Заседание № 241

06.07.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 279342-4 "О внесении изменения в статью 145-1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (об ответственности за невыплату заработной платы, стипендий, пенсий, пособий и иных выплат).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1079 по 1102 из 4320
Пункт 8. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 145-1     
Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по              
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству       
Дмитрия Владимировича Ерёмина.                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЕРЁМИН Д. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию   
предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 145-1    
Уголовного кодекса Российской Федерации". Данным проектом предлагается          
ужесточить уголовную ответственность за невыплату заработной платы, а также     
за невыплату стипендий, пенсий и иных установленных законом выплат.             
Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и полностью           
подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Учитывая изложенное, Комитет по    
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству       
рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "О          
внесении изменения в статью 145-1...".                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим проект федерального закона на "час голосования".                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2377 по 2394 из 4320
Пункт 8. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона    
"О внесении изменения в статью 145-1 Уголовного кодекса Российской              
Федерации". Кто за? Прошу голосовать.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              415 чел.92,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    415 чел.                                          
Не голосовало                  35 чел.7,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 239

04.07.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 279342-4 "О внесении изменения в статью 145-1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся ответственности за невыплату заработной платы, стипендий, пенсий, пособий и иных выплат; принят в первом чтении 21 февраля 2007 года с названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4183 по 4249 из 8674
Пункт 16. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 145-1    
Уголовного кодекса Российской Федерации". Законопроект второго чтения. Доклад   
сделает Дмитрий Владимирович Ерёмин.                                            
                                                                                
ЕРЁМИН Д. В., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Данный законопроект был    
принят Государственной Думой в первом чтении 21 февраля 2007 года с             
наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты            
Российской Федерации". В настоящий момент этот законопроект подготовлен         
комитетом к рассмотрению во втором чтении. При подготовке были учтены           
замечания Правового управления, касающиеся наименования законопроекта, -        
наименование законопроекта изменено.                                            
                                                                                
Также из законопроекта исключена статья 2. Связано это с тем, что данной        
статьёй предполагалось изменить нижний порог санкций, предусмотренный статьёй   
5.27 КоАП, - с пяти МРОТ до десяти МРОТ, однако это положение уже было          
изменено федеральным законом от 20 апреля 2007 года.                            
                                                                                
Комитетом подготовлены две таблицы поправок, одна - к принятию, а другая - к    
отклонению.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Две таблицы. Первая таблица состоит из двух поправок,     
рекомендованных к принятию. Есть ли по ней вопросы? Нет. Кто за то, чтобы       
принять данную таблицу? Прошу проголосовать.                                    
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.19,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица отклонённых поправок состоит из четырёх поправок. Есть ли вопросы по    
данной таблице? Кто за то, чтобы принять данную таблицу? Прошу проголосовать.   
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              328 чел.72,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    328 чел.                                          
Не голосовало                 122 чел.27,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать.    
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 213

21.02.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 279342-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся ответственности за невыплату заработной платы, стипендий, пенсий, пособий и иных выплат).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3901 по 4109 из 5619
Пункт 16. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные          
законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя   
Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра       
здравоохранения и социального развития Российской Федерации Любови Николаевны   
Глебовой.                                                                       
                                                                                
ГЛЕБОВА Л. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! В последние годы           
федеральными органами исполнительной власти совместно с органами                
исполнительной власти субъектов Российской Федерации были предприняты меры,     
направленные на погашение задолженности по заработной плате перед работниками   
организаций всех форм собственности.                                            
                                                                                
Надзорно-контрольные мероприятия позволили существенно повысить                 
административную и финансовую дисциплину организаций в отношении своих          
работников. В результате принятых с августа 2004 года мер задолженность по      
оплате труда удалось снизить более чем в пять раз: если в названный период      
она составляла 23,4 миллиарда рублей, то на 1 января 2007 года она снизилась    
до 4,2 миллиарда рублей. Общая численность работников, в отношении которых      
имелась задолженность по заработной плате, на сегодняшний день, на 1 января     
2007 года, составляет четыреста тысяч человек.                                  
                                                                                
Вместе с тем, несмотря на существенное улучшение ситуации, проблема             
обеспечения прав работников на оплату их труда, безусловно, не теряет своей     
актуальности. Органами федеральной инспекции труда, прокуратурой, иными         
надзорно-контрольными органами выявляются факты нарушения законодательства об   
оплате труда, нецелевого использования предназначенных на выплату заработной    
платы бюджетных средств и злоупотребления, совершаемые руководителями           
организаций при формировании и использовании фонда оплаты труда.                
                                                                                
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Правительством      
Российской Федерации подготовлен проект федерального закона, направленный на    
усиление мер уголовной и административной ответственности работодателя за       
невыплату заработной платы. Законопроектом предлагается внесение изменений в    
Уголовный и административный кодексы. В Уголовном кодексе, в части первой       
статьи 145-1 "Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных     
выплат", по сравнению с действующей редакцией предлагается усиление меры        
наказания - увеличение штрафа с 80 тысяч рублей до 120 тысяч рублей или         
установление штрафа в размере заработной платы или иного дохода осуждённого     
за период до одного года (по действующей редакции - шесть месяцев).             
                                                                                
В части второй, касающейся невыплаты, которая повлекла за собой тяжкие          
последствия, также предлагается увеличение штрафа: "от ста тысяч до пятисот     
тысяч рублей" вместо "от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей" по действующей      
формулировке или штраф в размере зарплаты или иного дохода осуждённого за       
период от одного года до трёх лет взамен действующей редакции: от одного года   
до двух лет.                                                                    
                                                                                
В Кодекс об административных правонарушениях предлагается внести изменения в    
часть 1 статьи 5.27, увеличить штраф: слова "от пяти до пятидесяти              
минимальных размеров оплаты труда" предлагается заменить словами "от десяти     
до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда".                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, важно отметить, что данная редакция законопроекта            
подготовлена с учётом предложений общероссийских объединений работодателей,     
профсоюзов и одобрена трёхсторонней комиссией по регулированию                  
социально-трудовых отношений. Принятие данного федерального закона не           
повлечёт дополнительного бюджетного финансирования и не потребует принятия,     
отмены, изменения или дополнения актов федерального законодательства.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Любовь Николаевна. Присаживайтесь.               
                                                                                
Содоклад по данному законопроекту сделает Дмитрий Владимирович Ерёмин.          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЕРЁМИН Д. В., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет считает, что        
необходимо поддержать данный законопроект. И то, что говорила Любовь            
Николаевна, это абсолютно правильно и верно, потому что наличие данной статьи   
в Уголовном кодексе, статьи 145-1, и то, что мы сейчас, в общем-то,             
ужесточаем уголовную ответственность, - это имеет не только действенное         
значение (на самом деле по всей Российской Федерации уменьшилось число таких    
фактов, как невыплата заработной платы и её нецелевое использование, хотя       
всё-таки это имеет место быть), это имеет большое значение ещё с точки зрения   
профилактической. Поэтому комитет, рассмотрев на своём заседании данный         
законопроект, предлагает его поддержать.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока оставайтесь на трибуне.                     
                                                                                
Есть ли вопросы? Два вопроса: у Любови Фёдоровны Ближиной и Тамары Васильевны   
Плетнёвой.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Любовь Фёдоровна Ближина.                                           
                                                                                
БЛИЖИНА Л. Ф. Спасибо, Любовь Константиновна.                                   
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Владимирович, наша фракция поддержит данный законопроект,     
но я хочу всё-таки задать вопрос. Как отмечалось ранее, решение проблемы        
невыплаты заработной платы наряду с ужесточением мер ответственности за         
невыплату заработной платы требует разработки и принятия экономических          
механизмов защиты заработной платы. Приведите, пожалуйста, конкретно ещё        
примеры кроме тех, что вы назвали, потому что я не удовлетворена тем, что вы    
сказали.                                                                        
                                                                                
ЕРЁМИН Д. В. В данном законопроекте идёт речь о чём? О том, что увеличиваются   
размеры штрафов за невыплату и несвоевременную выплату заработной платы либо    
за нецелевое её использование. Также данный законопроект предусматривает        
ужесточение уголовной ответственности, уголовная ответственность возрастает,    
то есть человек, который злоупотребляет этим, может попасть за решётку на два   
года. Плюс к этому он не может занимать руководящий пост определённое время,    
в зависимости от того, какие это повлекло за собой последствия. То есть если    
это особо тяжкие последствия, то, естественно, усиление ответственности в       
данной статье ведёт к тому, что, конечно, у нас таких преступлений, в           
общем-то, не будет.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
У меня вопросы к Любови Николаевне. Любовь Николаевна, скажите, пожалуйста,     
вот в части первой статьи 145-1 говорится, что если предприниматель из          
корыстной или личной заинтересованности... А как это определяется -             
корыстная, личная... и вообще по каким причинам не выдаётся?                    
                                                                                
В этой же статье говорится о деяниях, повлекших тяжкие последствия. Какие это   
последствия?                                                                    
                                                                                
Мне кажется, что сегодня, наверное, должна быть ещё большая озабоченность       
тем, почему платится в конверте половина зарплаты, почему не платится           
предпринимателями полная заработная плата по ведомости. Они-то всегда сделают   
так, что к ним не придерёшься, а вот государственные предприятия могут          
оказаться в таком положении, как здесь указано, и не из-за того, что кто-то     
лично заинтересован, а потому что по-другому пока никак не получается. Как вы   
вот это всё собираетесь разграничивать?                                         
                                                                                
ГЛЕБОВА Л. Н. Вы абсолютно правы, и именно потому, что в первом варианте        
законопроекта, который был внесён на рассмотрение, не было этих слов,           
определяющих, что только личная или корыстная ответственность является          
основанием для того, чтобы наказания были применены. А если все остальные       
факторы, которые вы перечислили, играют в данной ситуации роль, то эти меры     
не принимаются.                                                                 
                                                                                
Что касается тяжких последствий, то квалификация "тяжкие последствия" описана   
в ряде законодательных актов.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить, уважаемые коллеги? Одна рука. Владимир Вольфович        
Жириновский. Три минуты.                                                        
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вопросов всего два, выступающий всего один, а законопроект    
самый главный, поскольку предусматривает ответственность за невыплату. Как      
вообще может возникать такое право у работодателя - не выплачивать заработную   
плату? То есть люди работали, а деньги они не получают. Вот мы перечисляем      
здесь: пенсии, стипендии и пособия. Особенно это недопустимо, когда речь о      
пособиях детям: по рождению, по потере кормильца и так далее. Это касается      
всех, любых пособий. Откуда появляется такая вот возможность - не               
выплачивать? И мы только-только пытаемся сейчас усилить эту ответственность.    
Потом, мы говорим, есть национальный проект "Здоровье". Но какое же будет       
здоровье у граждан, если они своевременно не получают заработную плату? Хотя    
в Трудовом кодексе мы дали им право в такой ситуации прекращать работу, но      
это же не означает автоматической выплаты заработной платы. Поэтому здесь,      
конечно, мы и Уголовный кодекс в какой-то степени задействуем, и Трудовой       
кодекс, но сам факт, что граждане остаются по несколько месяцев без             
зарплаты...                                                                     
                                                                                
Сегодня мы рассматривали вопрос по рыбе, хотим ударить по рукам нашим           
рыбакам, чтобы они её не ловили в нарушение установленных правил, а за          
рубежом нашим рыбакам тоже ударяют по рукам. И вот получается: у себя мы        
мешаем им заниматься трудовой деятельностью, а за рубежом - иностранные         
власти. И потом это всё создаёт трудности, связанные как раз вот со             
здоровьем, сокращает продолжительность жизни наших граждан.                     
                                                                                
Все законы наши на это должны быть направлены, и впервые мы, так сказать,       
пытаемся... Вообще, Министерство здравоохранения и социального развития         
должно быть министерством, отделённым от вопросов труда, во всех странах мира   
так и есть, а мы проблемы труда спрятали в этом министерстве и видим, что       
Зурабов занимается только лекарствами, аптеками или пенсиями. Мы к этим         
вопросам труда тогда только обращаемся, когда люди заболевают или уходят на     
пенсию. А этот законопроект хотя бы немножко касается тех, кто сегодня у нас    
работает. Мы объявляем, что у нас безработных меньше стало - было десять        
миллионов, сейчас вроде бы пять миллионов. Но что с ними стало - они стали      
работать или они умерли вследствие этой безработицы? У нас ещё статистика       
хромает, мы не всегда знаем, каковы причины изменения того или иного            
статистического показателя. Как и по абортам: два миллиона делали в год,        
сейчас полтора. А остальные пятьсот тысяч что, перестали делать аборты или      
перестали быть беременными? Здесь мы тоже не всегда знаем статистику и          
поэтому нам трудно оценить ситуацию.                                            
                                                                                
В любом случае нельзя, чтобы проблемы труда и заработной платы находились в     
ведении этого большого министерства... (Микрофон отключён.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание высказаться с заключительным словом? Нет. Представитель         
президента? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в        
первом чтении? Прошу проголосовать.                                             
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              412 чел.91,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.