Заседание № 21

24.04.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 27681-6 "О внесении изменения в статью 84-2 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в части расширения перечня изъятий из общего правила о направлении обязательного предложения о приобретении акций открытого общества).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3665 по 3935 из 7611
Уважаемые коллеги, продолжаем наше заседание. У нас с вами на фиксированное     
время стоит вопрос 50, о проекте федерального закона "О внесении изменения в    
статью 84-2 Федерального закона "Об акционерных обществах". Доклад              
официального представителя правительства заместителя министра финансов          
Алексея Львовича Саватюгина.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Львович.                                                    
                                                                                
САВАТЮГИН А. Л., официальный представитель Правительства Российской             
Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации.                  
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Правительство Российской Федерации предлагает вашему вниманию проект            
федерального закона "О внесении изменения в статью 84-2 Федерального закона     
"Об акционерных обществах".                                                     
                                                                                
Действующая редакция данной статьи предусматривает, что акционер, который       
становится владельцем 30 и более процентов пакета акций акционерного            
общества, обязан сделать предложение (оферту) другим акционерам о выкупе у      
них акций по справедливой, рыночной цене. В данном законе есть ряд изъятий: в   
каких случаях данная норма не применяется.                                      
                                                                                
Правоприменительная практика по этому закону показала, что в ряде случаев       
происходит передача пакета акций на разных уровнях или разными субъектами       
Российской Федерации друг другу: из федеральной собственности - в               
собственность субъектов, из собственности субъектов - в муниципальную и в       
обратном порядке. По Конституции и федеральная собственность, и собственность   
субъектов Российской Федерации - это имущество Российской Федерации, и не       
всегда целесообразна данная оферта, учитывая, что корпоративный контроль в      
акционерных обществах не меняется, однако предложение данной оферты требует     
дополнительных расходов из федерального бюджета, иногда значительных, поэтому   
мы предлагаем в случае, если передача пакета акций переходит от одного          
субъекта к другому на разных уровнях, оферту не применять.                      
                                                                                
Просьба поддержать.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, да? Спасибо.                                         
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по вопросам собственности Сергея Анатольевича    
Гаврилова.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам          
собственности, фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Алексей Львович! Комитет по           
вопросам собственности поддерживает принятие предлагаемого законопроекта в      
первом чтении, поскольку мы полагаем, что принятие данного закона               
положительно скажется на реализации известного 122-го закона в части более      
эффективного, более правильного и быстрого перераспределения собственности      
между субъектами публичной власти, и, главное, это решит ряд проблем,           
например, сделает возможным снижение издержек - как транзакционных издержек,    
так и издержек публичного собственника по концентрации в эффективных целях      
собственности в хозяйственных обществах.                                        
                                                                                
По нашему мнению, несмотря на то что законопроект носит технический характер,   
он окажет плодотворное воздействие на формирование вертикально                  
интегрированных структур, а мы помним, что ряд правовых издержек                
препятствовал формированию, скажем, "Объединённой авиастроительной              
корпорации" в течение более чем пяти лет. Мы считаем, что принятие закона       
должно ускорить создание вертикально интегрированных отраслевых объединений     
прежде всего с государственным участием и тем самым положить начало реальному   
процессу модернизации в промышленной сфере.                                     
                                                                                
Кроме того, мы считаем, что данный закон окажет положительное влияние на        
совершенствование федеративных отношений с точки зрения перераспределения       
собственности, а также предполагаем, что с осени начнётся реальное              
перераспределение собственности и ответственности между уровнем субъектов       
Федерации и федеральным уровнем. Так вот, закон окажет положительное            
воздействие на формирование полноценного объёма собственности в субъектах для   
реализации или своих задач, а также задач, стоящих на муниципальном уровне.     
Мы считаем, что данный закон положительным образом скажется также на            
отношениях между стратегическими и миноритарными инвесторами.                   
                                                                                
Комитет, ещё раз подчёркиваю, предлагает принять законопроект в первом          
чтении, поддержать его.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Есть.                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Абалаков Александр Николаевич.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
АБАЛАКОВ А. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к представителю правительства в первую очередь.                   
                                                                                
Вот скажите, пожалуйста... Наша экономика характеризуется двумя параметрами -   
сверхцентрализацией и сверхмонополизацией. Вот этот законопроект, эта           
поправка снимает последний барьер на пути передачи собственности наверх, то     
есть в федеральные структуры, хотя формально этого не показывает. Мы знаем,     
что ещё никогда в жизни никакая собственность не передавалась от региона в      
муниципалитет или от Федерации в регион, как правило, происходит                
централизация. Не приведёт ли внесение этой поправки к тому, что процессы       
сверхцентрализации ещё больше усилятся?                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, представитель правительства отвечает.         
                                                                                
САВАТЮГИН А. Л. Не приведёт, уважаемый Александр Николаевич. У нас были         
случаи, и многочисленные, когда собственность передавалась вниз, передавались   
и объекты культуры, и объекты инфраструктуры из федеральной собственности на    
региональный уровень и на муниципальный, это массовое явление. Более того,      
данный законопроект разрешает движение как вверх, так и вниз, и в любом         
случае это экономия бюджетных средств, в том числе и для региональных и         
муниципальных бюджетов. Сейчас идёт перераспределение полномочий, причём есть   
тенденция к децентрализации полномочий, к передаче властных и хозяйственных     
полномочий на уровень субъектов и муниципалитетов, поэтому мы думаем, что       
движение собственности будет, наоборот, проходить сверху вниз.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Свинцов Андрей Николаевич, пожалуйста.                    
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н. Вопрос представителю правительства.                               
                                                                                
У нас обычно поправки вносятся после возникновения каких-то существенных        
проблем в нашей экономике, в жизни. Не подскажете, этот законопроект родился    
после каких-то серьёзных событий - что-то где-то наше государство потеряло,     
какие-то деньги приличные? Мы были вынуждены что-то выкупать, то, что уже       
давно не имеет ценности для государства? Или этот законопроект предлагается     
под какую-то конкретную цель, для создания какой-то структуры определённой -    
ну, не знаю... "Ростехнологии" что-то хотят новое создать или, может быть,      
что-то предполагается создавать на Дальнем Востоке? Какова специфика закона -   
он внесён под что-то конкретное или всё-таки это предлагается под влиянием      
регулярных убытков, которые несёт бюджет, в связи с тем что вынужден что-то     
всё время выкупать?                                                             
                                                                                
САВАТЮГИН А. Л. Нет, Андрей Николаевич, этот закон не создаётся под какую-то    
конкретную госкорпорацию или госкомпанию, действующую либо гипотетическую,      
под какую-то конкретную сделку. Это закон на будущее, потому что мы предвидим   
перераспределение полномочий между федеральным центром и субъектами, которое    
будет происходить в ближайшее время, в ближайшие годы.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Николай Николаевич.                                
                                                                                
ИВАНОВ Н. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
У меня вопрос к Алексею Львовичу Саватюгину.                                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Львович, правоприменительная практика будет затрагивать       
различные субъекты, в том числе и государство, в том числе и миноритарных       
акционеров. На ваш взгляд, скажите, пожалуйста, что этот закон сегодня          
реально даст как государству, так и миноритарному акционеру?                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
САВАТЮГИН А. Л. Данный закон позволит сэкономить бюджетные средства, которые    
расходуются при сделках, когда фактически из одного государственного кармана    
собственность перекладывается в другой государственный карман. Сейчас по        
закону "Об акционерных обществах" государство должно предлагать другим          
акционерам выкупить их пакеты, что создаёт... А мы говорим, что это могут       
быть крупные сделки, крупные объекты недвижимости или крупные объёмы            
собственности, что может создать незапланированную, ненужную и неэффективную    
нагрузку на бюджеты - как на федеральный, так и на региональные и на            
муниципальные.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон включите Гаврилову.                              
                                                                                
ГАВРИЛОВ С. А. Уважаемый Николай Николаевич, я хотел бы просто дать пояснения   
по вашему вопросу. Комитет считает, что принятие данного законопроекта,         
конечно, не решит всех проблем, но позволит снять ограничения,                  
административные барьеры, преодолеть тот хаос дезинтеграции, который у нас      
сложился в начале 90-х годов, для создания структур, ориентированных на         
модернизацию, на новую индустриализацию страны. Мне и моим коллегам по          
комитету кажется, что существует определённый перекос с точки зрения защиты     
интересов миноритариев, и мы должны помнить прежде всего о стратегических       
интересах инвесторов, в большинстве своём тех ответственных миноритариев,       
которые заинтересованы в повышении капитализации компании, а не в выносе        
имущества, не в борьбе на инсайдерском рынке, тем более в сфере промышленного   
шпионажа.                                                                       
                                                                                
Мы считаем, что это закон абсолютно своевременный, логичный и при правильном    
правоприменении должен привести к положительным результатам. Мы полагаем, что   
в ходе весенней сессии мы сможем совместно с вами отработать и внести           
соответствующие законопроекты в части совершенствования законодательства о      
правах миноритарных акционеров.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить?                                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Свинцов Андрей Николаевич, пожалуйста.                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По новому Регламенту выступление от фракции - семь        
минут.                                                                          
                                                                                
СВИНЦОВ А. Н. Благодарю. Везде нужен контроль: видите - хотели три минуты       
дать, хотя я выступаю от фракции и должно быть семь минут.                      
                                                                                
Очень важный законопроект. Я сам не так давно был депутатом муниципального      
образования города Лыткарино Московской области, и мы неоднократно - коллега    
коммунист, кстати, не знает об этом - обращались к губернатору Московской       
области с просьбой передать нам в муниципальную собственность тот или иной      
объект. Как правило, объекты находились в удручающем состоянии, это были либо   
полуразрушенный ДК, либо очистные сооружения, либо иные объекты                 
инфраструктуры. Почти всегда губернатор шёл нам навстречу, потому что он        
понимал, что город намного эффективнее будет управлять своими собственными      
очистными сооружениями, своими сетями, своими зданиями культуры или даже,       
может быть, медицинскими центрами, если это не крупные центры федерального      
или регионального значения.                                                     
                                                                                
Сегодняшний законопроект фракция ЛДПР, безусловно, будет поддерживать: мы       
всегда говорим о том, что сила России - это сильные регионы, это сильные        
муниципалитеты, когда есть свободная районная власть, когда есть свободные      
районные Советы депутатов, когда есть собственные средства, которые район,      
город, муниципалитет могут использовать по собственному усмотрению: можно       
планировать бюджет, можно просить субсидии, можно распоряжаться этим            
имуществом так, как считают нужным.                                             
                                                                                
Законопроект важный и нужный, тем не менее назову ещё одну причину, по          
которой этот законопроект стоит поддержать. Не секрет, что приватизация была    
проведена не самым справедливым образом и очень часто бывали случаи, когда      
тот или иной пакет акций приобретался не самыми добросовестными                 
собственниками. Сегодня при формировании новых структур, в том числе и          
вертикально интегрированных структур, мы с вами, как люди, заинтересованные в   
усилении нашего государства, должны подумать о том, что при передаче этих       
структур в какие-то объединённые компании государство действительно будет       
вынуждено выкупать оставшиеся пакеты акций у собственников, если закон не       
будет принят. Но мы знаем, что иногда собственники, управляя своими             
компаниями, составляют дутые отчёты, создают дутые финансовые показатели,       
завышая, иногда в разы завышая стоимость этих компаний, причём, если            
государству в этой компании принадлежит небольшой пакет, государству это        
выгодно, конечно, - пакет растёт, стоимость компании растёт. Но если мы         
вынуждены будем ставить вопрос о безопасности нашей страны - о                  
продовольственной или иной безопасности, - нам в том или ином случае            
понадобится эта компания для включения её в какой-либо холдинг, где             
управление будет централизованное и будет осуществляться государством, и в      
таком случае государство тратит огромные деньги, выкупая акции у этого          
недобросовестного собственника, который путём махинаций, фальсификации          
отчётности многократно завышает стоимость этой компании. Такие случаи           
нередки.                                                                        
                                                                                
Сегодня мы говорим о том, что, безусловно, необходимо было принять этот закон   
давным-давно, и слава богу, что мы его хотя бы сейчас все вместе начинаем       
обсуждать, и будем надеяться, что мы его примем.                                
                                                                                
Комитет поддерживает, фракция ЛДПР поддерживает этот законопроект, поэтому      
прошу единогласно проголосовать в его поддержку.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Петров Юрий Александрович.                                                      
                                                                                
ПЕТРОВ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Данный законопроект, как мы поняли из доклада, содоклада и выступления от       
фракции ЛДПР, не вызывает каких-либо возражений и не требует особых             
дополнительных обоснований. Данный законопроект, во-первых, усовершенствует     
процедуру передачи акций, во-вторых, конечно, приведёт к экономии               
определённых бюджетных средств, а также, как здесь уже отмечалось, позволит     
придать определённый толчок процессам модернизации, поэтому фракция "ЕДИНАЯ     
РОССИЯ" также поддерживает этот законопроект и будет голосовать за его          
принятие.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Законопроект выносится на "час голосования".                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4979 по 4995 из 7611
50-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 84-2     
Федерального закона "Об акционерных обществах", голосуется в первом чтении.     
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              444 чел.98,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    444 чел.                                          
Не голосовало                   6 чел.1,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.