Заседание № 152
16.10.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 278518-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5080 по 5441 из 5764
Переходим к 48-му вопросу, это приоритетный законопроект фракции ЛДПР. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Докладывает Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, данный законопроект имеет не только социальную и для меня, наверное, не столько социальную основу - почему я и был инициатором его внесения вместе с коллегой Вострецовым, - но и экономическую основу, поэтому, рассказывая о подходах, которые были заложены в данном проекте федерального закона, я на это попытаюсь обратить ваше внимание. В чём суть данного законопроекта? Я думаю, очень большая работа была проделана в рамках программы обеспечения доступности дошкольного образования в 2013-2015 годах во исполнение указа президента от 7 мая 2012 года. Сегодняшняя цифра по обеспечению дошкольным образованием детей в возрасте от трёх до семи лет - 99 процентов, это средняя цифра по России, хотя вместе с тем вы, как представители территорий, можете сказать, что в регионах ситуации бывают разные. Сегодня идёт второй этап - это обеспечение местами дошкольников в возрасте от полутора до трёх лет. Здесь ситуации разные, и, конечно, будут изменения, но на что я хочу обратить внимание? Сегодня до достижения ребёнком возраста полутора лет идёт выплата детского пособия в размере чуть более 3 тысяч рублей. Дальше этот механизм не работает. По каким причинам? Причина отчасти следующая. Для детей от трёх до семи лет есть обеспечение детскими садами, женщина уже может выйти на работу. Если возраст ребёнка более полутора лет, то тоже в принципе есть такая возможность в связи с наличием яслей. Много средств государство направило на решение данной задачи, но вместе с тем посмотрите динамику, которую сегодня дают в прогнозах и Минздрав, и наши фонды, предусматривающие выплату таких пособий. На ближайшую перспективу, примерно десять лет, динамика следующая. Сейчас около 1,6 миллиона новорождённых, но идёт убывание, приблизительно на 100 тысяч эта динамика меняется, то есть будет в районе 1,5 миллиона новорождённых. Это тенденция говорит о том, что в разные периоды возникает разная потребность. В качестве регулирующей ёмкости данного процесса мы могли бы использовать частные детские сады, которые взяли бы на себя в рамках государственно-частного партнёрства вот этот элемент регулирования. Вот здесь, на экономической части, я хотел бы остановиться, здесь, на мой взгляд, очень важный момент, возникает необходимость анализа тех программ, которые сегодня существуют в регионах. Это в том числе касается и детей от трёх до семи лет, но сейчас программа будет исполняться относительно детей до трёх лет. Я думаю, мы с вами помним период 90-х и нулевых годов, когда многие детские сады были проданы, практически разрушены, на их местах появились офисы, жилые дома, а пятна в новых микрорайонах, где должны были закладываться детские сады, были отданы, скажем так, под другие виды строительной деятельности. Этот период был оправдан, он был связан с тем, что количество детей, которым необходим детский сад, значительно уменьшилось именно из-за той демографической ямы. В период нулевых годов начался подъём, сейчас мы опять видим снижение. Если оценить - такой аналитикой я занимался - объём капитальных вложений, средств, которые необходимо вложить в детский сад, и потом посчитать размер эксплуатационных затрат, то получается, что вот эти капитальные вложения с учётом того, что появляются периоды провала, когда места не нужны, вызывают сомнения с точки зрения эффективности. Мы можем сказать, что сегодня содержание одного места в детском саду зависит от размера детского сада в основном, но в среднем содержание примерно одинаковое в детских садах, разнится от 20 до 40 тысяч на ребёнка. Получается, мало того, что государство вынуждено осуществить огромные капитальные вложения, чтобы детские сады создать, и получить риск того, будет ли заполнение этих детских садов, мы ещё должны предусмотреть в бюджете, после того как сады построены, и дополнительные эксплуатационные расходы на содержание каждого ребёнка в размере в среднем 20 тысяч рублей. По законопроекту, который мы предлагаем, считаем, что необходимо обеспечить, в случае если нет детских садов в муниципальном образовании (причём неважно, какой возраст, от трёх до семи лет тоже, если представлена соответствующая справка), выплату маме или папе, тому, кто сидит с ребёнком, в размере 3 тысяч рублей. Эти деньги могли бы быть направлены как раз на финансирование частных детских садов, которые могут возникнуть и снять проблемы пиков, что мы имеем по годам, для того чтобы сегодня не вкладывать гигантские средства государства, а потом, через какой-то период, опять перепрофилировать, сносить, строить что-то другое и так далее. Мы считаем, что данный законопроект решает не только социальную проблему в части поддержки семей, которые не могут своих детей устроить в детский сад, для меня, как для экономиста, самое важное - это эффективность использования государственных бюджетных средств, и они будут работать намного эффективнее, если мы сможем привлечь частника, чтобы открывать детские сады, которые будут как раз сглаживать ситуацию на пике этого демографического подъёма. Уважаемые коллеги, просим поддержать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. С содокладом от Комитета по вопросам семьи, женщин и детей выступает Анна Александровна Кувычко. КУВЫЧКО А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел представленный авторами законопроект. Автор уже подробно изложил суть законопроекта. Основной целью является, конечно же, то, что выплата пособия по уходу за ребёнком должна быть продлена в том случае, если ребёнку до трёх лет не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении, и, соответственно, продлена ещё в случае, если такое место также не предоставлено ребёнку в период от трёх до семи лет. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей не может согласиться с доводами, указанными в законопроекте, и мы обращаем ваше внимание, коллеги, на основные моменты. Необходимо отметить, что изменения, в соответствии с которыми предлагается выплачивать пособие по уходу за ребёнком в возрасте от трёх до семи лет, противоречат нормам статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, которыми установлено, что отпуск по уходу за ребёнком предоставляется до достижения им возраста трёх лет. Кроме того, изменения аналогичного характера будет необходимо вносить и в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Следует обратить внимание также на то, что в соответствии с финансово-экономическим обоснованием потребуются дополнительные средства из федерального бюджета, при этом в законопроекте не содержится норм, определяющих источники финансирования, что противоречит статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в законопроекте не закрепляется порядок, который подтверждал бы сам факт предоставления либо непредоставления места в дошкольном образовательном учреждении, а именно факт, что такое место ребёнку не предоставлено, то есть официальный отказ. Нет также норм, касающихся документооборота в этом случае, не указан орган, который будет нести ответственность за определение позиции и направление официального ответа по этому вопросу. Следует уточнить, что буквально с начала текущего года существенно изменились - и мы неоднократно с этой трибуны констатировали это - подходы в целом к демографической ситуации, к поддержке демографической ситуации в нашей стране. Я, конечно же, не буду останавливаться подробно, но это и выплата на первого ребёнка, и, безусловно, то, что наш президент Владимир Владимирович Путин обратил внимание в Послании Федеральному Собранию на необходимость в течение ближайших трёх лет создать более 270 тысяч мест в дошкольных образовательных учреждениях, а для этого, коллеги, конечно же, потребуются серьёзные вложения. Кроме того, мы отмечаем, что регионы всё чаще откликаются на то, чтобы брать на себя и максимально полно исполнять обязательства по поддержке тех групп, тех семей, которые, на взгляд регионов, нуждаются в такой поддержке в настоящее время, и это, безусловно, вызывает уважение. Могу сказать, что в настоящий момент получены некоторые отзывы из наших субъектов. Статистика такова: положительных отзывов - 25, отрицательных - 38. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей предлагает, коллеги, всё-таки не поддерживать данный законопроект вот именно в таком контексте, с учётом тех изменений, за которые мы голосовали здесь, в этом зале, и которые, на наш взгляд, являются комплексными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Я не вижу желающих. Вопросов нет. Спасибо, Анна Александровна. Присаживайтесь. Желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Воронина Татьяна Евгеньевна. Коллеги, видимо, мы рассмотрим этот законопроект и один законопроект по сокращённой процедуре, чтобы уложиться в отведённое нам время. Нет возражений? Пожалуйста, Татьяна Евгеньевна. ВОРОНИНА Т. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, данный законопроект очень важный, он направлен на улучшение положения людей, которые осуществляют уход за ребёнком, то есть родителей. И мы с вами знаем, что такие законопроекты на протяжении последних лет уже неоднократно вносились в Государственную Думу. Они очень похожи и все пошли на отклонение. Авторы законопроекта предлагают установить сумму данного пособия в размере 3 тысяч рублей ежемесячно на каждого ребёнка. Одновременно мне хочется отметить, что средства на реализацию положений данного проекта федерального закона не были предусмотрены законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", а в соответствии с законом № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с 2005 года решение вопросов по социальной поддержке семей, имеющих детей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. И мы можем сегодня констатировать, что есть очень много регионов, где предусмотрены свои программы компенсации, если в детском саду отсутствует место. Одни регионы платят по уходу за ребёнком от полутора до трёх лет, другие регионы платят до шести лет и есть даже регионы, которые платят до семи лет. По информации министерства образования, доступность мест в дошкольных учреждениях с каждым годом уменьшается и на 2018 год составляет менее 80 процентов, а мы знаем, что в соответствии с майским указом президента стоит задача до 2021 года обеспечить стопроцентную доступность яслей. Моими коллегами уже было сказано, что действительно существенно изменились подходы: 270 тысяч дошкольных мест необходимо обеспечить для нашего населения, и огромные средства заложены в бюджеты, чтобы решить этот вопрос. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Евгеньевна. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. Олег Васильевич, от фракции? От фракции. Семь минут поставьте, пожалуйста. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Мы на самом деле начинаем очень большую и серьёзную дискуссию, которая касается вовсе не размера пособия, - это дискуссия о будущем нашей страны и о ситуации, связанной с рождаемостью. Когда шло обсуждение пенсионной реформы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" говорила о том, что на сегодняшний день серьёзного демографического кризиса, вызывающего необходимость спешно повышать пенсионный возраст, нет, и эта наша позиция является вполне обоснованной. Когда мы говорим про соотношение между работающими и пенсионерами, мы берём, конечно, всех работающих в возрасте от 20 до, грубо говоря, 60 лет, но, естественно, параметры, которые будут в нашей стране в 30-40-е годы, закладываются именно сегодня и зависят от того, какие законодательные решения принимаются сегодня. Что Российская Федерация имеет по состоянию на сегодня? В прошлом году смертность превысила рождаемость в первые восемь месяцев (январь - август) на 104 тысячи человек. В этом году в первые восемь месяцев 2018-го (январь - август) смертность превысила рождаемость уже не на 104 тысячи, а на 170 тысяч, то есть мы погружаемся в отрицательную волну, которая сопровождается в том числе и сокращением числа браков на 8 процентов. Практически во всех регионах Российской Федерации, кроме двух, число умерших людей превысило число родившихся... точнее, упала рождаемость в 83 из 85 регионов, Калмыкия и Еврейская автономия - два исключения, в 61 регионе Российской Федерации смертность превысила рождаемость. Очевидно, что единственным способом эту ситуацию изменить и избежать фактически вымирания страны в 40-50-е годы является поддержание широких социальных программ, способствующих повышению рождаемости. Опыт Западной Европы это показывает. Сейчас Россия занимает 179-е место в мире из 225 стран по коэффициенту фертильности, то есть по числу детей, приходящихся на одну женщину. Нас существенно опережают страны Северной и Центральной Европы - скажем, во Франции коэффициент фертильности 2,1 ребёнка на одну женщину, в Англии - 1,88, у нас - 1,62. Позади нас только страны Южной Европы и Азии, где никаких социальных программ нет и человек остаётся, по сути, один на один с необходимостью содержать свою семью и своих детей. В этих условиях принятие социальных решений, способствующих поддержке семьи, является единственным инструментом, который может обеспечить будущее для Российской Федерации. Законопроект, который сейчас является предметом обсуждения, внесён 23 депутатами, из них один - депутат, не входящий во фракцию, двое - члены фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", двое - члены фракции КПРФ, четверо - члены фракции ЛДПР и четырнадцать - члены фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", то есть это приоритетный законопроект для нашего депутатского объединения, мы считаем крайне важным его принять. Для бюджетной системы, очевидно, он не является сколько бы то ни было заметным - речь идёт о 7 миллиардах рублей при условии, что размер консолидированного бюджета Российской Федерации, включая социальные фонды, порядка 26 триллионов, в том числе чисто федеральный бюджет - 16 триллионов. Но, повторю ещё раз, мы говорим про будущее нашей страны, про необходимость поддержать материнство, поддержать семьи. И мы считаем, что данный законопроект на самом деле является своего рода лакмусовой бумажкой, позволяющей определить, на что направлена работа российского парламента, потому что здесь речь идёт о настоящем патриотизме: считаем ли мы необходимым обеспечить будущее нашей страны, замещение существующих поколений за счёт поддержания рождаемости на уровне простого воспроизводства населения или нам хоть трава не расти через 30 лет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Вострецов Сергей Алексеевич, пожалуйста. Три минуты поставьте. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, безусловно согласен: все знают, что есть Конституция Российской Федерации, часть 2 статьи 43, где чётко, чёрным по белому написано, что государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования, но мы живём в реальном мире и, безусловно, должны отдавать себе отчёт в том, что все условия никогда не будут выполнены на 100 процентов. Мы с коллегами, с авторами, наверное, недоработали этот вариант, потому что не смогли убедить финансовый блок правительства. Когда речь идёт о труднодоступных районах, о районах Приморья, Забайкальского края, где небольшие деревушки, понятно, что мы никогда не построим там детские сады, потому что это будет нецелесообразно, однако при этом мы нарушим права детей на общедоступное и бесплатное образование. Идея была в чём? Дать возможность для этих ребят покупать пособия, может быть, педагога нанять. Для многих эта проблема не стоит - государство сделало огромный шаг и действительно обеспечило детскими садами практически всех, но есть регионы, где эта проблема остаётся острой, в частности, в моём округе 5,5 тысячи человек стоят в очереди на получение места в детском саду. Мы с авторами недоработали вот что: нельзя всех равнять под одну гребёнку. Одно дело, когда у тебя трое детей и ты не можешь отправить ребёнка в детский сад, чтобы выйти на работу, и другое дело, когда один ребёнок не обеспечен. Наверное, надо доработать законопроект, не голосовать сейчас просто вот так против и так далее - я призываю всех авторов сейчас снять этот законопроект, создать совместную, общую рабочую группу и придумать такую формулу, в которой были бы учтены все интересы, а самое главное - учтены интересы наших граждан, коллеги. Не поднимать эту тему было бы неправильно, потому что проблема существует и проблему нужно решать, в том числе решать кадровую проблему. Я из семьи, где было пятеро детей, мама выходила на работу сначала после двух месяцев, так как давали место в яслях, потом после шести месяцев. Ладно - сейчас полтора года, но, когда женщина не работает четыре года, пять лет, она теряет квалификацию, а мы говорим о том, что должна быть обеспечена занятость. Коллеги, я призываю всех авторов сейчас отозвать этот законопроект, создать рабочую группу и вместе разработать и внести новый законопроект, ведь это в том числе и наша вина, вина авторов, мы недоработали законопроект и не смогли убедить правительство в том, что его необходимо принимать. А голосовать за законопроект, на реализацию которого нет денег, это, конечно же, популизм. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович, заключительное слово, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Я думаю, что это предложение сложно реализовать, потому что к законопроекту присоединилось очень много депутатов, мы сейчас вряд ли сможем этот вопрос здесь решить. Что касается средств. Содокладчик сказала, что государство планирует выделить колоссальные средства на то, чтобы ликвидировать дефицит детских мест. Я же в своём докладе как раз пытался сказать, что нужно рассчитать эффективность использования этих средств. То есть сегодня мы построим детские сады, а завтра они будут пустыми стоять. Будет намного эффективнее, если мы эти средства передадим непосредственно тем, кто сегодня не может направить ребёнка в детский сад, чтобы мог появиться рынок этих услуг, и тогда частник создаст эти места - сегодня у нас в территориях есть люди, которые готовы построить детские сады. Речь идёт не о том, что нет этих средств - средств намного больше, чем мы просим, вопрос в эффективности их использования, и нужно ещё раз вернуться к соответствующей программе. Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анна Александровна, будете выступать? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 43 сек.) Проголосовало за 97 чел.21,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 97 чел. Не голосовало 353 чел.78,4 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.