Заседание № 117

08.10.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 276703-6 "О внесении изменений в статью 2-1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части, касающейся порядка утверждения перечней государственных должностей субъектов Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5669 по 5872 из 6831
Пункт 33 повестки дня, проект федерального № 276703-6 "О внесении изменений в   
статью 2-1 Федерального закона "Об общих принципах организации                  
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной     
власти субъектов Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы    
Сергея Михайловича Катасонова.                                                  
                                                                                
Прошу, пожалуйста.                                                              
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, в настоящее время исполнение                 
государственных полномочий осуществляют лица на государственных должностях      
или Российской Федерации, или субъектов Российской Федерации, а обеспечение     
их деятельности осуществляется государственными гражданскими служащими. В       
соответствии с положениями статьи 77, часть 1, Конституции Российской           
Федерации, во взаимосвязи со статьями 1, 8, 9 Федерального закона "О            
государственной гражданской службе Российской Федерации" и закона "Об общих     
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъект имеет    
право самостоятельно учреждать как государственные должности, так и должности   
государственной гражданской службы. К сожалению, сегодня мы столкнулись с       
практикой, когда данный закон фактически нарушается. И в отношении              
гражданской службы вот это нарушение права субъекта на самостоятельное          
учреждение должностей государственной гражданской службы было признано          
постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2012     
года, а именно: признана неконституционной часть 2 статьи 10 Федерального       
закона "О государственной гражданской службе...", в которой содержалось         
требование учреждать должности государственной гражданской службы субъекта,     
тождественные должностям, установленным в Реестре должностей федеральной        
государственной гражданской службы Российской Федерации. В результате           
исполнения данного решения было внесено изменение в федеральный закон, и        
сегодня этот вопрос фактически для должностей государственной гражданской       
службы решён.                                                                   
                                                                                
На наш взгляд, аналогичное нарушение существует сегодня в отношении             
учреждения государственных должностей. Я напомню, что сегодня в соответствии    
с 79-м законом "О государственной гражданской службе..." государственные        
должности устанавливаются субъектом в соответствии со структурой и системой     
органов власти. Однако 84-й закон "Об общих принципах..." формулирует           
действующую норму так, что согласно этой норме перечень типовых                 
государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается          
Президентом Российской Федерации, и правоприменение указанной нормы не          
позволяет субъектам сегодня учреждать государственные должности, которые        
соответствовали бы их структуре.                                                
                                                                                
Я приведу пример. У нас в субъекте создана структура законодательного           
собрания, которая предусматривает десять комитетов и десять фракций, у          
каждого комитета есть аппарат, руководитель аппарата, у каждой фракции есть     
аппарат фракции, руководитель аппарата фракции, а вот должности руководителя    
структурного подразделения органа власти - должности руководителя фракции у     
нас нет фактически. И вот этот парадокс, который возник, никоим образом не      
мог быть урегулирован на уровне субъекта. Дело в том, что типовой перечень      
для субъектов утверждается Президентом Российской Федерации, и практически      
все структуры трактуют эту норму, дают отзывы, однозначно в пользу того, что    
этот перечень не может быть трансформирован. Могу привести вот заключение       
короткое, ну, например, правового управления законодательного собрания. Таким   
образом, расширять перечень государственных должностей, которые могут           
утверждаться субъектом Российской Федерации, невозможно.                        
                                                                                
Возьмём заключение, например, прокуратуры, которая пишет (вообще, она           
довольно сложно пишет, но тем не менее), что, поскольку в данном случае речь    
идёт о деятельности политической партии в законодательном органе                
государственной власти субъекта - хотя это не совсем так, - статус лица,        
являющегося руководителем её фракции, не может быть указан в перечне            
наименований государственных должностей субъекта. Это пишет прокуратура. Есть   
заключение, которое дало, например, наше Правовое управление, Аппарата          
Госдумы, о том, что принятие данного закона нарушит единство системы            
государственной власти, которое выражается в наличии единства системы           
федеральных органов государственной власти и органов государственной власти     
субъектов. Вот на основании всего этого мы всё-таки считаем, что трактовка      
данной нормы достаточно неоднозначна.                                           
                                                                                
Что мы предлагаем? Мы предлагаем заменить лишь одно предложение, добавить,      
что "перечень рекомендуемых государственных должностей субъектов Российской     
Федерации утверждается Президентом Российской Федерации", то есть мы меняем     
слова "перечень типовых" на "перечень рекомендуемых". Закон должен трактовать   
однозначно норму, а мы с вами видим на примере многих областей... Я увидел,     
что только в одной области данный вопрос решён, это Ленинградская область,      
больше ни в одной территории этот вопрос не решён. На наш взгляд, принятие      
данного закона позволило бы трактовать эту норму однозначно, поэтому я просил   
бы депутатов поддержать данный законопроект.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по федеративному устройству и        
вопросам местного самоуправления Виктора Алексеевича Казакова.                  
                                                                                
Прошу, Виктор Алексеевич.                                                       
                                                                                
КАЗАКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Мы детально рассмотрели      
данный законопроект в комитете, и я должен сказать следующее. Действующее       
законодательство, о котором Сергей Михайлович здесь подробно рассказал, в       
принципе решает все эти вопросы. К полномочиям Президента Российской            
Федерации относится утверждение перечня типовых государственных должностей      
субъектов Российской Федерации, и указом Президента Российской Федерации от 4   
декабря 2009 года № 1381 указанный перечень утверждён. Этот перечень включает   
в себя наименования наиболее характерных для субъектов Российской Федерации     
должностей, поскольку само понятие "типовые должности" означает, что это        
примерные, ориентировочные должности, и это не препятствует субъектам           
Российской Федерации утверждать своими нормативными правовыми актами иные       
государственные должности субъекта Российской Федерации с учётом особенностей   
своих регионов. Таким образом, установленный порядок не противоречит            
конституционной норме о том, что система органов государственной власти         
субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в             
соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими    
принципами организации представительных и исполнительных органов                
государственной власти, установленными федеральным законом.                     
                                                                                
В то же время установление на федеральном уровне перечня типовых                
государственных должностей субъектов Российской Федерации способствует          
построению единообразной структуры государственной власти в субъектах           
Российской Федерации, что в полной мере отвечает установленному частью 3        
статьи 5 Конституции Российской Федерации принципу единства системы             
государственной власти, а перечень рекомендуемых государственных должностей,    
утверждённый президентом, имеет несколько другой характер - характер            
обязательного исполнения. Комитет считает, что предлагаемые законопроектом      
изменения, наоборот, влекут за собой фактическую унификацию должностей,         
поскольку устанавливают в ущерб самостоятельности субъектов Российской          
Федерации перечень рекомендуемых государственных должностей субъектов           
Российской Федерации, утверждаемый Президентом Российской Федерации.            
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по федеративному устройству и вопросам местного    
самоуправления не поддерживает концепцию данного проекта закона и рекомендует   
Государственной Думе его отклонить.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы?                                             
                                                                                
Есть вопросы. Прошу записаться на вопросы.                                      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович, прошу.                                               
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Сергей Михайлович, может быть, проще подойти к вопросу:          
оставить слово "типовых" и трактовать его как "рекомендуемых"?                  
Прокомментируйте, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу, Сергей Михайлович.                                 
                                                                                
Включите микрофон депутату Катасонову.                                          
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, я хотел бы поблагодарить комитет, у нас      
было достаточно позитивное обсуждение данного вопроса, и надо сказать, что у    
членов комитета не возникло иного мнения по поводу того, что субъекты           
Российской Федерации имеют право устанавливать государственные должности, в     
том числе в данном конкретном случае мы рассматривали должности руководителей   
фракций в законодательных собраниях. Вместе с тем механизм решения данного      
вопроса меня не совсем устроил, потому что было предложение туда, где вроде     
как не совсем соображают люди, направлять письма от комитета за подписью        
председателя: мол, вы не совсем понимаете, что написано в этом законе. Когда    
восемьдесят два субъекта не совсем понимают, мне кажется, надо бы им помочь.    
                                                                                
Формулировка, данная в заключении комитета, вообще меня немножко удивила. Я     
им предлагал снять вот этот абзац, относительно которого как раз мне Дмитрий    
Иванович задаёт вопрос, а комитет пишет: "Предлагаемые законопроектом           
изменения, наоборот, влекут за собой фактическую унификацию должностей,         
поскольку устанавливают в ущерб самостоятельности субъектов Российской          
Федерации Перечень рекомендуемых государственных должностей субъектов           
Российской Федерации, утверждаемый Президентом Российской Федерации". В         
комитете меня попросили обратиться к толковым словарям. Учитывая, что я         
инженер по образованию, я подумал, что, может быть, я действительно не совсем   
правильно понимаю значения слов "типовой" и "рекомендуемый", поэтому я          
обратился к словарям. Так вот меня удивило, что я, оказывается, лучше           
разбираюсь, чем юристы, которые готовили данное заключение. Вот словарь         
Ожегова характеризует слово "типовой" как "соответствующий определённому        
образу, типу", а словарь Ефремовой - как "установленный, принятый для всех".    
То есть слово "типовой" действительно является более жёстким, чётким. И более   
того, те из нас, кто когда-то работал на предприятиях, знают: когда присылают   
типовую форму чего-то, то это значит, что заполнять нужно только в              
соответствии с ней. "Типовой" - это как раз то, о чём вы мне говорите, к        
сожалению, что это "рекомендованный", а "рекомендовать" - я посмотрел в         
словарях - это значит "советовать", у Ожегова так.                              
                                                                                
Я думаю, учитывая настроение комитета, что мы всё-таки сегодня примем не        
совсем корректное решение, но мне кажется, что нельзя было оставлять в законе   
норму, которая имела вот такое неоднозначное толкование и немножко путала       
наших законодателей, поэтому я остаюсь при своём мнении, что нельзя оставлять   
слово "типовой", а нужно написать: "рекомендованный".                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет.                                                
                                                                                
Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона № 276703-6   
"О внесении изменений в статью 2-1 Федерального закона "Об общих принципах      
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов         
государственной власти субъектов Российской Федерации".                         
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 46 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за               54 чел.12,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     54 чел.                                          
Не голосовало                 396 чел.88,0 %                                    
Результат: не принято