Заседание № 143
22.01.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 280077-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части отмены транспортного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4053 по 4692 из 6024
9-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, если судить по названию, законопроект, который я сегодня представляю, касается отмены транспортного налога для автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил. То есть может показаться, что это тема чисто налоговая и законопроект касается в основном двух аспектов - полномочий субъектов и количества налогов, которые они собирают. Но на самом деле есть ещё один аспект, и, на мой взгляд, он самый важный в данном случае, - это выполнение публичных обязательств, которые дают у нас все органы власти, от верховной до субъектовой, в том числе обязательств, которые мы даём населению, принимая те или иные изменения в налоговое законодательство. Я хочу напомнить, как развивались события при принятии транспортного налога, и объяснить, почему сегодня данные расходные обязательства мы считаем излишними. Дело в том, что неоднократно фракция ЛДПР выходила с предложением о том, чтобы привязать количество средств, которые идут в дорожный фонд, к тому, сколько времени и в каком объёме та или иная машина использует дорожное покрытие, потому что транспортный налог, как сегодня в законе записано, - это один из источников формирования дорожного фонда. Именно тогда было заявлено Президентом Российской Федерации, что проблема действительно существует и тот, кто больше ездит, должен и больше платить средств в дорожный фонд. После этого выступил премьер-министр, который сказал, что мы уходим от транспортного налога и переходим на формирование дорожного фонда через акциз на бензин. Было и выступление Набиуллиной, возглавлявшей тогда Минэкономразвития, которая тоже заявила, что мы меняем стратегию - уходим от транспортного налога. Вот были сделаны эти все заявления, это было давно, уже больше трёх лет назад, но ежегодно мы по одному рублю к акцизу добавляли, и, может быть, потому, что это шло так поэтапно, потихонечку, мы эту тему закрыли. Иными словами, к сожалению, то, что мы обещали, - что взамен налога появится акциз - мы так и не сделали. Ещё раз хочу напомнить, что идея вот такого налогообложения принадлежит фракции ЛДПР. И надо сказать, что совсем недавно, в 2012 году, в ноябре, на встрече президента с руководителями фракций в Государственной Думе опять этот вопрос поднимался. Что на этот раз было сказано? На встрече было сказано, что да, действительно, такие обещания были даны народу, но, в связи с тем что это сейчас относится к полномочиям субъектов и принятие вот такого закона, предусматривающего отказ от транспортного налога, может привести к снижению доходной части бюджетов субъектов, губернаторы начали выступать за то, чтобы не отменять транспортный налог. Ещё раз возвращаюсь к тому, с чего начал: сейчас уже речь идёт не о том, сколько мы собираем (хотя я и об этом скажу и эти цифры назову), как мы собираем, какова доля транспортного налога в доходной части бюджетов субъектов, речь идёт о выполнении публичных обязательств: если президент, премьер-министр обещают - эти обещания нужно выполнять. И мне кажется, то, что Государственная Дума пытается решить этот вопрос за правительство, - это тоже хорошо, потому что, когда мы приезжаем в округа, мы видим, что, к сожалению, население наше совершенно не различает, кто перед ними - депутат или министр, ну, отличают президента и премьера, а все остальные - это просто представители государственной власти. Именно поэтому мы, чувствуя ответственность за то, что было заявлено нашими верховными руководителями, всё-таки пытаемся сгладить вот те негативные социальные моменты, которые мы имеем в результате того, что транспортный налог не отменён. Ну а теперь о том, о каких цифрах мы ведём речь, насколько эти потери сегодня существенны для бюджета. (Я думаю, Раиса Васильевна будет выступать и скажет, что это не наши полномочия, что субъектам даны такие права, что это налоги и так далее.) Для справки: транспортный налог в доходной части субъектов составляет меньше полпроцента. Это первое. Второе. Если мы сегодня субъектам дали право обнулять налоговые ставки для машин с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил, то тогда почему мы, когда вводили акциз на бензин, не дали им аналогичные права? То есть что получилось? Федеральный центр заявил, что отменит налог, введёт акциз, и ввёл, а теперь говорит субъектам: хотите - отменяйте, не хотите - не отменяйте. Всё должно быть симметрично, должен быть баланс интересов: либо мы должны были тогда дать право субъектам вводить эти акцизы, либо мы должны теперь принять за них решение. В качестве справки могу вам сказать, что только семь субъектов Российской Федерации обнулили эту ставку для автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, хотя федеральный законодатель предлагал сделать это для автомобилей с мощностью двигателя до 150 сил. Понятно, что сегодня наблюдается глобальный дефицит в бюджетах субъектов, и мы уже на этой неделе рассматривали несколько президентских законов - и по долгам, и по госдолгу, и по просрочке, и так далее, которые ужесточают финансовую дисциплину. Мы понимаем, что сегодня ситуация такова, что губернаторы вынуждены считать каждую копейку, но, ещё раз говорю, это публичное обязательство верховной власти страны, и мы не можем перекладывать исполнение этих обязательств на наших губернаторов. Давайте посмотрим с точки зрения цифр, что мы имеем. Вот я взял цифры по Оренбургской области... Кстати, в этой области в результате усилий фракции ЛДПР мы добились того, что там отменили транспортный налог на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил, Оренбургская область входит в число семи субъектов, отменивших этот налог. Так вот я посмотрел, какие цифры получаются по транспортному налогу и по акцизам, для информации: если в 2009 году собрали акцизов на бензин 1,8 миллиарда, то в 2013 году собрали 6,4 миллиарда, то есть почти на 4,5 миллиарда увеличили доходную часть дорожного фонда. Сумма по транспортному налогу за этот период колеблется от 700 миллионов до 1 миллиарда. Таким образом, де-факто в четыре раза собрали больше средств на дорожный фонд, чем планировалось собрать по транспортному налогу, можно сказать, мы другим налогом для населения, так называемым акцизом, перекрыли тот, который был раньше. А теперь давайте посмотрим, сколько налогов собирают с владельцев автомобилей разной мощности. Я вам могу сказать, что у нас доля автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил составляет менее 10 процентов, а сумма налогов, которые собирают с их владельцев, составляет более 50 процентов. То есть фактически мы уже речь ведём не о миллиарде, если говорить об Оренбургской области, а только о 450 миллионах рублей. Аналогичное соотношение будет и в разрезе Российской Федерации. Если мы возьмём транспортный налог, то в 2012 году он составлял 100 миллиардов, акцизы на бензин - 232 миллиарда. Кроме того, я вам хочу напомнить, что мы совсем недавно приняли несколько законов, которые изменили подход к оплате транспортного налога для владельцев дорогих машин. С учётом этого в 2014 году будет совершенно другая картина, что и с точки зрения экономической позволяет нам принять решение по освобождению от транспортного налога автомобилистов, которые имеют автомобили с мощностью до 150 лошадиных сил. Ну и ещё один аспект. Дело в том, что сегодня собираемость транспортного налога не превышает 70 процентов, и самая проблемная часть населения - это как раз владельцы автомобилей с малой мощностью, потому что среди них очень много пенсионеров, которые пользуются автомобилем не круглый год, а только в летний период. Я считаю, что снятие существующей социальной напряжённости важнее некоторых экономических потерь от сбора налогов. И давайте поможем нашим налоговым органам - им не нужно будет высылать извещения об этих копеечных штрафах, люди перестанут ходить в суды из-за этого. Давайте не будем увеличивать количество налоговых инспекторов - пусть они занимаются другими вопросами, которые дадут адекватный экономический эффект. Исходя из изложенного прошу вас поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Раиса Васильевна Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, суть законопроекта касается не акцизов на топливо, а транспортного налога. Транспортный налог, так же как и налог на имущество физических и юридических лиц, относится к компетенции субъектов Российской Федерации, это региональный налог, и это закреплено Конституцией, поэтому субъект Российской Федерации может установить любые льготы в рамках закона субъекта. В 2011 году мы приняли закон, внесли поправки в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса уменьшили федеральные налоговые ставки по транспортному налогу в два раза. Вместе с тем субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, то есть у них такое право есть, и, если субъект примет такое решение, это будет учитываться в межбюджетных отношениях. Субъект может увеличивать или уменьшать налоговую ставку в десять раз, а также устанавливать налоговую ставку, равную нулю, в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил. Таким образом, действующая в настоящее время гибкая система ставок транспортного налога позволяет законодательным органам субъектов Российской Федерации, в доходную базу бюджетов которых зачисляется транспортный налог, устанавливать ставки налога в широких пределах исходя из социальных, экономических, природно-климатических и других особенностей региона. Довожу до вашего сведения, что практически все 83 субъекта устанавливают какие-то льготы. Ну, например, Герои Советского Союза в 62 субъектах имеют льготы, полностью освобождаются от уплаты транспортного налога ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны в 59 субъектах, ветераны боевых действий - в 36 субъектах, инвалиды первой и второй групп - в 64 субъектах, подвергшиеся воздействию радиации - в 56 субъектах, пенсионеры - в 46 субъектах, есть льготы в зависимости от мощности до определённого порога в 19 субъектах. Вот те категории, о которых я сказала, владельцы автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил, освобождены в Республике Башкортостан, в Нижегородской и Кировской областях, в Свердловской области освобождены инвалиды первой и второй групп, в Ульяновской области - инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий, в Ханты-Мансийском округе владельцы автомобилей мощностью до 200 лошадиных сил освобождаются (если есть возможность, это делают, с учётом того что там небольшой по продолжительности период, чтобы ездить на автомобилях, потому что это районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы), во Владимирской области, в Оренбургской области также предоставляют льготы всем этим категориям. Уважаемые коллеги, я хочу сказать, что в субъектах Российской Федерации такие же депутаты, как и мы с вами, это законодательная (представительная) власть, и они имеют такое же право внести поправки в своё налоговое законодательство с учётом социально-экономического положения региона и предоставить эти льготы. Мы не должны думать, что там работают недоумки, - там работают умные люди! Поэтому, уважаемые коллеги, я предлагаю не голосовать за данный законопроект и одновременно сообщаю: в четвёртом, в пятом и в шестом созывах, принимая бюджет, мы с вами одновременно принимали постановления о проведении ревизии преференций, которые мы предоставляем на федеральном уровне по тем налогам, которые закреплены по Конституции за субъектами и муниципальными образованиями. Мы нарушаем их права, вмешиваясь туда: как правило, льготы предоставляем, а возмещения нет. Мы с вами принимали бюджет на этот год и, как вы знаете, на 5 процентов сократили в том числе и эту программу, в силу того что у нас дефицит увеличен и возместить из федерального бюджета выпадающие доходы субъектам мы не сможем. А сами они - пожалуйста, если хотят, могут в рамках действующего законодательства это сделать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Сергей Михайлович, вы пишете в документах, что транспортные средства, машины с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил покупают в основном люди с невысокими доходами. Вот мы тут обменивались мнениями: машина с мощностью двигателя 150 лошадиных сил стоит где-то от 800 тысяч рублей до миллиона. Я думаю, что люди с низкими доходами за миллион машину покупать не будут. Может, у вас другие цифры? Но главное в другом: самые большие потери для пенсионеров и других граждан с действительно низкими доходами - это постоянно возрастающая цена на бензин, и те копейки, которые мы сэкономим, изменив эту ставку транспортного налога, будут за месяц съедены ростом цен на бензин. Вот если бы мы на государственном уровне ограничили рост цен на бензин, вот тогда бы действительно все выиграли - и пенсионеры, и малоимущие, и у кого "жигули", и у кого "Лада", у кого машины, которые уже в третьих руках находятся. Вот за это нам, наверное, спасибо сказали бы, а так... малоимущих это не касается, и всю выгоду потеряем за месяц из-за бензина. Вот какова ваша позиция? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Катасонову включите микрофон. КАТАСОНОВ С. М. Первое, о цене. Минимальная цена, о которой мы сегодня можем говорить, приближается к 400 тысячам рублей, машина с самой низкой комплектацией может и 300-350 тысяч стоить, но реально - 400 тысяч, поэтому цифры, которые вы называете, 600-700 тысяч - это цифры практически одного порядка для человека, который приобретает машину. Второе, то, что касается того, поддерживать или не поддерживать. Дело в том, что концепция поменялась, понимаете? Концепция поменялась, и поменяли её президент и правительство, они сказали, что взамен одного появляется другое - акциз. И мы, фракция ЛДПР, являлись инициаторами этого, поскольку мы считаем, что тот, кто ездит по дорогам, тот и платит: больше ездишь - больше плати, это нормально. Но надо выполнять свои публичные обязательства: раз концепция поменялась, раз мы сказали, что это взамен того, - это нужно сделать, вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. САВЕЛЬЕВ Д. И. Сергей Михайлович, скажите, пожалуйста, как бы вы отнеслись к идее сокращения потенциальных потерь региональных бюджетов путём перераспределения доходов от акцизов? И в каком объёме (в процентах) это возможно, по вашему мнению? Прокомментируйте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Катасонову включите микрофон. КАТАСОНОВ С. М. Что касается первого вопроса, я коснулся, скажем так, публичных обязательств, моральной стороны. А теперь вопрос финансовый, я об этом уже говорил, но сейчас более сжато и более конкретно скажу. Раиса Васильевна переживает за бюджеты. Я вам доложил, что сумма дохода в бюджете Оренбургской области от транспортного налога на автомобили с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил - 400 миллионов, а по акцизам прибавили 4,5 миллиарда, то есть десятикратно перекрыли эту цифру. Поэтому, если сначала я говорил, что морального права оставлять этот налог нет, то теперь скажу, что у нас и экономического права нет, а всё, что осталось, то есть выше 150 лошадиных сил, - это фактически не транспортный налог, это уже налог на роскошь. Но так как мы не можем никак к нему подойти, то в порядке исключения, я думаю, можно оставить этот транспортный налог, подразумевая под ним всё-таки налог на роскошь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И. Раиса Васильевна, вы в своей аргументации сказали, что ряд регионов уже приняли такие законы и какие-то категории граждан освобождены от данного налога, что это сами регионы должны решать. Но мы же с вами понимаем, что мы даём тренд: если законодатели здесь, в центре, поддерживают, то на местах присоединяются, а если мы говорим, что профильные комитеты и правящая фракция занимают другую позицию, то в регионах они тем более этого не сделают. А сегодня в региональных парламентах ваша партия занимает большинство, и тем более непонятно, почему в каких-то регионах уже поняли это, пошли на такое снижение, то есть отменили транспортный налог для определённых категорий лиц на автомобили мощностью двигателя, о которой в данном законопроекте идёт речь, а в каких-то это не сделали. Тем более мы должны отсюда, из федерального парламента, дать этот посыл, с тем чтобы регионы привели в соответствие своё законодательство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Кармазиной включите микрофон. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, мы, Российская Федерация, - федеративное государство, но почему-то всё пытаемся взять на федеральный уровень, всё решать на федеральном уровне. А для чего у нас тогда представительные органы в субъектах Российской Федерации, в городах, в округах, в сельских поселениях? Я считаю, что мы не должны вмешиваться в их компетенцию. И тому, кто выступал последним, представителю от фракции ЛДПР, я хочу ещё раз напомнить: коллега, с 1 января 2011 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, которые мы приняли в 2010 году, понижающие федеральные налоговые ставки по транспортному налогу в два раза. Одновременно с этим субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, увеличивать или уменьшать налоговую ставку в десять раз, а также устанавливать налоговую ставку, равную нулю, в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил. Уважаемые коллеги, я ещё раз хочу вам напомнить: мы не вправе туда вмешиваться, но мы, наверное, должны пересмотреть сегодня то, что касается патентов, - мы на федеральном уровне устанавливаем плату за патенты, а это в корне неправильно, этим должны заниматься муниципалитеты. И мы в комитете, занимаясь вопросами налоговой политики, в этом году это будем рассматривать, и мы вернёмся к тем законодательным инициативам, которые приходили из субъектов, в частности из Краснодарского края: мы попросили их немножко переделать законопроект, сделали свои замечания: не нужно делать это на федеральном уровне, что касается малого бизнеса, среднего бизнеса, мы должны дать право решать это субъектам. Ещё раз напоминаю: мы - федеративное государство! За данный законопроект фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" голосовать не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемая Раиса Васильевна, я понимаю, что судьба проекта закона предрешена, но хотел бы услышать уточнение к вашему комментарию. Вот вы говорите, что субъект имеет право и им довольно активно пользуется, приводите пример: Героям Советского Союза дали льготы шестьдесят два региона, инвалидам войны - пятьдесят девять регионов. Правильно, но героев и инвалидов войны в любом регионе всего пятнадцать, двадцать, сорок человек, а депутат Катасонов затронул сейчас проблему очень масштабную: по России бегает примерно 30 миллионов машин, из них огромное количество, наверное более трёх четвертей, это "жигули", "запорожцы" - в общем, малые и относительно дешёвые автомобили, поэтому не так-то просто тому или иному субъекту на такое замахнуться. Пример Башкирии и Ханты-Мансийского автономного округа как раз подтверждает, что лишь малая часть регионов имеет сбалансированный бюджет и доходную часть достаточно сильную... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Кармазиной включите микрофон. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, вы меня не хотите услышать! Я ещё раз хочу напомнить, что есть Конституция Российской Федерации, где чётко закреплены доходные источники, прописано, какие налоги, доходы остаются за федеральным центром, какие за субъектом, какие за муниципалитетами. Мы субъектам дали возможность, у них есть такое право, если они хотят, то могут такое решение принять, и отдельные субъекты это делают по отдельным категориям. Есть субъекты, где автомобили старые, на которых ездили ещё в СССР, автомобили старше пятнадцати, двадцати, тридцати лет полностью освобождают, то есть не берут с владельцев транспортный налог, но это их полномочия, мы не должны вмешиваться: если мы вмешиваемся, у них образуются выпадающие доходы. Это их право, поэтому мы с вами не должны это делать на федеральном уровне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович. Вопрос содокладчику. Уважаемая Раиса Васильевна, ну, немножко по-другому поставлю вопрос, который только что задал Валентин Степанович Романов. Вы очень авторитетный, уважаемый человек, один из лидеров бюджетного комитета, поэтому к вам очень многие люди прислушиваются и хотят знать вашу позицию. Правильно ли я понимаю, что на ближайшем совещании, которое будет проходить в присутствии министра финансов Антона Силуанова, губернаторов регионов, вы в принципе можете сказать те же слова: "Уважаемые коллеги из регионов, мы - федеративное государство, и вы прекрасно можете это делать, это вполне возможно. Мы это обсуждали в Госдуме и в принципе не возражаем, только процедура не должна противоречить федеральному законодательству"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Кармазиной включите микрофон. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемый коллега, ну, наверное, за два года, которые мы с вами здесь работаем тесно и плотно, вы изучили меня, а те, кто работает со мной уже три созыва, знают, что вне зависимости от того, кто передо мной и какого ранга, если я считаю, что предложение не соответствует Конституции Российской Федерации, которую мы должны выполнять, я обязательно это скажу. Более того, что касается патентов, на заседании комитета - вам подтвердят коллеги из вашей фракции, которые туда входят, - я ровно так же выступала: я всегда выступаю против того, чтобы мы вмешивались на федеральном уровне в деятельность наших субъектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Владимир Иванович. БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемая Раиса Васильевна, на мой вопрос, пожалуйста, ответьте дифференцированно: часть ответа - ваше мнение, часть - мнение вашей фракции. Вводили акцизы с целью упразднить транспортный налог, и этого от нас никто не скрывал. Сегодня акциз с лихвой покрывает сборы по транспортному налогу, который собирается с трудом: собирается только 70 процентов транспортного налога, 30 процентов - недосбор. В общем-то, введение акциза на топливо - грамотное решение, но субъекты поставлены в унизительное положение просителей, им сложно принимать решения по сокращению доходов бюджета. Нельзя ли полностью упразднить транспортный налог, как это обещалось, в связи с введением акциза? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Кармазиной включите микрофон. КАРМАЗИНА Р. В. Я думаю, что, если изменится экономическая ситуация в стране, это сделать возможно. Теперь что касается транспортного налога и его сборов. Это субъектовый налог, и я хочу привести пример по Воронежской области, где в пятом созыве было выездное заседание нашего комитета: когда мы рассматривали вопросы областного бюджета, министр финансов Воронежской области доложил нам, что транспортный налог они передали муниципалитетам, и, поверьте, на 99,9 процента собираемость этого налога увеличилась. То есть здесь, может быть, нужно посмотреть ещё и вопрос с администрированием. Но эти деньги оставались у муниципалитетов: субъект и свои полномочия по сбору налога передал им, и деньги тоже. То есть везде всё по-разному, так что собираемость зависит, наверное, от конкретного субъекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР, естественно, поддержит эту инициативу: это наша инициатива, наша идея. И правильно депутат Катасонов напомнил, что при встрече с президентом страны больше года назад фракция ЛДПР передала ему обращение Федерации автовладельцев России, под которым 100 тысяч наших граждан поставили подписи: они требовали отмены транспортного налога. Это полностью сочетается с позицией фракции ЛДПР: транспортный налог должен быть ликвидирован. И когда президент Путин комментировал наши пожелания, он сказал, что это действительно справедливо и что со временем надо переходить именно на взимание налога через акцизы: где ездишь, там и надо платить. Ведь у нас как? Дорожное полотно портится, экология портится, а деньги уходят в другой субъект, потому что часто транспортные средства оформляются на лиц, которые прописаны в одних субъектах, а используются в других, где повышенный транспортный налог. Исходя из принципа справедливости мы считаем, что нужно его взимать через акцизы либо через добавленную стоимость по топливу. Вообще, получается, что у нас страна сверхдемократии: когда нужно, мы говорим о том, что у каждого субъекта есть свои права, свои обязанности, свои органы исполнительной власти и законодательной. Но мы взяли американскую схему избрания губернаторов и европейскую схему формирования органов МСУ, то есть полномочия разделены, денег не хватает, в связи с этим в регионах грызня, - именно поэтому в послании президента звучали призывы к тому, что необходимо подумать о реформе местного самоуправления. Несмотря на мнение, что субъекты сами могут всё делать, мы всё равно настаиваем на том, что транспортный налог надо отменить на федеральном уровне. В подтверждение своих слов мы обращаем ваше внимание на то, что очень часто, имея полномочия, финансы, возможности регулировать, решать эти проблемы на местах, решаются они только тогда, когда включается ручное управление и президент берёт ситуацию под свой контроль. Фракция ЛДПР ещё раз обращает ваше внимание на то, что существующая схема взимания транспортного налога себя изжила. То, что субъекты боятся выпадающих доходов, - это понятно, но необходимо отрегулировать вопрос восполнения этих выпадающих доходов через поступления из федерального бюджета, поскольку акцизы - это федеральный налог. Многие автовладельцы, использующие транспортные средства сезонно, идут на разные ухищрения, например снимают их с учёта на какой-то период, а потом опять ставят на учёт либо вообще не ставят, это делают многие владельцы мотоциклов. До недавнего времени эта схема массово использовалась, но у нас с 1 сентября вступили в силу поправки в административный кодекс, и теперь это делать сложнее. Для того чтобы не было такого правового нигилизма, не было желания обходить существующие нормы, мы и предлагаем пересмотреть схему... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, выступление от фракции. НИЛОВ Я. Е. ...поэтапно ликвидировать существующую схему взимания транспортного налога. Давайте начнём с чего-то! Вот дальше у нас будет законопроект, о котором доложит депутат Иванов, там тоже будут свои предложения, но с чего-то надо начинать. Не надо бояться, надо решать вопрос, самое главное - компенсация выпадающих доходов, а это сделать можно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Несомненно, с транспортным налогом надо что-то решать, вернее, принимать решение и вообще его отменять, об этом уже неоднократно говорилось. Но истины ради я вам должен, мои дорогие коллеги, напомнить о том, как получили субъекты Федерации право в десять раз увеличивать или уменьшать транспортный налог, это было ещё до принятия акцизов. В 2009 году был большой скандал, когда Государственная Дума раздула, так сказать, этот транспортный налог до такой степени (и многие сидящие в этом зале участвовали в утверждении размера транспортного налога), что буквально через три-четыре дня - подчёркиваю: через три-четыре дня! - вынуждены были резко поменять позицию и заменить цифры, изменить даже концепцию закона, передав полномочия субъектам Российской Федерации. Уважаемая Раиса Васильевна, мы действительно с уважением к вам относимся, но вы должны понимать, что все субъекты Российской Федерации разные, как и губернаторы, как и мы, сидящие в этом зале, и разве не показательно, что за эти четыре года лишь семь субъектов Федерации из восьмидесяти трёх приняли решение отменить транспортный налог, обнулить ставку налога для автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил, а у остальных, как говорится, либо воли не хватает, либо они считают, что те небольшие налоги, которые они получают, их спасают? Они бы меньше тратили денег на свои пиар-кампании, о чём последнюю неделю только и говорят: 650 миллионов рублей, где-то больше, где-то меньше... Если мы действительно федеративное государство, где все должны жить в одинаковых условиях, надо отменять транспортный налог, и не только, как Сергей Михайлович предлагает, для автомобилей с мощностью до 150 лошадиных сил, а вообще надо отменять. Если нужно, - вот автор приводил пример, что введение акциза на бензин позволило в четыре раза, если не больше, увеличить доходы в бюджет, - ну, через бензин... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, выступление от фракции. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. ...и то, что предлагали уже не один раз наши коллеги, - напомню, что наш бывший депутат Рохмистров... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максим Станиславович. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. ...Максим Станиславович очень хороший законопроект вносил. Сейчас он аудитор Счётной палаты, но, наверное, может и вернуться к этому вопросу, в смысле предложить как идею, чтобы мы рассмотрели. Наша фракция поддержит этот законопроект, а чтобы не попадать в такие ситуации, как в конце 2009 года, мне хотелось бы, чтобы Комитет по транспорту и Комитет по бюджету и налогам ещё раз внимательно посмотрели сложившуюся ситуацию и чтобы совместными усилиями всех четырёх фракций мы убедили Министерство финансов и правительство в том, что надо отменять транспортный налог как изживший себя атавизм, рудимент какой-то. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, завершим рассмотрение этого вопроса, после чего будем голосовать. Нет возражений? Нет. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, изучая данный законопроект, каждая фракция увидела своё. Наша фракция, помня, конечно, об обещаниях и президента, и правительства и о возможности альтернативных вариантов, увидела прежде всего то, что законопроект направлен на поддержку россиян с невысокими доходами - уже было сказано, что это миллионы россиян, - почему бы людей не поддержать? Это главное, потому что и сегодня, и в ближайшие годы, очевидно кризисные, это позволило бы сказать людям, что государство с ними и хоть в чём-то их поддерживает. В этом, мне кажется, суть законопроекта, о котором докладывал Сергей Михайлович, и для нас это крайне важно. Теперь что касается дискуссии. Ну, можно много раз повторять, что Россия - федеративное государство, но это определяется не тем, что мы это говорим, а тем, как мы, к примеру, распределяем налоги, сколько собираемых налогов мы оставляем в регионах, а сколько отдаём федеральному центру. Я сейчас уже не очень слежу за тем, как они распределяются, но мне кажется, что мы далеко ушли от пропорции 50 на 50: в федеральном бюджете остаются хорошо собираемые налоги, их, по-моему, по-прежнему не менее 60 процентов, а в бюджетах регионов - минимум 40 процентов. Не случайно сегодня у нас регионы в основном дотационные, только около десяти из восьмидесяти трёх регионов - доноры. Вот вчера, обсуждая законопроект о пределах долга, мы услышали, что фактически становится невозможным для регионов, за исключением Москвы и нескольких нефтяных регионов, заимствование в иностранной валюте. И вчера мы получили информацию, что долги регионов достигли порядка 800 миллиардов рублей, - мы понимаем, что скоро не будет у регионов возможности брать займы в российских коммерческих банках и следует думать исключительно о секвестре бюджетов. С точки зрения федеративного устройства это совершенно ненормально, поэтому я в данном случае не могу согласиться с уважаемой Раисой Васильевной, поскольку представляю ситуацию следующим образом... Было бы странно, если бы какой-нибудь губернатор пришёл с этим предложением в Минфин, в Правительство России, даже в заксобрание, где у правящей партии большинство, - его просто не поняли бы! Действительно, лишать доходов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время: от фракции. ТАРНАВСКИЙ А. Г. ...лишать доходов региональные бюджеты - с такой инициативой сегодня вряд ли кто-то на уровне руководства регионов сможет выйти, даже несмотря на возможные выборы в регионе. Да, технически, как говорит Раиса Васильевна, это можно сделать, ссылаясь на федеративное устройство государства, но с практической точки зрения сделать это не представляется возможным. Мы полагаем, что, видимо, поэтому Сергей Михайлович Катасонов, докладывая о законопроекте, предложил сделать это волевым порядком на федеральном уровне, чтобы поддержать миллионы россиян. Учитывая изложенное и понимая, что это законопроект социальной направленности, что это конкретный шаг по поддержке россиян в условиях, возможно, надвигающегося экономического кризиса, наша фракция дружно проголосует за! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович, будете выступать с заключительным словом? Депутату Катасонову включите микрофон. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, я хочу поблагодарить всех, кто принял участие в дискуссии. Я уверен, что наше предложение об отмене транспортного налога и переходе на акцизы через какое-то время претворится в жизнь, точно так же я абсолютно уверен, что пройдёт совсем немного времени и мы отменим транспортный налог, но для этого такие дискуссии просто необходимы! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Кармазиной включите микрофон. КАРМАЗИНА Р. В. Относительно того, что нужно реформировать налоговое законодательство, я, наверное, соглашусь с автором законодательной инициативы, но законопроект, который мы сегодня рассматриваем, не об этом, он о льготах, которые мы должны дать на федеральном уровне, а это влечёт за собой появление выпадающих доходов. Я хочу напомнить коллегам, в частности Тарнавскому, что мы предусмотрели в бюджете 50 миллиардов для кредитования субъектов Российской Федерации с учётом ситуации, которая у нас сегодня сложилась: мы знаем, какая задолженность за бюджетами субъектов, а вот давать очередные льготы, при этом не подкрепляя выпадающие доходы финансированием, дотациями из федерального бюджета, я считаю, что это просто обещалки. Я выступающих понимаю - это чисто политические заявления. Вы можете приехать в субъекты и сказать: вот мы приняли законы, вот мы дали такую льготу, - но льгота эта работать не будет, потому что она не подкреплена финансами. В отличие от оппонентов хочу сказать, что мы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", когда принимаем законы, прекрасно понимаем, что мы - правящая партия и несём ответственность за все принятые законы на федеральном уровне, за каждый рубль, поэтому, уважаемые коллеги, я предлагаю отклонить данную законодательную инициативу. Хорошо быть добренькими, но, я считаю, мы должны быть не добренькими, а рациональными и справедливыми по отношению ко всем гражданам в субъектах. Вот привели пример Оренбургской области: примерно 400 миллионов рублей... Я вам хочу сказать, что, учитывая коэффициенты в Сибири, это стоимость детского сада, 300 миллионов стоит детский сад построить на триста ребятишек, - посчитайте, сколько по стране мы не построим детских садов, если предоставим вот эти дополнительные льготы! А разве нет других проблем? Посмотрите, с какими вопросами люди на приём приходят: это вопросы, касающиеся и ветхого жилья, и молодых специалистов, и детей-сирот, - у нас очень много проблем, которые мы должны решать! Владимир Николаевич сказал, задавая вопрос, что автомобиль с мощностью двигателя 150 лошадиных сил стоит 700-800 тысяч рублей и вряд ли такой малоимущие люди купят... Ничего не малоимущие - мы таким образом помогаем богатым, а не бедным! Уважаемые коллеги, я предлагаю не голосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4844 по 4860 из 6024
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 34 сек.) Проголосовало за 203 чел.45,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 204 чел. Не голосовало 246 чел.54,7 % Результат: не принято Законопроект отклонён.