами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тут важно, чтобы, как говорил один небезызвестный герой, наши желания совпадали с нашими возможностями. Это очень важно. Валерий Карлович, вы уже задавали один вопрос. Не вопрос? Тогда сейчас мы с вопросами закончим. Нет больше вопросов? Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Андрей Анатольевич, вы выделяете в своём законопроекте пять социально-демографических групп. Между тем, комментируя последние данные Росстата, эксперты отмечают появление такого термина, как детская бедность: 26 процентов детей проживают в семьях, где доход на одного члена семьи ниже прожиточного уровня, при этом из них детей, проживающих в сельской местности, - 45 процентов. Вот такая статистика - скажите, пожалуйста, не считаете ли вы нужным дополнить свою шкалу, вот эти пять социально-демографических групп, разделив всё-таки на сельское население и городское? Это первое. И второе. Периодичность пересмотра потребительской корзины у вас один раз в год, если посмотреть последний проект вашего закона. Не считаете ли вы нужным рассмотреть отдельно два периода: осенне-зимний период и весенне-летний период, ибо потребности в связи с этим действительно меняются? Спасибо. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемая Нина Александровна, абсолютно верно вы ставите вопросы, спасибо вам за эти вопросы. Действительно, можно подходить более тщательно и разбивать, так скажем, на сегменты более профессионально и так далее. Я не возражаю против этого, действительно при доработке этого законопроекта можно ввести новую категорию, предусмотреть. Просто с учётом того, что мы имеем сейчас (понимаете?), вот не до точечной работы: у нас и по детям, и по взрослым, и по трудоспособным, и по нетрудоспособным в 3 раза расходится реальность с тем, что предлагается как бы для официального, так скажем, социального управления. То есть в 3 раза расходится - мы предлагаем для начала хотя бы вот этот вопрос решить, а дальше, конечно, можно донастраивать. Абсолютно верно вы говорите. Теперь что касается пересмотра, пересчёта корзины дважды в течение года. Абсолютно верное предложение. Почему мы ставили год? Я ещё раз подчёркиваю, законопроект уже достаточно долго лежит, ну, двигается в рассмотрении, ведь мы без учёта событий нынешнего года рассматривали и готовили этот законопроект, а цены-то у нас, посмотрите, меняются. Конечно, мы должны рассматривать минимум дважды в год. Конечно, это было бы здорово, это сильно улучшит законопроект. Мы не возражаем против этого, во втором чтении это можно сделать. И кстати, отвечу на претензию как раз в связи с тем, что авторы вошли в противоречие сами с собой, устанавливают срок пересмотра раз в пять лет. Это как раз издержки того, что у нас вот такая длительная процедура, такая бюрократия с нашими законопроектами, - если бы их можно было попутно быстро поправлять, до того как доводятся до обсуждения... Конечно, это устарело, и, конечно, мы за то, чтобы во втором чтении это поправить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Валерий Карлович, вы хотите и по ведению, и ещё выступить от фракции, да? Давайте одновременно. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. От фракции. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция, безусловно, поддержит и первый законопроект, и второй. Ну а Екатерине Петровне Стенякиной я скажу, что некорректно - для этого я по ведению хотел слово взять - искажать позицию нашего депутата прошлого созыва Олега Шеина. Тем более, что вы не были депутатом в том созыве и вы не знаете его позицию, а могли бы поинтересоваться, есть стенограмма его выступления, где он чётко сказал, что этот переход он не поддерживает, как и вся наша фракция. Поэтому, пожалуйста, - это ко всем относится - если вы не знаете, о чём говорите, лучше не говорите. Знаете, есть реклама с такими словами: "Лучше молчать, чем говорить". Дальше, теперь о сути этих двух законопроектов. Сегодня нам тут говорили, дескать, рано же ещё - аргументы комитета, - всего год мы считаем минималку, прожиточный минимум, исходя из процентного соотношения от медианной заработной платы, давайте подождём, у нас же данных ещё нет. Во-первых, год уже прошёл, уже второй пошёл. Во-вторых, сегодня утром, если помните, я в начале пленарного заседания попросил поддержать проект моего протокольного поручения - надеюсь, вы его поддержите, - где я в Министерстве экономического развития запросил данные, о которых коллега Стенякина сейчас и говорила, что, дескать, нет их здесь. Они есть, они считаются, но нам их не дают, потому что мы их тогда огласили бы здесь, в зале Думы, и сказали: смотрите, вот формальная сумма прожиточного минимума, а вот реальные расходы гражданина! Более того, вы говорите, что нет каких-то расчётов. Вам уже ответили, что, вообще, в прошлом году Государственная Дума заказывала целый труд, и там есть все данные, - если бы вы хотели с ними ознакомиться, вы ознакомились бы. Более того, мы академикам заказывали эти расчёты, и расчёты показали (на тот момент, когда мы вносили проект закона, и эта сумма, кстати, отражена в нашем проекте закона, пункт 20), что прожиточный минимум должен быть 31 087 рублей, вот 31 087 рублей! Напоминаю, сейчас он у нас составляет 13 900, до рубля не помню, ну, 13 900 рублей, поделите 31 тысячу на 13 тысяч - получается почти 2,5, то есть расходы гражданина на выживание реально занижены в 2,5 раза! Ну, мы не стали вам задавать вопрос, госпожа Стенякина, сможете ли вы прожить на 13 900 рублей при том, что это все ваши расходы, не только на питание, подчёркиваю. Я думаю, ответ очевиден: на это прожить невозможно. А вот на 31 тысячу, наверное, попытаться можно. Но это, напоминаю, данные на момент внесения законопроекта. Поэтому, коллеги, конечно, нужно возвращаться к прежнему расчёту прожиточного минимума и устанавливать минимальный размер оплаты труда исходя из этой цифры. Теперь о том, почему правительство и партия власти так держатся за вот этот медианный принцип расчёта прожиточного минимума. Нам приводили тут в пример, когда проталкивали эту идею, говорили, что, дескать, ну вот в развитых странах это применяется. Во-первых, в странах, в которых это применяется, в странах Европы, минималка считалась от гораздо больших цифр, максимально - 67 процентов, то есть считалось, что 67 процентов медианной заработной платы - это уровень бедности. У нас - 42 процента. Разница в 1,5 раза на самом деле. Во-вторых, у нас катастрофическое расслоение по доходам населения, наших граждан, оно катастрофическое! Такого расслоения по доходам в той же Европе нет, поэтому ориентир там на медианную заработную плату достаточно объясним. У нас расслоение очень большое... Я надеюсь, все понимают различие между средней заработной платой и медианной? Ну, тем, кто не понимает, объясню. Средняя заработная плата - это когда все заработные платы делятся на количество работающих, получается одна цифра; медианная - это когда половина получает больше этой заработной платы и половина получает меньше. Какая из этих цифр будет меньше? Конечно медианная! Если расслоение по доходам небольшое, то эти цифры будут совпадать практически, если расслоение по доходам очень большое, то медианная заработная плата будет значительно меньше средней заработной платы. Понятно всё объяснил? В этом как раз дьявол и кроется, понимаете? И ведь представитель комитета проговорилась, дескать, понимаете, раньше у нас был подсчёт прожиточного минимума от потребительской корзины, поэтому мы не добились успехов в борьбе с бедностью. Мы не добились успехов в борьбе с бедностью не потому, что неправильно считали потребительскую корзину, хотя и поэтому в том числе - мы неправильно считали, её надо было по-другому считать. В этом законопроекте мы правильный расчёт заложили. Неправильный расчёт мы много раз критиковали. Это не первый наш законопроект о пересчёте, о составе потребительской корзины... (Шум в зале.) Коллеги, пожалуйста, потише! Мне громче говорить, чтобы вас перекричать? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К. Не надо? Пожалуйста, тогда потише. Свои проблемы обсудите вот там где-нибудь, ладно? Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К. Нет, я понимаю... Я спросил, какие есть проблемы, - вы сказали, что у вас всё хорошо. Да, я понимаю, что у вас жизнь сложилась и вас не интересует прожиточный минимум, но не зарекайтесь от сумы и от тюрьмы, в России это очень опасно. Я вам про это напоминаю. Продолжим обсуждение этих законопроектов. Так вот, мы предлагаем вернуться к установлению справедливой потребительской корзины и справедливой её стоимости. Тогда уровень бедности будет считаться по-другому, и исходя из этих расчётов у нас будет не 18 миллионов бедных в стране, а 30 миллионов. Вот это уже будет ужасающая цифра. Для того чтобы победить бедность, надо не методику менять, не "правильно" их считать, как вы это делаете, а просто выделять деньги, имеющиеся у государства, прежде всего тем людям, которым они больше всего нужны. Не раздавать триллионные отрицательные акцизы нефтяникам, не создавать офшоры для разных олигархов, а всё-таки тратить деньги на тех, кому они больше нужны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарасенко Михаил Васильевич, пожалуйста. С места. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прежде всего, я хотел бы подать реплику в адрес коллеги Гартунга, который упрекал содокладчика Стенякину, что она неправильно излагала позицию Шеина. Нет, она правильно излагала позицию Шеина. Шеин был сторонником именно того подхода, что в зависимости от средней заработной платы должен определяться минимальный размер оплаты труда. Другой вопрос, что он не соглашался с 0,4 медианной заработной платы и считал, что этот показатель должен быть гораздо выше, но что касается самой методологи, я даже сказал бы, что он был её инициатором. Теперь, второе. Тут докладчик говорил о том, какие у нас слабые профсоюзы и какие у нас не такие работодатели. Так вот, европейская конфедерация труда - я думаю, что для господина Кузнецова они такие, - сейчас в качестве требований выдвигает минимальный размер оплаты труда на уровне 50 процентов средней заработной платы или на уровне 60 процентов медианной зарплаты. То есть такие подходы в мире доминируют всё-таки. И конечно, не надо забывать ещё одну вещь. Когда мы считали потребительскую корзину, наш МРОТ составлял 50 процентов прожиточного минимума, всякое было. Другое дело - методология. Так вот, я хочу сказать о самой методологии: у нас людям, у которых пенсия не дотягивала до минимального размера пенсии, когда заканчивался год, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте Федерации был ниже среднероссийского, шла доплата к пенсии за счёт федерального бюджета, а если выше - тогда за счёт регионального бюджета. И в 2018 году, когда эти данные определялись, 17 субъектов Федерации резко пересчитали свой прожиточный минимум пенсионера, чтобы взять деньги из федерального бюджета, а не из своего. То есть лукавство было и в той, и в другой системах! Далее, в условиях кризиса никакая система эффективно работать не будет. Нельзя поспорить с тем, что в условиях кризиса доходы граждан падают, конечно, может падать и заработная плата, но это не значит, что должна снижаться минимальная заработная плата. Именно поэтому в условиях кризиса и вводится ручное управление! Именно поэтому мы на этот короткий период, до нового года, отдали решение оперативных вопросов правительству, не навсегда, а именно на это время... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавить время? Добавьте время. ТАРАСЕНКО М. В. ...именно на это время, чтобы было ручное управление и решения принимались оперативно. Мне представляется, что не сама методология, та или другая, определяет, а сама... Поэтому в данной ситуации переходить, возвращаться к старой методологии определения потребительского бюджета мне представляется неправильным. И фракция, и я, мы считаем, что этого делать не стоит и эти законопроекты поддерживать не нужно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я очень люблю цитировать руководителя нашего бюджетного комитета Андрея Михайловича Макарова. Однажды на питерском форуме он сказал, что, с тех пор как мы подчинили Росстат Министерству экономического развития, нам по плечу любые показатели, в том числе показатели сокращения бедности. Коллеги, я, конечно, рад за тех, кому всего хватает, но беда в том, что это далеко не все граждане Российской Федерации. Действительно, у прежней системы был недостаток, потому что потребительская корзина явно была ориентирована на хлебно-картофельную диету и так далее, но, вместо того чтобы её улучшать, её пять лет замораживали, потом в конце концов отменили. Я считаю, что всё-таки тот показатель был лучше, чем то, что мы приняли в настоящее время, уважаемые коллеги. На всякий случай хочу напомнить, что прожиточный минимум в Российской Федерации составляет не многим более 15 тысяч рублей. Действительно, здесь уже приводились данные Минтруда о том, что минимальный потребительский бюджет (а именно к этому нас призывает Федерация независимых профсоюзов, двигаться в этом направлении) составляет 31-33 тысячи рублей, по данным же самой Федерации независимых профсоюзов, минимальный потребительский бюджет (последние данные, которые я видел) - порядка 43 тысяч рублей. Вот и сравнивайте прожиточный минимум и реально необходимое для жизни. Я хочу повторить: медианная система расчёта прожиточного минимума и минимальной заработной платы - это привилегия стран, относительно обеспеченных, и стран с относительно низким социальным неравенством, уважаемые коллеги. Да, когда в какой-нибудь Франции минимальная заработная плата 1200 евро или в Германии - 1400 евро и уровень социального неравенства гораздо ниже нашего, можно применять такой подход. У нас, к сожалению, повторю, восемь лет подряд доходы граждан, по официальным данным, сокращались, в 2022 году они, естественно, сокращаются тоже, и сейчас мы к этому ещё вернемся. На самом деле социологи, которые всерьёз исследуют потребительское поведение, говорят, что бедность, бедных в России вовсе не порядка 12 процентов, а 38-39 процентов от состава населения. Это данные, между прочим, по результатам опроса ВЦИОМ: порядка 11 процентов граждан ещё до начала пандемии говорили, что им денег не хватает на еду, и 28-29 процентов говорили, что им денег не хватает на одежду. Вот вам реальный уровень бедности. Кстати, хочу заметить, что бедность тормозит и экономический рост. Я разделяю мнение таких уважаемых экономистов, как наш депутат Оксана Дмитриева или академик Сергей Глазьев... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. СМОЛИН О. Н. ...Оксана Дмитриева или академик Сергей Глазьев, о том, что при другой экономической политике вместо спада в 2022 году мы могли бы получить даже экономический рост, но мы продолжаем экономить на человеке, и это сказывается на экономике. Теперь, уважаемые коллеги, по поводу некоторых категорий граждан. Первая категория - это, понятно, пенсионеры. Уважаемый Алексей Леонидович Кудрин с этой трибуны говорил, что у нас бедных пенсионеров нет. Ну, я думаю, что пенсионеры этого мнения не разделяют, потому что, если ещё больше снизить прожиточный минимум, все нищие перестанут быть бедными. Вообще, мы в последнее время наблюдали удивительную вещь: доходы граждан падали, а количество бедных сокращалось. Это к вопросу о заявлении уважаемого депутата Макарова. В прошлом году пенсии были проиндексированы на 8,6 процента, хотя продовольственная инфляция, по официальным данным, составляла 11 процентов. Мы рады, что в 2022 году принято решение о дополнительной индексации пенсий и прожиточного минимума на 10 процентов, но ведь, по данным Центрального банка, коллеги, инфляция в этом году ожидается, сначала говорили, 23 процента, теперь - 17 процентов. В любом случае это никак не 10 процентов. Про работающих пенсионеров я уже и не говорю - их уровень жизни падает с 2016 года. Что касается детей, Нина Александровна по этому поводу уже высказывалась. Я только хочу добавить, что появление ребёнка в сельской семье или третьего ребёнка в любой семье резко повышает вероятность попасть в число бедных, хотя в отношении детей как раз кое-что было сделано, и здесь есть прямая увязка помощи семьям с детьми с прожиточным минимумом. Гузель Улумбекова, руководитель института охраны здоровья, заявляла, что материнский капитал дал некоторые результаты, но, если бы уровень поддержки семей у нас был такой, как в старой Европе, мы получили бы сейчас на 8 миллионов граждан больше, чем имеется в настоящее время. Ну и наконец, уникальная бедность работающих - о ней говорила Ольга Юрьевна Голодец, которая, на мой взгляд, была социальным вице-премьером. Коллеги, я вам приведу элементарный пример, и речь не только о тех, кто не работает, не оформлен, например на селе: когда я закончил педагогический институт, пришёл работать, начал работать на полторы ставки и получал два с половиной, извините, три с половиной прожиточных минимума; когда мой общественный помощник пришёл работать учителем в школу, то за 24 часа (тоже почти полторы ставки) получал чуть более одного прожиточного минимума, то есть на ставку получал бы меньше прожиточного минимума. Поэтому, коллеги, ну, стали доплачивать. От того, какой будет потребительская корзина, чем мы её наполним, конечно, зависит в том числе благосостояние многих наших семей. Повторяю, политика экономить на людях привела нас к стагнации в экономике уже на протяжении более восьми лет, и я уж не говорю о том, что эта политика противоречит Конституции Российской Федерации, которая объявляет человека, его жизнь, права и свободы главной ценностью. Мы поддержим этот законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, мне кажется, что не совсем правильна вообще постановка вопроса, поскольку вопрос ставится о методе исчисления прожиточного минимума, а все говорят о его размере. Если говорить о размере, то, собственно говоря, и когда считали потребительскую корзину, всё время спорили: пол-яблока - это на два дня или на три дня, потому что составлялась потребительская корзина таким образом, что потом прожиточный минимум оказывался не реальным прожиточным минимумом, а уровнем физического выживания. И та потребительская корзина, на основе которой считался потребительский минимум, - это был не минимум, который всегда считался относительно страны и относительно данного уровня развития, а это был уровень физического выживания. Если говорить о том, как лучше, удобнее считать прожиточный минимум, надо сказать, что, конечно, его нужно считать либо от медианного дохода, либо от среднего дохода, но при этом чётко иметь в виду следующие основания. Прежде всего, правильно здесь говорили коллеги, что медианный доход отличается от среднего дохода, медианная зарплата отличается от средней арифметической. И чем больше расслоение, чем дальше полюса - полюса богатых и полюса бедных, - тем больше медианный доход в нижнюю сторону отличается от среднего. Например, когда вы принимали закон, это было в прошлом созыве, медианный доход составлял 70 процентов от среднего; когда мы обсуждали вопрос в 2020 году, - я специально запросила данные Минтруда - медианный доход составлял уже 60 процентов от среднего. Это означает, что, конечно, показатель прожиточного минимума на уровне 42 процента от медианного дохода - это существенно ниже, чем вообще должна быть норма. И здесь коллега Тарасенко совершенно правильно привёл в пример данные европейской конфедерации труда, с этим можно тут же согласиться: либо 50 процентов от среднего, либо 60 процентов от медианного. А потребительская корзина и расчёты всех академиков... Кстати, что касается вице-президента Академии наук, я его трудов по социологии не читала, вообще-то он физик, и поэтому мы тут сами можем разобраться лучше в социологии. Так вот, потребительская корзина должна проверять (её нужно считать, академиков привлекать), насколько наш прожиточный минимум отвечает возможностям физического выживания, потому что его можно так занизить, что это будет не просто уровень бедности - люди просто не смогут на это выжить. Поэтому... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полминуты добавьте. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо. Поэтому вопрос нужно ставить о корректировке: либо с учётом условий нашей страны переходить от медианного к среднеарифметическому, либо просто корректировать размер медианного дохода, то есть должно быть не 42 процента. Вот коллега Тарасенко привёл в пример данные европейской конфедерации труда - 60 процентов, и всё будет нормально. Не нужно здесь переходить к тому, от чего мы ушли: переход к потребительской корзине не повысит прожиточный минимум. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик? Нет. Содокладчик? Хотите с заключительным словом выступить? Пожалуйста, Кузнецов. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, вот этот законопроект, наши требования, которые мы сейчас отстаиваем, являются одним из основных пунктов нашей предвыборной программы. Поэтому извините, если кому-то слишком долгим кажется обсуждение или что мы в чём-то убеждаем, - мы исполняем то, к чему призвали нас наши избиратели. Теперь по пунктам. Хотелось бы ответить по поводу тех претензий и тех направлений, мыслей, которые здесь были обозначены. Коллеги, мы стоим на позиции, что нынешняя система определения прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда является системой очковтирательства в отношении разных субъектов, в том числе высокопоставленных, чтобы они думали или видели и было ощущение, что у нас якобы социальная политика куда-то движется, что у нас становится меньше людей бедных. Мы вам сегодня на расчётах показали, что бедных людей меньше не становится, их становится больше именно в результате того, что мы с вами этого не видим и им не помогаем вовремя, понимаете? Это первый пункт, который хотелось отметить. Более того, президент дважды поправляет нас с вами в течение только одного полугодия, - дважды поправляет нас - вводит повторно индексацию, которую вот совершенно недавно вводили. Ну почему? Да потому, что система не работает, поскольку она не соответствует потребностям граждан. Дальше. Действительно, медианный размер оплаты труда является основой для определения прожиточного минимума в европейских странах, и правильно здесь Михаил Васильевич приводил пример. Профсоюзы, когда они действительно работают, уровень зарплаты поднимают, двигают этот механизм, и, конечно, он работает. В нашей же стране этого нет. Коллеги, нет этого, понимаете? У нас профсоюзы за пенсионную реформу проголосовали - о чём вы говорите! Поэтому не надо здесь приводить в пример европейские страны - у нас совершенно другая система, не работает это! Дальше. Речь идёт о ключевом элементе социальной политики - о праве на достаток. Что такое минимальная потребительская корзина? Это достаток, то, чего достаточно человеку для жизнедеятельности, чтобы он не помер, условно говоря. Мы отказываем в праве на достаток, потому что рассчитанный по медианному принципу минимальный размер оплаты труда в пересчёте на цены товаров, которые люди покупают, показывает, что человек становится беднее, что он даже минимум не может получить. Вот мы с вами спорили: 30 тысяч для фельдшера - это много или мало? По расчётам, которые даёт Российская академия наук, ниже уровня бедности находится наш фельдшер, а здесь некоторые выступавшие говорят, мол, да мы же так поддерживаем наших врачей, наших фельдшеров!.. Ну как мы поддерживаем-то? Расчёты показывают, что если он получает 30 тысяч, то он ниже уровня бедности находится сегодня с учётом той инфляции и тех цен, которые есть. О чём мы говорим?! Дальше. Ну давайте не будем на шею Шеина вешать вот это всё! Давайте честно народу скажем, кто вносил законопроект с концепцией медианного расчёта, - министерство труда того времени (представитель которого сейчас присутствует в зале). Не надо на Шеина это вешать! Шеин говорил о средней заработной плате, он говорил, что надо рассчитывать от средней заработной платы, и вам хорошо Оксана Генриховна это разъяснила. Я не буду останавливаться на этом. Дальше. О чём идёт речь? Мы предлагаем сегодня утвердить законопроект, который позволит с начала следующего года ввести минимальный потребительский уровень - 31 087 рублей. Сегодня - я вам приведу цифры - даже при условии индексации, которая произошла, посмотрите, у нас для трудоспособного населения - 15 172 рубля. Что мы разрешаем? Мы с вами, государство, благодаря вот этой системе, которую вы приняли, разрешаем работодателю платить не выше этого, понимаете?! От этого плясать ему предлагаем, то есть мы изначально позволяем работодателю и государству (ведь государство - ключевой работодатель, государство в том числе для врачей, для первичного медицинского звена является сегодня работодателем) закладывать вот этот стандарт нищеты, понимаете? Вот о чём идёт речь! Давайте, дорогие коллеги, всё-таки примем волевое решение - для этого есть все возможности в стране. Я вас уверяю: если мы его не примем - президент поправит и заставит. Но тогда зачем Государственная Дума? Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Екатерина Петровна, будете выступать с заключительным словом? Депутату Стенякиной включите микрофон. СТЕНЯКИНА Е. П. Уважаемые коллеги, в заключение я хотела бы напомнить, что субъектами Российской Федерации ни первый, ни второй законопроект не поддерживается, присланы отрицательные отзывы. И я ещё раз повторяю, что Комитетом Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов данные законопроекты рекомендуется отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", пункт 19 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 02 сек.) Проголосовало за 116 чел.25,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 116 чел. Не голосовало 334 чел.74,2 % Результат: не принято Отклоняется законопроект. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", пункт 20 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 36 сек.) Проголосовало за 115 чел.25,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 115 чел. Не голосовало 335 чел.74,4 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.