Заседание № 150
О проекте федерального закона № 280589-8 "О внесении изменений в статью 14.53-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за перемещение физическими лицами по территории Российской Федерации немаркированной никотинсодержащей продукции сверх установленной нормы).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 14.53-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", третье чтение. Доклад Даниила Владимировича Бессарабова. Пожалуйста, Даниил Владимирович. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по государственному строительству и законодательству подготовил эту инициативу для рассмотрения в третьем чтении, она прошла правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний нет. Просьба поддержать. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам от фракций? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 55 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 149
О проекте федерального закона № 280589-8 "О внесении изменений в статью 14.53-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за перемещение физическими лицами по территории Российской Федерации немаркированной никотинсодержащей продукции сверх установленной нормы; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14.53-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Даниила Владимировича Бессарабова. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен комитетом к рассмотрению во втором чтении. Речь в нём идёт об установлении административной ответственности за незаконное перемещение физическими лицами по территории Российской Федерации табачной и никотинсодержащей продукции, в том числе не маркированной акцизными марками в установленном законом порядке. Ко второму чтению поступило девять поправок: пять из них рекомендованы к принятию и четыре - к отклонению, они включены соответственно в таблицы № 1 и № 2. Просим утвердить таблицы и поддержать законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 28 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 57 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 24 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 136
О проекте федерального закона № 280589-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за перемещение физическими лицами по территории Российской Федерации немаркированной никотинсодержащей продукции сверх установленной нормы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Айдара Раисовича Метшина. Пожалуйста. МЕТШИН А. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект является спутником принятого в первом чтении законопроекта "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции". Рассматриваемый законопроект разработан в целях установления административной ответственности в виде административного штрафа в размере от 15 до 25 тысяч рублей за перемещение физическими лицами по территории Российской Федерации никотинсодержащей продукции, не маркированной в соответствии с российским законодательством, сверх установленной нормы. Предлагается распространить на никотинсодержащую продукцию положения об ответственности физических лиц за нарушение действующих норм по перемещению, так же как и за перемещение немаркированной табачной продукции, то есть синхронизировать ответственность. Эта необходимость связана с тем, что согласно экспертным оценкам нелегальный рынок ежегодно растёт в среднем на 20 процентов, и по состоянию на середину 2022 года составляет порядка 90 процентов от общего объёма рынка данной продукции в России, в то время как российским законодательством не предусмотрены ограничения на перемещение продукции и действующее законодательство не позволяет эффективно противодействовать незаконному обороту никотинсодержащей продукции. И это, уважаемые коллеги, свидетельствует о необходимости принятия дополнительных регуляторных мер. Уважаемые депутаты, предлагаю поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Николая Гавриловича Брыкина. Пожалуйста. БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, коллеги! Айдар Раисович подробно изложил суть законопроекта. Я, со своей стороны, от комитета хочу обратить ваше внимание на то, что 13 июня текущего года принят и уже опубликован Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции...", который закрепил норму о запрете перемещения физическими лицами никотинсодержащей продукции, изделий с нагреваемым табаком с превышением разрешённых количественных норм подобной продукции. Учитывая данное обстоятельство, необходимо согласовать проектную диспозицию административного состава с положениями указанного федерального закона, в том числе по объектам и количеству разрешённой к перемещению табачной и никотинсодержащей продукции, а также по срокам вступления в силу, так как ограничения по количеству перемещаемой продукции в основном законе вступают в силу с 1 марта 2024 года. Я думаю, что вы согласитесь со мной, что в целом, учитывая общественную опасность для здоровья населения и необходимость пресечения нелегального оборота указанной продукции, это очень важный проект федерального закона. Комитет по госстроительству и законодательству предлагает проголосовать и поддержать его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Хамзаев Бийсултан Султанбиевич. ХАМЗАЕВ Б. С. Ну, наверное, не про синхронизацию ответственности нужно говорить, а про ужесточение. Контрафакт в сфере никотинсодержащей продукции колоссальный, он другого уровня. Здесь далеко идти не надо, вот надо просто выйти из здания Государственной Думы, пройти 100 метров, и я вам, что называется, килограммов 300 контрафактной никотинсодержащей продукции найду. А вот что и как делать - вопрос открытый. Я бы хотел вопрос разработчикам задать. На изменение ситуации как это повлияет? И что нам конкретно надо делать с учётом того, что мы сегодня получаем? Чем дальше государство двигается с точки зрения ужесточения - у нас доля контрафакта и ответственность персональная размывается немножко. Вот сотрудники МВД, например. Мы их вызываем на место при выявлении контрафактной продукции, а они оставляют на своё усмотрение, забирать её, не забирать на экспертизу и так далее. А отсюда уже нужно дальше двигаться с точки зрения юридической ответственности. Вот есть какое-то мнение у вас по этому поводу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метшину включите микрофон. МЕТШИН А. Р. Я думаю, вы несколько противоречите сами себе в том, как обозначаете данный вопрос. Весь порядок, который был и ранее по 15-му федеральному закону, и по данному закону, и регулирование, госрегулирование - все эти действия и шаги способствуют тому, чтобы не сразу запретительными мерами, а регуляторными мерами, действиями решать проблему и получать результат, очень сложный результат. Ещё раз, мы имеем практику и по алкогольным ограничениям, и по другим ограничениям, когда мы запрещали категорически, а потом получали обратный эффект. Здесь же мы идём последовательно и системно, с тем чтобы принимаемые меры давали результат и по этому результату мы действовали дальше. Я думаю, что мы идём правильным путём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите. БРЫКИН Н. Г. Здесь просто нужно посмотреть по концепции. Есть основной закон о госрегулировании и обороте, там всё это прописано, а здесь всего навсего идёт лишь норма администрирования, не более того. Но даже если вы посмотрите, нормы, где определяется допустимое количество никотинсодержащей и другой продукции на человека (физлицо) для перемещения по территории Российской Федерации, это количество, естественно, минимально. Это одна из форм влияния вот на ту общую проблему, о которой вы сказали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аюпов Ринат Зайдулаевич. АЮПОВ Р. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Айдар Раисович, данная норма распространяется только на физлиц или она будет направлена на юридические лица? И каков размер штрафа? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метшину включите микрофон. МЕТШИН А. Р. Да, данная норма в настоящем законопроекте распространяется только на физических лиц, достигших 18 лет, а для юридических лиц действуют другие статьи, вплоть до контрабанды. Например, за перевозку немаркированной продукции для юридических лиц установлен штраф от 300 до 500 тысяч рублей. А этот законопроект направлен в отношении физических лиц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нуриев Марат Абдулхаевич. НУРИЕВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Айдару Раисовичу. Айдар Раисович, не подскажете, каков вообще объём рынка немаркированной никотинсодержащей продукции в абсолютном выражении? И каков прогноз в части сбора штрафа за данные нарушения? МЕТШИН А. Р. Ну, по оценочным прогнозным данным, на начало 2023 года эта сумма должна составить более 200 миллиардов рублей. А что касается административных штрафов, сборов по административным штрафам, здесь сложнее сейчас прогнозировать. Это будет зависеть от многих субъективных факторов, связанных в первую очередь, наверное, с эффективностью правоприменения. Но думаю, что это сумма порядка нескольких миллионов рублей, с учётом того, что статья будет в отношении физических лиц, плюс изъятие немаркированной продукции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Хамзаев Бийсултан Султанбиевич, пожалуйста. ХАМЗАЕВ Б. С. Спасибо большое. Я, честно говоря, не совсем услышал ответ на свой вопрос. Мы вот начинаем за здравие, а заканчиваем за упокой. Я на самом деле про ограничения здесь вопрос не задавал, Айдар Раисович. А если есть интерес посмотреть, как это реально работает с точки зрения контрафакта, я вас приглашаю на такой выезд, когда общественники проводят, чтобы посмотреть, как это в реальности происходит, когда туда и сотрудники полиции приезжают, потом делать ничего не хотят. То, что закон важный и нужный, - это факт. Я сейчас не сказал, что его не надо поддерживать, я говорю немножко о другом. Вот мы говорим, что контрафактная продукция, соответственно, вот здесь предложение: маркированная - немаркированная, лицензированная - нелицензированная... Я вообще считаю, что в сфере алкоголя и табака нам от вот этой порочной практики коммерческого маркирования надо отойти, - надо определить одного регулятора. Ну вот правительство услышало, сказали: хорошо, Росалкогольтабакконтроль сейчас будет, мы закон такой уже обсуждали здесь. Допустим, прекрасно - а что мы потом в итоге имеем? Пример приведу с пивом, мы не можем тоже сейчас этого не коснуться, потому что это всё из одной чаши, что называется. У нас львиная доля алкогольной продукции - пиво - не контролируется государством, потому что оно не подпадает ни под какие регуляторные нормы, кроме системы маркирования сейчас. Коммерческая система, хорошо, ответственность... Здесь, если мы говорим сейчас про вот эти все электронные средства, и про жидкости, и про прочее, я считаю, регулятор, если мы определили Росалкогольтабакконтоль, пусть и отвечает полностью за всю индустрию, связанную с табаком. В том числе должна быть ответственность, персональная ответственность, чтобы мы знали... А не так, как у нас получается: мы их потом вызываем с этим сидром, а они говорят, мол, извините, за водку мы отвечаем, а за всё остальное нет, потому что это слабоалкогольная продукция и вы уже в законе определили, что она под систему контроля ЕГАИС не подпадает. Так же и здесь: если систему ответственности (административную и любую другую) мы вырабатывать будем, - абсолютно правильно это делаем! - но при этом не определим одного основного регулятора, который будет за это нести персональную юридическую ответственность перед государством, перед обществом, как бы вопрос будет сложный. Мы просто немного с другого конца заходим. Вот то, что закон надо принять, - факт. Но при этом призываю чуть шире посмотреть на проблему, связанную с регуляторной нормой табака. Сюда ещё поставьте всё остальное, я имею в виду классический табак, кальяны и прочее, и мы поймём, что у нас сегодня идёт кража жизни, здоровья, бюджетных денег, в том числе недополучение акцизов и многое другое. Отсюда развитие коррупции, конечно. Поэтому я считаю, что нам в первую очередь нужно говорить о том, что система регулирования табачной продукции должна быть, работать, что называется, по правилу одного ключа и ответственности у государства, и всё. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Докладчик, содокладчик? Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 25. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 44 мин. 01 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Принимается единогласно.