Заседание № 83
О проекте федерального закона № 278270-3 "О внесении изменений и дополнений в статьи 4, 5, 8, 10, 11, 12 и 13 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по вопросам реализации прав инвалидов на реабилитацию" (принят в первом чтении 19 марта 2003 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 4, 5, 8, 10, 11, 12 и 13 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по вопросам реализации прав инвалидов на реабилитацию". Доклад также сделает Иван Яковлевич Мосякин. Пожалуйста. МОСЯКИН И. Я. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел предложенный законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении 19 марта 2003 года. Законопроектом предлагается уточнение компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов. Предлагается утверждать федеральный базовый перечень реабилитационных мероприятий, осуществляемых в отношении инвалидов бесплатно, на уровне Правительства Российской Федерации, а также утверждать территориальные перечни указанных мероприятий на уровне субъектов Российской Федерации, определять механизм и источник финансирования указанных в перечне мероприятий, осуществляемых в отношении инвалидов бесплатно или на льготных условиях. Закон 122-й, который нам всем хорошо известен, внес существенные изменения в статьи 4, 5, 8, 10, 11, 12 и 13. Согласно статье 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с учетом изменений, внесенных федеральным законом от 22 августа № 122-ФЗ, к полномочиям федеральных органов государственной власти отнесено утверждение перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Новая редакция статьи 10 устанавливает гарантии государства инвалидам на проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, предусмотренных указанным перечнем, за счет средств федерального бюджета. Пункт 7 части первой статьи 5, часть вторая статьи 8, статья 12 и часть третья статьи 13, в которые законопроектом вносятся изменения, утратили силу. В связи с вышеизложенным законопроект утратил свою актуальность, поэтому его принятие Государственной Думой во втором чтении мы считаем нецелесообразным. В соответствии с письмом от 20 декабря 2004 года Правительство Российской Федерации предлагает снять данный законопроект с дальнейшего рассмотрения. Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике предлагает отклонить законопроект. Правовое управление Аппарата Государственной Думы дало аналогичное заключение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступать полномочные представители правительства и президента по данному вопросу? Нет. Кто от депутатских объединений? Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, это выступление. СМОЛИН О. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, я понимаю, что, наверное, решение, которое предложил комитет в данной ситуации, технически оправданно, однако я хотел бы обратить внимание на ситуацию, которая сложилась в связи с этой проблемой после принятия 122-го закона. Сравнительно недавно Правительство Российской Федерации утвердило своим распоряжением этот самый перечень мероприятий и услуг, которые инвалиды вправе получать бесплатно. К сожалению, утвержденный перечень крайне несовершенен. Могу привести в пример ситуацию только по двум категориям граждан - инвалидам по зрению и инвалидам по слуху. Инвалидам по зрению в качестве бесплатного обещают тот самый набор средств, который был известен еще в позапрошлом веке, в XIX веке, то есть брайлевскую книгу, специальный прибор для письма по Брайлю, ну, трость и еще, извините, собаку-проводника. Всё. Все современные технические средства, без которых немыслима сейчас жизнь инвалида по зрению, включая диктофон, приспособление для прослушивания говорящей книги и так далее, и так далее, в этот перечень не вошли. То есть мы в XXI веке живем на уровне технических средств века XIX. По инвалидам по слуху ситуация еще хуже в некотором отношении, потому что, с одной стороны, в перечень включены крайне дорогостоящие телевизоры со специальными средствами для кодировки звука, с другой стороны, там нет современных телевизоров с телетекстом, которые, кстати, намного дешевле и намного современнее. Наши обращения в правительство, к сожалению, по этому поводу не возымели действия. Мало того, по 122-му закону практически ограничены возможности субъектов Российской Федерации самим принимать решения, чтобы сгладить те ошибки и противоречия, которые возникают при реализации решений федеральной власти. Поэтому, уважаемые коллеги, я думаю, что сторонники социального государства не будут голосовать за снятие законопроекта с рассмотрения не по техническим, а по принципиальным соображениям, желая сохранить возможность оказания дополнительной поддержки инвалидам субъектами Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще желающие выступить от депутатских объединений? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять постановление об отклонении данного законопроекта? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 31 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8% Проголосовало против 15 чел.3,3% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 15
О проекте федерального закона № 278270-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части, касающейся реализации прав инвалидов на реабилитацию; принят в первом чтении 19 марта 2003 года с названием "О внесении изменений и дополнений в статьи 4, 5, 8, 10, 11, 12 и 13 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по вопросам реализации прав инвалидов на реабилитацию").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Правительство просит перенести рассмотрение пункта 7 повестки сегодняшнего заседания, это проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Законопроект подготовлен с комитетом ко второму чтению. Что касается его содержательной стороны, то, по сути дела, он действительно отражает сегодняшнюю позицию правительства в части урегулирования этого вопроса, но у нас возникли некие обстоятельства, связанные с тем, что, как вы знаете, сейчас ведется очень активная подготовка к внесению изменений в действующие законодательные акты в связи с принятием президентских законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Дело в том, что в результате анализа действующего законодательства обнаружилась необходимость вносить изменения практически в сто пятьдесят действующих законодательных актов, в том числе - я хочу привязать к этому и ту серьезную, насущную проблему, которую правительство рассматривает в качестве приоритетной для этой сессии, - принятие изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы. Мы сами, действительно, задерживаем внесение поправок в эти важные документы, но всё это опять же связано с теми задачами, которые поставил президент в связи с продолжением налоговой реформы и совершенствованием пенсионного законодательства. Поэтому мы просим дать нам время для того, чтобы согласовать позицию с Министерством финансов, в результате чего мы либо попросим рассмотреть этот законопроект в течение ближайших двух-трех недель, либо же действительно он пойдет в едином комплексе, в законопроекте, которым будут вноситься изменения в значительное количество действующих законов. Пожалуйста, просим перенести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сегодня мы говорим о переносе на апрель. ЛОГИНОВ А. В. Мы говорим о переносе без указания срока, если позволите. ИЗ ЗАЛА. Нет, ну сказали, что две-три недели. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, что, если будет необходимость менять подход, тогда... ЛОГИНОВ А. В. Да, мы тогда доложим, согласны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ...тогда это будет оговорено отдельно. Пока мы переносим на апрель. Хорошо. Иван Яковлевич, пожалуйста, к микрофону подойдите. Мосякин Иван Яковлевич, заместитель председателя комитета. МОСЯКИН И. Я., фракция "Единая Россия". Вчера состоялось заседание комитета, и никаких замечаний ни со стороны Правового управления, ни от кого другого не поступало. Предложенный законопроект во втором чтении не меняет идеологию проекта, концепцию закона, никаких дополнительных финансовых средств не предусматривает, поэтому комитет считает, что можно было бы принимать или в крайнем случае четко определиться по апрелю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Переносим тогда на апрель. Иван Яковлевич, спасибо, присаживайтесь. Значит, мы записываем согласованную позицию: перенос на апрель.
Заседание № 227
О проекте федерального закона № 278270-3 "О внесении изменений и дополнений в статьи 4, 5, 8, 10, 11, 12 и 13 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по вопросам реализации прав инвалидов на реабилитацию".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
СЕЛИВАНОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, фракция "Союз Правых Сил". Просьба заменить докладчика: по пунктам 3 и 6 позицию комитета будет докладывать депутат Брусникин.
отсутствуют в зале, мы переходим к пункту 6 - законопроекту, рассматриваемому в первом чтении. У нас здесь присутствует официальный представитель Правительства Анатолий Иванович Осадчих. И вместо Владимира Ростиславовича Пашуто будет выступать с содокладом Николай Юрьевич Брусникин. Пожалуйста, Анатолий Иванович. ОСАДЧИХ А. И. Уважаемые депутаты, данный законопроект принимается в развитие основного закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", принятого в 1995 году. Он регулирует некоторые вопросы, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, уточняет показания, дополняет эти показания, расширяет их. Кроме чисто медицинских показаний во внимание принимаются и социальные показания, то есть статус человека, его материальное положение, с тем чтобы по максимуму можно было удовлетворить потребности инвалидов в технических средствах реабилитации и тем самым расширить возможности их самостоятельной общественной, бытовой или профессиональной деятельности. В рамках действующего законодательства по данному закону дополнительных финансовых средств не потребуется. Поэтому в этом смысле нет необходимости вносить какие-то изменения в соответствующие законы. Этот законопроект рассматривался субъектами Российской Федерации, в целом поддержан общественными организациями инвалидов, с ними тоже согласован, а также согласован со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации. Таким образом, как бы существует по этому поводу единое мнение. Есть просьба поддержать внесенный проект закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Николай Юрьевич Брусникин. Вам предоставляется слово для содоклада. БРУСНИКИН Н. Ю. Комитет по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона, вынесенный на обсуждение, считает возможным поддержать данный проект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. По решению Совета данный законопроект направлялся субъектам права законодательной инициативы и в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. На проект поступило сорок четыре положительных отзыва законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Отрадно, что и Комитет Совета Федерации по социальной политике уже своим официальным решением поддержал концепцию названного проекта. Считаю, что его принятие не только обеспечит реализацию государственных прав инвалидов на реабилитацию, повышающую их относительные физические и социально-экономические возможности, но и будет способствовать улучшению положения инвалидов в обществе, повышению качества их жизни и укреплению здоровья. Еще раз предлагаю по решению Комитета по труду и социальной политике данный законопроект поддержать и принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, вопросы есть к докладчикам? Вопросов нет. Представители Правительства и Президента хотят что-нибудь сказать? Нет. Ставится на голосование: принять в первом чтении проект закона о внесении изменений и дополнений в закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по вопросам реализации прав инвалидов на реабилитацию. Пожалуйста, голосуйте. Включите систему голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 08 сек.) Проголосовало за 270 чел. 60,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 270 чел. Не голосовало 180 чел. 40,0% Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.