Заседание № 170

14.06.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 278611-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" (о предоставлении органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по установлению тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и дополнении перечня регулируемых тарифов в сфере газоснабжения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5673 по 5838 из 6756
Пункт 25. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О газоснабжении в Российской Федерации". Саратовская областная Дума      
просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. С             
содокладом по данному законопроекту выступит член Комитета по энергетике,       
транспорту и связи Евгений Николаевич Заяшников.                                
                                                                                
ЗАЯШНИКОВ Е. Н., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект, который       
внесён Саратовской областной Думой, направлен на разграничение полномочий       
федеральных органов государственной власти и органов государственной власти     
субъектов Российской Федерации по тарифному регулированию в области             
газоснабжения, а также расширение перечня регулируемых тарифов в сфере          
газоснабжения.                                                                  
                                                                                
Законопроектом предлагается несколько новаций. Назову основные из них и сразу   
причины, по которым, по мнению комитета, они не могут быть приняты.             
                                                                                
Первое. Предложено ввести одновременное регулирование предельных оптовых цен    
на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным              
трубопроводам и услуги по хранению газа. Эта норма необоснованно расширяет      
сферу государственного ценового регулирования в этой области и противоречит     
Федеральному закону "О естественных монополиях", которым установлен             
исчерпывающий перечень сфер регулирования естественных монополий и в котором    
услуги по хранению газа не предусмотрены. В сферу деятельности естественных     
монополий входят только услуги по транспортировке газа по трубопроводу,         
хранение газа относится к конкурентной среде.                                   
                                                                                
Вторая, основная и центральная новация: в Федеральный закон "О газоснабжении"   
предлагается ввести перераспределение полномочий в сфере ценообразования на     
газ. Законопроектом предусмотрена передача из федерального центра органам       
исполнительной власти субъектов права по установлению составляющих конечной     
цены, а именно: транспортной составляющей, надбавки за снабженческо-сбытовые    
услуги.                                                                         
                                                                                
Хочу напомнить, что согласно действующему законодательству цена у конечного     
потребителя складывается из трёх составляющих: тарифа на услуги по              
транспортировке газа по магистральному трубопроводу, надбавки за                
транспортировку газа по распределительным сетям и платы за                      
снабженческо-сбытовые услуги (так называемая ПССУ). Все эти три составляющие    
конечной цены на газ у потребителя устанавливаются федеральным органом          
исполнительной власти - Федеральной службой по тарифам.                         
                                                                                
Проектом же, подготовленным Саратовской областной Думой, предлагается           
изменить существующую систему ценообразования, а именно: сохранить за           
федеральными органами государственной власти регулирование тарифов на услуги    
по транспортировке газа по магистральному трубопроводу, а субъектам передать    
право на регулирование тарифов на услуги по транспортировке по                  
газораспределительным сетям и платы за снабженческо-сбытовые услуги.            
Предложение мотивируется тем, что субъекты России исключены из процесса         
принятия решения по тарифному регулированию в сфере газоснабжения.              
                                                                                
Предлагаемая норма противоречит пункту "и" статьи 71 Конституции Российской     
Федерации. Согласно статье 5 Федерального закона "О газоснабжении в             
Российской Федерации" федеральная система газоснабжения, представляющая собой   
совокупность действующих на территории России объектов газоснабжения,           
является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации, и     
согласно статье 71 Конституции федеральные энергетические системы находятся в   
ведении Российской Федерации. Кроме того, Федеральным законом "Об общих         
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" таких            
полномочий у субъектов не предусмотрено.                                        
                                                                                
Следует отметить, что реализация предлагаемой нормы приведёт к утрате           
целостного подхода в оценке стоимости газа как основного топливного ресурса и   
сырья и может привести к появлению различных региональных цен. Картина может    
быть схожа с той, которая сложилась в начале года в сфере ЖКХ.                  
                                                                                
Утверждение о том, что субъекты Российской Федерации отстранены от процесса     
установления тарифов, не соответствует действительности. В соответствии со      
справкой Федеральной службы по тарифам за 2004 и 2005 годы 98 процентов всех    
просьб и пожеланий из регионов о пересмотре тарифных ставок на                  
снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа по                
газораспределительным сетям были приняты по согласованию с региональными        
энергетическими комиссиями. При этом неурегулированные разногласия              
рассматриваются Федеральной службой по тарифам, где и принимаются взвешенные    
решения исходя из соблюдения баланса интересов потребителей и субъектов         
регулирования.                                                                  
                                                                                
Третье предложение - о внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О    
газоснабжении..." касается государственного регулирования цен на газ, то есть   
порядка формирования предельных уровней цен на газ для конечных потребителей.   
В частности, предлагается предусмотреть возможность установления квартальной    
разбивки по категориям потребителей с учётом региональных особенностей. По      
мнению комитета, процедура формирования предельных уровней цен уже определена   
действующим федеральным законодательством и вносить какие-либо изменения не     
требуется.                                                                      
                                                                                
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы отмечается,     
что положения законопроекта вносят внутренние противоречия в Федеральный        
закон "О газоснабжении в Российской Федерации", а также не согласуются с        
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" и Бюджетным кодексом. Правительством Российской           
Федерации законопроект не поддерживается.                                       
                                                                                
На основании изложенного Комитет по энергетике, транспорту и связи на своём     
заседании 7 июня единогласно принял решение рекомендовать Государственной       
Думе указанный законопроект в первом чтении отклонить. Прошу поддержать         
решение комитета.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику? Есть. Зубов Валерий Михайлович и Глотов Сергей    
Александрович.                                                                  
                                                                                
ЗУБОВ В. М. У меня вопрос по логике заключения комитета. Название               
представленного проекта гласит: "О внесении изменений в Федеральный закон..."   
Почему у нас в некоторые законы можно вносить изменения, а в закон "О           
газоснабжении", на что докладчик делал упор, нельзя? Такие аргументы, как       
"внутренние противоречия" или "по мнению Правового управления, не требуется",   
- это не аргументы правового характера. Авторы имеют право предложить           
поправки в закон, вы и дискутируйте с ними, почему они несостоятельны, почему   
экономически нецелесообразны, противоречат ли они Конституции или               
федеральному конституционному закону. Но если они, авторы, предлагают внести    
поправки в закон, нет оснований не обсуждать этот вопрос только на основании    
того, что это поправки в закон "О газоснабжении". Вот у меня вопрос: почему?    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон докладчику.                             
                                                                                
ЗАЯШНИКОВ Е. Н. Валерий Михайлович, вы, видимо, невнимательно слушали. Самая    
главная мотивация - это несоответствие статье 71 Конституции Российской         
Федерации, в которой чётко написано, что управление энергетическими системами   
является прерогативой государства. Также идёт полное противоречие с             
Федеральным законом "О естественных монополиях".                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глотов Сергей Александрович, ваш вопрос.                  
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Уважаемая Любовь Константиновна, мой вопрос больше процедурного    
характера.                                                                      
                                                                                
Вот за прошлый год Государственная Дума двадцать пять раз поддержала            
инициативы субъектов Российской Федерации именно законодательных                
(представительных) органов власти. На ваш взгляд - может быть, вы ответите,     
Любовь Константиновна, за докладчиков, - почему Саратовская областная Дума не   
присылает своего представителя? Может быть, знает заключение комитета или,      
может быть, просто выдохлась уже Дума в Саратове, в других регионах             
Российской Федерации? Почему нет сотрудничества с нами сейчас по этому          
вопросу?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутаты Саратовской областной Думы - частые гости в      
Государственной Думе. Но действительно, вы абсолютно правы, ни один закон       
Саратовская областная Дума здесь не представила. Наверное, теперь, когда мы     
подняли этот вопрос, - а стенограмма у нас уходит во все субъекты Российской    
Федерации - там услышат вашу озабоченность по поводу того, что не               
представляют свои законопроекты, и рассмотрят этот вопрос.                      
                                                                                
Коллеги, есть ли ещё вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет.             
Представители правительства и президента? Не желают. Кто за то, чтобы принять   
законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Прошу определиться   
голосованием.                                                                   
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за                7 чел.1,6%                                      
Проголосовало против            9 чел.2,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     16 чел.                                          
Не голосовало                 434 чел.96,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.