Заседание № 158

23.04.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 276886-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (в части, касающейся механизма контроля за государственной корпорацией "Агентство страхования вкладов").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4462 по 5042 из 6215
Пункт 28, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".     
Доклад Алексея Владимировича Багарякова.                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В. Уважаемые коллеги, проблемы в деятельности государственных      
корпораций во многом были вызваны их особым правовым статусом, закреплённым в   
соответствующих документах, благодаря которому государственные корпорации       
фактически оказались выведены из-под контроля государственных органов. На       
запросы депутатов Государственной Думы корпорации отвечают обычными             
отписками. Наиболее осведомлённые корпорации, главы корпораций отвечают         
выдержкой из закона о статусе депутата Государственной Думы, где прямо          
сказано, что они не обязаны отчитываться перед депутатами Госдумы. Мною ещё в   
июне прошлого года был внесён законопроект, изменяющий закон о статусе          
депутата Государственной Думы, но он всё ещё находится на рассмотрении в        
профильном комитете.                                                            
                                                                                
Теперь о сути законопроекта. Мы предлагаем ввести три момента, три важных       
момента.                                                                        
                                                                                
Первое. Предлагается ввести практику ежегодного отчёта корпорации "Агентство    
по страхованию вкладов" перед Государственной Думой.                            
                                                                                
Второе. Государственная Дума назначает генерального директора госкорпорации     
"Агентство по страхованию вкладов" по представлению совета директоров           
агентства и может досрочно прекратить его полномочия на основании годового      
отчёта, который мы будем рассматривать.                                         
                                                                                
И третье. Предлагается расширить состав совета директоров до восемнадцати       
человек и включить двух представителей Госдумы, двух представителей Совета      
Федерации и одного представителя Счётной палаты.                                
                                                                                
Необходимость принятия этого закона вызвана несколькими моментами. Во-первых,   
мировой финансовый кризис ярко продемонстрировал недостатки действующей         
системы контроля за агентством. Несмотря на то что совет директоров АСВ         
обладал всей полнотой власти в вопросах деятельности корпорации, в том числе    
имел право заменить её генерального директора, результаты работы агентства за   
2008 год были плачевными: агентством был понесён убыток в сумме 12,8            
миллиарда рублей из-за непродуманной политики инвестирования средств, не        
учитывающей риски финансовой системы. При создании Агентства по страхованию     
вкладов специальным законом мы с вами предполагали, что главной задачей         
агентства является поддержание нашей банковской системы во время кризиса и      
выплата вкладчикам банков, которые разорились, денег за счёт фонда              
резервирования, а, как мне показалось, менеджмент корпорации "АСВ" видит свою   
главную задачу в том, чтобы за счёт государственных денег, размещённых на       
фондовых биржах и в других институтах фондового рынка, зарабатывать прибыль,    
а не поддерживать нашу банковскую систему в состоянии готовности в условиях     
кризиса. Однако выбранная стратегия оказалась ошибочной, поскольку в случае     
экономической рецессии, когда особенно велика вероятность наступления           
массовых страховых случаев по вкладам, фондовый рынок также подвержен           
значительному спаду.                                                            
                                                                                
Итак, потери корпорации "АСВ" от инвестирования в 2008 году составили почти     
11,5 миллиарда рублей, что превысило общую сумму выплат вкладчикам по           
страховым извещениям за тот же период - 10,6 миллиарда рублей. Представляете,   
убыток корпорации "АСВ" от инвестирования на фондовом рынке составил 11,5       
миллиарда рублей, в то же время за этот же период корпорация выплатила          
вкладчикам разорившихся банков из средств фонда 10,6 миллиарда рублей? То       
есть суммы сопоставимые. Убыток удалось погасить только лишь в 2009 году за     
счёт того, что государство опять же выделило 200 миллиардов рублей для          
санации банков, а деньги эти АСВ направило на фондовый рынок, прокручивая их    
там, хотя эти средства предназначались совершенно для другой цели - для         
санации банков, а санация некоторых банков была проведена также на заёмные у    
ЦБ деньги.                                                                      
                                                                                
Как указано в годовом отчёте агентства, доходность инвестирования средств       
фонда в 2008 году составила 23 процента с учётом переоценки, при том что        
российский фондовый рынок за этот же период вырос втрое. Если бы весь 2008 и    
2009 годы АСВ размещало эти свободные деньги, которые у него были, только       
лишь на депозитах в государственных банках, оно заработало бы на порядок        
больше, чем за два года вот таких манипуляций, а банки получили бы              
необходимые деньги для кредитования отечественной экономики.                    
                                                                                
Вызывает также вопросы и схема распределения прибыли, выбранная советом         
директоров агентства: 10 процентов - в страховой фонд, 90 процентов - на        
санацию банков, хотя главная задача агентства - это поддержание вкладчиков в    
случае банкротства банков.                                                      
                                                                                
Итак, в сухом остатке: Центральный банк ненадлежащим образом контролирует в     
ежедневном режиме нашу банковскую систему, пропуская дефолтные случаи, а        
государство вынуждено выделять на санацию миллиарды рублей - вот такая          
получается замкнутая схема. Уверен, что, если бы в совете директоров            
агентства были представители обеих палат парламента и Счётной палаты, таких     
случаев было бы намного меньше.                                                 
                                                                                
И вторая причина, побудившая внести данный законопроект, - это небывалая        
расточительность агентства при санации кредитных организаций. Общественный      
резонанс вокруг этого вопроса был таков, что Комитет по финансовому рынку в     
прошлом году дважды заслушивал руководство госкорпорации "АСВ", был готов       
вынести вотум недоверия её руководству и признать итоги работы её               
неудовлетворительными, но в последний момент испугался сделать это по           
политическим причинам, как это часто у нас бывает.                              
                                                                                
В то же время Счётная палата провела специальную проверку, по итогам которой    
выяснилось, что в ходе санации некоторых банков Агентством по страхованию       
вкладов в некоторых случаях на 1 рубль спасённых средств вкладчиков тратилось   
5, а иногда даже 10 рублей бюджетных средств. Можете себе представить: чтобы    
спасти рубль вкладчиков, АСВ тратило 5 или 10 рублей? Вероятно, такая           
активность Счётной палаты, добросовестно проделавшей свою работу, вызвала       
чьё-то недовольство, из-за чего мы наблюдаем в отзыве правительства нежелание   
видеть в совете директоров представителей Счётной палаты. При этом в составе    
наблюдательных советов концерна "Росавтодор", госкорпорации - Фонда             
содействия реформированию ЖКХ мы видим представителей Государственной Думы,     
Совета Федерации и Счётной палаты.                                              
                                                                                
На мой взгляд, мы не предлагаем ничего нового - мы предлагаем уравнять в        
правах различные государственные корпорации.                                    
                                                                                
Далее. В отчёте Счётной палаты сказано, что решение о санации отдельных         
банков, в том числе, например, Свердловского губернского банка, принималось     
Центральным банком без учёта оценки финансового положения банка совместно с     
Агентством по страхованию вкладов. Это вопрос о качестве контроля               
Центрального банка.                                                             
                                                                                
В официальном отзыве правительства указано на то, что в соответствии с          
представленным законопроектом правительство не участвует в процедуре            
назначения на должность гендиректора Агентства по страхованию вкладов.          
Разумеется, это не так, ведь именно совет директоров агентства, две трети       
численности которого составляют представители правительства, представляет       
Государственной Думе кандидатуру генерального директора, и это принципиальный   
момент.                                                                         
                                                                                
Что касается оснований для освобождения гендиректора от должности, то они       
могут быть разными, ведь в руках у агентства так много функций и полномочий.    
Однако, по нашему мнению, процедура здесь предельно простая: Государственная    
Дума имеет право принять решение об освобождении от должности генерального      
директора госкорпорации "АСВ" по итогам годового отчёта, если они               
отрицательные, неудовлетворительные, мы большинством голосов принимаем          
решение о его освобождении. Это мы и предлагаем сделать.                        
                                                                                
И в заключение я хотел бы обратиться к представителю президента в               
Государственной Думе. Уважаемый Гарри Владимирович, настоящий законопроект      
направлен на совершенствование механизма контроля за госкорпорацией,            
увеличение открытости и, самое главное, эффективное расходование бюджетных      
средств. Он написан в духе послания президента, где обо всём этом и             
говорится.                                                                      
                                                                                
И я прошу вас, уважаемые коллеги, эту инициативу нашу поддержать.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад от Комитета по финансовому рынку сделает Павел Алексеевич Медведев.    
Пожалуйста, Павел Алексеевич.                                                   
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
Алексей Владимирович очень "удобный" оппонент: он всегда повторяет одно и то    
же, ему возражаешь - он на это никак не реагирует, в следующий раз повторяет    
то же самое.                                                                    
                                                                                
Какие у него претензии к "АСВ"? Вспомните, что он сказал. Корпорация "АСВ"      
терпит огромные убытки, с одной стороны, с другой стороны, "АСВ" вместо того,   
чтобы заниматься делом, зарабатывает прибыль, с третьей стороны, если бы        
корпорация "АСВ" послушалась Алексея Владимировича, они заработали бы           
большую прибыль. Не знаешь, против чего возражать.                              
                                                                                
Теперь о том, что регулярно Алексей Владимирович повторяет. Он повторяет, что   
корпорация "АСВ" в 2008 году понесла убытки. Я уже пятый раз Алексею            
Владимировичу объясняю и многие другие люди объясняли, что этот убыток был      
чисто бухгалтерский. "АСВ", будучи очень осторожной организацией в смысле       
размещения своих денег - она вовсе не гонится за высокой прибылью, а гонится    
за надёжностью, - разместила свои средства, временно свободные средства, не в   
акции, а в облигации. Конечно, эти облигации, когда начался кризис, резко       
обесценились, и, если бы корпорация "АСВ" не умела правильно разместить свои    
средства, "АСВ" потеряла бы очень много, потому что вынуждена была бы продать   
эти облигации тогда, когда они обесценились. Но в "АСВ" работают хорошие        
финансисты, им не пришлось ни одной облигации продавать. Каждую облигацию они   
додержали до момента погашения. А так как они знали, куда вкладывать, то ни     
одна из тех организаций, облигации которых они держали, не объявила дефолт, и   
они вернули полностью свои средства. К тому моменту, когда средства             
возвращались, эта бухгалтерская потеря была ликвидирована. Она была такая,      
мнимая, фактически её нет.                                                      
                                                                                
Теперь Алексей Владимирович в двадцать пятый раз повторяет, что "АСВ"           
выплачивает мало средств на погашение потерь граждан в банках, а много тратит   
на что-то другое. Ну, Алексей Владимирович, я вам всё время даю козырь для      
ваших дальнейших выступлений: "АСВ" ничего не тратит на самом деле для выплат   
гражданам, потому что по закону после того, как выплата происходит, "АСВ",      
будучи ликвидатором, возвращает эти деньги. Ваша аргументация могла бы быть     
значительно более яркой, если бы вы сказали: "АСВ" вообще не тратит деньги на   
компенсацию гражданам, а зато... И так далее.                                   
                                                                                
Далее, тоже в двадцать пятый раз повторен такой аргумент: относительно мало     
денег тратится - а я ещё раз повторяю: ноль - на то, чтобы выплатить            
гражданам, а много выплачивается на санацию. И тоже я, стоя на этой трибуне,    
возражал. Возражение такое: когда банкротится банк, то потери не                
ограничиваются тем - ну, если нет системы страхования, - что теряют граждане,   
которые там держат депозиты, в банке держат деньги предприятия! Если банк       
обанкротился и предприятие не может свои деньги из банка извлечь, то потери     
(мне, как автору закона "О страховании вкладов...", это немножко горько         
говорить, но правда дороже), которые несут предприятия, на самом деле           
значительно более страшные, чем потери, которые несут люди, у которых           
депозиты пропали в банках. Депозит - это всё-таки накопления гражданина,        
плохо, когда теряются накопления, но когда теряется зарплата, когда хлеба нет   
до следующей зарплаты, это гораздо хуже. А будет ли следующая зарплата, если    
деньги предприятия потеряны?                                                    
                                                                                
Закон "О страховании вкладов..." писался двенадцать лет, и авторы этого         
закона за двенадцать лет выучили абсолютно всё, что в мире было сделано по      
страхованию вкладов. У авторов был опыт, семидесятилетний опыт других стран,    
- и положительный, и горький, - и это всё вложено в текст закона. Текст         
закона практически не менялся, только тонкие нюансы настроечные были внесены    
в качестве поправок за время существования этого закона, а ядро закона          
осталось таким, каким оно было в первый день, когда закон был принят.           
                                                                                
Сейчас уже есть много российской литературы, уже есть российский опыт           
страхования вкладов. Российский опыт - положительный, удивительно               
положительный опыт! И извините, я тоже в двадцать пятый раз повторяю то, что    
я сейчас скажу, но я заразился от Алексея Владимировича: где-то в начале 90-х   
годов я создал специальную приёмную, которую тут же окрестили приёмной для      
обманутых вкладчиков. В эту приёмную я годами сам войти не мог, - такое         
огромное количество там было посетителей! - я должен был упрашивать людей       
разрешить мне пройти, чтобы я их мог начать принимать. С тех пор как закон "О   
страховании вкладов..." работает, в этой приёмной нет ни одного посетителя. В   
том, что мы так относительно легко прошли кризис, - огромная заслуга закона и   
правоприменительной практики. К сожалению, в России довольно часто так          
бывает, что закон хороший, а правоприменительная практика не очень. Так вот     
здесь и закон оказался на высоте, и правоприменительная практика, то есть       
работа АСВ оказалась на высоте. Я думаю, что никаких поводов для того, чтобы    
что-то менять, нет. Я уж не говорю о том, что предлагаемые изменения            
внутренне противоречивы. Например, известное дело, было сказано, что Счётная    
палата имеет право проверять АСВ. Надо сказать, что последняя проверка          
окончилась для АСВ очень положительно. Авторы предлагают ввести в совет         
директоров АСВ представителя Счётной палаты - тогда что, Счётная палата сама    
себя будет проверять?                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, по-моему, просто нет повода для того, чтобы что-то менять.   
Наоборот, нужно заявить - это очень важно в финансовой сфере, - что хорошо, а   
что плохо. Так вот АСВ работает хорошо, и это рынок должен понимать, не         
должно быть никакой тревоги, связанной с возможностью потерять вклады в         
банках.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? Есть. Три вопроса.   
                                                                                
Пожалуйста, депутат Обухов.                                                     
                                                                                
ОБУХОВ С. П., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Всё-таки почему вы против парламентского контроля и включения в состав          
наблюдательного совета корпорации представителей Государственной Думы?          
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П. А. Потому, что от добра добра не ищут, и потому, что та система     
управления АСВ, которая сейчас существует, имеет возможность мгновенно          
реагировать на ситуацию. В наблюдательном совете есть представители             
Центрального банка и правительства. Центральный банк с помощью надзора,         
который, слава богу, приблизительно за то же самое время, что работает          
система страхования вкладов, более или менее сложился, мгновенно реагирует на   
ситуацию на рынке и побуждает АСВ действовать соответствующим образом,          
например, увеличивать количество ликвидности в ожидании того, что нужно будет   
больше выплачивать денег.                                                       
                                                                                
Когда разразился кризис, выплаты выросли на два порядка, насколько я помню.     
Оказалось, что то управление АСВ, которое определено законом, было настолько    
эффективным, что эти деньги были под рукой. Ведь АСВ не просто должно           
выплатить деньги, а выплатить в течение не более чем двух недель. Сколько       
действует закон (начиная с 2004 года), ни разу не было так, чтобы на            
пятнадцатый день выплаты были осуществлены. И это значит, что та система        
управления, которая была продумана, - ещё раз повторяю, что мы не велосипед     
изобретали, мы пользовались опытом человечества, - эффективна.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопрос депутата Рохмистрова Максима Станиславовича.                             
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Павел Алексеевич, вы сказали, что внимательно изучали          
западный опыт, что действительно в других странах созданы подобные агентства,   
такие, как у нас, которые выделены в самостоятельную структуру, либо это        
осуществляется в рамках основного финансового регулятора - центрального банка   
страны и используется не специальная система страхования, а та система          
страхования, которая есть. У нас же, когда банк берёт кредит или даёт кредит,   
обязывают застраховать вклад.                                                   
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П. А. Успешные системы страхования действуют, работают                 
приблизительно так же, как российская. Самая старая система страхования,        
более или менее успешная, - были, к сожалению, драматические годы, когда        
нужно было бороться с существенными трудностями, но система эта выдержала -     
это американская, она действует с 1 января 1930 года, и она устроена так же,    
как наша. Это отдельная структура, которая гарантирует выплаты до               
определённого потолка - там страхуются все депозиты, не только физических лиц   
- и которая пытается, если это возможно, провести санацию, и, как правило,      
она именно это и делает. Выплаты - это относительно редкое явление. Как         
правило, удаётся спасти банк полностью, продав его кому-нибудь. Лет             
пятнадцать - двадцать тому назад была принята директива Европейского союза, в   
которой прописана ровно такая схема страхования, как в нашем законе.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Павел Алексеевич, вы пропели оду руководству АСВ,    
как будто бы и нет у вас конкурсных управляющих, которые родственникам за       
бесценок продают ликвидное имущество, не рассчитываясь при этом с               
кредиторами. Правильно ли я вас понял: вы считаете, что правильно, когда АСВ    
по депозитам не рассчитывается?                                                 
                                                                                
И второе. Вы знаете, к сожалению, сегодня обманутые вкладчики, только теперь    
потребительских кооперативов, переехали в регионы, вот у меня просто проходу    
нет от них. Я понимаю, что это не ваша зона ответственности, но я не понимаю,   
почему вы против парламентского контроля за столь важными институтами.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П. А. Разумеется, можно закрыть АСВ, потому что потребительские        
кооперативы плохо работают, но это будет не совсем логично.                     
                                                                                
По поводу депозитов. Я за то, чтобы депозиты выплачивались, и они               
выплачиваются. Мало того что ни один рубль не потерян - ни разу ни одному       
человеку не пришлось ждать лишний день, закон выполняется идеально. Когда мы    
писали этот закон, мы заботились о том, чтобы его можно было выполнить, и для   
этого мы должны были создать систему управления, которая может быстро           
реагировать на складывающуюся ситуацию. Можно изменить систему управления       
так, как нам сегодня кажется рациональным, но лучше взять прочитать учебники,   
которых много, и потом внести ещё новые поправки в закон.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Присаживайтесь, Павел       
Алексеевич.                                                                     
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Двое желающих... трое.                              
                                                                                
Пожалуйста, Кашин.                                                              
                                                                                
КАШИН Б. С. Я обращаюсь к депутату Медведеву. Павел Алексеевич, вы, конечно,    
опытный депутат и квалифицированный специалист, но, когда я вас слушал, мне     
вспомнился анекдот про японца, который русский язык учил по сорок слов в        
день, и потом они у него все там сконцентрировались. Понимаете, такое           
впечатление, что кризиса не было, что мы про остров стабильности от министра    
Кудрина не слышали и какие-то выводы из того, что произошло, оказались          
неспособны сделать.                                                             
                                                                                
Какие бухгалтерские потери, если президент, премьер, Кудрин и все остальные     
признали, что деньги государственные на фондовый рынок нельзя засылать? Это     
грубейшая концептуальная ошибка, и не признавать это - значит вообще тогда      
делать вид, что у нас всё очень хорошо. А где 200 миллиардов долларов из        
резервов? Извините меня, у нас экономика больна, и вот этот больной лечится     
пиявками (если утрировать немножко и так представить банковскую систему),       
больному стало хуже, и в результате интенсивной терапии все пиявки спасены.     
Вот краткое описание нынешней ситуации.                                         
                                                                                
Если мы 135 миллиардов на "КИТ Финанс" грохнули и никто возвращать их не        
будет, если мы на ВЕФК десятки миллиардов грохнули и так далее, то что, это     
вы называете эффективными действиями страхования вкладов? Это просто            
неспособность как-то скорректировать свою позицию и привести её в               
соответствие с реальностью.                                                     
                                                                                
Мы не против существования АСВ, мы против того, чтобы это всё действовало в     
интересах узкой группы лиц и не способствовало в полной мере действительно      
выходу из кризиса, который в будущем возможен. Поэтому, я думаю, пора нам       
всё-таки более критично к собственной позиции относиться и учитывать мнение     
оппозиции. Я предлагаю поддержать депутата Багарякова.                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович.                          
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, ну, конечно, что-то положительное есть в   
действиях Агентства по страхованию вкладов, но вопрос в том, какой ценой и с    
какой эффективностью мы это делаем. Если бы создание такой структуры в рамках   
международных связей частично освободило бы банки от необходимости создавать    
резервы, которые депонируются в Центральном банке, освободило бы от части       
функций Центральный банк, который, собственно говоря, является основным         
регулятором на банковском рынке и устанавливает правила игры, то, наверное,     
это было бы эффективно.                                                         
                                                                                
К сожалению, у нас создана дополнительная структура, а Центральный банк         
продолжает регулировать деятельность банков так, как регулировал и без этой     
структуры. И вопрос, который здесь поднимают коллеги, действительно в           
какой-то степени имеет место быть, потому что, если мы создали какую-то         
структуру, наверное, надо в другом месте дать послабление. К сожалению, этого   
не происходит.                                                                  
                                                                                
Если мы оцениваем эффективность работы системы в целом, то, я думаю, анализ     
покажет, что она у нас не настолько же эффективна, как в том же самом           
Евросоюзе либо в Соединённых Штатах, потому что если там какие-то функции       
передаются какой-то структуре, то другая структура от этих полномочий           
освобождается. К сожалению, у нас Центральный банк не был освобождён от         
каких-либо функций.                                                             
                                                                                
И вот что вызывает сомнение. Например, банк говорит: вот там банк умирает,      
надо вам, агентству, ему срочно помочь, и санацией банка начинает заниматься    
Агентство по страхованию вкладов. Извините, но вот здесь нестыковочка у нас     
выходит. У нас регулятором банковского сектора является Центральный банк.       
Извините, а что тогда у нас этот Центральный банк делал всё это время, если     
банк дошёл до ситуации, что он не может выплатить вклады?                       
                                                                                
И действительно, я соглашусь с докладчиком, что невыплата вкладов - это,        
наверное, не самая большая беда, когда банк умирает, самая большая беда в       
том, что лишаются оборотных средств, всех оборотных средств лишаются            
предприятия.                                                                    
                                                                                
Я считаю, что всё, что мы здесь говорили, надо адресовать Центральному банку    
и пересмотреть позиции, по которым работает Центральный банк, потому что уже    
много лет мы говорим, что экономика загнана в тупик и в результате усилий       
Центрального банка у нас в экономике отсутствуют среднесрочные и долгосрочные   
кредиты. И естественно, мы сами выталкиваем банки из сферы финансирования       
реального сектора экономики, выталкиваем их на спекулятивные операции. Потому   
что что можно сделать за год? Какое производство можно финансировать годовым    
либо трёхлетним кредитом? Только торговлю. Вот у нас бурными темпами и          
развиваются торговля, фондовый рынок и другие спекулятивные операции, а         
экономики как не было, так и нет, потому что на предприятия... Причина одной    
из проблем кризиса, того, что у нас очень много безработных, как раз в том и    
заключается, что предприятие кредитовалось в банке, перекредитовывалось через   
полтора года, через год, через три, и в один прекрасный момент они приходят в   
банк, чтобы в очередной раз перекредитоваться, а банк говорит: а вы знаете,     
вы получите у нас только 30 процентов (если получите) на перекредитовку,        
потому что все ваши залоги обесценились, стали стоить половину от этого,        
риски возросли, Центральный банк нам установил другие фонды резервирования,     
поэтому, господа, денег вы не получите. И предприятие остаётся без денег,       
фактически ставится на грань банкротства.                                       
                                                                                
Поэтому я считаю, что надо пересмотреть в комплексе группу законопроектов, в    
том числе пересмотреть то, какие функции выполняет у нас Центральный банк,      
может быть, у него где-то в связи с работой Агентства по страхованию вкладов    
излишние какие-то функции есть, а может быть, надо вообще возложить на          
эффективное Агентство по страхованию вкладов функции санации банков, забрать    
эти функции у Центрального банка, сократить там резервирование, уменьшить там   
риски. В этом случае, наверное, мы поможем экономике.                           
                                                                                
Нельзя рассматривать что-то отдельно, я думаю, что необходимо рассмотреть       
законопроекты в целом и посмотреть с точки зрения эффективности, как мы,        
собственно говоря, спасаем банки и кто у нас в этом принимает участие. К        
сожалению, можно победить в войне, но потерять армию, и поэтому иногда,         
наверное, надо смотреть на эффективность работы.                                
                                                                                
Что нет такого вала обманутых вкладчиков, это хорошо. Надо посмотреть, какой    
ценой и какой ущерб экономике... (Микрофон отключён.)                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Беляков Антон Владимирович.                               
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, если позволите, начну, так сказать, по форме. Мне довольно   
странно то, что содоклад стал юридико-лингвистической экспертизой доклада.      
Это очень похоже на какое-то препирательство, при всём уважении к Павлу         
Алексеевичу Медведеву. Я вас очень уважаю как эксперта, мы с вами буквально     
некоторое время назад говорили... но это какая-то странная ситуация. Я          
абсолютно уверен, что вот сейчас будет ответное слово докладчика и он в пух и   
перья будет разносить ваши комментарии, и это превратится в буквальном смысле   
в препирательство. Мы обсуждаем законопроект, уважаемый содокладчик, мы         
обсуждаем конкретные вещи - увеличение числа, состава, увеличение численности   
членов совета директоров, парламентский контроль, а не анализируем речь         
докладчика. Это выглядит очень непрофессионально, как минимум, и странно, не    
говоря уже о том...                                                             
                                                                                
Теперь по содержанию содоклада. Вот я слушаю выступления министров на           
"правительственных часах", слушаю выступления некоторых представителей          
"ЕДИНОЙ РОССИИ" - вспоминается песня "Всё хорошо, прекрасная маркиза": вот      
всё у нас просто отличненько, и в сельском хозяйстве рост, и вкладчиков в       
приёмной АСВ нет, просто всё у нас прекрасно! Маленький только нюансик:         
знаете, по темпам роста экономического развития из двухсот четырнадцати стран   
в 2009 году мы двести седьмые - вот вам иллюстрация работы нашего               
министерства промышленности, а заодно нашей финансовой системы, по уровню       
коррупции мы сто сорок седьмые из ста восьмидесяти - вот вам иллюстрация        
эффективности работы всего нашего чиновничьего аппарата, а заодно и МВД. По     
финансовым параметрам выхода из кризиса среди "большой двадцатки" мы            
двадцатые, с таким отрывом от девятнадцатого - просто гигантским! Если бы       
была "большая тридцатка", "сороковка" или "пятидесятка" - мы бы были            
пятьдесят первые. Ну и наконец, социальная сфера, работу которой проще всего    
мерить, оценивать по продолжительности жизни, - сто тридцать первые из ста      
восьмидесяти. Да, в Африке, где всё ещё есть голодающие в некоторых странах,    
живут ещё хуже, чем у нас, и продолжительность жизни у них ещё ниже. А так у    
нас всё прекрасно в стране, просто отлично, и вкладчиков в очереди нет, вот     
просто рай! Единственное, выезжаешь за Московскую кольцевую автодорогу или      
приезжаешь к себе в регион и видишь людей, которым действительно сейчас         
хочется где-то найти деньги на еду, и потом сравниваешь... возвращаешься в      
зал и удивляешься. Извините, это, так сказать, по форме и по содокладу.         
                                                                                
Теперь что касается сути. Ну, давайте конкретно, вот конкретный пример: у       
меня прямо сейчас есть заявления от людей, от вкладчиков, которые говорят,      
что они не могут в АСВ получить свои вклады. У меня есть конкретный случай,     
когда человек обращался в АСВ, но у него была сумма, превышающая лимит по       
выплате, и ему предлагали якобы чиновники АСВ разделить эту сумму на двадцать   
- тридцать своих знакомых и за взятку эти деньги вернуть.                       
                                                                                
Что они там все отлично работают - это бред собачий! Они там работают не        
отлично, к сожалению, плохо они работают. И если мы можем хоть какой-то         
дополнительный контроль ввести, будь то парламентский контроль или контроль     
Счётной палаты, мы обязательно должны его вводить! Может быть, мы не будем на   
сто сорок седьмом месте по уровню коррупции в мире, если будет хоть какой-то    
контроль, а не разговор о том, что всё хорошо, это самый лучший закон, все      
уже читали учебники, двадцать лет анализируют... Доанализировались! А почему    
АСВ, а почему не другие госкорпорации? У нас что, в "Роснано" всё отлично?      
                                                                                
Я считаю, всё, что предложил депутат Багаряков, надо реализовывать, причём не   
только в АСВ, такие же меры контроля надо вводить и в других государственных    
корпорациях. А устраивать препирательства в парламенте, в зале парламента -     
на мой взгляд, это просто говорит о непрофессионализме и низкой квалификации,   
не говоря уже о том, что всё-таки хотелось бы, повторяю, услышать не            
лингвистическую экспертизу, а мнение о законопроекте.                           
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово требуется? Требуется. Я хочу         
предупредить, что у нас осталось пять минут. Если вы не уложитесь, я буду       
вынуждена объявить перерыв и мы продолжим после перерыва.                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел только лишь одно напомнить. Я с большим уважением    
отношусь к Павлу Алексеевичу Медведеву, но, Павел Алексеевич, нужно помнить,    
что здесь не студенты второго курса университета, где вы читаете лекции, это    
зал Государственной Думы, и здесь находятся лица состоявшиеся, понимающие, о    
чём они говорят. Это первое.                                                    
                                                                                
Второе. Главная цель госкорпорации "АСВ" - это поддержание нашей банковской     
системы в период кризиса. Как работает система АСВ? Это не АСВ платит деньги    
вкладчикам, а банки - участники системы страхования вкладов свои деньги         
резервируют в специальном фонде, который находится в Агентстве по страхованию   
вкладов. Так вот, этот фонд должен преследовать только одну цель - оплату       
вкладчикам тех банков, которые разорились. Что сделало АСВ? Оно эти деньги      
решением совета директоров направило на фондовый рынок - о чём мы говорим?! -   
и купило акции и облигации. Хорошо действительно, что рынок пошёл вверх, но     
это не благодаря чиновникам из АСВ и не благодаря Павлу Алексеевичу             
Медведеву, это благодаря лишь цене на нефть. А если бы акции пошли вниз, они    
были бы вынуждены зафиксировать и продать их, и тогда бы они понесли            
громадный убыток. Более того, 90 процентов... Комитет по финансовому рынку, я   
уже говорил, в прошлом году два раза заслушивал руководство АСВ и выразил       
вотум недоверия, а Павел Алексеевич проигнорировал заседание и не голосовал     
по этому поводу, если до конца быть точным. Так о чём мы говорим? Мы не         
говорим, что не нужна система страхования вкладов, это здорово, мы её           
поддерживали и за неё голосовали, мы говорим о контроле, о механизмах           
контроля, о прозрачности.                                                       
                                                                                
Когда на "КИТ Финанс" мы тратим 135 миллиардов рублей... Вдумайтесь: 135        
миллиардов рублей! Зачем? Мы выкупаем акции "Связьинвеста" у "КИТ Финанс",      
которые были под сделку РЕПО в Сбербанке, Внешторгбанке и Газпромбанке,         
выкупаем их по балансовой стоимости, которая намного выше рыночной стоимости,   
на государственные деньги, и сегодня ВЕФК и АСВ по этим бумагам имеют минус     
миллиард долларов от переоценки. Это ли грамотный менеджмент?!                  
                                                                                
Я предлагаю вам всем подумать, прежде чем нажать на кнопку "нет", если вам      
дороги интересы государства. И самое главное, здесь есть логика здравого        
смысла. Мы ничего нового не предлагаем, мы предлагаем уравнять в правах         
большинство наших государственных корпораций.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Павел Алексеевич, у вас только одна минута.                                     
                                                                                
Включите микрофон депутату Медведеву Павлу Алексеевичу на рабочем месте.        
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П. А. Спасибо.                                                         
                                                                                
Максим Станиславович, вы правы, действительно работа АСВ и работа               
Центрального банка очень тесно связаны, и я готов с вами обсудить как.          
                                                                                
Алексей Владимирович, автор законопроекта, считает, что есть причины для        
того, чтобы этот законопроект принять. Он и устно их сообщил, и в               
пояснительной записке. Я попытался объяснить, что причин таких нет. Это была    
логика моего выступления.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желание выступить у представителей правительства и             
президента? Нет.                                                                
                                                                                
Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? Прошу определиться       
голосованием.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 58 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за               78 чел.17,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     78 чел.                                          
Не голосовало                 372 чел.82,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.