Заседание № 154

24.03.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 276434-4 "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1047 по 1397 из 7293
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 2. О     
проекте федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о            
предупреждении терроризма". Доклад официального представителя Президента        
Российской Федерации министра иностранных дел Российской Федерации Сергея       
Викторовича Лаврова.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Викторович, на трибуну.                                      
                                                                                
ЛАВРОВ С. В., официальный представитель Президента Российской Федерации,        
министр иностранных дел Российской Федерации.                                   
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Рассматриваемый сегодня       
Государственной Думой документ мы считаем для России весьма важным. Основа      
конвенции - блок статей по предупреждению терроризма. Главное новшество         
заключается в том, что конвенция криминализирует, то есть признаёт уголовно     
наказуемыми, преступления в трёх ключевых составах: первый - публичное          
подстрекательство к совершению террористических преступлений; второе -          
подготовка террористов; третий - их вербовка. Особое значение имеет статья о    
криминализации публичного подстрекательства к совершению террористического      
преступления, нацеленная в том числе на пресечение доступа террористов и их     
спонсоров к общественным трибунам, к прессе и Интернету, - норма, которая у     
нас до недавнего времени отсутствовала в российском законодательстве, но        
вводится в этом году.                                                           
                                                                                
Конвенция предполагает в целях предупреждения терроризма также меры в сфере     
образования и культуры, задействование потенциала средств массовой              
информации, неправительственных организаций, в целом гражданского общества.     
Предусматривается совершенствование взаимодействия спецслужб, в том числе в     
сфере подготовки кадров. Важно, что конвенция нацеливает                        
государства-участники на широкое международное сотрудничество в целях           
обеспечения неотвратимости ответственности на основе принципа "либо выдай,      
либо суди". Закреплены конкретные обязательства участников по обмену            
информацией, оказанию друг другу иных видов правовой помощи.                    
                                                                                
Конвенция была открыта для подписания в мае прошлого года на саммите Совета     
Европы в Варшаве, причём открыта для подписания не только членами Совета        
Европы, но и другими государствами, которые в Совет Европы не входят, но        
принимали участие в её разработке, включая США, Канаду, Мексику, Японию.        
Кроме того, по решению Комитета министров Совета Европы, конвенция может быть   
открыта для подписания и любым другим государством, то есть фактически          
раскрыты возможности для её универсального применения.                          
                                                                                
Конвенция, по сути дела, открыла ключевой ныне фронт международного             
антитеррористического сотрудничества, а именно создала правовые рамки для       
инициативных совместных усилий государств в целях противодействия               
террористической идеологии и пропаганде. Это, в общем-то, один из реальных      
примеров первопроходческих усилий Совета Европы, причём при ведущем участии     
России.                                                                         
                                                                                
Эту тему мы довольно долго пробивали в международно-правовых дискуссиях, она    
овладевает многими умами. Это подтверждается тем, что в сентябре прошлого       
года по нашей инициативе Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1624,          
которая развивает потенциал рассматриваемой сегодня конвенции в главном         
направлении - именно пресечение подстрекательства к терроризму. И теперь уже    
эта норма стала универсальной через решения Совета Безопасности, которые, как   
вы знаете, обязательны для выполнения всеми государствами.                      
                                                                                
Могу сразу отметить, что мы уже применяем и конвенцию, хотя она пока ещё в      
силу не вступила, - работаем в её духе, - и вступившую в силу резолюцию         
Совета Безопасности для решения практических задач, в частности по известному   
фигуранту Ахмеду Закаеву, который скрывается в Лондоне. После принятия          
резолюции по пресечению подстрекательства к терроризму английским властям       
стало гораздо сложнее отвечать на наши вопросы. Они по-прежнему ссылаются на    
то, что дело решает суд, но аргументов у МИДа Великобритании стало гораздо      
меньше. Более того, министр иностранных дел Джек Стро сделал уже публичное      
предупреждение Закаеву в связи с его очередными высказываниями некоторое        
время назад.                                                                    
                                                                                
Мы убеждены в том, что конвенция имеет большой потенциал. Россия подписала её   
17 ноября прошлого года, и, несомненно, она отвечает российским интересам.      
Она нам даёт дополнительные возможности для работы по пресечению деятельности   
за рубежами России пропагандистов терроризма и всякого рода эмиссаров,          
которые орудуют на Северном Кавказе, вернее, представляют орудующих на          
Северном Кавказе террористов.                                                   
                                                                                
Мы считаем важным обеспечить скорейшее вступление конвенции в силу, поскольку   
Россия будет председательствовать в Комитете министров Совета Европы с мая      
этого года, было бы важно показать и здесь нашу пионерную роль. Пока            
ратификации конвенции не было. Подписало её тридцать одно государство,          
включая Великобританию, Италию, Испанию, таких важных наших партнёров. Но в     
том, что она отвечает интересам России, у нас нет ни малейшего сомнения, и      
просим поддержать предложение о ратификации.                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Викторович. Пожалуйста, пройдите в        
ложу. Сейчас у нас будет содоклад, и потом уже будут вопросы.                   
                                                                                
С содокладом выступает член Комитета по международным делам Игорь               
Вячеславович Баринов. Пожалуйста.                                               
                                                                                
БАРИНОВ И. В., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Постараюсь быть краток, тем    
более что министр иностранных дел достаточно подробно остановился на            
необходимости ратификации этой конвенции, на её новациях. Единственное,         
хотелось бы сказать, что на самом деле эта конвенция должна стать ключевым      
звеном международного сотрудничества в области противодействия идеологии        
терроризма и экстремизма, и поподробнее остановиться только на одном моменте,   
который прозвучал в выступлении министра иностранных дел, - принципе "либо      
суди, либо выдай", который раскрывается в данной конвенции. К сожалению, на     
сегодняшний момент у нас не так много двусторонних договоров о выдаче, они      
подписаны чуть больше чем с двадцатью государствами. И вот этот пробел данная   
конвенция во многом может устранить. Тем более, что международная конвенция     
имеет приоритет над любыми двусторонними договорами.                            
                                                                                
Приняв данную конвенцию, - а её на сегодняшний день уже подписало, если не      
ошибаюсь, тридцать одно государство - мы получим лишний аргумент как раз        
именно в борьбе за выдачу тех лиц, которые находятся в международном розыске.   
Как уже сказал министр иностранных дел, возможно, английской стороне будет      
сложнее противиться выдаче Ахмеда Закаева. Ну и надо посмотреть, насколько      
возможно применить эту конвенцию и в отношении гражданина Березовского.         
Кстати, мы вчера на совместном заседании двух комитетов - по безопасности и     
по международным делам - поднимали эту тему и было сказано, что Генеральная     
прокуратура расследовала уголовное дело о возможной причастности гражданина     
Березовского к финансированию лиц, имеющих отношение к терроризму. Ещё раз      
повторю, что надо подумать и, возможно, в этом направлении поработать.          
                                                                                
В заключение я хочу сказать, что конвенция на самом деле отвечает               
национальным интересам Российской Федерации. Поэтому Комитет по международным   
делам, рассмотрев этот вопрос на своём заседании, рекомендует конвенцию         
ратифицировать, тем более что это не потребует дополнительных расходов из       
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Вячеславович, присаживайтесь.              
                                                                                
Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вопросов       
нет, единодушное мнение, наверное, будет: поддержать. Есть ли желающие          
выступить? Есть, Митрофанов записался на выступление, и Глотов записался -      
два выступления.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Митрофанов Алексей Валентинович.                                    
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, фракция ЛДПР будет поддерживать            
ратификацию Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма. И в целом мы   
всегда поддерживали борьбу с террористическими проявлениями, ещё в начале       
90-х отмечали опасности, вырастающие из новой системы мироустройства, которая   
сейчас фактически навязана. Но, внимательно относясь к тому, что написано в     
этой конвенции, давайте сразу сделаем несколько чётких замечаний. Первое. Мы    
увлеклись борьбой с терроризмом очень сильно, мы всегда об этом говорим. И      
вот недавно появляется доклад, американский доклад о том, что Америка вновь     
имеет монополию на ядерное оружие, Америка может уничтожить Россию и Китай,     
не получив ответного удара. С 62-го года таких разговоров не было. Это начало   
нового, так сказать, мира! То есть кубинской прививки американцам хватило на    
сорок четыре года, ровно на мой возраст, - удивительно!                         
                                                                                
К чему я говорю сейчас об этом? К тому, что разговоры о терроризме, взаимные    
усилия по борьбе с терроризмом не должны нас отвлекать от того, что             
происходит в мировой политике, от того, что никто не отказался от ядерного      
оружия. Все наши благодушные разговоры последних двадцати лет о сокращении      
вооружений, о том, что надо сокращать оружие массового поражения, уговоры со    
стороны МИДа ратифицировать Договор СНВ-2, которые мы много лет слышали в       
этом зале, - всё это ошибки на самом деле. Мир по-прежнему жесток. И как        
только у нас действительно не будет серьёзного оружия для ответного удара, с    
нами совсем по-другому будут говорить, совсем по-другому. И правильно сказал    
Владимир Вольфович, что, если бы у нас этого потенциала не было, Ельцин давно   
сидел бы в соседней камере с Милошевичем в Гаагском трибунале. Абсолютно        
правильно! И это должны помнить и сегодняшние наши политики. Поэтому очень      
важен ядерный потенциал. Разговоры о терроризме, ратификация конвенций,         
сотрудничество спецслужб в этой сфере - всё это не должно заслонять главного:   
в мире все конкуренты, и, как только кто-то ослабеет, станет ниже допустимого   
порога, его сожрут, ещё и кости доедят! И это должны все знать абсолютно        
точно.                                                                          
                                                                                
Второе. Когда мы говорим о терроризме, мы должны всё же различать               
национально-освободительные движения и террористические проявления, а это       
разные вещи. Это разные вещи! И когда много лет какой-то народ, например        
курдский, ведёт борьбу за свою самостоятельность, за свои интересы, мы не       
должны говорить, что это террористы, иначе в террористов будут записаны все     
враги Америки. Давайте различать врагов Соединённых Штатов, прописанных там,    
в белой книге Госдепа, и действительно террористов.                             
                                                                                
Третье. Запад постоянно применяет двойные стандарты, постоянно: у них           
террористы те, кто против них, а те, кто с ними, - это народное ополчение.      
Вот их подход. И нам надо такой подход, нам тоже нужен такой подход! Поэтому    
они и не отдают Закаева, уважаемый депутат Баринов. Не отдают и не отдадут      
вам никакого Закаева! А может быть, в порядке такого торга вам разменяют        
какого-то балбеса, так сказать. Зачем это нужно?! Понимаете, цена вопроса       
будет такова, что нам будет просто невыгодно. Запад будет идти по этой линии.   
А мы всё время пытаемся всё выполнять, а мы всё время пытаемся исполнять все    
конвенции - никакого толку от этого не будет! И мы должны применять двойные     
стандарты: те, кто нам нужен, - это друзья и национально-освободительное        
движение, а те, кто против нас, - те террористы, бандиты и подонки, да. Вот     
только такой подход, только такой подход! Другого пути не дано.                 
                                                                                
И то же самое с публичными заявлениями. Мы немножко, мне кажется, пережимаем    
с Борисом Абрамовичем: ну не та это фигура, чтобы заниматься всем               
государством его изловом и обсуждать в Думе! Понимаете, надо же конкретно       
смотреть: после своего юбилея, шестидесятилетия, утром проснувшись, понятно в   
каком состоянии, он сделал какие-то заявления, которые можно рассматривать      
как призывы к насильственным действиям, - а мы возбудились целым                
государством! Ну он-то и радуется: во, говорит, отлично, по всем каналам, вот   
работа идёт, да, бесплатно, ни копейки не отдал за это, молодец! Ну нельзя      
так! Зато когда американцы публикуют серьёзный доклад о деградации наших        
ядерных средств, мы помалкиваем, мы ничего не собираемся обсуждать в Думе, мы   
не собираемся немедленно вызывать министра Иванова.                             
                                                                                
Мне могут сказать, что вы здесь немножко нервозны, надо щепетильнее быть в      
вопросе ядерном. Да, я хочу быть повышенно нервозным в этом вопросе! Я хочу     
по первому звонку реагировать на это, поскольку это вопрос жизни и смерти       
государства. И разговоры добродушные, что Америка никогда - ну что вы! -        
против нас не применит ядерное оружие, эти профессорские и интеллигентские      
разговоры пятнадцатилетней давности из среды наших демократов надо              
заканчивать. Применят! С удовольствием! Когда будут иметь возможность. Из       
этого надо исходить. В одну ночь могут применить! Это мы добрые,                
расслабленные, так сказать, мы не применим никогда, думаем, что всё             
нормально, поскольку огромная страна, северная страна, мы расслабленны всегда   
и немножко заморожены. А в Америке живёт больше южан, они темпераментные и      
быстрые. Мне ещё Фидель Кастро говорил: вы американцев правильно понимайте,     
они южане, у них совершенно другой темперамент, чем... мы вот их понимаем.      
                                                                                
Конечно, давайте ратифицировать, любые меры борьбы с терроризмом хороши.        
Конвенция осуждает публичные призывы к терроризму и вводит за это уголовное     
наказание - это всё надо делать. Но давайте в практической политике будем       
взрослыми и букву закона тоже понимать и делить на шестнадцать, так сказать,    
и вот эти все ограничения по двойным стандартам... Мы должны видеть главное,    
мы должны понимать мир как конкурентную среду, мы должны гибко реагировать на   
ядерные вопросы. И не стоит радоваться, что мы закупим бомбардировщики          
"Су-34", нам нужны стратегические бомбардировщики нового типа. То, на чём       
летал президент, - это старьё на самом деле, и мы должны это прекрасно          
понимать. Стратегические бомбардировщики нужно новые делать, нужно вообще       
коренным образом всё менять с учётом новых возможностей. То же самое и          
современные возможности ПВО, возможности засечек и так далее - нужно тратить    
на это деньги, не воровать деньги, а действительно создавать что-то, понимая,   
что это делаем для себя. Любой руководитель коммерческого предприятия,          
создавая свою службу безопасности, понимает, что он работает на себя. Когда     
мы в государстве будем относиться к Министерству обороны и к стратегическим     
силам как к своей службе безопасности и так же заботиться о ней? Так, чтобы у   
нас военнослужащий был хотя бы равен, так сказать, сотруднику ЧОПа (частного    
охранного предприятия) по обеспечению, по внешнему виду, по отношению к нему.   
Давайте хоть чуть-чуть позаботимся, потому что любая мелкая компания            
заботится о себе, она о себе заботится, а мы, государство с огромной            
территорией, относимся к своей службе безопасности - своей армии - просто       
как... для вида надо бюджет...                                                  
                                                                                
Мы должны наконец понять: армия нам очень нужна - нам предстоит война в         
Абхазии. У нас расслабленный какой-то, так сказать, разговор сейчас: о,         
Олимпиада, Сочи... Какой Сочи! Война начнётся, Саакашвили готовится к войне!    
И выдачи не Березовского надо требовать, а Бадри, потому что Бадри реально      
финансирует всю эту историю, а вы ловите не в тех местах не тех кошек! Вот он   
реально финансирует эту тему, он реально связан с Саакашвили, а мы его вообще   
не трогаем. Мы из Грузии не можем вытащить человека, который против нас ведёт   
работу, а ищем где-то в Лондоне каких-то там людей, не имеющих к этому          
никакого отношения, которые с перепоя чего-то там несут. Понимаете, надо        
заниматься реальной политикой!                                                  
                                                                                
Саакашвили начнёт войну - это я сейчас вам говорю, при ратификации Конвенции    
Совета Европы о предупреждении терроризма. Сегодня вам чётко говорю: война      
начнётся, я думаю, уже ближе к лету. Проведены учения десанта, высадка в        
Очамчире, открылась база по всем натовским стандартам, у него работают          
американские советники (вы это знаете), все офицеры прошли практику за          
рубежом. Он получил не "Су-34" - он получил "Су-25", но они будут бомбить,      
потому что они с израильской электроникой, они переделанные... (Микрофон        
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Глотов Сергей Александрович, пожалуйста.                  
                                                                                
ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты, уважаемый        
Сергей Викторович! Конечно, фракция "Родина" (Народная Воля - СЕПР)             
поддерживает ратификацию данной конвенции. Очень хороший, выверенный текст,     
который готовился не один год (хотя и не без трудностей) в рамках Совета        
Европы при нашем, российском участии.                                           
                                                                                
Хорошо прописаны цели конвенции - речь идёт о предупреждении в первую очередь   
терроризма, о соблюдении прав человека, в том числе права на жизнь, о борьбе    
с терроризмом на национальном уровне и на международном уровне. В статье 3      
указаны основные векторы национальной политики по предупреждению терроризма.    
И сказано об ответственности за публичное подстрекательство и о мерах по        
укреплению международного сотрудничества. Действительно, очень хороший и        
полезный документ, который, будем надеяться, действительно поможет в первую     
очередь в предупреждении терроризма.                                            
                                                                                
Но хотелось бы сказать о механизме реализации этой конвенции и роли             
Министерства иностранных дел при её реализации. Мы уверены, что, конечно,       
дипломатические усилия на этом направлении принимаются большие, но тем не       
менее есть очень серьёзные резервы.                                             
                                                                                
Я считаю, что первым резервом по-прежнему остаётся информационный резерв. И     
что бы ни делали, Сергей Викторович, а будучи несколько дней назад в            
Белграде... Сербы и черногорцы говорят очень просто: приехала Кондолиза Райс,   
состоялись ваши встречи с ней - и судьба Косова, будущего террористического     
государства, решается в пользу отделения Косова. И бытует уже твёрдое           
убеждение в том, что эти террористы взяли верх, Россия не наложит вето в        
Совете Безопасности ООН на отделение Косова от Сербии и дальше этот плацдарм    
будет наращиваться. Мы не слышим сегодня многих предупреждений, тех, что были   
раньше по Северной Ирландии, по другим точкам мира, где лихорадило, но мы       
слышим, как нас всякий раз упрекают и в Совете Европы и на других               
международных уровнях за Чечню, за другие наши "проступки". Поэтому мы          
говорим, что информационная составляющая в борьбе с терроризмом, в том числе    
в контексте конвенции, что касается в первую очередь, наверное, МИДа, а также   
различных наших информационных служб, должна быть значительно усилена.          
                                                                                
Мы говорили на заседаниях Государственной Думы и в рамках встреч с вами,        
которые регулярно - и за это вам большое спасибо - проходят в стенах            
Государственной Думы: включите в этот механизм партии, которые сегодня          
набирают вес, которые играют сегодня наиболее существенную роль в               
политической жизни страны, включите их тоже в механизм международного           
сотрудничества. Это не такой маленький резерв, как кажется на первый взгляд.    
И мы тоже должны определиться, в том числе и когда будет проходить саммит       
"большой восьмёрки", каково парламентское измерение этого саммита, что          
Государственная Дума наряду с электроэнергетикой и другой проблематикой может   
привнести в обсуждение на этом важном форуме. А может быть, действительно вот   
вопросы законотворческие, законодательного обеспечения борьбы с терроризмом и   
вопросы уже реализации той конвенции, которую мы сегодня дружно, безусловно,    
ратифицируем?                                                                   
                                                                                
Я, завершая своё выступление, ещё раз хочу сказать, что, конечно, здесь нужны   
международные союзы. Нам нужен международный славянский союз - Белоруссия,      
Россия, Сербия, Черногория и Украина - для борьбы с таким явлением, как         
терроризм, и в целом для укрепления международного сотрудничества. Но хочется   
ещё сказать, Сергей Викторович, что мы проголосуем за эту конвенцию, но         
развейте наши сомнения и скажите, что МИД и дальше будет твёрдо стоять на       
этих позициях, в том числе по вопросу Косова, нигде ничего мы больше не будем   
отдавать и везде наше громкое и твёрдое вето будет звучать по этим вопросам.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить с заключительным словом докладчику?             
                                                                                
ЛАВРОВ С. В. Борис Вячеславович, если можно, я вот только отреагирую на         
косовский вопрос.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЛАВРОВ С. В. Я не знаю, что говорят сербы, когда они встречаются с              
приезжающими представителями различных фракций Государственной Думы, но         
проблема Косова - это прежде всего проблема сербов и в известной степени        
черногорцев, но в первую очередь сербов, и именно от их активности зависит      
то, как будет решаться судьба Косова. Мы твёрдо выступаем за то, чтобы          
решение было переговорным, а не навязанным, но пока, к сожалению, сербская      
сторона не очень активно в этих переговорах участвует. И могла бы быть          
потвёрже, а мы её поддержим, но мы не можем быть более сербами, чем сами        
сербы.                                                                          
                                                                                
А вас я заверяю, что наши интересы мы будем по-прежнему защищать твёрдо, не     
впадая в ненужную конфронтацию, и именно так, прагматично, будем решать свои    
задачи. Насколько это будет получаться, будет зависеть во многом и от           
согласованности действий всех ветвей власти. Я очень ценю наш диалог с          
Государственной Думой и Советом Федерации и рассчитываю на его продолжение.     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы обсудили данный проект закона и выносим его на "час       
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1589 по 1606 из 7293
Уважаемые коллеги, я объявляю "час голосования". Ставится на голосование        
проект федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о             
предупреждении терроризма". Кто за? Прошу голосовать.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              420 чел.93,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    421 чел.                                          
Не голосовало                  29 чел.6,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.