Заседание № 9
20.02.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона N№ 277982-3 "О внесении изменения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации" (о снятии запрета на забастовки авиационного персонала, обслуживающего воздушное движение).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6233 по 6448 из 6545
Пункт 33 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Олега Васильевича Шеина. Пожалуйста, Олег Васильевич. ИЗ ЗАЛА. Два слова! ШЕИН О. В. Спасибо большое, но я уже на трибуне, поэтому вы никак не можете получить время на два слова. Уважаемые коллеги, вопрос уже неоднократно рассматривался и обсуждался на заседании комитета Государственной Думы по транспорту, и заключается он в следующем. На протяжении последних нескольких лет мы с вами наблюдаем акции протеста авиадиспетчеров, которые лихорадят страну, вследствие чего у нас в ряде территорий, как вы помните, в прошлом году было даже прекращено воздушное движение. Проблема, естественно, заключается не в авиадиспетчерах, потому что ни один нормальный человек никогда не станет прибегать к такой опасной мере, как голодовка, если его не доведут до крайности, проблема заключается в работодателе в лице Государственной службы гражданской авиации, которая пользуется сегодня фактически запретом в законодательстве России на ведение переговоров между работниками и работодателем в службе организации воздушного движения. В свое время, когда еще в этом зале как бы ведущей была позиция фракции КПРФ, была принята поправка к статье 52 Воздушного кодекса, согласно которой фактически запрещались не только забастовки, но и любые иные акции протеста в сфере работы нашего воздушного транспорта и аэронавигационной диспетчерской службы. В результате работодатель получил замечательные гарантии - право не вступать в переговоры с профессиональными союзами в принципе. Дело в том, что действующее законодательство, а именно закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", предусматривает определенную процедуру, на основании которой эти самые коллективные споры разрешаются и ведутся переговоры: то есть вначале профессиональный союз подает свои требования к работодателю, работодатель обязан вступить в переговоры, если переговоры ничем не заканчиваются - формируется примирительная комиссия; если примирительная комиссия ничего не решает - начинает работать трудовой арбитраж; если трудовой арбитраж ничего не решает - работники вправе вначале приостановить работу сроком до одного дня и потом уже объявить бессрочную забастовку. Вот это всё как бы называется коллективным трудовым спором - от начала переговоров и до непосредственного прекращения работы. В Воздушном кодексе полностью запрещен весь коллективный трудовой спор, то есть от переговоров, обязательных для работодателя, до забастовки. Когда два года назад рассматривался новый Трудовой кодекс Российской Федерации, тоже вставал вопрос о порядке регулирования трудовых конфликтов в таких отраслях, как аэронавигационная служба, железнодорожный транспорт, воздушное движение, скорая помощь (этот список можно продолжить), и была принята норма, в принципе устраивающая всех - и работодателей, и профессиональные союзы работников, - согласно которой запрещены забастовки (приостановки работы) в случае, если это влечет за собой угрозу безопасности, обороне государства, жизни и здоровью людей. Но при этом соответственно работодатель обязан вступить в переговоры, обязан сформировать примирительную комиссию, обязан вступить в трудовой арбитраж, обязан провести переговоры, потому что в ходе переговоров львиная доля конфликтов и решается. Действующий Воздушный кодекс всю эту процедуру, я об этом только что сейчас рассказал, просто хоронит целиком. Результат - совершенно очевидно, что любой закон, который идет вразрез с коренными интересами людей, выполняться не будет никогда. Можно написать любые запреты, но они не будут иметь совершенно никакого значения, останутся на бумаге и будут служить предметом гордости чиновников, считающих, что они всё запретили, но будут служить посмешищем для всей страны, потому что выполнять их не станут. Совершенно очевидно, что можно записать любые запреты, но если эти запреты не действуют, то есть смысл их отменить и начать регулировать отношения. А такие запреты не действуют, поскольку авиадиспетчеры в условиях запрета на коллективные споры, запрета на переговоры, запрета на забастовки пошли по пути голодовок. У человека же, который голодает, здоровье подорвано, врач просто обязан отстранить его от работы и запретить ему выполнять трудовые функции. В итоге мы получаем голодных авиадиспетчеров, которые осуществляют трафик воздушного движения, как бы регулирование его, что намного более опасно, потому что нет ни утвержденного минимума необходимых работ, согласованного между профсоюзами и работодателями, ни людей, которые этот минимум работ осуществляют, а есть совершенно дурной конфликт по вине работодателя, не желающего ставить вопрос о заработной плате. Кстати, по вопросу заработной платы много спекуляций - авиадиспетчеры якобы много получают. Так вот, я могу доложить о том, что реальная заработная плата у диспетчеров в последние несколько лет снижается, их заработная плата в трафике самолетов составляет 1 процент. И при повышении заработной платы на 30 процентов (из-за чего был весь сыр-бор в последние два года) речь пойдет об увеличении стоимости воздушного движения не более чем на 0,3 процента - это примерно 8-12 рублей от стоимости билета, который, как вы знаете, стоит порядка 4000-5000 рублей, а то и более. На самом деле мы ничего не имеем, кроме упрямства, глупого достаточно, наших работодателей в лице ГСГА и других аналогичных служб, которые провоцируют в стране конфликты, провоцируют людей к тому, чтобы иным образом, нежели путем переговоров, решать свои вопросы. Есть точка зрения: мол, не нравится людям низкая заработная плата - пусть увольняются. Но эта точка зрения, во-первых, антигосударственная, во-вторых, она не основана на каких-то серьезных размышлениях. На сегодняшний день средний возраст авиадиспетчера в стране - сорок четыре года. Это служба, при которой человек имеет право на досрочную пенсию, и, следовательно, через пару лет мы просто-напросто будем иметь проблемы с тем, чтобы вообще обеспечить эту службу работниками, обладающими необходимой квалификацией. Как у нас наши судоремзаводы и многие другие предприятия уже работают, приглашая украинскую и прочую рабочую силу, импортируя квалифицированных рабочих из-за рубежа, точно так же мы рискуем при такой антигосударственной и недальновидной политике наших правительственных чиновников оказаться в ситуации, когда придется приглашать авиадиспетчеров из стран Западной Европы, где, кстати говоря, авиадиспетчерам разрешено участвовать в коллективных трудовых спорах, и мы это видели на примере той же Франции, Италии, Испании и ряда других государств, исключая Великобританию с ее тэтчерским законодательством образца 1981 года. Поэтому первое - есть предложение данный законопроект поддержать. Второе - еще раз обращаю внимание: речь не идет о разрешении забастовок, потому что ограничение этих забастовок предусмотрено в Трудовом кодексе, который мы в данном случае никак не затрагиваем, мы говорим только о Воздушном кодексе с абсолютными и поэтому бессмысленными и неработающими запретами, и, следовательно, необходимо начать регулировать конфликты, которые на сегодняшний день в отрасли имеются. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Олег Васильевич. Содоклад члена Комитета по энергетике, транспорту и связи Петра Николаевича Рубежанского. Пожалуйста. РУБЕЖАНСКИЙ П. Н., фракция "Единая Россия". Благодарю. Уважаемые коллеги, представленным законопроектом предусматривается исключение из статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации второго абзаца пункта 1, запрещающего проведение забастовок авиационному персоналу гражданской авиации, осуществляющему обслуживание воздушного движения. Как вы все знаете, право на забастовку признается Конституцией Российской Федерации, часть 4 статьи 37. В то же время согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации это право может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Управление воздушным движением в Российской Федерации осуществляется органами единой системы организации воздушного движения, состоящей из военной и гражданской частей. Гражданская часть единой системы призвана наряду с задачами по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства решать задачи обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны. Поэтому мы с вами понимаем, что любое прекращение работы ее органов снижает уровень обороноспособности страны и безопасности полетов. Деятельность гражданской части единой системы организуется в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации, к которой наша страна присоединилась в 1970 году, и межправительственными соглашениями о воздушном сообщении. Эти международные обязательства России предусматривают запрет на проведение забастовок диспетчерского персонала. Невыполнение российской стороной своих обязательств предполагает применение другой стороной политических и экономических санкций. Следует отметить, что абзац второй пункта 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации запрещает забастовки не всем работникам авиационных организаций, а только авиационному персоналу, осуществляющему обслуживание (управление) воздушного движения. Подобная норма существует и в других странах, таких, как США, Великобритания и так далее. Нужно сказать, что действующими законами запрещены забастовки персонала атомных электростанций, железнодорожников, которые непосредственно связаны с движением поездов. На законопроект получены отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации и отрицательное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. В связи с вышеизложенным Комитет по энергетике, транспорту и связи рекомендует Государственной Думе отклонить указанный проект федерального закона при рассмотрении в первом чтении. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам? Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня к первому докладчику, коллеге Шеину, вопрос. Я понимаю, что для некоторых КПРФ как бельмо в глазу, если не сказать по-другому, но я хотел бы у Олега Васильевича спросить: когда он тут ведущую роль КПРФ видел, в Государственной Думе, в каком созыве? Ведущая роль сегодня вон у "Единой России", она вас и ведет всех. И напомните, пусть он вспомнит: разве не с вами мы подписывали поправки по этим забастовкам? Чего вы походя здесь приплели КПРФ, которая вроде бы тут забастовки отменила? Я просто спрашиваю: ему как напоминать - пойти из архива поправки вытащить, где моя и его подписи стоят по этим забастовкам, или он просто оговорился, когда делал тут выступление? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутату Шеину включите микрофон. ШЕИН О. В. Спасибо большое. Мне кажется, что необходимо всегда подходить к делу объективно, и я думаю, что здесь как раз позиция фракции КПРФ заслуживает большого уважения, поскольку, хотя фракция и голосовала в 1998 году за эту 52-ю статью (тогда она предлагалась специально правительством в разгар известной "рельсовой" войны и принималось такое законодательство в стране), тем не менее, разобравшись в обстановке, в прошлом году она предложила внести поправки в Воздушный кодекс. Считаю, поправки совершенно справедливые. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше желающих задать вопросы? Коллеги, давайте по одному от фракции. Так, пожалуйста, присаживайтесь. Кто хотел бы выступить по данному законопроекту? Нет желающих выступить. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 27 мин. 32 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8% Проголосовало против 48 чел.10,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 137 чел. Не голосовало 313 чел.69,6% Результат: не принято Законопроект не принимается.