Заседание № 132
О проекте федерального закона № 276391-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (в целях совершенствования правил валютного контроля в случае страхования российскими экспортёрами кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Юрий Павлович Олейников, пожалуйста. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, это ещё один законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании...". Он направлен на совершенствование валютного контроля страховых выплат при страховании задолженности иностранных контрагентов, которые финансируют в России стратегические проекты. Законопроект прошёл все необходимые обсуждения и согласования и готов к принятию в третьем чтении. Прошу вас проголосовать за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 18 сек.) Проголосовало за 336 чел.74,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 336 чел. Не голосовало 114 чел.25,3 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 130
О проекте федерального закона № 276391-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (в целях совершенствования правил валютного контроля в случае страхования российскими экспортёрами кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков; принят в первом чтении 14 декабря 2017 года с наименованием "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и о признании утратившей силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 20, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Игорь Борисович Дивинский, пожалуйста. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представленный законопроект внесён Правительством Российской Федерации, направлен на снижение административной нагрузки на российских экспортёров, реализующих в том числе и стратегически значимые проекты. В первом чтении законопроект был принят 14 декабря прошлого года. К законопроекту поступило шесть поправок: две правительственные и четыре от депутатов. Правительственные поправки предлагается отклонить, так как они учтены в поправках, предлагаемых комитетом к принятию. Правовое управление Аппарата Государственной Думы, ГПУ президента, Банк России, правительство в лице Минфина замечаний по законопроекту не имеют. Прошу утвердить таблицы поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 18 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 43 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 07 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ДИВИНСКИЙ И. Б. Александр Дмитриевич, я прошу включить проект федерального закона в проект порядка работы Государственной Думы на 12 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо.
Заседание № 85
О проекте федерального закона № 276391-7 "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и о признании утратившей силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков" (в целях совершенствования правил валютного контроля в случае страхования российскими экспортёрами кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 14-му вопросу повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и о признании утратившей силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков" (в части совершенствования правил валютного контроля в случае страхования российскими экспортёрами кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков). Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Владимировича Моисеева. МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Из названия законопроекта, собственно говоря, понятно, что мы предлагаем вам рассмотреть. Дело в том, что была создана государственная организация под названием "ЭКСАР", это страховой центр, страхующий экспортные, как правило, специальные государственные контракты, которые выполняются в рамках специальных международных договорённостей. По целому ряду проектов есть риск того, что покупатели, как правило, российского оборудования или других российских товаров могут не расплатиться вовремя с российскими поставщиками. Несмотря на то что договорённостями прямо предусмотрено, что производители всё равно получат деньги благодаря страхованию в ЭКСАР, по факту они нарушают закон о валютном контроле, поскольку, какие бы решения ни принимались какими угодно официальными лицами, закон прямо говорит о том, что репатриация валюты должна быть осуществлена. Сейчас действует такая, я бы сказал, немножко неочевидная норма: несмотря на то что нарушение есть, в КоАП имеется оговорка, что за это нарушение в случае страхования в ЭКСАР наказание не предусматривается. Вот чтобы такого рода правовые коллизии исключить, мы предлагаем законопроект, который направлен на то, чтобы признать резидента исполнившим свои обязательства в случае, если он застрахован в ЭКСАР на сумму не меньшую, чем объём будущих поступлений по контракту, и исключить из КоАП РФ норму, в которой, повторяю, говорится, что в случае вот такого нарушения штрафы не применяются. Поскольку устанавливается, что в случае страхования в ЭКСАР нарушений просто нет, станет избыточной вот та дополнительная норма в КоАП РФ, и мы предлагаем вам её отменить. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, содоклад Алексея Николаевича Изотова. ИЗОТОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Всё было изложено, не буду повторять, поэтому совсем кратко. Предлагается внести изменение в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и о валютном контроле", где отсутствовала норма, по которой Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций помимо операций страхования экспортных кредитов могло бы обеспечивать исполнение обязательств иностранных контрагентов и другими способами, а именно давать гарантии поручительства. Сейчас такие изменения внесены. Ну и второе, что здесь было сказано: если есть страховка в ЭКСАР и возмещение, то считается, что резидент выполнил свои обязательства и освобождается от административной ответственности за неисполнение обязанности по репатриации иностранной валюты. Законопроект больше, наверное, технического характера и направлен на упрощение деятельности и снижение рисков для наших российских экспортёров. Комитет поддерживает концепцию законопроекта и предлагает принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллеги, вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Владимирович, США и ЕС объявили 17 офшоров, скажем так, токсичными. Скажите, пожалуйста, сколько средств, застрахованных в ЭКСАР, находится там? И сколько мы будем должны людям, которые вывезли деньги, и каким образом возмещать? МОИСЕЕВ А. В. Николай Васильевич, по поводу средств в этих офшорах. Честно говоря, американцы, наверное, сами считают, мы за них не считаем. Что касается того, какие страны они называют офшорами. Понимаете, они могут назвать офшорами наших стратегических партнёров - мы же не будем за ними в связи с этим бегать? У нас есть контракты с разными странами, например с Венесуэлой, которую мы считаем нашим партнёром, а американцы считают её исчадием ада. Ну что же, мы будем с ними теперь?.. Не будем, наверное. При этом риски платёжеспособности в Венесуэле достаточно высокие, а мы с ними, как вы знаете, активно работаем. Чтобы защитить всех наших поставщиков... Это я в пример привёл данную страну. Мы говорим, что есть ЭКСАР: вы поставляете своё оборудование, машины, что-то в рамках ВТС, ещё что-либо, но если вдруг вам не заплатят, то мы вам компенсируем это за счёт выплаты страховки через агентство "ЭКСАР", которое является государственной организацией, чтобы вы, производитель, и ваши сотрудники не пострадали от политических рисков в той или иной стране. При этом коллизия заключается в чём? Несмотря на всё это, органы валютного контроля неумолимо говорят: нет, ты нарушил, ты должен был обеспечить репатриацию! А мы говорим: нет, если было принято решение нашими государственными органами власти, что мы на этот риск осознанно идём и страхуем производителя в ЭКСАР, давайте всё-таки не будем наказывать людей через закон о валютном контроле, если говорить только об этом. А что там американцы делают - это вы спрашивайте у американцев, этого я, извините, не знаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Волков Юрий Геннадьевич. ВОЛКОВ Ю. Г., фракция ЛДПР. Вопрос заключается вот в чём. Будет ли эта дополнительная страховая гарантия выдаваться, скажем так, широким фронтальным способом всем экспортёрам или будет касаться только компаний, которые осуществляют общегосударственные проекты, стратегические или имеющие какое-то конкретное приоритетное значение для Российской Федерации? МОИСЕЕВ А. В. Я, если честно, близко не знаком с политикой ЭКСАР, я знаю, что это подразделение ВЭБа, работает в рамках проекта ВЭБа и каких-то там других, которые тоже определены специальным образом. Я просто говорю, что, если страховка ЭКСАР выдана, человек, который страховал в ЭКСАР на сумму не меньше, чем объём контракта, считается не нарушившим закон о валютном контроле. Законопроект, который сейчас предлагается, только об этом. К сожалению, не готов сейчас политику ЭКСАР комментировать, это вопрос к Минэкономразвития, но, я уверен, если вы запросите, они вам ответят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ветлужских Андрей Леонидович. ВЕТЛУЖСКИХ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Владимирович, вы сказали, что уже были такие случаи неоднократно, как я понял. Всё-таки как часто происходят такие страховые случаи и со стороны какой страны? Я понял, что это структура ВЭБа, но нет ли угрозы банкротства ЭКСАР, если такие случаи будут многочисленными? МОИСЕЕВ А. В. Андрей Леонидович, не хочу вас обманывать, не работал с ЭКСАР, не могу дать вам точную информацию. По моей информации, косвенной, не так много, но поскольку, я ещё раз вынужден повторить, это не зона ответственности Министерства финансов, ответ дать не могу. Я предлагаю вам направить в минэк запрос и все эти вопросы в части ЭКСАР перед ним поставить. Ещё раз, я докладываю только о законе о валютном контроле, который в данной ситуации является производным от того, что ЭКСАР уже делает, а что они там делают, я, к сожалению, не готов комментировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих. Полномочные представители президента, правительства? Заключительное слово? Нет. Содокладчик, заключительное слово? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и о признании утратившей силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования механизма страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков", 14-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 25 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.