Заседание № 102
О проекте федерального закона № 277183-7 "О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (по вопросу о порядке признания должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к 7-му вопросу нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Доклад Павла Владимировича Крашенинникова. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напоминаю, что данным законопроектом мы упрощаем и упорядочиваем процедуру розыска должников, в том числе по алиментам, и защищаем права несовершеннолетних. Кроме того, мы учли поправки, которые мы с вами внесли в рамках налоговой амнистии. Все экспертизы проведены, и правовая, и лингвистическая, законопроект готов к третьему чтению. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут выступления по мотивам голосования? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", 7-й вопрос повестки дня. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 12 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 101
О проекте федерального закона № 277183-7 "О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (по вопросу о порядке признания должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим; принят в первом чтении 21 декабря 2017 года с наименованием "О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 21 декабря 2017 года. Поступило четыре поправки, все они в таблице поправок, рекомендуемых к принятию. Просьба утвердить таблицу и проголосовать за законопроект во втором чтении. В случае положительного решения просьба включить законопроект в порядок работы Государственной Думы на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 24 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 48 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении.
Заседание № 88
О проекте федерального закона № 277183-7 "О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (по вопросу о порядке признания должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 46, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра юстиции Юрий Сергеевич Любимов. ЛЮБИМОВ Ю. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на устранение проблем, возникающих в правоприменительной практике при исполнении судебных актов о взыскании алиментов в отношении должников, розыск которых оказался безрезультатным, и на создание дополнительного механизма защиты прав и интересов детей, обеспечивающего получение госсоцгарантий. Федеральным законом № 389-ФЗ с 1 января 2012 года функции органов внутренних дел по розыску должников по этой категории переданы службе судебных приставов, однако это изменение до настоящего времени не учтено в действующей редакции части первой статьи 278 Гражданского процессуального кодекса, предусматривающей, что после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим суд направляет запрос в органы внутренних дел. Судами не запрашивается и не используется информация о должнике, полученная в результате проведения судебными приставами розыскных мероприятий, а в связи с отсутствием в органах внутренних дел информации о розыске должника суды отказывают в удовлетворении заявления о признании должника безвестно отсутствующим. При этом в случае признания судом должника безвестно отсутствующим дети приобретают право на получение пенсии по случаю потери кормильца, что важно. В настоящее время у судебных приставов имеется равнозначный с полицией механизм сбора полной и достоверной информации о разыскиваемых гражданах, являющихся должниками, которая может использоваться судом для разрешения вопроса о признании гражданина безвестно отсутствующим. Полнота проведённых розыскных мероприятий будет оцениваться судом при разрешении по существу заявления о признании должника безвестно отсутствующим. Поэтому законопроектом предлагается привести часть первую статьи 278 ГПК в соответствие с действующим законодательством, а также дополнить статью 65 закона "Об исполнительном производстве" новой частью, предусматривающей обязанность судебного пристава информировать взыскателя и разъяснять ему право на обращение в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим, в случае если розыск оказался безрезультатным и в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике место его нахождения не установлено. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Павла Владимировича Крашенинникова. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Издревле существует такая нормативная процедура: в случае отсутствия человека его можно признать безвестно отсутствующим либо умершим. Я подчёркиваю, что эта процедура существует давным-давно - она была и в Советском Союзе, и в Российской Империи, - и во всём мире. Так вот эта процедура и основания для неё установлены в Гражданском кодексе. Если в течение года о человеке ничего не известно, его могут признать безвестно отсутствующим, но, подчёркиваю, именно признать, то есть человек признаётся безвестно отсутствующим в судебном порядке. Какие последствия? Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, передаётся в доверительное управление. Если он был в браке, то брак может быть прекращён в упрощённом порядке. И очень важно, что по данному закону несовершеннолетние дети смогут получать пенсию по случаю потери кормильца, пособие, вот это очень важно. Данным законопроектом предлагается службе судебных приставов в ходе соответствующего производства о взыскании алиментов, если они видят, знают, что человека нет, что человек отсутствует, так сказать, вписаться в эту процедуру. Процедура очень правильная, полезная, я считаю, как для защиты прав несовершеннолетних, так и вообще в рамках гражданского оборота, потому что есть и другие кредиторы, которые также страдают от этого. Ну и нужно понимать, что если человек сознательно идёт на такое и суд признаёт его безвестно отсутствующим, то он фактически, подчёркиваю, становится недееспособным и, например, не может заключать какие-то крупные сделки. Нам надо обязательно принимать данный закон, со всех сторон здесь для нашего общества только польза. Коллеги, предлагаю в первом чтении его поддержать. Спасибо вам большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич. Вопрос розыска через органы внутренних дел не снимается? ЛЮБИМОВ Ю. С. Розыск уже передан от органов внутренних дел приставам, просто это не было нормативно закреплено, поэтому мы здесь, так сказать, вносим уточнение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Юрий Сергеевич, как известно, общая сумма задолженности по алиментам составляет многие и многие миллиарды рублей. Может быть, нам стоит рассмотреть вариант с созданием специального фонда, из которого средства будут направляться на выплаты детям, чьи родители-неплательщики признаны безвестно отсутствующими, и всё же продолжать поиски уклонистов с целью взыскания с них долгов в пользу детей? ЛЮБИМОВ Ю. С. Этот вопрос прорабатывался, и, насколько я знаю, пока было признано нецелесообразным создавать такую форму поддержки, хотя неоднократно такие предложения звучали. На данный момент существует целый ряд специальных мер именно в отношении алиментных должников. Мы традиционно выделяем этот вид взысканий, по нему более строгие последствия для должников наступают. Я думаю, вы знаете, что недавно рассматривался законопроект, так сказать, о послаблениях для должников в части выезда, так вот именно для этой категории послаблений не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Сергеевич, безусловно, я поддерживаю данный проект федерального закона, но в сопроводительных документах указано, что он не потребует дополнительных бюджетных ассигнований, однако источником финансового обеспечения этих выплат будут средства Пенсионного фонда Российской Федерации, бюджет которого балансируется достаточно большим трансфертом из федерального бюджета. Это первое, что я хотел бы, чтобы вы прокомментировали. И второе. Как вы считаете, если всё-таки после принятия решения будет найден должник, будут ли приняты какие-то дополнительные меры в части взыскания выплат за предыдущие годы? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое, Айрат Закиевич, за ваши вопросы. По первому вопросу. Эта процедура сейчас существует, проблема просто в нестыковке процессуального законодательства с законодательством об исполнительном производстве, поэтому приставы не могут работать как бы в полную силу по этому розыску, хотя этот механизм действует. Единственное, чего можно ожидать, это просто увеличения количества таких производств, которое сейчас не поддаётся точному прогнозированию. Таким образом, для этого проекта как бы нулевое финансово-экономическое обоснование. По второму вопросу. Последствия явки такого лица традиционно урегулированы в гражданском законодательстве, в том числе и последствия, которые наступают в части социального законодательства. В зависимости от того, признано это лицо безвестно отсутствующим или объявлено умершим, наступают разные правовые последствия. Что происходит в случае явки, эти вопросы давно, с советских времён, урегулированы в законодательстве, там давно уже ничего не меняется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня к Павлу Владимировичу тогда в продолжение вопрос: существует ли реальная возможность взыскать выплаченную пенсию по потере кормильца с появившегося потом должника? И второй момент. Вы говорите, что должник будет фактически лишён всех своих гражданских прав после того, как будет признан отсутствующим. Просто для понимания: будет ли какой-то реестр, или он существует, куда данные этих людей вносятся и по которому потом проверяется всеми нотариусами, юридическими службами, заинтересованными в том, чтобы этот человек не смог ни договор заключить, ни сделку какую-нибудь совершить? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, я заострил внимание на том, что фактически он будет недееспособным, потому что, как уже было сказано Юрием Сергеевичем и мною, это безвестное отсутствие закрепляется судебным решением, соответственно данные о вынесении решения будут в какой-то базе, ну, в судебной базе, и все крупные сделки, связанные с регистрацией и так далее, конечно... Как только человек появляется - это уже переход к другому вопросу, должно приниматься судебное решение об отмене того решения, и фактически здесь будут регрессные требования. Если на конкретного ребёнка выплачивалось пособие по случаю потери кормильца, человек будет обязан возместить этот ущерб и, более того, соответственно тот ущерб, который был нанесён в связи с тем, что человек отсутствовал. Ну, бывают ситуации, когда человек просто потерялся, например, в связи с проблемами со здоровьем или в лесу где-то, всякое бывает, такие случаи есть, но если он скрывался, то, конечно, это виновное поведение, и, конечно, взыскание такое будет. Я ещё хотел сказать два слова об алиментном фонде, эти вопросы периодически поднимаются. Я считаю, что механизм, который предлагают Министерство юстиции и Правительство Российской Федерации, очень эффективный, то есть это довольно эффективные способы социальной защиты, а фонд - для этого надо создавать юридическое лицо, содержать штат и так далее, и так далее. Мы знаем, с чего всё это начинается - с администрирования, а администрирование будет очень затратным, поэтому мне кажется, что механизмы, которые сегодня нам правительство предлагает, более чёткие, более понятные и более действенные, если хотите. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шеин Олег Васильевич от фракции. ШЕИН О. В. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает данный законопроект, считает его крайне важным. Это, наверное, один из тех законов, которого ждут от нас наши избиратели и те из здесь присутствующих, кто регулярно ведёт приём своих избирателей и постоянно сталкивается с вопросами, касающимися алиментных платежей. По оценкам юристов, на сегодняшний день в 80 процентах случаев происходит уклонение от алиментных платежей. По официальным оценкам российского правительства, средний размер алиментных платежей в нашей стране составляет порядка 1,6 тысячи рублей, то есть это сумма, которая кратно меньше, чем элементарный прожиточный уровень. И понятно, что всё это тоже является одним из элементов, влекущих за собой падение в демографическую яму, спад рождаемости, который сегодня в нашей стране наблюдается. Поскольку речь идёт о национальном вызове, естественно, должен быть и национальный ответ, в частности те меры, достаточно жёсткие, которые сегодня предлагает правительство. Я хотел бы сказать отдельное спасибо Павлу Владимировичу, как человеку, который детализировал содержание этих инициатив - они, безусловно, крайне важные. Хотелось бы отметить два момента, которые требуют осмысления если не во втором чтении, то, по крайней мере, в рамках общей дискуссии. Первое - это то, что в соответствии с общей правовой нормой у нас в ряде случаев алиментные платежи взыскиваются исходя из средней заработной платы по региону. Мы хорошо знаем, что средняя заработная плата в России порядка 40 тысяч рублей, но она отличается от медианной. Естественно, это тоже вызывает вопрос, потому что далеко не все люди получают такие заработки. Соответственно, наверное, есть смысл об этом тоже подумать, может быть, в рамках общей дискуссии. И второй элемент, тоже важный: в настоящее время идёт на принятие законопроект, который позволит людям, являющимся объектами судебных взысканий, при наложении судебных взысканий в любом случае сохранить размер сумм, соответствующий прожиточному уровню. Проще говоря, если с человека взыскиваются какие-то деньги, то у него на руках должна оставаться сумма в размере 8, 9, 10 тысяч рублей, соответствующая прожиточному минимуму в его регионе. Такой законопроект идёт на принятие, запланирован ориентировочно на февраль-март. Он правильный, но мы понимаем, что здесь возникает конфликт двух законов - того, который рассматриваются сегодня, и того, проект которого сейчас идёт. Это, наверное, тоже должно быть предметом детального осмысления в рамках комитетов по вопросам семьи, женщин и детей и по законодательству, возможно, потребуется какая-то межкомитетская дискуссия. И понятно, что мы должны об этом сегодня тоже говорить, потому что нам нужно руководствоваться целостным подходом. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает, ещё раз подчеркну, данный законопроект, он крайне важный, от нас его ждут, он хороший, он будет способствовать, подталкивать людей к тому, чтобы они платили, осуществляли соответствующие платежи, чтобы была какая-то ответственность. А если происходит уклонение, то государство будет оказывать реальную поддержку, как правило, маме (в основном дети остаются со своими мамами) в размере куда более достойном, чем 1600 рублей - средний размер алиментных платежей по Российской Федерации. Мы этот законопроект, ещё раз скажу, поддерживаем и считаем его одним из наиболее важных в завершающейся сессии. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый президиум, дорогие мои коллеги! Наш комитет поддержал этот законопроект, воздержалась только я, и я хочу свою точку зрения высказать, это мнение не комитета, это моё личное мнение. Я всегда настаивала на том, чтобы всё-таки был создан государственный фонд, тогда государство, которое будет выплачивать детям средства из этого фонда, будет заинтересовано в том, чтобы искать их отцов, которые убежали. В данном случае это не создание фонда, это объявление без вести пропавшим или умершим человека, причём ищут всего один год, и в это время ребёнок получает алименты - а потом? А потом мама должна подавать в суд, говорить, что он пропал и объявлен таким-то, - и теперь кто будет назначать?.. Если умерший - это проще, умерший - значит, всё, его нет, пособие назначается; а когда папа есть, но где-то спрятался, просто пропал, его не нашли (что это за разговоры: не нашли?!), кто потом будет его искать? Приставы, что ли, искать будут? Его должны искать другие структуры! И когда ищут преступников, их же не один год ищут, а в данном случае почему один год? И вот у меня двойственное чувство: с одной стороны, вроде хорошо, что ребёнок, который ничего не получал, будет в течение года получать алименты, а потом, может быть, суд ещё чего-то там присудит, а с другой... Давайте тогда в отношении всех сделаем поправку, скажем, что раз их не нашли, они будут считаться умершими, и всё, тогда ребёнок будет получать пособие по потере кормильца, а так я даже не понимаю, как будут обстоять дела. Законопроект непростой, и я, честно говоря, не знаю, как голосовать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грибов Александр Сергеевич, пожалуйста. ГРИБОВ А. С. Уважаемые коллеги, уважаемая Тамара Васильевна! Можно, я попробую вас убедить, раз вы пока не определились? На самом деле всегда проще понять, когда сталкиваешься с конкретным примером в своей практике. Ровно такая ситуация произошла в одном из районов Ярославской области: обратилась молодая мама, которая попала в "классическую", к сожалению, для современной России ситуацию, когда отец выбрал для себя путь неуплаты алиментов; она обратилась в службу судебных приставов, приставы стали его разыскивать. В результате у человека был выбор: он должен был либо, как говорится, выйти из тени и начать исполнять свои обязанности, либо же продолжать не платить алименты, но он понимал, что есть, я напомню, уголовная статья за злостное уклонение, и он выбрал для себя другой путь - просто пропал, да, были разные сигналы из одного района, из другого региона, что он где-то появлялся, но его не нашли. В результате молодая мама обратилась в суд, а сегодня по действующему законодательству суд запрашивает в УВД информацию, где же, собственно, товарищ, проводились ли операции по его поиску, а у нас по законодательству розыском человека, который не платит алименты, также должны заниматься судебные приставы. В результате образуется замкнутый круг, то есть невозможно признать его безвестно отсутствующим по суду. И кстати, в пояснительной записке к законопроекту написано, что эти поправки должны побудить тех, кто попал в такую сложную ситуацию, обращаться в суд, чтобы, самое главное, получать в первую очередь необходимые деньги в интересах детей, потому что хотя "пенсия по потере кормильца" звучит не очень, мы сами понимаем, но это реальные деньги, которые нужны семьям. И приставы должны на самом деле чуть ли не сопровождать семьи, которые попали в такую ситуацию, и не просто разъяснить им права, как обратиться в суд и получить деньги, а оказывать всю необходимую помощь и консультации. Тамара Васильевна, на самом деле таких ситуаций очень много. Жаль, что сейчас не присутствуют здесь в большом количестве представители СМИ, но у нас видео выкладывается в Интернет, и я прошу эти поправки детально разъяснить всем тем, кто столкнулся с такой ситуацией, когда отец или тот, кто должен платить алименты, выбрал для себя другой путь. Да, определён год - это достаточно серьёзный срок, и, когда на заседании комитета обсуждался этот вопрос, Павел Владимирович, сказал очень правильно: человек должен осознавать риски и, узнав, что его могут признать без вести отсутствующим, либо выйти из тени, либо... Но если он действительно пропал, то ребёнок не должен от этого страдать, а должен получать пенсию по потере кормильца. Да, и самое главное, что доказать это сегодня можно. Это на самом деле очень важные поправки, мы будем их поддерживать. И мы даже будем просить, чтобы этот законопроект в кратчайшие сроки был принят во втором и в третьем чтениях. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Нет. Докладчик? Нет. Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 30 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.