Заседание № 137
О проекте федерального закона № 276472-6 "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации". Александр Александрович Ремезков, пожалуйста. Включите микрофон. РЕМЕЗКОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект также подготовлен к третьему чтению, и комитет рекомендует Государственной Думе принять его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам есть желающие выступить? Нет. Выносим на "час голосования".
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 58 сек.) Проголосовало за 448 чел.99,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 448 чел. Не голосовало 2 чел.0,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 135
О проекте федерального закона № 276472-6 "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации". Александр Александрович Ремезков, пожалуйста. РЕМЕЗКОВ А. А. Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект в первом чтении был принят 23 октября этого года. За этот период в комитет поступило две поправки, они расположены в таблице № 1 и рекомендуются комитетом к принятию. Прошу утвердить данную таблицу поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 18 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Таблица принимается. Выносим на "час голосования".
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 36 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 124
О проекте федерального закона № 276472-6 "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части установления ответственности за систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! По 13-му вопросу должен был докладывать Анатолий Григорьевич Лысков из Совета Федерации, но по договорённости с ним выступит здесь присутствующий соавтор Рафаэль Мирхатимович Марданшин. Мы предлагаем, чтобы он выступил и от авторов, и от комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Павел Владимирович Крашенинников предлагает по 13-му вопросу сделать единый доклад и содоклад. Принимаем, да?
Коллеги, мы с вами сегодня приняли решение сократить перерыв, поэтому есть возможность до начала перерыва рассмотреть ещё один или два законопроекта. Нет возражений? Ну давайте тогда 13-й рассмотрим, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации". Рафаэль Мирхатимович Марданшин, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации" подготовлен в целях совершенствования правоприменительной практики при раскрытии и расследовании наиболее опасных преступлений, связанных с организацией либо содержанием притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ. Следственная и судебная практика по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьёй 232 Уголовного кодекса Российской Федерации, свидетельствует об имеющихся проблемах в вопросах привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в организации или содержании притонов или их аналогов в разных регионах страны. В силу отсутствия единообразного подхода это приводит к нестабильности принимаемых судебных решений, зачастую влечёт необоснованное освобождение от ответственности виновных лиц. В частности, под притоном понимается помещение, приспособленное исключительно для одной цели - для потребления наркотических средств. Как показывает практика, несколько случаев употребления наркотических средств в квартире, где проживает организатор, не является основанием для признания её притоном; предоставление гражданином своего жилого помещения, посуды и других приспособлений для изготовления раствора наркотических средств, поддержание удобного для употребления наркотиков и психотропных веществ порядка в квартире и тому подобное не могут рассматриваться как организация и содержание притонов. Притоносодержатели крайне редко подыскивают, приобретают или нанимают жильё или нежилые помещения исключительно только для целей потребления наркотических средств, в большинстве случаев они используют для этих целей жилое помещение, где проживают сами, зачастую с семьями. В результате при квалификации деяний фактических притоносодержателей искусственно занижается общественная опасность указанных деяний, и они подвергаются наказанию несоразмерно содеянному, хотя общественная опасность такого рода преступлений не зависит от того, специально квартира приобретена под притон или в этих целях систематически используется личное жилое помещение. В связи с этим подготовлен законопроект, направленный на устранение названного несоответствия, предусматривающий уголовную ответственность не только за организацию и содержание притонов для потребления наркотических средств, но и за систематическое предоставление помещений для этих целей. На данный законопроект имеются положительные отзывы Правительства Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. Правовое управление Аппарата Госдумы замечаний по данному законопроекту не имеет. По мнению Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, предлагаемые изменения позволят повысить эффективность борьбы с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Принимая во внимание изложенное, предлагаю данный законопроект принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы у депутатов? Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый докладчик, вот вы в своей информации ссылались на то, что квартиры используются в качестве наркопритонов, но общеизвестно - и кстати говоря, есть серьёзные исследования по Москве и Московской области, - что главными распространителями наркоты являются ночные клубы, а их владельцы - очень состоятельные люди. Считаете ли вы, что предложенная вами мера серьёзно повлияет на наказание этой категории наркораспространителей? А я утверждаю, что это главные распространители наркоты, и не только в Москве. МАРДАНШИН Р. М. Я хотел бы сказать, что данный законопроект касается именно жилых и нежилых помещений, которые используются для изготовления наркотиков, для употребления наркотиков. Я думаю, что в принципе эти изменения в какой-то степени могут повлиять и на... Ну, в полной мере, конечно, это не решит вопрос, вы это прекрасно понимаете, в первую очередь законопроект касается жилых помещений и нежилых помещений, которые находятся в собственности или в аренде у организаторов данных притонов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Рафаэль Мирхатимович, вы совершенно правильно утверждаете, что нужно установить единые критерии, но что такое "систематические"? Давайте пропишем тогда, что это больше, чем один раз, иначе, если мы не определим точный критерий, у преступника будет возможность уйти от ответственности. То есть сейчас вы создаёте некое дополнительное поле для коррупции при расследовании данного вида преступлений, поэтому так и напишите: если один раз - несистематически, а если два раза - уже система, и всё будет чётко и понятно. Прокомментируйте, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М. Ну, мы принимаем этот законопроект в первом чтении, если у вас есть такого плана предложения, конечно, ко второму чтению их можно подготовить - будем рассматривать и принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Юрьевич Носов. НОСОВ Д. Ю. Добрый день, Рафаэль Мирхатимович! Вопрос заключается в следующем. Эта мера наказания вводится для собственников, а зачастую люди сдают квартиру, могут жить вообще в другом совершенно месте и не знать, что у них в квартире происходит. Я бы хотел уточнить, мой вопрос уточняющий: я правильно понимаю, что это будет распространяться только на тех, кто нелегально сдаёт квартиру? Ведь если человек сдаёт квартиру по закону, то он уже не несёт ответственности за то, что там делается, правильно? То есть как будет проводиться работа с собственниками, чтобы не пострадали невинные люди, которые не знают, не могут знать, что там происходит, и это прописано, допустим, в условиях договора и так далее, и так далее? МАРДАНШИН Р. М. Данная статья в Уголовном кодексе называется "Организация либо содержание притонов...", вот мы туда добавляем: "или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств..." Это будет касаться и тех, кто непосредственно является владельцем этих помещений, и тех, кто на законных основаниях арендует эти помещения, они ведь на данный момент являются владельцами помещений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Трое. Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У меня выступление от фракции. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! С моей точки зрения, данная проблема должна быть одной из главных после бюджета. Почему? Я не случайно задал вопрос докладчику, - которого заменили, у меня записан был другой - есть ведь серьёзные исследования, и мы с вами должны помнить: с этой трибуны и представитель ФСКН, и ряд других лиц говорили нам о том, что после входа войск НАТО, или американцев, в Афганистан производство только опия-сырца увеличилось многократно и, по данным ООН, в 2009 году его было произведено 2800 тонн. Вдоль бывшей советской границы было поставлено восемьдесят суперсовременных фабрик по переработке опия-сырца в героин, а это в три раза уменьшает его объёмы и резко увеличивает мощь воздействия на массы. Так вот, исследования показывают: при проведении определённых рейдов выявлено, что 62 процента постоянных посетителей ночных клубов являются систематическими потребителями наркотиков различного вида. Это о чём говорит? О том, что эти ночные клубы были специально созданы как рассадники наркоты, примерно так же, как американские базы в мире: везде, где появляется американская военная база, через три-пять лет резко возрастает число наркоманов в этих местах, это уже доказано, так происходит и в Западной Европе, в Косове, вот это самое последнее место, где появилась база, и в Турции - везде. Я это к чему вам говорю? Принятие вот таких проектов - это, ну, принятие пиар-проектов, я их по-другому не назову, потому что, безусловно, любой разумный человек будет за него голосовать, но если вы внимательно прочитаете его содержание, то поймёте, что по этой статье привлечь никого нельзя, вы внимательно почитайте! С моей точки зрения, - и я неоднократно говорил об этом и председателю комитета - нам вообще к этому вопросу надо подходить фундаментально. В Китае двести лет назад Великобритания вела так называемую опиумную войну: Китай потерял 143 миллиона человек, это нынешняя численность населения Российской Федерации. Общеизвестно, что Российская Федерация сегодня теряет 100 тысяч молодых людей в год от передозировки наркотиков и от их употребления, подчёркиваю: 100 тысяч! Это одна из базовых потерь, потому что среди этих 100 тысяч подавляющее большинство составляют молодые люди в возрасте до тридцати пяти лет, ну и обоих полов. Я не понимаю, почему ни ФСКН, ни наш комитет не хотят фундаментально подойти к решению этой проблемы! А теперь о том, как эту проблему фундаментально решить. Правильные сейчас задавали вопросы: имеется опыт стран, которые уже пережили эту проблему с разными издержками, решили её, - так почему же мы не хотим использовать этот опыт?! Ведь эта угроза, по мнению экспертов, является одним из элементов третьей мировой войны, которая проводится без оружия, - она проводится путём резкого стимулирования наркоманизации, алкоголизации и убийства производственной базы. Ни наркоманом, ни алкоголиком никто не рождается, а среду создаёт правительство. У нас убиты остатки производства, у нас в колоссальном кризисе находится сельское хозяйство, а одно рабочее место в сельском хозяйстве, кстати говоря, может создавать до пятнадцати рабочих мест в городе, но только надо 41 миллион гектаров начать пахать; у нас уже и тракторных заводов не хватит, чтобы обеспечить тракторами, плугами и комбайнами, программа разработана, но её никто не реализует. Из 24 программ у нас осталось четырнадцать, и эти четырнадцать за этот год не профинансированы в подавляющем большинстве и на 50 процентов. Вот это является самым важным моментом. В Китае, например, пока не ввели смертную казнь для тех, кто занимается распространением наркотиков, проблему победить не могли, зато сегодня Китай - одна из стран, где мало потребляют наркотиков в пересчёте на душу населения. С моей точки зрения, нам прежде всего надо ужесточить законодательство, потому что жажда сверхприбыли от наркоторговли перебивает действие любых законов, кроме радикальных. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции ЛДПР кто выступает? Дмитрий Юрьевич Носов. Микрофон, пожалуйста, включите. НОСОВ Д. Ю. Уважаемые коллеги, буду о законе непосредственно говорить; Николай Васильевич сейчас так масштабно выступил от фракции, а я скажу больше о законе. Все знают, что даже за проституцию у нас больше наказание, чем за организацию наркопритонов. Я вам могу сказать, как человек, непосредственно соприкасающийся с этой проблемой, что в Красноярском крае меня называют антидилером, потому что я объявил войну дилерам, которые распространяют наркотики. Зачастую мы имеем совершенно другое представление об этом, нам кажется, что это, как говорит Николай Васильевич, опиумная мафия и так далее. Вы знаете, каково было моё удивление, когда я узнал, что 95 процентов наркоманов последнее, что видят в своей жизни, это так называемый "крокодил" - дезоморфиновый наркотик, который варится из дезоморфина, покупаемого в аптеке, и всё это варится как раз непосредственно в наркопритонах, в таких квартирах. Такой наркопритон уносит минимум пять жизней, а наркопритонов у нас официально было выявлено в прошлом году более 5 тысяч, то есть более 25 тысяч человек - это наша молодёжь - мы теряем непосредственно в результате деятельности таких притонов. И понятно, что, конечно, надо ужесточать законодательство, вводить строжайшие меры наказания, и, возможно, мы будем говорить ещё даже о том, чтобы ещё больше усилить эти меры. Фракция ЛДПР полностью поддерживает этот законопроект, и мы говорим большое спасибо его авторам - мы действительно спасём тысячи жизней таким законом! И во втором чтении мы, конечно, будем законопроект ещё дорабатывать. Большое спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ремезков Александр Александрович. РЕМЕЗКОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, мы абсолютно согласны с тем, что действие данной нормы нужно расширить. Безусловно, к числу ответственных лиц должны относиться не только те, кто изготавливает и употребляет наркотики, но и те, кто, как сказано в законопроекте, систематически предоставляет помещения для их изготовления, а также те, кто владеет различными точками общепита, клубами и так далее, и те, кто их арендует. Сравнение диспозиции статьи 232 с диспозицией статьи 241 "Организация занятия проституцией", которая предусматривает уголовную ответственность не только за содержание притонов для занятия проституцией, но и за систематическое предоставление помещений для этого, свидетельствует о разных подходах к наказанию при явной схожести общественной опасности этих явлений, причём, конечно, наркомания - более опасное деяние. Это первый повод для того, чтобы расширить круг ответственных лиц. Сейчас первое чтение, и мы думаем, что ко второму чтению будут поправки, которые позволят ещё более значительно расширить круг ответственных лиц. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Комитета? Нет желающих выступить? Нет. Выносится на "час голосования".
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 02 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Принят в первом чтении.