Заседание № 27
19.05.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 27529-4 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об урегулировании претензий, возникших вследствие воздушной катастрофы, произошедшей 4 октября 2001 года".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 392 по 403 из 4844
КОКОШИН А. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я предлагаю по пункту 3 содокладчиком назначить заместителя председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Антуфьева Сергея Владимировича. Это о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об урегулировании претензий...". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 750 по 755 из 4844
По пункту 3 - замена содокладчика по предложению депутата Кокошина. По предложению депутата Романова Валентина Степановича - протокольное поручение по Ульяновску в связи с прекращением подачи газа - обоснование прозвучало. Готовьте, и мы по нему определимся.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2516 по 2864 из 4844
Приступаем к рассмотрению пункта 3 порядка работы. Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об урегулировании претензий, возникших вследствие воздушной катастрофы, произошедшей 4 октября 2001 года". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - первого заместителя министра иностранных дел Валерия Васильевича Лощинина. Пожалуйста. ЛОЩИНИН В. В., официальный представитель правительства Российской Федерации статс-секретарь - первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Правительство Российской Федерации вносит предложение о ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об урегулировании претензий, возникших вследствие воздушной катастрофы, произошедшей 4 октября 2001 года. В тот день во время учений ПВО Украины над Чёрным морем был сбит российский пассажирский самолет "Ту-154", следовавший рейсом Тель-Авив - Новосибирск. В трагедии, как вы помните, погибли семьдесят восемь человек. В связи с катастрофой российской стороной перед Украиной был поставлен вопрос о финансовых выплатах в пользу членов семей погибших. Учитывая, что среди жертв были как граждане России, так и граждане Израиля, а значительное число погибших имели двойное гражданство, переговоры с украинской стороной велись нами в тесной координации с Израилем. Для нас принципиально важным было обеспечить равные условия возмещения для российских и израильских граждан - родственников погибших. Эта задача решена. В результате длительных и очень непростых переговоров с Украиной была достигнута договоренность о выплате за каждого погибшего суммы в размере 200 тысяч долларов США, что отвечает международной практике урегулирования последствий подобных трагедий. Общая сумма была разделена между Россией и Израилем, Правительство России получит ту ее часть, которая будет распределена среди российских родственников погибших, соответственно израильская сторона получит ту часть, которую распределит среди израильских родственников погибших. Юридические обязательства Украины были закреплены в двусторонних соглашениях, подписанных Киевом с Россией и с Израилем. Российско-украинское соглашение было подписано 26 декабря прошлого года. Сумма, исчисляемая Украиной и Российской Федерацией по соглашению, составляет более 7 миллионов 800 тысяч долларов. Эта сумма будет распределена среди членов семей погибших Правительством России. Подавляющее большинство российских родственников, а их сто четырнадцать, я бы даже сказал, что практически все родственники, поскольку из ста четырнадцати родственников погибших так высказались сто восемь, подтвердили свое согласие с условиями урегулирования, заложенными в соглашении. В соглашении предусматривается освобождение от всех налогов и сборов выплат родственникам погибших, то есть соглашение содержит правило, отличное от действующего законодательства, и поэтому подлежит ратификации. Соглашение носит гуманитарный характер, его единственная цель - осуществление финансовых выплат членам семей погибших. Оно не затрагивает вопросы о международно-правовой ответственности Украины или о вине отдельных должностных лиц. Именно поэтому в нем указано, что выплаты осуществляются ex gratia, то есть добровольно, без признания юридической ответственности. Это также соответствует международной практике урегулирования подобных ситуаций. Мы хотели бы выразить признательность Комитету по делам СНГ и связям с соотечественниками, Комитету по международным делам, Комитету по безопасности и Комитету по конституционному законодательству и государственному строительству, которые уделили рассмотрению этих документов серьезное внимание и разобрались во всех деталях самым тщательным образом. Скорейшая ратификация соглашения позволит уже в ближайшее время перечислить родственникам погибших денежные суммы и тем самым облегчить их тяжелое положение. Хочу подчеркнуть, что родственники также обращаются с просьбой ускорить рассмотрение и ратификацию этого соглашения. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Васильевич. Присаживайтесь. Слово для содоклада предоставляется Андрею Афанасьевичу Кокошину, председателю... Антуфьеву, да, замена докладчика была. Пожалуйста. АНТУФЬЕВ С. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! 27 апреля Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками рассмотрел законопроект о ратификации соглашения между Россией и Украиной. На данное заседание мы пригласили представителей МИДа и подробно рассмотрели суть этого соглашения. После рассмотрения данного законопроекта комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать его. Положительные заключения на законопроект мы получили от профильных комитетов - Комитета по безопасности, Комитета по международным делам и комитета по конституционному законодательству. Я хочу еще обратить ваше внимание на то, что в адрес Государственной Думы, в адрес нашего комитета поступило обращение благотворительного Фонда помощи семьям погибших пассажиров рейса 1812, который находится в городе Новосибирске. Этот общественный фонд просит депутатов Государственной Думы ратифицировать данное соглашение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Присаживайтесь. Будут ли у депутатов вопросы к докладчику и содокладчику? Вижу, что уже много. Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Восемь депутатов записались. Москалец Александр Петрович, пожалуйста. Скажите, к кому вопрос. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Так я на выступление... Вопрос снимаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон депутату Насташевскому Святославу Анатольевичу. НАСТАШЕВСКИЙ С. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. У меня вопрос к основному докладчику, вернее, два вопроса. Первый: какие меры предприняты либо договоренности есть с Украиной в целях предотвращения подобных инцидентов в будущем? И второй вопрос, о том, что не вошло в данное соглашение, но все-таки имеет непосредственное отношение к этому инциденту: как будут урегулированы претензии юридических лиц, в данном случае авиакомпании "Сибирь", к украинской стороне? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Валерий Васильевич. ЛОЩИНИН В. В. Уважаемый Святослав Анатольевич, что касается вопроса о "Сибири", то нужно иметь в виду, что, несмотря на завершение работы над соглашением по конкретным физическим лицам, у нас в повестке дня остается проблема юридических лиц, равно как и государственных органов, в том числе речь идет, естественно, и о самолете "Ту-154", о возмещении ущерба. Должен вам сказать, что в силу объективных причин эти два вопроса одновременно не рассматривались. Проблема заключалась в том, что переговорный процесс по двум вопросам значительно мог бы осложнить достижение согласия по этой проблеме, и, собственно, сама авиакомпания "Сибирь" в этом смысле предпринимала самостоятельные действия и до сих пор их предпринимает. Таким образом, предлагается ратифицировать соглашение, и в случае обращения компании "Сибирь" - а в повестке дня у нас эта тема имеется - мы вернемся к рассмотрению этого вопроса. Что касается вопроса о предотвращении подобного в будущем, то украинская сторона заявила публично о том, что она предпримет необходимые меры, с тем чтобы ничего подобного не произошло в будущем. Более того, украинская сторона публично принесла извинения, что также является очень важным моментом, и в том числе для достижения согласия. Разумеется, никто не может гарантированно говорить о том, что такие или подобные инциденты, катастрофы будут исключены вообще, но важно то, что украинская сторона заявила публично о том, что она готова предпринять необходимые меры для этого. Благодарю вас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Валерий Васильевич, поясните, пожалуйста. Вот судя по соглашению, один погибший человек оценивается в 200 тысяч долларов США. Откуда взялась такая сумма: 7 миллионов 809 тысяч 66 долларов 66 центов? Как она рассчитывалась? ЛОЩИНИН В. В. Эта сумма взята, конечно, не из такого чистого, что ли, пересчета. В принципе в России рассчитывается сумма по пятидесяти одной жертве катастрофы. Но речь-то идет о том, что деньги, 200 тысяч, выделяются не жертве, собственно, а родственникам. Так вот, родственники эти могут одновременно находиться и в России, и в Израиле. Допустим, таких родственников три: один из них проживает в России, двое - в Израиле, соответственно, вся эта сумма делится на соответствующие части. Там есть еще некоторые технические детали, которые прорабатывались вместе с Министерством финансов, но общий принцип, о котором я сказал, дает представление, как могут получиться такие некруглые цифры, неокругленные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Попов Сергей Алексеевич, пожалуйста. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. У меня два вопроса к представителю министерства. Первый вопрос: решается ли... помогает ли Министерство иностранных дел в уголовных делах, возбуждены ли там уголовные дела, есть и наши пострадавшие ведь? Я просто напомню, что ведущие украинские политики просто лгали, до тех пор пока Рушайло их не припер к стенке и не показал самолет, пробитый "трассами". И второй вопрос: правильно ли я понял, что в Израиле тоже пока никто не получил денег, или Украина уже выплачивает Израилю? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Васильевич. ЛОЩИНИН В. В. Что касается израильских родственников, то я должен сказать, что соглашение между Украиной и Израилем ратифицировано и сейчас решается вопрос, как, каким образом будет выплачиваться соответствующая компенсация, но, повторяю, принцип является одним и тем же для израильских и российских граждан. И что касается уголовного преследования. Я уже сказал о том, что это соглашение не предусматривает определения меры вины или ответственности той или иной стороны в силу понятных причин, потому что это требовало бы специального разбирательства, это означало бы, что мы должны были бы переводить дело на уровень международного права, вплоть до международного трибунала. Что касается ответственности, то я вам должен сказать откровенно, что в первоначальном плане проекта соглашения мы такую норму фиксировали, но, к сожалению, удержать ее не удалось в силу вот как раз этих причин. Более того, Израиль в своем проекте соглашения даже зафиксировал позицию о том, что никакой ответственности он как бы не требует от украинской стороны. Всё это, вместе взятое, осложнило достижение соответствующего согласия. Но повторяю, что, если бы мы пошли по пути определения вины и ответственности стороны, то есть в данном случае Украины, мы неизбежно зашли бы в тупик и соглашения не было бы до сих пор. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Митрофанов Алексей Валентинович, пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый Валерий Васильевич, я хотел вас спросить. Не существует никаких научных калькуляций суммы компенсации в таких случаях, это понятно абсолютно, но есть аналоги. Вот такой аналог: 10 миллионов долларов за каждую жертву американцы получили с ливийцев, вы знаете, по Локерби и выкрутили руки ливийцам так, что они, так сказать, дернуться не могут ни в одну сторону. Нам, кстати, не заплатили даже межгосударственный долг, а американцам заплатили по 10 миллионов долларов. Что, мы не могли выкрутить руки Украине так, чтобы она заплатила не 200 тысяч, а хотя бы сумму, сравнимую с американской компенсацией? Все-таки мы не должны наших граждан, наших жертв оценивать меньше в пятьдесят раз, чем американцы оценили. ЛОЩИНИН В. В. Отвечая на этот вопрос, я должен сказать следующее. Что касается ливийского инцидента - речь идет о террористическом акте. Что касается сбитого самолета "Ту-154", то для всех нас совершенно очевидно, что это была непреднамеренная ситуация, и в этом смысле невозможно было выставлять претензии на таком уровне украинской стороне. Кроме того, по поводу 200 тысяч должен вам сказать, что, естественно, первоначальная наша позиция была - в полтора раза выше. Украинская сторона исходила из того, что по уровню заработной платы и по другим моментам выплаты на каждого потерпевшего или погибшего должны составлять не более 10-15 тысяч долларов. Затем в качестве международного прецедента они использовали как раз израильско-ливанский вариант, когда Израиль выплатил - по-моему, это было в 74-м году - по 30 тысяч долларов, и украинская сторона как раз выступала с таких позиций - 30 тысяч. Но есть и иранский прецедент, где также имела место катастрофа, погиб самолет, погибли люди, и тогда американская сторона выплатила от 120 до 150 тысяч за каждого погибшего. Короче, мы придерживались международных прецедентов при рассмотрении этого вопроса и добились максимального уровня выплат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Из записок, из документов следует, что остался неурегулированным один вопрос - это ограничение права граждан на получение, вернее, числа получающих эту компенсацию определенным кругом. Каким образом это решается, учитывается Правительством Российской Федерации сегодня? Вопрос, извините, я представителю правительства задаю, конечно. ЛОЩИНИН В. В. При определении круга родственников, которые имеют право на получение выплат, мы исходили из того, что такими родственниками могут быть члены семьи. Члены семьи - это сами родители, их дети, родители родителей. Вот принцип, из которого мы исходили. Более того, этот принцип был поддержан всеми родственниками потерпевших, с которыми мы поддерживали постоянный контакт. И я вам хочу сказать, что вот из ста четырнадцати родственников мы имеем письменные заявления от ста восьми, а оставшиеся шесть родственников не выставляют никаких претензий по характеру выплат, они просто не исключают возможности обращения в дальнейшем в украинский суд или в другие судебные инстанции, с тем чтобы поднять вопрос об ответственности и, может быть, добиться более высокой компенсации или выплат, точнее, простите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Шайхутдинов Рифат Габдулхакович. ШАЙХУТДИНОВ Р. Г., фракция ЛДПР. Уважаемый Валерий Васильевич, скажите, пожалуйста, почему МИД в данном соглашении не учел иждивенцев, ведь вы знаете, что согласно статье 1088 Гражданского кодекса по утрате кормильца точно так же предполагаются выплаты иждивенцам, ну, другому кругу лиц? Спасибо. ЛОЩИНИН В. В. Если бы мы вели речь о том, чтобы обеспечивались права на возмещение вреда лиц, находящихся на иждивении жертв воздушной катастрофы, то мы оказались бы как раз в ловушке по той простой причине, что в данном случае речь шла бы о том, чтобы мы определили и виновных, и ответственных за то, что произошло. Это раз. А во-вторых, это означало бы, давало бы аргумент украинской стороне использовать положение нашего Гражданского кодекса и, соответственно, выйти на подсчет этих выплат на основе заработной платы, материального обеспечения жертв погибших и так далее, то есть мы как раз вышли бы тогда на 10-15 тысяч долларов. В этом заключается проблема. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, нам надо проголосовать о продлении времени для рассмотрения данного вопроса. Остался ответ на один вопрос и собственно голосование, выступления при ратификации процедурой не предусмотрены. Поэтому я попрошу включить режим голосования по вопросу о продлении нашей работы до окончания рассмотрения данного закона о ратификации. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 25 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6% Результат: принято Продлеваем нашу работу. Пожалуйста, вопрос Косоурова Виктора Семёновича. КОСОУРОВ В. С., фракция "Единая Россия". Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, я, как бывший первый заместитель главы администрации Новосибирской области, с первого дня оказался в гуще этих событий, возглавлял рабочую группу новосибирцев, был на месте событий и в течение всего этого времени работал с оргкомитетом из числа родственников погибших пассажиров этого самолета. Хотел бы сказать, что ситуация была при всей очевидности и кажущейся простоте крайне сложной, с момента просто отрицания украинской стороной - мол, мы всё знаем - до момента минимизации выплат. И хочу сказать - я буквально вчера и сегодня общался с оргкомитетом родственников - слова благодарности Валерию Васильевичу Лощинину. Хочу прямо сказать, если бы не его авторитет в дипломатических кругах... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, принимается к сведению, вопроса не прозвучало. Спасибо, Валерий Васильевич. Уважаемые депутаты, нам необходимо определиться голосованием по проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об урегулировании претензий, возникших вследствие воздушной катастрофы, произошедшей 4 октября 2001 года". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 19 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принято, спасибо.