Заседание № 126
О проекте федерального закона № 279800-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части регулирования отношений при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 16-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части регулирования отношений при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе". Доклад Сергея Яковлевича Есякова. ЕСЯКОВ С. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет подготовил данный законопроект к рассмотрению в третьем чтении, все процедуры соблюдены. В законопроекте предлагается внести изменения в систему оперативно-диспетчерского управления при присоединении одной энергосистемы к другой и в механизм ценообразования. Комитет просит поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам голосования, коллеги, есть желающие выступить от фракций? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части регулирования отношений при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе", 16-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 52 мин. 03 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 125
О проекте федерального закона № 279800-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части регулирования отношений при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе" (принят в первом чтении 14 декабря 2017 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части законодательного регулирования отношений при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 4, о проекте федерального закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части регулирования отношений при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе". Доклад первого заместителя председателя Комитета по энергетике Сергея Яковлевича Есякова. ЕСЯКОВ С. Я. Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект в первом чтении был принят 14 декабря 2017 года. Суть законопроекта заключалась прежде всего в таком простом действии, как синхронизация системы оперативно-диспетчерского управления при присоединении одной изолированной системы к другой системе. Второй момент, который также был рассмотрен в этом законопроекте, - это вариант изменения механизма ценообразования при таком объединении. В процессе работы комитет обсудил этот законопроект. Поступило пять поправок, все они сведены в таблицу поправок № 1 и рекомендованы к принятию. Просьба поддержать законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 50 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 13 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон включите, пожалуйста. ЕСЯКОВ С. Я. Александр Дмитриевич, законопроект готов к третьему чтению. Просьба поставить его в порядок работы на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 85
О проекте федерального закона № 279800-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части законодательного регулирования отношений при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 12-му вопросу повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части законодательного регулирования отношений при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра энергетики Юрия Петровича Сентюрина. СЕНТЮРИН Ю. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части законодательного регулирования отношений при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе". Сначала несколько слов по поводу присоединения. Как известно, параллельная, синхронная работа энергосистем позволяет обеспечить оптимальное использование пропускной способности электрических сетей и нагрузки генерирующих объектов, повысить надёжность функционирования энергосистем и энергоснабжения потребителей, а также реализовать на территории таких энергосистем преимущества функционирования рыночных механизмов в сфере электроэнергетики. С учётом названных технологических и экономических преимуществ параллельной работы энергосистем наблюдается тенденция по присоединению изолированных территориальных энергосистем к Единой энергетической системе Российской Федерации. В качестве примера приведу проект по присоединению к Единой энергетической системе Российской Федерации энергосистемы Республики Крым и города Севастополя, реализованный в 2016 году. А в настоящее время идёт работа по присоединению к ЕЭС России Западного и Центрального энергорайонов энергосистемы Республики Саха (Якутия). Имеются планы по присоединению к Единой энергосистеме России Норильско-Таймырской энергосистемы. А в целом, для справки, в настоящее время в России существует семь изолированных территориальных энергетических систем. В случае реализации проектов по электросетевому строительству, направленных на присоединение к ЕЭС России совокупности, множества объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, которые функционируют на территории изолированной энергосистемы, требуется решение целого комплекса вопросов, не урегулированных в настоящее время на уровне нормативных правовых актов. Существующая нормативная база предусматривает только случаи технологического присоединения к электросетям, начала работы в составе энергосистемы и выхода на рынок единичных объектов электроэнергетики, энергопринимающих установок, принадлежащих одному лицу. Законопроект направлен на решение трёх ключевых задач. Первая задача - устранить правовой пробел в действующем законодательстве в части определения порядка присоединения энергосистемы к другой энергетической системе. Предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению переходного периода с учётом особенностей регулирования на оптовом и розничном рынках, особенностей ценообразования, порядка осуществления оперативно-диспетчерского управления и технологического присоединения, что позволит обеспечить скоординированный переход всех субъектов электроэнергетики и потребителей, которые осуществляют деятельность на такой территории, к правилам работы оптового и розничного рынков в рамках ценовой или неценовой зоны соответственно. Вторая задача - это урегулирование вопроса об оперативно-диспетчерском управлении в переходный период при принятии решения о присоединении технологически изолированной территориальной энергосистемы к Единой энергетической системе Российской Федерации. Предлагается дополнить полномочия системного оператора в части предоставления ему возможности осуществлять централизованное оперативно-диспетчерское управление в устанавливаемый правительством переходный период. Внесение таких изменений обусловлено как раз ситуацией, которая сложилась в рамках упомянутого мной сегодня примера, - необходимостью решения вопроса о присоединении Западного и Центрального энергорайонов энергосистемы Республики Саха (Якутия) к ЕЭС России. Своевременное проведение указанных мероприятий по оперативно-диспетчерскому управлению возможно только при условии получения системным оператором исчерпывающей информации о функционировании изолированно работающей энергосистемы, постепенного и на плановой основе внедрения принципов и подходов, применяемых в ЕЭС России, в технологическую деятельность, которая уже ведётся в энергосистеме, участия специалистов системного оператора в соответствующих деловых процессах, которые реализуются субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированной энергосистеме. Выполнение указанного условия позволит обеспечить надёжную и безопасную работу энергосистем, вновь присоединяемых к Единой энергетической системе Российской Федерации. Третья задача, которую ставят перед собой авторы законопроекта, - улучшение конкурентной среды в электросетевом комплексе. Речь идёт о том, чтобы снять установленный в статье 41 закона "Об электроэнергетике" запрет на заключение энергосбытовыми организациями договоров купли-продажи электрической энергии с сетевыми организациями в целях - я хотел бы это специально подчеркнуть - компенсации потерь. Это изменение направлено на исключение риска возникновения расходов энергосбытовых организаций, группы точек поставки которых сформированы по границам балансовой принадлежности сетевых организаций. Внесение предлагаемых изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" позволит сохранить для территориальных сетевых организаций и потребителей электроэнергии, одновременно являющихся территориальными сетевыми организациями, право приобретать электроэнергию у энергосбытовой организации и компенсировать упомянутый риск. В целом предлагаемые изменения не приведут к росту тарифной нагрузки на потребителей, а принятие, реализация закона не потребует дополнительного расходования средств федерального бюджета. С учётом изложенного прошу принять решение о поддержке законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Содоклад Сергея Яковлевича Есякова. Пожалуйста. ЕСЯКОВ С. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Юрий Петрович достаточно подробно рассказал о сути законопроекта. Комитет рассмотрел данный законопроект и на "круглом столе", и на своём заседании, и отмечает следующее. Действительно, законопроект направлен на урегулирование отношений при присоединении одной энергосистемы к другой. Надо понимать, что сейчас на территории нашей страны есть семь изолированных энергосистем - это Саха (Якутия), это Магадан, Камчатка, Таймыр и другие такие же изолированные системы, и ведётся системная работа по их присоединению к Единой энергосистеме. На сегодняшний день все мероприятия по технической линии в отношении Западного и Центрального энергорайонов Якутии выполнены, поэтому мы рассматриваем данные законопроекты. Механизм реализации данного объединения системы состоит из нескольких моментов, но хотелось бы отметить два основных. Первый момент - это предоставление системному оператору полномочий по осуществлению оперативно-диспетчерского управления на территории изолированных систем. И второй достаточно важный момент - это то, что в связи с присоединением идёт переформатирование всех договорных отношений между субъектами электроэнергетики. Именно эти два момента и являются основой. Переформатирование - это значит перезаключение договоров, изменение порядка цен, изменение порядка выхода на оптовый рынок. Именно вот эти моменты и предлагаются в этом законопроекте. При рассмотрении законопроекта на заседании комитета был высказан ряд замечаний. В частности, они касаются именно тех полномочий, которые могут быть отражены непосредственно в законе, и тех полномочий, которыми необходимо наделить правительство. Но мы считаем, что эти замечания могут быть учтены ко второму чтению, и в принципе работа над этим в настоящее время уже ведётся. Комитет по энергетике предлагает принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Юрий Петрович, один руководитель крупного предприятия сельхозпереработки мне задавал такой вопрос, он говорил, что может семечковые отходы - есть установка, он приобрёл её - преобразовывать в электроэнергию для целого района, но существующий порядок вещей никоим образом не пускает его на рынок электроэнергетики. Вот этот закон позволит ему наконец участвовать на законных основаниях и добавить в энергосистему электроэнергии на целый муниципальный район? СЕНТЮРИН Ю. П. Николай Васильевич, предлагаемый законопроект прямого отношения к теме, которую вы поднимаете сейчас в своём вопросе, не имеет. Речь идёт о территориально изолированных энергетических системах. Вместе с тем вопрос, который вы поднимаете, очень важен, он решается через целый ряд других нормативных актов, которые связаны с возобновляемыми источниками, с выработкой электроэнергии с использованием ВИЭ, а также с такими понятиями, как квалифицированный энергетический объект и порядок включения в систему. Я упоминал справочно в своём докладе, что на нормативном уровне вопросы включения единичного генерирующего объекта, единичного энергопринимающего устройства в энергосистему в целом урегулированы. На наш взгляд, там все вопросы по этому поводу урегулированы на уровне закона и подзаконного акта, поэтому этот вопрос может быть рассмотрен в индивидуальном порядке: что предлагает конкретный промышленник сделать, какими он ресурсами для этого располагает и что будет по факту в результате реализации его проекта? Это может быть реализовано через существующую систему нормативных актов, а напрямую, подчеркиваю ещё раз, предлагаемый законопроект к этой теме отношения не имеет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Яковлевич. ЕСЯКОВ С. Я. Объект, имеющий мощность до 5 мегаватт, может генерировать свою электроэнергию от возобновляемых источников энергии, от отходов, с учётом покупки этой электроэнергии сетевыми компаниями в части потерь. Нормативная база для таких видов работ есть, это производство продукции возобновляемых источников и продажа её на розничном рынке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Юрий Петрович, бесспорно, данный законопроект принимать надо, но я хотел бы задать вам один вопрос. Президент Российской Федерации поручил, ну и мы неоднократно в этом зале говорили, что надо приложить все усилия и облегчить процедуру технологического присоединения к сетям, речь идёт об энергии, о воде, газе и так далее. Я хотел бы привести маленький пример. Город Екатеринбург, предположим, такой монополист, как МУП "Водоканал", за 2015 год собрал, по-моему, порядка 5 миллиардов рублей за технологическое присоединение. Эти деньги должны были пойти на реализацию инвестпроектов, а реализация составила порядка 1,5-2 миллиардов рублей. Где остальные деньги, никто сказать не может - ссылаются на коммерческую тайну. Скажите, пожалуйста, данная проблема существует по вашему отраслевому направлению? Если существует, знаете ли вы про неё и какие меры правительство готово принять, чтобы этого не было? СЕНТЮРИН Ю. П. Андрей Геннадьевич, проблема технологического присоединения существует, она заключается в нескольких аспектах: первый аспект - это время технологического присоединения, второй аспект - это присоединение всех тех, кто изъявил такое желание, и третий аспект - это процедура технологического присоединения. Собственно говоря, по этому поводу сформирована специальная "дорожная карта", цель реализации мероприятий которой - прежде всего сократить время технологического присоединения, облегчить саму процедуру, упростить её, сделать более понятной для потребителя и добиться такого положения дел, чтобы все, кто желает присоединиться и получить энергию для решения своих задач, могли бы это сделать. Хочу сказать, что на сегодняшний день здесь достигнут существенный результат: общее время, которое уходит на технологическое присоединение, снижено в 3 раза, ранее этот период насчитывал более 140 суток - сейчас этот период насчитывает менее 40 суток. Что касается количества, объёма процедур, связанных с технологическим присоединением, здесь также существенный прогресс. Всё ли сделано по этому направлению? На сегодняшний день не всё. Мероприятия технологической карты, "дорожной карты", продолжают реализовываться, отслеживается внимательно этот показатель, и эта работа также на постоянном контроле в Министерстве энергетики, если речь идёт о присоединении к электроэнергетическим сетям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Бессараб Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Петрович, в своём докладе вы отметили, что предполагается внесение изменений в статью 41 закона "Об электроэнергетике" с целью исключить запрет на заключение договоров купли-продажи по отчуждению электрической энергии для компенсации потерь. Правильно ли я поняла: если потери в электроэнергетической системе составили, к примеру, 100 рублей, то и договор купли-продажи по отчуждению электрической энергии должен быть заключён на такую же сумму, 100 рублей? И второй вопрос сразу: не приведёт ли это в конечном счёте к увеличению стоимости электрической энергии для населения? СЕНТЮРИН Ю. П. Светлана Викторовна, вы поняли совершенно правильно. Речь идёт об исключении второго предложения в третьем абзаце 5-го пункта 41-й статьи, речь идёт только о тех договорах купли-продажи электроэнергии между энергоснабжающими организациями и сетевыми организациями, которые касаются исключительно вопроса компенсации потерь, и ничего более. Поэтому если потери - 100 рублей, именно о сторублёвом договоре, скажем так, и будет идти речь. И что касается второго подвопроса в вашем вопросе, не отразится ли это на потребителях, на населении, - нет, не отразится, речь идёт только о сетевых компаниях, которые благодаря снятию такого запрета смогут работать с более широким кругом энергоснабжающих организаций, чем это было ранее - с гарантирующим поставщиком. Это как раз должно привести к тому, что будет достигаться экономия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих. Заключительное слово докладчика. Юрий Петрович, пожалуйста. СЕНТЮРИН Ю. П. Ещё раз хотел бы поблагодарить за заинтересованное обсуждение законопроекта. Постараемся учесть все замечания, если они будут ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Яковлевич, есть желание выступить? Нет. Полномочные представители правительства, президента? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части законодательного регулирования отношений при присоединении электроэнергетической системы к другой электроэнергетической системе", 12-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 22 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.