Заседание № 170
16.06.2010
Вопрос:
О проекте федерального закона № 276863-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банке развития" (в части создания дополнительных механизмов контроля за деятельностью государственной корпорации "Внешэкономбанк").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4427 по 4999 из 6386
Пункт 19-й. (Дождался своего часа.) Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банке развития". Докладывает депутат Государственной Думы Алексей Владимирович Багаряков. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, значит, я сразу приступлю к законопроекту. В законопроекте речь идёт о всесильном и большом Внешэкономбанке. В ноябре прошлого года мною был внесён законопроект, направленный на совершенствование государственного контроля за деятельностью госкорпорации "Внешэкономбанк". Тема повышения прозрачности деятельности госкорпораций и оценки их эффективности неоднократно поднималась президентом как в Бюджетном послании, так и в послании Федеральному Собранию. Наш закон полностью соответствует этой концепции. В настоящее время оценка эффективности использования финансовых ресурсов Внешэкономбанком зачастую затруднена ввиду высокой степени непрозрачности его деятельности. Законопроектом вводятся три момента. Первое - отчёт, ежегодный отчёт Внешэкономбанка перед Государственной Думой. Второе: Государственная Дума назначает и освобождает от должности председателя Внешэкономбанка, а также может досрочно прекратить его полномочия на основании рассмотрения годового отчёта корпорации. Третье: предлагается изменить порядок формирования состава наблюдательного совета Внешэкономбанка с включением двух представителей Государственной Думы, двух представителей Совета Федерации и одного представителя Счётной палаты Российской Федерации. В заключении Комитета по финансовому рынку на законопроект утверждается, что предлагаемые законопроектом изменения не являются обоснованными, ввиду того что прозрачность деятельности Внешэкономбанка находится на достаточно высоком уровне. Давайте посмотрим, как это на самом деле происходит. Государство внесло в уставный капитал Внешэкономбанка в общей сложности 385 миллиардов рублей за счёт средств федерального бюджета. Внешэкономбанк, будучи агентом правительства, играет важнейшую роль в антикризисных мерах. Решением правительства в октябре 2008 года на депозиты Внешэкономбанка были размещены средства Фонда национального благосостояния в размере 175 миллиардов рублей для поддержки фондового рынка. Поддерживать фондовый рынок, направляя туда государственные средства, - абсурдная идея, до которой не додумалось больше ни одно правительство в мире, кроме нашего. Мы твердим о рынке, но чиновники словно забыли о принципе ценообразования: нельзя навязать цену, рынок сам формирует цену продажи. Увидев все эти передвижения государственных средств, мы решили разобраться, в чём их смысл для интересов страны и государственного бюджета. И мною 23 декабря 2008 года был направлен депутатский запрос на имя главы Внешэкономбанка с просьбой раскрыть информацию об инвестировании указанных средств на фондовом рынке. Я получил ответ, он на бланке Внешэкономбанка, подписан главой Внешэкономбанка. Там сказано: "В ответ на ваш запрос от 23 декабря 2008 года сообщаем, что госкорпорация "Внешэкономбанк" не относится к перечисленным в статье 14 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." органам, в который депутат Государственной Думы вправе направить запрос. Учитывая вышеизложенное, предоставление Внешэкономбанком информации по вашему запросу не будет соответствовать требованиям федерального законодательства". Мне кажется, всё ясно, вот такая замечательная политика прозрачности у государственного Внешэкономбанка. Спустя несколько месяцев, подтверждая обоснованность наших претензий, президент страны раскритиковал деятельность Внешэкономбанка несмотря на поддержку его на фондовом рынке. Это было публично. Далее на основании закона № 173-ФЗ от 13 октября 2008 года Внешэкономбанку было выделено из Фонда национального благосостояния ещё 410 миллиардов рублей, которые были направлены государственной корпорацией на выдачу субординированных кредитов банкам, были введены требования к кредитованию банками-заёмщиками реального сектора экономики по ставке не выше ставки рефинансирования плюс 3 процентных пункта. Как выполняются эти условия, мы, к сожалению, проверить не можем по обозначенным выше причинам. Однако у нас есть данные отчёта правительства - сравнение четвёртого квартала 2009 года и первого квартала 2010 года, откуда видно, что объём кредитов российскому бизнесу, выданных банками, получившими субординированные кредиты, сократился на 41 процент. Для сравнения: банки, не получившие от ВЭБа кредиты, сократили кредитование всего лишь на 15 процентов, то есть втрое меньше. При этом кредиты малому и среднему бизнесу банки, получившие госсредства, сократили практически вдвое, а прочие банки, наоборот, увеличили на 35 процентов. Вот как сильно Внешэкономбанк заботится о российской экономике, получив от государства деньги на эти цели! Комментарии, как говорится, излишни. Также Банком развития проводились мероприятия по предупреждению банкротства Связьбанка и банка "ГЛОБЭКС". Стоимость этих процедур составила почти 200 миллиардов рублей, бюджетных рублей, я замечу. В годовом отчёте правительства вся информация о санации банка "ГЛОБЭКС" уместилась всего лишь в десяток слов. Слова эти следующие: объём средств, предоставленных в целях финансового оздоровления банка "ГЛОБЭКС", составил 87 миллиардов рублей. Представляете, потратили 87 миллиардов рублей, не сказав ни слова о направлениях расходования этих средств! А свежий квартальный отчёт правительства и вовсе умалчивает о мерах по оздоровлению этих двух банков. Действительно, кто вспомнит о потраченных 200 миллиардах долларов спустя всего лишь полгода?! И ещё 40 миллиардов рублей средств Фонда национального благосостояния Внешэкономбанк выделил Агентству по ипотечному жилищному кредитованию. Агентство не придумало ничего лучше, как создать на государственные деньги свою страховую компанию с абсолютно непонятными целями и задачами. И мы с вами все вместе направляли парламентский запрос главе правительства с целью, чтобы он разобрался с деятельностью этой великолепной компании. Почему же Внешэкономбанк сразу не прописал направления использования этих средств? А может быть, ему помешало присутствие в составе совета наших представителей? Также в соответствии с федеральным законом № 173-ФЗ Внешэкономбанк рефинансировал иностранные кредиты некоторых компаний на сумму 50 миллиардов долларов. Процитирую пункт 4 главы 2 действующего порядка реализации государственной корпорацией "Внешэкономбанк" мер, предусмотренных статьями закона № 173-ФЗ. Там указано: общий объём кредитных сделок с заёмщиком или группой связанных заёмщиков не должен превышать 2,5 миллиарда долларов. Данный порядок находится на сайте компании, и любой может с ним ознакомиться. А теперь откроем последний отчёт Правительства России, в нём чёрным по белому написано, что компания "Русал" в единственном числе получила от ВЭБа 4,5 миллиарда долларов. На каком основании был превышен кредитный лимит на одного заёмщика, никто объяснить не может. Кстати, на этот факт уже обратила внимание и Счётная палата России. Таким образом, в условиях, когда суммарный объём поданных на получение кредитного рефинансирования заявок составил свыше 27 миллиардов долларов, фактически было предоставлено кредитов только на сумму 11,6 миллиарда долларов, зато отдельные заёмщики получили больше утверждённого лимита. Где же внятные и прозрачные критерии отбора компаний и определения кредитных лимитов? Также на Внешэкономбанк была возложена ответственность за реализацию программы государственных гарантий, а отечественные предприятия отчаянно нуждались в кредитных ресурсах, которые банки готовы были выдать лишь при наличии чётких гарантий Внешэкономбанка. На эти цели было зарезервировано 300 миллиардов рублей, тем не менее за полгода ни одного рубля выдано не было. В ситуации, когда у нас принято вмешиваться президенту страны, в итоге механизм госгарантий был запущен лишь прошлой осенью. И на начало 2010 года фактически было предоставлено менее 100 миллиардов рублей государственных гарантий. Если подвести черту и посчитать объём средств, прошедших через Внешэкономбанк, то получится сумма, сопоставимая с бюджетом Министерства обороны. И сегодня всё это происходит без внимания и контроля со стороны российского парламента. Есть возражения по поводу того, что Госдума получит право снимать с должности председателя Внешэкономбанка. Но мы с вами недавно были свидетелями ситуации в Японии, когда премьер-министр, сформировав правительство, наобещав своим избирателям красивую жизнь, по истечении двенадцати месяцев либо чуть больше этого срока не выполнил свои обязательства и добровольно вынужден был уйти в отставку. В моём понимании, нам вопрос по корпорации решить намного проще. И в заключение отмечу ещё один факт: идёт уже июнь, а мы ещё в глаза не видели годового отчёта Внешэкономбанка за 2009 год, напомню. На нашу просьбу предоставить нам информацию никакой реакции публично не последовало, запрос депутатский остался без ответа. В итоге, когда этот отчёт увидят, он уже перестанет быть актуальным, а вся информация в нём устареет. На мой взгляд, нам ничего не мешает принять три новеллы, я ещё раз напомню их. Первая - это подотчётность корпорации "Внешэкономбанк" Государственной Думе и отчёт главы корпорации один раз в год на пленарном заседании Государственной Думы. Вторая - госкорпорация имеет возможность на основании отчёта принять решение о продлении полномочий главы Внешэкономбанка либо о сложении полномочий. И третья - это расширить состав совета Внешэкономбанка, куда включить представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Счётной палаты. Ничего нового в этих новеллах нет, часть этих новелл уже реализована в разных других корпорациях, и я предлагаю лишь только восполнить пробел в этой большой корпорации "Внешэкономбанк". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста. Депутат Резник - от комитета содоклад. РЕЗНИК В. М. Коллеги, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку, рассмотрев представленный вам сейчас коллегой Багаряковым законопроект, отмечает, что предлагаемые законопроектом изменения являются недостаточно обоснованными. Комитету представляется, что деятельность Внешэкономбанка достаточно прозрачна. Например, в соответствии со статьёй 7 закона "О банке развития" годовой отчёт Внешэкономбанка подлежит обязательному опубликованию и публикуется в срок, включает в себя отчёт о деятельности Внешэкономбанка за отчётный период, бухгалтерскую отчётность, содержит в себе отчёт о движении денежных средств, отчёт о движении капитала, отчёт о движении прибыли, отчёт о формировании и об использовании резервов и фондов Внешэкономбанка. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "Об отчёте Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка..." в этот отчёт включаются - и они включены - сведения о деятельности Внешэкономбанка в части, которая касается поддержки финансового рынка, отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства. В последнем отчёте правительства, который, коллеги, у вас есть, указанная информация о деятельности Внешэкономбанка занимает более тридцати страниц, мягко говоря, убористого текста. Комитет отмечает, что в настоящее время разрабатывается концепция реформирования института государственных корпораций, об этом говорил Президент Российской Федерации, в том числе и в этой связи. До разработки соответствующей концепции реформирования этого института внесение изменений в Федеральный закон "О банке развития" представляется несвоевременным, преждевременным. Исходя из того, что я вам, коллеги, сейчас рассказал, комитет рекомендует палате отклонить предлагаемый коллегой Багаряковым законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Депутат Коломейцев, депутат Рохмистров, депутат Беляков. И Куликов. Депутат Коломейцев Николай Васильевич, давайте с вас начнём. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Владислав Матусович, а скажите, в чём проблема: почему на депутатский запрос не представлен - если вы говорите, что он есть, - годовой отчёт ВЭБа, у которого в основном, в общем-то, государственные деньги? И второй вопрос: скажите, пожалуйста, а сколько средств получили предприятия, головные компании которых зарегистрированы в оффшорах, от ВЭБа? РЕЗНИК В. М. Начну со второго. Мне неизвестно ни одной компании, зарегистрированной в оффшоре, которая получала бы в рамках господдержки средства от Внешэкономбанка. Если вам известно, ну, сообщите - удивимся. По первому вопросу - годовой отчёт. Годовой отчёт публикуется своевременно, в установленные законом сроки. Были опубликованы отчёты за предыдущие годы, будет опубликован и отчёт за соответствующий год, отчётный период, поэтому плохо понимаю смысл и писания запроса, и вашего вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куликов Александр Дмитриевич. КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ. Спасибо. Владислав Матусович, у меня вопрос такой. Как комитет отреагировал на эти факты, если вам были известны подобные факты, о которых депутат Багаряков сказал, - о незаконном использовании денежных средств Внешэкономбанком, - которые были приведены в докладе? Это первое. И второе. Означает ли прозрачность в вашем понимании только публикацию самого отчёта вот в той газете, на которую вы указываете, или есть иные формы, способствующие обеспечению прозрачности, о которых комитет должен был бы знать и нас проинформировать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич, я в отличие от коллеги Багарякова и вас, наверное, не такой легковесный по части слов человек. Если вы и коллега Багаряков говорите о фактах незаконного использования государственных средств Внешэкономбанком, то мне о таких фактах неизвестно. Если вам известны факты незаконного использования средств, обратитесь, пожалуйста, в Генеральную прокуратуру, ну, или поставьте в известность палаты. До того момента, пока это не будет установлено, я, наверное, рекомендовал бы вам таких слов не употреблять. Это первое. Что касается прозрачности, то на уровне того отчёта, который даёт Внешэкономбанк, ну, для меня лично информации достаточно. Если мне или кому-то из депутатов комитета не хватает информации, всегда можно обратиться и попросить дополнительную информацию. Если это делать нормально, в рабочем режиме, то вы её получите. Естественно, если вы захотите кого-то обидеть и начнёте сразу с того, что, дескать, вы незаконно используете средства, поэтому сообщите мне немедленно то-то, то-то и то-то, в том числе сведения, которые по закону вам не должны представляться в обязательном порядке, ну, наверное, я бы на месте людей, которым было адресовано это письмо, тоже постарался бы ответить вам не быстро, а в установленные законом сроки и представить только ту информацию, которую они должны представить по закону. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к комитету. Вот тут коллега Багаряков озвучил ряд цифр. Это что, откровенная ложь? И вторая часть вопроса. Владислав Матусович, кому дать информацию о том, что получали госгарантии компании, бенефициарами которых являются оффшорные компании, и что будет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но он ответил уже на оба вопроса. Что касается первого, он сказал не слово "ложь", он сказал мягко - что это не соответствует действительности. А на второй ответил так: в прокуратуру. Ну, я просто помогаю ему. Пожалуйста, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Я хотел бы всё-таки уточнить. Мне говорили, что компании с оффшоров получали средства. Так вот, в этой части если кто-то представит информацию, я удивлюсь, потому что у меня такой информации нет. А так, если речь идёт о компаниях, бенефициарами которых являются компании, возможно, зарегистрированные в зонах с льготным налогообложением, ну что же, это нормальная практика, в этом ничего такого нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Почему я вмешался в предыдущий вопрос, хотя понимаю, что отчасти нарушил Регламент? Просто на прошлом заседании у нас был пример, когда докладчику задали пять одинаковых вопросов. Пять! И докладчик был вынужден пять раз отвечать на один и тот же вопрос. У нас, конечно, нет регламентной процедуры, которая как-то регулирует этот момент, но, вообще говоря, это странно. Пожалуйста, депутат Беляков. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо. У меня два вопроса. Первый к коллеге Багарякову. Вот когда эти факты у вас появились и вам не ответили на запрос, вы пробовали обращаться в прокуратуру, выносить предостережения или какие-то другие меры принимать? И второй вопрос. Существует такая практика, в соответствии с которой... Когда есть пусть даже вероятность того, что совершено хищение, мы дискуссией в зале этот вопрос не решим. Поэтому в связи с этим вопрос Владиславу Матусовичу: а можем мы тогда сейчас договориться о том, что коллега Багаряков подготовит протокольное поручение, а комитет его пропустит, чтобы разобраться всё-таки - было или не было? Потому что этот разговор, полемика между трибуной и сидящим на месте депутатом: "Да вы не правы, да вы лукавите". - "Да нет, я не лукавлю", - это бессмысленно. Есть риск, что похищены деньги, есть риск, что деньги были потрачены неправильно, - давайте примем протокольное поручение и разберёмся. Я думаю, коллега Багаряков извинится, если окажется, что он не прав... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, депутат Багаряков. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо. Разговор шёл не о похищенных деньгах, чтобы вы понимали, а о нецелевом, на наш взгляд, использовании средств. А в отношении того, что уважаемый депутат Резник нам рекомендует писать запросы корректно, я могу процитировать свой запрос, как он был написан, - вполне корректно. Там было требование к главе Внешэкономбанка обосновать, зачем Внешэкономбанк направил 175 миллиардов рублей бюджетных средств на поддержку российского фондового рынка. Просто обосновать. На что я получил ответ в двух словах: обосновывать не будем, потому что по закону о статусе депутата корпорация "Внешэкономбанк" не подпадает под перечень субъектов, которые обязаны перед вами отчитываться. Если депутат Резник нам рекомендует как-то договариваться с Внешэкономбанком либо с другим государственным органом, то я считаю, это неправильно - договариваться с кем-то. Мы действуем здесь не по указке главы комитета, мы действуем... нас избрал народ, наши избиратели. И если мы считаем нужным направить запрос от себя в такой форме, мы его направляем. И комментарии, как говорится, здесь излишни. И я бы попросил в будущем их как-то сдерживать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владислав Матусович. Резник В. М. Да, конечно, я удовлетворён, что коллега Беляков получил ответ, что информации о каком-то факте преступления у коллеги Багарякова нет. В этой части ответ вы получили, значит, нет необходимости обращаться. Видимо, звучит так, что ряд коллег понимают: деньги то ли украдены, то ли что-то с ними нехорошее произошло, иначе бы не звучали слова об украденных деньгах, о похищенных, о нецелевом использовании и прочее, и прочее, и прочее. Это первое. Второе. Я хочу сказать, что меня удивляет информация, которую запрашивал коллега Багаряков: на каком основании и как были использованы средства - 175 миллиардов рублей. Это право и обязанность были предоставлены банку в соответствующем законе, который мы с вами, коллеги, принимали. Поэтому, ну, каков вопрос, наверное, таков и ответ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, настаивает кто-то на выступлении? Нет. А, есть, депутат Рохмистров и депутат Гартунг. Подвели черту. Пожалуйста, депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, наверное, со средствами бюджетными надо всё-таки каким-то образом разбираться, а, может быть, пересмотреть и процедуру отклонения протокольных поручений. Я думаю, что такие законопроекты не рождались бы, если бы у нас некоторые распорядители бюджетных средств находили время для того, чтобы общаться с депутатами. Потому что да, действительно, у нас нецелевое использование бюджетных средств сегодня не является уголовным преступлением. И я считаю, что это ошибка. К сожалению, получить информацию о том, каким образом и на основании чего бюджетные средства куда-то направляются, сегодня достаточно сложно. Может быть, комитет имеет какую-то информацию, но хотелось бы получать эту информацию, наверное, из первоисточника, потому что всё-таки бюджет у нас формируется из тех денег, которые туда направляют наши избиратели в основном, но они изымаются из оборота, не доходя до наших избирателей. Поэтому вопрос о том, имеет ли право депутат и надо ли ему знакомиться с тем, как эти деньги тратятся... Ну, наверное, всё-таки должен иметь. Для этого есть механизмы у Счётной палаты, но, к сожалению, я что-то не помню, чтобы мы достаточно эффективно использовали такую форму, как внеочередная проверка Счётной палаты либо направление парламентского запроса. Как-то мы вот в этом плане немножко, конечно, отстаём. Поэтому и появляются сомнения, если руководители не хотят отвечать депутату, обосновывать. К сожалению, сегодня это стало правилом, что зачастую депутаты на свои запросы получают большей частью отписки: не лезьте не в свое дело. А это рождает такое отношение, рождает и коррупцию, и непонимание у людей, что у нас, собственно говоря, происходит в государстве. Я думаю, что если там всё честно, всё хорошо и всё обоснованно, наверное, можно было бы и дать информацию депутатам. Что касается того вопроса, который я задал, он несколько отличался от тех вопросов, которые задавали другие. Зачастую у нас напрямую оффшорные компании не участвуют, но когда бенефициаром является оффшорная компания, фактически это то же самое. Когда товарищи в Соединённых Штатах прилетели на своих самолётах и попросили денег у государства, им отказали. А у нас некоторые товарищи в период кризиса не расстались со своими самолётами, получили прибыль и удвоили своё состояние несмотря на то, что большинство населения Российской Федерации в период кризиса сократило свои потребности, что уровень зарплат в стране в связи с кризисом упал в среднем на 30 процентов. Я не говорю, конечно, про отдельно взятые категории граждан, которые перекрывают личными доходами, и средние цифры получаются в целом очень неплохими. Это как с кредитами. Нам говорят, кредитный портфель вырос, но вот вопрос в том, у кого эти деньги и кто их получил. Вот если мы сделаем анализ по малым и средним предприятиям реального сектора экономики, то мы увидим далеко не радостную картину. Если мы посмотрим, кому была оказана помощь, в том числе и по госгарантиям, мы тоже увидим далеко не радостную картину. И не всё так хорошо, как нам здесь говорили представители комитета. Потому что, к сожалению, по госгарантиям вопрос обсуждался, и обсуждался на достаточно высоком уровне, когда люди жаловались, что получить госгарантии - это процедура на год и не каждый дойдёт до её конца. Вот некоторые получают её не за год, а гораздо быстрее, и даже с превышением всех лимитов. Вот это тоже вопрос, который необходимо поднимать. Конечно, в принципе мы ориентируемся только на нефтегазовые доходы при формировании бюджета - ну дай бог, будет всё хорошо с нефтью и газом. А если будет всё плохо? А если мы вернёмся к 90-м, когда стоимость барреля нефти была 12 долларов, что мы будем делать с нашим бюджетом? Надо думать о будущем. А позиция Минфина и налоговой службы, извините меня, как у тех садоводов: чтобы был побольше урожай, они пилят яблони, потому что так яблоки собирать удобнее. Вот спилили все яблони и собрали яблоки - дефицит бюджета покрыли. Вот эта практика приведёт к тому, что, собственно говоря, нам собирать-то скоро будет нечего, если, не дай бог, с нефтью что-нибудь случится. Поэтому я думаю, что в целом надо пересмотреть отношение Государственной Думы, а особенно одной фракции, к вопросу о направлении протокольных поручений и представлении информации депутатам Государственной Думы по направляемым ими запросам, потому что сегодня существует практика отписок. И со мной, наверное, согласятся все. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Уважаемые коллеги, мне кажется, закон весьма актуален, его нужно было бы принять, и очень жаль, что комитет сегодня высказался против этого законопроекта. Я считаю, что парламент должен, просто обязан отслеживать расходование бюджетных средств, особенно если это идёт в таких масштабах - ведь речь идёт о бюджетных деньгах, о сотнях миллиардов рублей из Резервного фонда, а также о том, что Внешэкономбанк управляет пенсионными накоплениями. И действительно, такая форма, как госкорпорация, не предусматривает какого-либо механизма парламентского контроля, но возникает масса вопросов о том, как расходовались средства. Если вы помните, когда осенью 2008 года начался экономический кризис в России, то были разные варианты предложены, как с ним бороться, в том числе была представлена антикризисная программа "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", но, к сожалению, тогда от наших предложений отмахнулись, и правительство приняло решение действовать быстро, на своё усмотрение. И сегодня было бы неплохо подвести итоги этих действий, посмотреть, насколько эффективны были эти действия. Речь идёт даже не о законности или незаконности, не о том, украли или не украли, даже если всё законно было, вопрос в том, эффективно ли расходовались эти средства или нет. Ведь мы, пытаясь закрыть дыру в бюджете, предпринимали попытки повысить налоги, в частности транспортный налог, увеличили отчисления от фонда оплаты труда с 26 процентов до 34, вот сейчас изыскиваем всевозможные дополнительные варианты. А может быть, нам можно было обойтись без увеличения этих налоговых отчислений, посмотреть, насколько эффективно расходовались государственные средства? Ведь речь идёт о сотнях миллиардов рублей! И мне кажется, неправильно, что парламент отмахивался от такого рода возможностей. В частности, хочу привести такой пример. Мы с вами приняли поправки в 94-й закон о госзакупках, дали правительству право устанавливать перечень предприятий, которые могут на безальтернативной основе поставлять для государственных нужд свою продукцию, несмотря на то, что масса конкурентов внутри России существует. Это положение действует уже второй год и фактически убивает остатки той конкуренции, которая в России существует, а парламент никак не реагирует на эту ситуацию. В то же время мы дали беспрецедентные полномочия государственной корпорации по расходованию бюджетных средств и не хотим вообще никак спросить с них. Причём если даже депутаты Государственной Думы имеют такое желание, то они не имеют возможности получить информацию, им просто отказывают на том основании, что законом о статусе депутата это не предусмотрено. И, скажем так, получение либо неполучение информации Государственной Думой не должно зависеть от того, что какой-то чиновник в госкорпорации или в правительстве обиделся на формулировки в депутатском запросе. Я, конечно, согласен с тем, что депутатские запросы должны составляться корректно и никого не обижать, но, даже если уж так получилось, если кого-то что-то задело, в любом случае у нас должна быть возможность получения такой информации. И этот законопроект предоставляет такое право парламенту. Предлагаю поддержать это предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хотят ли выступить представители президента и правительства? Нет. Настаивает ли кто-то из докладчиков на заключительном слове? Настаивает депутат Багаряков. Пожалуйста. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо, уважаемые коллеги, за содержательное обсуждение законопроекта. Повторю, что, на мой взгляд, корпорация "Внешэкономбанк" является крайне закрытой структурой с непрозрачной отчётностью. То, что Внешэкономбанк публикует годовой отчёт на тридцати страницах, набранных мелким шрифтом, - это пустая формальность. Повторю, что по закону Внешэкономбанк публикует отчёт до 15 мая, мне помнится, либо немного позже. Так вот, на сегодняшний день Внешэкономбанк отчёт пока ещё не опубликовал. Сотни миллиардов рублей, государственные средства, направленные в эту структуру, остаются под контролем менеджмента, а также совета директоров, куда не входят представители нашего парламента - ни верхней палаты, ни нижней палаты парламента. Я не предлагаю ничего нового. Мы с вами дали такую возможность по одной из корпораций - Фонду содействия реформированию ЖКХ, в которой присутствуют уже наши представители, и я предлагаю уравнять в правах Внешэкономбанк и корпорацию "Фонд содействия реформированию ЖКХ". Это первое. Второе. Мы ни разу не слышали отчёта корпорации "Внешэкономбанк" здесь, в стенах Государственной Думы. А то, что мы пишем запросы и получаем на них формальные ответы... Действительно, фактически государственная корпорация может не отчитываться перед парламентом, потому что в нашем законе такой субъект права отсутствует, его там нет. Когда принимался закон о статусе депутата, то корпорации ещё не было, поэтому там такой пробел. Так вот, чтобы восполнить этот пробел, мною ещё год назад был внесён законопроект - поправка в закон о статусе депутата, - которым снимались все эти вопросы. Этот законопроект уже год лежит в комитете по конституционному законодательству без движения. Сегодня разговор идёт в верхах, и президент, и премьер-министр, и другие высшие чиновники отмечают, что необходимо реформировать нашу экономику, необходимо модернизировать её, а когда мы говорим о государственных корпорациях... То есть скоро часть корпораций... Олег Викторович, можно попросить коллег... немного потише, мне просто сложно говорить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владислав Матусович, просьба... Владимир Алексеевич, просьба присесть. БАГАРЯКОВ А. В. Сложно говорить. Я понимаю, что у вас другие интересы, не Внешэкономбанк, но тем не менее... Действительно, в этом законе есть пробел, и, внося поправку, я предлагал пробел восполнить именно в законе о статусе депутата, тогда не нужно было бы принимать законопроекты по каждой корпорации. Что получается в итоге? Мы знаем, что в этом году или в следующем году ряд государственных корпораций уже прекратят своё существование. Они работали кто год, кто два, кто пять лет, но депутаты не имели возможности узнать об их деятельности ничего. Здесь уже говорили о том, что Внешэкономбанк является ещё и агентом правительства по управлению пенсионными накоплениями наших граждан. 90 с лишним процентов наших граждан доверили свои пенсионные накопления Внешэкономбанку. Всё это не имеет публичной оценки, это всё делается в достаточно непрозрачном режиме, ещё раз повторяю. Предлагаю, уважаемые коллеги, внимательно подумать, прежде чем принимать какое-то решение. Ещё раз благодарю всех за дискуссию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Резник настаивает на заключительном слове? РЕЗНИК В. М. Коллеги, я для справки хотел бы дать вам информацию, что отчёт Внешэкономбанка рассматривается советом не позднее 15 июня года, следующего за отчётным, после этого публикуется. Поэтому всё идёт по плану, в соответствии с графиком, и полагаю, что в ближайшее время отчёт будет опубликован. Естественно, от момента рассмотрения до момента публикации какое-то время проходит. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование вопрос, который мы обсуждали почти час: проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банке развития". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 41 сек.) Проголосовало за 133 чел.29,6% Проголосовало против 7 чел.1,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 140 чел. Не голосовало 310 чел.68,9% Результат: не принято Отклоняется.