Заседание № 210
09.02.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 276628-4 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (по вопросу об уточнении полномочий прокурора).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6357 по 6518 из 7809
Уважаемые коллеги, переходим к пункту 18 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Валентиновича Митрофанова. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый депутат Конев, не могу вам не ответить. Постараюсь, конечно, быть более кратким, но ведь доклад делается не только для тех, кто читает или не читает пояснительную записку, а ещё для стенограммы, которая остаётся навечно в архиве нашем. И потом через пять, десять, пятнадцать лет те, кто придёт, прочитают. И мы вам напомним, что мы предлагали. Вы будете тогда говорить: а вот там то, другое, - а мы вам скажем: а мы говорили об этом! Мы, оппозиция, вам говорили, вы не хотели делать. Не хотели делать это, не хотели делать то, вы по Татарстану другую позицию занимали. Поэтому, извините, дорогие друзья, мы всё вам напомним. Мы же не зря всё делаем. Всё копятся бумажки, знаете, как... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валентинович, у нас тоже хорошая память. Пожалуйста, по вопросу выступайте. МИТРОФАНОВ А. В. ...а потом раз - и в работу, и в работу всё пойдёт, понимаете? Так что думайте о встрече с теми людьми, которые через десять лет будут вам задавать вопросы. Разрешите представить вам законопроект "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" по вопросу об уточнении полномочий прокурора. Целью законопроекта является добавление одного полномочия прокурору по даче согласия дознавателю или следователю на прекращение уголовного дела или уголовного преследования. В статье 37 УПК отсутствует полномочие прокурора по даче согласия дознавателю или следователю прекратить уголовное дело, уголовное преследование в соответствии со статьями 25, 28, 427 УПК, что вызывает определённое затруднение у правоприменителей при производстве предварительного расследования. Предлагаемые законопроектом изменения в статью 37 УПК авторы законопроекта вносят по просьбе ряда специалистов, которые считают, что отсутствие такой нормы в УПК вызывает неоднократные отказы прокурора удовлетворить просьбы следователя или дознавателя и ведёт к коррумпированности в правоохранительных органах. В пояснительной записке авторы подробно излагают содержание статей 24 и 25 о возможности прекращения уголовного дела или уголовного преследования. Основания прекращения уголовного дела, указанные в статье 24, могут носить материально-правовой (отсутствие события или состава преступления, истечение сроков давности, смерть подозреваемого или обвиняемого) или процессуальный характер (отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, отсутствие согласия суда на привлечение в качестве обвиняемого лиц, указанных в части первой статьи 448 УПК). Некоторые из указанных оснований могут быть установлены ещё на стадии возбуждения уголовного дела и влекут за собой отказ в возбуждении уголовного дела. Если основания установлены в ходе расследования дела, то они влекут за собой прекращение уголовного дела. Отдельной статьёй 25 УПК выделен вопрос о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон. Порядок прекращения уголовного дела по данному основанию регулируется статьёй 28. Основанием для прекращения уголовного дела может быть и раскаяние обвиняемого (статья 75 УК и статья 28 УПК). Согласно перечисленным статьям освобождение от уголовной ответственности по указанным основаниям может иметь место только в отношении лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если оно после совершения добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причинённый ущерб или иным образом загладило вред, причинённый в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным. Только для этих лиц авторы законопроекта предлагают ввести дополнительно полномочия прокурора о прекращении по просьбе дознавателя или следователя уголовных дел или уголовного преследования. Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное дело, уголовное преследование в связи с примирением сторон в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести (статья 25 УПК). Органы предварительного расследования должны активно использовать в своей деятельности полномочия по прекращению уголовных дел в соответствии со статьями 25, 28 и 427 УПК. Об этом свидетельствуют данные государственной отчётности по деятельности органов дознания, следователей и судов. Так, следователями прокуратуры, МВД и органами дознания по разным основаниям были прекращены в период 2001-2006 годов более одного миллиона двухсот тысяч уголовных дел, судами - более шестисот уголовных дел. По мнению специалистов, число прекращённых дел могло быть более значительным, если бы в статье 37 УПК были предусмотрены полномочия прокуроров по прекращению уголовных дел или прекращению уголовного преследования. В статье 37 УПК перечислены все полномочия прокурора, семнадцать полномочий, кроме того, что прокурор может дать согласие следователю или дознавателю прекратить уголовное дело или уголовное преследование. Правовое управление Аппарата Госдумы в заключении утверждает, что в статье 37 УПК имеется пункт 17, в котором указано, что прокурор может осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК. Но из этого чётко не вытекает полномочие (и возможность) дать согласие на прекращение уголовного дела. К сожалению, по значительному числу уголовных дел прокурор не даёт согласия на их прекращение, так как нет правовой нормы в его полномочиях. С учётом изложенного прошу вас поддержать законопроект, принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Марса Рахматулловича Кальметьева. Тоже с места, как и в прошлый раз. Включите микрофон. КАЛЬМЕТЬЕВ М. Р. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! По мнению комитета, названная поправка представляется излишней. Часть вторая статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перечень полномочий прокурора оставляет открытым, так как в соответствии с пунктом 17 части второй данной статьи прокурор вправе осуществлять иные полномочия, установленные настоящим кодексом. Кроме того, согласно пункту 13 части второй статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор наделён полномочием утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу. В связи с изложенным комитет данный законопроект предлагает отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, напоминаю: процедура первого чтения. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Также нет. Представители президента и правительства настаивают ли на участии в дискуссии? Нет. Алексей Валентинович, хотели бы вы выступить с заключительным словом? Пожалуйста, Алексей Валентинович. Включите микрофон депутату Митрофанову. МИТРОФАНОВ А. В. Я благодарю председательствующего: сегодня настоящее либерально-демократическое ведение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я лишь слуга Регламента. МИТРОФАНОВ А. В. Да. Одно только хочу сказать: за этим решением - тысячи жизней. Вот и всё. Думайте, как вы будете голосовать. Потому что речь идёт о том, что прокурор может дать согласие, и многие дела тогда могут быть, так сказать, быстрее прекращены, решение по ним не будет затягиваться и так далее, когда там нет состава преступления и прочее. Да, есть строка "иные полномочия", но отсюда же не вытекает, что он может давать согласие дознавателю или следователю на прекращение уголовного дела. Нет же такого, понимаете, в этих "иных полномочиях", поэтому на практике это не происходит. Так что подумайте при голосовании. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, что депутаты всегда думают, когда голосуют. Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в первом чтении. Профильный комитет возражает против данной законодательной инициативы. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 05 сек.) Проголосовало за 34 чел.7,6% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 37 чел. Не голосовало 413 чел.91,8% Результат: не принято Отклоняется законопроект.