Заседание № 241
15.05.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 276682-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (о повышении уровня пенсионного обеспечения отдельным категориям граждан и повышении размера базовой части трудовой пенсии).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4109 по 4478 из 7319
Пункт 19 повестки дня: "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Александра Николаевича Белоусова. Содокладчик от комитета есть? У нас был здесь Селиванов, председатель комитета. Сейчас, подождите тогда, Александр Николаевич. Сейчас мы тогда... А? Бежит Брусникин. Тогда начинайте доклад, Александр Николаевич. Пожалуйста. БЕЛОУСОВ А. Н. У нас же, как я понимаю... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, мы идем по порядку. Пожалуйста. БЕЛОУСОВ А. Н. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги-депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Данный закон предполагает изменение статьи 14, которое позволит лицам, имеющим право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 1 статьи 27, увеличить размер базовой пенсии на 150 рублей. С чем это связано? Это связано с тем, что фактически с введением нового законодательства пенсионеры, уходившие на пенсию по первому списку, а это люди, которые работали в тяжелых и вредных условиях труда, оказались в худшем положении, чем это было до введения нового закона "О трудовых пенсиях...". В этой связи к нам (я имею в виду депутатов-одномандатников) поступает очень много жалоб от пенсионеров, требующих изменения размера базовой пенсии. Ну, я скажу для справки: таких пенсионеров насчитывается порядка 2,5 миллиона человек и общая сумма затрат составляет 4,6 миллиарда рублей. Кроме того, предполагается увеличить на 150 рублей размер базовой пенсии для лиц, которые имеют на иждивении нетрудоспособных членов семьи, из расчета того, что базовая часть трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности тоже увеличится на 150 рублей в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, и предполагается не ограничивать это тремя членами семьи, как это сейчас записано у нас в законе "О трудовых пенсиях...". Это действительно несправедливо, потому что если число иждивенцев будет четыре или пять, то это ничем не компенсируется и в результате эти люди находятся в финансовом положении гораздо худшем, чем это предполагается в действующем законодательстве. Следующим моментом, который отражен в этом законе, предполагается снять ограничение 0,2 повышения стажевого коэффициента за каждый полный год общего трудового стажа работы. Проектом закона предусмотрено увеличение отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации с 1,2 до 1,5. При этом здесь три категории предполагается предусмотреть. Если это отношение составляет 1,5-2, установить ограничение 1,3, если 2-2,5, то установить ограничение 1,4, а при отношении среднемесячного заработка к среднемесячной зарплате свыше 2,5 установить ограничение 1,5, а не так, как записано в действующем законодательстве, - 1,2. Следующим изменением предполагается дополнить статью 30, пункт 4, новыми подпунктами следующего содержания. По сути дела, это возвращение к тому закону о нестраховых периодах, который мы сегодня так бурно обсуждали, первому закону. Но здесь количество категорий, которые подпадают под эту статью, существенно сокращается. Здесь засчитывается в стаж подготовка к профессиональной деятельности - это периоды обучения в училищах, в средних специальных и высших учебных заведениях, в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, период ухода трудоспособного лица за инвалидом, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, а также период ухода неработающей матери за каждым ребенком до достижения им возраста трех лет. Кроме того, это период проживания жен военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства. И последняя категория: при подсчете трудового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, лицам, не имеющим 15 и 20 лет работы на Севере, исчислять в размере 1,5. Я хочу сказать, что все эти пункты, которые были введены, которые представлены вам для обсуждения, действительно продиктованы жизнью и теми издержками, которые мы имеем в связи с введением нового закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". То есть этот закон рожден как бы из практики людей, которые непосредственно почувствовали, что нововведение не дает им тех преимуществ, которые обещали мы, депутаты Государственной Думы, и которые обещало Правительство после проведения новых пенсионных реформ. Поэтому я хотел бы обратиться ко всем депутатам с просьбой поддержать в первом чтении данный законопроект, с тем чтобы ко второму чтению возможные замечания, дополнения и изменения были внесены. Всё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, давайте посоветуемся. У нас в основной повестке три вопроса осталось вместе с этим, и дальше идет у нас резервная повестка. Может быть, мы рассмотрим основную повестку до перерыва и для этого продлим время работы? А по резервной определились бы позже. Или, может быть, хотя бы этот вопрос до перерыва рассмотрим и продлим работу до окончания рассмотрения этого вопроса? (Выкрики из зала.) Николай Васильевич, сейчас, подождите секундочку. Как, уважаемые коллеги, этот вопрос, может быть, тогда завершим и потом уже объявим перерыв? Не будет возражений, да? Надо это голосовать? Надо. Ставится на голосование предложение завершить этот вопрос до перерыва. Пожалуйста, включите режим голосования. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 56 сек.) Проголосовало за 239 чел. 53,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел. 46,9% Результат: принято Тогда завершим данный вопрос. Александр Николаевич, присаживайтесь, спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Николая Юрьевича Брусникина. Пожалуйста, Николай Юрьевич. БРУСНИКИН Н. Ю., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Александр Николаевич Белоусов сейчас подробно рассказал о всех предлагаемых изменениях в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В то же время Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел данный проект федерального закона и предлагает его отклонить. Чем обусловлена позиция Комитета по труду и социальной политике? Первое. Александр Николаевич здесь пояснил, что предлагается установить размер базовой части трудовой пенсии в 600 рублей, увеличив его с 450, для определенных категорий. В то же время хотелось бы обратить ваше внимание, что не понятен выбор именно этой категории пенсионеров. Почему только инвалидам второй степени ограничения способности к трудовой деятельности предлагается произвести столь высокое увеличение? Почему не инвалидам первой степени (а сегодня это инвалиды третьей группы)? Вы знаете дифференциацию, которая произойдет с 1 января 2004 года. У этой категории вообще базовая часть пенсии как точка отсчета, то есть без учета индексации, была 225 рублей. И второе, еще более значимое. В результате индексации базовой части трудовой пенсии, проведенной в 2002-2003 годах по состоянию на 1 февраля этого года, размер базовой части составляет 554 рубля. В соответствии с Федеральным законом "О бюджете Пенсионного фонда на 2003 год" планируется дополнительная индексация базовой части на 5 процентов с 1 августа. Таким образом, фактически уже в этом году базовая часть трудовой пенсии для всех категорий будет незначительно ниже предлагаемых данным законопроектом 600 рублей. В то же время хотелось бы еще напомнить, что статьей 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год может быть внесен отдельный федеральный закон о размере базовой части трудовой пенсии. В выступлениях председателя правления Пенсионного фонда Зурабова здесь, в Государственной Думе, уже отмечалась необходимость установления отдельным федеральным законом базовой части трудовой пенсии. Я думаю, что данную проблему мы могли бы решить уже в этом году через обсуждение наряду с бюджетом на 2004 год одновременно и специального законопроекта о базовой части трудовой пенсии. Что касается других положений законопроекта. Так, он предусматривает, что лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, к размеру базовой части пенсии по инвалидности добавляется 150 рублей на каждого нетрудоспособного. В то же время в действующем законодательстве уже установлены конкретные повышенные размеры базовой части пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности и количества нетрудоспособных членов семьи. Установленная действующим законодательством базовая часть пенсии инвалидов плюс вот эти 150 рублей - как раз и получается та сумма, которая сегодня установлена соответствующей статьей закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для инвалидов, имеющих иждивенцев. При этом не ясен правовой статус предлагаемой надбавки. Сегодня в законодательстве нет такого понятия, как "надбавка", и неясно, из каких источников эта надбавка будет финансироваться. Самый важный вопрос: не являясь составляющей базовой части трудовой пенсии, надбавка не будет индексирована и, по сути, смысл ее сведется к нулю. Уважаемые депутаты, понятно, что предложения авторов законопроекта продиктованы многочисленными обращениями граждан, наших избирателей, которые поступают в ваш адрес, в адрес Государственной Думы. И комитет понимает стремление авторов решением этого вопроса как-то улучшить материальное положение наших пенсионеров. Но важно при этом представлять, какова стоимость тех предложений, которые зафиксированы в обсуждаемом законопроекте. По расчетам Правительства, для реализации законопроекта дополнительно потребуется 71,9 миллиарда рублей в год, из них 16 с лишним - за счет сумм единого социального налога и 55 с лишним миллиардов рублей - за счет страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии. Я хотел бы также вас проинформировать, что значительная часть законодательных (представительных) и исполнительных органов власти дала отрицательные заключения на данный законопроект. В то же время комитет-соисполнитель, Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока, подготовил свое заключение, которое в пакете представленных вам документов есть. Комитет-соисполнитель поддерживает концепцию данного законопроекта. В то же время основной комитет, рассматривающий данный законопроект, Комитет по труду и социальной политике, еще раз повторю, принял решение рекомендовать Государственной Думе отклонить указанный проект федерального закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам? Нет. Есть ли желающие выступить в прениях? Есть. Пожалуйста, присаживайтесь. Будем ли проводить обсуждение, ведь есть всего двое желающих выступить? Дадим слово двум желающим, да? Не понял. Дадим слово двум желающим. Пожалуйста, депутат Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, я думаю, что позиция Правительства не позволила нам в этом созыве решить ни одной проблемы, которая касается ныне живущих пенсионеров. На самом деле наиболее актуальных для нынешних пенсионеров проблем, две: это нестраховые периоды, которые уже обсуждались сегодня утром и восстановление основных из которых предусмотрено в этом законе, и это заниженный коэффициент учета заработной платы - 1,2. Это означает, что, сколько бы пенсионер ни получал, какова бы ни была его заработная плата, всё равно учитывается лишь превышение в 20 процентов над средней. Это очень большая проблема. Я думаю, что большинству из вас, кто ведет приемы и реально встречается с людьми, этот вопрос неоднократно задавался. Здесь есть абсолютное противоречие проводимой реформе. Мы объявили, что усиливаем зависимость размера пенсии от размера заработной платы, и сделаем это для тех, кто выйдет на пенсию через 10, 15, 20 лет. А тем, кто уже сейчас на пенсии, мы почему-то отказываем в возможности повысить размер их пенсии в зависимости от заработной платы. Законопроект, предложенный Белоусовым и рядом других депутатов, которые являются субъектами права законодательной инициативы, этот вопрос как раз решает - усиливается зависимость пенсии от заработной платы. Я считаю, что этот законопроект обязательно надо принимать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Неверов Сергей Иванович, пожалуйста. НЕВЕРОВ С. И., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемые коллеги, на самом деле закон этот очень важный и его нужно принимать. И это касается непосредственно тех регионов, где сегодня есть тяжелая промышленность, где есть металлургия, где есть угольные предприятия, потому что этот закон в определенной части касается профессий по спискам 1 и 2. Мы с вами знаем, что всегда пенсия работников, например, по списку 1 - шахтеров, металлургов - составляла 130-160 рублей при общей пенсии 120 рублей, то есть была на 46 процентов выше, зависела и от уровня заработной платы, и от тяжелых и вредных условий труда категорий работников по данному списку. Сегодняшним законопроектом как раз и предполагается это восстановить. 29 августа 2002 года на выездном заседании президиума Государственного совета под председательством Путина в городе Междуреченске Президентом была поставлена задача в первую очередь перед министром труда, Пенсионным фондом найти решение этого вопроса. Это на сегодняшний день один из путей решения вопроса, но почему-то ни устное распоряжение, которое было оформлено протоколом, ни письменное распоряжение Президента не выполняются и игнорируются сегодня и ведомством, которое в первую очередь должно решать вопрос, и Пенсионным фондом. Концептуально нужно сегодня этот закон принимать. Да, может быть, какие-то категории нужно пересмотреть, что-то ко второму чтению поправить. Но я еще раз говорю, что это решение проблемы тех категорий работников, которые сегодня ущемлены в росте пенсии, потому что сегодня, извините меня, пенсия одинаковая практически у тех, кто по 30 лет отработал на угольных и металлургических предприятиях, и у тех, кто, грубо говоря, по 30 лет провел в местах не столь отдаленных. Я призываю вас всех осознанно подойти к этому голосованию и проголосовать за этот закон в первом чтении, а во втором чтении давайте вернемся, посмотрим. В комитете тоже были в этом плане бурные обсуждения, и решение комитета было практически 50 на 50, с небольшим перевесом, и поэтому говорить о том, что комитет принял решение отклонить, тоже, может быть, не совсем верно. Прошу вас проголосовать за этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Правительства желает выступить по данному вопросу? Нет. Представитель Президента? Нет. Есть необходимость в заключении? Александр Николаевич, все выступили в поддержку вашего законопроекта. Пожалуйста, заключительное слово. БЕЛОУСОВ А. Н. Я хочу ответить комитету, который преимуществом всего в один голос отклонил этот закон, и хочу ответить Брусникину. Во-первых, все ссылки Правительства на то, что этот закон не может быть реализован, относятся к 2003 году, хотя последним пунктом этого закона записано, что закон вступает в силу с 1 января 2004 года. Я не понимаю, тот, кто писал заключение в Правительстве, в Пенсионном фонде, видимо, не дочитал до конца этот закон. Это первое. Второе. Если у нас сейчас уже размер базовой пенсии 553 рубля, почему в заключении Правительства указано 11,6 миллиарда рублей и 4,6 миллиарда рублей? По самым скромным подсчетам, я вам скажу, вот таких людей - 2,6 миллиона по первому списку и 11,5 миллиона - те, которые занимаются уходом за иждивенцами. Эта сумма существенно сократится, это будет уже не 150 рублей, а всего-навсего 70 рублей, и нетрудно посчитать, что те цифры, которые дали в заключении Правительство и Пенсионный фонд, просто-напросто вводят в заблуждение депутатов, в том числе и членов комитета. Теперь по поводу того, какая реакция была в регионах. Зачем так, Николай? Регионы, исполнительная власть - у них своя позиция, а законодательная власть - там 21 субъект "за". Хочешь, я тебе приведу точные цифры, гораздо... по пальцам можно пересчитать тех, кто выступил против. Поэтому регионы этот закон поддерживают и, самое главное, он идет в русле того, что в принципе делается, но делается очень медленно и делается на не совсем законных основаниях. Индексируется размер базовой пенсии, да, это факт, но почему законом сразу не заложить базовую пенсию 600 рублей тем категориям граждан, которые прошли, извините, самые жуткие условия труда: работали в литейках, горнодобывающей промышленности и так далее? Теперь следующий пункт. Почему мы ограничиваем число иждивенцев, оплачиваем, как бы, всего тремя человеками? А если их пять, где он должен взять деньги на них? Вот это абсолютно непонятно. Где здесь здравый смысл? И я вообще эти аргументы со стороны комитета не принимаю. И последнее. Что касается вот того списка, который мы представили в этом законе. Нам говорят о том, что в Правительстве готовится сейчас список, в котором сокращается количество категорий (мы сегодня утром рассматривали) до семи пунктов. Так мы этим законом помогаем Правительству в более короткие сроки реализовать то, что они задумали. А все те проблемы юридико-технического характера, которые здесь возникают, безусловно, могут быть решены при рассмотрении этого проекта закона во втором чтении. Поэтому я прошу вас еще раз убедительно поддержать этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тогда вынужден спросить: представитель комитета желает выступить с заключительным словом? Пожалуйста, с места, депутат Брусникин. Присаживайтесь, Александр Николаевич. БРУСНИКИН Н. Ю. Александр Николаевич, я надеюсь, что ваше личное обращение ко мне не связано с тем, что мы представляем один регион - Самарскую область, и будем участвовать в той или иной степени в предстоящих выборах в Государственную Думу. Я хотел бы подтвердить, что в поступивших в комитет отзывах действительно 21 орган законодательной власти поддерживает данный законопроект, но при всем при этом 9 органов законодательной (представительной) власти дали отрицательные заключения. При этом действительно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в подавляющем большинстве - 36 из 56 - дали отрицательные заключения. У нас есть разъяснение, какие субъекты и какие органы законодательной (представительной) власти действительно правомочны давать свои замечания по представляемым законопроектам. В этой связи я думаю, что упрек в некой некорректности оценки данного законопроекта регионами неправомерен. Еще раз подтверждаю, что комитет рассматривал весь спектр тех аргументов, которые сегодня высказывались коллегами-депутатами. И в данном случае в своем выступлении от имени комитета я привел многообразие всех тех аргументов и доводов, которые доводились до сведения авторов и в рамках обсуждения на заседании комитета. Еще раз подтвержу, что комитет, достаточно предметно обсудив этот законопроект, предлагает его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование: принять проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Комитет рекомендует его отклонить. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 32 сек.) Проголосовало за 184 чел. 40,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 184 чел. Не голосовало 266 чел. 59,1% Результат: не принято Не принимается законопроект.