Заседание № 231
04.04.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 278839-3 "Об особенностях организации местного самоуправления в городах федерального значения".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2522 по 2728 из 6511
Пункт 9. Бондарь и Иванова здесь? Иванова здесь, Бондарь здесь. Давайте рассмотрим пункт 9: проект федерального закона "Об особенностях организации местного самоуправления в городах федерального значения". Пожалуйста, Вадим Николаевич Бондарь. БОНДАРЬ В. Н., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые коллеги, местное самоуправление в городах федерального значения является особой проблемой, поскольку на настоящий момент власть этих городов, которые являются субъектами Федерации, фактически совмещает функции органов государственной власти и органов местного самоуправления. Города федерального значения являются на самом деле, по большому счету, не городами, а агломерациями поселений, и фактически в них не могут выполняться функции власти, которая была бы максимально приближена к людям. Мы считаем, что города федерального значения, имеющие статус субъекта Федерации, не должны обладать статусом муниципальных образований, что должно быть однозначно закреплено в законодательстве. И тем самым проблема местного самоуправления для городов федерального значения должна решаться на внутригородском уровне. В Санкт-Петербурге по результатам судебных решений 1995 года были сформированы муниципальные образования, однако они чересчур маломощны для полноценного выполнения функций местного самоуправления. В Москве некоторые полномочия местного самоуправления получили районные собрания, однако эти полномочия чрезвычайно ограничены. В правительстве Москвы господствует мнение о необходимости жесткой административной вертикали как единственно возможном способе управления городом. Между тем фактическое отсутствие местного самоуправления в городах федерального значения приводит к невозможности влияния жителей на принятие решений, затрагивающих их жизненные интересы. Отсутствие местного самоуправления не только снижает эффективность деятельности власти, но и создает условия для массовой коррупции чиновников. Особенно остро это проявляется в строительстве: так называемая точечная застройка на практике ставит интересы строительных монополий выше интересов жителей, выше интересов перспективного комплексного развития районов. Муниципальные образования в рамках городов федерального значения должны быть достаточно компактными, чтобы обеспечить доступность власти для населения, но одновременно достаточно большими, чтобы обладать необходимыми ресурсами для собственного развития, создавать возможность конкуренции на рынке муниципальных услуг, привлекать квалифицированные кадры. При этом очевидно, что местное самоуправление в городах федерального значения должно обладать определенными особенностями, вытекающими из самого наличия общей инфраструктуры. Данные особенности должны быть закреплены в федеральном законодательстве, в первую очередь это касается существования сферы совместной компетенции властей городов - субъектов Федерации и муниципальных властей. Органы местного самоуправления в городах федерального значения должны обладать муниципальной собственностью, необходимой для реализации полного объема вопросов местного значения, и закрепленными налоговыми источниками. Однако и набор этих полномочий, вопросов местного значения, и соответственно закрепленных налогов может быть меньшим по сравнению с другими муниципальными образованиями с учетом этих самых особенностей, о которых мы говорим. Проект закона, который вам представляется, уважаемые коллеги, на самом деле достаточно четко структурирован. Самое главное, что мы предлагаем: четко определить, что города федерального значения не являются муниципальными образованиями, и таким образом гарантировать исполнение статьи 12 Конституции. Кроме того, мы предлагаем определить, что организация местного самоуправления в обособленных муниципальных образованиях - городских поселениях, которые входят в состав субъектов Федерации (Москва и Санкт-Петербург), осуществляется в полном объеме в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Ну, как пример могу привести город Зеленоград или любое другое поселение, четко оформленное как отдельное. Кроме того, мы предлагаем сформулировать перечень вопросов местного значения, которые должны исполняться на уровне муниципалитета, и определить перечень предметов как бы совместного ведения городов федерального значения и муниципальных образований. То есть мы полагаем, что наличие общей инфраструктуры должно определять наличие вот таких вопросов, предметов ведения, по которым законом субъекта Федерации уже должны определяться конкретные полномочия. Кроме того, мы считаем, что деятельность муниципалитетов по решению всех остальных вопросов должна определяться базовым законом "Об общих принципах организации местного самоуправления...". Сразу остановлюсь на заключениях, которые получены. Вот, к сожалению, в заключении комитета написано, что в статье 4 законопроекта вводится институт предметов совместного ведения, якобы не предусмотренный Конституцией. Но ответ на этот вопрос очень простой: на самом деле в нашем законодательстве много реализовано различных норм, не предусмотренных Конституцией (само собой, это естественно), но не противоречащих Конституции. Уверяю вас, что наш проект закона Конституции не противоречит. И практически все... Во всяком случае, в заключении Правительства единственный аргумент против нашего проекта заключается в том, что в Государственную Думу внесен проект закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", новая редакция закона. Сразу хочу обратить ваше внимание на то, что в проекте, который принят в первом чтении, в новой редакции закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...", действительно есть глава XI, которая так и называется - "Особенности организации местного самоуправления". Здесь выделяется четыре вида муниципальных образований: города федерального значения, закрытые административно-территориальные образования, наукограды и приграничные территории, - на территориях которых существуют некие особенности местного самоуправления. Но особенно внимательно прошу вас посмотреть: в каждой из статей - и о закрытых административно-территориальных образованиях, и о наукоградах, и о приграничных территориях - есть фраза о том, что особенности местного самоуправления в этих образованиях устанавливаются отдельным федеральным законом, и только города федерального значения прописаны прямо в этом проекте, что, на наш взгляд, просто противоречит логике. Если уж мы для всех остальных выделяем отдельные законы, то, соответственно, и города федерального значения... Ничуть не меньше, ничуть не проще проблемы здесь, и, соответственно, мы считаем, что их нужно решать отдельным законом. Это по форме. Что касается сути, то обращу ваше внимание на то, что в том проекте, который принят в первом чтении, предлагается разрешить совмещение выполнения органами госвласти субъектов Федерации своих полномочий и полномочий органов местного самоуправления, что впрямую противоречит статье 12 Конституции, которая гласит, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад заместителя председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Валентины Николаевны Ивановой. Пожалуйста, Валентина Николаевна. ИВАНОВА В. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Комитет по вопросам местного самоуправления не поддерживает данный законопроект по следующим причинам. Предлагаемый законопроект практически повторяет вопросы организации местного самоуправления в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, содержащиеся в проекте федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который был принят нами в первом чтении на пленарном заседании 21 февраля текущего года. Подчеркну, что это статья 79 в данном законе, и также подчеркну, что в законе об организации деятельности субъектов Российской Федерации, который был принят в марте этого года, этому посвящена статья 26-7. Если, по мнению авторов данного законопроекта, принятый Государственной Думой в первом чтении законопроект "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не в полной мере отражает специфику городов федерального значения, то, по-видимому, есть возможность включиться в разработку поправок к нему, в рассмотрение их и изменение уже принятого ранее нами законопроекта. По существу предлагаемого проекта закона необходимо сделать следующие замечания. Первое. Значительная часть вопросов местного значения, которые содержатся в законопроекте, в Санкт-Петербурге, в частности, уже фактически реализована в муниципальных образованиях на внутригородских территориях. Аналогичное решение законодательно сейчас закреплено в Москве в связи с новой системой организации местного самоуправления в городе, принятой в феврале - марте этого года. Второе. По сравнению с проектом закона, который мы с вами сегодня рассматриваем, в Санкт-Петербурге за муниципальными образованиями дополнительно закреплен значительно больший объем полномочий, нежели содержащийся в данном законе. Это и вопросы дошкольного и основного образования, это и осуществление опеки и попечительства, в том числе над детьми, оставшимися без попечения родителей, это и содержание за счет местных бюджетов муниципальных органов охраны правопорядка и так далее. Серьезно расширен перечень предметов ведения для пригородов. Третье. Проект закона, который мы сегодня рассматриваем, предусматривает, что отдельные вопросы местного значения будут находиться в совместном ведении субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и муниципальных образований. Между тем ни действующее законодательство, ни принятый в первом чтении проект федерального закона "Об общих принципах..." не предусматривают возможности нахождения вопросов в совместном ведении органов государственной власти и местного самоуправления. Представляется, что данное положение противоречит статье 12 Конституции Российской Федерации. Отмечу, что согласно этой статье местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. На это же указывается и в отзыве Правового управления Аппарата Государственной Думы. Правительство Российской Федерации также не поддерживает проект данного федерального закона. На основании изложенного Комитет по вопросам местного самоуправления предлагает отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Кто хотел бы выступить? Представители Президента и Правительства? Нет желания. Коллеги, заключительного слова тоже не требуется? Нет. На голосование ставится проект федерального закона "Об особенностях организации местного самоуправления в городах федерального значения". Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 45 сек.) Проголосовало за 162 чел. 36,0% Проголосовало против 8 чел. 1,8% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 170 чел. Не голосовало 280 чел. 62,2% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 229
21.03.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 278839-3 "Об особенностях организации местного самоуправления в городах федерального значения".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 549 по 557 из 9658
ИВАНОВА В. Н., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые товарищи! Я прошу по пункту 27 содокладчиком вместо Владимира Семёновича Мокрого назначить меня по поручению председателя комитета. И второе. Пункт 27 прошу поставить на фиксированное время, на 16 часов.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 851 по 876 из 9658
Иванова Валентина Николаевна просит по пункту 27 назначить другого докладчика и зафиксировать на 16 часов рассмотрение данного вопроса. Включите микрофон депутату Ивановой. ИВАНОВА В. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! По пункту 27 я прошу включить содокладчиком Иванову Валентину Николаевну, поскольку Владимир Семёнович поручил мне это сделать, и зафиксировать на 16 часов рассмотрение этого проекта закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли другая точка зрения, коллеги? Нет. Кто за то, чтобы поддержать предложение депутата Ивановой в 16.00 рассмотреть пункт 27? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 23 мин. 00 сек.) Проголосовало за 38 чел. 8,4% Проголосовало против 6 чел. 1,3% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 45 чел. Не голосовало 405 чел. 90,0% Результат: не принято Не принято.