Заседание № 151

26.03.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 280131-5 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (о порядке выезда из Российской Федерации для отдыха и оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2150 по 2176 из 7080
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20       
Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в        
Российскую Федерацию". Елена Борисовна Мизулина докладывает от комитета.        
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект, который            
представлен вам для рассмотрения, был принят во втором чтении 24 марта этого    
года. Цель законопроекта - установить механизм защиты правового положения       
детей-сирот, которые вывозятся кратковременно для оздоровления и отдыха за      
пределы территории Российской Федерации. Этот законопроект позволяет            
устранить существующий правовой пробел и действительно обеспечить прозрачную    
процедуру организованного отдыха таких детей.                                   
                                                                                
Замечаний у Правового управления нет. Просим поддержать в третьем чтении.       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли замечания? Нет замечаний. Выносим на     
"час голосования".                                                              
                                                                                
Так вы хотите по мотивам выступить, да? Селезнёв от фракции по мотивам.         
                                                                                
По всем законопроектам будут выступления по мотивам. Бедный Владимир            
Вольфович.                                                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3276 по 3332 из 7080
Пункт 10. Селезнёв по мотивам от фракции ЛДПР.                                  
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Данный законопроект касается порядка выезда детей-сирот и        
детей, оставшихся без попечения родителей. Я уже выступал по этому поводу во    
втором чтении. Собственно говоря, этот законопроект, естественно, благой - он   
усиливает контроль за тем, чтобы наши дети не выезжали с целью усыновления и    
как бы на смотрины, но он не обеспечивает гарантий для детей, которые           
выезжают индивидуально, и я об этом уже говорил и вносил поправку.              
Законопроект устанавливает особые гарантии лишь при организации групповых       
поездок детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При            
осуществлении индивидуального выезда за рубеж ребёнка-сироты действует только   
общая норма, то есть особым образом не учтено положение детей, опекунами        
которых выступают администрации домов ребёнка и интернатов. Для выезда          
несовершеннолетнего нужно получить согласие родителя, опекуна или попечителя,   
то есть в случае с сиротами - согласие администрации интерната. Получается,     
что в отношении групповых выездов детей-сирот у нас нет доверия к опекунам и    
попечителям в лице администраций домов ребёнка и интернатов, а когда мы         
говорим об индивидуальных поездках - пожалуйста, у нас вновь появляется к ним   
доверие. Однако при персональном выезде ребёнка-сироты за рубеж гарантии        
должны быть, на мой взгляд, даже более серьёзными: здесь можно прямо            
презюмировать, что поездка организована ради последующего усыновления,          
собственно, о чём и говорится в пояснительной записке правительства. Там        
указывается, что на практике имеют место случаи, когда наряду с                 
экскурсионными турами для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения         
родителей, организуются поездки за рубеж, основной целью которых является       
знакомство детей с иностранными гражданами - потенциальными усыновителями, а    
также случаи их несвоевременного возвращения или вообще невозвращения из        
иностранных государств. Это пишет правительство.                                
                                                                                
Соответственно, комитет при обсуждении поправок во втором чтении говорит, что   
абсурдно получать согласие органа опеки и попечительства на выезд ребёнка, у    
которого есть родители, я с этим согласен, но моя поправка была совершенно о    
другом, такой цели не ставилось. Поправка вносилась именно во вводимую          
законопроектом часть вторую статьи 20, которая устанавливает специальное        
регулирование в отношении детей-сирот. К сожалению, мой голос не был услышан.   
                                                                                
Мы вынуждены голосовать за этот законопроект, так как он даёт хоть какие-то     
дополнительные гарантии.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект "О внесении          
изменений в статью 20 Федерального закона "О порядке выезда в Российскую        
Федерацию и въезда в Российскую Федерацию", третье чтение.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              441 чел.98,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    443 чел.                                          
Не голосовало                   7 чел.1,6%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 150

24.03.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 280131-5 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (о порядке выезда из Российской Федерации для отдыха и оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принят в первом чтении 13 января 2010 года с наименованием "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1963 по 2153 из 7217
Пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20          
Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в        
Российскую Федерацию". Доклад председателя Комитета по вопросам семьи, женщин   
и детей Елены Борисовны Мизулиной.                                              
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему      
вниманию предлагается законопроект, внесённый Правительством Российской         
Федерации, который был принят в первом чтении 13 января этого года. Суть        
законопроекта - устранить правовой пробел, связанный с порядком выезда групп    
детей, оставшихся без попечения родителей, для оздоровления и отдыха за         
границу.                                                                        
                                                                                
По этому законопроекту поступило шесть поправок, из которых две рекомендуются   
к принятию, а четыре - к отклонению. Ко второму чтению механизм организации     
выезда групп детей прописан с учётом тех поправок, которые комитет              
рекомендует к принятию, и выглядит он следующим образом.                        
                                                                                
Орган опеки и попечительства будет выдавать разрешение на организацию выезда    
для отдыха и оздоровления несовершеннолетних, оставшихся без попечения          
родителей, юридическому лицу, которое будет заниматься организацией выезда.     
Орган опеки и попечительства, организация для детей-сирот, которая будет        
заниматься выездом, и детское учреждение, где ребёнок проживает, будут          
составлять договор, в котором будут оговариваться условия и порядок выезда в    
отношении каждого несовершеннолетнего. В этом договоре должен быть указан       
каждый несовершеннолетний, который войдёт в эту группу.                         
                                                                                
Учёт всех детей, выехавших для оздоровления и отдыха, будет вести орган опеки   
и попечительства, который, естественно, также будет отслеживать их              
возвращение и то, чтобы были полностью соблюдены все условия договора.          
                                                                                
Порядок выдачи разрешений, условия договора, который будет заключаться в        
рамках вот этого закона, порядок учёта органами опеки и попечительства          
несовершеннолетних, которые будут вывозиться для оздоровления и отдыха за       
границу, будут определяться Правительством Российской Федерации,                
постановлением Правительства Российской Федерации. Такова суть законопроекта,   
в том числе поправок, которые подготовлены ко второму чтению и рекомендуются    
к принятию.                                                                     
                                                                                
На законопроект поступило десять отзывов из субъектов Российской Федерации,     
все они в поддержку данного законопроекта.                                      
                                                                                
Наш комитет просит проголосовать две таблицы поправок и поддержать              
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна.                                 
                                                                                
Таблица 1 состоит из двух поправок, которые комитет рекомендует принять. Есть   
ли замечания и предложения? Нет. Кто за то, чтобы принять таблицу 1? Прошу      
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              372 чел.82,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.17,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица 2 поправок, рекомендованных к отклонению, состоит из четырёх            
поправок. Есть ли по ней замечания? Кто за то, чтобы согласиться с комитетом    
и принять таблицу 2?                                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, есть замечание, прошу прощения.                        
                                                                                
Депутат Селезнёв, фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Прошу вынести на отдельное голосование поправку 3.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, прошу проголосовать за таблицу 2, за             
исключением поправки 3.                                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              334 чел.74,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    334 чел.                                          
Не голосовало                 116 чел.25,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, депутат Селезнёв, обоснуйте своё предложение.                       
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ В. С. Поправка, которая внесена мной, направлена на то, чтобы          
распространить устанавливаемые гарантии на индивидуальный выезд детей-сирот и   
детей, оставшихся без попечения родителей. Достаточно странный здесь подход к   
решению этого вопроса, потому что в существующей редакции законопроекта         
устанавливаются эти особые гарантии - надо сказать, достаточно мощные особые    
гарантии, и мы их поддержим - лишь при организации групповых поездок детей за   
рубеж, но сохраняется прежнее положение в отношении оформления индивидуальных   
поездок. Однако я просто хочу понять логику: если в отношении выезда групп      
несовершеннолетних детей нет доверия к опекунам и попечителям в лице домов      
ребёнка и прочих приютов, устанавливается необходимость дачи согласия на        
выезд каждого ребёнка органом опеки и попечительства, ведения специального      
учёта выехавших и осуществления контроля за их своевременным возвращением,      
почему же в отношении индивидуальных поездок кредит доверия к приютам           
сохраняется? Откуда такое благодушие? При таком положении дел остаётся          
коррупционная составляющая и опасность при индивидуальном вывозе ребёнка.       
                                                                                
Моя поправка направлена на то, чтобы устранить такое противоречие. Я понимаю,   
что, может быть, в каких-то других законодательных актах учтена необходимость   
защиты ребёнка при индивидуальном вывозе с целью в том числе и показа его       
потенциальным усыновителям, но если данный законопроект - об этом говорится в   
пояснительной записке - вводит дополнительные гарантии, то мы должны            
распространить эти дополнительные гарантии на индивидуальный выезд каждого      
ребёнка. Не надо вводить такую практику: так сказать, оптом нельзя, а вот в     
розницу можно, пожалуйста, в розницу вывозите. Необходимость именно такой       
защиты из концепции данного законопроекта явно следует.                         
                                                                                
Я прошу коллег проголосовать за мою поправку.                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна, мнение комитета, пожалуйста.             
                                                                                
МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Комитет     
не поддерживает эту поправку и рекомендует её отклонить, ибо если согласиться   
с предложением Валерия Сергеевича, то заключать договор с органом опеки и       
попечительства придётся каждому родителю, каждому законному представителю,      
если он решил поехать отдыхать за рубежом с ребёнком.                           
                                                                                
Суть законопроекта, который мы с вами принимаем, в том, чтобы устранить         
существующий правовой пробел, покончить с абсолютной бесконтрольностью и        
нескоординированностью, которые в течение более десяти лет существовали в       
отношении вывоза групп детей, проживающих в учреждениях для детей-сирот и       
детей, оставшихся без попечения родителей. Вот именно эта практика очень        
опасна для детей, потому что всё напрямую зависело только от того, как это      
осуществляли соответствующее учреждение для детей-сирот и то юридическое лицо   
или какое-то физическое лицо, которые занимались организацией вывоза групп      
детей на оздоровление и отдых за границу. По существу, очень часто это было     
связано с тем, что детей знакомили с будущими усыновителями и в Россию не       
возвращали.                                                                     
                                                                                
Что касается индивидуального вывоза. Скажите, пожалуйста, вы что, хотите        
заключать договор с органом опеки и попечительства, чтобы вашего ребёнка или    
внука вывезти? Это также относится и к тем, кто усыновляет детей-сирот или      
становится приёмными родителями. Они полностью несут ответственность за этих    
детей, и на них распространяется другая статья данного закона о въезде и        
выезде - статья 22, в которой совершенно чётко сказано, как осуществляются      
въезд и выезд индивидуальный, кто несёт ответственность, прописано всё, что с   
этим связано.                                                                   
                                                                                
Наш законопроект касается только детей, проживающих в учреждениях для           
детей-сирот, и группового вывоза таких детей. Ну, даже если одного ребёнка      
вывозят - всё равно договор.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна.                                 
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку, вынесенную на отдельное             
голосование депутатом Селезнёвым? Прошу проголосовать. Мнение комитета -        
против.                                                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за               26 чел.5,8%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     26 чел.                                          
Не голосовало                 424 чел.94,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Прошу   
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 134

13.01.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 280131-5 "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (о порядке выезда из Российской Федерации для отдыха и оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3992 по 4656 из 5946
Переходим к пункту 8 - проекту федерального закона "О внесении изменения в      
статью 20 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и       
въезда в Российскую Федерацию". Доклад официального представителя               
Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра       
образования и науки Российской Федерации Юрия Петровича Сентюрина.              
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель министра образования и науки Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается     
проект федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального       
закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую          
Федерацию". Названный законопроект был разработан в соответствии с планом       
законопроектной деятельности правительства и нацелен на совершенствование       
законодательства, регулирующего правовое положение несовершеннолетних граждан   
Российской Федерации, которые находятся под надзором в организациях для         
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.                        
                                                                                
В настоящее время общий порядок выезда несовершеннолетних граждан России за     
её пределы урегулирован названной статьёй федерального закона. Так,             
несовершеннолетний гражданин Российской Федерации, выезжающий за её пределы     
без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, должен     
иметь при себе нотариально заверенное согласие указанных лиц на выезд из        
России. В данном законопроекте, в частности, речь идёт о том, чтобы ввести      
механизм защиты правового положения названной категории несовершеннолетних      
граждан Российской Федерации в целях их выезда из Российской Федерации для      
отдыха и (или) оздоровления в составе групп. Дело в том, что выезд в составе    
групп вызывает наибольшее количество вопросов, потому что, к сожалению, на      
практике имеют место случаи, когда наряду с экскурсионными турами,              
направленными на расширение кругозора несовершеннолетних граждан,               
организуются поездки, основной целью которых является знакомство этих ребят с   
иностранными гражданами - потенциальными усыновителями, а также случаи их       
несвоевременного возвращения или невозвращения из иностранных государств в      
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.        
                                                                                
В соответствии с законопроектом организация выезда групп несовершеннолетних     
граждан Российской Федерации соответствующей категории на отдых и (или)         
оздоровление за пределы страны будет осуществляться юридическими лицами         
независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на основании    
выданных этим юридическим лицам органами опеки и попечительства разрешений на   
выезд каждого несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации               
соответствующей категории и договора об организации отдыха и (или)              
оздоровления, заключённого между указанными юридическими лицами и органом       
опеки и попечительства. Порядок выдачи таких разрешений, а также существенные   
условия данных договоров будут определяться нормативными правовыми актами       
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по           
выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в       
сфере опеки и попечительства над детьми. При этом будут установлены критерии,   
которым должны соответствовать юридические лица для получения ими указанных     
разрешений со стороны органов опеки и попечительства.                           
                                                                                
На органы опеки и попечительства законопроектом возлагается обязанность по      
учёту выехавших на отдых и (или) оздоровление за пределы страны                 
несовершеннолетних граждан соответствующей категории и осуществлению контроля   
за их своевременным возвращением, что позволит в значительной степени           
обеспечить гарантии соблюдения прав несовершеннолетних граждан страны при их    
выезде и возвращении в Российскую Федерацию в установленные сроки. Порядок      
ведения такого учёта и контроля будет определён также вышеназванным органом     
федеральной исполнительной власти.                                              
                                                                                
Предлагаемые законопроектом изменения не затрагивают права несовершеннолетних   
граждан Российской Федерации, в том числе утративших родительское попечение,    
на выезд из страны в любых не противоречащих законодательству целях (на         
отдых, оздоровление, лечение, обучение и прочее) в сопровождении любых лиц      
или без такого сопровождения, а лишь регулируют отношения, связанные с          
выездом, как я уже сказал, в составе организованных групп.                      
                                                                                
Законопроект устанавливает срок вступления в силу будущего закона - по          
истечении шести месяцев со дня его официального опубликования. Такой срок       
нужен для того, чтобы отработать в полном объёме необходимые подзаконные        
нормативные правовые акты Минобрнауки в целях его реализации, а также для       
того, чтобы у органов опеки и попечительства было время для организации         
работы по выезду организованных групп детей на отдых за рубеж в полном          
объёме.                                                                         
                                                                                
Законопроект прошёл согласование с регионами, получены заключения из            
восьмидесяти трёх субъектов Российской Федерации. Реализация законопроекта не   
потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета. Прошу         
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Петрович, пока присаживайтесь.              
                                                                                
Я приглашаю на трибуну Наталью Николаевну Карпович, которая сделает содоклад    
от Комитета по вопросам семьи, женщин и детей как первый заместитель            
председателя комитета.                                                          
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы заслушали       
подробный доклад, не буду останавливаться на тех моментах, которые полностью    
были отражены в докладе.                                                        
                                                                                
Хочу остановиться только на том, что сегодня в действующем законодательстве     
Российской Федерации специальное нормативное оформление вопросов, касающихся    
группового выезда из стран в целях отдыха и оздоровления несовершеннолетних     
граждан, находящихся в организациях для детей-сирот и организациях для детей,   
оставшихся без попечения родителей, пока отсутствует. Представленный проект     
федерального закона даёт возможность данные вопросы полностью урегулировать.    
                                                                                
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей и Комитет        
Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному    
строительству дали положительные заключения. Просим вас поддержать данный       
законопроект.                                                                   
                                                                                
Те поправки, изменения, которые будут предложены нам и уже сегодня поступают,   
будут учтены ко второму чтению. Я думаю, мы с вами понимаем, что                
законопроект, который мы сегодня рассматриваем, является своевременным и        
очень значимым, потому что мы с вами уже неоднократно говорили о защите         
интересов наших детей и об их безопасности.                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть. Я сейчас запишу: Тамара Васильевна   
Плетнёва, Афанасьева, Горячева, Емельянов. Никого не забыл?                     
                                                                                
Пожалуйста, Тамара Васильевна Плетнёва.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Юрию Петровичу. Юрий Петрович, закон             
действительно нужный, он ужесточает правила, в связи с чем наши дети, может     
быть, будут лучше защищены при поездке. Но с другой стороны, очень много        
места отводится... предполагается, что всё-таки будет много подзаконных         
актов, разрабатываемых в правительстве, в частности в вашем министерстве.       
                                                                                
Есть много жалоб от родителей, где неполные семьи. Требуется подпись            
родителя, который, может быть, уже тысячу лет не общается со своим ребёнком,    
не живёт, пьянствует, и вот его подпись нужна, а он, кстати, за это ещё и       
деньги требует. Как-то вы можете хотя бы в подзаконных актах предусмотреть      
вопрос регулирования выезда за рубеж детей из семей, в которых родители давно   
не проживают вместе?                                                            
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос, Тамара Васильевна.                            
                                                                                
Тамара Васильевна, в законопроекте речь идёт о трёх подзаконных нормативных     
актах, я их назвал в своём докладе. Нам думается, что это укладывается в        
логику нынешних решений, которые приняты на уровне исполнительной власти, о     
передаче полномочий с уровня правительства на министерский уровень. Поэтому и   
была предложена такая концептуальная версия.                                    
                                                                                
Что касается урегулирования вопроса с детьми из неполных семей, то я записал    
ваше обращение, отметил озабоченность, связанную с поиском таких родителей, и   
мы постараемся ещё раз проинвентаризовать содержание наших рекомендательных     
писем и нормативных актов и попытаться учесть это в дальнейшей практике.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, следующий вопрос - депутат Афанасьева Елена   
Владимировна.                                                                   
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемый Юрий Петрович, для того чтобы у всех депутатов было конкретное        
понимание широты и остроты этой проблемы, будьте любезны, скажите, сколько      
детей, вернее, сколько групп в 2009 году пыталось выехать за границу из той     
категории детей, о которой мы говорим? В какую обычно страну выезжают чаще и    
за чей счёт это происходит? И безусловно, раз уж вы дали в своём докладе        
информацию о том, что были случаи, когда дети не возвращались обратно на        
территорию России, скажите, сколько таких случаев и что произошло с этими       
детьми?                                                                         
                                                                                
И, уважаемая Наталья Николаевна, вам тоже вопрос: как представитель комитета,   
в чём вы видите причину того, что сломался такой огромный механизм в лице       
огромного ведомства - министерства образования, - который в принципе должен     
защищать интересы детей? Именно сломался, потому что есть, например, разные     
рекомендательные письма, которые рассылает министерство образования России,     
но почему-то в субъектах на них не очень обращают внимание, и получается, что   
есть письмо... (Микрофон отключён.)                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, я так понимаю, что вопрос понятен, да.                
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Вопрос понятен. Спасибо за вопрос, Елена Владимировна.           
                                                                                
Ситуация обстоит следующим образом. Всего у нас в организациях для              
детей-сирот и для детей, оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний     
день находится порядка ста сорока трёх тысяч детей. Что касается выезда этих    
детей, группы формируются с учётом возрастной категории и целей выезда - мы     
говорим об отдыхе и (или) оздоровлении. Такие организованные группы выезжают,   
общее количество детей составляет несколько сотен человек. Общее количество     
групп, выезжающих за год, принципиально не меняется, и в период с 2004 по       
2009 год от пятнадцати до двадцати организованных групп в год выехало за        
рубеж.                                                                          
                                                                                
Что касается того, за чей счёт осуществляется такой выезд. На сегодняшний       
день, как правило, за счёт принимающей стороны, и в этом-то и состоит           
основная проблема. Занимаются этим в том числе организации иностранные, и вот   
тут-то возникает большое количество нарушений. Наш законопроект является        
реакцией на представление Генеральной прокуратуры, которое было направлено в    
министерство образования, и на те нарушения, которые были выявлены в ходе       
специальных мероприятий, проведённых Генеральной прокуратурой.                  
                                                                                
Что касается случаев несвоевременного возвращения. На сегодняшний день мы       
фиксируем опоздание, возвращение этих детей не в срок, такие сроки составляют   
от нескольких дней до нескольких недель. Детей задерживают те семьи, в          
которых они находятся во время отдыха, а фактически - знакомства с              
потенциальными родителями, усыновителями. И это и вызывает наибольшую           
тревогу, потому что в этом случае ребёнок оказывается без надзора, возникают    
проблемы медицинского обслуживания во время его пребывания там, оплаты его      
пребывания и так далее, и тому подобное. Что касается случаев невозвращения,    
на сегодняшний день, к счастью, мы пока таких случаев не фиксировали. Именно    
поэтому я и поднял вопрос в докладе о несвоевременном возвращении или           
невозврате, если такое, не дай бог, случится.                                   
                                                                                
Вот такими данными мы на сегодняшний день располагаем.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Горячева Светлана Петровна.                                             
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н. Нет, я ещё не ответила.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, пожалуйста. Наталья Николаевна, пожалуйста.     
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н. Я благодарна вам за вопрос, потому что вы подняли                
действительно важную тему. Мне кажется, это не что-то сломалось, а просто это   
та же недоработка, о которой мы с вами говорили, в вопросах усыновления.        
                                                                                
Во-первых, мы с вами вводим договор, который будет заключаться                  
непосредственно с лицом, которое предлагает отдых и оздоровление. И его будут   
заключать органы опеки, конкретный исполнительный орган, который будет          
работать в этом направлении. И самое главное, Елена Владимировна, - мы с вами   
об этом говорили - будет поимённый список, на каждого ребёнка нужно будет       
получить разрешение, то, чего раньше не было. Был большой список детей, общее   
количество, за это отвечал только представитель того учебного заведения, где    
дети-сироты располагались. Сейчас будет заключаться двойной договор, и мы       
здесь гарантируем... Я думаю, что и возможность заключения договоров по         
усыновлению, двусторонних, способствует выявлению этих проблем и усилению       
защиты интересов детей.                                                         
                                                                                
Я думаю, что здесь не слом, а как бы доработка того, что не было сделано        
ранее.                                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Горячева.                                                           
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "Справедливая Россия".                                  
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Юрий Петрович, у меня к вам вопрос. Вот вам не кажется, что основным            
недостатком вашей законодательной инициативы являются те отсылочные нормы,      
которыми и порядок, и основные условия вывоза детей передаются на уровень       
подзаконных правовых актов, и даже не правительства, а именно вашего            
министерства? Вам не кажется, что в этом есть такой неприличный лоббизм?        
Может быть, всё же лучше законом урегулировать эти основные условия и           
порядок, чтобы это всё было прозрачно и все мы знали, что происходит с нашими   
детьми-сиротами, когда они выезжают за рубеж?                                   
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос.                                               
                                                                                
Я как раз вот по этому поводу делал оговорку и в докладе, и вот сейчас,         
отвечая на вопросы: мы разработали данный законопроект и правительство          
одобрило его именно в этом концептуальном виде, в той логике, что основные      
компетенции сегодня как раз должны быть на уровне министерств. В данном         
случае речь идёт о трёх подзаконных актах, они достаточно детальны. Нам         
думается, что такое обилие деталей достаточно сложно переложить на язык         
закона, тем более что жизнь достаточно динамична - она вносит свои изменения.   
И нам думается, что именно такое распределение, так скажем, статусности этих    
документов позволяет не стопорить процесс реализации естественного желания      
выехать на отдых и оздоровление, но в то же время ставит надёжный барьер на     
пути тех, кто использует эту форму организации отдыха детей для обхода наших    
регламентирующих норм и знакомства потенциальных усыновителей с детьми с        
последующим усыновлением в нарушение действующего порядка.                      
                                                                                
Вместе с тем, если в процессе доработки законопроекта и подготовки его ко       
второму чтению будут предложены варианты, дополняющие этот материал и           
содержащие набор чётких и понятных норм и положений, мы совместно с комитетом   
и рабочей группой изучим эти предложения и ко второму чтению учтём все          
пожелания, которые будут сформулированы.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста, последний        
вопрос.                                                                         
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Юрий Петрович, конечно, стремление вашего             
министерства упорядочить выезд детей за границу можно только приветствовать,    
но в то же время представляется, что необходимы некие дополнительные гарантии   
того, чтобы эта практика не сопровождалась негативными явлениями -              
невозвращением детей, продажей детей и так далее. Вот когда вывозится за        
границу ребёнок, имеющий родителей, необходимо нотариальное удостоверение       
согласия родителя. Не считаете ли вы необходимым в этот закон тоже ввести       
норму о нотариальной форме удостоверения, в частности, приглашений и других     
документов, доверенностей для тех педагогов, которые выезжают с детьми, и так   
далее?                                                                          
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Михаил Васильевич, спасибо за вопрос.                            
                                                                                
Я хочу обратить ваше внимание на то, что в законопроекте - и если он станет     
законом, то в этом законе - содержится следующая формула. Дети, которые в       
составе организованных групп будут направляться за рубеж на отдых или           
оздоровление, будут располагать помимо паспорта нотариально заверенным          
согласием руководителя той организации, в которой они находятся. Кроме этого,   
им будет выдаваться, вернее, не им, а в отношении их разрешение органа опеки    
и попечительства организации, юридическому лицу, которое организует,            
собственно говоря, этот выезд и осуществляет его. И кроме этого, эта поездка    
будет сопровождаться наличием договора между органом опеки и попечительства и   
соответствующим юридическим лицом. Нам думается, что при таком наборе           
сопровождающих документов та опасность, о которой вы упоминаете в своём         
вопросе, будет устранена.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Наталья Николаевна, присаживайтесь.                                             
                                                                                
У меня высветилось "по ведению" у депутата Рохмистрова. Вы по этому вопросу?    
Пожалуйста, Максим Станиславович, по ведению.                                   
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемый Олег Викторович, я понимаю, что это не по            
Регламенту, но можно задать вопрос? Просто в результате ответа представителя    
правительства, который здесь прозвучал, родился вопрос. По заявлению            
представителя правительства, у нас вывоз детей за границу связан именно с       
каким-то коммерческими схемами в части усыновления. Поэтому я хотел задать      
вопрос. Можно, я его задам?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вы делегируйте это. Вот я вижу, Елена Владимировна      
подняла руку, она собирается...                                                 
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Она выступать собирается, а я вопрос хочу задать.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вот как раз она пускай и сформулирует этот вопрос, а    
вы получите в заключительном слове ответ.                                       
                                                                                
Юрий Петрович, пожалуйста, сейчас Елена Владимировна будет выступать и заодно   
задаст вам вопрос, который был опущен в ходе обсуждения, и фракция ЛДПР         
просит, чтобы вы в заключительном слове на этот вопрос отреагировали.           
                                                                                
Так, я вижу, Елена Владимировна Афанасьева хотела бы выступить и всё, да? А,    
ещё Горячева Светлана Петровна. Два выступления.                                
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Афанасьевой.                             
                                                                                
И заодно задайте вопрос, который хотел задать ваш сосед.                        
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддержит данный               
законопроект в первом чтении, но хочет сразу отметить, что у нас есть           
некоторые замечания, на которые нужно обратить внимание при подготовке его ко   
второму чтению, и если они не будут, эти замечания, учтены ко второму чтению,   
то во втором и третьем чтениях мы, к сожалению, не сможем поддержать данный     
законопроект.                                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание на несколько моментов, которые   
всё же данный законопроект в предложенной нам редакции не учитывает и, на наш   
взгляд, не решает проблему полной защиты прав несовершеннолетних, которые       
лишились либо родителей, либо родительской опеки.                               
                                                                                
Во-первых, групповые поездки детей-сирот за границу даже при наличии договора   
между органом опеки и юридическим лицом не исключают возможности знакомства     
этих детей с потенциальным усыновителем, а на наш взгляд, даже, наоборот,       
предоставляют возможность усыновителю для определённого выбора ребёнка. Эта     
ситуация, безусловно, крайняя, но, наверное, мы здесь с вами, в этом зале, и    
находимся для того, чтобы предусмотреть все негативные моменты.                 
                                                                                
Во-вторых, - и это связано с тем, о чём я уже сказала, - чтобы избежать         
злоупотреблений со стороны желающих устроить групповой показ для выбора         
детей, необходимо уточнить ко второму чтению следующие недомолвки в этом        
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Первое - это понимание того, каким образом будет осуществляться выбор           
юридического лица для выдачи ему разрешения от органа опеки на выезд группы     
несовершеннолетних за границу. Критерии для выбора юрлица и сама форма этого    
выбора (что это будет - аукцион, тендер, соцсоревнование между юрлицами)        
должны быть понятны каждому депутату для принятия окончательного решения по     
данному законопроекту. Хочу сказать, что эти критерии и эта форма выбора        
юрлица должны быть понятны и чиновнику, который будет принимать такое решение   
и потом нести, соответственно, за него ответственность. На наш взгляд, эти      
основные моменты должны быть всё-таки зафиксированы на федеральном уровне, в    
федеральном законе.                                                             
                                                                                
Безусловно, раз и навсегда нужно установить табу на участие в таких             
мероприятиях агентств по усыновлению и тех юридических лиц, которые,            
например, оказывали ранее услуги по туризму, по образованию за границей, по     
лечению и, ну так скажем, кинули своих клиентов - оказали плохого качества      
услуги или, например, бросили туриста на территории другого государства без     
помощи. Таким юрлицам должно быть раз и навсегда запрещено участвовать в        
предоставлении таких услуг и, соответственно, в конкурсе.                       
                                                                                
Считаем, что отбор юридических лиц должен быть очень жёстким и справедливым,    
особенно в отношении вот этих и так судьбой обиженных детей. Думаем, что        
должен быть проработан механизм привлечения к ответственности юридического      
лица и лично руководителя этого юридического лица. Считаем, что должно быть     
строгое наказание, если ребёнок не вернулся на территорию Российской            
Федерации. Невозврат ребёнка, считаем, должен расцениваться как похищение       
ребёнка с целью его продажи. И человек как юридическое лицо должен понимать,    
за что он будет нести ответственность, понимать, что закон и государство его    
будут строго карать за то, что произойдёт с малышом.                            
                                                                                
Хотелось бы также, чтобы чиновник, который будет принимать решение о выборе     
юрлица, со своей стороны понимал всю ответственность и, принимая решение,       
осознавал, что если юрлицо окажет некачественно услуги, неполные услуги, если   
во время оказаниях этих услуг будут нарушены права ребёнка и человека, то он,   
чиновник, точно так же, наравне с этим юрлицом, должен будет понести            
наказание.                                                                      
                                                                                
И конечно, на федеральном уровне, а не подзаконным актом нужно определить       
существенные условия договора, который будет заключаться между органом опеки    
и попечительства и юридическим лицом. Главнейшими принципами этого договора     
должны быть, во-первых, сохранение жизни ребёнка, во-вторых, сохранение         
здоровья ребёнка, как физического, так и морального.                            
                                                                                
Вот вы сейчас, Юрий Петрович, сказали, что многие потенциальные усыновители     
задерживают ребёнка на несколько дней, на несколько недель и только после       
этого возвращают его на территорию Российской Федерации. Эта задержка связана   
с тем, что идёт накачка, моральная накачка ребёнка, которому говорят, что там   
ему может быть лучше, чем в своём родном государстве. Иногда действительно      
лучше, но ребёнок должен вернуться из этой турпоездки так называемой, или       
оздоравливающей поездки, морально здоровым, он не должен бояться своего         
государства и не должен его ненавидеть. И безусловно, возврат ребёнка на        
территорию Российской Федерации - главный принцип заключения всех договоров     
между органами опеки и юридическими лицами.                                     
                                                                                
Мы поддерживаем в первом чтении этот законопроект. Но у меня просьба к вам,     
дорогие коллеги, не расслабляться, быть бдительными при защите прав ребёнка и   
не верить в кристальную честность абсолютно всех чиновников. Мы обращаемся и    
к авторам законодательной инициативы с просьбой учесть вот эти наши опасения    
и попытаться доработать его ко второму чтению.                                  
                                                                                
Юрий Петрович, в качестве дополнения. Возникали случаи, когда была              
возможность вывезти детей действительно на организованный отдых, не отдать их   
в семьи, не раздать их в семьи, а вывезти на организованный групповой отдых     
за границу на новогодние мероприятия, но сталкивались с такой проблемой, что    
для того, чтобы вывезти группу детей, мало получить какие-то разрешения,        
согласования непосредственно с детским домом либо с ведомством, появляется      
множество препон и с оформлением документов, и с оформлением сопровождающих.    
Конечно, есть нормы, что на каждые десять человек должен быть один              
сопровождающий, на каждую группу должна быть одна медсестра, и мы их должны     
соблюдать, но в случае, когда есть такие, на мой взгляд, всё-таки               
благотворительные вещи, государство должно брать обязанность на себя, по        
крайней мере, часть этих проблем снимать либо с организатора, честного          
организатора, безусловно, либо с этого бедного директора детского дома,         
который вынужден включаться в эту работу.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, сейчас - Светлана Петровна, а Юрий Петрович   
отреагирует в заключительном слове.                                             
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, наверное, никто в этом зале не будет спорить с тем, что     
поправки в действующий закон "О порядке выезда из Российской Федерации и        
въезда в Российскую Федерацию" в отношении детей-сирот и детей из               
малообеспеченных семей нужны, никто с этим спорить не будет, но что на самом    
деле предлагается и с чем очень трудно согласиться?                             
                                                                                
Фактически предлагается упростить порядок выдачи согласия на такой выезд.       
Сейчас такое согласие должно быть нотариально удостоверено, и родитель даёт     
его, если выезжает его ребёнок, а если выезжают дети-сироты, то такое           
согласие, нотариально удостоверенное, даётся руководителем детского дома.       
Сегодня предлагается, чтобы это осуществлялось через органы опеки и             
попечительства. Законопроектом предоставляется право органам опеки и            
попечительства заключать договоры с юридическими лицами на вывоз детей, вести   
учёт выехавших детей и осуществлять контроль за их своевременным                
возвращением. Но самое горькое то, что как фактически должно это делаться, в    
законопроекте не прописывается, а предлагается порядок выдачи разрешений и      
существенные условия договора на вывоз детей и организацию их отдыха и          
оздоровления определять самому министерству образования. То есть главные        
вещи, которые должны быть заложены в законе, фактически отдаются на уровень     
подзаконных закрытых правовых актов.                                            
                                                                                
Почитала я внимательно пояснительную записку, и там совершенно откровенно       
говорится о практике других государств, в частности Белоруссии и Украины. Там   
такие решения приняты не подзаконными правовыми актами закрытого ведомства, а   
правительствами, это ещё куда ни шло, а у нас предлагается это делать           
официальным документом Минобрнауки, потому что якобы у нас существует такая     
юридическая практика. На самом деле это далеко не безобидно: одно дело -        
нарушение закона, другое дело - нарушение подзаконного правового акта.          
                                                                                
Нужно же понимать, что речь идёт не о вывозе какого-то товара из России, а о    
вывозе для отдыха, для оздоровления детей, и они очень часто, как уже           
говорилось в этом зале, становятся товаром, к сожалению, под видом              
международного усыновления. Мы знаем очень много таких примеров, об этом        
могут сказать и любые правоохранительные органы.                                
                                                                                
Что же предлагаем мы? Тут уже говорилось: ко второму чтению нужно внести        
поправки. Мы тоже предлагаем поправки ко второму чтению. Прежде всего,          
порядок выдачи разрешений и перечень должностных лиц органов опеки и            
попечительства, которые могут давать такие разрешения, должны быть строго       
определены в самом законе. Нельзя, чтобы самый последний инспектор в органе     
опеки и попечительства такие разрешения выдавал. Это должно быть должностное    
лицо достаточно высокого уровня, которое потом несёт ответственность за то,     
что оно сделало. Это первое, на чём мы настаиваем.                              
                                                                                
Второе. В законе нужно обязательно установить, именно в законе, обязанность     
органов опеки и попечительства через правоохранительную, налоговую и другие     
системы определять добропорядочность юридических лиц, которые готовы вывезти    
детей для отдыха и оздоровления. И органы опеки должны нести ответственность    
за информацию, которую они собирают, чтобы потом не получилось так, что         
какое-нибудь сообщество дельцов или педофилов быстренько оформилось в юрлицо    
и забрало детей, вывезло, а потом концы в воду. Вот этого допустить нельзя.     
Фактически я говорю об этом потому, что неясность в законе такую возможность    
предоставляет.                                                                  
                                                                                
Мы считаем, что именно законом в разрешении должны быть установлены такие       
вещи, как место отдыха, страна пребывания, сроки отдыха и обязательно сроки,    
в течение которых дети должны быть обязательно возвращены после отдыха и        
лечения.                                                                        
                                                                                
Должна быть установлена обязанность органов опеки и попечительства              
информировать МИД о вывозе детей-сирот с указанием конкретных данных, куда, в   
какую страну, для того чтобы консульские, посольские службы могли в случае ЧП   
вовремя вмешаться в ситуацию. Это тоже нужно в законе устанавливать, а не в     
подзаконном правовом акте.                                                      
                                                                                
В законе также должна быть установлена обязанность консульских служб МИДа       
информировать органы опеки и попечительства о тех случаях, которые произошли    
с нашими детьми за рубежом. К сожалению, на этот вопрос тоже никакого ответа    
нет.                                                                            
                                                                                
Представляется, что при вывозе детей-сирот за рубеж целесообразнее было бы не   
договоры заключать (потому что, я ещё раз говорю, речь ведь не о товаре идёт,   
а о детях), а предусмотреть другой порядок. Допустим, письменное                
обязательство юридического лица перед государством, не перед органами опеки,    
а перед государством, при вывозе детей на оздоровление и (или) на отдых, где    
указываются существенные условия этого обязательства (об этом уже говорила      
депутат Афанасьева). Что можно отнести к существенным условиям этого            
обязательства? Достойные условия проживания за рубежом, обязанность             
своевременно оказывать заболевшему ребёнку помощь, обязательное                 
информирование посольства или консульства по месту пребывания о нахождении      
там, и обязательно по возвращении должен быть отчёт о нахождении детей за       
рубежом, все ли здоровы и всё ли в порядке. Вот тогда мы будем говорить о       
том, что закон действует.                                                       
                                                                                
И конечно - об этом уже говорилось - вопрос ответственности. Если мы только     
вносим поправки в закон, подзаконными правовыми актами регулируем весь          
порядок вывоза детей-сирот, то кто у нас будет отвечать, если дети не           
вернулись, если кто-то там заболел и умер, не дай бог, или там ещё что-то       
случилось с ребёнком? Кто у нас будет отвечать? Фактически сейчас по тем        
нормам, которые предлагаются, никто. Поэтому давайте во втором чтении           
одновременно внесём поправки в административный кодекс, в Уголовный кодекс,     
может быть, в закон об органах опеки и попечительства, с тем чтобы все эти      
неясности были устранены.                                                       
                                                                                
Мы готовы поддержать в первом чтении этот законопроект, понимая, что по сути    
инициатива правильная, но настаиваем на том, чтобы во втором чтении эти         
изменения всё же были внесены и нормы закона были конкретизированы.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все депутаты, пожелавшие выступить,    
выступили.                                                                      
                                                                                
Я обращаюсь к представителю президента. Нет, он не настаивает на выступлении.   
                                                                                
Пожалуйста, ваше заключительное слово, Юрий Петрович. Потом - Наталья           
Николаевна Карпович.                                                            
                                                                                
Сентюрин Ю. П. Спасибо, уважаемые депутаты, за высказанные суждения по поводу   
внесённого правительством законопроекта.                                        
                                                                                
Я понимаю так, что тема, затронутая законопроектом, не просто представляет      
большой интерес, она вызывает серьёзную озабоченность. Это означает, что в      
режиме доработки... Если сейчас в первом чтении голосование покажет, что        
законопроект принимается, то в режиме доработки будет предложено много          
дополнений в этот законопроект, над которыми мы будем работать.                 
                                                                                
Мне хотелось бы дать некоторые небольшие комментарии. Я хотел бы обратить       
внимание выступавших на то, что законопроект не отменяет институт согласия на   
выезд ребёнка. Как эта норма действовала, так её действие будет сохраняться и   
в случае выезда организованных групп. Каждый выезжающий ребёнок, входящий в     
состав этой группы, будет получать, или иметь на руках, нотариально             
заверенное согласие законного представителя, а в данном случае - руководителя   
организации, в которой он находится под надзором. Законопроект, наоборот,       
дополняет наличие такого согласия, нотариально заверенного, находящегося на     
руках у ребёнка, ещё и разрешением, которое выдаётся органом опеки и            
попечительства, а это другая инстанция, юридическому лицу, которое организует   
выезд на отдых или оздоровление этой организованной группы. Это первое          
обстоятельство.                                                                 
                                                                                
Второе обстоятельство. Я обращаю ваше внимание на то, что речь в                
законопроекте идёт об урегулировании только одной темы, связанной с выездом     
групп детей за рубеж. Что касается общих вопросов выезда граждан за рубеж,      
включая несовершеннолетних граждан Российской Федерации, то продолжают в        
полном объёме действовать все нормы и положения Федерального закона "О          
порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". А      
это значит, что во всех тех случаях, которые вы перечисляли и которые, не дай   
Бог, могут произойти - заболевание, или смерть, или насильственное удержание,   
- действуют общие нормы названного мною закона, а также других законов,         
сориентированных и нацеленных на это. Это означает, что те случаи, которые вы   
упоминали, могут быть предметом рассмотрения Уголовного кодекса, Кодекса об     
административных правонарушениях, а также они могут быть предметом              
рассмотрения в системе координат гражданско-правовых отношений.                 
                                                                                
Собственно говоря, когда мы говорим о форме договора между органом опеки и      
попечительства и юридическим лицом, мы предполагаем в первую очередь формы      
ответственности, связанные с гражданско-правовыми отношениями, обозначенные,    
допустим, в главе 59 Гражданского кодекса, связанные, в частности, с            
возмещением материального ущерба или иного ущерба, причинённого интересам       
несовершеннолетнего гражданина. Поэтому весь набор мер воздействия в данном     
случае не просто сохраняется, он ещё и дополняется наличием договорных          
отношений.                                                                      
                                                                                
Согласен с тем, что нужно подумать над дополнительными мерами                   
ответственности, которые можно было бы отразить в качестве существенных         
условий договора, предлагаемых на фиксацию в форме подзаконного нормативного    
правового акта. Как раз над этим сегодня министерство активно работает.         
Проекты этих документов нами уже подготовлены, законопроект разрабатывается     
достаточно давно, и в этих проектах мы учли, как нам думается, в достаточно     
полной степени критерии соответствия юридических лиц целям и задачам, которые   
ставятся перед ними по организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних     
граждан, выезжающих из России, задачам органов опеки и попечительства при       
выдаче разрешений таким юридическим лицам.                                      
                                                                                
И в этой связи хотелось бы ответить на те вопросы, которые были поставлены      
первым выступавшим по поводу тендеров или аукционов между юридическими          
лицами. В данном случае этого механизма, института здесь не будет, потому что   
речь идёт о заявлениях в адрес органов опеки и попечительства со стороны        
юридических лиц, которые берут на себя обязанность по организации выезда        
детей на отдых или оздоровление. На основании этих заявлений органы опеки и     
попечительства в соответствии с теми критериями, которыми они будут вооружены   
Минобрнауки, будут проводить, что называется, сверку, проверку, в том числе и   
с привлечением возможностей других ведомств и служб, на предмет соответствия    
заявлений этой организации вот тем требованиям, которые мы предъявляем          
сегодня к подобного рода целевым поездкам. Так что мы надеемся, что весь этот   
набор дополнительных механизмов защиты интересов наших несовершеннолетних       
граждан послужит именно их интересам и нашей страны в целом.                    
                                                                                
Я не сумел, наверное, в своём заключительном слове затронуть все те темы,       
которые были подняты уважаемыми выступавшими, их было достаточно много. Я       
надеюсь, что в режиме работы над поправками ко второму чтению у нас будет       
возможность провести детальный и предметный диалог по каждому из заявленных     
вопросов.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Карпович.                                     
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу             
поблагодарить и Елену Владимировну, и Светлану Петровну за такое подробное      
рассмотрение и понимание законопроекта, который был предложен. И хочу           
обратить внимание, что, Светлана Петровна, на самом деле пунктом 1 статьи 432   
части первой Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что         
существенным условием заключения гражданско-правовых договоров... допускается   
на основании как федерального закона, так и иных нормативных подзаконных        
актов, правовых актов, поэтому в данном случае договор только усиливает эту     
позицию, он только усиливает позицию. Это не товар, это просто возможность      
сегодня заключить договор с той организацией, органом опеки, которые            
осуществляют вывоз ребёнка.                                                     
                                                                                
И самое главное, я хочу обратить внимание, что мы сегодня говорим не о списке   
детей, не о списке, вы абсолютно правы, Светлана Петровна, а о каждом           
человечке, который будет получать разрешение от органов опеки, а если имеет     
родителя, то разрешение на вывоз, нотариально заверенное, от родителя,          
который существует.                                                             
                                                                                
Я хочу поблагодарить своих коллег и попросить их с предложениями в письменном   
виде обращаться в комитет, для того чтобы мы с вами вместе могли дорабатывать   
ко второму чтению данный законопроект. Сегодня хочу поблагодарить вас и         
попросить поддержать данный законопроект в первом чтении.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование проект          
федерального закона "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О    
порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в       
первом чтении. Пожалуйста, голосуйте.                                           
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              447 чел.99,3%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    449 чел.                                          
Не голосовало                   1 чел.0,2%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.