Заседание № 76
О проекте федерального закона № 275060-7 "О внесении изменений в статьи 10-4 и 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 6 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части уточнения порядка ограничения доступа к информационному ресурсу, на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация; принят в первом чтении 26 октября 2017 года с наименованием "О внесении изменения в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Мы с вами договорились, что на фиксированное время поставим вопрос, который ранее обсуждали, для работы над которым создали рабочую группу, и по решению всех фракций он сегодня выносится на голосование во втором чтении в приоритетном порядке - это 2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 10-4 и 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 6 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона). Докладывает председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Леонидович Левин. Уважаемые коллеги, как вы понимаете, мы будем обсуждать поправки к данному законопроекту, и в рамках обсуждения поправок мы с вами рассмотрим инициативу, выдвинутую всеми фракциями, - её поддержали лидеры фракций - эта инициатива связана в первую очередь с тем, что в отношении наших, российских СМИ в Соединённых Штатах Америки было принято необоснованное решение и мы не можем остаться равнодушными. Мы договорились, что обязательно примем абсолютно зеркальные меры в рамках законодательства, которые позволят относить иностранные СМИ к иностранным агентам. Этой нормы не было в нашем законодательстве, но эта норма была в законодательстве Соединённых Штатов Америки, поэтому речь идёт о симметричном ответе, которым мы показываем, что так поступать с нашими средствами массовой информации нельзя. Если такие решения принимаются иностранным государством, конечно, мы должны отвечать, и мы будем делать это и в дальнейшем. А сейчас речь пойдёт о тех поправках, которые позволят нам решить эту задачу. Пожалуйста, Леонид Леонидович. ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Доброе утро, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напоминаю, что законопроект, о котором сказал Вячеслав Викторович, был принят в первом чтении 26 октября 2017 года. Законопроектом дополняется перечень информации, распространяемой в сети Интернет, доступ к которой может быть ограничен на основании требований Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, материалами, изданными и (или) распространяемыми иностранной либо международной неправительственной организацией, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации". К законопроекту поступило 11 поправок, все они рекомендуются к принятию. Некоторые я хотел бы выделить. Изменяется наименование законопроекта. Владельцы новостного агрегатора освобождаются от обязанности проверять достоверность распространяемой ими информации, источником которой является официальный сайт государственного органа. Данное изменение обусловлено тем, что достоверность информации, размещаемой на таких ресурсах, уже проверена, за её достоверность несут ответственность должностные лица этих органов. Поправка о сроке вступления в силу данного закона - со дня его официального опубликования. Ну и наконец, поправка, о которой мы сегодня уже начали говорить. Законопроект дополняется положениями, в соответствии с которыми иностранная организация, распространяющая информационные материалы на территории Российской Федерации, получающая финансирование из иностранных источников, может быть признана уполномоченным правительством органом исполнительной власти средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. К данной организации будут применяться нормы Федерального закона "О некоммерческих организациях", которые регулируют деятельность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. И вот на этой поправке я хотел бы с вашего разрешения остановиться. Предлагаемая поправка является подготовленным в короткие сроки нашим ответом на недружественные действия США в отношении российских средств массовой информации, работающих на их территории. Ранее президент нашей страны подчеркнул, что с нашей стороны обязательно будут приняты зеркальные меры, и руководители всех фракций Государственной Думы подписались под этой поправкой, чётко определив значимость этого решения для всех нас и наше единство в защите общенациональных интересов. Рабочая группа под руководством Петра Олеговича Толстого выполнила поставленную перед ней задачу - подготовлен документ, ставящий чёткие рамки, в которых уполномоченные органы с учётом реалий законодательства и современных технологий смогут принять в отношении американских пропагандистских ресурсов меры, аналогичные ограничениям, принятым в настоящее время в США в отношении "Russia Today" и "Sputnik". Также данная поправка может быть применена, в случае если подобные события произойдут в других странах. Наши действия в отношении американских СМИ обусловлены ситуацией, созданной самими США, и, уверен, не послужат изменению политики в отношении свободы слова и принципов работы журналистов в нашей стране. Данный законопроект представляет собой исключительную меру, зеркально отражающую использование американской стороной своего закона об иностранных агентах в целях борьбы с "Russia Today" и "Sputnik", зарекомендовавшими себя за океаном как уникальные поставщики информации, которую нельзя было получить от центральных американских СМИ. В отношении российских средств массовой информации в Америке закон был применён избирательно, чтобы создать им максимальные сложности, препятствия для эффективной работы на территории Соединённых Штатов с целью ограничения свободной конкуренции на медиарынке. Отечественное законодательство принципиально отличается от американского, поэтому предлагаемая нами поправка подготовлена таким образом, чтобы, оставаясь в российском правовом поле и не создавая никаких препятствий свободе слова, обеспечить полную зеркальность мер, принимаемых относительно Соединённых Штатов. Для этого впервые в отечественной практике вводится возможность регистрации иностранного СМИ как иностранного агента. Это новая конструкция для отечественного законодательства, но таким образом точно воспроизводятся действия американской стороны в отношении наших вещателей - устанавливаются обязательность маркировки информационных материалов как продукции, распространяемой иностранным агентом, необходимость регистрации в Минюсте и представления отчётности. Хочу выразить надежду, что случаи применения этого закона будут носить единичный характер. Вижу нашу общую задачу в том, чтобы сделать всё возможное, чтобы такая политическая ситуация больше не повторялась и подобные ответные действия с нашей стороны больше никогда не потребовались. Комитетом подготовлен текст законопроекта ко второму чтению, он прошёл правовую и лингвистические экспертизы. С учётом изложенного просьба проголосовать за таблицу поправок № 1 и за законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Леонидович. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы, замечания по таблице поправок № 1, предложенных комитетом к принятию? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к докладчику касательно формулировок "могут быть признаны иностранными агентами" и "могут быть применены меры". С учётом того что пока второе чтение, скажите, будет ли к третьему чтению подготовлен соответствующий документ, в котором мы увидим, в каких случаях эти самые меры могут быть приняты и кем, а в каких случаях они не могут быть приняты? Потому что пока формулировка довольно расплывчатая. Не оспаривая необходимости принятия подобных мер, хотел бы просто узнать о механизмах. ЛЕВИН Л. Л. Спасибо большое за вопрос, Алексей Владимирович. Хотел бы обратить ваше внимание на то, что закон имеет рамочный характер, не является законом прямого действия, соответственно, принцип, по которому будет определяться, подпадает или не подпадает то или иное средство массовой информации под ограничения, попадает или не попадает в список иностранных агентов, будет устанавливаться уполномоченным органом Правительства Российской Федерации, окончательное слово за ним. Соответственно, в подзаконных актах будут указаны те самые принципы, на основании которых будут определены критерии попадания в этот список. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На самом деле это всё довольно подробно изложено и определено в законе об НКО - нужно посмотреть этот закон, так как действие именно этого закона теперь будет распространяться на СМИ. Ранее в России действие этого закона на СМИ не распространялось. В Соединённых Штатах Америки действие подобного закона распространяется и на СМИ, и на физических лиц, и если говорить о практике, то надо сказать, что в США 1853 человека признаны иностранными агентами; что касается НКО, в том числе в сфере СМИ, их общее количество около 400. У нас 88 НКО признаны иностранными агентами в соответствии с законом, где теперь будет дополнительная норма в статье 6, насколько я помню, регулирующая вопросы, связанные с иностранными СМИ. Вот такой информации вам достаточно? Думаю, Павел Владимирович Крашенинников может более подробно пояснить нормы этого законопроекта. Пожалуйста, Толстой Пётр Олегович. ТОЛСТОЙ П. О., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, предлагаю вынести на отдельное голосование поправку 10, касающуюся обсуждаемой темы - признания средств массовой информации иностранными агентами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 10. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, предложенных профильным комитетом к принятию, за исключением поправки 10. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 26 мин. 33 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Принимается единогласно. Уважаемые коллеги, сейчас в соответствии с нашим Регламентом мы попросим Петра Олеговича прокомментировать поправку 10. ТОЛСТОЙ П. О. Можно с места? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ТОЛСТОЙ П. О. Уважаемые коллеги, уже много было сказано на эту тему докладчиком, эта тема обсуждается на протяжении последних нескольких дней. Хотел бы подчеркнуть, что решение, которое мы принимаем, вынужденное, никто из нас не хотел принимать такое решение и оно никак не повлияет на свободу слова в нашей стране. Речь идёт о создании для исполнительной власти возможности принять зеркальные меры в отношении тех стран, где ущемляются свобода действий, свобода слова российских журналистов. Очень приятно, что в ходе работы над этой поправкой нам удалось найти консенсус между всеми фракциями Государственной Думы, и очень приятно, что в этой работе приняли активное участие и руководители комитетов, и члены комитетов. Прошу отдельно эту поправку поддержать. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, поскольку данная поправка носит принципиальный характер, мы поступим правильно, если за неё проголосуем отдельно. Авторами данной поправки выступили лидеры всех фракций, и работа, проведённая рабочей группой во главе с Петром Олеговичем Толстым, собственно, сейчас будет оценена. Ставится на голосование поправка 10 из таблицы поправок № 1, предложенных профильным комитетом к принятию, Кто за то, чтобы поддержать поправку 10? Включите режим голосования. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 28 мин. 47 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято За - 409, против - нет, воздержалось - нет. Решение по поправке принимается единогласно. Коллеги, поздравляю! (Аплодисменты.) А теперь ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 10-4 и 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 6 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", вопрос 2 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 29 мин. 48 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято За - 411, против - нет, воздержалось - нет. Законопроект во втором чтении принимается единогласно - давно у нас не было такого единодушия. Поздравляю! (Аплодисменты.) Коллеги, если вы не будете против, мы в третьем чтении данный законопроект рассмотрим сразу после первого перерыва. Не будет возражений? Не будет. И попросим руководителей фракций выступить по мотивам, учитывая, что об этом мы вчера говорили в рамках заседания Совета Думы.
О проекте федерального закона № 275060-7 "О внесении изменений в статьи 10-4 и 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 6 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части уточнения порядка ограничения доступа к информационному ресурсу, на котором размещена распространяемая с нарушением закона информация).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Мы с вами переходим к рассмотрению 39-го вопроса, он поставлен на фиксированное время. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 10-4 и 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 6 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Доклад председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонида Леонидовича Левина. Пожалуйста, Леонид Леонидович. ЛЕВИН Л. Л. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Законопроект подготовлен к третьему чтению, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не имеется. Комитет просит поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Леонидович. Уважаемые коллеги, прежде чем начнутся выступления по мотивам от фракций, я хотел бы вас проинформировать. Мы вчера этот вопрос обсуждали на заседании Совета Государственной Думы. В связи с тем что после рассмотрения 39-го вопроса планируются выступления представителей фракций по актуальным вопросам, есть предложение - просим его поддержать, так как оно было поддержано всеми фракциями, - чтобы выступающие по данному вопросу имели лимит времени: десять плюс три. Время, которое будет оставаться, представители фракций смогут использовать при выступлении по актуальным вопросам. Если вы не возражаете, мы с вами таким образом организуем работу. Всё понятно, да? Всё понятно, поддерживаете. Спасибо. От фракции КПРФ слово предоставляется Зюганову Геннадию Андреевичу, руководителю фракции. Тринадцать минут зафиксируйте. ЗЮГАНОВ Г. А., руководитель фракции КПРФ. Добрый день, уважаемые коллеги! Впервые так щедро дают руководителю фракции время для выступления. Мы поддержим этот законопроект, он давно назрел, принимаем с опозданием. Это частный вопрос, который надо решать, но я хотел бы ещё раз вернуться к проблеме: нам объявлена гибридная война, и мы обязаны на неё ответить комплексно. Снимают наши флаги с посольств; делают всё для того, чтобы унизить наших спортсменов; приняли закон о санкциях и пытаются разрушить наш сырьевой комплекс, который является главным валютным цехом страны; приняли 7 ноября - в день 100-летия революции! - специальный документ о "жертвах коммунизма", хотя сами за свою историю столько натворили бед!.. Неча на зеркало пенять, когда рожа така! Тем не менее продолжаются довольно мощные наступления на все наши возможности и права, и мы обязаны на это ответить. Я хочу вас вернуть к событиям Карибского кризиса и хочу напомнить, каким образом разрушили нашу любимую Родину за 25 лет (мы примерно 25 лет уже живём по тем правилам, которые давно прописали американцы). После Карибского кризиса Джон Кеннеди собрал у себя в Овальном кабинете своих лучших специалистов и сказал: "Воевать с Советским Союзом не можем - сами погибнем в ядерной войне, мы уже не отгородимся двумя океанами. Предложите вариант разрушения этой страны невоенными способами, потому что согласиться с тем, что наш главный конкурент так уверенно развивается, мы тоже не можем". Самое поразительное, что был подготовлен документ - он есть у наших секретных служб - всего на двух страницах. Я хочу, чтобы депутаты Думы, особенно новые, вдумались в суть этого документа, всего пять пунктов. Первый пункт гласит, что надо сделать всё, чтобы доказать доверчивым советским людям, что жить им в одной стране тесно, что, если они разбегутся по национальным квартирам, они будут жить счастливо, - на самом деле они порвут вековые связи и будут тонуть поодиночке. Вот мы и тонем поодиночке. Второй пункт гласит, что надо дегероизировать советское население: это страна-победитель, которая выжила благодаря семи великим победам в истории, поэтому надо сделать всё, чтобы не появились новые Космодемьянские, Матросовы, новые герои. Целая акция, направленная на то, чтобы поставить нашу страну на одну доску с гитлеровской Германией, продолжается и в наши дни. Третий пункт гласит, что надо разжечь национализм, гальванизировать религиозный экстремизм и помножить всё это на недовольство национальных окраин, для того чтобы поджечь страну со всех сторон. Уверяю вас, мы это наблюдали, и сегодня продолжается примерно та же политика. Ну а дальше говорится, что без захвата ключевых средств массовой информации и без разрушения КПСС эта стратегия нереализуема. Талантливый философ и логик Александр Зиновьев, выступая как-то в Мюнхене с лекцией "Как иголкой убить слона", сказал: "СССР победить невозможно, его можно взять только изнутри, посадив в верхние эшелоны управления людей, которые будут нас слушать". Мадам Тэтчер почти три часа беседовала с господином Горбачёвым и потом сообщила своему коллеге в Вашингтоне: "Внушаем. Недалёк. Тщеславен. Есть смысл поработать и обложить агентами влияния", - появились яковлевы, шеварднадзе и все остальные. Дальше вы многое знаете. Когда загорелась страна, мне пришлось бывать на Кавказе, в Средней Азии, в Литве. Я привозил и клал на стол членам Политбюро материалы, из которых было ясно, кто этим занимается, на какие деньги, и меня больше всего тогда поразило, что из каждых трёх операторов телевизионных групп минимум двое были или спецназовцами, или церэушниками. Они работали профессионально, грамотно, имитировали всякие мерзости, которые потом выдавали на экран, и будоражили наше население. Никаких мер со стороны руководства страны не было принято, Яковлев сделал всё, чтобы положить это под сукно, ни одна наша совсекретная записка, поддержанная системой безопасности, не получила должного обсуждения. Потом то же самое мы видели в Ираке, в Югославии, в Ливии. По согласованию с президентом я летал в Ирак накануне войны, с нами было ещё два десятка депутатов, прошли прямые переговоры: никакого химического оружия там не было, готовы были пойти на многое, тем не менее разгорелась та война. Сегодня пытаются поджечь нашу страну - если мы обойдёмся полумерами, проблему эту мы не решим. Итак, главный мой вывод и как политика, и как учёного заключается в том, что с СССР не справились никакими военными нашествиями, но нас уничтожили продажная партийная бюрократия, антисоветизм и русофобия. Всё это, замешанное в одном флаконе на мощных средствах информации, разрушило то, что называется внутренним единством, и привело к катастрофическим последствиям. На Украине к этому добавили бандеровщину. Всю эту свору, весь опыт бандеровщины американцы перетащили к себе после войны, а потом культивировали на украинской почве, плюс огромные деньги затратили на работу с подрастающим поколением - они этого не скрывают. Последствия видны: начинали с "ленинопада" - заканчивают уничтожением вообще русского языка и памяти, без которой не существует ни страны, ни государства. Сейчас к нам на празднование 100-летия Великого Октября приезжали 132 делегации, - столько в СССР не приезжало! - 60 генеральных секретарей и председателей, почти 500 ваших коллег из всех парламентов. Все до единого выступили, ни один - ни один! - не бросил ни одного камешка в сторону Российской Федерации. Все с уважением относятся к нашей самостоятельной внешней политике и говорят, что хоть кто-то есть на этом свете, кто может дать сдачи американцам или по крайней мере сказать "нет". Поддержка потрясающая была! Я приглашал все наши каналы: все, кроме "России 1", или отсиделись, или отмолчались. Я говорил: берите интервью, покажите, расскажите, что нас не только душат на планете, с нами солидарны практически все ведущие партии, от центра влево - все. Почему не опереться на эту мощнейшую интернациональную политическую поддержку? Вместо этого дикая паранойя, ложь обо всём святом и лучшем, что было в нашей истории за последние сто лет: якобы два мерзавца решили судьбу революции за 100... за 1 миллион немецких марок - извините, но это такая дурь и чушь, которая унижает отцов, дедов, победителей, космонавтов, всех на свете! Сейчас продолжается эта паранойя, внутри страны развёрнута информационная гражданская война против целого поколения - поколения, которое оставило нам в наследство державу, ведь кроме подписанного Лениным документа о создании Российской Федерации в нынешнем виде, нет никаких других документов. Нам прежде всего надо помнить о том, что всякие происки извне провоцируются той политикой, которая началась с Горбачёва и Яковлева и продолжается последние 25 лет, - если мы не остановим этот беспредел, нас ждёт довольно тяжёлая судьба. Сегодня главной опасностью в информационном, экономическом, финансовом плане является компрадорская олигархия: она вытащила из страны 61 триллион рублей, это 1 триллион долларов. Пятнадцать спецслужб Америки получили прямое законодательное указание раскопать всё и доложить 2 февраля - я уверен, что это будет информационно-финансовая бомба накануне президентских выборов. Давайте принимать меры! Русофобия. "Ельцин-центр" Михалков устал показывать, на это убожище смотреть без боли невозможно, но работу-то они ведут со всеми слоями подрастающего поколения - неужели нельзя и эти информационные происки ограничить? Ведь это не просто иностранные агенты, это люди, которые разрушают тысячелетнюю культуру! Там, кроме Ельцина, все остальные - государи, цари, генсеки... ну просто даже не хочу слово употреблять! Неужели нельзя поставить этому заслон? Я абсолютно уверен: можно! Антисоветчина. Я вот недавно полистал журнал "Дилетант" - его "Эхо Москвы" выпускает - даже на ощупь грязный! Говорится о миллионах, десятках миллионов якобы жертв советской власти - сплошная ложь! Есть же документы, подписанные и Ельциным, и комиссией, по каждому году, по каждому человеку - опубликуйте, кто вам не даёт? Я не раз пытался это сделать - ничего не вышло. Или вот предстоящая выборная кампания. Ну эти кандидаты от "Дома-2" - это не просто убожище... Разве можно страну опускать ниже параши? Это не публичный дом, это государство с тысячелетней историей, таких государств с десяток на всей планете! За неделю 44 сюжета, - 44 сюжета! - даже когда Путина раскручивали, было 24 сюжета, вот это к вопросу об информационной безопасности, о нормальном ведении политического процесса и о достойных выборах. Никому они такие не нужны! Мы все обязаны к этому серьёзно отнестись. И мы серьёзно относимся: подготовили большую программу, представили её. Недавно, буквально только что мы подвели итоги праздничных торжеств на заседании нашего юбилейного комитета, где прямо сказали: скоро будет 100 лет ВЧК, и нравится это кому-то или не нравится, мы это отметим, потому что эта служба стояла на страже безопасности державы; 100 лет легендарной Красной Армии, она не проиграла ни одного сражения - мы отметим это достойно; 100 лет Ленинскому комсомолу, самой выдающейся организации молодёжи на планете, которая построила целые города и создала целые отрасли. Кобзон как-то блестяще сказал: хотите сохранить Дальний Восток и Сибирь освоить - восстановите комсомол, и всё будет в порядке. Президент подписал указ о возрождении детско-юношеских организаций в школах и вузах - давайте вместе поработаем, они должны впитать всё лучшее из нашей истории. Или вот выходят и говорят: Крым надо отдать, Крым не наш. В Америке скажите на телевидении, что Аляску они задарма купили, более того, не заплатили до конца, - вас по их законам арестуют, опишут всё имущество и дадут 20 лет тюрьмы. Я спрашивал у них: почему у вас такие лютые законы? Они говорят: у нас Флорида принадлежала испанцам, Манхэттен - голландцам, два крупнейших штата принадлежали Мексике, и, если хоть кто-нибудь пикнет, что надо растащить Америку, мы их закопаем! И правильно делают. Мы вернули Крым достойно и грамотно, ни одна пушка, ни один автомат там не выстрелили, операцию провели гениально в этом отношении - теперь мы должны сообща это защищать. Если будет и дальше в эфире продолжаться это безумие, этот закон работать не будет. Давайте прежде всего позаботимся об информационной безопасности внутри страны. Я считаю, что можно многое сделать для этого, в принципе мы созрели, но без нового финансово-экономического курса, без наполнения должным образом бюджета, без поддержки тех, кто трудится, - а девять десятых населения продолжают нищать тридцать шестой месяц! - мы эти проблемы не решим. Этот законопроект мы поддержим, но надо смотреть на проблему шире и быстрее реагировать на все выпады против России! (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Андреевич. Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович, руководитель фракции ЛДПР. Регламент мы обсуждали: мы объединили время для обсуждения законопроекта и время для политических заявлений. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я сейчас использую три минуты для выступления по мотивам голосования по законопроекту о поправках в закон о СМИ в третьем чтении, а 10 минут во время выступлений представителей фракций по актуальным вопросам использует Слуцкий, поскольку он у нас хороший специалист по международным делам. Что касается этого законопроекта. Посмотрите, буквально вчера или даже сегодня утром появилась информация, что какое-то агентство, мало для нас известное, под названием "BuzzFeed" (мы даже не знаем их) раскопало, что мы направляли деньги в наше посольство в США и мотив перевода - на выборы. Мы всегда это делаем - направляем средства во все посольства перед выборами в Государственную Думу, перед выборами президента, потому что у нас миллионы граждан находятся за рубежом, особенно в Америке, сосчитать не можем, - на эти деньги организуются избирательные участки, какая-то пропаганда, реклама. А они поворачивают так, что эти деньги якобы переводились на выборы американского президента в 2016 году - заранее, мол, готовились в нашем посольстве. Но это же детский лепет! Получается, ничего нельзя сделать без того, чтобы всё это не поломали, не извратили. Я сам выступал здесь, в Москве - почему они на меня не ссылаются? Я прямо говорил, что победит Трамп и что не надо голосовать за Хиллари, давал ей отрицательную характеристику. На меня никакой ссылки нет, потому что меня им запретить нельзя, а вот ударить по великолепному каналу "Russia Today" - в этом и был весь замысел. Впервые появилось наше англоязычное СМИ, и американцы, британцы слушают, смотрят, это оказывает влияние. Наш телеканал ведёт вещание на всех языках, а их каналы только на английском, или на французском, или на немецком, и их бесит, что они не могут влиять на избирателей в России, поскольку у нас в основном все русскоязычные, а мы можем оказывать чисто информационное влияние: мы сообщаем информацию - любую - объективно, честно. Сколько раз я бывал в Америке - ни разу никакой информации ни в одной газете, потому что им это не нужно. Здесь то же самое, вот только к Трампу прицепились - когда решили разыграть эту карту, спрашивали у меня: а кто же победит? Когда кандидатом был Буш или Барак Обама, не спрашивали, то есть это была запланированная провокация. Естественно, наша поправка никак их не ограничивает: мы отдаём всё на усмотрение Минюста, а он может ещё долго тянуть и не определять, кто же является иностранным агентом, но им обидно. Для нашей телекомпании "Russia Today" это неприятно - выходить в эфир со значком "иностранный агент", но и их СМИ будут выходить так же, и они боятся - это мощная пропаганда. А почему это произошло? Расслабились: был Горбачёв, потом Ельцин - думали, всё, больше никогда Россия не скажет ничего такого, что их бы не устроило. Но мы решили по-другому, и это их взбесило. В данном случае, я думаю, мы поступаем правильно, мы полностью поддерживаем законопроект. Есть там проблема с блокированием в социальных сетях во внесудебном порядке любой информации - нужно, чтобы здесь не было перегибов, чтобы нормальную информацию, связанную хотя бы с деятельностью наших парламентских политических партий, какой-нибудь чудак в регионе не заблокировал, потому что там якобы содержится призыв собраться на митинг и так далее. Перекосов быть не должно, чтобы не было шараханья - то американская пресса свободная, то она практически закрытая, то у нас при советской власти была закрытая, теперь полностью свободная. Если две страны будут шарахаться в вопросах, связанных с прессой, - чья более открытая, чья более закрытая - миру спокойнее не будет. Но будем надеяться, что эти меры всё-таки приведут к каким-то положительным явлениям, может быть через пять лет, через десять, всё равно они успокоятся. А мы можем поздравить друг друга с наступающим Новым годом - годом Собаки. Это мой год, надеюсь, это скажется и на выборах 18 марта. (Оживление в зале.) Оставшееся время - Слуцкому. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. 8 минут 40 секунд - время для выступления Слуцкого после того, как мы рассмотрим данный вопрос. Пожалуйста, Толстой Пётр Олегович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ТОЛСТОЙ П. О. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Буквально два слова по поводу этого законопроекта. В связи с ним возникает очень много вопросов, я уверен, что и вам будут задавать вопросы ваши избиратели, возможно, журналисты. Хочу коротко обратить внимание на несколько важных вещей. Во-первых, мы такой закон принимать не хо-те-ли, это закон, которого могло бы и не быть. В России в принципе никогда не принимались меры по ущемлению свободы слова в любых её проявлениях: мы считаем, что должны быть разные точки зрения и любой гражданин Российской Федерации имеет право выбирать то, что ему ближе. Нас вынудили принять эти меры. Во-вторых, хочу обратить особое внимание на то, что согласно окончательной редакции поправок, вошедших в законопроект, российские средства массовой информации, пусть даже с иностранным финансированием, этот закон никак не затронет, он будет распространяться только на иностранные СМИ. В-третьих, не нужно думать, что после вступления этого закона в силу - а я надеюсь, что Дума поддержит его в третьем чтении, - все иностранные средства массовой информации на территории России автоматически станут иностранными агентами. Мы с вами даём возможность уполномоченному органу исполнительной власти, в данном случае Министерству юстиции, принимать точечные ответные меры, именно такова идея этого закона - надеюсь, таким будет и правоприменение, мы создаём законодательную базу для этого, и предполагается, что к каждому иностранному средству массовой информации Минюст будет подходить строго индивидуально. Конечно, я не знаю, как дальше будет складываться ситуация, и во многом согласен с тем, что сказали Геннадий Андреевич и Владимир Вольфович, но, мне кажется, на этом, к сожалению, развёртывание спирали конфликта не остановится. Мы уже видим реакцию Соединённых Штатов на принимаемый нами закон. Да, они не ожидали, что Россия вообще будет принимать какие-либо меры в ответ, они просто отвыкли от того, что наша страна может принимать какие-то меры. Отвыкли, потому что на протяжении многих лет мы действительно пропускали, мирились с какими-то вещами, с которыми в принципе мириться не должны были. Я не знаю, что можно ещё изобрести, для того чтобы заглушить источники альтернативной информации в Соединённых Штатах и говорить про русскую пропаганду, но вот пример, который привёл Владимир Вольфович... Я просто ещё раз хочу сказать, что в публикации на сайте "BuzzFeed" всё преподносится так, будто ФБР раскрыло тайны переписки российских дипломатов, а там, в этой переписке, содержались отсылки к финансированию выборов 2016 года. Они что, не знают, что у нас Государственная Дума, все сидящие в этом зале избирались 18 сентября 2016 года? Они что, не знают, что МИД организовал 364 избирательных участка в 145 странах, для того чтобы наши соотечественники могли участвовать в выборах? Знаете, это вопрос не тупости, это вопрос того, что люди используют любой повод для раздувания антироссийской истерии. Следующие шаги предполагают ограничения в соцсетях, следующие шаги предполагают дальнейшую демонизацию не только российских средств массовой информации, но и России, российской власти. Посмотрите, что происходит, какие заявления делает премьер-министр Великобритании Тереза Мэй, - она говорит, что Россия первая в послевоенной истории осмелилась перекроить политическую карту Европы. И это говорит премьер-министр Великобритании - страны, которая непосредственно участвовала в агрессии НАТО против Югославии, после чего Югославия распалась; страны, которая признала независимость (незаконно провозглашённую, на наш взгляд) Косово; страны, которая непосредственно пожинала плоды так называемой демократизации Афганистана, получила сотни тысяч убитых в Ираке, в Ливии!.. И эти люди пытаются давать нам уроки, пытаются выставлять нас в качестве агрессора и инициатора пересмотра мирового порядка. Да эти люди плевали на международное право! И они делают это абсолютно откровенно, ссылаясь на собственные интересы. У них интересы есть, им позволено их защищать - а у нас интересов нет, и нам их защищать не позволено. Почему? Если ответ на этот вопрос нам всем в какой-то момент удастся найти... Здесь, в этом зале, люди с разным жизненным опытом, с разными убеждениями, вот если бы мы смогли найти ответ и, поставив интересы нашей страны на первое место, как говорил в этом зале Президент России Владимир Путин, вместе выработать образ будущего нашей страны, в котором у каждого гражданина есть свобода, безопасность и возможность самому определять, как нашей стране развиваться, тогда, наверное, функция власти, функция нашего парламента была бы выполнена, и не только в международном плане, но и в отношении внутренних дел страны. Спасибо большое. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Пётр Олегович. Пожалуйста, Миронов Сергей Михайлович, руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". МИРОНОВ С. М., руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит в третьем чтении проект закона, о котором правильно сказали, что мы не хотели его принимать, но вынуждены. То, что сегодня демонстрируют Соединённые Штаты Америки, которые гордятся, кичатся тем, что являются страной свободы слова, демократии... На самом деле я вспоминаю советские времена: советскому агитпропу далеко до того, что делают сегодня Соединённые Штаты Америки. И понятно, почему они это делают, ведь усилия в конечном счёте направлены не против конкретных средств массовой информации - "Russia Today America" и "Sputnik", хотя они молодцы: "Russia Today" смотрят 630 миллионов человек в 100 странах мира, в Великобритании "Russia Today" впереди всех иностранных англоязычных каналов, в Штатах занимает второе место. Конечно, им не нравится, что люди получают альтернативную, иную точку зрения и могут сами сравнивать. А ведь это и есть свобода слова - не нравится! В целом же, мы понимаем, эти усилия направлены против российского народа, против нашего суверенитета, против нашей независимости, нашей обороноспособности, против восстановления позиций, к сожалению, утраченных в своё время Россией в мире. Именно это вынуждает нас идти на такие меры. Сейчас, когда я шёл в зал заседаний, наши журналисты останавливали меня и задавали один и тот же вопрос: не грозит ли принятие этого закона нашим средствам массовой информации, не грозит ли это ужесточением каких-то правил? Конечно же нет! Мы действительно уверены и я не сомневаюсь в том, что это будет прямой зеркальный ответ той стране, которая вводит такие ограничения на работу наших средств массовой информации. Я думаю, коллеги, вы согласитесь со мной, что, принимая этот закон - зеркальный, вынужденный, - мы должны всё-таки подумать о том, как усилить наше информационное влияние за рубежом. И я уверен, что мы должны сделать всё, чтобы эти наши компании - и "Russia Today America", и "Sputnik" - в условиях фактически санкций, в обстановке ужесточения условий их деятельности в прямом смысле слова ни в чём не нуждались. Слова правды, объективно иная точка зрения должны доходить до всех, кто интересуется политикой, кто действительно считает возможным получать информацию из разных источников и самому ориентироваться. Я заканчиваю своё трёхминутное выступление. Олег Шеин во время десятиминутки уделит внимание внутренней больной проблеме - вы видели голодающих защитников животных у стен Госдумы - нам нужно об этом думать и срочно принимать решение. Будем голосовать за в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Уважаемые коллеги, выступления по мотивам от фракций прозвучали. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 10-4 и 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 6 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", 39-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 04 мин. 05 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0 % Результат: принято За - 414, против - нет, воздержалось - нет. Уважаемые коллеги, федеральный закон принят единогласно - поздравляю! (Аплодисменты.)
Заседание № 72
О проекте федерального закона № 275060-7 "О внесении изменения в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения порядка ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
5-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Доклад Юрия Николаевича Швыткина. Пожалуйста. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменения в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" для принятия в первом чтении. Нужно отметить, что в соответствии с федеральным законом сейчас действует норма, которая позволяет по решению Генеральной прокуратуры Российской Федерации признать деятельность иностранных или международных неправительственных организаций, представляющих угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, нежелательной на территории Российской Федерации. Такое признание влечёт за собой запрет на распространение организацией информационных материалов, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В настоящее время нежелательной на территории Российской Федерации признана деятельность одиннадцати организаций подобного рода, это организации из Соединённых Штатов Америки, Великобритании, Румынии и так далее. Вместе с тем хочу отметить, что ни один из соответствующих сайтов на сегодняшний день не заблокирован, хотя информация, которую несут эти сайты, безусловно, содержит призывы к подрыву устоев нашей страны, о чём я ранее сказал. Сейчас процедура следующая. Правоохранительные органы, руководствуясь полученной при исследовании того или иного сайта информацией, готовят материалы и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Генеральная прокуратура Российской Федерации подаёт исковое заявление в суд. После принятия судом положительного решения материалы направляются в Роскомнадзор для блокировки данных интернет-сайтов. Нужно отметить, что эта процедура может затянуться на срок до одного года, и после того, как тот или иной интернет-сайт будет всё же заблокирован, у подобного рода организации останется возможность создать новый интернет-сайт, что повлечёт за собой повторение этой процедуры. Мы, разработчики данного законопроекта и все, кто присоединился к авторам, предлагаем предусмотреть возможность внесудебной блокировки интернет-сайтов. Процедура практически та же самая: правоохранительные органы обращаются в Генеральную прокуратуру, только в этом случае Генеральная прокуратура не подаёт заявление в суд, а направляет материалы в Роскомнадзор для блокировки соответствующего интернет-сайта. На наш взгляд, это позволит более оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию. Прошу поддержать данный законопроект и хочу отметить, что предложенные меры очень важны, они направлены против тех организаций, которые... Ещё раз хочу подчеркнуть, что речь идёт именно об одиннадцати иностранных или международных неправительственных организациях, чья деятельность несёт в себе угрозу подрыва государственных устоев, слово "угроза" я бы даже опустил. Здесь, в стенах Государственной Думы, мы спорим, в чём-то соглашаемся, а в чём-то у нас есть разногласия, но, на мой взгляд, когда вопросы требуют консолидации, мы сжимаемся в единый кулак. Не случайно к авторам данного законопроекта присоединились депутаты фракций и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и КПРФ, я надеюсь, что и депутаты фракции ЛДПР присоединятся. Ещё раз хочу подчеркнуть, что в законопроекте речь идёт не об оппозиционных партиях, а именно о международных неправительственных организациях, деятельность которых признана нежелательной на территории нашей страны. У нас здесь представлены фракции различных политических партий - КПРФ, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", "ЕДИНАЯ РОССИЯ", ЛДПР, есть независимые депутаты, но, мне кажется, мы все принадлежим к одной партии, имя которой - партия жителей России. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Леонида Леонидовича Левина. Пожалуйста. ЛЕВИН Л. Л., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представлен проект федерального закона, Юрий Николаевич в своём докладе довольно подробно изложил его суть. Вместе с тем хотелось бы добавить следующее. Законопроектом предлагается дополнить перечень информации, распространяемой в сети Интернет, доступ к которой может быть ограничен на основании требований Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей, материалами, изданными и распространяемыми иностранной или международной неправительственной организацией, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации". В настоящее время в соответствии со статьёй 15-3 Федерального закона "Об информации..." на основании требований Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей ограничивается доступ к информационным ресурсам в сети Интернет, на которых размещается информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Следует отметить, что согласно положению Федерального закона "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям..." признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечёт за собой запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной неправительственной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе с использованием сети Интернет, а также на производство и хранение таких материалов в целях распространения. Предлагаемые авторами законопроекта изменения направлены лишь на повышение оперативности ограничения доступа к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Необходимо подчеркнуть, что в данном законопроекте речь идёт об упрощении блокирования уже запрещённой информации, и только об этом. В данном случае нововведение относится к информации сайтов структур из списка нежелательных организаций Минюста России, и только к ней, никаких новых запретов вводить не предлагается. Поддерживая в целом концепцию представленного законопроекта, обращаем внимание на то, что отдельные его положения нуждаются в согласовании с нормами действующего федерального закона, а также в юридико-технической и лингвистической корректировке. На основании изложенного комитет по информационной политике предлагает Государственной Думе поддержать этот законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Юрий Николаевич, на мой взгляд, даже если допустить внесудебную блокировку сайта, всё равно лазейки останутся, зеркала останутся, информация может быть заблокирована частично, будет распространяться параллельно. У меня вопрос: на практике как это будет работать? Представим себе, например, что противники фильма "Матильда" в прямом эфире одного из телеканалов призывают бойкотировать фильм, то есть проводить общественные мероприятия у кинотеатра в нарушение установленного порядка, это всё в прямом эфире, дальше эта запись размещается на сайте, и в связи с этим нормы предлагаемого вами закона уже начнут действовать. Таким образом, канал вынужден будет либо самостоятельно удалить запись - получится, что мы вмешиваемся в редакционную политику и вводим некую цензуру, либо после того, как в Генпрокуратуру поступит заявление, Генпрокуратура должна будет направить соответствующее обращение в Роскомнадзор, и Роскомнадзор автоматически должен будет заблокировать доступ ко всему сайту телеканала. Правильно ли я понимаю предлагаемый вами механизм? ШВЫТКИН Ю. Н. Не совсем правильно. Что значит "не совсем"? Правоохранительные органы, исходя из соответствующих требований, могут признать, говоря упрощённо, что данный материал - это подрыв государственных устоев нашей страны - не буду расшифровывать, ранее я уже расшифровывал, что это такое, - и после этого будет проведена соответствующая процедура (обращение в Генеральную прокуратуру я имею в виду и так далее - не буду опять повторять), а если материал таким не признаётся, то процедура не будет проведена. Неудачный пример, честно надо сказать, но воздержимся от характеристики данного примера: я не та инстанция, которая может давать оценку, давайте исходить из этого. Есть соответствующие контролирующие правоохранительные органы, Генеральная прокуратура, которая в данном случае наделена необходимыми полномочиями, и суд - на сегодняшний день действует эта норма, потому что предлагаемый закон мы ещё не приняли. Если этот закон будет принят, тогда, безусловно, будет внесудебное разбирательство по этим вопросам. Для этого и существуем мы, законодатели, чтобы ввести норму, позволяющую проводить блокировку интернет-сайтов в соответствии с этими требованиями, чтобы дать полномочия правоохранительным органам, Генпрокуратуре, Роскомнадзору реализовать эту норму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. В принципе, наверное, не совсем корректный пример, потому что всё-таки ГТРК - это не иностранный агент, если это она размещает информацию. Меня интересует статистика. Сколько, по статистике, вот этих, скажем так, признанных нежелательными организаций размещали конкретные призывы к массовым беспорядкам, к проведению несанкционированных акций за последний год? Раз уж вы авторы, наверное, проанализировали как раз вот это? И второй вопрос: какова ответственность, если генеральный прокурор или заместитель генерального прокурора вдруг переборщит, ошибётся, заблокирует не то, что нужно было заблокировать, и это будет выяснено потом судом? ШВЫТКИН Ю. Н. Отвечаю на первый вопрос - на сегодняшний день статистики как таковой нет, есть просто сведения, что эти одиннадцать международных неправительственных организаций, чья деятельность признана нежелательной на территории России, распространяют в настоящее время такую информацию. Это, скажем так, субъективное мнение, ещё раз говорю, никаких цифр нет. При этом, ещё раз хочу отметить, ни один интернет-сайт не заблокирован. Второй вопрос. Если говорить об ответственности - ответственность может наступать исходя из, будем говорить... Это может носить заявительный характер, грубо говоря. Генеральная прокуратура - это тоже контролирующий орган, над Генеральной прокуратурой есть суд, который может провести соответствующее разбирательство и принять соответствующее решение. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ШВЫТКИН Ю. Н. Такой санкции нет у нас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Юрий Николаевич, я думаю, мы ещё в 2015 году должны были всё предвидеть и принять эту норму, то есть дать полномочия Генеральной прокуратуре, чтобы она на полпути не останавливалась. Тем не менее с 2015 года, вы сказали, только одиннадцать организаций признаны такими и ни один сайт не заблокирован. Мы предлагаем дать возможность генеральному прокурору и его заместителям инициировать внесудебную блокировку. Если мне память не изменяет, у генерального прокурора четырнадцать заместителей плюс пятнадцатый - это сам генеральный прокурор. Получается, пятнадцать человек могут принять решение по поводу внесудебной блокировки. Как вы считаете, не целесообразно ли было бы ко второму чтению оставить в тексте закона такую возможность только для генерального прокурора, исключив заместителей? ШВЫТКИН Ю. Н. Да, заместителей генерального прокурора довольно много, но руководитель там один - генеральный прокурор, и только он подписывает соответствующие документы или возлагает исполнительно-распорядительные функции в этой части на кого-либо из заместителей. То есть соответствующие меры принимает генеральный прокурор. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Николаевич, у меня уточняющий вопрос. Я понял из вашего доклада, что как бы первичная блокировка имеет место, но в докладе председателя комитета прозвучало, что блокировка может быть и вторичная: ранее по этой информации уже было принято решение суда о блокировке, но каким-то образом его обошли, и тогда прокурор имеет право блокировать сайт. Уточните, пожалуйста, как правильно понимать ваш законопроект. ШВЫТКИН Ю. Н. По действующей норме законодательства процедура следующая (не буду в тонкости углубляться): правоохранительные органы - Генеральная прокуратура - суд - Роскомнадзор, на сегодняшний день действует эта норма. Мы предлагаем внесудебную блокировку: правоохранительные органы - Генеральная прокуратура - Роскомнадзор, то есть мы опускаем судебное разбирательство, Генеральная прокуратура выходит с соответствующим требованием в Роскомнадзор, и Роскомнадзор уже блокирует интернет-сайт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Милонов Виталий Валентинович. МИЛОНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня такой вопрос. Помимо тех нежелательных организаций, которые вы поименовали (безусловно, мы очень поддерживаем это), я считаю, одной из самых нежелательных организаций, вернее, групп организаций являются учреждения, которые предлагают эротические услуги, публичные дома. Я думаю, что самые нежелательные организации для русских семей, для российских семей - это вот эти лаунжи греха, которые у нас существуют. Нельзя ли включить, добавить к иностранным агентам и эти организации и вместе с сайтами иностранных агентов блокировать ещё и сайты организаций, которые предоставляют всевозможные услуги такого типа? А кроме того, вместе с блокировкой сайтов блокировать ещё и их номера телефонов, потому что телефоны тоже являются важным источником, средством коммуникации, и дать это право не только федеральному прокурору, но и региональным прокурорам, чтобы в России вообще не осталось этого зла! И тогда сторонникам "Матильды" просто некуда будет ходить. ШВЫТКИН Ю. Н. Виталий Валентинович, спасибо большое, но я уверен в том, что это предмет отдельного законопроекта, отличного от этого. Почему? Потому что здесь речь идёт именно об одиннадцати соответствующих иностранных или международных неправительственных организациях, и я не случайно говорил о требованиях, здесь критерий - информация направлена на подрыв конституционного строя и укрепления обороноспособности, подрыв внутренней и внешней политики нашего государства. Видимо, исходя из ваших слов, вашего вопроса можно подвести это под какое-либо другое нарушение, но, ещё раз повторяю, на мой взгляд, это предмет отдельного разговора, в том числе и что касается номеров телефонов. Сегодня речь идёт именно о внесении изменений в статью 15-3 Федерального закона "Об информации..." - вот этот законопроект мы рассматриваем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Юрий Николаевич, вы, вероятно, оговорились, когда апеллировали к жителям, - жителями нашей страны являются и 16 миллионов мигрантов, и иностранцы, проживающие сегодня у нас. Наверное, всё-таки "граждан" надо было сказать. Но это реплика небольшая. А вопрос в чём заключается? Во-первых, в том, что наша Конституция, вообще-то, запрещает цензуру, а в данной ситуации вы как бы вводите цензуру. И второе: а если организация наша, я имею в виду российская, призывает к уличным беспорядкам - на неё это не распространяется? ШВЫТКИН Ю. Н. Николай Васильевич, я прошу прощения, последнее вы что сказали? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вы апеллируете к одиннадцати иностранным некоммерческим организациям, а если это граждане нашей страны, зарегистрировавшие сайт и призывающие к уличным беспорядкам, несанкционированным действиям? Скажем, есть у нас такие граждане, которых пиарят многие центральные СМИ, наверное, с подачи Старой площади, может, с какой-то другой... ШВЫТКИН Ю. Н. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Во-первых, в отношении граждан, жителей России - я имею в виду россиян, которые живут прежде всего... (Шум в зале.) Я и говорю, что я подразумеваю, расшифровываю: я имею в виду жителей, которые живут интересами нашей страны прежде всего. Это первое. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ШВЫТКИН Ю. Н. Ну граждане, жители... Я и разъясняю сейчас, что я подразумевал. Второе. Сегодня речь идёт, ещё раз повторяю, об этих одиннадцати организациях, список их есть на сайте Министерства юстиции Российской Федерации, а те возможные граждане, о которых вы сказали, не подпадают, во всяком случае на сегодняшний день, под действие закона, проект которого мы сейчас рассматриваем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Ну, я уточню. Вопрос Коломейцев задал, собственно говоря, очень чётко. Если в сети Интернет распространяются призывы к незаконной деятельности, то какая разница, от кого они исходят? Они по-любому должны блокироваться! Это первый вопрос. Всё-таки, мне кажется, это изъян данного законопроекта. И второе. Ну а как же быть вот с этим - тут написано: "проводимых с нарушением установленного порядка", но ведь у нас же факт нарушения устанавливает суд, вот как быть в этой ситуации? ШВЫТКИН Ю. Н. Значит, Валерий Карлович, я скажу вам так: мы сегодня рассматриваем тот законопроект, который представлен, если вы хотите выйти с данной нормой, то можете отдельно внести законопроект. На сегодняшний день мы вносим изменения в статью 15-3, и сейчас речь идёт, ещё раз говорю, именно об этих одиннадцати организациях, деятельность которых признана нежелательной на территории страны, - речь ни о чём другом не идёт. Если вы хотите внести какие-то предложения, то вы, как депутат, вправе между первым и вторым чтениями внести соответствующие предложения, и комитет их рассмотрит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР, депутаты нашей фракции подписи под законопроектом не ставили, и Регламент уже не позволяет сегодня даже при желании наши подписи поставить, но желания такого и нет - поддерживать законопроект в такой редакции мы не можем, и я сейчас объясню почему. С одной стороны, мы в ЛДПР выступаем за безопасность, за прозрачность, открытость и ни в коем случае не призываем к совершению противоправных действий под каким-либо предлогом, но исходя из текста законопроекта, который нам роздан, речь здесь идёт не о тех одиннадцати организациях, которые являются нежелательными на территории Российской Федерации. Если бы речь шла только об этих организациях, то нужно было по-другому формулировать, здесь же речь идёт обо всех организациях и обо всех гражданах, которые распространяют информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, а также о материалах, изданных или распространяемых уже этими организациями. Таким образом, что касается нежелательных организаций, то здесь речь идёт исключительно о материалах, которые они распространяют. Если хотели ввести норму, которая касалась бы только этих организаций, надо было так и писать: в том случае, если информация, которая содержит призывы к изменению конституционного строя, к экстремистской деятельности, к участию в массовых мероприятиях, распространяется организациями, деятельность которых является нежелательной в Российской Федерации... Был бы совершенно другой разговор! Это, конечно, может быть предметом рассмотрения во втором чтении, но мы говорим про концепцию и про первое чтение - в такой редакции мы поддержать не можем. Вместе с тем напомню, что Государственная Дума прошлого созыва, в том числе и при поддержке фракции ЛДПР, приняла закон, который позволяет во внесудебном порядке блокировать сайты, если там содержатся призывы к суициду и членовредительству, пропаганда войны, информация об изготовлении наркотиков в бытовых условиях, детская порнография, - таким образом, эти сайты и сегодня Роскомнадзор может блокировать во внесудебном порядке. Информация экстремистского содержания и так запрещена к распространению, и у Роскомнадзора тоже есть право её блокировать. Любая информация, которая судом признана запрещённой, и так блокируется. Поэтому мы с настороженностью отнеслись к этому тексту и удивлены, почему ни фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", ни фракция КПРФ не озабочены возможными проблемами, с которыми мы, оппозиционные партии, потом можем столкнуться: например, на сайте партии будет размещена информация о том, что предлагается провести такой-то митинг тогда-то в таком-то месте, будет подано соответствующее уведомление, а чуть позже партии по надуманным причинам откажут в проведении этого мероприятия, скажем, сошлются на проведение иного мероприятия другой организацией, как это часто бывает, и тогда уже вступят в силу нормы... Я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. НИЛОВ Я. Е. ...вступят в силу нормы предлагаемого законопроекта. То есть мы на нашем сайте призываем граждан к участию в мероприятии, которое, если нет согласования, уже заранее предполагается, будет проведено с нарушением, - таким образом, сайт партии может быть заблокирован. Другой пример. Возьмём ту же ВГТРК - я исхожу из предлагаемых формулировок первого чтения, - возьмём сайт ВГТРК: если кто-либо из приглашённых призовёт к чему-либо противоправному, и это прямой эфир, запись будет размещена на сайте. А если запись размещена на сайте и содержит такие призывы, есть основания у любого гражданина или организации обратиться в Генпрокуратуру? Есть основания! У Генеральной прокуратуры появляется основание обратиться в Роскомнадзор? Появляется основание! Соответственно, сайт ВГТРК может быть заблокирован. Или, например, кто-либо напишет какой-либо комментарий на любом форуме. Если цель - ограничить распространение информации так называемыми нежелательными организациями, сформулировать это нужно по-другому. Конечно, это вопрос второго чтения, но в такой редакции мы, фракция ЛДПР, поддержать законопроект не можем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаев Олег Алексеевич, пожалуйста. НИКОЛАЕВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот я слушал и вопросы, и предыдущего выступавшего, и у меня складывается такое впечатление, что докладчика и содокладчика как будто вообще никто не слышал. На самом деле законопроект ровно о том, чтобы заблокировать информационные ресурсы тех иностранных или международных неправительственных организаций, деятельность которых в соответствии с действующим нашим законодательством уже признана нежелательной. И мы должны исходить из того, что в принципе деятельность этих организаций заключается не в физическом и юридическом присутствии на пространстве Российской Федерации, а именно в том, чтобы распространять информацию, которая находится прежде всего на их информационных ресурсах. Вот данным законопроектом мы даём инструмент для оперативного изъятия такого рода информации из интернет-пространства. И мы с вами должны понимать, что эта информация не подпадает под те меры, о которых многие говорили, мол, уже есть нормы, которые позволяют блокировать информационные ресурсы. К сожалению, информационные ресурсы этих организаций в перечень таких категорий не входят, поэтому законопроектом - я бы даже сказал, что он носит отчасти технический характер - мы добавляем в перечень материалы вот этих организаций, которые в соответствии с нашим законодательством признаны ведущими нежелательную деятельность и включены в соответствующий реестр. И кстати, отмечу, как уже говорил Юрий Николаевич, что менее чем за два года таких организаций включено в реестр одиннадцать, то есть одиннадцать организаций признаны таковыми, и в принципе речь пока идёт только о них. Если впоследствии в соответствии с решениями силовых органов и Генеральной прокуратуры нежелательной будет признана деятельность иных организаций, соответственно, они тоже будут подпадать под действие этого закона. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", естественно, будет поддерживать данный законопроект и призывает всех поступить таким же образом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горелкин Антон Вадимович, пожалуйста. ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит этот законопроект. Уже сейчас пишут и говорят о том, что мы якобы хотим дать возможность без суда в считаные минуты блокировать любые неугодные власти сайты. Не надо бояться, уважаемые коллеги, практика покажет, кто был прав, это не так, это очередная страшилка! Конкретно в этом законопроекте речь идёт исключительно о нежелательных организациях, которых, я напомню, у нас на данный момент всего одиннадцать. Говорят, что в России могут легко закрыть какой угодно сайт, но это тоже миф. Департамент по медиаресурсам Германии закрывает сайты гораздо быстрее, чем мы. В России для блокировки интернет-ресурса требуется полномасштабное судебное разбирательство, которое может длиться месяцами. Но, уважаемые коллеги, когда речь идёт об угрозе национальной безопасности, промедление может быть в прямом смысле смерти подобно. Учёные-фантасты давно гадали, какое оружие массового поражения придёт на смену ядерным бомбам, - почти никто не угадал: таким оружием в XXI веке стала информация. Сегодня даже при ведении реальных боевых действий гораздо важнее выиграть войну в информационном поле. Давайте для примера рассмотрим конкретную организацию из этих одиннадцати. Есть такой Черноморский фонд регионального сотрудничества, зарегистрированный в Румынии, на родине графа Дракулы. Он заявляет, что работает ради сближения всех стран Черноморского бассейна и даёт гранты российским и восточноевропейским медиа. На деле же это чисто политическая структура, созданная Германским фондом Маршалла, который был учреждён ещё в разгар холодной войны. На первый взгляд может показаться, что это организация с бородой, но это не так - борода из ваты, инструмент по-прежнему рабочий, они работают. Россия никогда не допускала и не будет допускать, мы надеемся, вмешательства в свои внутренние дела, и в связи с этим обсуждаемый законопроект - важный шаг в укреплении нашей национальной безопасности, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, ещё раз подчеркну, поддержит данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик, заключительное слово? Нет. Содокладчик? Пожалуйста. ЛЕВИН Л. Л. Дорогие коллеги, очень интересная и живая дискуссия. Я понял, о какой "Матильде" идёт речь. Читаем действующее законодательство, норму, которая вступила в действие с февраля 2014 года, - я сегодня об этом с трибуны, может быть, скромно, не так эмоционально, как некоторые выступавшие, говорил, - ещё раз: на основании требования генерального прокурора или его заместителей с февраля 2014 года ограничивается доступ к информационным ресурсам в сети Интернет, на которых размещается информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением закона, в том числе и нашими соотечественниками. Это я Николаю Ивановичу Коломейцеву отвечаю... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЛЕВИН Л. Л. Извините ради бога, Николаю Васильевичу. На его и ещё ряда коллег вопрос, может быть, был неполный ответ, но проблемы здесь действительно нет. Когда авторы законопроекта, выступая здесь, говорили, что он носит технический характер, они имели в виду, что речь идёт о добавлении к тому перечню, который я вам зачитал, действующему с февраля 2014 года, сайтов нежелательных организаций, которые будут блокироваться во внесудебном порядке для ускорения оперативной работы. Здесь также поднимался вопрос: пятнадцать человек - это много или мало? Напомню, что в отсутствие генерального прокурора его функции выполняют заместители, и пятнадцать человек для принятия подобного рода решений, конечно же, не много. Более того, чтобы исключить как раз странные, непродуманные и, может быть, даже ангажированные решения в отношении вообще любых внесудебных блокировок, в своё время мы исключили из закона возможность внесудебной блокировки региональными прокурорами, именно поэтому мы оставили только генерального прокурора и его заместителей. И ещё. Что касается работы РКН и ошибок, хочу обратить ваше внимание на то, что зачастую как раз в СМИ, на сайтах из-за не всегда высокой законодательной грамотности не только журналистов, но и других сотрудников случайно обнародуют информацию, распространение которой на самом деле является незаконным в Российской Федерации, и в связи с этим Роскомнадзор не автоматически блокирует сайты, а идёт навстречу этим СМИ, сайтам, в первую очередь обращается к ним с требованием удалить эту информацию, поэтому проблема ошибочных блокировок на сегодняшний день практически исключена в нашей стране. Ну и последнее, что я, наверное, хотел бы сказать. Здесь был поднят вопрос, почему среди нежелательных организаций отсутствуют фирмы, оказывающие сексуальные услуги гражданам Российской Федерации. Могу ответить своему коллеге так: если он считает, что организации, предоставляющие сексуальные услуги, нежелательны в нашей стране, предлагает отнести их к нежелательным организациям, то, наверное, ему для этого нужно внести такой законопроект в Государственную Думу. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Нет. Правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15-3 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", 5-й пункт повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 25 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.