Заседание № 151
О проекте федерального закона № 276676-5 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (в части, касающейся порядка переселения защищаемого лица на другое место жительства).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
11-й пункт, законопроект "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Докладывает член Комитета по безопасности Алексей Николаевич Волков. Пожалуйста. ВОЛКОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Для рассмотрения в третьем чтении вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", который был внесён Правительством Российской Федерации. Законопроект принят во втором чтении 24 марта сего года. Указанный законопроект направлен на совершенствование механизма переселения защищаемых лиц на другое место жительства. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы по законопроекту и проекту постановления нет. Прошу поддержать указанный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть замечания по докладу? Выносим без замечаний на "час голосования".
Ставится на голосование пункт 11, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 59 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 150
О проекте федерального закона № 276676-5 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (в части, касающейся порядка переселения защищаемого лица на другое место жительства).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Доклад Алексея Николаевича Волкова, члена Комитета по безопасности. ВОЛКОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Указанный законопроект направлен на совершенствование механизма переселения защищаемых лиц на другое место жительства. Законопроектом предлагается внести изменения в часть первую статьи 10 федерального закона и наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по определению порядка предоставления защищаемым лицам жилья для переселения. По законопроекту не поступило ни одной поправки, в связи с чем пакет документов ко второму чтению не содержит таблиц поправок. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы. В соответствии с замечанием лингвистов Правового управления в текст законопроекта внесена незначительная стилистическая правка, я даже не буду об этом говорить, чтобы не забивать вам голову. Вот, собственно, смысл этого законопроекта. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 57 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принято.
Заседание № 138
О проекте федерального закона № 276676-5 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (в части, касающейся порядка переселения защищаемого лица на другое место жительства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Блок законопроектов первого чтения. Пункт 11. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра внутренних дел Российской Федерации Николая Александровича Овчинникова. ОВЧИННИКОВ Н. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Представляемый на рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации, предусматривающего совершенствование механизма предоставления защищаемым лицам жилища за счёт средств федерального бюджета. Федеральным законом "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" установлено, что порядок применения большинства мер безопасности определяется Правительством Российской Федерации. В этой связи правительством издан ряд нормативных правовых актов, регламентирующих правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Однако в отношении применения такой меры безопасности, как переселение на другое место жительства, федеральным законом определён лишь перечень предоставляемых защищаемому лицу гарантий, без конкретизации порядка, в котором должна реализовываться уполномоченными органами указанная мера. Отсутствие соответствующего порядка применения переселения на другое место жительства защищаемого лица вызывает сложности при реализации данной меры. При этом действующее законодательство не учитывает положений федерального закона о государственной защите и не позволяет в том числе обеспечить конфиденциальность сведений о защищаемом лице при решении вопросов, связанных с переселением. В этой связи представленным законопроектом предлагается внести изменение в часть 1 статьи 10 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" и наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по определению порядка предоставления защищаемым лицам жилья при переселении. Финансирование и материально-техническое обеспечение мер безопасности в отношении защищаемых лиц осуществляются в соответствии с государственной программой, утверждённой Правительством Российской Федерации. Реализация законопроекта потребует принятия соответствующего постановления Правительства Российской Федерации, которое регламентирует порядок переселения защищаемого лица на другое место жительства. И этот порядок позволит повысить эффективность применения одной из самых сложных в реализации мер безопасности, в том числе обеспечить конфиденциальность сведений о защищаемом лице. Учитывая изложенное, прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать представленный проект федерального закона и принять его в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Александрович. У нас, к сожалению, где-то затерялся Михаил Игнатьевич Гришанков, который должен был делать содоклад по данному законопроекту. Коллеги, может быть, от Комитета по безопасности кто-то готов сейчас содоклад сделать? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, кто? Пожалуйста, депутат Луговой Андрей Константинович, от Комитета по безопасности. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Спасибо большое. Я позволю себе и от комитета выступить, и высказать несколько своих позиций, может быть, отдельно уже выступая от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, вы, пожалуйста, от комитета, позицию комитета. ЛУГОВОЙ А. К. Да, хорошо. От комитета я что хочу сказать вам? Комитет поддерживает принятие изменения в Федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Закон действует в течение пяти лет, достаточно длительный срок. Вместе с тем в процессе его применения выявляются разного рода проблемы, недостатки, которые требуют исправления и уточнения. Вопрос, связанный с переселением участников уголовного производства, а также потерпевших и свидетелей, является одним из наиболее важных и трудновыполнимых, учитывая в том числе и те материальные средства, которые на это затрачиваются. Безусловно, это изменение в закон, которое будет конкретизировать порядок, весьма и весьма существенное. Поэтому предложение комитета - поддержать указанный законопроект, проголосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович. Пока не пришёл Михаил Игнатьевич, но если будут вопросы, я думаю, они будут адресованы тогда ему. Есть ли вопросы, коллеги? Есть вопрос у депутатов Останиной, Грешневикова и Лекаревой. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос к Николаю Александровичу. Уважаемый Николай Александрович, согласно существующим у нас регламентным нормам любой законопроект, даже вносимый правительством, сопровождается финансово-экономическим обоснованием. Вы сослались на то, что существует государственная программа, но тем не менее о том, каковы расходы на эту государственную программу, никакой информации нет, и мы об этом не знаем. Скажите, сколько стоит этот законопроект? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Александрович. ОВЧИННИКОВ Н. А. Государственной программой, которая утверждена, - государственная программа утверждена на 2009-2012 годы - на рассматриваемую проблематику планируется выделить 260 миллионов рублей, то есть на это и на временное переселение защищаемых лиц - 260 миллионов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грешневиков Анатолий Николаевич, ваш вопрос. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Николай Александрович, законопроект, конечно, нужный, важный, и наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" его поддержит. Но у меня такой вопрос. Понятно, что переселение свидетеля - это одна из возможностей защитить этого свидетеля. Но какие-то другие возможности есть для тех, кто не хочет переселяться в другой город или в какой-то населённый пункт? Другая мера защиты есть? Буквально недавно у меня на приёме была гражданка из моего округа. Одно высокое должностное лицо в Ярославской области участвовало в ДТП, были свидетели, которые доказывали, что именно он задавил девочку. Мать этого погибшего ребёнка назвала свидетелей и сказала, что всё было совершенно по-другому, что он специально не остановился, был пьяный и так далее. Вот эти свидетели не были защищены, и, к сожалению, под давлением, под угрозами... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Александрович, пожалуйста. ОВЧИННИКОВ Н. А. Ну, во-первых, это не просто одна из мер, это исключительная мера, когда все другие меры не дают результата. Что же касается конкретного случая, то законом вообще предусмотрен порядок, как это делается. Если существует реальная угроза в отношении свидетелей, если они обращаются за помощью, то следователем выносится постановление и тогда применяются самые разнообразные меры защиты. Можно посмотреть, конечно, вот это конкретное дело, но я должен сказать, что при обращении свидетелей и при принятии следователем решения, жалоб на осуществление мер защиты практически нет. Вы знаете, по-разному складываются обстоятельства, эти люди говорят одному человеку одно, другому - другое, здесь трудно сейчас сказать... Мы готовы посмотреть, и если вами будет направлен соответствующий документ, то можно будет вернуться к этому делу и посмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лекарева Вера Александровна. ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Любовь Константиновна. Законопроект, конечно, нужный, и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет его поддерживать. Но возникли вопросы, которые, может быть, ко второму чтению разрешатся, а может, сейчас. Мой вопрос адресован Михаилу Игнатьевичу Гришанкову. Скажите, пожалуйста, а предусмотрены ли эти средства (260 миллионов, о которых Николай Александрович сказал) в расходах федерального бюджета на 2010-2011 годы, по каким статьям эти расходы пойдут и как участвуют в этом бюджеты субъектов Российской Федерации? И последний вопрос (может, Николай Александрович вам поможет ответить): скажите, какие риски в этом законопроекте и как мы обезопасим от недобросовестных свидетелей, которые, может быть, будут преследовать корыстные цели, каким образом мы можем поставить заслон разного рода мошенникам и недобросовестным людям? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаилу Игнатьевичу Гришанкову включите микрофон. ГРИШАНКОВ М. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Вера Александровна, хотел бы отметить, что эти средства, предусмотренные в бюджете, идут по статье государственной программы защиты свидетелей, то есть все средства заложены. Средства субъектов на данные цели не могут быть предусмотрены, потому что это федеральный закон, который полностью реализуется за счёт средств федерального бюджета. Если же говорить о технологии применения и о том, насколько возможны, скажем так, злоупотребления со стороны свидетелей, то хотел бы подтвердить слова Николая Александровича, что это исключительная мера. Правительство пошло на внесение данного законопроекта именно для того, чтобы чётко выполнять закон, потому что были примеры, когда в силу различных проволочек достаточно долго решались эти вопросы. То есть сейчас этот механизм будет чётко утверждён, определён правительством, и никаких, скажем так, злоупотреблений со стороны чиновников не будет, а в части свидетелей... слишком высока цена таких свидетелей, и их показания многократно проверяются и правоохранительными органами, и прокуратурой. Поэтому здесь никаких противоречий быть не должно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Луговой Андрей Константинович, вы вопрос хотите задать? Пожалуйста, включите микрофон. ЛУГОВОЙ А. К. Спасибо. Уважаемый Николай Александрович, вот такой вопрос к вам. На сегодняшний день вопросами защиты свидетелей и потерпевших занимаются одновременно и Федеральная служба безопасности, и МВД, и таможенные органы, и служба по контролю за наркотиками. А скажите, вот между ведомствами происходит какое-то взаимодействие в этой связи с точки зрения обмена опытом, с точки зрения выявления недостатков применения этого закона? И второй, маленький статистический вопрос: сколько с момента начала действия этого закона людей, попавших под эту программу, было переселено на постоянное место жительства? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Александрович. ОВЧИННИКОВ Н. А. На постоянное место жительства не было переселено ни одного человека, потому что такого порядка у нас не существовало. Существует мера переселения на временное место жительства, которая применялась двадцать девять раз, в том числе двенадцать раз - Министерством внутренних дел, три раза - ФСБ, четырнадцать раз - ФСКН. Это было в 2006 - 2008 годах. В 2009 году временное переселение имело место тридцать семь раз, а постоянное будет тогда, когда правительство определит порядок. Что же касается нашего взаимодействия, то, безусловно, мы обмениваемся подобным опытом, и координатором в данном случае является Министерство внутренних дел. И за исключением, так сказать, персональных данных, когда нам это не требуется и знать не нужно, принципиальные вопросы мы, конечно, обсуждаем, и в том числе применение различных мер защиты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Есть. Луговой Андрей Константинович, пожалуйста. ЛУГОВОЙ А. К. Спасибо большое. Я выступлю от имени фракции ЛДПР, которая поддерживает указанный законопроект и предлагает проголосовать за него. Вместе с тем я всё-таки хотел бы высказать некоторые позиции о принятии указанных дополнений и в целом об этом законе, который, к сожалению, действует пять лет, но относится к числу законов, которые практически не работают, практически не действуют. И те цифры, которые были представлены уважаемым Николаем Александровичем, говорят об этом. За пять лет ни одного потерпевшего постоянно никуда не переселяли (объяснение банальное: потому что нет постановления правительства), а временно - на всю страну, на сто сорок миллионов - всего тридцать девять человек. Поэтому когда получаешь обращения со стороны правоохранительных органов, со стороны тех людей, которые занимаются такого рода работой... как правило, у них руки связаны. И как раз этот закон с точки зрения неприменения не относится к категории законов, в отношении которых мы часто сетуем, говоря о том, что денег не хватает, мало финансируют и так далее. Деньги на самом деле выделяются, другое дело, что хотелось бы в большем объёме. Этот закон не работает скорее в связи с его недостатками, в связи с теми процедурами, от которых зависит, как этот закон применяется. На самом деле кроме закона есть ещё два постановления правительства, которые определяют порядок его применения. Конечно, вопрос переселения весьма и весьма важный. На сегодняшний день вопрос переселения вообще начисто лишён конфиденциальности. В ряде субъектов Федерации, допустим, существует правило, что, для того чтобы прописать где-то человека, надо сначала представить документы о том, откуда он выписался, и возникает целая чехарда - вот такое взаимодействие различных организаций, ведомств, министерств, когда в течение нескольких суток человека необходимо защитить, а этого не происходит. Те предложения, которые правительство высказывает, на самом деле правильные, но один из доводов не в пользу принятия этого закона заключается в том, что нарушается конфиденциальность. А у меня, естественно, возникает вопрос: неужели только здесь у нас пробел? Неужели у нас не возникает проблема конфиденциальности, когда вопрос касается личной охраны людей, когда встаёт вопрос замены документов, когда речь идёт о проведении пластических операций? Насколько мне известно, за всё время у нас в стране не было проведено ни одной пластической операции в этой связи. Как некоторые руководители МВД говорили, была одна операция, когда загримировали человека, - такое достаточно смешное объяснение. Кроме того, на самом деле вопрос гораздо глобальнее. Уважаемое Министерство внутренних дел выступает инициатором внесения изменения в этот закон, но, мне кажется, это изменение носит очень узкий характер. Вместо того чтобы, может быть, глубоко подойти к этому вопросу и в связи с этими изменениями внести ещё дополнительные, мы опять топчемся на месте. О людях, которые являются свидетелями, потерпевшими и которые боятся реально воспользоваться этим законом, мы забываем, равно как и о тех сотрудниках, которые этим занимаются. И я хотел бы обратить внимание коллег из Комитета по безопасности, и из Министерства внутренних дел, и из правительства на то, что было бы неплохо подумать над тем, правильно ли мы вообще в этот закон внесли норму о том, что охраной свидетелей занимаются и ФСБ, и МВД, и таможенные органы, и комитет по борьбе с наркотиками. В итоге получается, что нет единого органа, который всю эту практику консолидировал бы, изучал и правильным образом в дальнейшем применял. Более того, я скажу - думаю, Николай Александрович поймёт, о чём речь, - что мы сталкиваемся с ситуацией, когда одно ведомство охраняет свидетеля, а другое ведомство против него же возбуждает уголовное дело. И были случаи - и вы знаете о них прекрасно, Николай Александрович, - когда дело до перестрелки чуть не доходило. Был случай, когда свидетелю изменили фамилию - запрос приходит от иностранного государства, а Министерство внутренних дел говорит, что теперь у этого гражданина фамилия не Иванов, а Петров, материалы уходят в правоохранительные органы Соединённых Штатов Америки, и нашего гражданина, которому сменили фамилию, арестовывают за пределами государства. Вот так у нас работает этот закон! Вопрос в том, что у нас хотят как лучше, а получается как всегда. Этот закон, по сути дела, является ярким тому примером, ещё раз подчёркиваю: одно ведомство охраняет, а другое ведомство решает свои узкопрофильные задачи, возбуждает уголовное дело. А почему? Потому что потерпевшим по уголовному делу проходит сотрудник Министерства внутренних дел, и тогда начинаются вот эти ведомственные разборки. Эти случаи известны, о них достаточно много говорилось и на телевидении, и в газетах писалось, но, к сожалению, никто не может до сих пор выйти с инициативой - может быть, это наша как раз задача, Комитета по безопасности? - всё-таки изучить международный опыт. В Америке, например, этим занимается так называемое ведомство маршала при судебных органах, которое не зависит ни от прокуратуры, ни от ФБР, ни от полиции, а самостоятельно принимает решение о том, кого защищать и каким образом. Кроме того, как и вопрос конфиденциальности, никаким образом не решается вопрос отсутствия в принципе особой уголовной ответственности в отношении людей, которые участвуют в этой программе, с точки зрения их защиты - и свидетелей, и потерпевших, и других участников процесса. Хотелось бы всё-таки обо всём этом подумать очень серьёзно, потому что мы, внося эти изменения, опять ограничиваемся одним: пусть решает правительство, и другие вопросы по весьма важному, очень важному закону, к сожалению, не поднимаем. Поэтому, извините, друзья, у нас за эти пять лет не было ни одного громкого случая, как мы это наблюдаем и в Соединённых Штатах Америки, и в той же Италии, чтобы благодаря показаниям потерпевших и свидетелей главарь мафии попал на скамью подсудимых. Что-то я не помню, чтобы у нас какой-нибудь главарь мафии по-серьёзному сел или какой-нибудь чиновник. Особенно удивительно и непонятно, когда свидетели отказываются от защиты, если в качестве обвиняемых выступают сотрудники правоохранительных органов, при этом эти же правоохранительные органы свидетелей охраняют. Вот вы объясните свидетелю и потерпевшему, что они должны на это соглашаться. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 45 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9% Результат: принято Принято.