Заседание № 158

23.04.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 280097-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1558 по 1584 из 6215
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс    
Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ".   
Доклад первого заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному,   
арбитражному и процессуальному законодательству Владимира Сергеевича            
Груздева.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, напомню, что законопроектом предлагается внести изменения    
в сорок шесть статей Уголовного кодекса, дополнив санкции ряда статей           
наказанием в виде обязательных работ на срок от ста двадцати до двухсот         
сорока часов за преступления небольшой и средней тяжести.                       
                                                                                
Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Он полностью готов   
для рассмотрения в третьем чтении, и Комитет по гражданскому, уголовному,       
арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной     
Думе поддержать указанный законопроект в третьем чтении.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли замечания по данному вопросу? Нет. Выносим 8-й вопрос на "час           
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1832 по 1849 из 6215
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения   
наказания в виде обязательных работ". Кто за? Прошу голосовать.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 157

21.04.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 280097-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4869 по 4917 из 6814
Переходим к рассмотрению пункта 9, проекта федерального закона "О внесении      
изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения            
наказания в виде обязательных работ". Доклад Владимира Сергеевича Груздева.     
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Сергеевич.                                                 
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, я представляю законопроект "О внесении изменений в           
Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде       
обязательных работ". Поступила одна поправка к данному законопроекту, она       
носит технический характер. Речь идёт о том, что правительство, когда           
готовило законопроект, поставило обязательные работы как дополнительный вид     
наказаний перед основным видом наказаний, данная поправка устраняет эту         
неточность. Мы предлагаем проголосовать таблицу поправок 1, рекомендованных к   
принятию, которая состоит из одной поправки.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, нет возражений? Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и принять     
таблицу 1? Прошу проголосовать.                                                 
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 57 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу          
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 155

16.04.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 280097-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1014 по 1027 из 7051
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Да. Спасибо большое.                                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Мы просим 14-й вопрос по          
техническим причинам перенести на 21-е число.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть возражения по поводу предложения комитета            
перенести на более поздний срок пункт 14? Потому что, если кто-то возражает,    
я буду ставить это предложение на голосование. Нет возражений. Тогда будем      
считать, что решение принято.                                                   
                                                                                

Заседание № 129

11.12.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 280097-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4502 по 4510 из 7859
Пункт 26, проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс   
Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ".   
Нет представителя правительства?                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Логинов сегодня не настаивал на этом. Если бы             
настаивал, мы бы за это проголосовали в ходе обсуждения повестки дня.           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6114 по 6613 из 7859
Переходим к пункту 26. Проект федерального закона "О внесении изменений в       
Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде       
обязательных работ". Доклад официального представителя Правительства            
Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра юстиции             
Российской Федерации Дмитрия Вячеславовича Костенникова.                        
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской           
Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
Добрый день, уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию     
представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный     
кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных    
работ", который разработан во исполнение поручения Президента Российской        
Федерации по итогам VII Всероссийского съезда судей в части, касающейся         
применения к осуждённым альтернативных мер уголовного наказания, не связанных   
с лишением свободы.                                                             
                                                                                
В 2008 году к различным видам исправительных работ были приговорены сорок       
семь тысяч пятьсот девятнадцать осуждённых. В связи с тем что исправительные    
работы как альтернативная мера наказания предусмотрены не во всех статьях       
Уголовного кодекса и далеко не всегда могут быть применены (они могут быть      
применены только к неработающему осуждённому), появилась необходимость ряд      
статей дополнить также и дополнительным выбором в части определения             
альтернативной меры наказания, не связанной с лишением свободы, и такой мерой   
являются обязательные работы. Напомню, что обязательные работы заключаются в    
выполнении осуждённым в свободное от основной работы или учёбы время            
бесплатных общественно полезных работ.                                          
                                                                                
Кроме того, в части статей, которые предлагается дополнить данным видом         
наказания, в качестве наказания, не связанного с лишением свободы,              
предусмотрено наложение штрафа. Вместе с тем ввиду тяжёлого материального       
положения осуждённого далеко не всегда может быть назначено такое наказание,    
в связи с этим назначение наказания в виде обязательных работ также будет       
выходом из создавшегося положения, когда не будет требоваться применять         
санкцию в виде лишения свободы. Таким образом, будет дополнен настоящей         
санкцией ряд наказаний за данные составы преступлений, что будет                
способствовать сокращению количества лиц, осуждённых к лишению свободы.         
                                                                                
Принятие закона не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт       
средств федерального бюджета, а также внесения изменений в иные нормативные и   
правовые акты Российской Федерации. Законопроект прошёл все необходимые         
согласования, получено положительное заключение Верховного Суда Российской      
Федерации.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Вячеславович. Присаживайтесь.            
                                                                                
Содоклад делает первый заместитель председателя Комитета по гражданскому,       
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир            
Сергеевич Груздев.                                                              
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, представляемый законопроект разработан во исполнение         
подпункта "и" пункта 1 поручения президента по итогам VII Всероссийского        
съезда судей в части, касающейся применения к осуждённым альтернативных мер     
уголовного наказания, не связанных с лишением свободы.                          
                                                                                
Законопроектом предлагается внести изменения в сорок шесть статей Уголовного    
кодекса, дополнив санкции ряда статей наказанием в виде обязательных работ на   
срок от ста двадцати до двухсот сорока часов за преступления небольшой и        
средней тяжести. Введение наказания в виде обязательных работ как               
альтернативы лишению свободы призвано способствовать исправлению осуждённого    
без его изоляции от общества.                                                   
                                                                                
Меры, предлагаемые авторами законопроекта, позволят судам назначать             
наказания, адекватные степени общественной опасности преступления, а также      
характеру причинённого ущерба. Ведь в целом картина складывается сегодня        
следующая: бывает, получают одинаковый срок что за неуплату налогов, что за     
изнасилование. Это, конечно, нонсенс, и это не может продолжаться дальше.       
Представляется, что принятие данного законопроекта позволит эффективнее         
бороться с преступлениями путём более рационального сочетания уголовного        
закона с мерами государственного принуждения.                                   
                                                                                
У Верховного Суда Российской Федерации нет возражений по тексту                 
законопроекта, Правовое управление Аппарата Государственной Думы не имеет       
замечаний концептуального характера.                                            
                                                                                
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по гражданскому,              
уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает          
принять законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской        
Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ" в первом      
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть. Депутат Плетнёва, депутат            
Решульский, депутат Иванов, депутат Драпеко. Никого не забыл, коллеги?          
                                                                                
Пожалуйста, Решульский.                                                         
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, конечно, Олег Викторович, но вы ставите меня в        
неловкое положение.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, да, я первой назвал Плетнёву.                   
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва, вы первая.                                          
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. И вообще, надо уступать место женщинам.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я, кстати, так и назвал. Это я неправильно, не в том      
порядке...                                                                      
                                                                                
Извините, Тамара Васильевна, вы первая, как всегда, пожалуйста.                 
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Скажите, пожалуйста, я забыла имя и отчество... Дмитрий          
Вячеславович, вот у вас во всех пунктах здесь, по всем статьям альтернатива     
есть: либо наказание такое, либо срок. Почему "либо"? Тогда бы заменили         
совсем уже исправительными работами. Почему это "либо" стоит? И кроме того,     
почему в часах, я никак не пойму. В законе везде, во всех статьях, где          
вводится обязательный срок, почему в часах-то, я никак не понимаю. Кто-то       
часы эти будет считать или как?                                                 
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Что касается часов. Действительно, наказание в виде           
обязательных работ назначается в часах. Как я уже говорил, оно назначается      
тем людям, которые имеют постоянное место работы, они отбывают это наказание    
в свободное от основной работы время в местах, которые определяются органом     
местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными              
инспекциями. И соответственно, уголовно-исполнительные инспекции, на которые    
возлагается обязанность по исполнению этого вида наказания, ведут в часах       
учёт исполнения этого вида наказания. Поэтому, соответственно, и во всех        
статьях...                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Естественно, это неравнозначные наказания. В данном случае    
с учётом тех обстоятельств, которые в Уголовном кодексе изложены и которые      
необходимо учитывать при назначении наказания, а также характеристики           
личности обвиняемого, тяжести содеянного преступления, ущерба от преступления   
и других обстоятельств суду предоставлена возможность выбрать, какой вид        
наказания к данному конкретному подсудимому применить.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Сергеевич.                           
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Тамара Васильевна, для вас, в общем-то, не секрет, что            
уголовное законодательство имеет принцип индивидуализации, то есть каждому      
человеку назначается индивидуальное уголовное наказание. Как уже сказал мой     
коллега, речь идёт вот о чём. Обычно наказание назначается дополнительно к      
той работе, которую осуждённый имеет по основному месту работы, чтобы он мог    
отработать нанесённый гражданский ущерб. Обычное наказание - до четырёх часов   
в день, и сроки, которые предусмотрены, как раз кратны цифре "4".               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский.                                               
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Олег Викторович.                                      
                                                                                
У меня к Дмитрию Вячеславовичу вопрос, да и в какой-то степени к Владимиру      
Сергеевичу.                                                                     
                                                                                
Владимир Сергеевич правильно сказал здесь, я так запомнил, что в сорок шесть    
статей вносится эта поправка (ну да бог с ними, сорок шесть так сорок шесть):   
обязательные работы на срок от пяти суток - послушайте, коллеги! - до десяти    
суток. А что такое "обязательные работы"? Я помню период, он недалёк, когда     
тут мы, не все, а большинство по крайней мере, те, кто средствами информации    
руководил и руководит сегодня, с осуждением относились к тому, что направляли   
на обязательные работы, и показывали, как какой-то хиппи или, я не знаю,        
стиляга метёт улицу, и говорили: вот какой строй у нас, понимаешь...            
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавить время? Вы хотите закончить мысль?                
                                                                                
Добавьте время, чтобы мысль была сформулирована.                                
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Да, чтобы сформулировать мысль.                                
                                                                                
Что такое обязательные работы на срок от пяти до десяти суток? Если мести       
улицу - это одно, если где-то копать траншею - ещё лучше, если на               
Беломорканал отправить - совсем прекрасно. Что такое обязательная работа?       
Поясните, пожалуйста.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Вячеславович, видимо, вам придётся    
пояснить.                                                                       
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. Согласно статье 49 Уголовного кодекса Российской Федерации:   
"Обязательные работы заключаются в выполнении осуждённым в свободное от         
основной работы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ. Вид      
обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются           
органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными     
инспекциями". Таким образом, органы местного самоуправления формируют           
предложения по видам работ и по тем объектам, где будет отбываться подобное     
наказание, и согласовывают с органами уголовно-исполнительной инспекции. Это    
могут быть любые виды работ, в которых нуждается данное поселение, и если       
осуждённый по состоянию здоровья способен их отбывать, то они могут быть ему    
назначены.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Дмитрий Вячеславович, скажите, пожалуйста, поскольку у нас и та    
и та мера наказания сохраняются, имеется и лишение свободы, и мы ещё сейчас     
вводим исправительные работы на такой-то срок, почему мы думаем, что судья      
будет применять именно эту, менее тяжкую меру наказания?                        
                                                                                
КОСТЕННИКОВ Д. В. На самом деле мы не думаем, что судья будет применять         
обязательно вот эту, менее тяжкую меру наказания. Мы даём судье выбор, более    
широкий выбор для индивидуализации наказания. Как я говорил, в ряде статей, в   
которые вносятся изменения, уже есть виды наказания, которые не связаны с       
лишением свободы, - это исправительные работы и штрафы, но к ряду осуждённых    
их невозможно применить. Если, например, у осуждённого нет возможности          
выплачивать штраф, то, соответственно, ему его и не назначат, и тогда он        
рискует получить тем не менее всё-таки наказание в виде лишения свободы. Если   
же лицо имеет постоянное место работы, не является безработным, то ему не       
может быть назначено наказание в виде исправительных работ. В этом случае       
фактически работающий человек, имеющий постоянное место работы, находится в     
более неблагоприятных условиях по сравнению с безработным, неработающим.        
Чтобы этот дисбаланс устранить, и вводится в эти статьи такая альтернатива в    
виде обязательных работ.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хотел добавить что-то Владимир Сергеевич.                 
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Сергей Владимирович, я хочу сказать, что мы обсуждаем не          
исправительные, а обязательные работы. Разница в том, что исправительные        
работы являются основным занятием осуждённого, а обязательные работы - это      
когда человек либо работает, либо учится, а после работы или учёбы ему ещё      
назначается наказание в виде дополнительных обязательных работ, которые он      
отрабатывает.                                                                   
                                                                                
И как уже докладчик пояснил, в случае если денег на штраф не хватает, суд не    
может ему назначить штраф, ему назначают реальный срок наказания. В том         
случае, если он работает, ему не могут назначить исправительные работы,         
потому что исправительные работы - это основное место занятий. А это как        
альтернатива. У нас по некоторым статьям уже действуют обязательные работы.     
Мы сейчас просто дополняем ряд статей Уголовного кодекса подобным видом         
наказания.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драпеко Елена Григорьевна, пожалуйста.                    
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Вячеславович и уважаемый Владимир Сергеевич! Я хочу           
обратить ваше внимание как раз на то, что у нас уже сегодня существует в        
Уголовном кодексе такая статья. И из моих бесед с руководством УФСИН на         
территориях, за которые я отвечаю, выяснилось, что нет мест для осуществления   
этих работ, потому что в полномочиях местной власти не прописана обязанность    
предоставлять рабочие места для такого рода осуждённых.                         
                                                                                
Поэтому мне хотелось бы, чтобы вы озаботились ещё и этой проблемой: куда        
увеличившееся количество этих осуждённых на обязательные работы мы будем        
устраивать на работу? В этом суть моего вопроса. Готовятся ли какие-то          
поправки, может быть, в закон о местном самоуправлении, о полномочиях           
муниципальной власти? Они этим сегодня заниматься не хотят, это для них         
лишняя обуза, лишняя нагрузка - организовывать такого рода работы.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Сергеевич готов ответить.                        
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Елена Григорьевна, спасибо за вопрос.                             
                                                                                
На самом деле мы дополняем ряд статей Уголовного кодекса таким видом            
наказания, как обязательные работы. По некоторым статьям Уголовного кодекса     
такой вид наказания уже действительно предусмотрен, но не назначается это       
наказание по целому ряду причин. На самом деле сегодня полномочия у местных     
органов власти, чтобы обеспечить рабочие места, есть. Кстати, кризис тоже       
показал, что во многих регионах совершенно спокойно местные власти организуют   
и уборку улиц, и помощь, скажем, малообеспеченным людям, в том числе уборку     
жилья и так далее, поэтому было бы желание.                                     
                                                                                
А на самом деле мы с вами, как законодатели, должны, в общем-то, наши местные   
органы власти, бюрократов на местах, немножко двигать вперёд, подталкивать к    
тому, чтобы они чуть-чуть побыстрее начинали работать, поэтому в законопроект   
включена в том числе и эта инициатива.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, все вопросы заданы. Настаивает ли кто-то на          
выступлении? Решульский, Иванов, Вяткин - три выступления. Подводим черту.      
Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич.                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Олег Викторович, спасибо.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, я действительно не стал бы задавать свой вопрос Дмитрию      
Вячеславовичу и говорить о выступлении Владимира Сергеевича, если бы я          
внимательно не ознакомился с этим законопроектом, и особенно с пояснительной    
запиской. Я понимаю, что навязанная сегодня с позиции "ЕДИНОЙ РОССИИ", и в      
первую очередь руководителя нашей Государственной Думы - Председателя           
Грызлова Бориса Вячеславовича новая форма электронной подачи документов,        
законопроектов к рассмотрению на пленарном заседании, парализует нашу работу,   
поскольку, ну, убей меня, разрази меня гром, так говорят вроде бы, если я       
сейчас обойду все наши рабочие места, то в лучшем случае этот законопроект      
найду, может, у пяти, максимум у десяти депутатов, а то, может, и этого нет.    
Приходим в зал, даже не читая и не зная, что написано в пояснительных           
записках.                                                                       
                                                                                
Ну кто не знает, что такое обязательные работы? В своё время демократическая    
пресса вместе с демократической общественностью много поломала копий, осуждая   
советское мышление, советский строй - правильно, неправильно, - что стиляг,     
хиппи и всякую остальную интересную публику выводили с мётлами подметать        
улицы наших городов. Я сам этим занимался, не скрываю и считаю, что это         
правильная трудовая мера воздействия на некоторые, довольно неадекватные        
личности, чтобы они понимали, что в обществе надо придерживаться утверждённых   
законов, не придуманных первым секретарём горкома, райкома, не придуманных      
сегодняшним президентом республики или губернатором области, а законов,         
которые действуют. Ну что говорить, в любом обществе есть люди, которые         
немножко отступают от общепринятых норм.                                        
                                                                                
Но что меня подвигло на это выступление, как и в предыдущий раз? Я всегда с     
умилением смотрю на то, как прозревают мои коллеги, мои товарищи по             
совместной парламентской работе. Десять лет прошло, как отменили эту норму,     
напоминаю вам. И Дмитрий Вячеславович Костенников не даст мне соврать, он       
сказал: заклеймим позором нарушение прав человека. А теперь - послушайте,       
пожалуйста, вам же это всё будет интересно - данный законопроект разработан     
во исполнение подпункта "и" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской    
Федерации по итогам VII Всероссийского съезда судей в части, касающейся         
применения к осуждённым альтернативных мер уголовного наказания, не связанных   
с лишением свободы. Да, такую норму отменять не надо. Вот уважаемый мною и      
любимый мой товарищ Владимир Ильич, он должен подтвердить, что эта норма        
всегда существовала и воздействовала на каждого нарушителя общественного        
порядка. Но нам надо было дождаться, пока товарищ президент, новый президент    
вдруг оценит эту ситуацию. Я не знаю, что нам с вами, четырёмстам пятидесяти    
депутатам - верующим, неверующим, атеистам, агностикам, всем - остаётся         
делать - каждый вечер молиться, чтобы до нашего президента дошли вот эти        
самые проблемы?                                                                 
                                                                                
Я не зря задал вопрос Дмитрию Вячеславовичу: что это за общественные работы?    
Ведь никто же не может ответить! То ли будут гонять людей с метлой подметать    
улицы - это нужное дело и правильное, особенно на автобусных остановках пусть   
подметут в той же самой Москве, о которой Юрий Михайлович Лужков так здорово    
рассказывает, что тут чистота и порядок. То ли это будут работы, связанные с    
рытьём канав, траншей и так далее, чтобы сбросить паводковые воды, которые      
заливают те или другие низменные места, я имею в виду низины. То ли это будут   
какие-то работы, связанные с тем, чтобы, скажем, перебирать ту же самую         
картошку на овощных базах каких-то бизнесменов. Ну никто же не определил этот   
перечень работ, и никто не может сказать, что это будет такое.                  
                                                                                
Вот давайте заменим, заменять, конечно, надо. Очень тяжело слышать, что         
сегодня около миллиона, а то и больше человек содержится в СИЗО, ещё в          
каких-то учреждениях закрытых - в тюрьмах, или как их правильно называть, -     
поскольку многие из них сидят, в общем-то, так, до срока, когда суд             
рассмотрит и скажет, что 30 или 40 процентов из них, в общем-то, незаконно      
содержались в этих заведениях.                                                  
                                                                                
Конечно, надо это поддерживать, только я не пойму, до сих пор не пойму, не      
могу никак понять, почему мы все с вами, четыреста пятьдесят депутатов, по      
статусу приравненные к министру Российской Федерации и, кстати, как ни          
неловко об этом говорить, получающие такую же зарплату, как министры, не        
можем сами сообразить, что такие работы надо было не отменять, а лет пять       
назад ещё, при Владимире Владимировиче Путине, вводить и в обязательном         
порядке использовать.                                                           
                                                                                
Наша фракция поддержит, конечно, этот законопроект. Единственное только         
предложение к заместителю министра юстиции Российской Федерации Дмитрию         
Вячеславовичу Костенникову, пусть он воспринимает это моё обращение к нему      
как депутатский запрос: определить тот перечень общественных работ, к которым   
будут привлекаться граждане, которые подпадают под эти статьи, чтобы не         
получилось так, что статья прописана, а результата абсолютно нет. Давайте       
действительно договоримся здесь, что мы их выведем хотя бы подмести те улицы,   
которые захламлены за последнее время. Мы поддержим этот законопроект.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Я продолжу ту тему, которую затронул Сергей Николаевич, - что статья            
прописана, а результатов нет.                                                   
                                                                                
ЛДПР, конечно, выступала и будет выступать за то, чтобы за преступления         
малозначительные и средней тяжести применялись наказания, не связанные с        
лишением свободы.                                                               
                                                                                
Но, коллеги, поймите правильно. Мы ведь наказание даём не для того, чтобы       
просто наказать, нам ведь это должно быть, ну, как бы... Любое наказание -      
это как профилактика, чтобы не было подобных преступлений, аналогичных. И в     
результате может получиться такая ситуация, когда, допустим, человек,           
осуждённый к такой мере наказания, просто-напросто принесёт магарычок           
какой-нибудь сотруднику милиции, и всё. То есть он будет с лёгкой совестью      
совершать подобные преступления, зная, что за это его пошлют или улицу мести,   
или в овощехранилище, не знаю, картошку перебирать, как раньше было, и          
наказания как такового не будет.                                                
                                                                                
Опять же, хватит ли у МВД или так и ГУИНа сил для того, чтобы                   
проконтролировать применение? Какая структура этим будет заниматься? Кто        
будет контролировать? Как, на перевоспитание к Шурику на стройку посылать или   
милиционер будет привозить? Я не знаю, честно говоря, как это на практике       
будет выглядеть.                                                                
                                                                                
Точно так же получается, как и по предыдущему закону. То есть президент в       
своём послании говорил о необходимости применения более мягких мер наказания,   
о том, чтобы люди как можно меньше сидели в СИЗО, чтобы суд не избирал или      
избирал как можно реже такую меру пресечения, как содержание под стражей до     
решения суда, а тем не менее механизм реализации мы с вами абсолютно не         
продумали здесь. То есть меры благие, я их полностью поддерживаю, всё, что      
написано, и то, что докладчики говорили, действительно имеет место быть, но     
тем не менее механизма реализации я здесь абсолютно не вижу, поэтому не знаю,   
будут ли это люди считать наказанием или не будут. Как бы не было обратной      
реакции - возросшего количества преступлений по данным статьям из-за того,      
что реализация наказания, неотвратимость наказания будет в таком мягком виде,   
что они просто даже и не почувствуют этого.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Вяткин.                                                     
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! С чего начать?.. Уважаемый        
Сергей Владимирович, во-первых, если вы вспомнили знаменитый фильм Гайдая, то   
позволю себе заметить, что там всё-таки был пятнадцатисуточник, а именно        
человек, который отбывал административное наказание, вернее, наказание за       
административное правонарушение. В данном случае мы говорим немножко о          
другом.                                                                         
                                                                                
Совершенно очевидно, что сейчас присутствует и будет всё чаще и чаще            
применяться такой вид наказания - уголовного наказания, замечу, - как штраф.    
И есть очень большая категория наших сограждан, которая не в состоянии          
заплатить штраф. Они совершают правонарушения, совершают проступки, совершают   
преступления, но не могут заплатить штраф. У них на всё денег хватает, на       
штраф - нет, потому что они не работают. У них есть какие-то доходы, но штраф   
взимать, простите меня, не с чего. В этом случае наказания как бы и нет:        
человек получает судимость, но он не выплачивает штраф. И поэтому, конечно      
же, расширение случаев применения различного вида работ - как исправительных,   
как обязательных, так и общественных работ, - конечно же, совершенно            
необходимо, это очевидно.                                                       
                                                                                
Сергей Николаевич Решульский задал, наверное, логичный и закономерный вопрос    
о том, кто внёс данный законопроект и почему это не сделали депутаты            
Государственной Думы. В данном случае это вопрос непринципиальный, с моей       
точки зрения, по одной простой причине. Вне зависимости от того, кто внёс       
законопроект, будь то представительный орган субъекта Российской Федерации,     
депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, президент,               
правительство или иные субъекты права законодательной инициативы, коих у нас    
согласно Конституции достаточно много, главное, на что направлена               
законотворческая деятельность, - это решение проблем, которые существуют у      
нас в стране, и это решение проблем в первую очередь наших сограждан, в том     
числе и защита их от тех людей, которые совершают правонарушения и совершают    
проступки. Поэтому от того, что данный законопроект внесён президентом или      
какой-либо законопроект внесён правительством либо депутатами Государственной   
Думы, он не проигрывает. Мы, в конце концов, не соперники, мы союзники и        
соратники в общем деле и в общей работе, и в данном случае это не является      
принципиальным. Напротив, очень важные законопроекты, когда они вносятся        
президентом и правительством, рассматриваются согласно закону в первую          
очередь, и это позволяет решать очень многие проблемы, которые требуют          
законодательного урегулирования и законодательного решения в первую очередь,    
как можно быстрее. В этом есть определённое преимущество, и этим                
преимуществом надо пользоваться.                                                
                                                                                
Наша фракция призывает вас поддержать решение комитета, проголосовать за        
данный законопроект в первом чтении и продолжить над ним работу. Любые          
предложения, которые будут нашими коллегами сделаны, будут внимательнейшим      
образом изучены и, возможно, поддержаны.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какое-то оживление в зале возникло после вашего           
выступления, Дмитрий Фёдорович, видимо, проняло.                                
                                                                                
Представители президента и правительства? Не настаивают. Докладчик? Не          
настаивает. Содокладчик? Настаивает.                                            
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Груздеву. (Шум в зале.)                           
                                                                                
Коллеги, спокойно, у нас с вами ещё протокольные поручения, потом "час          
заявлений". Я прошу оставаться на рабочих местах.                               
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, Сергей Николаевич! Я хотел сказать, что мы, конечно же, не   
отменяли такой вид наказания, как обязательные работы, и я сказал, что в        
сегодняшнем Уголовном кодексе по ряду статей Уголовного кодекса это наказание   
предусмотрено и действует. Сегодня мы расширяем составы, по которым суд может   
выносить такое решение и назначать такой вид наказания, как обязательные        
работы.                                                                         
                                                                                
Сергей Владимирович, вы совершенно правильно сказали, что действительно любой   
законопроект, прежде всего, конечно, Уголовный кодекс, должен работать на       
профилактику, должен работать таким образом, чтобы преступления не              
совершались, ну, уж как минимум не повторялись. Хочу вам сказать, что у наших   
западных партнеров, например в Соединённых Штатах Америки, гораздо более        
серьёзным наказанием являются обязательные работы, потому что, когда какие-то   
звёзды убирают бульвары, конечно же, это показывают все средства массовой       
информации, и для всех это является таким наглядным примером.                   
                                                                                
Неотвратимость наказания должна присутствовать. К сожалению, ряд наших          
граждан, которые нарушают действующее законодательство, иногда уходят от        
такого вида наказания, и мы расширяем эту методику. Хочу напомнить о том, что   
это уголовное преступление и в случае повторного совершения подобного           
преступления срок будет назначен уже не в виде обязательных работ, а в виде     
лишения свободы.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде       
обязательных работ".                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              430 чел.95,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    430 чел.                                          
Не голосовало                  20 чел.4,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.