Заседание № 234

11.04.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 278049-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и в статьи 7 и 8 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в части уточнения полномочий Министерства юстиции Российской Федерации в сфере оперативно-розыскной деятельности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4381 по 4573 из 6353
Пункт 25: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в    
статью 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и в        
статьи 7 и 8 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах,             
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Доклад председателя    
подкомитета Комитета по безопасности Виктора Ивановича Илюхина.                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется проект           
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 13              
Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и в статьи 7 и 8     
Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные    
наказания в виде лишения свободы".                                              
                                                                                
Суть данного законопроекта сводится к тому, что после передачи Главного         
управления исполнения наказаний в ведение Министерства юстиции у нас возникла   
необходимость уточнить некоторые положения закона "Об оперативно-розыскной      
деятельности" и Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные         
наказания в виде лишения свободы". Такие вопросы действительно не возникали     
ранее, когда эта система была в Министерстве внутренних дел. Все положения      
были учтены в законе "Об оперативно-розыскной деятельности".                    
                                                                                
По поводу концепции данного законопроекта. Мы считаем, что надо определить      
точные рамки проведения оперативно-розыскных мероприятий органами               
уголовно-исполнительной системы. Поэтому здесь мы предлагаем такую запись:      
"Органы уголовно-исполнительной системы проводят оперативно-розыскные           
мероприятия только в целях обеспечения безопасности учреждений и органов        
уголовно-исполнительной системы, не затрагивая полномочий органов, указанных    
в пунктах 1-7 части первой..." То есть оперативно-розыскную деятельность мы     
нацеливаем на поддержание безопасности учреждений исполнения наказаний, а       
также считаем, что надо еще раз уточнить, ко второму чтению, что                
оперативно-розыскная деятельность проводится для выявления преступлений,        
совершенных в самой системе управления наказаний, а также преступлений,         
совершенных лицами, которые ранее оказались в местах лишения свободы по         
преступлениям раскрытым. Но часто бывает так, что за ними еще, как говорится,   
числятся и преступления нераскрытые.                                            
                                                                                
Вот в этих целях оперативно-розыскная деятельность органами                     
уголовно-исполнительной системы и проводится. Проводится она совместно с        
органами внутренних дел, которые наделены правом проведения проверки            
оперативно-розыскной деятельности и расследования преступлений.                 
                                                                                
Вот суть поправок, которые мы вносим в два закона - в закон "Об                 
оперативно-розыскной деятельности" и в Закон "Об учреждениях и органах,         
исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".                        
                                                                                
На данный законопроект поступили положительные отзывы от Верховного Суда, от    
Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, официальный отзыв          
Правительства Российской Федерации, которое предлагает уточнить некоторые       
понятия в предлагаемых поправках, и, с учетом того, что их предложения будут    
учтены, Правительство не возражает против принятия этого законопроекта в        
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Могу сказать, что действительно предложения Правительства могут быть и будут    
учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению, так же как и мое         
замечание о том, что проводят оперативно-розыскные мероприятия не только в      
целях обеспечения безопасности, но и в целях раскрытия преступлений. Комитет    
по безопасности предлагает данный законопроект принять в первом чтении.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть вопросы к Виктору Ивановичу?                            
                                                                                
Пожалуйста, депутат Резник Борис Львович.                                       
                                                                                
РЕЗНИК Б. Л., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых              
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемый Виктор Иванович, еще совсем недавно, мы помним, существовали в        
следственных изоляторах так называемые прессхаты, где очень активно тюремные    
надзиратели с помощью подсадных уток проводили так называемую                   
оперативно-розыскную деятельность. Наутро сознавались невиновные в              
преступлениях разных. Не хотим ли мы вернуть вот эту ситуацию этими             
поправками?                                                                     
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Нет. Я хочу сказать, что, наоборот, мы как раз нацеливаем          
направленность оперативно-розыскной деятельности на обеспечение безопасности    
самой уголовно-исполнительной системы.                                          
                                                                                
А что касается работы по раскрытию преступлений, она проводится совместно с     
органами внутренних дел, а характер оперативно-розыскной деятельности,          
способы, методы - это предусмотрено статьей 6, статьей 11 закона "Об            
оперативно-розыскной деятельности". Ваши опасения, конечно, уместны, но, я      
подчеркиваю, этот закон не вторгается в формы и методы проведения               
оперативно-розыскной деятельности. Он только уточняет полномочия оперативных    
подразделений органов исполнительной власти.                                    
                                                                                
Я думаю, что гарантии надо искать в другом: прокурорский надзор, судебный       
надзор и так далее. Но это не откат назад.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы, уважаемые коллеги?                   
                                                                                
Спасибо, Виктор Иванович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, кто желает выступить? Нет.                                   
                                                                                
Представитель Правительства. Пожалуйста, представьтесь.                         
                                                                                
КАЛИНИН Ю. И., заместитель министра юстиции Российской Федерации.               
                                                                                
Калинин Юрий Иванович, заместитель министра юстиции.                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, в официальном отзыве Правительства Российской Федерации     
на вносимый законопроект отмечено, что имеются замечания, предложения, без      
учета которых законопроект не может быть поддержан. В частности, нельзя         
соглашаться с исключением Министерства юстиции Российской Федерации из числа    
субъектов оперативно-розыскной деятельности и записывать пункт 8 части первой   
статьи 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в          
следующей редакции: "Учреждений и органов уголовно-исполнительной системы       
Министерства юстиции Российской Федерации", поскольку это относится к           
учреждениям и органам, составляющим часть Министерства юстиции.                 
                                                                                
Кроме того, задачи и функции Министерства юстиции Российской Федерации          
определены Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года №      
954, где указывается, что оперативно-розыскная деятельность - одна из функций   
Министерства юстиции и именно министр юстиции определяет перечень учреждений    
и органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, и лишать его        
этого права - значит, ограничить права министра.                                
                                                                                
Одновременно новая часть третья статьи 13 закона значительно сужает задачи      
оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы, существенно          
ограничивает их полномочия. Это сужает рубежи деятельности и исключает          
возможность раскрывать преступления прошлых лет. В прошлом году оперативные     
подразделения уголовно-исполнительной системы оказали содействие в раскрытии    
почти трехсот тысяч преступлений. Эти цифры говорят сами за себя. Ограничены    
возможности внешнего воздействия оперативных подразделений системы, в том       
числе в плане обеспечения личной безопасности сотрудников, добывания            
информации о событиях, действиях и лицах, создающих угрозу государственной и    
военно-экономической безопасности России, в чем сегодня организовано            
взаимодействие со всеми оперативными подразделениями ведомств, являющихся       
субъектами оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим и предлагается     
вносимую часть третью статьи 13 исключить.                                      
                                                                                
Принятие предлагаемых в законопроекте дополнений в статьи 7 и 8 Закона          
Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные           
наказания в виде лишения свободы" также не позволит территориальным и           
центральным органам уголовно-исполнительной системы в полном объеме выполнять   
задачи, определенные уголовно-исполнительным законодательством. Таким           
образом, считаем необходимым в законопроекте новые часть пятую статьи 7 и       
часть вторую статьи 8 изложить в редакции, предлагаемой Правительством          
Российской Федерации в официальном отзыве.                                      
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Иванович, несколько слов в заключение.                                   
                                                                                
Илюхину включите микрофон.                                                      
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Уважаемые коллеги, но ведь я как раз об этом и сказал, о том,      
что ко второму чтению замечания Правительства, изложенные в официальном         
заключении, нами будут учтены, как и мое предложение о том, что органы          
уголовно-исполнительной системы проводят мероприятия не только в целях          
обеспечения безопасности учреждений, но и в целях раскрытия преступлений        
совместно с органами внутренних дел. Но мы ведь даем другую запись, о том,      
что оперативно-розыскная деятельность проводится в соответствии с               
законодательством Российской Федерации, то есть законом "Об                     
оперативно-розыскной деятельности".                                             
                                                                                
Я не могу согласиться только лишь с одним - с тем, что оперативно-розыскную     
деятельность проводит всё Министерство юстиции. Там и экспертные учреждения,    
там и судебные приставы, и делать из Министерства юстиции милитаризированный    
орган, тем более наделенный оперативно-розыскной деятельностью по всякому       
поводу, и по поводу того, как работают экспертное учреждение и судебные         
приставы, - это было бы просто недопустимо. У нас и так сегодня девять          
федеральных структур (нет, уже 10!), наделенных правом проведения               
оперативно-розыскной деятельности. Это уже может обернуться тотальной слежкой   
в отношении российских граждан. Поэтому очертить точный круг полномочий         
органов уголовно-исполнительной системы в плане оперативно-розыскной            
деятельности - это абсолютно правильно. Но я подчеркиваю: замечания,            
высказанные Правительством, в большинстве своем будут учтены ко второму         
чтению.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование.      
Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста,       
определяйтесь голосованием.                                                     
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              171 чел.             38,0%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    174 чел.                                          
Не голосовало                 276 чел.             61,3%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принимается.                                                    
                                                                                

Заседание № 227

19.03.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 278049-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и в статьи 7 и 8 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в части уточнения полномочий Министерства юстиции Российской Федерации в сфере оперативно-розыскной деятельности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5824 по 5825 из 6953
Переходим к пункту 28. То же самое: докладчика нет.